Руководства, Инструкции, Бланки

психологический анализ урока примеры образец img-1

психологический анализ урока примеры образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Психологический анализ урока учителя истории

Психологический анализ урока учителя истории Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

Протокольная запись урока-лекции истории на тему: "Внешняя политика России накануне I мировой войны", его цели и план. Особенности подготовки к занятию, привлечения внимания учащихся к уроку и преподавателю. Память в познавательной деятельности учащихся.

конспект урока [244,4 K], добавлен 19.01.2010

Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Личностно-развивающий потенциал урока как предмет проектировочной деятельности учителя.

реферат [32,9 K], добавлен 12.11.2013

Понятие современного урока, его функции и предъявляемые требования. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока, основные методы обучения. Организационная деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке.

контрольная работа [24,7 K], добавлен 22.06.2011

Урок как форма организации учебной работы. Структурные элементы урока. Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Осознание учителем характера самого педагогического процесса. Представление учителя о его деятельности.

курсовая работа [36,4 K], добавлен 22.04.2014

Самоанализ урока математики. Теория и технология самоанализа в учебном процессе. Системы упражнения по повышению компетентности учителя математики. Цель урока, отбор материала, выбор методов и форм обучения. Опыт применения технологии самоанализа урока.

аттестационная работа [112,9 K], добавлен 28.05.2008

Процентное соотношение использованных на уроке интеракций, уровень эмпатии учителем своих учеников, преобладающие педагогические стили. Степень развития инициативы учеников, характер построения урока, наиболее встречающиеся последовательности категорий.

практическая работа [99,0 K], добавлен 25.04.2010

Методическая работа учителя. Содержание обучения. Познавательные возможности учащихся. ЭВМ в обучении истории. Содержание урока в средней школе. Уровни заданий по познавательным возможностям учащихся при усвоении материала. Примеры применения программ.

курсовая работа [75,5 K], добавлен 16.11.2008

Урок как форма организации учебной работы. Недостатки традиционного урока. Развитие обучающихся на уроке. Состав современного содержания образования и род требований к уроку. Направления совершенствования урока. Степень мастерства учителя на уроке.

реферат [24,4 K], добавлен 22.12.2011

Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.

курсовая работа [55,3 K], добавлен 26.03.2011

Сосредоточенность внимания учащихся и успешное усвоение учебного материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Организация внимания в начале урока, во время опроса, объяснения и закрепления нового материала, при указании домашнего задания.

реферат [140,0 K], добавлен 20.04.2011

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА

Студент-практикант V курса группы 582

Саитов Ильдар Гербертович

Набережные Челны, 2009 г.

СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА

I. Протокольная запись урока

Дата: 25 ноября 2009 г.

Урок истории №3: Группа 3.2 (11 «Б»).

Преподаватель: Полуянова Светлана Валерьевна.

Тема: «Социально - экономическое развитие России в начале XX века».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: Урок - Лекция.

1900 - начало длительного спада производства.

Основные персоналии: А.И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин.

1. Основные тенденции развития экономики.

2. Особенности социально-экономических отношений в России.

3. Общий ход экономического развития в начале XXвека.

Домашнее задание: § 1-3, ответить письменно на вопрос №2 на с.21, как элемент подготовки к ЕГЭ.

Учитель заранее приготовил доску и карту к уроку, написав на доске число, тему урока, термины и даты. С началом звонка учащиеся построились по команде командира и поприветствовали учителя, и она также поздоровалась, разрешила присаживаться. Класс хорошо освещен, помещение проветрено и свежо, вселяет бодрость и положительный заряд для начала урока.

III. Внимание учащихся на уроке

С началом урока Светлана Валерьевна полностью завладевает вниманием учащихся на урок. В течении урока преподаватель сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опрос учащихся, спросить могут любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знать на что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно. Далее, при изучении нового материала, внимание кадетов сосредоточено на работе с текстом учебника по заданию, запись лекции в тетрадь, а также необходимо следить по карте за основными экономическими районами. При повторении материала вновь заостряется внимание на изученных фактах, кадеты приглашаются к участию в формулирования вывода по уроку приемом эвристической беседы. Учащиеся уже давно работают на уроках истории со Светланой Валерьевной и не позволяют себе отвлекаться, во-первых - это уважение, во-вторых - можно и двоечку за незнание материала или невнимательность быстро в журнал получить.

IV.Восприятие учебного материала

С началом урока, как видно из фотографии, преподаватель объяснила план работы, цели и задачи. После организационного момента перешли к этапу проверки домашнего задания методом фронтального опроса на тему «Положение Франции в конце XIX века». Вопросы задавались на качественный уровень усвоения и восприятия изученной темы уроком ранее.

На этапе изучения нового материала при объяснении для улучшенного восприятия применялась карта на уроке. Показывались основные промышленные районы, территории разделенные на сферы влияния как внутреннего капитала так и иностранного. Учащиеся, поначалу, интересовались вопросом влияния экономики на политику, проявляли любознательность в вопросах узости и многоукладности российского рынка, ближе к концу урока наблюдательность стала затухать и уже слушали без дополнительных вопросов и детализации.

V.Мышление учащихся на уроке

Подача материала Светланы Валерьевны сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированием записанного учащимся, объяснение и чтение карты. Мотивацией учащихся к рассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать и отстаивать точку зрения. Хотя этот аспект был задействован на этом уроке не полностью в течении всего урока, а большей частью при опросе домашнего задания. Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционными формулировками. Этап закрепления материала также был слабо использован для развития мыслительных способностей. В целом учащиеся не бояться думать и пользуются возможностью сказать точку зрения не системно, а по принципу когда спросят на оценку.

VI. Память в познавательной деятельности учащихся

Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала преподаватель применял на уроке такие приемы, как записи на доске: план урока, даты, исторические события и термины. Важные даты особо проговаривались, особенно придавалось значение терминам, таким как монополия и ее виды. Трудные слова и термины прописывались на доске, например синдикат, картель, трест, олигархия. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану. Проводились исторические параллели с современным состоянием некоторых монополий и олигархов, для установления ассоциативных устойчивых представлений.

Встреча учителя с классом началась после звонка на урок, командир построил кадетов, после чего Светлана Валерьевна поздоровалась и разрешила присаживаться. Опрятный внешний вид, уложенная прическа создают вид респектабельного человека, а с уважением приходит дисциплина, послушание слову, и это источник внимания, восприятия, мышления и запоминания. Энергичная, волевая, строгая и требовательная - так можно охарактеризовать психическое состояние. Манера обращения к учащимся уважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Громкая хорошо поставленная речь, без слов-паразитов, эмоциональных оттенков, жестикуляция слабая, мимика устойчивая. Она способна на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.

Цели урока по организации учебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе были задействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новой темы дополняли ответами, записывали лекционный материал, смотрели на карту за действиями учителя, изучали экономические районы. Интерес к предмету средний, подгоняется страхом перед двойкой, заинтересованность маленькая и должным образом не стимулируется. Пожелания к уроку отойти от принципа количества, и уделять внимание качеству знания.

Другие статьи

Психологический анализ урока


1. Психологическая оценка урока:

  • уровень организации урока (доля спонтанности учительского воздействия в настрое детей на урок);
  • соотношение мнемически-репродуктивной и само­стоятельной, творческой деятельности учащихся, развитие мышления учащихся;
  • соотношение монологического и диалогического общения между учителем и детьми на уроке;
  • темп и уровень сложности урока, их адекватность возрасту и контингенту класса;
  • соответствие форм и методов учебной работы воз­растным психофизиологическим особенностям уча­щихся;
  • оснащенность урока средствами, оптимизирующими учебную деятельность детей разных психологичес­ких типов (аудиальный, визуальный, кинестетичес­кий).

2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:

  • наличие физической или психической дистанции между учителем и детьми ("над", "рядом", ' вместе');
  • преобладающее отношение к классу;
  • коммуникабельность, умение устанавливать кон­такт с классом и с каждым учеником;
  • способы активизации работы учащихся (их разно­образие и педагогическая целесообразность);
  • соотношение индивидуального и группового обще­ния на уроке;
  • способность к делегированию полномочий уча­щимся;
  • умение слушать;
  • способность к индивидуализации и дифференциа­ции учебной работы с учащимися;
  • стимулирование запоминания или понимания, самостоятельности мышления; работа по формирова­нию умственных действий (анализ, синтез, сравне­ние, обобщение, абстрагирование, классификация, систематизация и др.);
  • соотношение принуждения и приглашения в спо­собах организации учебной работы;
  • эмоциональная устойчивость, владение собой, пре­обладание эмоции;
  • увлеченность преподаваемым предметом;
  • адекватность индивидуальной манеры поведения учителя свойствам его темперамента;
  • внешний облик учителя (поза, мимика, пантоми­ма, одежда, прическа, чувство вкуса, стиля).

3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:

  • позиция учащихся: активная (субъекты учебной деятельности, действующие по внутреннему побуж­дению) или пассивная (исполнители целей и задач учителя);
  • владение основными компонентами учебной дея­тельности (постановка цели, ее принятие, выбор средств решения учебных задач, самоанализ, само­оценка процесса и результатов учебной деятельности);
  • преобладание мотивации учения, проявившейся на данном уроке;
  • нацеленность урока: на процесс или на результат учебной работы;
  • наличие инициативы у учащихся в процессе учеб­ной работы;
  • наличие творческой или исполнительской позиции у детей, тяготение к действиям по алгоритму или эвристическому решению учебных задач, вариатив­ности в решениях;
  • наличие вопросов, добавлений, комментариев со стороны детей;
  • отношение к ошибкам - своим и товарищей (есть ли страх, напряженность в ситуации ошибки или она вызывает живой интерес и потребность ее ана­лиза); I
  • роль учащихся (коммуникативная открытость, ин­дивидуальность, нестандартность речи);
  • склонность к кооперации или конкурентности (групповая, парная работа, дискуссии, коллективное решение учебных задач, взаимопомощь, сочувствие в ситуациях неудач, радость в связи с успехом това­рищей);
  • раскрепощенность или скованность (закрыты, пря­чутся за ролевые маски);
  • отношение учащихся к учителю (уважительное, равнодушное, подчиненное, недоброжелательное);
  • преобладающее на уроке самочувствие и настроение класса (напряженность, страх, воодушевленность, эн­тузиазм, бодрость, жизнерадостность, мажорность, подавление, равнодушие, раздражительность, агрес­сия).

Психологический анализ урока - Студопедия

Психологический анализ урока

В теории и практике педагогической психологии разработа­ны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые стро­ятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, уче­ник, организация урока и т.д.) [159]. В качестве примера при­ведем два объекта анализа: организацию урока и организован­ность учеников.

В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самооргани­зацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психоло­гический контакт с классом;

2) организацию учителем познава­тельной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памя­ти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспи­тание воображения, ж) формирование умений и навыков.

Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной — ор­ганизованность самих учащихся, т.е. 1) уровень умственного раз­вития учащихся; 2) отношение учащихся к изучению; 3) само­организация умственного труда; 4) обучаемость. Автор справед­ливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действу­ет по собственному побуждению.

В общем плане проведения анализа урока автором выделяют­ся пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль уро­ка, точнее стиль деятельности педагога, организация познаватель­ной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам учитель мо­жет проводить полный или частичный анализ урока, т.е. анализ наиболее значимых для конкретной ситуации его частей. Рассмо­трим подробнее этот подход на материале анализа стиля урока и организации познавательной деятельности учащихся.

Стиль урока как объект анализа, по Л. Т. Охитиной, предпо­лагает ответы на два вопроса. Первый вопрос: в какой мере со­держание и структура урока отвечают принципам развивающе­го обучения, а именно

«а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мыш­ления;

б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;

в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учи­теля, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельно­го поиска;

г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выпол­няются учителем и какиеучащимися (кто ставит пробле­му, кто формирует формулирует, кто решает);

д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критиче­ской оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;

е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие инте­рес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и при­нуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, но­тации и т.п.)».

Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе сти­ля: каковы особенности самоорганизации учителя, т.е.

«а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);

б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в про­цессе его осуществления (собранность, сонастроенностъ с те­мой и психологической целью урока, энергичность, настойчи­вость в осуществлении поставленной цели, оптимистичес­кий подход ко всему происходящему, педагогическая находчи­вость и др.);

в) педагогический такт учителя (случаи проявления педа­гогического такта или, напротив, нетактичности);

г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения)».

Достаточно большой интерес представляет схема анализа ор­ганизации познавательной деятельности учащихся, в процессе которого учителю предлагают ответить, в какой мере были обес­печены условия для продуктивной работы мышления и вообра­жения, а именно:

а) как он добивался нужной избирательности, осмысленнос­ти, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных;

б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);

в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внима­ния учащихся;

г) какие формы работы использовал для актуализации в па­мяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для по­нимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседова­ние с классом, упражнения по повторению и др.).

Организация деятельности мышления и воображения учащих­ся в процессе формирования новых знаний и умений предпола­гает ответы на вопросы:

а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобща­ющих образов, «открытий», выведения формул и т.п.);

б) на какие психологические закономерности формирова­ния представлений, понятий, уровней понимания, создания но­вых образов опирался учитель в организации деятельности мы­шления и воображения школьников;

в) с помощью каких приемов и форм работы добивался учи­тель активности и самостоятельности мышления учащихся (си­стема вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);

г) какого уровня понимания (описательного, сравнительно­го, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) до­бивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил фор­мированием убеждений и идеалов;

д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяс­нение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение от­бору и систематизации материала, а также обработке результа­тов и оформлению работы).

Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учитель и как он со­четает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуаль­ными формами учебных занятий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и инди­видуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познаватель­ной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся.

Очевидно, что всесторонний охват всех основных объектов пси­хологического анализа урока затруднителен в каждой конкрет­ной его ситуации, но представлять их как целостную систему не­обходимо, учитывая при этом специфику учебного предмета.

Общая схема рассмотрения урока

Обобщение предложенных многими исследователями схем пси­хологического анализа урока (на примере урока иностранного язы­ка) позволяет определить общую модель такого анализа на ос­нове деятельностного подхода. В схему включены следующие пла­ны рассмотрения: субъекты деятельности, их деятельность и со­трудничество.

Первый план — психологическая характеристика особенно­стей овладения учащимися иностранным языком как учебным предметом. Анализ в этом плане проводится учителем как ответ на вопросы: каковы особенности овладения иноязычной речевой деятельностью? каков характер развития входящих в нее рече­вых действий, языковых (грамматических, лексических, фоне­тических) средств выражения мысли и способов ее формирова­ния и формулирования? каков путь совершенствования опера­циональных механизмов этой деятельности? Анализируя урок, учитель учитывает и закономерности усвоения (материала) во всех его звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуника­тивных способностей учащихся и т.д.

Второй план — психологические особенности личности учи­теля иностранного языка: общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя и ее проявление на уро­ке; общепедагогические и специальные (коммуникативные, ана­литические и др.) способности учителя иностранного языка и их проявление на уроке; индивидуально-психологические особенности учителя: эмоциональность, тревожность, самооценка и т.д. и их проявление на уроке; особенности его деятельности.

Третий план — психологические особенности учебной дея­тельности учащихся, проявление их индивидуально-психоло­гических особенностей: уровень сформированности предмет­ных, контрольных, самооценочных действий учащихся; их от­ношение к учебному предмету и характер его проявления на уро­ке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность, интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке; проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, го­товность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особен­ностей. Межличностные отношения а) между учащимися язы­ковой подгруппы, б) между учащимися и учителем и их про­явления на уроке.

Четвертый план — педагогическое общение и сотрудничест­во: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и уча­щимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демо­кратический, либерально-попустительский); схема учебного вза­имодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (ди­ады, триады, лидерство и др.).

Виртуальная педпрактика

Примерная схема психолого-педагогического анализа урока

Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами

Тема, цели и задачи урока.

Структура урока и его психологическая целесообразность.

Психологическая оценка содержания урока

Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и общности).

Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятия этого материала (образно или словесно-логической памяти, абстрактного мышления воображения)? Какие эмоции могут быть вызваны?

Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

Как учитель делает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т. д.)?

Каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т. д.)?

Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке

Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывами быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.)

Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.

Способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую.

В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?

Организация восприятия и его характер:

Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия.

Использование наглядных средств, их функция на уроке.

Осмысленность восприятия материала.

Активизация памяти и ее развитие:

Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?

Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая)?

Какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

Как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

Активизация мыслительной деятельности учащихся:

Как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства?

Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал?

Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

Насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?

Уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий.

Активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности учащихся в поиске ответа.

Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример.)

В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявляющих себя в поиске ответа на вопрос)?

Изучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их?

Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?

Логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях.

Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей учеников?

Организация учителем обратной связи

На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?

Уроки усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке.

Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?

Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от информации?

Воспитательное воздействие личности на уроке

Воспитательное воздействие личности учителя: его внешность, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявилось? Эмоциональный климат урока.

Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.) Отношение ребят к этим требованиям.

Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.

Как преподаватель учит учиться, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т. д.)?

Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций)? В чем конкретно это проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся?