Руководства, Инструкции, Бланки

протокол психологического наблюдения образец img-1

протокол психологического наблюдения образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Персональный сайт - Метод наблюдения в психологии

Метод наблюдения в психологии

Можно выделить 2 осн. концепции истинности, связываемой с оценкой объективности данных психологического наблюдения.

1. Корреспондирующая концепция восходит к античности. Согласно этой концепции, создаваемый наблюдателем образ действительности является объективным в той степени, в какой он соответствует ей.

2. Концепция консистентности (современная). Объективность как согласие большинства людей. Проблема согласия наблюдателей.

Наблюдение - описательные гипотезы. Выделяют переменные, фиксируют как качественные, так и количественные. Экспериментальный метод требует выделение и фиксацию переменных – с помощью методики наблюдения. Наблюдение и измерение – условия реализации экспериментального метода. являются способами получения психологических показателей.

С точки зрения структуры или общих принципов организации исследования, психологическое наблюдение как метод противопоставляется эксперименту. Отличия: «п ассивность » наблюдателя как регистратора психологических данных;(при интроспекции рефлектирующая позиция изменяет наблюдаемую реальность – постулат не соблюдается в полной мере) и « непосредственного» характера представленности данных.

Основная проблема метода наблюдения – правильное и понятное другим кодирование наблюдаемой реальности в зафиксированные данные. Эти данные должны быть воспроизводимы для прочтения другими специалистами. Принятия решения о наблюдаемом факте не требуется, все содержится в эмпирических данных. Т.о. предполагается возможность непосредственной представленности психологической реальности .

Наблюдатель - исследователь имеет нек. познавательную цель. кот. делает процесс наблюдения опосредствованным . В зависимости от цели наблюдатель будет стремиться к целостному восприятию изучаемого явления или к селективному отборы в восприятии наиболее существенных внешних проявлений психологической реальности. Наблюдатель активен в организации процесса наблюдения, подготовке и выборе условий наблюдения и фиксации данных.

В зависимости от наличия либо отсутствия включенности наблюдателя в интерпретацию получаемых фактов выделяют наблюдение объяснительное и описательное .

Наблюдаемым (предметом наблюдения) считают: поведение субъекта; внешне различимые формы взаимодействия людей в группах; языковое сознание личности, выраженное в речи; экспрессивные формы эмоц. состояний; черты личности, проявляющиеся в поступках. (пример: Тамара Дембо. Исследование динамики гнева на примере нерешаемых задач ).

Научное наблюдение опосредовано также теоретическими представлениями об изучаемой реальности и выдвигаемыми познавательными гипотезами. Субъект наблюдения использует специально выделенные категории и единицы .

При наблюдении может быть качественное и количественное описание событий .

Качественная оценка. 1)описание объекта в словаре естественного языка ; 2) разработка систем условных названий. знаков, кодов. Система категорий (в узком смысле) – совокупность категорий, которой охватываются все теоретически допустимые проявления изучаемого процесса.

Количественная оценка (квантификация ): 1) event-sampling – полное речевое описание поведенческих событий, послед.их прочтение и пси реконструкция. Узкое значение термина: точное временное или частотное отражение наблюдателем «единиц» описания. 2) time-sampling – наблюдатель фиксирует определенные временные интервалы, т.е. определяет продолжительность событий. Методика временных выборок. Также для количественной оценки специально разрабатываются субъективные шкалы (Пример: Шелдон, темпераменты-соматотипы).

Только описательная гипотеза. Методом наблюдения нельзя проверить каузальные гипотезы. Проверка последних предполагает вмешательство в процесс, активность исследователя .

Для оценки данных наблюдения используются понятия: надежность, валидность, согласованность, воспроизводимость .

Надежность связывается со степенью стабильности результатов, получаемых в разное время в разных ситуациях, а также со степенью согласия наблюдателей .

Критерий валидности отражает соответствие реально полученных эмпирических данных «идеальным».

Воспроизводимость данных означает оценку возможности получения аналогичных данных другими исследователями в подобных ситуациях (критерий согласия наблюдателей).

Субъективность данных наблюдения – ограниченность результатов наблюдения психическими возможностями наблюдателя. Необходимо улучшение процесса наблюдения с точки зрения приближения позиции наблюдателя к позиции наблюдаемого. Источники субъективности: индивидуальные особенности психических процессов наблюдений (люди по-разному концентрируют внимание, по-разному запоминают и т.п.); личностные особенности наблюдателя (мотивы, установки). Контроль субъективности. усиление целенаправленности и систематизации наблюдения, поиск адекватных «единиц» описания и систем интерпретации данных.

Классификация видов наблюдения .

В зависимости от целей: свободное наблюдение (нерегулярное): минимальны ограничения и целенаправленное наблюдение. в схеме четко определены цели, организации наблюдения и способы отчета. Также: а) сплошное и б) выборочное

По уровню единиц. наблюдение в единицах или в категориях

По уровню систематичности (соответствие программы наблюдения целям исследования; выделение сторон объекта; язык описания данных; способ фиксации и порядок наблюдения): систематическое (осуществляется по определенным правилам структурирования понятий) или несистематическое

По позиции наблюдателя. внешнее или включенное

В зависимости от организации. полевое. лабораторное или спровоцированное в естественных условиях (приближается к естественному эксперименту).

По хронологической организации. лонгитюдное (проводится несколько лет; постоянный контакт исследователя с объектом), периодическое (наиб.распространенный вид, проводится в течение опред.промежутков времени) или единичное \однократное.

По видам отчета наблюдателя. стандартизованное (предписаны выделяемые категории и единицы, кот. нужно фиксировать, порядок наблюдения и т.п.) или нестандартизованное .

Протокол наблюдения (сплошной, выборочный)– ведется чаще всего непосредственно. Дневник - используется при лонгитюде, записи обычно делаются раз в день по памяти в свободной форме.

Процедура наблюдения как реализация опред. методики состоит из след. этапов:

1. Этап подготовки. составление исходных представлений об объекте, выбор методики;

2. Этап разработки схемы наблюдения (конкретного плана) – выбор техник наблюдения и последовательность их применения; часто здесь проводится предварит.сеанс наблюдения;

3. Этап проведения наблюдения. процесс получения эмпирического материала;

4. Этап обработки и интерпретации результатов .

Видео

Другие статьи

Мотив и позитив

Прежде чем приступить к рассмотрению структуры бланка наблюдения, обратимся к работам отечественных исследователей, чтобы определить, как именно мы понимаем метод наблюдения в рамках данного материала. Это позволит более четко понимать наличие тех или иных граф в бланке наблюдения.

Итак, например, Н.С. Глуханюк с соавторами [1] определяет наблюдение как один из основных эмпирических методов психологии, состоящий в преднамеренном, систематическом и целенаправленном восприятии психических явлений с целью изучения их специфических изменений в определенных условиях и поиска смысла этих явлений, который непосредственно не дан. [1] Именно таким определением метода наблюдения мы будем руководствоваться в рамках этого материала.

При этом разрабатываемый бланк наблюдения, предполагает, что наблюдение будет выборочным и, естественно, стандартизированным. Напомним, что стандартизированное наблюдение подразумевает под собой такие условия, при которых исследователю предписаны наблюдаемые критерии поведения, единицы, которые он должен фиксировать, порядок, последовательность наблюдения [1].

Выборочное наблюдение предполагает ситуацию, когда исследователь обращает внимание лишь на определенные параметры поведения или типы поведенческих актов [1]

Подчеркнем, что наблюдение с использованием бланка может быть как естественным (полевым), так и лабораторным.

Итак, бланк наблюдения социально-психологических особенностей поведения личности может быть представлен в виде следующей таблицы (см. таблицу 1)

Бланк наблюдения социально-психологических особенностей поведения личности

Если перед исследователем стоит задача провести наблюдение особенностей социально психологического взаимодействия в группе, то, безусловно, структура бланка несколько изменяется. Пример такого бланка приведен в таблице 2.

Бланк наблюдение особенностей социально психологического взаимодействия в группе (n=3)

Как видно из таблицы 2, изменения в структуре бланка не очень масштабные: просто добавлены участники. При этом, количество участников может быть увеличено.

Заканчивая данный материал, отметим, что содержание параметров наблюдения зависит от задач конкретного исследования. Это же можно сказать и по отношению к структуре бланка, в целом. Она легко может быть изменена.

1. Глуханюк Н. С. Семенова С. Л. Печеркина А. А. Общая психология: Учебное пособие для вузов. М. 2005.

Всего комментариев. 0

Схема наблюдения за ребенком при психологическом обследовании (для детей от 6 до 15 лет)

Схема наблюдения за ребенком

при психологическом обследовании

(для детей от 6 до 15 лет)

( Черны В. Комарик Т. Компендиум пси­ходиагностических методов. — Братисла­ва, 1988.-Т. 2.-С. 215-216)

При создании схемы наблюдения авторы исходили из требования создать пособие, которое бы объединило и упростило систему наблю­дения и беседы. Исходными моментами служили анализ хода обычно­го психологического обследования, выбор психологических понятий и терминов, ознакомление с научной литературой и схемами похожего типа. Схема содержит понятия, относящиеся к определенным прояв­лениям поведения ребенка и его характеристикам. Задача психолога — отметить характерные для ребенка особенности.

Основой схемы наблюдения является бланк, состоящий из следу­ющих частей:

темы для беседы.

Первая часть бланка касается данных, полученных в процессе на­блюдения, и содержит следующие характеристики ребенка:

Соматотип, походка, лицо, мимика и пантомимика, кожа, зубы, ги­
гиена, косметика, одежда.

Характеристики речи — голос, темп, разговорчивость, произноше­
ние, словарь, вербальные реакции.

Общая подвижность — быстрота, точность, целенаправленность,
напряженность, нарушение подвижности.

Социальное поведение — установление контакта, изменения пове­
дения по ходу обследования, общественные навыки и вежливость,

качественные показатели социального поведения (относящиеся к проявлениям доминантности, агрессии, субмиссии и аффилиации).

Настроение — эйфория, беззаботность, счастье, ровное настроение,
серьезное настроение; изменчивость настроения под влиянием внеш­
них факторов.

Поведение в ситуации решения задач (теста) — отношение к зада­
ниям, рабочие навыки, внимательность.

Признаки невротической напряженности — движения рук, грима­
сы, кусание ногтей; потение, дрожание рук и т. д.

Вторая часть бланка содержит перечень важных свойств личности. Здесь на основании всех данных о ребенке воспроизводятся его личност­ные характеристики. Эта часть содержит категории: темперамент, свойства характера, волевые свойства и отношение к труду, социальная реактивность, отношение к взрослым, отношение к себе, семейная об­становка.

В третьей части приведены темы для беседы: симптом, семья, роди­тели, квартира, включенность семьи, школа, учеба (успеваемость), учи­теля, одноклассники, домашняя подготовка, домашние обязанности, времяпрепровождение, самооценка, сон, еда, состояние здоровья, опа­сения, страх, ситуации нагрузки.

Шкала оценок для измеренияреактивности ученика

(Стреляу Я. Роль темперамента в пси­хическом развитии / Пер. с польск. — М. Прогресс, 1982. - С. 157-160)

Для построения шкалы оценок использовалась ранее разработан­ная автором схема наблюдения. Шкала, примененная М. Гроднер и позволяющая измерять 12 типов поведения по девятибалльной систе­ме, была подвергнута дальнейшей модификации и в последнем вари­анте сведена к 10 различным типам поведения в разных ситуациях, считающихся особенно важными для диагноза реактивности. Каждый из этих типов оценивается по пятибалльной системе. Поэтому ученик может получить максимум 50 баллов, минимум — 10. При этом уро­вень реактивности тем ниже, чем большее число баллов получает ис­пытуемый. Это сделано для облегчения восприятия количественных результатов. Итак, число 50 свидетельствует о минимальной реактив­ности, 10 — 0 максимальной.

Приведем шкалу оценок вместе с краткой инструкцией, позволя­ющей читателю попытаться применить ее для своих целей.

Инструкция. Определите по пятибалльной шкале интенсивность каждого из названных свойств поведения ученика. При оценке следу­ет исходить из конкретных, наблюдаемых форм и способов поведения.

Цифра 1 — наименьшая интенсивность данного свойства (полное отсутствие). Например, оценивая такое свойство, как энергичность выполняемых движений, цифру 1 обведем кружком, если наблюда­емые движения ученика совсем лишены энергичности.

Цифра 5 — самая высокая интенсивность данного свойства (явное обладание данным свойством; например, движения ученика очень. энергичны).

Цифра 3 — средняя оценка, означает умеренную интенсивность данного свойства.

Выбранную цифру обведите кружком. После оценки всех десяти категорий поведения, что потребует (в зависимости от возможностей и условий наблюдения, частоты контактов с учеником) различных за­трат времени, суммируйте полученные результаты.

Схема наблюдения за проявлениями интереса,внимания учащихся на уроке

(Викулов А. В. Выразительные движе­ния учащихся и их психологическая клас­сификация: Дис. канд. психол. наук. — Л. 1986.-С. 94)

сведение — опущение бровей,

Протокол наблюдения, Процедура наблюдения - Экспериментальная психология - Учебные материалы для студентов

Протокол наблюдения

В схему наблюдения входит определение моментов отчета наблюдателя в ходе наблюдения или сразу после определенных этапов наблюдения. Данные наблюдения фиксируются в форме протокола, дневника или отдельных записей (заметок). Протокол наиболее часто применяемая форма записи при периодических наблюдениях и чаше всего ведется непосредственно в ходе наблюдения. Он может быть в разной степени формализован.

Дневник — форма записи, используемая при лонгитюдном наблюдении. Записи делают обычно один раз в день или в несколько дней, причем наблюдатель записывает по памяти в свободной форме все, что привлекло его внимание. Наконец, отдельные записи ведутся при регистрации единичного наблюдения или использовании наблюдения как вспомогательного приема.

Протокол, в котором наблюдатель фиксирует данные, может быть сплошным или выборочным. В сплошном протоколе наблюдатель полностью отражает все наблюдаемые события (разумеется, на том уровне обобщения, который им принят) в том порядке, в котором они происходили. Обычно указывают время, которое занимало то или иное событие. Сплошной протокол в большей или меньшей степени формализован, так как без формализации "поспевать за событиями", фиксируя время, довольно трудно. Сплошное протоколирование, как правило, применяется на предварительных этапах исследования и дает общее представление о наблюдаемой реальности. Затем исследователь переходит к менее трудоемким способам фиксации.

Выборочный протокол также фиксирует события в хронологическом порядке, но не все, а лишь интересующие исследователя. Такой протокол обычно используется на более поздних этапах исследования, когда исследователь достаточно знаком с "объектом".

При хронометрировании или подсчетах частот проявления того или иного события протокольное описание включает последовательности цифр. При формализованных описаниях данных наблюдения, когда категории и "единицы" четко определены, можно фиксировать их в различного рода таблицах. Таблица фиксации данных наблюдения упрощает как процесс их записи, так и возможности последующих реконструкций наблюдавшихся событий, поскольку данные в таблице сразу представлены в структурированной форме.

Процедура наблюдения

Применение метода наблюдения наряду с решением проблем выбора "единиц", формы и способов фиксации данных наблюдения и схем, последующего их анализа предполагает решение чисто методических вопросов, связанных с конкретной организацией процедуры наблюдения в соответствии с поставленной целью. Понятие процедуры наблюдения относится к конкретизации методики наблюдения и включает определение порядка основных этапов ее реализации, а также использование технических средств для фиксации данных.

Процедура наблюдения как реализация определенной методики состоит из ряда этапов.

1. Этап подготовки: составление исходных представлений об "объекте" наблюдения, ситуации, испытуемых и выбор методики наблюдения как способа отчета наблюдателя.

2. Этап разработки схемы наблюдения, или конкретного плана, включает выбор "техник" наблюдения и последовательность их применения. Для уточнения плана часто проводится предварительный сеанс наблюдения, или "генеральная репетиция". Этот этап необходим, поскольку на практике всегда возникает множество мелочей, которые заранее невозможно учесть. Может оказаться недостаточной скорость регистрации, неудобной выбранная позиция, могут проявиться компоненты поведения, не учтенные заранее в репертуаре единиц, и т.д. Конкретизированный план проведения наблюдения называют иногда его "программой".

3.Этап проведения наблюдения: процесс получения эмпирического материала. Его результатом является протокол, т.е. документ, фиксирующий наблюдавшиеся события.

4. Этап обработки и интерпретации результатов.

Во-первых, при обработке данных используется принятая система их раскодировки, если использовалась определенная схема фиксации данных в символах, единицах естественного языка или категориях. Во-вторых, даже если наблюдение было направлено на получение первичных данных, по возможности "не отягощенных" какими-либо интерпретативными схемами, все равно на этапе обобщения качественный анализ начинает включать содержательно-смысловую интерпретацию, что в современной литературе обсуждается в контексте так называемых качественных исследований (см. следующий параграф).

При этом важным выступает общий дизайн исследования, или схема получения данных наблюдения, поскольку в ней заданы исходные ориентиры понимания данных как представляющих анализ индивидуального случая или общей тенденции (в рядах или выборках наблюдений). Таким образом, принятие идеографического или номотетического подходов (см. следующий параграф) существенно скажется на том, как анализируются данные наблюдения.

В-третьих, при обсуждении результатов данных наблюдения встает проблема их интерпретации не только с точки зрения привносимого с той или иной теоретической позиции смысла, но и соотношения эмпирии и теории в общей схеме проверки разноуровневых психологических гипотез (теоретической и эмпирически нагруженной). В-четвертых, как уже говорилось ранее, оценка данных сопоставляется с оценкой надежности и валидности исследования. В-пятых, и на основе данных наблюдения могут не только верифицироваться гипотезы, но и сопоставляться разные теории (обсуждение результатов при этом включает анализ конкурирующих объяснений, исходя из разработанных в мире теорий).

Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift + Enter

Психолого-педагогический практикум

/ Психолого-педагогический практикум

Найдите различия и противоречия в записях наблюдателей.

Объясните причины различий и противоречий в записи одних и тех же актов поведения разными наблюдателями.

Какими способами можно избежать искажения в записях наблюдаемых фактов?

Сравните следующие записи двух параллельных наблюдений за поведением девочки Тани (1 г. 7 м.).

Наблюдатель 1. «Добежав на обратном пути до бочки, достала оттуда исписанную тетрадку брата, вырвала быстрым и сильным движением три полустраницы и пошла, держа листки перед собою, повторяя: «Вва-вва-вва» и еще что-то (как бы читая вслух). Выражение личика сосредоточенно-серьезное. У кроватки остановилась, обернулась, что-то напевая, раскачиваясь мерно (ритмично) из стороны в сторону».

Наблюдатель 2.«Вынула тетрадку из бочки с игрушками, сделала вид, что читает».

Какие виды записи наблюдаемых фактов использовали наблюдатели?

При каком виде записи достигается большая объективность и информативность описываемых явлений?

Обработка навыка фотографической записи наблюдений в течение 10 минут.

Тема наблюдения: сформированность культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста во время приема пищи.

Запись результатов наблюдений за поведением ребенка в течение 10 минут без предварительной подготовки.

Запись результатов наблюдений за поведением ребенка по памяти.

Запись результатов наблюдения за поведением ребенка с предварительной подготовкой.

Отработка навыков комбинированной записи результатов наблюдения за совместной деятельностью детей (в течение 30 минут).

Тема наблюдения: свободная деятельность детей раннего возраста на прогулке.

Форма протокола наблюдения

Общая характеристика ребенка и условий его развития:

фамилия и имя ребенка;

дата рождения или возраст с указанием полных лет и месяцев;

индивидуальные особенности ребенка и его поведения;

здоровье и физическое развитие;

Характеристика ситуации наблюдения (место и время наблюдения).

Психолого-педагогические выводы и рекомендации.

Организация и проведение экспериментального психологического

Эксперимент (от лат. «проба, опыт») – ведущий метод научного познания, в том числе и психологических исследований. Направлен на выявление причинно-следственных зависимостей. Характеризуется созданием оптимальных условий для изучения определенных явлений, а также целенаправленным и контролируемым изменением этих условий.

Основные этапы экспериментального исследования: 1. Определение целей и задач исследования; 2. Знакомство с методикой и подготовка экспериментального материала; 3. Планирование исследования; 4. Проведение эксперимента и оформление его результатов; 5. Анализ полученных данных; 6. Выводы.

Прежде чем выполнять задание лабораторного практикума, необходимо определить цель и задачи исследования; выявить основные закономерности проявления исследуемого качества, используя психологическую литературу и соответствующие разделы учебника.

Внимательно ознакомиться с описанием методики, подготовить экспериментальный материал и протоколы исследования, выучить инструкцию. Инструкция к заданию заучивается дословно и дается ребенку так, как это дано в описании методики. Изменять инструкцию, давать дополнительные объяснения, не предусмотренные в методике, нельзя.

Планирование исследования предполагает определение времени и места проведения эксперимента, качественного и количественного состава экспериментальной группы. Планируя время исследования, необходимо помнить, что лучше всего проводить его в первой половине дня. Не рекомендуется проводить исследование после прогулки, шумных подвижных игр, «открытых» занятий, утренников и т.д.

Место эксперимента выбирается так, чтобы влияние отвлекающих факторов было минимальным. Не следует проводить обследование в групповой комнате среди других детей, нельзя допускать посторонние комментарии и высказывания по поводу выполнения заданий.

Прежде чем дать ребенку задание, необходимо убедиться в том, что он хорошо себя чувствует, не испытывает отрицательных эмоций. Обязательным условием проведения психологического исследования является установление положительного эмоционального контакта с испытуемым. Страх, тревога, переживаемые ребенком, нежелание выполнять задание могут существенно исказить результаты эксперимента.

В протокол исследования обязательно вносится информация о поведении испытуемого в процессе выполнения задания. Вопросы и высказывания ребенка записываются дословно.

Полученные данные необходимо проанализировать с использованием теоретических знаний соответствующих разделов детской психологии и сопоставить с результатами экспериментальных исследований в этой области.

В выводах отмечается соответствие исследуемого качества возрастным закономерностям развития психики и индивидуальные особенности его проявления у испытуемого.

Протоколы экспериментальных работ оформляются в тетради, или на отдельных листах по единой форме:

Название и номер работы.

Сведения об испытуемом: фамилия, имя, возраст.

Дата, время и место проведения эксперимента.

IIсерия. Действия с учетом цвета.

Экспериментальный материал: два набора различных по цвету кубиков одинакового размера.

Ход работы: Ребенку предлагают построить башенку из кубиков разного цвета. Инструкция: «Сейчас мы будем строить. Я построю башенку так, чтобы ты не видел, а потом ты догадаешься, как я построил, и построишь точно такую же, как у меня».

Ставится экран, чтобы ребенок не видел действия взрослого, строится башенка из двух кубиков разного цвета. Затем экран убирается и ребенку предлагают построить такую же башенку из своего набора кубиков.

Повторить задание, используя кубик каждого цвета 2 раза, меняя взаимное расположение цветов. Если ребенок не справляется с заданием, необходимо повторить эксперимент без экрана. Цвет кубиков не называется.

В норме ребенок 3-х лет выполняет задание без экрана, 4,5-5-и лет – с экраном.

Форма протокола соответствует I серии.

IIIсерия. Понимание и употребление слов – названий цвета.

Экспериментальный материал: набор из 6 карточек различного цвета.

Ход работы: карточки раскладываются в случайном порядке. Ребенка просят показать карточку красного цвета, затем зеленого, синего и т.д. После того как каждый эталон будет использован дважды, ребенок должен назвать цвет карточки, которую показывал экспериментатор.

Работа 2. Изучение особенностей восприятия формы

Экспериментальный материал: 5 пар картонных геометрических фигур одного цвета (круг, овал, равнобедренный треугольник, квадрат, прямоугольник), два кубика и два кирпичика одного цвета.

Ход работы: процедура исследования и формы протоколов аналогичны методике изучения восприятия цвета:

Ребенку предъявляют по две карточки, затем каждая фигура используется как образец;

Предлагают построить башенку из кубика и кирпичика по образцу (с экраном и по прямому показу);

Просят ребенка показать названную экспериментатором фигуру, а затем назвать предъявляемые эталоны.

Обычно к 4-4,5 годам дети с нормальным развитием соотносят предметы одинаковой формы. В 4,5 года они различают такие геометрические фигуры, как квадрат, круг, треугольник, и знают их названия.

Работа 3. Изучение особенностей восприятия величины

Экспериментальный материал: три набора фигур – 5 кругов различной величины диаметром 1,5; 2,5; 3,5; 5,5; 9,5 см; четыре квадрата со стороной 3, 4, 5 и 7 см; три равнобедренных треугольника с основаниями 3,5; 4,5; 4,5 см и высотой 4,6 и 7,5 см соответственно.

Ход работы: ребенку предлагают разложить фигуры в порядке возрастания или убывания их величины, вначале – круги, затем треугольники и квадраты.

Инструкция: «Положи кружочки от маленького к большому. Положи квадраты от большого к маленькому».

Затем ребенка просят показать самый большой (маленький) кружок, одинаковые по величине треугольники и т.д. (для этого используется второй набор фигур, аналогичных по форме и величине).

В норме дети различают предметы по величине с 2,5-3 лет; к 4-5 годам они без особого труда раскладывают предметы с учетом их величины.

Фамилия, имя ребенка, возраст

Работа 4. Восприятие пространственных отношений

Экспериментальный материал: таблица с изображением пяти разных предметов размером 20х30 см. Порядок их расположения: вверху слева – самолет, вверху справа – месяц на фоне звездного неба; внизу слева – елочка, внизу справа – кораблик, посередине – звезда.

Ход работы: Перед ребенком кладут таблицу и просят ответить на вопросы: «Что нарисовано вверху?», «Что нарисовано внизу?», «Что изображено внизу справа?».

Дети с нарушенным восприятием пространственных отношений допускают ошибки при работе с этой таблицей. При обучении у этих детей иногда с трудом формируются зрительные образы букв, цифр. Эти дети не всегда соблюдают строку при письме и чтении.

В норме к 6 годам ребенок правильно ориентируется в пространстве («справа-слева», «сверху-снизу») относительно себя, к 7 годам свободно ориентируется в пространстве относительно других людей и предметов.

Фамилия, имя ребенка,

Фамилия, имя ребенка,

Работа 5. Избирательность восприятия

Экспериментальный материал: таблица с двойным изображением (заяц-утенок).

Ход работы: перед ребенком кладут таблицу с двойным изображением и спрашивают, что на ней нарисовано.

С помощью этого задания исследуется избирательность восприятия и определяется способность переключаться с одного объекта на другой.

Дети с нормальным развитием проявляют интерес к заданию и испытывают при его выполнении явное удовольствие. Они, как правило, воспринимают оба изображения. Некоторым детям необходима помощь: одним достаточно предложить вопрос: «А еще кто нарисован?»; другие нуждаются в том, чтобы им показали или назвали какую-либо часть второго объекта («Вот хвостик»).

Фамилия, имя ребенка,

Работа 6. Целостность восприятия

Экспериментальный материал: два набора таблиц с рисунками знакомых детям предметов размером 20х15 см. Перед началом эксперимента таблицы одного из наборов должны быть разрезаны на части.

Для детей 4-5 лет: пирамида, разрезанная на две части по горизонтальной линии; матрешка – на четыре части по горизонтальной и вертикальной линиям; дом (асимметричное изображение) – на четыре части по диагональным линиям; корова – на три части по вертикальным линиям.

Для детей 6-7 лет используются более сложные рисунки: белые медведи, львы, бегущая собака, слон.

Ход работы: ребенку предлагают из разложенных в беспорядке частей сложить картинку. Если исследуемый не может этого сделать, ему показывают образец (таблицу в сложенном виде), Если и в этом случае ребенок не справляется с заданием, ему оказывается помощь: обращают внимание на совпадающие части изображений, показывают способ складывания и т.д.

Таблицы предъявляются поочередно. В протоколе необходимо отметить способ выполнения ребенком задания (путем «проб и ошибок» или на основе целостного образа) и характер оказываемой помощи.

Фамилия, имя ребенка,

Способ выполнения задания

Работа 7. Исследование устойчивости внимания

Экспериментальный материал: две таблицы с изображением перепутанных линий различной степени сложности. Размер таблиц 10х15 см.

Ход работы: ребенку показывают таблицы и предлагают «пройти» по лабиринту, найти окончание каждой линии. Задание выполняется без помощи рук в игровой форме.

Инструкция к лабиринтам: «Найди дорогу к кладу». Инструкция к перепутанным линиям: «Помоги поросятам найти их домики».

В протоколе отмечается время и успешность выполнения задания, количество отвлечений, поведение испытуемого.

Ф. И. ребенка, возраст

Успешность выполнения задания

Успешность выполнения задания

Работа 8. Изучение наблюдательности

Экспериментальный материал: одинаковые сюжетные картинки с некоторыми отличительными деталями, количество различий не менее 10.

Ход эксперимента: испытуемому предлагается определить, чем отличаются карточки. Методика позволяет сделать вывод не только о развитии наблюдательности ребенка, но и об устойчивости внимания при выполнении задания.

В протоколе фиксируется время выполнения задания, количество найденных различий, ошибки, повторения, количество отвлечений, поведение испытуемого во время работы.

Ф. И. ребенка, возраст

Работа 9. Исследование вербальной механической памяти

Экспериментальный материал: набор из десяти несвязанных между собой по смыслу, знакомых ребенку слов: море, труд, спорт, осень, книга, хлеб, герой, дождь, звук, игра.

Ход работы: эксперимент проводится в условиях полной тишины. Ребенку предлагают запомнить слова, зачитывают весь список, а затем просят повторить те слова, которые он запомнил. После этого снова читают все слова и снова просят повторить. Всего проводят 5 проб. Слова зачитывают громко, четко, с небольшим интервалом.

Инструкция: «Сейчас я хочу проверить, как ты умеешь запоминать слова. Я буду говорить тебе слова, а ты слушай их внимательно и постарайся запомнить. Когда я кончу говорить, ты повторишь столько слов, сколько запомнил, в любом порядке». Инструкция при повторном предъявлении: «Сейчас я повторю те же слова еще раз. Ты снова будешь повторять их вслед за мной, причем будешь говорить и те слова, которые уже называл в прошлый раз, и новые, какие запомнишь», При 3-м и 4-м предъявлениях достаточно сказать: «Слушай еще раз». При пятом предъявлении слов нужно сказать ребенку: «Сейчас я прочитаю слова в последний раз, а ты постарайся повторить побольше». Если ребенок воспроизвел все 10 слов после 3-го или 4-го предъявления, последующие пробы не проводятся. В протоколе фиксируются правильно названные слова, повторы и ошибки.

В промежутках между пробами, кроме инструкции, экспериментатор не должен больше ничего говорить и стараться не давать такой возможности ребенку. В тех случаях, когда ребенок воспроизводит слова очень медленно и неуверенно, можно немного стимулировать его словами: «Еще! Постарайся вспомнить еще!».

Через 30 минут после 5-ой пробы ребенка просят вспомнить те слова, которые он заучивал (проба № 6, отсроченное воспроизведение). В тех случаях, когда ребенок ничего не может вспомнить, ему напоминают первое слово из предъявленного набора. При подсчете результатов оно не учитывается.

В среднем, при первом предъявлении дети старшего дошкольного возраста воспроизводят 4-5 слов, при пятом – 8-10, при отсроченном воспроизведении – 7-9 слов.