Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции методиста по библиотечным фондам img-1

должностные инструкции методиста по библиотечным фондам

Категория: Инструкции

Описание

Баханская Елена, Козлова Ольга

Создаем документы Елена Баханская, Ольга Козлова Должностная инструкция заведующего библиотекой ОУ

Должностную инструкцию заведующего библиотекой и библиотекаря мы печатали в 2000 году в летней подборке документов. Время вносит коррективы, и приходится разрабатывать варианты «на ходу». Например, с приходом компьютера в жизнь школьного библиотекаря некоторые «классические» функции изменяются в части их выполнения более современными способами. И это тоже нашло отражение в предлагаемом материале.

Вопросы, которые чаще всего возникают:

· А если в конкретной библиотеке часть работ невозможна?

· Кем эта инструкция утверждается?

Заведующий библиотекой выберет для своей инструкции все выполняемые им конкретно виды работ, и она будет утверждена директором его общеобразовательного учреждения. И этого вполне достаточно, чтобы документ являлся полноценным как для регламентации работы, так и, в случае разногласий, для разбирательств на любом уровне.

Предлагаемый вариант должностной инструкции содержит два приложения по отдельным направлениям работы, поскольку они имеют отчетливо выраженную специфику. Приложение по работе с учебным фондом дает перечень операций, за выполнение которых, по идее, должна идти денежная надбавка или доплата. Эта работа может выполняться отдельным сотрудником.

Приложение, связанное с новыми технологиями, также вынесено отдельно. Во-первых, потому что компьютеризация увеличивает нагрузку на работника библиотеки и предъявляет немалые требования к исполнителю. Степень его подготовленности существенно отразится на качестве работы библиотеки в новых условиях, что тоже учтено в инструкции. Во-вторых, отдельный функционал позволит вам аргументировать увеличение штата библиотеки.

Заведующий библиотекой является руководителем структурного подразделения образовательного учреждения, назначается, освобождается от должности и подчиняется непосредственно директору ОУ.

Контроль над деятельностью библиотеки осуществляет директор образовательного учреждения, который утверждает нормативные, технологические, планово-отчетные документы библиотеки.

За организацию деятельности библиотеки отвечает заведующий библиотекой (библиотекарь), который является членом педагогического коллектива, входит в состав педагогического совета.

Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором образовательного учреждения.

На период отпуска и временной нетрудоспособности заведующего библиотекой его обязанности могут быть возложены на библиотекаря, учителя или другого члена педагогического коллектива. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора ОУ, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре и образовании, постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка ОУ и настоящей Инструкцией.

1. Организация работы библиотеки как образовательного, информационного и культурного учреждения.

2. Обеспечение учебно-воспитательного процесса средствами библиотечного и информационного обслуживания.

3. Совершенствование традиционных, освоение и применение новых технологий.

1. Организует работу библиотеки образовательного учреждения, несет ответственность за деятельность библиотеки ОУ в пределах своей компетенции:

· Разрабатывает и корректирует Положение о библиотеке ОУ, Правила пользования библиотекой, должностные инструкции сотрудников библиотеки, планы и отчеты в соответствии с планом учебно-воспитательной работы ОУ, график работы и расписание работы библиотеки; предоставляет их на утверждение директору ОУ.

· Ведет библиотечную учетно-финансовую документацию: книги суммарного учета; инвентарные книги; дневник работы школьной библиотеки, тетрадь учета книг, принятых взамен утерянных; акты и накладные на поступление и списание документов; акты о проведении инвентаризации и проверок фонда; папка актов движения фонда; журнал учета справок, книга группового учета многоэкземплярной литературы, регистрационная картотеки периодических изданий и несет ответственность за ее достоверность.

· Использует в работе технические и информационные средства, новые информационные технологии.

· Обеспечивает библиотеку библиотечной техникой
в соответствии с бланком заказа на школьную документацию.

· Обеспечивает режим работы библиотеки в соответствии с потребностями и спецификой ОУ.

· Отвечает за эстетику оформления библиотечного помещения.

2. Формирует и организует библиотечный фонд:

· осуществляет комплектование документов и их учет (прием, выдачу, выбытие).

· организует техническую и аналитико-синтетическую (классификацию, каталогизацию) обработку полученных документов.

· обеспечивает систематико-алфавитную расстановку документов в соответствии с Библиотечно-библиографической классификацией.

· оформляет библиотечный фонд с помощью полочных и буквенных разделителей, полочных и стендовых выставок.

· организует фонд особо ценных документов.

· изучает и анализирует состав фонда и его использование.

· предусматривает меры по сохранности библиотечного фонда при открытом доступе, принимает меры для своевременного возврата документов.

· следит за правильностью расстановки фонда.

· осуществляет выявление утративших научно-познавательную ценность (устаревших) и ветхих документов, их своевременное списание по установленным нормам и правилам.

· обеспечивает контроль за выданными читателям документами.

· проводит периодические проверки фонда.

· осуществляет оформление подписки на периодические издания (в том числе электронной), контроль за доставкой и регистрацию.

3. Организует, ведет, редактирует справочно-библиографический аппарат библиотеки ОУ (каталоги, картотеки, рекомендательные списки литературы, информационные материалы) на традиционных и машиночитаемых носителях и несет ответственность за его состояние.

4. Организует дифференцированное библиотечное и информационно-библиографическое обслуживание читателей на абонементе и в читальном зале: педагогических работников, учащихся, других сотрудников ОУ, осуществляет перерегистрацию читателей в начале учебного года.

· Развивает информационно-библиографическую грамотность педагогов и учеников в рамках консультаций или специально организованных занятий;

· Способствует продвижению лучших образцов документов, информации с помощью тематических подборок, книжных выставок, стендов, уголков информации.

· Организует совместно с педагогическим коллективом разностороннюю массовую работу с учащимися по пропаганде книги.

· Сопровождает учебно-воспитательный процесс информационным обеспечением педагогов.

· Обеспечивает информационное обслуживание родителей учащихся ОУ.

5. Формирует библиотечный актив и проводит работу с ним.

6. Повышает свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Заведующий библиотекой имеет право:

· Самостоятельно выбирать формы и методы работы с читателями и планировать ее, исходя из общего плана работы школы.

· Участвовать с правом совещательного голоса в заседаниях педагогического совета школы.

· Принимать участие в работе семинаров и совещаний, непосредственно связанных со спецификой его деятельности.

· Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотекой.

· Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения.

· Изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда.

· Вносить предложения руководителю общеобразовательного учреждения по совершенствованию оплаты труда, в том числе надбавок, доплат и премирования работников библиотеки за дополнительную работу, не входящую в круг основных обязанностей библиотеки; по компенсационным мероприятиям, связанным с вредными условиями труда (библиотечная пыль, превышение норматива работы на компьютере).

· Иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами.

· Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в работе библиотечных ассоциаций или союзов.

· Имеет право совмещать должности, получать доплату за расширение зоны обслуживания, надбавки за высокое качество работы, звания и награды.

· Периодически повышать квалификацию путем прохождения курсов или иным способом.

Также заведующий библиотекой имеет право:

· На защиту профессиональной чести и достоинства.

· На представление к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры.

Заведующий библиотекой несет ответственность:

· за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения – в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ.

· за неисполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей – дисциплинарную ответственность в соответствии с трудовым законодательством.

· за виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей – частичную материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Взаимоотношения. Связи по должности.

1. Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится с соответствующими документами.

2. Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими), систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

3. Может привлекаться к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

4. Согласовывает работу библиотеки образовательного учреждения с методическим центром.

5. Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета.

6. Устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом по вопросам поставок учебной литературы в образовательное учреждение.

7. Устанавливает и поддерживает связи с централизованными библиотечными системами, проводит совместную работу с детскими библиотеками.

8. Взаимодействует с организациями по вопросам приема-сдачи макулатуры, подготавливает к сдаче списанную литературу.

Подпись зав. библиотекой

Функциональные обязанности библиотекаря
по работе с учебным фондом

1. Отвечает за обеспечение учебного процесса образовательного учреждения учебной литературой (в соответствии с бланком заказа Федерального и Регионального компонентов).

2. Ведет библиотечную учетно-финансовую документацию учебного фонда: книг суммарного учета; тетради учета книг, принятых взамен утерянных; актов и накладных на поступление и списание документов; актов о проведении инвентаризации и проверок фонда; папки актов движения фонда и несет ответственность за ее достоверность.

3. Организует работу с учебным фондом:

· комплектует учебный фонд в соответствии с образовательной программой ОУ на основании бланка-заказа Федерального и Регионального компонентов от Московского Департамента образования.

· осуществляет учет (прием, выдачу, выбытие документов).

· проводит техническую обработку полученных документов.

· организует размещение и хранение учебников в отдельном помещении в соответствии с инструкцией.

· осуществляет изучение состава фонда и анализ его использования.

· проводит периодические проверки фонда, следит за правильностью его расстановки.

· осуществляет выявление устаревших и ветхих документов.

· проводит своевременное списание устаревших и ветхих документов по установленным нормам и правилам.

· обеспечивает контроль за выданными читателям документами, принимает меры для своевременного возврата учебников и учебных пособий.

4. Осуществляет ведение картотеки учебников, методических пособий, учебных материалов на нетрадиционных носителях

5. Координирует взаимодействие работы с администрацией ОУ по формированию заказа на учебную литературу, проводит согласование данных бланка-заказа с завучем, председателем методического объединения и учителями, осуществляет своевременную сдачу заказа в методический центр.

6. Проводит корректировку количественных показателей заказа на учебную литературу в соответствии с перспективным плановым контингентом учащихся ОУ.

7. Осуществляет работу по дополнительному комплектованию учебного фонда (из спонсорских или попечительских средств).

8. Составляет дополнительный заказ на учебную литературу в связи с изменениями в образовательной программе школы и своевременно сдает их в методический центр.

9. Составляет информационные справки о недостающих и невостребованных учебниках и своевременно сдает их в методический центр.

10. Осуществляет передачу невостребованных наименований учебной литературы в образовательные учреждения округа (по мере необходимости).

11. Оформляет диагностическую карту уровня обеспеченности учебной литературой по областям знаний, анализирует использование вариативных программ.

12. Информирует преподавателей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий.

13. Осуществляет работу с классными руководителями по обеспечению учащихся ОУ учебниками.

14. Проводит совместную работу с администрацией ОУ по сохранности учебного фонда.

15. Взаимодействует с Централизованной бухгалтерией по вопросам финансового учета, осуществляет сверку данных балансового учета библиотечного фонда с данными бухгалтерского учета.

16. Устанавливает взаимодействие с Экспедиционно-складским комплексом по вопросам поставок учебно-методической литературы в образовательное учреждение.

17. Взаимодействует с организациями по вопросам приема макулатуры, подготавливает списанную литературу к сдаче.

18. Осуществляет работу с каталогами, тематическими планами издательств на учебно-методическую литературу, рекомендованную Министерством науки и образования.

Подпись зав. библиотекой (библиотекаря).

Дополнения к функциональным обязанностям
зав. библиотекой (библиотекаря) в связи
с использованием информационных технологий
и автоматизацией библиотечных процессов

1. Овладевает навыками начального пользователя ПК, проходит обучение, связанное с новыми библиотечными программами, осуществляет качественное повышение профессионального уровня.

2. Применяет новые информационные технологии в деятельности библиотеки ОУ.

3. Участвует в создании новой информационно-образовательной среды путем использования в библиотеке средств (возможностей) информационных технологий.

4. Осуществляет компьютеризацию основных библиотечных процессов: комплектование, учет, систематизация, каталогизация, читательский поиск, книговыдача.

5. Использует информационные ресурсы сети Интернет для пополнения библиотечного фонда (при наличии компьютера и доступа к Интернету).

6. Организует и ведет электронный каталог, базы данных по профилю ОУ.

7. Работает с информационными ресурсами на различных небумажных носителях (аудио-, видео-, CD, DVD), с образовательными интернет-ресурсами.

8. Выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы педагогических кадров ОУ в области новых информационных технологий и педагогических инноваций.

9. Консультирует обучающихся и педагогических работников по правилам использования компьютера в библиотеке.

10. Осуществляет информационную поддержку педагогов ОУ средствами информационных технологий в учебной деятельности.

11. Использует информационные технологии (в том числе возможности АИБС) для дифференцированного обслуживания учеников и педагогического коллектива школы.

12. Оказывает поддержку (консультативную, практическую, индивидуальную, групповую, массовую) пользователям в решении информационных задач, возникающих в процессе их учебной и профессиональной деятельности.

13. Организует компьютерную справочно-библиографическую службу.

14. Разрабатывает новые информационно- консультативные услуги для пользователей библиотеки ОУ.

15. Ведет журнал ежедневного учета использования интернет-ресурсов в бумажном и электронном виде.

16. Использует наглядность в предоставлении библиотечных услуг: оформление буклетов, указателей, приглашений и т.д.

Другие статьи

Нормативная документация по учебным фондам библиотек

ДОКУМЕНТЫ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ УЧЕБНИКОВ И АККРЕДИТАЦИИ ИЗДАТЕЛЕЙ

Приказ Минобрнауки России № 5 от 11 января 2007 г. "Об утверждении Административного регламента Министерства образования и науки Российской Федерации по исполнению государственной функции «Самостоятельно принимает нормативные правовые акты, утверждающие ежегодно на основе экспертизы федеральные перечни учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию"

Список экспертных организаций Минобрнауки России для проведения экспертизы учебников, согласованный президиумом Федерального совета по учебникам (Протокол № 6 от 18 января 2008 г.)

Приказ Минобрнауки России № 88 от 18 марта 2009 г. "Об утверждении Порядка отбора организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"

Приказ Минобрнауки России № 729 от 14 декабря 2009 г. "Об утверждении перечня организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"

Приказ Минобрнауки России № 428 от 23 апреля 2010 г. "Об утверждении Положения о порядке проведения экспертизы учебников"

Приказ Минобрнауки России № 2 от 13 января 2011 г. "О внесении изменений в перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях"

Приказ Минобрнауки России № 327 от 30 апреля 2013 г. "О рабочей группе по разработке проектов порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, и порядка отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Приказ Минобрнауки России № 1047 от 5 сентября 2013 г. "Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

Комплектование фондов библиотек:

ИНСТРУКЦИЯ ОБ УЧЕТЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА Приказ Минкультуры РФ от 2 декабря 1998 г. № 590 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ «ИНСТРУКЦИИ ОБ УЧЕТЕ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА»

Должностные обязанности методиста-психолога

Должностные обязанности методиста-психолога

1.Методист психолог относится к категории специалистов.
2.На должность методиста-психолога назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование и стаж педагогической работы от 5 лет и выше или стаж работы в должности методиста-психолога не менее 3 лет, или I квалификационную категорию.
3.Назначение на должность методиста-психолога и освобождение от должности производится приказом директора Центра.
4.Методист – психолог должен знать:
4.1.Конституцию Российской Федерации.
4.2.Законы Российской Федерации, постановления и решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образования.
4.3.Требования государственных образовательных стандартов по педагогической психологии.
4.4.Основные приемы и методы работы по профилю специальности.
4.5.Педагогику, психологию, коррекционную педагогику и психологию, клиническую психологию.
4.6.Современные подходы в организации психологического сопровождения для обеспечения психического и психологического здоровья всех участников образовательного процесса.
4.7 Принципы и порядок разработки учебно-программной документации, учебных планов, образовательных программ и другой учебно-методической документации.
4.9.Постановления, распоряжения; инструкции, приказы по организации и функционированию психологической службе системы образования.
4.10.Основы трудового законодательства.
5.Методист-психолог непосредственно заведующему методическим отделом.

II. Должностные обязанности.

1.Оказывает помощь педагогическим работникам в определении содержания, форм, методов и средств по обеспечению психологической адаптации учащихся и воспитанников ОУ.
2.Принимает участие в разработке методических и информационных материалов, диагностике, прогнозировании и планировании подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов-психологов ОУ.
3.Организует методическую работу районных психологических центров.
4.Разрабатывает предложения по организации эффективности работы районных психологических центров.
5.Обобщает результаты деятельности районных психологических центров.
6.Анализирует и координирует деятельность районных психологических центров.
7.Обеспечивает взаимодействие районных психологических центров с другими структурами городской психологической службы.
8.Воспринимает и ретранслирует информацию по передовым направлениям педагогической психологии.
9.Информирует районные методические кабинеты и образовательные учреждения о современных тенденциях в практической психологии.
10.Оказывает помощь в планировании деятельности районных психологических центров.
11.Оказывает консультативную и практическую помощь сотрудникам районных психологических центров.
12.Организует и координирует работу методистов районных психологических центров.
13.Разрабатывает необходимую документацию по функционированию психологических центров районов.

Методист-психолог имеет право:
1.Участвовать в обсуждении и решении вопросов деятельности Центра и отдела, а также кафедр и учебных подразделений.
2.Запрашивать от руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.
3.Бесплатно пользоваться услугами библиотеки, вычислительного центра, информационных фондов учебных и научных подразделений Центра.
4.Требовать от администрации Центра и заведующего отделом организационного и материально-технического обеспечения своей деятельности, а также оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.
5.Обжаловать приказы и распоряжения администрации Центра в установленном законодательством порядке.
6.Выносить на рассмотрение совета Центра вопросы, связанные с совершенствованием учебного процесса и повышением качества подготовки и переподготовки методистов-психологов.

Методист-психолог несет ответственность:
1.За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Российской Федерации.
2.За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
3.За причинение материального ущерба – в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.