Руководства, Инструкции, Бланки

правила написания письма на русском языке образец img-1

правила написания письма на русском языке образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Образец написания письма на русском языке 3 класс

Образец написания письма на русском языке 3 класс, бесплатно рингтон на звонок сирена

Рабочая программа по русскому языку (3 класс) по теме: Рабочая программа по русскому языку. Небольшая теория и несколько примеров личного письма для подготовки к заданию C1 ЕГЭ по. Математика · Русский язык · Физика · Обществознание · География · Химия. Письма, оцененные в 6 баллов (максимум). шаблон написания письма. Я дал одному ученику 3 ореха, а всем остальным Методическая разработка для учителей начальных классов Автор: Журавлева Лариса быть использована на уроках русского языка во 2-3 классах, а также во внеклассной работе. знать этикетные правила написания письма другу; «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. 1 класс. Математика · Окружающий мир · Русский язык · Чтение. 2 класс Задание С1, личное письмо, оценивается максимум в 6 баллов. Правила пунктуации в английском языке не очень сложные, но они тоже должны соблюдаться. 3. Образец написания письма. Итак, начнем писать наше сочинение.

Написание письма на иностранном языке является несложным Итак, рассмотрим единые правила написания личного письма. 3. В последнем параграфе объясните, почему вы заканчиваете письмо: Английский алфавит с русской транскрипцией · Будет ли обязательным ЕГЭ по английскому языку. 12 янв 2014 План-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему: Конспект урока знать элементарные правила написания письма другу. 6 окт 2014 Стоит также повторить правила написания адреса на английском. Предлагаем образец письма на английском языке, с такой структурой: Совет 3. Несколько важных моментов, на которыe стоит обратить внимание. 1. +2 Анастасия, есть русский и украинский вариант этой статьи. Толковая Библия или комментарий на все книги. Священного Писания Ветхого и Нового Заветов.

Другие статьи

Урок русского языка в 4-м классе по теме - Учимся писать письма

Урок русского языка в 4-м классе по теме "Учимся писать письма"

ЦЕЛИ УРОКА:
  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
  • Повысить интерес к эпистолярному жанру.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

- Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

- Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

- А для чего люди пишут письма? (Чтобы рассказать о себе, об увиденном, поделиться своими мыслями, чувствами).

- Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

- В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

- А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

- А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое. В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

- А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

- Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

- Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

- А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

- А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

- Какое обращение было бы приятно прочитать вам? (Ответы детей).

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:
  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

- Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

- А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Слайд № 2. На слайде – изображение пиктограммы.

- Сейчас пиктограммы – это эмблемы международных конгрессов, конференций, олимпиад, изображаются на флагах, логотипах различных организаций и т. д.

Слайд № 3. На слайде – логотип зимней олимпиады в г.Сочи.

Слайд № 4. На слайде – логотип “Почта России”.

- Латиноамериканские индейцы использовали узелковое письмо – “кипу”.

Слайд № 5. На слайде – изображение узелкового письма – “кипу”.

- К толстой веревке или палке прикреплялись более тонкие поперечные шнуры с различного рода узлами и сплетениями. Количество шнуров и узлов, их величина, взаиморасположение и сочетание цветов веревок помогали составителю “кипу” записать определенное смысловое значение. Красный цвет обозначал войну, желтый – золото, зеленый - маис, белый – мир, черный – смерть, несчастье. Если шнуры не были окрашены, то они служили для счета или запоминания знаменательных дат. Главное назначение “кипу” - напомнить о том, что надо передать.

- Может быть, с тех времен пришло к нам выражение “узелок на память”? Как вы понимаете это выражение? (Ответы детей).

- Никто не знает, где и когда возникла письменность. Древние египтяне использовали иероглифы (знаки, изображающие звуки речи, а не только предметы и явления).

Слайд № 6. На слайде – египетские иероглифы.

- С развитием цивилизации возникла потребность в большом количестве знаков. Так возник метод написания слов в соответствии с их звучанием. Знак, обозначающий звук – фонема. Следующий шаг – создание алфавита.

- В Петровскую эпоху (XVIII в.) в России возникла потребность в регулярном почтовом сообщении. Первое упоминание о почтовой службе в Москве можно встретить еще в 1711 году.

Из занятия для себя сочинение писем постепенно развилось в особый литературный жанр. Из писем писатели составляли целые сборники и даже писали повести и романы в виде писем на основе реальной переписки реальных людей.

V. Работа по редактированию письма.

- Сейчас вы прочитаете письмо.

Я получил твое письмо. Мы обыграли в фудбол 4 “Б”. Твое письмо я прочитал с интересом. Некоторые мои однокласники играют только в фудбол, а на уроках считают синиц и отвечают невпопад. Еще я хожу в музыкальную школу. Учусь играть на гитаре. На уроке сольфеджио меня хвалили, потому что я правильно определяю тональность на уроке сольфеджио. Когда я прихожу из школы, у меня ежовый аппетит. Я нашел котенка, и он стал моим пернатым другом. Моя сестра Оля передает тебе привет. Оля – сестра харошая, но с плахим характером. Приезжай ко мне на день рождение.

- Автор этого письма – вымышленный герой. Как вы думаете, почему я заострила ваше внимание на том, что герой вымышленный?

(Чужие письма читать нельзя. Но, если, автор письма сам захочет его кому-нибудь показать, то в этом случае можно).

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

- В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

- Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Далее детям можно предложить работу по соотнесению фразеологического оборота с его значением.

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

- Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

- Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

- Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

- Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

- А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

- На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Слайд № 9. На слайде изображен конверт с адресом.

Дети подписывают конверт.

- Может кто-то из вас знает, что это за адрес? Да, это адрес нашей школы. А письмо я попрошу написать мне, вашему учителю. Скоро вы перейдете в пятый класс, а мне хотелось бы, чтобы ваши письма остались у меня на память. Расскажите в них о своих мыслях и чувствах, о своих планах и увлечениях, о том, что вас волнует, радует и огорчает; о том, что было для вас самым запоминающимся за эти 4 года. Старайтесь писать письмо в соответствии с теми правилами написания и оформления, которые мы сегодня повторили.

Ученики пишут письма.

- Может быть, кто-то хочет прочитать свое письмо? (Если будут желающие прочитать свое письмо, то можно спросить у ребят, что понравилось в письме, а что стоит изменить).

IX. Домашнее задание (по желанию).

- Дома перечитайте то письмо, которое вы написали в классе. Внести, если это необходимо, в него коррективы и перепишите его аккуратно. Завтра я с нетерпением буду ждать ваших писем.

В конце урока можно предложить учащимся решить кроссворд.

- Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

- Не забывайте о своих близких и друзьях. Пишите им письма, рассказывайте о себе, интересуйтесь их жизнью. Как приятно, придя домой, услышать: “А тебе письмо!” Значит, о тебе помнят, хотят поделиться с тобой своей радостью, узнать, как ты живешь.

Список используемых источников:
  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М. АСТ, 1995.
  2. Ресурсы сети Internet (картинки, фото).

Этикет письма

Этикет письма

В XXI веке эпистолярный жанр утратил былую популярность. Сегодня люди редко отправляют друг другу рукописные письма. На смену обычной почте пришла электронная, а также Интернет-форумы, sms, ICQ.

Конечно, новейшие технологии в миллионы раз быстрее… Но согласитесь, от близких людей гораздо приятнее получать именно рукописные письма. Только традиционные письма позволяют увидеть почерк дорогого человека, ощутить настроение, которое владело им во время написания послания. Кроме того, письма – одна из наиболее романтичных форм общения между влюблёнными людьми. Не зря же Пушкинская Татьяна Ларина избрала именно эпистолярный жанр для выражения самых сокровенных чувств и эмоций.

Правила написания писем:
  1. Необходимо отвечать на все полученные письма.
  2. Ответ на письмо не следует писать сразу же: надо всё хорошенько обдумать, но нельзя слишком затягивать с письмом: рискуете испортить отношения с адресатом.
  3. Если Вам нечего написать адресанту в ответ, следует послать ему почтовую открытку, чтобы он знал, что его письмо успешно доставлено.
  4. Личную переписку необходимо хранить в недоступном для посторонних месте.
  5. Если Вы набрали письмо на компьютере, следует добавить подпись или финальную строчку своим почерком.
  6. Напечатанная подпись свидетельствует о невоспитанности человека. Ни в коем случае так не делайте!
  7. Даже личное письмо обязательно должно быть композиционно выстроенным.
  8. Прежде чем упаковывать письмо в конверт, его необходимо тщательно проверить.
  9. Писать письмо надо тогда, когда Вы пребываете в хорошем расположении духа. Недопустимо отправлять письма, содержащие гневные высказывания или ироничные намёки.
  10. Писать анонимные письма неприлично.
  11. Если требуется сделать какое-то отвлечённое замечание или дополнение к письму, следует поставить перед ним обозначение PS (post skriptum). В конце этого дополнения необходимо указать свои инициалы.
  12. Рукописное письмо следует писать разборчивым почерком, чтобы не огорчать и не злить адресата.
  13. Личные письма следует писать тогда, когда Вы находитесь в одиночестве.
  14. Читать чужие письма без разрешения адресата или адресанта неприемлемо.
  15. Недопустимо вскрывать конверт с письмом, которое не Вам адресовано.
Виды писем

I. Открытка

Если Вы хотите написать что-то личное на открытке, следует упаковать её в конверт.

Когда Вы отправляете открытки сразу на несколько адресов, надо следить за тем, чтобы текст на всех был разным.

II. Благодарственное письмо

Благодарственное письмо существует для того, чтобы Вы могли в письменной форме отблагодарить человека за оказанную им помощь, выразить свою признательность.

По объёму благодарственное письмо довольно невелико.

III. Письмо-напоминание

Письмо-напоминание служит для того, чтобы напомнить человеку о невыполненном обязательстве, о забытом долге и т.п. Пишется оно в максимально вежливой манере.

Письмо-напоминание непременно должно быть запечатано, чтобы ненароком не поставить получателя в неприятное положение перед другими людьми.

IV. Письмо-извинение

Письмо-извинение пишут в том случае, если действительно осознают свою вину и раскаиваются в содеянном. Оно должно быть написано от сердца, вежливо и тактично.

V. Письмо-соболезнование.

Письмо-соболезнование пишется немедленно по получении скорбных вестей. Если Вы не успели его отправить вовремя, не посылайте вовсе: не следует лишний раз напоминать людям об их горе.

По объёму письмо-соболезнование должно быть небольшим. Писать его следует от души, без использования красивых цитат, без разного рода вычурностей.

Письмо-соболезнование составляется от руки на обычной бумаге.

Не стоит прилагать к такого рода письму открытку.

Правила написания личных писем

Начинать письмо следует с обращения к адресату.

Если это ответное письмо, необходимо поблагодарить адресанта за ранее полученную корреспонденцию.

Если Вы задержались с ответом, следует извиниться за то, что не могли написать раньше. Упомянуть о причинах.

Затем надо ответить на все вопросы, заданные адресантом в его письме. Можно начать с фразы: «В своём письме ты спрашиваешь меня о …».

Потом Вы можете перейти к интересующей Вас теме, рассказать о том, что Вас волнует, поделиться своими радостями, проблемами и т.д.

После этого закономерным будет задать вопросы по теме переписки Вашему адресату, чтобы дать возможность продолжить общение. Если Вы рассказывали о своей жизни, неплохо было бы поинтересоваться, как у него обстоят дела.

Затем следует написать фразу типа: «С нетерпением буду ждать твоего ответа», «Надеюсь вскоре получить от тебя весточку», «Пиши скорее!» и т.д.

В конце письма хорошо бы поставить клише («С любовью, Ольга», «Искренне Ваш, Олег Евгеньевич», «С наилучшими пожеланиями, Маша» и т.д.) и свою личную подпись.

Правила написания деловых писем

Существуют деловые письма разных жанров: резюме, письмо-жалоба, письмо-запрос информации и т.д.

Схема написания письма о приёме на работу
  • Официальное обращение.
  • Объяснение причины, по которой Вы пишите письмо.
  • Указание источника информации о вакансии.
  • Можете пояснить, почему Вас заинтересовала предложенная работа.
  • Затем необходимо дать краткое описание имеющегося у Вас образования и опыта работы.
  • Можете описать свои индивидуальные качества, которые более всего соответствуют требованиям к претенденту на предложенную должность.
  • Далее следует указать, что прилагаете своё резюме и выразить готовность в случае необходимости предоставить дополнительную информацию.
  • В конце необходимо указать ФИО и дату написания официального письма. Поставить личную подпись.
Составление резюме

ФИ и начальная буква отчества на английском языке

Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма»

Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма»

Аннотация: В наше время отмирает эпистолярный жанр. Это грустно не только из-за того, что мы лишаемся литературно-художественных, публицистических свидетельств нашей эпохи, но и просто не умеем общаться друг с другом. Именно поэтому на уроках развития речи я большое внимание уделяю этому жанру.

Тема: Правила написания письма . 8 класс.

Цель урока: познакомить с правилами написания письма.

- обучающие: повторение знаков препинания при обращении, закрепление полученных знаний на практике; расширение словарного запаса за счет устных ответов, составления синквейна, знакомство с образцами писем великих писателей;

- развивающие: развитие критического мышления, развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, умения анализировать, синтезировать и обобщать;

- воспитательные: воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку; воспитание чувства такта, умения слушать учителя и одноклассника.

Тип урока: урок развития речи.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, творческая.

Необходимое техническое оборудование: компьютеры, проектор, экран.

Методы: эвристический, проблемный, исследовательский, практический.

- Ребята, тема сегодняшнего урока «Правила написания письма». Назовите, какие ассоциации вызывает у вас слово «письмо»? (Конверт, бумага, перо, ручка, маркаи т.д.) Владение языком предполагает умение писать письма. Правда, сегодня мы их редко пишем: есть телефоны, Интернет-связь. То ли дело прежде! Сколько души вкладывали в каждую строчку письма, какую память о себе оставляли. В некоторых письмах дышит история. Их авторами были люди, творившие нашу культуру, науку, политику. Для нас драгоценно каждое их слово, даже самое незначительное. И самым дорогим становится письмо, когда в нем кипят мысли и чувства человека, - тогда оно превращается в зеркало души.

Повторение материала. знаки препинания в предложениях с обращением. Задание: записать предложения, расставив знаки препинания ( предложения демонстрируются на экране без знаков препинания ).

Опять я в Москве, любезнейший Пушкин, действую снова в суде.

Живи счастливо, любезнейший Поэт. (Из письма И.И.Пущина А.С.Пушкину в Михайловское, Москва, 1825 г. февраль 18-го).

Аля, родная, прости, что так редко и мало пишу тебе, настолько реже и меньше, чем хотел бы, что кажется, будто не пишу совсем. (Б.Пастернак Ариадне Эфрон, 5декабря 1950 г.).

Дорогой Борис Леонидович! Горячо благодарю Вас за присланные стихи, за Ваше отношение ко мне, право, мной вовсе не заслуженное. (В. Шаламов Б.Пастернаку, Озерки, 27 декабря 1953 г.).

- Это строчки из писем, возникших из различных потребностей: деловое письмо, адресованное лучшему другу А.С.Пушкину; дружеское послание поэта Б.Пастернака к дочери М.Цветаевой; благодарственное и поздравительное письмо старшему коллеге.

Проверка работы: Прочитать предложения со знаками препинания, объяснить их постановку. (На экране демонстрируются предложения со знаками препинания).

Историческая справка ( Сообщение учащегося ):

- Современные формы переписки сложились около двухсот лет тому назад. Их родина – Англия. Оттуда ведут свое начало основные правила – этикет составления корреспонденции.

Но эпистолярное искусство (от греческого слова «эпистола» - письмо, послание) существует с древних времен.

Эпистолярный жанр возник во времена античности. Эпистолярное наследие Цицерона огромно: до нас дошло около 800 его писем. Он же вводит троякую классификацию писем: по их тону – интимные и предназначенные для публичных чтений; по отношению автора письма к адресату – официальные и личные; по содержанию – простые уведомления, дружеские, шутливые и не строгие, серьезные и грустные.

На Руси эпистолярный стиль был известен с древнейших времён. Грамотность была широко распространена. Берестяная грамота — подлинно всенародная корреспонденция. Здесь и частные письма с бытовыми и деловыми вопросами, и хозяйственные документы, и жалобы, адресованные правительству, и школьные записи, и шуточные тексты. Законов построения письма придерживались. Широкую известность получила переписка Иоанна Грозного с А.М. Курбским в 1564 г. послания протопопа Аввакума в 17 веке.

Широкое распространение эпистолярный жанр получил в 18 веке. В это время появляются сборники образцов эпистолярного стиля: "Приклады, како пишутся комплементы разные", "Письмовник" Н.Г. Курганова. В них были образчики писем на самые разнообразные темы. Особенной популярностью пользовались они у людей малообразованных, малограмотных. Сейчас такие «письмовники» стали библиографической редкостью, чтение их вызывает только улыбку.

Образец письмаXVIIIвека:

«Моя госпожа! Я пред долгим временем честь искал с вами в компанию прийти и потом соизволения просити, дабы я себя мог за вашего преданного слугу почесть, но понеже вы столь набожны, что вас нигде инде кроме церкви видеть не получаю, однакож и в сем святом месте через частые усмотрения вас яко изрядного ангела толико желания к вашей знаемости получил, что того скрытии не могу».

Эпистолярный жанр давно стал отдельным литературным направлением. Им пользовались Кантемир, Тредиаковский, Ломоносов, Фонвизин, Державин.

Особого пика эпистолярный жанр достиг в XVIII—XIX столетиях, когда практически все общение происходило посредством писем. Переписка порой становилась памятником культуры.

- Давайте познакомимся с образцами писем великих русских писателей. ( Чтение учениками образцов писем, которые демонстрируются на экране)

Пушкин Александр Сергеевич(1799 - 1837), женился в 1831 г. на московской красавице Наталии Николаевне Гончаровой, родители которой, разорившиеся дворяне, не сразу дали согласие на брак с Пушкиным, закончившийся гибельной для него дуэлью с поклонником Наталии Николаевны, Дантесом. Приводимые письма относятся к периоду острой влюбленности 1830 г.

Москва, в марте 1830 г.

« Сегодня - годовщина того дня, когда я вас впервые увидел; этот день. в моей жизни.

Чем боле я думаю, тем сильнее убеждаюсь, что мое существование не может быть отделено от вашего: я создан для того, чтобы любить вас и следовать за вами; все другие мои заботы - одно заблуждение и безумие. Вдали от Вас меня неотступно преследуют сожаления о счастье, которым я не успел насладиться. Рано или поздно, мне, однако, придется все бросить и пасть к вашим ногам».

« Ты не угадаешь мой ангел, откуда я тебе пишу: из Павловска…

Ты видишь, моя женка, что слава твоя распространяется по всем уздам. Довольна ли ты?

Я веду себя хорошо, и тебе не за что на меня дуться. Письмо это застанет тебя после твоих именин. Гляделась ли ты в зеркало и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете, а душу твою люблю я еще более твоего лица. Прощай, мой ангел, целую тебя крепко».

Толстой Лев Николаевич(1828—1910).В сентябре 1862 состоялась свадьба Толстого с Софьей Андреевной Берс (1844—1919), дочерью врача Московской дворцовой конторы.

«Сижу один в комнате во всём верху; читал сейчас твоё письмо и не могу описать всю нежность, до слёз нежность, которую к тебе чувствую, и не только теперь, но всякую минуту дня. Душенька моя, самая лучшая на свете! Ради Бога, не переставай писать мне письма. Без тебя мне не то что грустно, страшно, хотя и это бывает, но главное — я мёртвый, не живой человек. И слишком уж тебя люблю в твоём отсутствии. Так, что глупо. Прощай, милая, голубчик».

Письмо Л.Н.Толстого жене, 1867 год, июнь.

Адресат - кому пишут. Адресант - кто пишет

Клише - словесная формула, речевой штамп

P.S. - постскриптум (лат.), после написанного

VALE - будь здоров (лат.), прощай!

Правила написания письма.(Учитель читает, ученики кратко записывают традиционные правила)

Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат.

Важную роль играет умение найти верный тон своего письма, который согласовался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом, к которому пишем:

а) нужно сообразоваться, во-первых, с возрастом; во-вторых, с уважением, с которым мы обязаны относиться к женщинам и старым людям;

б) с душевным состоянием лиц, к которым мы пишем;

в) мужчина должен писать к женщине в самой почтительной форме.

3. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного.

4. Если пишешь под влиянием гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу.

5. Если кто-нибудь берет обязательство передать письмо, то он обязан передать его нераспечатанным. Похитить тайну письма, распечатать его – низко и недостойно честного человека.

6. Красота почерка не требуется, но писать неразборчиво так же неприлично. Как говорить невнятно, что называется, бормотать себе под нос. Очень невежливо и даже грубо ставить вместо подписи одну лишь букву.

7. Кто подписывается так, что невозможно разобрать его фамилию, тот походит на человека, прячущего лицо под маской. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или черточками.

8. Вежливость предписывает не задерживать ответное письмо.

9. Письма пишут на хорошей бумаге.

4. Проверка записи в тетрадях. (Примерная запись демонстрируется на экране).

Правила написания писем:

Пиши ясно, просто, сжато.

Умей учитывать, кому именно пишешь.

Не пиши дурного.

Выдержки из писем учеников 8 класса:

Здравствуйте, уважаемая Елена Сергеевна! Пишет Вам бывший ученик, выпускник 1999 года - Крылов Илья. Вы, наверно, уже не помните меня, ведь прошло уже 15 лет. А я вот недавно достал свой детский фотоальбом, стал смотреть фотографии, нашел снимки школьных лет и большую фотографию 5 «А» класса, где в центре помещен ваш снимок. Стал вспоминать те годы и решил написать Вам письмо, надеюсь, Вам будет интересно узнать, как я живу. Начну все по порядку.

…Вот уже почти восемь лет я живу в Нью-Йорке. После учебы решил остаться здесь, так как Америка – страна больших возможностей. Работаю в одной крупной фирме по разработке и поставке компьютеров в различные области народного хозяйства Америки и других стран, в том числе и России. Свою страну я не забываю, так как каждый человек должен помнить, откуда он родом. Недавно наша фирма в рамках благотворительности отправила большую партию компьютеров для детских домов в г. Таганрог. В этом есть и моя заслуга. И я рад, что хоть чем-то могу быть полезен своему городу… Я доволен своей работой. Очень много путешествую, ведь по гороскопу я – стрелец, а все стрельцы много путешествуют и поздно женятся… Елена Сергеевна, может быть, я могу быть полезен нашей школе. С удовольствием помогу, чем смогу. До свидания. С самыми искренними пожеланиями – Крылов Илья.

Здравствуйте, дорогая Елена Сергеевна! Прошло уже 15 лет, как мы с Вами расстались. Очень хочется рассказать Вам о нашей жизни. Каждый год с одноклассниками встречаемся, вспоминаем школьные дни и ваши уроки. Только теперь, спустя много лет, понимаем, сколько полезного Вы нам рассказывали о взрослой жизни. Вспоминаем, как смеялись над стихами о любви и дружбе, сейчас мы ими зачитываемся и понимаем их глубокий смысл. Мы выросли, у нас уже дети, и очень хочется, чтобы они стали умными и добрыми, такими, какими вы хотели видеть нас. Очень скучаем без ваших добрых советов… До свидания. Ваша бывшая ученица – Иконописцева Аня.

Здравствуйте, дорогая Елена Сергеевна! Пишет Вам ваш бывший ученик – Едуш Иван. У нас сейчас весна: тепло, цветут каштаны, в парке вечером поют соловьи, в порту по-прежнему мальчишки ловят бычков. Ночами из дальних степей дует теплый душистый вечер, и звезды нависают так близко, что кажется: протяни руку и дотронешься…

Письмо ученика 11 класса:

Дорогая Елена Сергеевна! Вот и вспомнил я о Вас через 10 с лишним лет. Как живете? Помните ли меня?

Я сейчас работаю искусствоведом в Эрмитаже в городе на Неве. Пишу книги о художниках и печатаю свои стихи. Случается, делаю заметки в журналах и газетах. Будет командировка, поеду в родной Таганрог, повидаюсь с друзьями. Мама и бабушка живут недалеко от меня, на Невском проспекте, ну а я – на Гороховой (той самой, знаменитой) улице. Вид из окна потрясающий!

Часто езжу в Москву, в Подмосковье встречаться с друзьями. Недавно опять побывал в Абрамцево – знаменитом музее-заповеднике, где раньше был кружок художников: Репина, Врубеля, Васнецова, Коровина под руководством Саввы Мамонтова. Собирал информацию о Врубеле: ведь историкам о его судьбе почти ничего неизвестно. Какой трагический гений! Приходилось бывать и за границей: в Испании, в Толедо, где жил и творил Эль Греко, в Андалузии – на родине Веласкеса и на Тибете – пристанище семьи Рерихов. Испания меня поразила своей первозданной красотой, внутренним драматизмом и страстной сдержанностью. Все эти качества, на мой взгляд, наиболее полно выражаются в народных танцах и в картинах Эль Греко. Тибет же по-восточному красочен и суров. Меня восхищали рассветы и закаты в горах. В прошлом году вышли в свет циклы моих стихов о путешествиях в дальних краях. Под впечатлениями этих поездок я взялся за кисти и краски.

Елена Сергеевна, если у Вас будет возможность, приезжайте к нам в гости. С наилучшими пожеланиями, Ваш ученик Алеша

Урок развития речи в 8 классе «Правила написания письма» Скачать материал