Руководства, Инструкции, Бланки

программа мониторинга окружающей среды на предприятии образец img-1

программа мониторинга окружающей среды на предприятии образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

В отчете перечисляются все предписания, подлежащие выполнению в данном квартале, запланированные сроки их выполнения и результаты реализации. Отчет подписывает главный инженер субъекта хозяйственной и иной деятельности.

В случае невыполнения хотя бы одного предписания в сроки, указанные в Акте, руководитель субъекта хозяйственной и иной деятельности направляет в Территориальный орган Ростехнадзора письмо с обоснованием причин невыполнения предписания с просьбой о разрешении переноса срока выполнения мероприятия. Перенос сроков выполнения предписаний осуществляют только с разрешения Территориального органа Ростехнадзора.

Мониторинг состояния окружающей природной среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду

На территориях мест и объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую природную среду служба производственного экологического контроля контролирует организацию мониторинга состояния окружающей природной среды в порядке, установленном специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенции [3].

Практическую работу по мониторингу за состоянием окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов и мониторингу за состоянием окружающей среды на объектах захоронения отходов выполняет подразделение службы производственного экологического контроля по экологическому лабораторному контролю.

Организация и участие в проведении инвентаризации отходов и объектов их размещения, паспортизации, подтверждения отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение

Служба производственного экологического контроля организовывает и участвует в проведение (проводит) инвентаризации отходов и объектов их размещения.

Этапы проведения инвентаризации отходов и объектов их размещения:

проведение инвентаризационного обследования;

обработка результатов обследования и оформление выходных материалов.

Программу работ по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения разрабатывает начальник службы производственного экологического контроля. В случае привлечения специализированной организации программа работ составляется совместно с представителями данной организации.

После согласования Программы с руководителями структурных подразделений объекта она утверждается руководителями объекта и привлекаемой организации

В программе должны быть указаны конкретные сроки проведения работ в каждом структурном подразделении. В графе 6 программы указывается ответственный за выполнение мероприятий или ответственный исполнитель. Сроки проведения работ и мероприятий, внесенные в программу, являются обязательными для обеих сторон. Перенос сроков допускается только при согласии обеих сторон.

Результаты инвентаризационного обследования служат основой для расчетов и установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещения.

Служба производственного экологического контроля организует (проводит) паспортизацию отходов в соответствии с нормативными актами, действующими на период составления паспортов и др.

Служба производственного экологического контроля проводит расчеты по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном в Приказе МПР России от 15.06.01. № 511 порядке [16].

В соответствии с требованиями Закона «Об отходах производства и потребления» [3] объекту устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещения.

Служба производственного экологического контроля или назначенные должностные лица разрабатывают проекты НООРЛ (привлекает специализированную организацию на договорных началах) по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности в установленном в Приказе МПР России от 15.06.01. № 511 порядке [16]. Руководитель объекта либо разработчик совместно с руководителем объекта при оформлении договора составляют план-график работ, в том числе согласования нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и оформление Лимита на размещение отходов.

Служба производственного экологического контроля представляет организации данные по инвентаризации отходов и мест их размещения, карту-схему объекта с размещенными на ней местами хранения отходов, паспорта опасных отходов, материалы по подтверждению отнесения опасных отходов к конкретному классу опасности, сведения о перспективах развития объекта и другие материалы по запросу организации-разработчика.

Объем и содержание тома ПНООЛР регламентируется Методическими указаниями по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение [20].

Оформленный проект тома ПНООЛР проверяет Служба производственного экологического контроля и главный инженер субъекта хозяйственной и иной деятельности. При этом контролируется: качество исполнения и оформления, полнота и достоверность исходных данных, достаточность и выполнимость рекомендованных мероприятий по снижению воздействия опасных отходов на окружающую среду. После рассмотрения и немедленного устранения замечаний и недостатков проект тома ПНООЛР утверждается руководителями объекта и представляется на согласование в органы государственного экологического надзора.

Согласованный том ПНООЛР является необходимым условием выдачи лимита на размещение отходов производства и потребления.

Планируемые изменения качественной и количественной характеристик образующихся отходов должны заблаговременно доводиться до сведения Территориального органа Ростехнадзора путем представления дополнительных материалов по корректировке тома ПНООЛР.

Лимит на размещение отходов производства и потребления выдается Территориальным органом Ростехнадзора на основании согласованного ПНООЛР.

Для ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья службой производственного экологического контроля или назначенными должностными лицами до окончания отчетного года предоставляются необходимые оформленные материалы и документы в территориальный орган Ростехнадзора. Перечень необходимой документации уточняется в соответствующем структурном подразделении охраны окружающей среды Ростехнадзора.

Получение лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами и контроль лицензионных условий

Служба производственного экологического контроля организует получение лицензии на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом Служба производственного экологического контроля руководствуется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» [18], Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 августа 2006 г. № 524 [19].

Службой производственного экологического контроля ведется контроль соблюдения лицензионных условий. При выявлении нарушений Службой принимаются меры по их ликвидации. В случае выявления нарушений лицензионных условий уполномоченным должностным лицом службы государственного контроля и выдачи предписания, Служба производственного экологического контроля принимает меры по устранению нарушений лицензионных условий в сроки, указанные в предписании и уведомляет об этом лицензирующий орган.

Проверка проведения устранения Объектом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, проводится лицензирующим органом в течение 15 дней со дня получения от Объекта уведомления об устранении указанных нарушений.

Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию опасных отходов выдается на определенный срок. Указанный срок может быть продлен по заявлению субъекта хозяйственной и иной деятельности в порядке, предусмотренном для переоформления лицензии.

В случае изменения класса опасности отходов для окружающей среды, свойств и видов отходов, а также места нахождения объектов их размещения Служба производственного экологического контроля обязана в 15-дневный срок сообщить об этом в письменном виде в лицензирующий орган.

Во исполнение ч. 3 ст. 4 ФЗ «Об отходах производства и потребления» Служба производственного экологического контроля или назначенные должностные лица отслеживают возможность заключения договоров на сдачу отходов (для использования, обезвреживания, транспортировки, размещения) только с теми лицами, у которых имеется Лицензия на деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов.

12.11. Обоснование размеров экологических платежей

Субъекты хозяйственной и иной деятельности в соответствии с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 1992 г. № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия» являются плательщиками за негативное воздействие на окружающую среду (выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления).

Службой производственного экологического контроля контролируются расчеты платы за негативное воздействие на окружающую среду, произведенные Субъектом хозяйственной и иной деятельности в соответствии с Приказом Ростехнадзора от 5 апреля 2007 г. № 204 «Об утверждении формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и Порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду».

12.12. Осуществление экологического контроля при возникновении аварийной (чрезвычайной) ситуации

Служба производственного экологического контроля субъекта хозяйственной и иной деятельности при оценке экологической обстановки, возникшей в процессе или после ликвидации аварийной (чрезвычайной) ситуации на объекте, функционирует во взаимодействии с силами и средствами наблюдения и прогнозирования системы Министерства Российской Федерации по чрезвычайным ситуациям и работает совместно с подразделениями этого ведомства.

В этот период любая информация об ухудшении обстановки, обнаружении в воздухе, воде, почве химических веществ, превышающих предельно-допустимые уровни:

- для атмосферного воздуха - в 20 и более раз ;

- для поверхностных вод для веществ 1 и 2 классов опасности в 5 и более раз. для 3 и 4 классов опасности - в 50 и более раз ;

- для почв - 50 раз и более

передается руководству объекта, в вышестоящую организацию по подчиненности и одновременно в контрольные и надзорные органы в соответствии с Порядком, действующим на субъекта хозяйственной и иной деятельности.

Передача информации об обнаружении высоких уровней загрязнения, а также выявления признаков возникновения чрезвычайной ситуации (по визуальным и органолептическим признакам), осуществляется в срок, указанный в Порядке, действующем на объекте при возникновении чрезвычайной ситуации и далее с периодичность не более 4-х часов в формализованном и неформализованном виде по существующим линиям связи.

Последующие наблюдения осуществляются оперативными группами (состав не менее 2-х человек), сформированными на базе территориальных природоохранных органов и служб производственного экологического контроля объекта самостоятельно или совместно с другими службами наблюдения и контроля, входящими в состав Российской системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Перед выездом на место аварии, оперативная группа уточняет направление и скорость ветра, перечень возможных загрязняющих веществ и опасных воздействий. Наблюдение начинается навстречу ветру по направлению к объекту.

Личный состав оперативной группы должен быть обеспечен индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожных покровов.

Определение химически опасных веществ производится с помощью приборов, предусмотренных в «Порядке действия персонала системы мониторинга загрязнения окружающей среды в режиме функционирования в аварийной ситуации» .

Данные измерений заносятся в журналы химического наблюдения и докладываются своим непосредственным руководителям, которые с периодичностью не более 4-х часов передают данные в вышестоящие организации и территориальные органы управления по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций.

При обнаружении повышенных уровней химического загрязнения наблюдения проводятся 4 раза в сутки (в 9.00, 15.00, 21.00 и 3.00 ч.), а при возникновении чрезвычайной ситуации – с периодичностью 4 часа .

Время и количество замеров устанавливаются приказами по субъекту хозяйственной и иной деятельности.

Одновременно с измерениями производится определение границы территории загрязнения.

Для уточнения перечня загрязняющих веществ, выброшенных в атмосферный воздух или сброшенных в поверхностные водоемы и водотоки и на рельеф в результате аварии, проводится лабораторный контроль, при котором производится идентификация загрязняющих веществ и количественный химический анализ отобранных проб.

Отбор проб проводится в зоне загрязнения. Количество проб определяется в каждом случае отдельно. В результате лабораторного контроля отобранных проб должен быть четко установлен перечень загрязняющих веществ (их количественный и качественный состав), а также определена зона загрязнения (до фонового уровня).

Отбор проб объектов окружающей среды осуществляется по соответствующим ГОСТам и/или методикам. Результаты отбора проб отражаются в актах.

Выполнение количественного химического анализа производится по методикам выполнения измерений, утвержденным государственными органами исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды.

13. Общественный экологический контроль

18-19 веках постепенно формировалось то, что называется гражданским обществом в некоторых странах Европы и США. В настоящее время смысл этого понятия таков: государство не регулирует всю жизнь общества с помощью приказов и чиновников, а только строго обусловленную законом сферу. Огромные области деятельности оставляются как бы на естественных ход вещей. Люди и неправительственных организации (коммерческие, общественные и другие) стремятся к исполнению своих целей. Государство считает это их личным делом, не мешая им, но и не беря на себя обязательства за их успех. Образно говоря, оно как бы задаёт правила игры с помощью законов и контролирует их честное исполнение. Но в саму игру оно не вмешивается.

В рамках общественного контроля граждане и их организации, общественные объединения и экологические движения могут самостоятельно или совместно с государственными органами участвовать в реализации экологических мероприятий, проверке выполнения требований экологического законодательства предприятиями, организациями, учреждениями, должностными лицами и гражданами, выявлении и пресечении экологических правонарушений * .

* Полномочия граждан и общественных экологических объединений в данной сфере рассматриваются в главе 1 учебного пособия.

В охране окружающей природной среды принимают участие различные массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные и др.), а также специализированные экологические формирования (общества охраны природы, экологические партии и др.). Расширяется деятельность экологических движений, объединяющих граждан в защиту отдельных природных объектов и комплексов, в связи с решением зональных экологических проблем (охраной озера Байкал, реки Волги и др.).

Важное звено экологического контроля - экологическая экспертиза, а также предшествующая ей оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС), которые образуют взаимосвязанный комплекс средств, обеспечивающих предупреждение экологически вредной деятельности и учет экологических требований на стадии принятия хозяйственных и иных решений.

14. Система управления охраной окружающей среды Хабаровского края

6.1. Законодательная и нормативно-правовая база управления охраной окружающей среды в Санкт-Петербурге

Согласно Конституции РФ (ст. 46), по предметам совместного ве­дения, к которым относится охрана окружающей среды, природо­пользование и обеспечение экологической безопасности, должны из­даваться федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Федерации; норматив­но-правовая база в этой области на региональном уровне формиру­ется на основе федеральных законов с учетом местных условий.

В Санкт-Петербурге нормативно-правовая база включает законы Санкт-Петербурга, распоряжения и приказы губернатора, постанов­ления правительства Санкт-Петербурга, региональные нормативы.

В Санкт-Петербурге приняты и действуют следующие законы в области охраны ОС и обеспечения экологической безопасности:

Об обеспечении экологической безопасности;

Об охране и использовании недр в Санкт-Петербурге;

Об особенностях охраны атмосферного воздуха в Санкт-Петер­бурге;

Об особо охраняемых природных территориях Санкт-Петербурга;

О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Об экологическом фонде Санкт-Петербурга;

О ставках земельного налога в Санкт-Петербурге;

Об освобождении от платежей при пользовании недрами.

Губернатором и правительством Санкт-Петербурга, отраслевыми орга­нами Администрации города были приняты следующие документы, на­правленные на решение вопросов ООС, природопользования и эколо­гической безопасности:

Об экологическом фонде Санкт-Петербурга;

О программе снижения облучения населения Санкт-Петербурга ис­точниками ионизирующего излучения на период с 1999 по 2003 год (программа "Радиация");

Ветеринарно-санитарные правила сбора, утилизации и уничтоже­ния биологических отходов на территории Санкт-Петербурга;

Об индексации платы за загрязнение ОПС;

О создании Координационного совета по проблемам ООС при пра­вительстве Санкт-Петербурга;

О совершенствовании системы управления сбором, вывозом, разме­щением и переработкой бытовых отходов в Санкт-Петербурге;

О лицензировании водопользования, связанного с использованием по­верхностных водных объектов, и заключении договоров на пользование поверхностными водными объектами на территории Санкт-Петербурга;

О размерах платежей за право пользования недрами для добычи под­земных вод на территории Санкт-Петербурга.

Перестройка социально-экономической системы, процесс сувере­низации России, денационализация земли и других природных ресур­сов вносят непрерывные коррективы в законодательную и нормативно-правовую базу в области ООС, обеспечения экологической безопаснос­ти и рационального природопользования.

В этих условиях разработка и выпуск соответствующих законов и развитие нормативно-правовой базы Санкт-Петербурга для реализации задач и стратегии в области ООС и обеспечения устойчивого развития являются актуальной задачей, она постоянно корректируется и совер­шенствуется.

6.2. Благоустойство города, организация обезвреживания и переработки промышленных и бытовых отходов

Основная цель политики Администрации Санкт-Петербурга в обла­сти ООС и обеспечения экологической безопасности на данном этапе состоит в том, чтобы экономическая стабилизация происходила без уве­личения нагрузки на ОС, т. е. на переход от ликвидации последствий загрязнения к его предупреждению. На решение этой задачи направле­на программа "Чистый город".

В 1995 году правительство Санкт-Петербурга утвердило Основ­ные направления действий Администрации города по охране ОС на 1996–2005 годы. Структура программы состоит из 9 разделов, вклю­чающих 71 мероприятие. Приоритетные мероприятия программы

"Чистый город" выделены в разделе "Охрана окружающей среды" Стратегического плана Санкт-Петербурга. Обеспечить приоритетное финансирование мероприятий Программы позволила реорганизация эко­логического фонда Санкт-Петербурга.

Программа предусматривает организацию работ по отдельным бло­кам, за каждый из которых отвечают соответствующие органы Админи­страции, а именно:

Управление по охране окружающей среды;

Комитет по благоустройству и дорожному хозяйству;

Комитет по энергетике и инженерному обеспечению;

Комитет по транспорту;

Приоритетным направлением является организация к 2005 году в Санкт-Петербурге системы промышленной переработки твердых бытовых токсичных и медицинских отходов, отходов-осадков очис­тных сооружений и сведение к минимуму их негативного воздей­ствия на качество окружающей среды и здоровье населения. Еже­годно в Санкт-Петербурге образуется около 5 млн м 3 твердых быто­вых отходов и промышленных отходов З–4-гo класса опасности. Санкт-Петербург не имеет площадей под обустройство новых сва­лок и поэтому должен решать проблему переработки отходов за счет реконструкции и строительства современных мусороперерабатыва-ющих комплексов.

С 1994 года введена в эксплуатацию первая очередь завода МПБО-2 проектной мощностью 600 тыс. м 3 отходов в год. Введение второй оче­реди МПБО-2 позволит создать предприятие комплексной переработки ТБО и других видов твердых отходов. Проектная мощность составит 1,4 млн м 3 (300 тыс. т) отходов в год. Производится реконструкция и расширение МПБО-1.

В настоящее время образующиеся на промышленных предприятиях Санкт-Петербурга и Ленинградской области неутилизируемые токсич­ные отходы направляются на полигон "Красный Бор", где частично пе­рерабатываются термическим методом, а в основной массе захоранива­ются в специальных картах. Полигон исчерпал свой ресурс и на его базе должно быть создано предприятие по переработке и захоронению промышленных токсичных отходов. В ближайшие 3–5 лет мощность предприятия может составить 40000 т/год (1-я очередь строительства).

Организация сбора и переработки вторичных материалов (бутылок, стекла, макулатуры, металлолома, полимерных материалов) актуальна для города. На заводах МПБО-1 и МПБО-2 производится отбор поли­этиленовой пленки, текстиля, бумаги, банок из-под напитков из отхо­дов, поступающих на предприятия.

Другие статьи

Методическая разработка по экологии ( класс) на тему: Программа экологического практикума (мониторинг состояния объектов окружающей среды)

Методическая разработка по экологии ( класс) на тему:
Программа экологического практикума (мониторинг состояния объектов окружающей среды)

Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.

Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).

Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.

Предлагаемая программа содержит наиболее удобные для работы с детьми визуальные методики. Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся. Данные оформляются в виде дневников наблюдений (по усмотрению учителя). Материалы, собранные в ходе работы должны накапливаться, дополняться, обобщаться из года в год и служить основной для ведения школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды и в определенной степени быть оценкой эффективности самой программы.

2015-2016 учебный год

На пороге третьего тысячелетия человечество вступает в новую эпоху своих взаимоотношений с окружающей средой – эпоху, когда людям чтобы выжить, приходится думать по-иному, чем до сих пор.

Необходимо строгое соответствие действий человека с возможностями природной среды, только тогда возможно развитие природы и общества как единого целого. Естественное следствие нового подхода – понимание того, что целью образования подрастающего поколения должно стать формирование гражданина планеты с новым мышлением и мировоззрением, новой экологической культурой. Экологическое образование направлено на воспитание ответственного отношения к окружающей среде. Одним из важнейших принципов экологического образования является принцип непрерывности, т.е. взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни. Детство – это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающем мире, формирование многогранных отношений к природе и людям. Воспитание любознательности, тяги к природе – большая и благородная задача, в решении важная роль принадлежит учителю.

Современное экологическое образование включает в себя максимальный учёт возрастных возможностей учащихся, создание обязательного минимального ядра содержания и опоры на комплексную экологию: биологическую, глобальную, социальную и экологию человека.

Нормативный аспект экологического воспитания – это правила поведения человека и его деятельность в природе и социуме. Именно в школе закладываются основы экологической культуры. Как отойти от традиционных лозунгов и призывов типа: «не шуми», «не топчи», «не вреди». Этот вопрос волнует многих педагогов, как практикантов, так и теоретиков.

Экологическое воспитание и образование возможно лишь при условии, если его содержание способствует развитию общечеловеческих и экологических ценностей.

Основные требования экологического образования и воспитания:

  1. Понимание, что человек – это часть природы, его назначение. Умение познать законы, по которым живёт и развивается природа, и в своих поступках руководствоваться этими законами;
  2. Понимание необходимости сохранения всего многообразия жизни;
  3. Раскрытие сущности происходящих экологических катаклизмов;
  4. Понимание современных проблем экологии и создание их актуальности, как для человечества, так и для каждого человека в отдельности;
  5. Принятие личного участия в решении экологических проблем.

Успех в достижении цели экологического образования школьников – формирование элементарной экологической культуры – во многом зависит от организации учебно-воспитательного процесса. Опора на природное окружение имеет особенное педагогическое назначение для нашей местности, т.к. для сельских ребят природные компоненты являются обязательной составной частью среды их жизни. Именно сельская среда обладает особой силой воздействия на становлении экологической культуры личности и формирование экологически оправданного поведения человека, потому что мы каждодневно испытываем на себе теснейшие и разнообразные связи со средой своей жизни, в состав которой включены окружающие населённый пункт, природные экосистемы – лес, луг, озеро, река.

Проблема создания экологического практикума и его внедрения в реальный учебно-воспитательный процесс до сих пор остаётся одной из самых неразработанных в современной школе.

Внедрение практикума позволяет:

- формировать у учащихся положительную мотивацию на решение экологических проблем местности;

- обучать школьников способам снижения негативного влияния их жизнедеятельности на окружающую среду;

- находить способы уменьшения влияния различных видов загрязнений на здоровье человека;

- задействовать воспитательный потенциал семьи и школы в решении экологических проблем.

Работу по экологическому образованию обучающихся несомненно нужно начинать с ознакомления и осмысления основного закона «Не причини вреда ничему живому – ни делом, ни словом, ни мыслью».

Для практической реализации программы экологического практикума в школе функционируют следующие экологические объединения: для учащихся 1-4 классов – экологический клуб «Эконика», для учащихся 5-11 классов «Экологическая тропа».

Сегодня ни у кого не возникает сомнения, что содержание школьного образования должно быть научным и в тоже время соответствовать возможностям каждого ученика. Реализуя образовательные цели, мною разработана программа школьного экологического практикума, направленного на изучение реальных объектов природной среды.

Основные принципы в выборе методик для программы экологического мониторинга:

- использование преимущественно визуальных методов слежения за состоянием природы;

- базирование на краеведческом принципе.

Основная цель данного практикума - развивать и совершенствовать уровень экологической культуры, разнообразить практическую деятельность учащихся по сохранению, умножению и разумному использованию природы, ведение мониторинговых исследований с целью наблюдения динамики состояния экологического объекта.

Решение экологических проблем одна из наиболее важнейших задач сегодняшнего времени. Но, прежде чем участвовать в природоохранной деятельности, необходимо точно знать состояние природной среды на данном этапе, его тенденцию и динамику. Экологический мониторинг является одним из важнейших средств формирования экологической культуры. Наиболее доступные и целесообразные подходы к организации мониторинговых наблюдений силами учащихся – средовый и комплексный.

Средовый предполагает изучение отдельных компонентов природной среды (воды, воздуха, почвы).

Комплексный – использование уже известных и новых методик для изучения определённого объекта или явления.

Предлагаемая программа содержит наиболее удобные для работы с детьми визуальные методики. Мониторинговые исследования являются составными частями различных форм и видов работы по экологическому образованию, результаты исследований используются при формировании базовых экологических понятий у учащихся. Данные оформляются в виде дневников наблюдений (по усмотрению учителя). Материалы, собранные в ходе работы должны накапливаться, дополняться, обобщаться из года в год и служить основной для ведения школьного экологического мониторинга состояния окружающей среды и в определенной степени быть оценкой эффективности самой программы.

Оборудование: рулетка, определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м, термометр, колба 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15-20 см, шкала мм или линейка, вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос-пробоотборник для просасывания воздуха типа НП-ЗМ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель, картографический материал.

  1. Мониторинг пришкольного участка.
  1. Определение места школы в микрорайоне.
  • Информация

По санитарно-гигиеническим нормам промышленные предприятия, бани, прачечные и т.п. должны стоять от границы школы не менее чем на 50 м, жилые дома – не менее чем на 10 м, автострада – не менее чем на 25 м.

Опишите расположение школы в микрорайоне. Определите, на каком расстоянии она находится от производственных и коммунальных предприятий, жилых домов, автострады.

  1. Определение роли зелёных растений школьного участка.
  • Информация

Известна роль зелёных насаждений в процессе очистки воздуха. Так, дерево средней величины за 24 часа восстанавливает столько кислорода, сколько необходимо для дыхания 3 человек. Запылённость микрорайона на озелененных участках на 40 % ниже, чем на открытых площадках. Зелёные массивы улавливают 70-80 % аэрозолей и пыли.

Определите, какое кол-во пыли способны задержать зелёные насаждения вашего пришкольного участка. Для этого подсчитайте кол-во деревьев и кустарников и опишите их видовой состав. Сделайте вывод о роли зелёных насаждений в улучшении микроклимата.

На листовой поверхности взрослого растения вяза за летний период осаждается 23 кг пыли, на иве – 39, на клёне – 33, на ясене – 27, на сирени – 16, на акации – 0,2, на лопухе – 2 кг.

  1. Определение роли газонной травы, цветников, в улучшении микроклимата пришкольной территории.

С 1 кв.м. газонной травы в час испаряется до 200 г воды, что значительно увлажняет воздух. Кроме того, газон задерживает заносимую ветром пыль. Вблизи газонов легко дышится.

В жаркие дни на дорожке у газона, цветника и на асфальтовой мостовой измерьте температуру воздуха на высоте человеческого роста. Сделайте вывод о роли газонной травы, цветника в температурном режиме приземного слоя воздуха.

  1. Изучение степени запылённости воздуха в различных местах пришкольной территории

Соберите в различных местах листья растений и приложите к их поверхности клейкую плёнку той стороной, где отпечатался контур листа вместе со слоем пыли, прикрепите её на лист белой бумаги. Сравните степень запылённости разных мест, сделайте выводы.

  1. Изучение зелёной защитной полосы пришкольного участка.
  1. С помощью рулетки произвести измерения основных показателей, характеризующих зелёную защитную зону пришкольной территории.

Полученные данные занесите в таблицу:

  1. Отметьте на карте района с помощью условных знаков зелёные насаждения, газоны пришкольной территории.

Обработка результатов и данных.

Сделайте вывод о соответствии зелёной зоны вашей пришкольной территории с-г нормам.

  1. Определение видового состава растительности пришкольной территории.

Оборудование: определители растений, колышки, шпагат, линейка 1 м.

  1. Определите видовой состав деревьев, кустарников.
  2. Выберите несколько площадок (1м*1 м) на газонах пришкольной территории. Определите видовой состав травянистых растений. Подсчитайте общее кол-во видов.
  3. Опишите состояние и ухоженность газонов.

Обработка результатов и данных.

  1. Сделайте вывод о правильности подбора зелёных насаждений по видовому составу, учитывая данные.

На листовой поверхности одного взрослого растения осаждается за летний период пыли:

Вяз шершавый – 23 кг

Вяз перистоветвистый – 18 кг

Тополь канадский – 34 кг

Лох узколистый – 2 кг

Хорошими поглотителями свинца по обочинам дорог является акация жёлтая, липа, берёза.

Наиболее устойчивыми к загрязнению воздуха газами тополь, ива белая, клён американский, белая акация, сирень, берёза, барбарис.

  1. Сделайте вывод о видовом многообразии травянистого фитоценоза, если на суходольном лугу встречается около 250 видов растений.
  2. Внесите конкретные предложения по улучшению планировки пришкольной территории.
  1. Мониторинг водной среды.
  1. Определение степени загрязнения водоёма по внешнему виду.

По требованиям ГОСТа водоёмов, на поверхности воды недопустимо присутствие плёнок нефтепродуктов, масел, жиров и др. примесей.

Они препятствуют аэрации воды, тормозят процессы самоочищения, снижают интенсивность фотосинтеза, все это так же нарушают дыхание рыб, способствуют развитию процессов анаэробного распада органических веществ.

Определите степень загрязнения водоёмов по внешнему виду, используя таблицу:

  1. Определение температуры и органолептических характеристик воды.

Оборудование: термометр, колба 250 мл с пробкой, пробирка высотой 15-20 см, шкала мм или линейка.

- погрузите термометр в воду водоёма не менее, чем на 1/3 шкалы, выдержите 5 минут. Не вынимая термометр из воды, произвести отчёт показаний;

- определите температуру воды в нескольких местах, друг от друга.

- рассчитайте разницу в показаниях.

Примечание. При наличии впадающих в водоём притоков определите температуру также в зонах смешения воды в местах их впадения в водоём.

- заполните колбу водой на 1/3 объема и закройте пробкой.

- откройте колбу, вдыхая воздух, определите характер и интенсивность запаха. Можно нагреть колбу с содержимым до 60 градусов.

Интенсивность запаха определить по таблице:

  1. Сделайте выводы об экологическом состоянии водоёма.
  1. Определение уровня загрязнения водоёма по беспозвоночным зооиндикаторам.
  • Информация

Концентрация кислорода – показатель, на который реагирует биоиндикаторы. Чем грязнее водоём, тем меньше в нём кислорода. В водоёмах с различным уровнем загрязнения обитают качественно отличающиеся друг от друга группы беспозвоночных гидробионтов.

Выделяют три такие группы:

1 группа - личинки подёнок, веслокрылок, ручейников, моллюски.

2 группа - бокоплав, катушки, лужанки, шаровки, горошинки, личинки стрекоз.

3 группа - водяной ослик, олигохеты, трубочник, пиявки, мотыль, личинки мошки «крыски», мокрецы.

Определите загрязнения водоёма по беспозвоночным её обитателям, используя шкалу загрязнений по индикаторным таксонам.

Чистая, полноценная вода. Использование в питьевых целях, рекреационное для орошения, техническое

30 и более % организмов, собранных в водоёме, относятся к 1 группе

Удовлетворительно чистая вода или слабо загрязнённая. Использование питьевое с очисткой, рекреационное, для ограниченного орошения, техническое

11-30 % собранных организмов из 1 и2 групп

Загрязненная вода (ядовитые вещества, большое кол-во органики), использование техническое.

90 и более % собранных организмов из 3 группы

Очень грязная вода, неблагополучная. Использование техническое, с очисткой

Кислород отсутствует. Признаков жизни нет.

  1. Слежение за состоянием воды с помощью простейших и бактерий.

Видовой состав может сказать, как чувствует себя активный ил водоёма. При хорошей очистке в больших количествах встречаются брюхоресничные инфузории и сувойки, много коловраток и почти нет жгутиковых и амёб. Бактерии объединяются в крупные хлопья с изрезанными краями, когда их рабочая поверхность максимальна. При ухудшении очистки в активном иле появляются инфузории. Сувойки отбрасывают ножку, образуют дополнительный венчик и становятся «бродяжками». Больше становится жгутиковых и амёб. Бактериальные хлопья измельчаются и округляются.

По видовому составу активного ила водоема определите состояние воды в водоёме.

Для обнаружения тех или иных простейших необходимо в несколько пробирок взять пробы воды и рассмотреть в лаборатории капли воды под микроскопом. Можно зафиксировать одноклеточных животных: на предметное стекло положить кусок ваты, разобранный на волокна, и поместить две капли воды из пробы. По наличию тех или иных простейших судить о состоянии воды.

  1. Определение загрязнения воды по водным животным и растениям.

Для чистых водоёмов характерно разнообразие видов. По мере загрязнения многие виды гибнут, а оставшиеся усиленно размножаются. Например, массовое размножение мотыля, червей-трубочников, дафний, указывает на сильное загрязнение. В особенно грязных водоёмах многоклеточные позвоночные жить не могут. Там встречаются только равноресничные инфузории и бактерии.

Чем извилистее река, тем больше в ней растений, дающих приют животным; чем больше плесов, на которых оседают взвеси, и перекатов, где вода насыщается кислородом, тем быстрее идёт процесс самоочищение.

Индикаторами чистой воды в водоёмах являются растения: кувшинка белая, кувшинка жёлтая, ольха, ива, водокрас, телорез; животные: ёрш, окунь, судак, щука, личинки ручейников, перловицы.

Зная изменения, происходящие в видовом составе водоёма, способность к самоочищению и виды-индикаторы, определите состояние воды в водоёме (чистая, загрязненная)

  1. Выявление степени влияния сточных вод на водоём.

Внешние признаки явного загрязнения воды: запах фенола, сероводорода, плёнка, скопление лепешкообразных образований чёрного или сине-зелёного цвета, следы нефти, мазута.

Индикатор неявных опасных загрязнений – прибрежные обрастания, располагающиеся на подводных предметах у кромки воды. В чистых водоёмах эти обрастания ярко-зелёного цвета или буроватого оттенка. Для загрязнённых водоёмов характерны белые образования в виде хлопьев. При избытке в воде органических веществ и повышенной общей солёности обрастания приобретают сине-зелёный цвет. При плохой очистке фекально-бытовых сточных вод обрастание приобретает белый или сероватый цвет. Как правило, они хлопьевидные и состоят из прикреплённых инфузорий. Такие же по внешнему виду обрастания развиваются в зоне, загрязнённой органическими веществами. Их образуют нитчатые бактерии сферотилус. Стоки с избытков сернистых соединений могут сопровождаться хлопьевидными налётами нитчатых серобактерий тиотрикс. Тиотрикс также развивается в присутствии сероводорода, образующегося при гниении белков.

Ядовитые стоки могут вызвать частичную или полную гибель организмов. Полное отсутствие обрастаний ниже выпуска сточной воды указывает на сильное токсическое действие стоков, на ненормальную работу очистных сооружений или отсутствие их.

Наличие высшей водной растительности – рдестов, тростников, камышей и др. – также является индикатором загрязнения воды. Ядовитые стоки угнетают растительность, а присутствие азота, фосфора, калия вызывает чрезмерное развитие её.

Необходимо обратить внимание на животное население водоёмов. Хроническое отравление ряда видов рыб (сазана, леща, язя) характеризуется взъерошенной чешуей с большим скоплением жидкости в ней. Заметно пучеглазие. Наблюдается аномалии в поведении рыб. В сильно загрязнённых водоёмах в зимний период происходят заморы рыб. Заморы бывают и в летнее время при сильном развитии сине-зелёных водорослей.

Сравните видовой состав растительности выше и ниже по течению сброса сточных вод и сделайте вывод о степени вредного стока на водоём.

  1. Определение загрязнённости воздуха в районе школы.

Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 кг оксида азота, соединения свинца, серы, и другие вещества.

Подсчитайте, какое количество автомобилей проходит по дороге у школы за 1 час. Определите приблизительно, какое кол-во выхлопных газов от автомашины поступает в атмосферу микрорайона школы в сутки, используя данные информации.

  1. Оценка запылённости воздуха.

Оборудование: вода дистиллированная, раствор соляной кислоты или азотной кислоты 10 %, весы аналитические, измеритель расхода воздуха, лопатка, микроскоп *8, насос для просасывания воздуха типа ПРУ, пипетка, покровные и предметные стёкла, секундомер, фильтры бумажные, фильтродержатель.

  1. Нанесите 1 каплю воды на предметное стекло.
  2. Установите предметное стекло в выбранном месте на 15 мин.
  3. Накройте каплю с осевшими на неё пылинками покровным стеклом.
  4. Поместите микропрепарат на предметный столик микроскопа. Добейтесь такого увеличения, чтобы в поле зрения можно видеть большую площадь капли.
  5. Сосчитайте кол-во пылинок в капле и опишите их качественный состав (вид, структуру, расположение, строение).
  6. Определите кол-во пылинок за 15 мин на поверхности капли такой же площади после выдерживания предметного стекла с каплей в различных местах одного и того же помещения, в разных помещениях.
  1. Биоиндикация воздушного загрязнения по состоянию хвои сосны.

Работа проводится в группах в течение 2-4 дней. Обследование можно проводить круглосуточно.

  1. Выберите район, в котором будет проводиться обследование растений сосны.
  2. Составить карту района.
  3. Отметьте на карте предприятия, дороги с интенсивным транспортным движением.
  4. На карте наметьте точки обследования. При высокой антропогенной нагрузке они должны быть расположены на расстоянии 1.5-3 км, в малозагрязнённых районах – на расстоянии до 10 км.
  5. В районе намеченной точки найдите участок леса, где растут молодые сосны высотой 1-1,5 м.
  6. Оцените степень вытаптанности участка: 1 – вытаптывания нет, 2 – вытоптаны тропы, 3 –нет травы и кустарников, 4 – осталось немного травы вокруг деревьев.
  7. Выберите 5 молодых сосен, растущих на открытом месте, с 8-15 мутовками боковых побегов на главном стволе, стоящих на расстоянии 10-20 м.
  8. У каждого деревца осмотрите хвоинки участка центрального побега предыдущего года (второго сверху). Если деревья очень большие, то обследование проведите на боковом побеге в четвёртой сверху мутовке.

Пользуясь рисунками, определите класс повреждений и усыхания хвои. Имейте в виду, шипик на конце хвоинки всегда более светлый, поэтому его окраска не включается в оценку.

Классы повреждения и усыхания хвои:

  1. – хвоинки без пятен
  2. – хвоинки с небольшим числом мелких пятен
  3. – хвоинки с большим числом чёрных и жёлтых пятен, некоторые крупные – во всю ширину хвоинки.

Классы усыхания хвои:

  1. - нет сухих участков.
  2. - усох кончик.
  3. – усохла 1/3 хвоинки.
  4. – вся хвоинка жёсткая или более ? её длины – сухая.

Определение продолжительность жизни хвои:

Для этого обследуйте верхушечную часть ствола за последние годы: каждая мутовка, считая сверху, - это год жизни. Определите, сколько лет сохраняется хвоя, при чём, если на самом нижнем из освоенных участков часть хвоинок опала, то оценивают примерную долю сохранившихся. Полный возраст хвои определяется числом участков ствола с полностью сохранённой хвоей плюс доля сохранённой хвои на следующем за ним участке. Например, если верхушечная часть и два участка между мутовками полностью сохранили хвою, а на следующем участке сохранилась половина хвои, то показатель продолжительности жизни хвои составляет:

Информативной по техногенному загрязнению является продолжительность жизни хвои сосны (от 1 до 4-5 лет). На каждом участке осматриваются невысокие деревья (в возрасте 10-15 лет). Результаты заносятся в таблицу. По данным таблицы рассчитывают индекс продолжительности жизни хвои Q сосны по формуле:

где В 1. В 2. В 3 – количество осмотренных деревьев с данной продолжительностью жизни хвои. Чем выше индекс Q, тем больше продолжительность жизни хвои сосны, а значит – и чище воздух

Обработка результатов и выводы:

Основываясь на данных таблиц, сделайте вывод о степени загрязнённости воздуха:

3 – относительно чистый (норма).

4 – загрязнённый (тревога).

5 – грязный (опасно).

6 – очень грязный (вредно).

прочерком обозначены невозможные сочетания.

По результатам сделайте вывод о состоянии воздушной среды в изученном районе. Обоснуйте возможные причины таких результатов. Доведите данные исследований до сведения администрации населённого пункта. Сделайте практические предложения по улучшению экологической ситуации данной территории.

Состояние почвы оценивается по следующим показателям:

- загрязнение тяжёлыми металлами.

- загрязнение бытовыми и промышленными отходами.

- загрязнение пестицидами, нитратами.

Серьёзную озабоченность вызывают свалки промышленных и бытовых отходов, многие из которых токсичны.

  1. Определение общих физических свойств почвы.
  1. Взятие почвенных образцов. Определение типа почвы, состава и структуры.
  2. Лопаткой отберите пробу по 50-100 г в точках участка (5 разных точек).
  3. Поместите пробы в пакеты. Каждый пакет герметично завяжите. Запишите № и точку его отбора.
  4. Поместите пробы на поддон ровным слоем. Перемешайте пробы лопаткой.
  5. Отберите инородные включения в почве.
  6. Опишите состав и структуру почвы.
  7. Сушка образца и определение влажности.
  8. Поместите образец почвы в кювету. Кювету поставьте на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с образцом m вл (определите заранее массу пустой кюветы) m о.
  9. Перенесите почву с кюветой в сушильный шкаф и выдержите при температуре 100-105 градусов не менее 3 часов (можно сушить в помещении в течение суток)
  10. Оставьте кювету с образцом на 1 час для охлаждения до комнатной температуры (после сушки почва должна быть светлой и легко рассыпающейся).
  11. Поместите остывшую кювету на чашку весов. Определите и запишите вес кюветы с высохшим образцом m с
  12. Рассчитайте влажность образца по формуле:

Обозначения величин, смотрите в тексте.

Обработка результатов и выводы:

  1. Занесите результаты в таблицу:

III. Определение рекреационной нагрузки (вытаптывание).

Вытаптывание приводит к определённым, порой необратимым процессам в жизни леса. Сначала исчезают лесные травы, мох уплотняется, почва начинает хуже пропускать воздух и влагу. Вытоптана трава – значит, резко уменьшилось кол-во насекомых. Если на лесной поляне появилась ромашка, мятлик, овсяница, тысячелистник, значит, почва уплотнилась в 3-4 раза, по сравнению с нетронутым лесом. Когда же она уплотнилась в 6 раз, не выдерживают даже луговые травы. Они прижимаются к стволам деревьев, а на открытых местах это: подорожник, лапчатка, птичья гречишка. Из лесных сообществ наиболее ранимы сосняки лишайниковые, ельники. Более устойчивые березняки и осинники. Наличие на данной территории белого гриба, подберёзовика, подосиновика и груздя говорит о невысокой рекреационной нагрузке. Индикатором увеличения рекреационной нагрузки может служить увеличение видового разнообразия сыроежек, а также зонтика пёстрого.

Учёные выделяют пять стадий перерождения леса под воздействие антропогенной нагрузки, вызываемых рекреационной дигрессией.

Используя приведённые данные, определите стадию рекреационной дигрессии леса.

Стадии рекреационной дигрессии леса (по Д.М. Гиряеву)

Ненарушенная, пружинящая под ногами подстилка. Присутствует полный набор характерных для данного типа леса травянистых растений. Характер многочисленный и разновозрастной подрост.

Намечаются на подстилке тропинки (5 % от общей площади). Начинается вытаптывание подстилки. Под полог леса проникают опушечные виды растений.

Вытоптано 10-15 %. Мощность подстилки уменьшается, освещённость возрастает, т.к. изреживается верхний полог, в подлесок происходит внедрение луговых видов. Почти нет всходов ценозообразующих пород.

Лес имеет большое количество полян и тропинок. На полянах подстилка полностью разрушается, происходит задернение почвы луговыми растениями. Вытоптано 15-20 %.

Вытоптано до 60-100 %. Значительная часть территории лишена растительности. Подрост полностью отсутствует. Все сохранившиеся взрослые деревья – больные или с механическими повреждениями, корни обнажены или выступают на поверхность почвы.

  1. Определение антропогенных нарушений почвы.

Оборудование: карта местности, пишущие принадлежности.

  1. Выберите хорошо вам знакомый участок местности (вблизи школы, места жительства, отдыха).
  2. Укажите типы и группы антропогенных нарушений почвы, заполнив графы в таблице:

Типы и группы антропогенных нарушений почвы: