Руководства, Инструкции, Бланки

образец годового плана доу по фгос img-1

образец годового плана доу по фгос

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Детский сад №18 - Годовой план

Годовые задачи ДОУ на 2014 - 2015 учебный год:

Цель:Совершенствовать методическую работу МКДОУ, направленную на профессиональный рост педагогов в соответствии с ФГОС.

1.Создать условия к введению ФГОС дошкольного образования в соответствии с планом мероприятий ДОУ, с целью обеспечения равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.

2.Углубить работу по нравственно – патриотическому воспитанию детей через приобщение к истории и культуре родного края. Нравственно воспитывать дошкольников, развивая доброе, заботливое отношение к природе и людям, своей стране, народу.

3.Сохранять и укреплять здоровье воспитанников посредством реализации современных подходов к организации предметно – пространственной среды ДОУ.

Договор с МБУК "Ефремовский районный художественно-краеведческий музей".

Годовые задачи ДОУ на 2013 - 2014 учебный год:

1. Повышение уровня педагогической компетенции педагогов посредством освоения и внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через:

  • Непосредственно образовательную деятельность в различных видах детской деятельности;
  • Образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
  • Самостоятельную деятельность детей;
  • Взаимодействия с семьями дошкольников.

2.Формирование нравственных качеств личности через технологию проектов как эффективный метод формирования интегративных качеств дошкольников в условиях реализации ФГОС.

3.Продолжать работу по сохранению укрепления здоровья детей через комплексный подход посредством интеграции образовательных областей.

Версия для слабовидящих

Видео

Другие статьи

Анализ выполнения годового плана

Педагогический совет № 05

от «25» мая 2015 г

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ ГОДОВОГО ПЛАНА

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО

ДЕТСКОГО САДА «ТЕРЕМОК»

ЗА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД

Цель: проанализировать воспитательно-образовательную работу за год.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Теремок» расположен по адресу: 152 170, РФ, Ярославская область, пос. Борисоглебский, ул. Допризывная, дом 40.

В августе 2011 года получено свидетельство о государственной лицензии на право осуществления образовательной деятельности.

МБДОУ «Теремок» характеризуется, как современное дошкольное образовательное учреждение, которое обеспечивает полноценное, целостное развитие детей раннего и дошкольного возраста с учетом государственного образовательного стандарта дошкольного образования по всем направлениям образовательной деятельности и способствует формированию современных базисных основ личности каждого дошкольника.

В своей деятельности МБДОУ «Теремок» руководствуется Законом РФ «Об образовании», Уставом ДОУ, решениями учредителя и соответствующих органов управления образования.

На основании Устава ДОУ, детский сад работает в 10-ти часовом режиме с 7.30 до 17.30 ч. при пятидневной рабочей неделе.

В 2014-2015 учебном году в ДОУ функционировало 3 возрастные группы:

Группа, возраст детей

Условия содержания воспитанников в ДОУ

В МБДОУ детский сад «Теремок» созданы все условия содержания детей. За годы работы в ДОУ накоплен положительный опыт успешного воспитания и обучения дошкольников, создана необходимая современная материальная база с обеспечением условий для развития их учебной, воспитательной, игровой, экспериментальной деятельности. В детском саду имеется 3 групповые комнаты с необходимой мебелью и оборудованием. Каждая группа имеет спальную комнату, санузел и прогулочную площадку. также имеется спортивная площадка.

В ДОУ имеется музыкальный и физкультурный зал, кабинет логопеда, медицинский блок, методический кабинет, оснащенный компьютером, принтером, методической литературой и дидактическим материалом и кабинет заведующего.

Кадровый ресурс дошкольного образования

Общее количество педагогических работников – 8.

Из них: административный персонал – 1,

Специалисты – 1

Воспитатели – 6

Детский сад укомплектован опытными и квалифицированными педагогическими кадрами, большинство из которых работает в дошкольных учреждениях не один год. Кадровый потенциал педагогов высокий, есть возможности для творческой работы коллектива. Педагоги ДОУ – специалисты первой квалификационной категории, их отличает творческий подход к работе, инициативность, доброжелательность, демократичность в общении, открытость. Дошкольное учреждение на начало учебного года было укомплектовано педагогическими кадрами на 100%.

Всего педагогов (кол-во)

участник районного смотра – конкурса «Мое лучшее занятие с детьми дошкольного возраста по ОО «Развитие речи»»

Темы по самообразованию педагогов связаны с задачами, решаемыми учреждением, или с приоритетными направлением деятельности. Это позволяет воспитателям объединить свои усилия в решении задач ДОУ и задач собственного развития. При выборе темы учитываются индивидуальный опыт и профессиональное о мастерство воспитателя. Каждый педагог дошкольного учреждения имеет план работы по самообразованию, в который включается: знакомство с новыми нормативными документами дошкольного образования, изучение новинок методической литературы, современных программ и технологий, передового педагогического опыта. В планах указываются этапы работы, содержание работы на каждом из них. Ежегодно коллеги представляет отчет о проделанной работе по самообразованию на педагогических советах.

Выводы: В работе с педагогическими кадрами используются разнообразные формы работы, результатом деятельности считаем активное участие педагогов ДОУ в районных методических объединениях, конкурсах, работа в творческих группах.

В 2014-2015 г педагогический коллектив продолжал работать над проблемой построения работы ДОУ в соответствии ФГОС, создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства.

Анализ работы позволяет выделить положительные моменты в решении данной проблемы: воспитателями был освоен принцип комплексно-тематического планирования; используются новые диагностические методики к программе «От рождения до школы»; педагоги целенаправленно используют интегративный подход при организации образовательного процесса.

В работе с детьми активно использовались программы:

  • Основная общеобразовательная программа МБДОУ детский сад «Теремок».
  • «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса, Т.С.Комаровой.

В течение учебного года идет постоянная динамика углубления, расширения и обобщения знаний детей, вместе с тем, отслеживается динамика общего развития детей через диагностические карты освоения всех разделов.

Освоение детьми основной общеобразовательной программы

По результатам диагностики выполнения программы по всем возрастным группам отмечено, что динамика развития соответствует возрасту детей.

Наиболее высокие результаты у детей старших групп. низкие показатели в 1 и 2 младших группах. Во всех группах необходимо продолжать уделять внимание речевому развитию и коммуникативным навыкам детей, закреплению навыков опрятности, формированию навыков личной гигиены, представлений о здоровом образе жизни, закреплению трудовых навыков, интереса к трудовым поручениям и труду взрослых, обогащению сюжета игр, закреплению умения вести ролевые диалоги, принимать игровые задачи, общаться со взрослыми и сверстниками. Продолжать работу по закреплению правил безопасности детей в детском саду, дома и правил безопасности на дороге, по формированию целостной картины мира, сенсорных эталонов и элементарных математических представлений, развитию конструктивных навыков, расширять знания о жанрах литературы, учить выразительно читать стихи. Уделить внимание познавательно-исследовательской деятельности.

В течение учебного года необходимо вести индивидуальную работу с детьми по развитию речи в соответствии с возрастом, по формированию умений и навыков по изобразительной деятельности, а в средних группах совершенствовать технику рисования, лепки, аппликации, развивать творческие и коммуникативные способности детей.

Показатели физической подготовленности по образовательной области «Физическая культура» освоен детьми средней, старшей и подготовительной возрастных групп на высоком уровне. Во всех группах в течение учебного года необходимо уделить внимание закреплению основных видов движений, развитию основных физических качеств.

Показатели музыкального развития показали, что дети всех возрастных групп усвоили программный материал, но следует обратить внимание на музыкально – ритмические движения во время танцев, работать над пением естественным голосом.

Таким образом, результаты мониторинга освоения программного материала детьми всех возрастных групп за 2014 – 2015 учебный год показали хороший уровень, итоги предыдущего мониторинга помогли педагогам определить дифференцированный подход к каждому ребёнку в подборе форм организации, методов и приёмов воспитания и развития.

Вывод. результаты мониторинга овладения детьми дошкольного образовательного учреждения программным материалом по образовательным областям и методикам специалистов на конец года являются удовлетворительными.

Анализ деятельности ДОУ по заболеваемости, организации охраны жизни и укреплению здоровья воспитанников.

Сравнительный анализ заболеваемости за последние три года

В детском саду имеется специально оборудованный медицинский кабинет, изолятор, прививочный кабинет. Медицинское обеспечение воспитанников ДОУ осуществляется старшей медсестрой по планам лечебно-профилактическими и оздоровительными мероприятиями.

В течение года проводилась работа по укреплению и сохранению здоровья детей: закаливающие процедуры, витаминизация пищи, профилактическая работа, вакцинация по плану, медицинский осмотр и диспансеризация.

Максимальный объем учебной нагрузки на воспитанников регламентирован сеткой занятий, утвержденной Учебным планом, в режиме 5 – дневной рабочей недели и не превышает норм предельно допустимой нагрузки.

Одно из основных звеньев в общем комплексе мероприятий по укреплению здоровья и профилактике заболеваний у детей дошкольного возраста, придается полноценному питанию детей.

Питание детей в ДОУ организовано в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Систематически составляется перспективное меню на 10 дней, с учётом продуктов завозимых в детский сад. Калорийность по норме выполняется, ежемесячно сдаётся отчёт по выполнению натуральных норм питания. Проводится С – витаминизация третьего блюда. Соблюдается режим питания.

Организация питьевого режима: кипячение воды. Дети ежедневно получают свежие овощи, фрукты, соки.

Проводились беседы и консультации с родителями на темы «Одеваем детей по погоде», «Оздоровление в семье», «Здоровый образ жизни» и др.

Выводы: использование в дошкольном учреждении комплексных профилактических мер помогло нам выявить детей с ослабленным здоровьем, добиться снижения заболеваемости детей и сотрудников, повышения посещаемости детей.

Реализация задач годового плана

По реализации первой годовой задачи «Продолжать работу по повышению уровня профессиональной компетенции педагогов путем дальнейшей реализации в практику ДОУ ФГОС» педагоги совершенствовали свои профессиональные умения и навыки в работе, используя инновационные технологии, принимали активное участие в педсоветах, консультациях, семинарах – практикумах, РМО. С целью повышения теоретического и практического уровня воспитателей организована работа по самообразованию педагогов, пополняется библиотека методической литературы, обновляются стенды «Методическая копилка», «Педагогическая мозаика», выписываются периодические издания. В течение учебного года были проведены: педсовет «Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога в деле повышения качества образования», проводили различные педагогические тренинги, семинары – практикумы «Культура речи педагога». Был организован тематический контроль «Наблюдение педагогического процесса в первой половине дня».

Для реализации второй задачи «Организовать работу по внедрению проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных и творческих способностей» было проведено следующее: педсовет на тему «Организация проектной деятельности», консультации «Проектный метод в деятельности ДОУ», «Организация проекта», «Развитие познавательных способностей дошкольников в проектной деятельности».

Для решения следующей задачи «Организовать работу по внедрению краеведческой деятельности ДОУ, как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края» были проведены следующие консультации «Краеведение – основа воспитания патриотизма», сделана подборка картотеки настольных игр по краеведению. Наши педагоги приняли участие в смотре – конкурсе проектов «Мы книжки хорошие делаем сами – своей головой и своими руками» и заняли первое место среди других садов Борисоглебского района.

По реализации четвертой годовой задачи «Создание условий для реализации здоровьесберегающих технологий в детском саду» были проведены тематический педагогический совет « Безопасность и здоровье наших детей», на котором обсудили работу по новым здоровьесберегающим технологиям. Были подготовлены и проведены консультации: «Профилактика простудных заболеваний», «Использование подвижных игр в разных видах деятельности», «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ», «Помогите ребенку укрепить здоровье» и др. п на протяжении всего учебного года проводились тематические занятия, физкультурные развлечения и досуги «Мама, папа, я – спортивная семья», «Олимпийские игры». Был организован тематический контроль «Коэффициент заболеваемости в детском саду». Организация работы с родителями помогает повысить медицинское и педагогическое образование родителей. Были проведены консультации, беседы, выпущены буклеты, ширмы – консультации.

Исходя из анализа годовых задач, можно сделать вывод. все поставленные задачи были достигнуты. Работа велась систематически, планомерно.

Взаимодействие с семьёй.

Работе с семьей в ДОУ уделяется серьезное внимание. Родители, по возможности, привлекались к участию в мероприятиях, проводимых в ДОУ: спортивные праздники, утренники, развлечения, выставки совместного детско-родительского творчества к Новому году, к Рождеству, 8-му Марта, смотры – конкурсы «Королева – зима», «Мастерская деда Мороза», «Посмотри, как хорош край, в котором ты живешь», «Безопасность и эстетичность оформления группы к новогодним праздникам». Регулярными стали Дни открытых дверей. В группах проводились тематические выставки по разным направлениям. Информационно-методическая помощь родителями оказывается всеми специалистами детского сада. Для них подготовлены стенды, на которых размещается информация по вопросам воспитания и обучения детей. В ДОУ уделяется серьезное внимание работе с родителями. Строится эта работа на принципах партнерства, сотрудничества, взаимодействия. Необходимо продолжать работу по совершенствованию форм взаимодействия с родителями, искать новые пути более действенного сотрудничества.

Итоги и перспективы

Подводя итоги работы за 2014 – 2015 учебный год, можно сделать следующие выводы:

- Работа коллектива была направлена на успешное решение поставленных годовых задач.

- Воспитательно-образовательную работу можно считать проведенной на хорошем уровне, дети освоили программный материал.

- В детском саду создана материально-техническая база для проведения планомерной воспитательно-образовательной работы.

На фоне достигнутых успехов в системе воспитательной работы детского сада, нами были выявлены следующие проблемы:

- Недостаточный уровень образованности родителей и детей по формированию здорового образа жизни.

- Увеличение количества детей с нарушениями в развитии речи. Необходимо уделять больше внимания речевому развитию и коммуникативным навыкам детей.

Годовой план работы на 2015-2016 учебный год

Годовой план работы на 2015-2016 учебный год

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГОВ

1. «Кто любит труд, того люди чтут» старшая группа

2. «Морские обитатели» подготовительная группа

3. «Играя познаём природу» средняя группа

4. «Как растут булки? » (исследовательский проект)

5. «Для чего нам армия?» старшая группа

6. «Витаминный калейдоскоп» средняя группа

7. «Классическая музыка в детском саду» все группы

8. «Загадочный мир Приморских заповедников» подготовительная группа.

9. «Улица полна неожиданностей» подготовительная группа

10. «Ребёнок и природа» 2 младшая группа

11. «Очевидное-невероятное» подготовительная группа

12. «Умывалочка» игровой проект 1 младшая группа

13. «Небесные странички» старшая группа

14. «В гости к нам пришёл зайчишка, длинноногий шалунишка» 2 младшая группа

15. «Знакомим детей с камнями» подготовительная группа

16. «Полезные насекомые» средняя группа

17. «Книжка первая моя» старшая группа

18. «Мир цветов» старшая группа

19. « Явления природы: летний дождь, гроза, радуга» средняя группа

20. «Солнышки на травке» 2 младшая группа

Ответственные воспитатели всех возрастных групп

КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ :

1. Организация непосредственно образовательной деятельности (НОД) в соответствии с ФГОС ДО».

2. « Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»

3. Обучение заучиванию стихов с помощью мнемотехники

4. «Игры в развитии речи детей»

5. « Современные здоровьесберегающие технологии у дошкольников»

6. «Как научить ребенка относиться осознанно к своему здоровью»

7. «Детское экспериментирование как метод обучения»

8. «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды»

9. «Каникулы в детском саду»

Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

«Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

«Планирование в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Подготовила старший воспитатель МКДОУ «Новохоперский центр развития ребенка – детский сад№1» - Е. В. Бобрович

В дошкольном образовании сегодня происходят большие перемены, основа которых была заложена государством, проявляющим большой интерес к развитию данной сферы. В целях совершенствования воспитания и образования дошкольников были введены ФГОС дошкольного образования, утверждены СанПиН к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных учреждениях, с 01.09.2013г. введен в действие новый федеральный закон «Об образовании в РФ». Главная цель политики в сфере дошкольного образования – качественное образование дошкольников. В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых форм работы, ориентированных на интересы педагогического коллектива и родителей.

Впервые в истории российского образования ФГОС дошкольного образования являются документом, который на федеральном уровне определяет, какой должна быть основная общеобразовательная программа дошкольного учреждения, какие она определяет цели, содержание образования и как организован образовательный процесс.

Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость стандартизации содержания дошкольного образования, для того чтобы, обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе.

Однако стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках.

Основная Образовательная Программа (ООП) – это модель организации образовательного процесса ДОУ. Основная общеобразовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования. Она призвана обеспечить дошкольнику тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении, т.е. в школе и должна выполняться каждым дошкольным учреждением.

В нынешних условиях, по мнению многих специалистов, существенно повышается роль планирования в управлении образованием. Грамотно составленные модели воспитательно-образовательного процесса в ДОУ служат путеводителем для педагогов, помогают решать задачи качественного образования.

Целостный образовательный процесс в ДОУ – это системный, целостный, развивающийся во времени и в рамках определенной системы, целенаправленный процесс взаимодействия взрослых и детей, носящий личностно-ориентированный характер, направленный на достижение социально-значимых результатов, призванный привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников. Образовательный процесс обеспечивает каждой отдельной личности возможность удовлетворять свои потребности в развитии, развивать свои потенциальные способности, сохранить свою индивидуальность, самореализоваться.

Образовательный процесс должен:

Сочетать принципы научной обоснованности и практической применимости;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей.

Образовательный процесс в каждом образовательном учреждении и для каждого воспитанника (обучающегося) имеет свою уникальность и своеобразие, обусловленные возможностью участия в его проектировании субъектов разного уровня – от государства до конкретного педагога, родителя и ребенка.


Современные требования к планированию образовательной деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

Основой образовательного процесса является планирование. План — это проект педагогической деятельности всех участников образовательного процесса. Планирование — это научно обоснованная организация педагогического процесса ДОУ, которая придает ему содержательность, определенность, управляемость.

Психолого-педагогические исследования последних лет показали, что первостепенное значение при планировании имеет не столько знание воспитателем возраста и индивидуальных особенностей детей, сколько учет их личностных характеристик и возможностей. Развивающее, личностно-ориентированное взаимодействие понимается как опора на личностные качества ребенка, что требует от воспитателя:

постоянного изучения и хорошего знания индивидуальных особенностей, темперамента, черт характера, взглядов, привычек детей;

умения диагностировать, знать реальный уровень сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей;

своевременного выявления и устранения причин, мешающих ребенку в достижении цели;

сочетания воспитания с самовоспитанием;

опоры на активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

Планирование воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении – одна из главных функций управления процессом реализации основной образовательной программы – отражает различные формы организации деятельности взрослых и детей. Введение Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 (далее – ФГТ), внесло в действующую структуру планирования значительные изменения. Эти изменения находят свое подтверждения в ФГОС ДО в настоящее время.

В проектирование деятельности включаются все специалисты ДОУ: музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, учитель-логопед, педагоги дополнительного образования и, конечно, воспитатели как активные участники творческой группы учреждении. На правах партнеров они вносят предложения содержательного и организационного характера.

Обязательной педагогической документацией воспитателя является план работы с детьми. Единых правил ведения этого документа нет, поэтому он может быть составлен в любой удобной для педагога форме. Однако существует несколько важных условий, которые руководителю ДОУ, старшему воспитателю или педагогу необходимо соблюдать при планировании:

объективная оценка уровня своей работы в момент планирования;

выделение целей и задач планирования на определенный период работы, соотнесение их с общеобразовательной программой дошкольного образования, по которой организуется воспитательно-образовательный процесс, возрастным составом группы детей и приоритетными направлениями образовательного процесса в ДОУ;

четкое представление результатов работы, которые должны быть достигнуты к концу планируемого периода;

выбор оптимальных путей, средств, методов, помогающих добиться поставленных целей, а значит получить планируемый результат.

Не менее важным условием реального планирования работы является учет специфических особенностей возрастной группы, конкретного педагогического коллектива, реальной обстановки и условий, в которых осуществляется образовательная деятельность, а также профессиональной компетентности педагогов.

План воспитательно-образовательной работы с детьми – документ, по которому работают два сменных воспитателя. Следовательно, это модель совместной деятельности и планирование должно быть совместным. Планирование предполагает не только процесс составления плана, но и мыслительную деятельность, обсуждение двумя педагогами того, что предстоит сделать для достижения целей и задач.

План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации. Однако число поправок можно свести к минимуму, если соблюдать принцип перспективного и календарного планирования.

Как бы ни был оформлен план воспитательно-образовательной работы с детьми, он должен отвечать определенным требованиям:

- основываться на принципе развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка;

- на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

- на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников группы;

- обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач образования воспитанников, в процессе реализации которых формируются знания, умения и навыки, имеющие непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

- планируемое содержание и формы организации детей должны соответствовать возрастным и психолого-педагогическим основам дошкольной педагогики.

При планировании и организации педагогического процесса важно учитывать, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра.

Согласно ФГОС ДО планирование образовательного процесса в ДОО должно основываться на комплексно - тематическом принципе.

В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС ДО предлагает для мотивации образовательной деятельности не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки и проведения каких-либо значимых и интересных для дошкольников событий. Обучение через систему занятий будет перестроено на работу с детьми по «событийному» принципу. Такими событиями станут Российские праздники (Новый год, День семьи и др.), международные праздники (День доброты, День Земли и др.). Праздники – это радость, дань уважения, память. Праздники – это события, к которым можно готовиться, которых можно ждать. Проектная деятельность станет приоритетной. Критерием того, что данный принцип заработает, станет живое, активное, заинтересованное участие ребенка в том или ином проекте, а не цепочка действий по указанию взрослого. Ведь только активный человек может стать успешным.

Выбирается тема, рассчитанная на 2-6 недель;

Все формы образовательной работы продолжают выбранную тему;

Для родителей предлагаются краткие рекомендации по организации совместной детско-взрослой деятельности в домашних условиях;

Каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.).

Как мы понимаем "комплексно-тематическое планирование образовательного процесса"?

В первую очередь тематическое планирование - это планирование в соответствии с примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования по всем образовательным областям (физическому, социально-личностному, познавательному, речевому и художественно-эстетическому). Какие задачи ставит автор? Какие условия? Какие результаты должны быть достигнуты?

Виды и формы планирования

В ДОУ используются две основные формы планирования: годовой и календарный план. Педагогами традиционно используются такие виды планирования: календарно-тематическое, перспективно-календарное, блочное, комплексное. Новым видом является модульное планирование.

Модульное планирование учитывает особенности работы современного дошкольного учреждения и состоит из трех взаимосвязанных разделов:

осуществление преемственности между ДОО и школой;

связь со специалистами дошкольного образования и общественными организациями.

К планированию подключается и педагогическая диагностика для оценки достижений детей, результативности педагогических усилий, коррекции уровня развития детей.

- комплексный подход, обеспечивающий взаимосвязь всех звеньев и сторон педагогического процесса;

- построение педагогического процесса с опорой на взаимодействие, партнерство взрослого с детьми;

- реальный учет особенностей региона, обстановки, сезона возраста детей.

Приоритетным направлением управления педагогическим процессом является моделирование и адаптирование примерных образовательных моделей к условиям ДОУ, дошкольной группы. Организация педагогического процесса требует соответствующих технологий.

Модели педагогических технологий:

- индивидуальная педагогическая поддержка;

- личностная педагогическая поддержка.

Алгоритм планирования и отслеживания результатов

Алгоритм планирования образовательного процесса на учебный год можно представить следующим образом.

Шаг первый - выбор основы для построения тематического календаря. Это может быть планирование в соответствии с лексическими темами, повторяющимися из года в год ("Времена года", 'Труд взрослых", "Безопасность на дорогах", "Новый год", "Москва", "Дом и семья" и т. д.). Или планирование на основе празднично-событийного цикла, основу которого составляют важные события в жизни детско-взрослого коллектива (День знаний, День рождения города, Осенняя ярмарка, Праздник фонариков, Новый год, День рождения группы, Мы путешествуем и т. д.).

Шаг второй - распределение тематики на учебный год с указанием временных интервалов.

Тематика, отобранная воспитателем, может быть распределена по неделям. Кроме этого, необходимо планировать развивающую среду, которая будет помогать расширению самостоятельной деятельности детей по освоению предложенных тем.

При выборе и планировании тем педагог может руководствоваться темообразующими факторами, предложенными Н.А. Коротковой [1].

первый фактор – реальные события, происходящие в окружающем и вызывающие интерес детей (яркие природные явления и общественные события, праздники);

второй фактор – воображаемые события, описываемые в художественном произведении, которое воспитатель читает детям. Это такой же сильный темообразующий фактор, как и реальные события;

третий фактор – события, специально “смоделированные” воспитателем исходя из развивающих задач (внесение в группу предметов, ранее неизвестных детям с необычным эффектом или назначением, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность: “Что это такое?”, “Что с этим делать?”, “Как это действует?”);

четвертый фактор – события, происходящие в жизни возрастной группы, “заражающие” детей и приводящие к сохранению на какое-то время интересов, источником которых служат, как правило, средства массовой коммуникации и игрушечная индустрия.

Все эти факторы, могут использоваться воспитателем для гибкого проектирования целостного образовательного процесса.

Планирование тематической недели должно основываться на определенной системе общих требований. Прежде всего, необходимо выделить задачи работы с детьми в соответствии с программой конкретной возрастной группы воспитанников и темой недели. Например: "расширить и обобщить знания детей о Москве столице России, ее истории", или "формирование первичных представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе".

Далее следует отобрать содержание образовательного материала согласно образовательной программе. Продумать формы, методы и приемы работы с детьми по реализации программных задач. Подготовить оборудование и продумать, какие изменения необходимо внести в предметно-развивающую среду группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.).

Большое значение имеют также вопросы организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели.

Алгоритм действия педагога по этим направлениям может быть следующим.

- выделение из программы и формулирование педагогической цели недели, задач развития ребенка (детей);

- отбор педагогического содержания (из разных образовательных областей);

- выделение события недели, основной формы организации детско-взрослой деятельности; формулировка индивидуальных обучающих, развивающих задач для каждого ребенка и группы в целом;

- отбор методов и приемов работы с детьми и с каждым ребенком в отдельности;

- практическое планирование педагогической деятельности на каждый день в течение тематической недели;

- продумывание и организация процесса обсуждения результатов проживания с детьми события недели, при этом важно подчеркнуть роль каждого ребенка в его подготовке и проведении;

- фиксация результатов освоения детьми образовательных задач.

Эффективность комплексно-тематического планирования

По мнению многих специалистов, комплексно-тематическое планирование является наиболее эффективным в работе с детьми дошкольного возраста. Так, с позиции старшего воспитателя оно позволяет систематизировать образовательный процесс в ДОУ и объединить усилия всех педагогов и специалистов, не упустив в течение года ни одной педагогической задачи.

С позиции воспитателя такой подход придает системность и последовательность в реализации программных задач по разным образовательным областям знаний, создается ситуация, когда у ребенка задействованы все органы чувств, а, следовательно, лучше усваивается материал.

Ребенок не перенапрягается, т.к. обеспечивается постоянная смена действий и впечатлений. В то же время жизнь в детском саду понятна и имеет смысл для детей, т.к. они «проживают» тему не спеша, не торопясь, успевая осмыслить и прочувствовать.

Детское сознание прекрасно удерживает эмоционально значимые для него события. А каждый временной отрезок (в данном случае неделя) имеет кульминационную точку – событие, к которому готовится вся группа. Это может быть праздник, выставка творческих работ, игра, викторина. Проживание событий помогает формированию у ребенка определенных знаний, навыков, умений в образовательных областях.

Задача педагога - спланировать образовательный процесс таким образом, чтобы вместе с воспитанником полноценно прожить все его этапы: подготовку, проведение, обсуждение итогов. При этом важно, чтобы у ребенка остались положительные эмоциональные переживания и воспоминания. В тоже время в совместной деятельности с педагогом воспитанник делает шаг вперед в своем развитии.

Данный способ планирования образовательного процесса требует от воспитателя высокого уровня профессионализма, общей культуры и творческого потенциала. Воспитатель должен уметь интегрировать образовательные области, отбирать наиболее результативные формы организации детской деятельности для решения конкретных программных задач, а также уметь педагогически обоснованно сочетать разные методы и приемы, ориентируясь на возрастные и индивидуальные особенности детей.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.