Руководства, Инструкции, Бланки

протокол психолого-педагогического обследования ребенка образец img-1

протокол психолого-педагогического обследования ребенка образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Практическое занятие № 15 - Студопедия

Практическое занятие № 15

для студентов очной формы обучения

Тема: «Заключение по результатам психолого-педагогического исследования детей».

Вопросы для обсуждения

1. Протокол ПМПК (комиссии): структура, содержание, правила оформления и хранения.

2. Соотношение понятий «протокол обследования ребёнка», «заключение». Структура и содержание протокола обследования ребёнка в ходе психодиагностической процедуры (по конкретным методикам).

3. Заключение по результатам педагогического обследования ребёнка в ПМПК (консультации). Требования к написанию и презентации.

4. Заключение олигофренопедагога по результатам обследования ребёнка в условиях ПМПК (комиссии). Требования к написанию, презентации.

5. Заключение по результатам психологического обследования ребёнка. Требования к написанию, оформлению, презентации в зависимости от процедуры обследования в ПМПК (консультации и комиссии).

Вопросы и задания для контроля и самоконтроля:

1. Самостоятельно проанализировать образцы протоколов обследования конкретных детей в условиях ПМПК (консультации и комиссии), ПМПК (консилиума) из ниже приведённых источников, а также заключения психодиагностического обследования, педагогического и психологического обследований. В тетради для самостоятельной работы записать (или поместить копии) алгоритмы составления протоколов и заключений обследования в названных структурах.

2. Подготовиться к проведению методики А.Р. Лурия «10 слов» в ходе занятия при работе в парах (подготовить набор слов и знать алгоритм заполнения протокола по данной методике).

3. Быть готовыми к работе по анализу образцов протоколов и заключений на конкретных детей непосредственно по ходу практического занятия.

4. Подготовиться к ответу на любой вопрос, так как любой из вопросов может быть дан в качестве письменной работы в конце занятия (10-12 минут).

1. Алмазова, О.В. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]. учеб. пособие в 3-х ч. / О.В. Алмазова / ч. 1. Теоретические основы / Урал. гос. пед. ун-т ; Ин-т спец. образования УрГПУ. – Екатеринбург, 2004. – с.113-115.

2. Забрамная, С.Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения [Текст]. учеб. пособие / С.Д. Забрамная. – М. Просвещение, 1988. (протокол ПМПК).

3. Психолого-педагогическая диагностика [Текст]. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / И.Ю. Левченко [и др.] ; под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. – М. Академия, 2005. – с. 75-77 (образец заполнения протокола); с. 77-79 (методика А.Р. Лурия «10 слов»); СС. 79-83 (образцы заполнения протоколов по конкретным методикам); с. 311-313 (образец протокола в составе комплексной документации на ребёнка).

4. Психолого-медико-педагогическая консультация [Текст]: методические рекомендации / под ред. Л.М. Шипицыной – СПб. ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. – с. 60 – 112 (обследование детей с различными отклонениями в развитии в ПМПК с образцами заключений); с. 113-118 (документы ПМПК); с. 317-318 (форма № 2 – заключение по результатам психодиагностического исследования).

5. Психолого-медико-педагогическое обследование ребёнка. Комплект рабочих материалов/ Под общ. ред. М.М. Семаго. – М. 1999. – с.118-119 (протокол нейропсихологического обследования ребёнка на ПМПК); с. 87- 127 (комплект рабочей документации для деятельности психолого-медико-педагогической службы образовательных учреждений).

6. Усанова, О.Н. Специальная психология [Текст]. учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / О.Н. Усанова. – СПб. Питер, 2006. – с. 325-327 (рекомендации к составлению заключения).

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

Организация и содержание деятельности - страница 2


Выводы
Интенсивное развитие теории и практики психолого-педагогического сопровождения в последние годы и возрастание влияния психолого-медико-педагогических консилиумов учреждений связано с расширением представлений о целях образования, в число которых включены цели развития. воспитания, обеспечения физического, психического, психологического, нравственного и социального здоровья детей.

При таком подходе психолого-педагогическое сопровождение, организованное ПМПк, выступает как неотъемлемый элемент системы обучения, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.

Применение данного опыта работы дало следующие результаты:

- улучшилось качество диагностики воспитанников учреждения;

-повысился уровень дифференциации состояния детей, имеющих нарушения в развитии ;

- увеличился количественный состав обследуемых воспитанников;

- улучшилось качество предоставляемой коррекционной помощи детям в учреждении;

- расширились возможности коррекционного сопровождения детей с нарушениями в развитии ;

- более эффективно стала реализовываться коррекционная программа учреждения.

Данный педагогический опыт имеет практическую ценность и может быть рекомендован для применения специалистами дошкольных образовательных учреждений.

Приложение № 1
Договор
между муниципальным дошкольным образовательным учреждением «Детский сад комбинированного вида № ххх» и родителями (законными представителями) обучающегося, воспитанника образовательного учреждения о его психолого–медико-педагогическом обследовании и сопровождении.
«____»____________20__ г
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № ххх», именуемое в дальнейшем МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № ххх», в лице заведующего Хххххххххх Хххххххх Ххххххххх обязуется. информировать родителей (законных представителей) обучающегося, воспитанника об условиях его психолого-медико-педагогического обследования и сопровождения специалистами ПМПк.

Родители (законные представители) обучающегося, воспитанника

(указать фамилию, имя, отчество ребенка и родителей (законных представителей), характер родственных отношений в соответствии с паспортными данными)

выражают согласие на психолого-медико-педагогическое обследование и сопровождение обучающегося, воспитанника в соответствии с показаниями. в рамках профессиональной компетенции и этики специалистов ПМПк.

Приложение № 2
Протокол обследования ребенка педагогом-психологом на ПМПк

Фамилия, имя ребенка_____________________________________________


Возраст_____________________ группа ______________________________
Восприятие
«Узнай, кто это?»______________«Чего не хватает на рисунках?»_________
Внимание
«Чего не стало?»_______________ «Найди и вычеркни»__________________
Память
«Что изменилось?»______________ «Выучи слова» ______________________
Мышление
Наглядно-действенное: «Почтовый ящик»_____________________________
Наглядно-образное: разрезные картинки________ кубики Кооса___________
Логическое: «Исключение из ряда»___________________________________
Самооценка _______________________________________________________
Тревожность ______________________________________________________

Приложение № 3
Протокол обследования ребенка учителем-логопедом на ПМПк

Дата_________________ группа №__________

__________________________________________________________________
Словарный запас______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Грамматический строй_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Логопедическое заключение__________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение № 4
Педагогическая характеристика ребенка на ПМПк

Фамилия, имя _________________________________________________ возраст__________________ группа ________________________________


Насколько ребенок проявляет интерес к занятиям______________________

Какие виды работ вызывают наибольшие трудности_____________________

Насколько ребенок усидчив во время занятия___________________________

Как быстро ребенок переключается с одного вида деятельности на другой___

Насколько ребенок критичен в оценке своих результатов_________________

Как принимает помощь взрослых_____________________________________

Какова степень самостоятельной активности при решении уч. задач________

Может ли организовать сюжетно-ролевую игру_________________________

Какую роль отводит себе____________________________________________

Может ли регулировать игровые отношения вербально (при помощи речи)__

Каким играм уделяет больше внимания (подвижным, настольным, дидактическим)____________________________________________________

Приложение № 5
Образец протокола заседания ПМПк

заседания ПМПк от _______________


Председатель консилиума _______________________
Члены консилиума: ________________________


1.Диагностическое обследование воспитанников коррекционных групп (по плану работы специалистов)


1. Консультации воспитателей коррекционных групп:

1) Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста.

2) Формирование грамматических категорий языка на подгрупповых занятиях и в индивидуальной работе.

3) Особенности обучения грамоте и формирования графомоторных навыков у детей с нарушением речи.


1.Плановые заседания ПМПк

1) Утверждение плана работы. Обсуждение направлений диагностики вновь поступивших детей.

3) Обсуждение результатов обследования вновь поступивших детей. Анализ работы по оказанию методической помощи педагогам ДОУ.

4) Подведение итогов работы. Обсуждение результатов коррекционной работы специалистов.


2.Диагностическое обследование воспитанников массовых групп (по плану работы учреждения).


2. Семинары для педагогов ДОУ:

« Значение беседы в работе с дошкольниками»

«Почему ребенок говорит неправильно?»

«Организация индивидуально-коррекционной работы с детьми дошкольного возраста в условиях общеразвивающей группы ДОУ»


2. Внеплановые заседания ПМПк.


3. Обследование уровня нервно-психического развития детей (3-7лет)


3. Проведение коррекционных логопедических занятий в специальных группах.


4. Плановое обследование воспитанников массовых групп с целью комплектования коррекционных групп


4. Семинар-практикум «Философия для детей. Метод сократического диалога».


4. Проведение логопедических занятий в массовых группах


5. Диагностика готовности к школе воспитанников подготовительных групп.


5. Тренинг «Как общаться с родителями».


6. Индивидуальные обследования учащихся по запросам родителей, воспитателей.


6. Информация о состоянии здоровья детей, профилактических мероприятиях

Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Ольга Николаевна Даниловская
учитель математики
высшей квалификационной категории
МОУ «С(К)ОШИ № 4»
города Магнитогорска
Челябинской области,
2015

Педагогическое обследование в психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

Основные методы обследования

В комплексной оценке психического развития, в выявлении индивидуальных типологических возможностей детей для дальнейшего обучения чрезвычайно важным является педагогическое обследование.
Педагогическое исследование детей в целях диагностики педагогической запущенности, пограничных состояний и задержек психического развития должно включать в себя задания на определение готовности к обучению, развитие школьно значимых функций, познавательной деятельности и интеллекта.
Задача педагогического собеседования — выявление готовности ребенка к обучению в школе, степени сформированности школьных навыков, а также причин, вызывающих различные трудности в усвоении программы.
На разных этапах педагогического обследования используются различные методы изучения произвольной деятельности и личностных особенностей ребенка: беседа, обучающий эксперимент, наблюдение, изучение документации и письменных работ детей. Выбор методов обследования зависит от целей каждого этапа обследования и от индивидуальных особенностей ребенка (контактность, трудности адаптации в новых условиях, тревожность, сензитивность, негативистические проявления и т.д.)
Знакомство с проблемой ребенка начинается с изучения документации. Педагог-дефектолог знакомится со школь­ной характеристикой, медицинскими сведениями, записями специалистов ПМПК, если ребенок уже проходил обследование, изучает его письменные работы. Это помогает специалисту ориентироваться в проблеме и подготовиться к общению с родителями. Внимательное и доброжелательное отношение к обследуемому способствует созданию атмосферы доверительного общения. В процессе предварительной беседы с родителями выясняются условия жизни ребенка, особенности его развития, состав семьи, профессии родителей, а также школьный анамнез: с какого возраста началось обучение в школе, по каким программам обучался ребенок, дублировал ли классы, какие предметы вызывают особенные трудности, круг интересов ребенка вне школы. Подобную беседу целесообразно проводить в отсутствие ребенка. Для более подробного изучения условий жизни ребенка и оценки уровня его развития родителям предлагается заполнить анкету.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка.
2. Дата рождения.
3. Домашний адрес.
4. Порядковый № класса, № школы, район.
5. Какое дошкольное учреждение посещал ребенок (Массовое, специальное, речевой д/с).
6. В каком возрасте ребенок пошел в школу (с жела­нием или без желания, с подготовкой или неподготовлен­ный).
7. Кем направлен.
8. Какими специалистами, в каких учреждениях и ко­гда оказывалась консультативная и коррекционная помощь.
9. Сведения о семье:
Мать (ф.и.о. образование, профессия). Отец (ф. и. о. образование, профессия). Брат (сестра) — ф. и. возраст, учебное заведение. Другие члены семьи.
10. Условия воспитания в семье (семейно-бытовые ус­ловия, психологический климат в семье, взаимоотношения ребенка с членами семьи).
11. В каком классе возникли трудности в обучении, по каким предметам.
12. В чем причина возникновения у ребенка трудностей в обучении, по вашему мнению.
13. Какую помощь вам оказывает образовательное уч­реждение, которое посещает ребенок, для преодоления воз­никших трудностей.
14. Как ребенок относится к своим неуспехам в школе.
15. Ругаете ли вы ребенка за плохие отметки.
16. Ставите ли вы своему ребенку в пример других де­тей, которые успешно учатся.
17. Как ваш ребенок относится к выполнению домаш­них заданий (самостоятельно или с вашей помощью выпол­няет задания; требуется ли постоянная помощь в виде под­сказки, разъяснения; сколько времени тратите на подготов­ку домашних заданий).
18. Чем увлекается и чем любит заниматься ваш ребенок в свободное время.
19. Какие кружки, секции посещает ваш ребенок.
20. Какие особенности в развитии и поведении вы за­мечаете у своего ребенка.
21. Какую помощь хотели бы вы получить для ребенка в преодолении возникших трудностей.

Непосредственное общение с ребенком начинается с установления психологического контакта. Для максимального раскрытия интеллектуальных возможностей ребенка важно создать условия психоэмоциональной комфортности, предоставить ребенку пространство для свободных выска­зываний. Для поддержания интереса и работоспособности многие задания предлагаются в игровой и занимательной форме. В случае возникновения трудностей педагог оказывает разную степень помощи, вплоть до совместного выполнения действий с ребенком, при этом каждый удачный ответ подкрепляется похвалой и одобрением.
На начальном этапе беседы одной из задач является выявление уровня осведомленности ребенка. Беседа строится с соблюдением основных дидактических принципов: постепенность усложнения, четкость формулировок. Если ребенок испытывает затруднения, предлагаются вспомогательные вопросы.
Например, детей с выраженным отставанием в развитии, неконтактных, у которых под влиянием постоянной неуспеваемости выработалось отрицательное отношение к учебе, целесообразно обследовать с помощью игрового, зани­мательного материала.
Детям с повышенной истощаемостью предлагаются за­дания, с помощью которых психические особенности могут быть раскрыты в максимально короткие сроки и т. п.

Примерные вопросы по выявлению уровня осведомленности детей младшего школьного возраста:

— Назови имя, отчество, фамилию, возраст, свой домашний телефон.
— На какой улице ты живешь?
— Как называется наш город?
— В честь кого он так назван?
— Кем был Петр I?
— Почему Санкт-Петербург назван в честь Петра I?
— Как называется наша страна?
— Как называется столица нашей страны?
— Что такое столица?
— Какие ты еще знаешь страны?
В ходе беседы устанавливается индивидуальный контакт с ребенком, психологический настрой на школу, появляется возможность заинтересовать ребенка и снять напряжение, вызванное самим фактом обследования. Содержание предварительной беседы должно быть направлено на выяснение кругозора ребенка, его знаний о себе, окружающих, особенностей его ориентировки в окружающем мире. Могут быть использованы вопросы, направ­ленные на получение следующих сведений:

1. Знания о себе, семье, близких.
Цель — выявление знаний о возрасте ребенка, именах родителей, их профессии, составе семьи, понимания родственных отношений.
2. Ориентировка в пространстве.
3. Ориентировка во времени, умение определять время суток (день, ночь, утро, вечер), узнать время по часам.
4. Знание о явлениях природы.
С помощью беседы можно выяснить, что ребенок знает о временах года, их признаках, может ли отгадать загадку, определить время года по признакам, знание ребенка о погодных явлениях (дождь, снег, град, метель и т.д.), о рас­тениях, месте их произрастания.
5. Общий кругозор.
6. Умение сравнивать предметы, устанавливать причинно-следственные связи, знание родовых понятий.
7. Отношение к учебе, познавательные интересы, нравится ли ходить в школу и хочется ли учиться.

Система педагогической диагностики детей может включать в себя задания, построенные на не учебном и учебном материале

Исследование состояния школьных навыков позволяет изучить ребенка в процессе деятельности. Педагог, наблюдая работу ребенка над тем или иным заданием, может составить мнение не только о состоянии его навыков, но и о способности воспринимать помощь, действовать в аналогичной ситуации, об отношении ребенка к результатам деятельности. В процессе выполнения заданий учебного характера можно увидеть трудности, мешающие ребенку учиться, степень дисциплинированности ученика, отношение его к заданию.
Таким образом, педагогическая диагностика позволяет выявить особенности ребенка в отношении педагогически значимых функций, успешности обучения и определить содержание индивидуальной работы с каждым для улучшения эффективности процесса обучения.
В рамках диагностического педагогического обследования проводится обучающий эксперимент, позволяющий определить этап в возникновении трудностей, степень и характер необходимой помощи, выявить компенсаторные возможности и наметить пути коррекции.
При отборе учебного материала для проведения обучающего эксперимента необходимо выявить уровень знаний и наметить индивидуальный план обучения.
При выборе методов и приемов обучения следует начинать с использования словесно-логических, предоставляя ребенку возможность максимально проявить свои интеллектуальные способности. Если исполь­зование этих методов неэффективно, то необходимо предоставить наглядно-образную помощь в виде схем, кратких записей, условных рисунков, таблиц и т.д.
Если такая помощь не приводит к желаемому результату, то следует использовать наглядно-действенные методы, включающие действия с конкретными рисунками и предметами.
Не стоит торопиться с использованием наглядного материала. Важно дать возможность ребенку выполнить задание на вербальном уровне. Первоначальная степень оказания помощи должна быть минимальной, задания и степени трудности следует планировать от простых к сложным. Это позволяет ребенку успешнее адаптироваться в новых условиях, почувствовать уверенность в своих силах.
Анализ результатов обучающего эксперимента позволяет выявить сохранные и психические функции ребенка, его компенсаторные возможности, наметить пути коррекционной работы и условия, наиболее благоприятные для их реализации.

1. Начинается обследование со знакомства с документацией (школьная характеристика, медицинские сведения).
2. Проводится беседа с родителями или лицами, их заменяющими, по выяснению причины обращения в консультацию.
3. Устанавливается следующее. Сформированность временных и пространственных представлений. Знание времен года: их основные признаки, последовательность, название месяцев по порядку и вразбивку, по временам года.
Знание дней недели, умение называть предыдущий и последующий день по отношению к данному, знание частей суток, определение времени по часам, определение сторон тела на себе и собеседнике, относительное положение предметов в пространстве и на листе бумаги.
4. Определяется сформированность обобщающих понятий, уровень обобщения и характер выбора связей (выделение 4-го «лишнего» предмета, слова в ряду представлений). Нахождение различий и сходства в операциях сравнения.
5. Осуществляется подбор простых и сложных аналогий (конкретные или логические ассоциации). Подбор аналогий по противоположностям (подбор антонимов).
6. Устанавливается понимание смысла сюжетной картинки, рассказа; определение логической последовательности, причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок.
7. Выясняется понимание логико-грамматических конструкций.
8. Выясняется понимание переносного смысла метафор и пословиц.
9. Проводится обследование знаний, умений и навыков по программе детского учреждения.
Из школьных программ выбран материал диагностически значимый, позволяющий оптимально раскрыть способность ребенка к отвлеченному и логическому мышлению.
10. Устанавливаются знания по математике.
Умение определять и сравнивать предметы по цвету, форме, величине. Предел знания последовательности чисел натурального ряда, умение назвать их в обратном порядке, соотношение числа и цифры, способ вычисления (конкрет­но, отвлеченно) на основе знания нумерации, знания состава числа, знания вычислительных приемов, понимание зависимости между компонентами и результатами действий, использование математической терминологии, пони­мание конкретного смысла терминов и действий. Умение устанавливать логические связи при решении простых, составных, типовых задач. Умение решать уравнения, неравенства.
11. Определяется осведомленность по предмету «Русский язык».
Учитывается сформированность анализа на фонетическом, морфологическом, синтаксическом уровнях, умение выделить и объяснить орфограммы, сформулировать правило с подбором конкретных примеров, умение работать с различными деформированными текстами. При письме под диктовку учитывается сформированность графических навыков и характер ошибок (орфографические, специфические).
12. Исследуется способность к чтению.
Способ чтения (побуквенное, послоговое, по единицам чтения, синтетическое, беглое).
Качество чтения (правильность, плавность, выразительность, сознательность), характер ошибок. Пересказ (самостоятельный, полный, последовательный, по наводящим вопросам, примитивный, фрагментарный). Умение делать вывод с учетом характеристик текста (описание, повествование, рассуждение).
13. В заключение проводится беседа с родителями или лицами их заменяющими, даются методические рекомендации по обучению, воспитанию и коррекции. Оформляется запись в медицинской карте и в протоколе ПМПК.

Методический материал для проведения педагогического обследования

1.Набор предметов, предметных картинок на обобщающие понятия, классификацию, исключения, сравнения.
2.Набор сюжетных картинок; серии сюжетных картинок с явным и со скрытым смыслом сюжета.
3.«Нелепицы».
4.Разрезные картинки из 2, 3, 4-х частей, разрезанные по горизонтальным, вертикальным и диагональным лини­ям.
5.Подборка пословиц, фразеологизмов русского языка.
6.Набор материала для обследования сформированности сенсорных эталонов, пространственных, временных количественных представлений.
7.Касса букв и слогов, цифровая касса.
8.Подборка литературных текстов для чтения.

Образец заключения по результатам педагогического обследования

На приеме Володя К. 9 лет 2 мес. ученик 2-го класса программы ЗПР в сопровождении мамы, обратились за консультацией в связи с трудностями в обучении.
До школы посещал массовый детский сад. В школу по­шел в 7 лет по программе 1—3, трудности в обучении возникли сразу. Решением районной ПМПК было рекомендовано обучение по программ с задержкой психического развития (ЗПР). В настоящее время испытывает трудности в усвоении программного материала 2-го класса для ЗПР. Мать жалуется, что в школу мальчик ходит без желания, домашние задания выполняет только вместе с матерью, не успевает за темпом работы класса.
Объективно установлено следующее. В контакт вступает постепенно, внимание неустойчивое, отвлекаемое. Чувство дистанции снижено, реакция на замечания положительная, но кратковременная. Общая осведомленность низкая, словарный запас беден, ответы короткими фразами, в речи аграмматизмы.
Пространственные и временные представления сформированы слабо. Называет времена года, затрудняется в определении их признаков и последовательности. Дни недели перечисляет, путает понятия «до» и «после». Стороны тела на себе путает.
Проводит элементарные обобщения (мебель, посуда, одежда); путает понятия фрукты—овощи, домашние—дикие животные. Сравнения проводит по второстепенным признакам (яблоко и помидор: большое, маленький, красный), способом переноса владеет слабо, помощь не использует.
Затрудняется в подборе антонимов, в большинстве случаев использует слова с частицей «не».
Логическую последовательность серии сюжетных картинок самостоятельно не устанавливает. Затрудняется в понимании простых логико-грамматических конструкций.
Переносный смысл метафор не понимает.
Чтение: знает буквы, путает некоторые из них по оптическому сходству. Чтение слабое послоговое, в некоторых случаях побуквенное, затрудняется в чтении слогов. Ситуацию прочитанного текста осмысливает недостаточно, поверхностно. Пересказывает только по наводящим вопросам.
Письмо под диктовку с орфографическими и специфическими ошибками, характерен пропуск и замена букв. Анализ нарушен на фонетическом уровне, слабо формируется на морфемном и морфологическом уровне. Орфограммы самостоятельно не выделяет; предложенные орфограммы не объясняет. Правил не знает, затрудняется в подборе однокоренных и проверочных слов.
Математика: счет до 100, обратный от 20 с ошибками. Разрядный состав в пределах 100 усвоен слабо. Сложение и вычитание в пределах 100 выполняет без перехода через разряд.
Вычисления в пределах первого десятка не автоматизированы, использует конкретный материал.
Решает простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка. Задачу на нахождение неизвестного слагаемого решает с помощью предметной наглядности; с предложенной аналогичной задачей на справляется; не может решить многие виды простых задач, в составных задачах не ориентируется.
Таким образом, программу для детей с ЗПР не усваивает. В ходе проведенного обучающего эксперимента выявле­ны трудности восприятия, осмысления и воспроизведения учебного материала, переносом способа действия владеет слабо. Положительной динамики в обучении по программе для детей с ЗПР не отмечается в связи со стойким недоразвитием познавательной деятельности.
Рекомендовано обучение во 2-м классе специальной (коррекционной) школы для детей с нарушением интеллекта.

1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
3. Кем работает твоя мама (твой папа)?
4. Где ты живешь, назови свой домашний адрес.
5. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь: тётей или дядей?
6. У тебя есть брат (сестра), кто старше?
7. Сколько тебе лет? А сколько будет через год, через два года?
8. Сейчас утро или вечер (день или утро)?
9. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь утром или днём? Что бывает раньше — обед или ужин?
10. Какое сейчас время года — зима, весна, лето или осень? Почему ты так считаешь?
11. Когда можно кататься на санках — зимой или летом?
12. Почему снег бывает зимой, а не летом?
13. Что делают почтальон, врач, учитель?
14. Зачем нужны в школе звонок, парта, портфель?
15. Ты сам (а) хочешь пойти в школу? Почему?
16. Какую руку поднимают ученики в школе, когда хотят ответить?
17.Тылюбмшьрисовать? Какого цвета этот карандаш, ленточка, платье и т.д.?
18. Покажи свой правым глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?
19. Каких зверей ты знаешь? Каких птиц?
20. Кто больше: корова или коза? Птица или пчёлка? У кого больше ног: у собаки или петуха?
21. Что больше: 8 или 5; 5 или 3. Посчитай от 6 до 9; от 5 до 3.
22. Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Источники
  1. Богданова Т.Г. Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М. 1994. – 128 с.
  2. Введение в психодиагностику: Учеб. пособие для студентов / М.К. Акимова, Е.М. Борисова, Е.И. Горбачева; под ред. К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. М. - Издательский центр «Академия», 2000. – 192 с.
  3. Виноградова А.Д. Методика обследования готовности к школьному обучению детей 5 – 7 лет: Методическое пособие. СПб. 1992. – 180 с.
  4. Диагностика отклонений в умственном развитии учащихся: Пособие для учителя. / Под ред. Н.М Стадиенко. – К. Освита, 1991. – 96 с.
  5. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития детей: Учеб. Для студентов дефектол. фак. педвузов и ун-тов. – М. Просвещение: Владос, 1995. – 112 с.
  6. Забрамная С.Д. Психолого – педагогическая диагностика умственного развития личности / С.Д. Забрамная. – М. 1980.
  7. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков: Руководство / Д.Н. Исаев. – СПб. Речь, 2003.
  8. Калягин В.А. Овчинникова Т.С. Энциклопедия методов психолого – педагогической диагностики лиц с нарушениями речи: Пособие для студентов, педагогов, логопедов и психо­логов. – СПб. КАРО, 2004. – 432с.