Категория: Бланки/Образцы
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документыПротокольная запись урока-лекции истории на тему: "Внешняя политика России накануне I мировой войны", его цели и план. Особенности подготовки к занятию, привлечения внимания учащихся к уроку и преподавателю. Память в познавательной деятельности учащихся.
конспект урока [244,4 K], добавлен 19.01.2010
Познавательные процессы школьников как факторы совершенствования педагогического процесса: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Личностно-развивающий потенциал урока как предмет проектировочной деятельности учителя.
реферат [32,9 K], добавлен 12.11.2013
Понятие современного урока, его функции и предъявляемые требования. Схема комплексного психолого-педагогического анализа урока, основные методы обучения. Организационная деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность учащихся на уроке.
контрольная работа [24,7 K], добавлен 22.06.2011
Урок как форма организации учебной работы. Структурные элементы урока. Установление осознанности усвоения учащимися нового учебного материала. Осознание учителем характера самого педагогического процесса. Представление учителя о его деятельности.
курсовая работа [36,4 K], добавлен 22.04.2014
Самоанализ урока математики. Теория и технология самоанализа в учебном процессе. Системы упражнения по повышению компетентности учителя математики. Цель урока, отбор материала, выбор методов и форм обучения. Опыт применения технологии самоанализа урока.
аттестационная работа [112,9 K], добавлен 28.05.2008
Процентное соотношение использованных на уроке интеракций, уровень эмпатии учителем своих учеников, преобладающие педагогические стили. Степень развития инициативы учеников, характер построения урока, наиболее встречающиеся последовательности категорий.
практическая работа [99,0 K], добавлен 25.04.2010
Методическая работа учителя. Содержание обучения. Познавательные возможности учащихся. ЭВМ в обучении истории. Содержание урока в средней школе. Уровни заданий по познавательным возможностям учащихся при усвоении материала. Примеры применения программ.
курсовая работа [75,5 K], добавлен 16.11.2008
Урок как форма организации учебной работы. Недостатки традиционного урока. Развитие обучающихся на уроке. Состав современного содержания образования и род требований к уроку. Направления совершенствования урока. Степень мастерства учителя на уроке.
реферат [24,4 K], добавлен 22.12.2011
Сущность анализа урока: цель, этапы, виды, содержание. Педагогическое мастерство - комплекс личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности учителя. Педагогический анализ как функция управления школой, его роль в повышении мастерства учителя.
курсовая работа [55,3 K], добавлен 26.03.2011
Сосредоточенность внимания учащихся и успешное усвоение учебного материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Организация внимания в начале урока, во время опроса, объяснения и закрепления нового материала, при указании домашнего задания.
реферат [140,0 K], добавлен 20.04.2011
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ И МЕНЕДЖМЕНТА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА
Студент-практикант V курса группы 582
Саитов Ильдар Гербертович
Набережные Челны, 2009 г.
СХЕМА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО АНАЛИЗА УРОКА
I. Протокольная запись урока
Дата: 25 ноября 2009 г.
Урок истории №3: Группа 3.2 (11 «Б»).
Преподаватель: Полуянова Светлана Валерьевна.
Тема: «Социально - экономическое развитие России в начале XX века».
Тип урока: комбинированный.
Вид урока: Урок - Лекция.
1900 - начало длительного спада производства.
Основные персоналии: А.И. Путилов, А. И. Вышнеградский, А. И. Утин.
1. Основные тенденции развития экономики.
2. Особенности социально-экономических отношений в России.
3. Общий ход экономического развития в начале XXвека.
Домашнее задание: § 1-3, ответить письменно на вопрос №2 на с.21, как элемент подготовки к ЕГЭ.
Учитель заранее приготовил доску и карту к уроку, написав на доске число, тему урока, термины и даты. С началом звонка учащиеся построились по команде командира и поприветствовали учителя, и она также поздоровалась, разрешила присаживаться. Класс хорошо освещен, помещение проветрено и свежо, вселяет бодрость и положительный заряд для начала урока.
III. Внимание учащихся на уроке
С началом урока Светлана Валерьевна полностью завладевает вниманием учащихся на урок. В течении урока преподаватель сменяет вид деятельности, сначала проводит фронтальный опрос учащихся, спросить могут любого и нужно быть готовым к ответу, а что бы знать на что отвечать, то нужно слушать вопрос внимательно. Далее, при изучении нового материала, внимание кадетов сосредоточено на работе с текстом учебника по заданию, запись лекции в тетрадь, а также необходимо следить по карте за основными экономическими районами. При повторении материала вновь заостряется внимание на изученных фактах, кадеты приглашаются к участию в формулирования вывода по уроку приемом эвристической беседы. Учащиеся уже давно работают на уроках истории со Светланой Валерьевной и не позволяют себе отвлекаться, во-первых - это уважение, во-вторых - можно и двоечку за незнание материала или невнимательность быстро в журнал получить.
IV.Восприятие учебного материала
С началом урока, как видно из фотографии, преподаватель объяснила план работы, цели и задачи. После организационного момента перешли к этапу проверки домашнего задания методом фронтального опроса на тему «Положение Франции в конце XIX века». Вопросы задавались на качественный уровень усвоения и восприятия изученной темы уроком ранее.
На этапе изучения нового материала при объяснении для улучшенного восприятия применялась карта на уроке. Показывались основные промышленные районы, территории разделенные на сферы влияния как внутреннего капитала так и иностранного. Учащиеся, поначалу, интересовались вопросом влияния экономики на политику, проявляли любознательность в вопросах узости и многоукладности российского рынка, ближе к концу урока наблюдательность стала затухать и уже слушали без дополнительных вопросов и детализации.
V.Мышление учащихся на уроке
Подача материала Светланы Валерьевны сочетала в себе элементы лекционной подачи материала, комментированием записанного учащимся, объяснение и чтение карты. Мотивацией учащихся к рассуждению способствовали вопросы и задания, учитывались умения высказать и отстаивать точку зрения. Хотя этот аспект был задействован на этом уроке не полностью в течении всего урока, а большей частью при опросе домашнего задания. Тогда как, при изучении нового материала, преподаватель ограничился лекционными формулировками. Этап закрепления материала также был слабо использован для развития мыслительных способностей. В целом учащиеся не бояться думать и пользуются возможностью сказать точку зрения не системно, а по принципу когда спросят на оценку.
VI. Память в познавательной деятельности учащихся
Для прочного и осмысленного запоминания учебного материала преподаватель применял на уроке такие приемы, как записи на доске: план урока, даты, исторические события и термины. Важные даты особо проговаривались, особенно придавалось значение терминам, таким как монополия и ее виды. Трудные слова и термины прописывались на доске, например синдикат, картель, трест, олигархия. Лучше всего на уроке учащимся дается наглядно-образное запоминание и словесно-логическое. Материал группировался по смыслу согласно плану. Проводились исторические параллели с современным состоянием некоторых монополий и олигархов, для установления ассоциативных устойчивых представлений.
Встреча учителя с классом началась после звонка на урок, командир построил кадетов, после чего Светлана Валерьевна поздоровалась и разрешила присаживаться. Опрятный внешний вид, уложенная прическа создают вид респектабельного человека, а с уважением приходит дисциплина, послушание слову, и это источник внимания, восприятия, мышления и запоминания. Энергичная, волевая, строгая и требовательная - так можно охарактеризовать психическое состояние. Манера обращения к учащимся уважительное, строгое, настойчива в требованиях по выполнению домашнего задания. Громкая хорошо поставленная речь, без слов-паразитов, эмоциональных оттенков, жестикуляция слабая, мимика устойчивая. Она способна на организацию самостоятельной работы учащихся, контроль поведения в классе.
Цели урока по организации учебной деятельности учащихся достигнуты, все учащиеся так или иначе были задействованы в работе. Кто-то участвовал в опросе, затем при изучении новой темы дополняли ответами, записывали лекционный материал, смотрели на карту за действиями учителя, изучали экономические районы. Интерес к предмету средний, подгоняется страхом перед двойкой, заинтересованность маленькая и должным образом не стимулируется. Пожелания к уроку отойти от принципа количества, и уделять внимание качеству знания.
1. Психологическая оценка урока:
2. Психологический анализ деятельности учителя на уроке:
3. Психологический анализ учебной деятельности учащихся:
В теории и практике педагогической психологии разработаны многочисленные схемы психологического анализа урока (Н.Ф. Добрынин, В.А. Сластенин, Н.В. Кузьмина, Л.Т. Охитина, С.В. Иванов, И.А. Зимняя, Е.С. Ильинская и др.), которые строятся авторами на разных основаниях. Рассмотрим предложенный Л.Т. Охитиной на основе исходных принципов и положений развивающего обучения подход к психологическому анализу урока, в соответствии с которым она определяет разветвленную структуру объектов психологического анализа урока (учитель, ученик, организация урока и т.д.) [159]. В качестве примера приведем два объекта анализа: организацию урока и организованность учеников.
В организацию урока Л.Т. Охитина включает 1) самоорганизацию учителя: а) творческое рабочее самочувствие, б) психологический контакт с классом;
2) организацию учителем познавательной деятельности учащихся: а) организацию восприятия и наблюдения, б) организацию внимания, в) тренировку памяти, г) формирование понятий, д) развитие мышления, е) воспитание воображения, ж) формирование умений и навыков.
Другой объект структуры анализа, по Л.Т. Охитиной — организованность самих учащихся, т.е. 1) уровень умственного развития учащихся; 2) отношение учащихся к изучению; 3) самоорганизация умственного труда; 4) обучаемость. Автор справедливо подчеркивает, что обучение должно вносить изменения не только в интеллектуальную сферу ученика, но и в развитие его личности. Обучение будет развивающим, если ученик действует по собственному побуждению.
В общем плане проведения анализа урока автором выделяются пять опорных пунктов: психологическая цель урока, стиль урока, точнее стиль деятельности педагога, организация познавательной деятельности учащихся, организованность учащихся, учет возрастных особенностей учащихся. По этим пунктам учитель может проводить полный или частичный анализ урока, т.е. анализ наиболее значимых для конкретной ситуации его частей. Рассмотрим подробнее этот подход на материале анализа стиля урока и организации познавательной деятельности учащихся.
Стиль урока как объект анализа, по Л. Т. Охитиной, предполагает ответы на два вопроса. Первый вопрос: в какой мере содержание и структура урока отвечают принципам развивающего обучения, а именно
«а) соотношение нагрузки на память учащихся и их мышления;
б) соотношение воспроизводящей деятельности учащихся и творческой;
в) соотношение усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, учебника, пособия и т.д.) и в процессе самостоятельного поиска;
г) какие звенья проблемно-эвристического обучения выполняются учителем и какие — учащимися (кто ставит проблему, кто формирует формулирует, кто решает);
д) соотношение контроля, анализа и оценки деятельности школьников, осуществляемых учителем, и взаимной критической оценки, самоконтроля и самоанализа учащихся;
е) соотношение побуждения учащихся к деятельности (комментарии, вызывающие положительные чувства в связи с проделанной работой, установки, стимулирующие интерес, волевое усилие к преодолению трудностей и т.д.) и принуждения (напоминания об отметке, резкие замечания, нотации и т.п.)».
Второй вопрос, на который готовится ответ при анализе стиля: каковы особенности самоорганизации учителя, т.е.
«а) подготовленность учителя к уроку (степень овладения содержанием и структурными компонентами урока, степень осознания психологической цели и внутренней готовности к ее осуществлению);
б) рабочее самочувствие учителя в начале урока и в процессе его осуществления (собранность, сонастроенностъ с темой и психологической целью урока, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему, педагогическая находчивость и др.);
в) педагогический такт учителя (случаи проявления педагогического такта или, напротив, нетактичности);
г) психологический климат в классе (как поддерживает учитель атмосферу радостного, искреннего общения ребят с ним и друг с другом, деловой контакт или другие отношения)».
Достаточно большой интерес представляет схема анализа организации познавательной деятельности учащихся, в процессе которого учителю предлагают ответить, в какой мере были обеспечены условия для продуктивной работы мышления и воображения, а именно:
а) как он добивался нужной избирательности, осмысленности, целостности восприятия учениками изучаемых предметов, как помогал им отличать инвариантные признаки от вариативных;
б) какие установки использовал и в какой форме (убеждение, внушение);
в) как добивался устойчивости и сосредоточенности внимания учащихся;
г) какие формы работы использовал для актуализации в памяти учащихся ранее усвоенных знаний, необходимых для понимания нового материала (индивидуальный опрос, собеседование с классом, упражнения по повторению и др.).
Организация деятельности мышления и воображения учащихся в процессе формирования новых знаний и умений предполагает ответы на вопросы:
а) на каком уровне формировались знания учащихся (на уровне конкретно-чувственных представлений, понятий, обобщающих образов, «открытий», выведения формул и т.п.);
б) на какие психологические закономерности формирования представлений, понятий, уровней понимания, создания новых образов опирался учитель в организации деятельности мышления и воображения школьников;
в) с помощью каких приемов и форм работы добивался учитель активности и самостоятельности мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разные уровни проблемно-эвристического решения задач, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой, исследовательской работы на уроке и др.);
г) какого уровня понимания (описательного, сравнительного, объяснительного, обобщающего, оценочного, проблемного) добивался учитель от учащихся и как в связи с этим руководил формированием убеждений и идеалов;
д) какие виды творческих работ использовались на уроке, и как руководил учитель творческим воображением учащихся (объяснение темы и цели работы, условий ее выполнения, обучение отбору и систематизации материала, а также обработке результатов и оформлению работы).
Анализ организованности учащихся отвечает на вопрос, какие их группы по уровню обучаемости выделяет учитель и как он сочетает фронтальную работу в классе с групповыми и индивидуальными формами учебных занятий. Учитель должен учитывать все звенья подготовки к уроку и его проведению, возрастные и индивидуально-психологические особенности учащихся не только при определении цели и стиля урока, но и в организации познавательной деятельности учащихся, при дифференцированном подходе к ним в процессе обучения и в формировании личностных, деятельностных, интеллектуальных особенностей учащихся.
Очевидно, что всесторонний охват всех основных объектов психологического анализа урока затруднителен в каждой конкретной его ситуации, но представлять их как целостную систему необходимо, учитывая при этом специфику учебного предмета.
Общая схема рассмотрения урока
Обобщение предложенных многими исследователями схем психологического анализа урока (на примере урока иностранного языка) позволяет определить общую модель такого анализа на основе деятельностного подхода. В схему включены следующие планы рассмотрения: субъекты деятельности, их деятельность и сотрудничество.
Первый план — психологическая характеристика особенностей овладения учащимися иностранным языком как учебным предметом. Анализ в этом плане проводится учителем как ответ на вопросы: каковы особенности овладения иноязычной речевой деятельностью? каков характер развития входящих в нее речевых действий, языковых (грамматических, лексических, фонетических) средств выражения мысли и способов ее формирования и формулирования? каков путь совершенствования операциональных механизмов этой деятельности? Анализируя урок, учитель учитывает и закономерности усвоения (материала) во всех его звеньях, совершенствование навыков, развитие коммуникативных способностей учащихся и т.д.
Второй план — психологические особенности личности учителя иностранного языка: общеличностная и профессионально-педагогическая направленность учителя и ее проявление на уроке; общепедагогические и специальные (коммуникативные, аналитические и др.) способности учителя иностранного языка и их проявление на уроке; индивидуально-психологические особенности учителя: эмоциональность, тревожность, самооценка и т.д. и их проявление на уроке; особенности его деятельности.
Третий план — психологические особенности учебной деятельности учащихся, проявление их индивидуально-психологических особенностей: уровень сформированности предметных, контрольных, самооценочных действий учащихся; их отношение к учебному предмету и характер его проявления на уроке иностранного языка, включенность учащихся в учебную деятельность, интеллектуальная активность (мыслительная, перцептивная, мнемическая) учащихся на уроке; проявление возрастных и индивидуально-психологических особенностей и психических состояний (внимание, стресс, напряженность, готовность и др.) учащихся на уроке, учет учителем этих особенностей. Межличностные отношения а) между учащимися языковой подгруппы, б) между учащимися и учителем и их проявления на уроке.
Четвертый план — педагогическое общение и сотрудничество: какие коммуникативные задачи и как решаются учителем и учащимися; стиль педагогического общения (авторитарный, демократический, либерально-попустительский); схема учебного взаимодействия в классе и особенности сотрудничества учащихся (диады, триады, лидерство и др.).
Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами
Тема, цели и задачи урока.
Структура урока и его психологическая целесообразность.
Психологическая оценка содержания урока
Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и общности).
Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятия этого материала (образно или словесно-логической памяти, абстрактного мышления воображения)? Какие эмоции могут быть вызваны?
Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.
Как учитель делает учебный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т. д.)?
Каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое, атеистическое и т. д.)?
Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке
Пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывами быть внимательными, подчеркивание значимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т. д.)
Виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников.
Способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую.
В каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся, и как они с этим справились?
Организация восприятия и его характер:
Что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия.
Использование наглядных средств, их функция на уроке.
Осмысленность восприятия материала.
Активизация памяти и ее развитие:
Обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?
Какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, механическая, логическая)?
Какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?
Как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?
Активизация мыслительной деятельности учащихся:
Как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства?
Какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал?
Каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?
Насколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т. д.)?
Уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий.
Активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности учащихся в поиске ответа.
Какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример.)
В какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявляющих себя в поиске ответа на вопрос)?
Изучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их?
Насколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?
Логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях.
Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?
Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей учеников?
Организация учителем обратной связи
На каких этапах урока (во время опроса, при подаче нового материала, при закреплении) учитель обращался к школьникам и с какой целью?
Уроки усвоения знаний учащимися, которые были выявлены на уроке.
Носила ли обратная связь не только контролирующий, но и обучающий характер? В чем это проявилось?
Влиял ли характер ответов школьников на дальнейшие действия и слова учителя, т.е. как перестраивалась его деятельность в зависимости от информации?
Воспитательное воздействие личности на уроке
Воспитательное воздействие личности учителя: его внешность, речи, манер, характера общения с учащимися. Отношение их к учителю, в чем оно проявилось? Эмоциональный климат урока.
Требования учителя и их значение для формирования ценных волевых и моральных качеств личности учеников (требования к ответу, поведению, речи, дисциплине и т. д.) Отношение ребят к этим требованиям.
Воспитательное значение методов и приемов обучения, использованных на уроке.
Как преподаватель учит учиться, владеть техникой учебной работы (слушать объяснение, делать записи, работать с книгой, контролировать самого себя и т. д.)?
Достигнуты ли цели урока? По каким психологическим показателям можно судить об этом (уровень усвоения, внимания, интерес, проявление эмоций)? В чем конкретно это проявилось? Что дал урок для общего развития учащихся?