Руководства, Инструкции, Бланки

должностные инструкции согласно профессиональным стандартам img-1

должностные инструкции согласно профессиональным стандартам

Категория: Инструкции

Описание

Профессиональный стандарт провизор - приказ 91н от 2016, аккредитация провизоров и фармацевтов в 2016 - Журнал «Катрен Стиль»

Приказ об идеальном провизоре

Введен новый профессиональный стандарт «Провизор» — его разработчик рассказала, как он повлияет на жизнь сотрудников аптек

Теперь точно известно, что должен знать, уметь и делать на своем рабочем месте провизор. Министерство труда и социальной защиты РФ приказом от 09.03.2016 № 91н утвердило Профессиональный стандарт «Провизор». Ранее подобного единого документа, фиксирующего все требования к профессии, не было. Бумага бумагой, но имеет ли ее появление какой?либо практический смысл для первостольников и руководителей аптек? Попробуем ответить на этот и другие вопросы вместе с Еленой Неволиной, исполнительным директором Некоммерческого партнерства «Аптечная гильдия». которое является ответственной организацией — разработчиком стандарта.

Общие сведения

Начнем с того, что Профессиональный стандарт «Провизор» (далее «ПС») из себя представляет. Он состоит из трех разделов. В разделе I — Общие сведения:

  • наименование вида профессиональной деятельности — организация и ведение фармдеятельности в сфере обращения лекарственных средств;
  • цель деятельности — обеспечение населения, медицинских и других организаций безопасными, эффективными и качественными лекарственными препаратами (далее — ЛП) и другими товарами аптечного ассортимента (далее ТАА).

В разделе II — Описание трудовых функций провизора. Перечислим их:

  • оптовая и розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА;
  • проведение приемочного контроля поступающих в организацию лекарственных средств и других ТАА;
  • обеспечение хранения лекарственных средств и других ТАА;
  • информирование населения и медицинских работников о ЛП и других ТАА;
  • изготовление ЛП в условиях аптечных организаций (этот пункт касается только аптек с рецептурно-производственным отделом).
Мастер-класс

В разделе III можно найти возможные наименования провизорских должностей, предлагаемых стандартом, — «провизор» и «провизор-технолог», то есть в этом нет никаких изменений. Разумеется, обязательно наличие высшего фармобразования (уровень — специалитет, то есть классическое 5?летнее высшее образование ) и повышение квалификации не реже одного раза в 5 лет в течение всей трудовой деятельности .

Ниже в ПС следует перечисление дополнительных — то есть не обязательных, но весьма желательных — путей профессионального развития провизора: программы переподготовки, стажировки, тренинги, дистанционные образовательные технологии (включая вебинары), участие в конференциях, конгрессах, мастер-классах. Как говорится, кто бы отказался. Любой первостольник с радостью сменит хотя бы на несколько дней или часов рутину аптечной повседневности на мастер-класс, стажировку или конференции, к тому же с перспективой профессионального роста. Но для этого, как говорил главный герой фильма «Вокзал для двоих», его должны «хотя бы один раз послать» на такие мероприятия.

Особое условие допуска к провизорской работе — прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований). а также, в случае необходимости, внеочередных медицинских осмотров.

ФармацЕя, или Наш подпоручик Киже

В одной из частей раздела III привлекает внимание наименование нашей специальности согласно Общероссийскому классификатору специальностей по образованию (ОКСО) — «фармацея». Именно так, через «е».

Это совсем не ошибка разработчиков, разъясняет Елена Неволина. исполнительный директор ответственной организации — разработчика стандарта: «Наша специальность называется „фармация“. Ошибка допущена в ОКСО. Классификатор этот ведет Министерство образования и науки. В ходе работы над стандартом мы написали в Минобрнауки с просьбой исправить ошибку. Выяснилось, что это казус составителя классификатора, который, видимо, решил, что раз „фармацЕвты“, то и специальность пишется через „е“ — „фармацЕя“. Проблема в том, что пока ОКСО не будет переиздан, эту ошибку в действующем классификаторе исправить невозможно». Елена Неволина далее рассказывает, что поначалу разработчики, конечно же, указали в стандарте корректное наименование специальности «фармация», но Минюст вернул ПС обратно именно на том основании, что оно не совпадает с наименованием, указанным в ОКСО.

Вот такой анекдот. Некто — вероятно, не имевший фармобразования, — допустил ошибку в одном классификаторе — и «вся отраслевая рать» не в силах эту ошибку исправить. И теперь гуляет она по нормативным правовым актам, смущая профессионалов. Есть такое расхожее словосочетание «буква закона». В данном случае буквально одна буква — как тот самый рожденный пером чиновника подпоручик Киже — устроила веселый концерт над здравым смыслом.

Стандарт обязателен

В разделе III по каждой из приведенных выше трудовых функций провизора перечисляются: а) трудовые действия, б) необходимые умения, в) необходимые знания, г) другие характеристики. Но прежде чем перейти к ним, выясним, имеет ли ПС «Провизор» обязательный или, например, желательный (рекомендательный) характер.

Минтруд РФ в письме от 04.04.2016 № 14–0/10/13–2253 поясняет, что требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены Трудовым кодексом и другими федеральными законами РФ. Елена Неволина в связи с этим исчерпывающе заключает: «Для провизоров, занимающихся фармацевтической деятельностью, профессиональные стандарты обязательны по той причине, что требования к их квалификации установлены Федеральным законом от 21.11.2011 № 323?ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ».

Относительно темы применения стандарта в реальной аптечной повседневности Елена Неволина отметила, что ПС «Провизор» будет являться для работодателя основой при составлении должностной инструкции и трудового договора с сотрудником, в котором прописаны его трудовые функции. Не исключено, что теперь в трудовых договорах в массовом порядке появится следующая формулировка, описывающая обязанности работника: «…совершать трудовые действия, обладать необходимыми умениями и знаниями согласно профессиональному стандарту «Провизор».

С другой стороны, ПС может являться ориентиром и для заключающего договор провизора. Например, последний может отказаться от тех функций, которые отсутствуют в стандарте, либо согласиться исполнять их на особых условиях.

Несоответствие требованиям ПС «Провизор» подпадает под действие части 1 статьи 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных актов, содержащих нормы трудового права». По ней предусмотрены следующие административный штрафы: для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц — от 1000 руб. до 5000 руб. для юридических лиц — от 30 000 руб. до 50 000 руб. Отметим, что штрафы налагаются не на работника, а на того, у кого он работает.

Консультирование: знак и щит профессии

Для профессионалов отрасли не секрет, что наша профессия подвергается определенному давлению со стороны тех, кто хочет продавать лекарства — пусть даже безрецептурные — не являясь при этом фарморганизацией, то есть не имея лицензии, диплома и т. д. Что отличает банальную продажу от профессионального отпуска лекарства? Ответ очевиден — в первую очередь консультирование по вопросам, связанным с выбором и применением лекарств.

В ПС «Провизор» этой теме уделено пристальное внимание. В частности, среди трудовых действий в рамках функции «розничная торговля, отпуск ЛП и других ТАА» значатся:

  • консультировать по группам ЛП и синонимам в рамках одного МНН и ценам на них;
  • осуществлять отпуск ЛП по рецептам и без рецепта врача, с консультацией по способу применения, противопоказаниям, побочным действиям, взаимодействию с пищей, другими ЛП и ТАА.

Елена Неволина напоминает, что прерогатива продавать лекарства исключительно в аптеках, установленная еще Петром I, сохранилась до нашего времени именно потому, что отпуск лекарств требует грамотного консультирования. «У нас эта функция практически утрачена, — сожалеет исполнительный директор «Аптечной гильдии». — поэтому те, кто призывает разрешить продавать лекарства в супермаркетах, козыряют аргументом, что и в аптеках в наши дни редко когда консультируют».

«Вот мы и хотим, чтобы консультационная функция стала опять обязательной», — резюмирует Елена Неволина. Таким образом, путем акцентирования в ПС «Провизор», фармконсультирование становится знаком профессии, а также ее щитом, защищающим от проникновения в лекарственную отрасль непрофессионалов. Ведь если консультирование будет обязательным, то продажа лекарств в супермаркетах без лицензирования объекта станет невозможной.

Другие действия и умения

Все трудовые действия, умения и знания, включенные в ПС, в рамках статьи не перечислить. Упомянем только те из них, которые также входят в упомянутую выше функцию «розничная торговля…»:

  • делать фармацевтическую экспертизу рецептов и требований, проверку оформления их прописи, способа применения, безопасности ЛП в отношении лекарственной формы, дозировки, взаимодействия с другими лекарствами, указанными в рецепте;
  • таксировать рецепты и требования, регистрировать их;
  • осуществлять контроль при отпуске, в частности, целостности упаковки, правильности маркировки, соответствия наименования рецепту, дозировки (в том числе сильнодействующих и других ЛП) и т. д.
  • принимать решения о замене выписанного ЛП на синонимы и аналогичные препараты, в установленном порядке;
  • осуществлять предпродажную подготовку, организацию и проведение выкладки ЛП и других ТАА в торговом зале и на витринах;
  • уметь вести кассовую, отчетную, организационно-распорядительную документацию;
  • изучать спрос; и т. д.

В «необходимых умениях» провизора в основном повторяются перечисленные выше трудовые действия с некоторыми дополнениями. Например, провизор должен также уметь:

  • интерпретировать положения законодательных и других нормативных правовых актов, регулирующих обращение лекарственных средств и других ТАА;
  • пользоваться компьютерными системами, принятыми в аптечных организациях;
  • осуществлять эффективные коммуникации с коллегами и пациентами при решении профессиональных задач. Здесь речь идет, например, о взаимодействии с врачами в случае выявления каких?либо проблем, связанных с содержанием рецепта и назначенными препаратами;
  • вести предметно-количественный учет ЛП; и т. д.
Мост между вузом и работой

Дело остается за «малым» — как провизору получить все эти перечисленные умения и знания, большинство из которых носят практический характер? При поиске ответа на этот вопрос выясняется, что появление ПС «Провизор» было подготовлено предшествующими изменениями в системе высшего фармобразования.

Елена Неволина напоминает, что выпускники 2016 г. уже учились по Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), в котором особое внимание уделяется практическим навыкам. Именно поэтому в наших фармвузах — как, например, на фармфакультете Первого МГМУ — открываются учебные аптеки. Это и есть мост между образовательными и профессиональными стандартами, между «заточенным» на практические навыки обучением и практикой.

И посередине этого моста — процедура аккредитации фармацевтов и провизоров. которая также вводится в текущем году. Что означает успешное прохождение выпускником фармвуза аккредитации? То, что он готов квалифицированно совершать прописанные в стандарте трудовые действия и обладает также необходимыми знаниями и умениями, указанными в том же ПС.

Мост под названием «образовательный стандарт с уклоном на практические навыки — аккредитация специалиста — профессиональный стандарт» . похоже, выстроен последовательно, логично и взаимосвязанно. Теперь вопрос в том, как он будет работать.

Магистр-провизор и бакалавр-фармацевт

А как обстоит дело со стандартом для фармацевтов? Согласно Елене Неволиной. он фактически уже сделан и даже прошел общественное обсуждение. Его разработчиком выступила Национальная фармацевтическая палата. Фармацевты, в отличие от провизоров, перейдут на процедуру аккредитации в 2018 г.; принятие Профессионального стандарта «Фармацевт», скорее всего, произойдет до этого события — возможно, в начале 2017 г.

Поживем — увидим, чем будут отличаться ПС «Провизор» и ПС «Фармацевт». Ведь на практике сейчас функции провизоров-первостольников и фармацевтов-первостольников почти не различаются. То же самое можно сказать и об их зарплатах.

Можно выразить надежду, что перемены в отрасли, с одной стороны, ликвидируют эту уравниловку, а с другой — поднимут престиж российского фармобразования в целом, вне зависимости от уровня. Профессиональная практика всё больше указывает на то, что стоит подумать о переходе от специалитета (5 лет) к двухуровневой системе бакалавр (4 года, фармацевт) — магистр (еще два года, провизор). Иначе обоим трудно соответствовать стандартам и требованиям, которые к ним предъявляются.

Итак, теперь в одном документе четко зафиксировано, что провизор должен уметь делать, так сказать, описан «идеал провизора». Остальное выходит за рамки его функций. Но, посмотрим, могут ли идеалы появляться одними приказами.

Авторизация Восстановление пароля Регистрация

Другие статьи

Профессиональный стандарт для бухгалтера

Профессиональный стандарт для бухгалтера

7 февраля 2015 г. вступил в силу Профессиональный стандарт для бухгалтера, утвержденный Приказом Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н "Об утверждении Профессионального стандарта "Бухгалтер" (далее - Приказ Минтруда России от 22.12.2014 N 1061н). В нем обобщается информация о требованиях к знаниям, образованию и стажу бухгалтеров, о трудовых функциях бухгалтера и главного бухгалтера предприятий различных отраслей экономики. В статье рассмотрены и проанализированы основные положения и требования вступившего в силу Приказа Минтруда России от 22.12.2014.

В соответствии со ст. 195.1 ТК РФ профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. Данная трактовка появилась в ТК РФ еще в 2012 г. После чего были утверждены профессиональные стандарты для различных категорий работников, в том числе для инженеров и программистов, но для профессии бухгалтера Стандарт был принят только в 2014 г. Всего на данный момент принято 407 профессиональных стандартов, утвержденных Минтрудом России и включенных в специальный реестр.

На сегодняшний день профессиональные стандарты не являются обязательными к применению, поэтому работодатели, а также учебные заведения могут использовать их положения как ориентировочные критерии при приеме на работу соискателей, при написании должностной инструкции или при составлении образовательной программы. Однако предполагается, что с начала 2016 г. Профессиональный стандарт для бухгалтера станет обязательным к применению в бюджетных организациях. В будущем также планируется замена профессиональными стандартами квалификационных справочников, т.к. большая часть последних устарела, неактуальна и не соответствует современному состоянию рыночной экономики.

Профессиональные стандарты применяются:

  1. работодателями - при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
  2. образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
  3. при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23).

Во введении Профессионального стандарта для бухгалтера определена его цель как формирование документированной систематизированной информации об объектах бухгалтерского учета в соответствии с законодательством РФ и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности. раскрывающей информацию о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимую пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

Группы занятий, согласно Профессиональному стандарту бухгалтера, представлены на рис. 1.

Коды ОКЗ определены Общероссийским классификатором занятий, утв. Постановлением Госстандарта России от 30.12.1993 N 298 (далее - Общероссийский классификатор занятий). Общероссийский классификатор занятий разработан в соответствии с Государственной программой перехода РФ на принятую в международной практике систему учета и статистики исходя из требований развития рыночной экономики.

Общероссийский классификатор занятий представляет собой систематизированный перечень видов трудовой деятельности, позволяющий достигнуть единообразия их наименований и обеспечить возможность проведения статистических сравнений, учета и анализа в интересах осуществления рациональной политики занятости. Систематизация видов трудовой деятельности (занятий), принятая в Общероссийском классификаторе занятий, в основном соответствует Международной стандартной классификации занятий и имеет иерархическую четырехуровневую структуру.

Общероссийский классификатор занятий предназначен для решения широкого круга задач, касающихся регулирования социально-трудовых отношений, а также связанных с оценкой состояния и динамики изменений структуры рабочей силы, анализом и прогнозом показателей в сфере занятости и профессионального образования.

Классификационной единицей Общероссийского классификатора занятий является вид трудовой деятельности (занятие), основу которого составляет квалификация (профессиональное мастерство) и профессиональная специализация. В отличие от профессии, подразумевающей обязательную профессиональную подготовку, под занятием понимают любой вид деятельности, в том числе не требующий специальной подготовки, приносящий заработок или доход. Объектами классификации являются однородные с точки зрения содержания работ, укрупненные группировки профессий рабочих и должностей служащих.

Структурно Классификатор состоит из 9 укрупненных групп, подразделяющихся на подгруппы, составные группы и базовые группы (рис. 2).

В основу признаков для определения общности (сходства) работ и группировки занятий положены характеристики занятий: содержание функций (выполняемых работ), предметы и орудия труда, масштаб и сложность руководства, конечные результаты трудовой деятельности и др. определяющие квалификацию и специализацию работников.

Критерием квалификации является уровень образования (профессиональная подготовка) и опыт (стаж) практической работы, которые в совокупности образуют необходимые предпосылки для выполнения работы определенной сложности. Указанный критерий применяют для идентификации всех видов трудовой деятельности и формирования укрупненных групп, за исключением руководителей (представителей) органов власти и управления всех уровней, включая руководителей учреждений, организаций и предприятий.

В Общероссийском классификаторе занятий выделено 4 уровня квалификации. Первый уровень квалификации соответствует основному общему образованию и среднему (полному) общему образованию, установленным Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; второй уровень квалификации - начальному профессиональному образованию; третий - среднему профессиональному образованию; четвертый - высшему профессиональному образованию и послевузовскому профессиональному образованию.

При классификации занятий учитывают, что определенный уровень квалификации может быть достигнут не только профессиональным образованием или специальной подготовкой, но достаточно часто его достигают опытом практической работы. Однако для занятий, требующих высокого уровня квалификации, образование и специальная подготовка имеют определяющую роль.

Критерий профессиональной специализации характеризуется сферой приложения труда. На основании этого критерия определяют тип необходимых знаний, умений и навыков, требуемых для выполнения обязанностей и трудовых функций по определенным видам занятий. Его используют в качестве основы при определении видов деятельности, производственных процессов, обрабатываемых сырья и материалов, результатов труда и т.п.

На каждом последующем уровне сгруппированы виды занятий с учетом более глубокой специализации. Подгруппы в Общероссийском классификаторе занятий сформированы на основе критерия профессиональной специализации. В одном случае это тип необходимых знаний, в другом - используемые инструменты, применяемые материалы или вид производимого продукта и оказываемых услуг. По данному критерию образованы также составные группы. Для отнесения занятий к базовым группам, кроме этого критерия, применяют и другие в зависимости от специфики конкретной группы занятий.

Если занятие охватывает широкий круг профессиональных функций, то его классификацию осуществляют с использованием принципа приоритетности. Так, в случаях, когда функции работника связаны с различными стадиями процесса производства и распределения товаров и услуг, приоритет отдают производственным функциям, если при этом такие функции, как продажа, транспортное обслуживание или управление производственным процессом и т.п. не доминируют. Если для выполнения профессиональных функций необходимы подготовка различного уровня и практический опыт, то занятия классифицируют в соответствии с теми функциями, реализация которых требует более высокого уровня квалификации.

В зависимости от уровня укрупнения групп занятий кодирование осуществляют одним, двумя, тремя или четырьмя знаками.

Общая схема кодирования в Общероссийском классификаторе занятий представлена на рис. 3.

Рассмотрим процесс формирования кодов, присвоенных профессии бухгалтера, представленных на рис. 4 - 7.

Министерство образования и науки Российской Федерации

В этом разделе публикуются ответы Минобрнауки России на часто задаваемые вопросы читателей нашего сайта. Если вы не нашли ответа на интересующий вас вопрос, его можно задать здесь.

Просим вас дать разъяснение по педагогическим работникам, принятым до 26.08.2010 г. в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение, т.е. до принятия приказа Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н, имеющих среднее профессиональное или высшее образование по преподаваемым дисциплинам, но не имеющих образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Требуется ли пройти таким преподавателям профессиональную переподготовку в связи с введением профессиональных стандартов с 01.01.2017 г.?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что вид ДПП не указан. Это может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте! Прошу растолковать в соответствии с утвержденным приказом Минтруда РФ № 608н и вступающим в действие с 01.01.2017 г. профессиональным Стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» п. 1 – 3 требований к образованию и обучению преподавателя СПО (раздел А «Преподавание по программам профессионального обучения, СПО и ДПП»). Верно ли, что преподаватель, имеющий «среднее профессиональное образование, направленность (профиль) которого. соответствует преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине» (п.1) при отсутствии педагогического образования (п. З) «должен получить дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения»? Будет ли в данном случае достаточным дополнительное профессиональное образование в объеме соответствующей программы повышения квалификации? Нужно ли ему проходить профессиональную переподготовку с присвоением новой квалификации педагогической направленности для осуществления вида профессиональной деятельности 01.004 «педагогическая деятельность в профессиональном обучении», учитывая, что этот вид деятельности регламентируется Стандартом «Педагог профессионального обучения»? Спасибо!

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программа повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программа профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Прошу разъяснить применение профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» согласно пункта 3.1. «Преподаватель», требования к образованию и обучению в следующей ситуации: Преподаватель в учреждении СПО имеет высшее образование (не педагогическое), окончил Уфимский технологический институт сервиса, по специальности «экономист», преподает экономику. В стандарте прописано, что при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. Вопрос: что подразумевает собой дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения и должно ли оно быть педагогическим в конкретной ситуации?

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает, в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года. При этом, согласно пункту 5 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников относится к компетенции образовательной организации.

Необходимость подготовки работников (профессионального образования и профессионального обучения) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель (статья 196 Трудового кодекса Российской Федерации). Соответственно, требующуюся работнику ДПП определяет работодатель.

Если педагогический работник еще не воспользовался своим правом на дополнительное профессиональное образование, то необходимо им воспользоваться и пройти соответствующую ДПП. При этом, обучение по ДПП в целях обеспечения соответствия квалификации педагогического работника требованиям ПС должно осуществляться за счет средств работодателя.

Дополнительно обращаем внимание, что согласно пункту 23 приказа Минобрнауки России от 7 апреля 2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (зарегистрирован Минюстом России 23 мая 2014 г. регистрационный № 32408) аттестационные комиссии организаций дают рекомендации работодателю о возможности назначения на соответствующие должности педагогических работников лиц, не имеющих специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе «Требования к квалификации» раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих и (или) профессиональными стандартами, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности.

Здравствуйте, в пункте 3.1 профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (приказ Минтруда РФ от 8 сентября 2015 г. № 608н) в разделе требования к образованию и обучению указано, что «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения», при этом не указана направленность дополнительного образования, в то время как, например, в пункте 3.3 указано «при отсутствии педагогического образования – дополнительное профессиональное педагогическое образование», подчеркиваю именно педагогическое дополнительное профессиональное образование.

Означает ли это, что для преподавания по программам профессионального обучения, СПО и ДПП, ориентированным на соответствующий уровень квалификации (пункт 3.1) необязательно наличие педагогического образования? Спасибо.

В соответствии с профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденным приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н (далее – Приказ № 608н), для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования (далее – СПО) и дополнительным профессиональным программам (далее – ДПП), ориентированным на соответствующий уровень квалификации при отсутствии педагогического образования необходимо дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования и (или) профессионального обучения. При этом сказано, что дополнительная профессиональная программа может быть освоена после трудоустройства.

В соответствии с пунктом 2 Приказа № 608н ПС применяется работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда с 1 января 2017 года.

Обращаем внимание, что ДПП, может быть как программой повышения квалификации (не менее 16 часов), так и программой профессиональной переподготовки (не менее 250 часов).

«Дополнительное профессиональное образование в области профессионального образования» означает в зависимости от вида ДПП следующее:

  • программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации;
  • программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности – педагогической деятельности в области профессионального образования и (или) профессионального обучения, приобретение новой квалификации.

Здравствуйте. Я работаю преподавателем в ОГБГІОУ ДТК 15 лет, высшая категория (2012), образование высшее – специальность «Экономика и управление на предприятии (машиностроение)», квалификация – экономист-менеджер. Преподаю экономику организации, машиностроительное производство, профессиональный модуль ПM.02. Участие в организации производственной деятельности структурного подразделения по специальности «Технология машиностроения». В 2014г. прошла курсы повышения квалификации в объеме 108 часов по программе «Основы профессионально-педагогической деятельности». Могут ли мне отказать в педагогической нагрузке на 2016-2017 уч. год и уволить в связи с вступлением в силу с 01.01.2017 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования»? Прошу не переадресовывать мой вопрос в Минобрнауки Ульяновской области.

Указанное высшее образование и дополнительное профессиональное образование соответствуют требованиям профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (далее – ПС), утвержденного приказом Минтруда России от 8 сентября 2015 г. № 608н, указанным как необходимые для преподавания по программам профессионального обучения, среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, ориентированным на соответствующий уровень квалификации.

Согласно пунктам 4 и 5 части 3 статьи 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относится установление штатного расписания, если иное не установлено нормативными правовыми актами Российской Федерации, прием на работу работников, заключение с ними и расторжение трудовых договоров, если иное не установлено Федеральным законом № 273-ФЗ, распределение должностных обязанностей, создание условий и организация дополнительного профессионального образования работников.

При этом, в соответствии с пунктом 3 части первой статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации расторжение трудового договора по инициативе работодателя в случае несоответствия работника занимаемой должности или выполняемой работе вследствие недостаточной квалификации возможно только при подтверждении такого несоответствия результатами аттестации.

Таким образом, недостаточность квалификации должна быть подтверждена результатами аттестации.

Дополнительно сообщаем, что в соответствии с частью 2 статьи 49 Федерального закона № 273-ФЗ проведение аттестации педагогических работников в целях подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям осуществляется один раз в пять лет на основе оценки их профессиональной деятельности аттестационными комиссиями, самостоятельно формируемыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность.

Какие существуют меры защиты права автора как создателя научного, литературного и художественного труда?

К мерам защиты права автора на признание его в качестве создателя научного, литературного и художественного труда относится обеспечение легальной монополии в отношении созданного результата интеллектуальной деятельности (Статья 1225 Гражданского кодекса Российской Федерации), выражающееся в обладании исключительным правом на такой результат, а также признание его личных неимущественных прав и иных прав. В соответствии со статьей 1257 Гражданского кодекса Российской Федерации автором произведения признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Гражданским законодательством Российской Федерации устанавливается презумпция авторства, то есть автором считается лицо, указанное в качестве автора на произведении (его экземпляре) либо информация о котором приложена к произведению (его экземпляру), если не доказано иное. Правообладатель для оповещения о принадлежности ему исключительном праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права (статья 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации). За совершение противоправных действий в отношении интеллектуальных прав Российским законодательством предусмотрены меры как в рамках гражданского и административного (статья 7.12 Кодекса об административных правонарушениях ), так и уголовного (статья 146 Уголовного кодекса Российской Федерации) законодательства. Решение споров, связанных с защитой интеллектуальных прав отнесено к компетенции Суда по интеллектуальным правам, полномочия которого определены Федеральным конституционным законом № 1-ФЗ от 28 апреля 1995 года «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Как защищаются материальные интересы автора результата интеллектуальной деятельности?

В силу действия принципа свободы договора (статья 421 Гражданского кодекса Российской Федерации), и общего диспозитивного начала частного права (пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации) участники гражданского оборота приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе (статья 1229 Гражданского Кодекса Российской Федерации).

Возможность самостоятельно распоряжаться исключительными правами и участвовать во внедрении своих изобретений является самым важным стимулом к созданию результатов интеллектуальной деятельности, а также способствует формированию полноценного рынка интеллектуальных прав в Российской Федерации.

К мерам защиты материальных интересов авторов, возникающих в связи с их трудами, относятся:

  • возможность распоряжения исключительным правом, позволяющим использовать результат интеллектуальной деятельности по своему усмотрению в любой форме и любым не противоречащим закону способом;
  • выплата вознаграждения автору за создание и использование результата интеллектуальной деятельности, в случае, если он носит характер служебного.

Правительством Российской Федерации установлены ставки выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы (Постановление Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 г. № 512), обеспечивающие гарантии выплаты вознаграждения в случае, если между работодателем и работником не заключено соответствующее соглашение, устанавливающее регулирование порядка выплаты такого вознаграждения.

Должен ли работодатель выплачивать вознаграждение за служебное изобретение по-новому в связи с выходом Постановления Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

Правила выплаты вознаграждения за служебное изобретение, служебный промышленный образец служебную полезную модель, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512 не носят характер общеобязательного акта. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (пункт 5, статья 1246) Правила применяются только в случае, если между работником и работодателем не заключен соответствующий договор, определяющий размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за такой служебный результат интеллектуальной деятельности (далее – РИД).

Оценка вклада автора в служебный РИД, в том числе экономически или технически обоснованного, зависит не столько от отрасли, в которой осуществляет свою деятельность конкретная организация, сколько от особенностей деятельности конкретной организации. По указанной причине Гражданский кодекс Российской Федерации, устанавливая принцип свободы договора, позволяет работодателю самостоятельно в договоре с работником определять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения за служебный РИД. При этом сам работодатель в договоре с работником, учитывая особенности деятельности организации, может предусмотреть осуществление выплаты вознаграждения за служебный РИД в зависимости от технической значимости получаемой работодателем прибыли (дохода) от реализации продукции с использованием служебного РИД, а также выплату вознаграждения лицам, осуществляющим содействие созданию и использованию служебных изобретений.

Следовательно, если работодателем был установлен собственный порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) за служебный РИД, закрепленный в соглашениях (договорах) с работниками (авторами) в локальном нормативном акте предприятия, работодатель, учитывая принцип диспозитивности и свободы договора, не обязан изменять размер, условия и порядок выплаты вознаграждения авторам (разработчикам) РИД в связи с вступлением силу Правил.

Каков порядок расчета суммы вознаграждения за создание и использование служебного изобретения, служебной полезной модели, служебного промышленного образца согласно Правилам выплаты вознаграждений за служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июня 2014 года № 512?

Учитывая специфику современных экономических отношений, при которых в большинстве случаев определение доли прибыли, полученной от использования конкретного результата интеллектуальной деятельности (далее - РИД), затруднительно, а возможные споры по определению размеров прибыли от использования РИД могут привести к нежелательному раскрытию коммерческой информации о деятельности организации-работодателя, расчет вознаграждения, предусмотренного Правилами, производится исходя из абсолютных значений доходов и размера средней заработной платы авторов. Установленный Правилами размер вознаграждения привязан к средней заработной плате работника, направлен на ее повышение (подпункт «а» пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики»).

Порядок расчет суммы вознаграждения за служебный РИД установлен Трудовым кодексом Российской Федерации (Статья 139 Трудового кодекса Российской Федерации). Для расчета среднего заработка (Постановление Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 г. № 922) учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат, кроме выплат социального характера и иных выплат, не относящихся к оплате труда (материальная помощь, оплата стоимости питания, проезда, обучения, коммунальных услуг, отдыха и другие).

Расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.

Для расчета суммы вознаграждения за служебный РИД средняя заработная плата работника исчисляется на дату подачи работодателем заявки на получение патента на РИД, либо на день принятия им решения о сохранении информации о нем в тайне, либо на день передачи работодателем права на получение патента другому лицу.

Как распределяются права договаривающихся сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ по Государственному контракту?

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июля 2014 г. № 606 утверждены «Правила разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов», в соответствии с которыми в государственном контракте должны быть предусмотрены условия о правах сторон на результаты интеллектуальной деятельности, созданные при выполнении работ. По общему правилу (пункт 1 статьи 1373 Гражданского кодекса Российской Федерации) право на получение патента и исключительное право на изобретение, полезную модель или промышленный образец, созданные при выполнении работ по государственному контракту для государственных нужд, принадлежат организации, выполняющей государственный контракт (исполнителю), если государственным контрактом не предусмотрено, что это право принадлежит Российской Федерации, от имени которых выступает государственный заказчик, либо совместно исполнителю и Российской Федерации. В случае если по условиям государственного контракта, исключительные права на РИД принадлежат Российской Федерации (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 342 «О некоторых вопросах регулирования прав на результаты научно-технической деятельности») в лице государственного заказчика, управление такими правами осуществляется в соответствии с Правилами осуществления государственными заказчиками управления правами Российской Федерации на результаты интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения (Постановление Правительства Российской Федерации от 22 марта 2012 г.
№ 233, в ред. от 30 мая 2013 года № 458) и предусматривает, в том числе мероприятия по оформлению прав Российской Федерации на результат интеллектуальной деятельности (далее - РИД) и распоряжение правами Российской Федерации на РИД.

Распределение прав на РИД между заказчиком (получателем) и головным исполнителем (и соисполнителем работ, при наличии) определяется Договором на выполнение НИОКТР. Условия договоров на выполнение НИОКТР должны соответствовать законам и иным правовым актам об исключительных правах (интеллектуальной собственности) (статья 769 Гражданского кодекса Российской Федерации).