Руководства, Инструкции, Бланки

кто должен составлять должностные инструкции на работников img-1

кто должен составлять должностные инструкции на работников

Категория: Инструкции

Описание

Разработка должностных инструкций шаг за шагом » Статьи

Разработка должностных инструкций шаг за шагом Разработка должностных инструкций шаг за шагом

Должностная инструкция – локальный акт, регламентирующий обязанности работника в соответствии с занимаемой должностью. С одной стороны, мало кто оспаривает необходимость его существования. С другой стороны, часто при составлении инструкций подход используется чисто формальный, и поэтому они оказываются невостребованными вплоть до возникновения какой-либо экстраординарной ситуации. Как повысить значимость и эффективность этого локального акта?

Главной целью должностных инструкций является описание того, какие требования предъявляет к работникам организация для достижения своих целей. Стандарта для написания должностных инструкций нет. Каждая организация имеет право на свое видение этих локальных актов. Однако существуют некоторые общие подходы и правила, которые целесообразно использовать при их разработке.

Как показывает практика, чтобы грамотно составить должностные инструкции, необходимо проанализировать содержание работы сотрудников. Поэтому если организация заинтересована в том, чтобы разработка должностных инструкций прошла успешно, нужно провести большую предварительную работу.

Вначале мы рассмотрим общую схему действий. Затем приведем образцы документов, в которых закрепляются промежуточные результаты работы. И в конечном итоге увидим, как на этой основе получается финальный документ – должностная инструкция работника.

В чем заключается анализ работы

Итак, прежде всего собираем информацию. Нам нужны сведения:

о производственной деятельности (составляем перечень всех видов работ и даем описание того, как, почему и когда работник выполняет каждый из этих видов);

о поведении сотрудников и способах взаимодействия, необходимых для выполнения каждого вида работ;

о механизмах, оборудовании, инструментах, требующихся для выполнения работ (сюда включаем данные о производимых продуктах, оказываемых услугах, обрабатываемых материалах, а также знаниях, необходимых для этого);

о нормах производительности сотрудников (то есть сведения о количестве, качестве, затрачиваемом времени на конкретный вид работы, а также критериях, по которым работа будет оцениваться);

об условиях труда (информация о физических условиях работы, ее режиме, организационном и социальном окружении);

о требованиях к работнику, который сможет эффективно выполнять работу (его образовании, опыте, личностных характеристиках).

Анализ работы проводится в несколько этапов.

Этап 1. Определение целей. Прежде всего нужно понять, для чего будет использоваться полученная информация, так как это будет определять вид и источники информации.

Этап 2. Сбор вспомогательной информации. Затем нужно выяснить, какова структура компании и какие технологии она использует. Эта информация дает общую картину организации, а также позволяет определить место каждого рабочего процесса.

Этап 3. Отбор работ. Теперь нужно отобрать работы, которые будут анализироваться. Начинайте с ключевых, наиболее значимых участков, а затем переходите к вспомогательным.

Этап 4. Сбор характеристик. С помощью определенных методов (см. далее) собираем необходимые характеристики рабочего процесса, выявляем наиболее эффективный режим работы и определяем параметры качества, то есть критерии оценки работы.

Этапы 5 и 6. Составление описания работы и ее спецификации. Эти этапы обобщающие, они наиболее важны в предварительной работе по составлению должностных инструкций.

Словарь кадровика

Анализ работы (job analysis) – процедура, в процессе которой определяются характер работы и обязанности по ее выполнению, а также знания, умения и навыки, которыми должен обладать сотрудник, чтобы выполнять эту работу.

Описание работы (job description) – документ, который составляется на финальном этапе анализа и содержит описание того, в чем заключается работа.

Спецификация работы (job specification) – документ, который составляется на финальном этапе анализа и содержит описание того, какими качествами должен обладать сотрудник для успешного выполнения работы.

Данные, полученные в ходе анализа работы, используются затем для проектирования рабочего процесса, если возникает необходимость в его модернизации.

Такая предварительная работа аналогична той, что предшествует описанию бизнес-процессов организации. Если деятельность вашей компании уже описана с помощью бизнес-процессов, разработку должностных инструкций целесообразнее вести на основе бизнес-модели. Это резко сократит объем предварительной аналитической работы и послужит гарантией того, что все производственные и управленческие функции приобретут адресность, а сформированные кадровые документы – понятность и прозрачность.

Собираем информацию

В сборе информации для проведения анализа работы должны участвовать специалист службы персонала, работник и его непосредственный начальник. Для достоверного анализа требуется их слаженная совместная работа. Если в компании есть бизнес-аналитик. также можете привлечь его в свою команду. Это придаст работе необходимую логичность и системность.

Для сбора необходимых данных можно воспользоваться методами наблюдения, собеседования (интервью), анкетирования, составления списка обязанностей работника. При применении любого из этих методов вначале собираются данные о рабочем месте (такой тип анализа еще называют «анализом, ориентированным на рабочее место»), а затем изучается сам процесс – рассматриваются рабочие задания, которые выполняет сотрудник.

Прямое наблюдение применяется в случаях, когда рабочий процесс требует ручного, стандартизированного труда, или когда он непродолжителен (например, действия рабочего на сборочной линии или работа клерка). Этот метод мало приемлем, когда рабочий процесс предполагает умственную деятельность.

Собеседование (интервью) с работником часто сочетается с методом наблюдения. Собеседование может проводиться с одним работником, группой или с начальником подразделения, который располагает сведениями о рабочем процессе. Групповые интервью проводят, если большое количество работников выполняют схожую работу. Основной недостаток этого метода состоит в том, что при его применении очень высока вероятность искажения информации, так как работники склонны преувеличивать одни свои обязанности и преуменьшать другие. Чтобы избежать таких искажений, обычно используется стандартный набор вопросов, что позволяет сравнивать ответы на них.

Анкетирование (использование опросных листов) – наименее затратный метод. Он очень эффективен, так как позволяет получить много ценной информации за короткий период времени. Анкеты, как правило, являются источником базовой информации, которая затем уточняется при использовании других методов анализа.

Анкеты должны быть составлены таким образом, чтобы можно было получить информацию от рядовых сотрудников и от их руководителей. Поэтому очень важно, какова будет структура анкеты и какие вопросы в нее включить. В одних случаях предпочтение отдают формализованным анкетам, где сотрудникам нужно выбрать необходимые варианты из предложенных списков. В других случаях анкета может состоять из открытых вопросов. Однако лучше всего сочетать эти варианты.

Составление списка обязанностей работника помимо перечисления самих обязанностей подразумевает сбор сведений о том, как часто сотрудник их выполняет и сколько времени требуется для их выполнения. Для этого метода необходимо, чтобы работник вел ежедневные записи. Обычно такой метод применяется при анализе рабочих процессов, не поддающихся наблюдению (работа инженера, ученого или менеджера).

Составление и использование анкет: практические советы

Совет 1. Анкета должна быть как можно более короткой, так как люди в принципе не любят заполнять анкеты.

Совет 2. Работнику нужно обязательно объяснить, для чего он заполняет анкету и как эта информация будет использоваться.

Совет 3. Анкета должна быть простой по содержанию, вопросы и указания должны быть написаны понятным языком.

Совет 4. Перед тем как широко использовать анкету, протестируйте ее на нескольких сотрудниках. Попросите их дать комментарии, выявите возможные упущения и внесите поправки.

Совет 5. Обязательно определите сроки заполнения анкеты. Не давайте слишком много времени, чтобы не появилось желания отложить ее в долгий ящик.

Совет 6. Не пускайте дело на самотек. Если кто-то из сотрудников отмахнулся от заполнения анкеты, поинтересуйтесь, в чем причина, и разъясните необходимость его ответов еще раз.

После проведения предварительной аналитической работы начинается процесс непосредственного написания должностной инструкции, точнее, составление ее проекта.

Кто должен писать должностные инструкции?

В наличии должностных инструкций заинтересованы многие люди. Но кто должен непосредственно их составлять? Этот вопрос является предметом многочисленных споров. Часто написание проектов инструкций отдается на откуп руководителям подразделений. Кадровые службы берут на себя только оформительские функции. Правильно ли это? Насколько целесообразно дистанцироваться от составления документов, на основе которых позднее будут построены многие кадровые процедуры?

Специалисты по персоналу должны быть организаторами и активными участниками этого процесса. Распределение ролей здесь очевидно. Руководители структурных подразделений отвечают за содержательное наполнение инструкций, профессионально грамотное отражение специфики работы вверенных ему сотрудников. Кадровые специалисты обеспечивают решение организационных вопросов, анализируют ход работы, инструктируют руководителей и координируют работу всех подразделений.

Если в организации есть служба анализа бизнес-процессов, основную часть аналитической работы лучше поручить ей. В противном случае эта обязанность ляжет на плечи отдела персонала. Будет необходимо аккумулировать всю информацию, предоставленную подразделениями организации, и системно анализировать: насколько оптимально распределены функции между структурными единицами компании и между работниками одного подразделения, существует ли «провисание» или дублирование функций. И конечно, в любом случае специалисты кадровой службы должны отследить правильное наименование должностей, соответствие их штатному расписанию. А в завершение обеспечить соответствующее документационное оформление должностных инструкций.

В следующем номере мы поговорим о том, какие сложности встречаются при написании инструкции, оформлении реквизитов и определении сроков хранения этих документов.

Дата публикации: 17.11.2009

Другие статьи

Должностные обязанности медсестер, прикрепленных к поликлинике

Должностные обязанности медсестер, прикрепленных к поликлинике

Вопрос:Разъясните, пожалуйста.Мы работали старшими медсестрами в детских садах и относились к ГУНО (городской отдел дошкольного образования). В данный момент нас передали в поликлинику, и мы называемся теперь медсестрами детской поликлиники.

Раньше меню-требования составляла медсестра в детском саду. А кто должен это делать в сложившейся ситуации? Какие у нас должны быть должностные обязанности?
Заранее благодарны.Город Находка, Приморский край

Отвечает Владимир Коржов, юрист:

Добрый день! Конкретное ответственное лицо за составление меню-требования на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) в законодательстве не указано. Также не может быть в законе определенных должностных обязанностей сотрудников, поскольку в разных учреждениях разный объем функций медсестры.

Однако отметим, что:

  • меню-требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) – это первичный учетный документ, который согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» оформляет каждый факт хозяйственной жизни и должен содержать наименование должности и подпись лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за правильность ее оформления, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за правильность оформления свершившегося события;
  • согласно п. 24. Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению (приказа Минфина РФ от 06.12.2010 N 162н) отражение в учете операций по перемещению материальных запасов внутри учреждения, передаче их в эксплуатацию осуществляется в регистрах аналитического учета материальных запасов путем изменения материально ответственным лицом на основании первичных документов: меню — требование на выдачу продуктов питания (ф. 0504202) и пр.;
  • в порядке ст. 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) работник обязан добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
  • согласно ч. 1 ст. 54 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» заработная плата и должностной оклад работнику образовательного учреждения выплачиваются за выполнение им функциональных обязанностей и работ, предусмотренных трудовым договором (контрактом);
  • в соответствии с письмом Роструда от 31.10.2007 N 4412-6 «О порядке внесения изменений в должностные инструкции работников». поскольку порядок составления должностной инструкции нормативными правовыми актами не урегулирован, работодатель самостоятельно решает, как ее оформить и вносить в нее изменения; внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением обязательных условий трудового договора, в этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника;
  • согласно п. 16.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» на основании утвержденного примерного меню ежедневно составляется меню-требование установленного образца, с указанием выхода блюд для детей разного возраста.

То есть, с учетом вышеизложенного меню-требование должно подписывать материально ответственное лицо, поскольку это документ первичной отчетности, но медсестра может быть обозначена работодателем (зав. поликлиники) или заведующим ДОУ ответственным лицом за его составление. Однако эта обязанность составления должна быть отражена в Вашем трудовом договоре, на основании которого составляются должностные обязанности.

Поэтому, если в Вашем трудовом договоре (контракте) нет обязанности составлять меню-требование, то и в должностных обязанностях такого не должно быть, иначе нарушается ст. 21 ТК РФ.

При этом ответственные лица за организацию и соблюдение санитарных норм – заведующий ДОУ и медработник, то есть на Вас должна быть наложена обязанность или составления, или согласования меню-требования на основании утвержденного примерного меню, если эту обязанность не исполняет лично заведующий ДОУ.

Должностные обязанности следуют и должны соответствовать условиям трудового договора, которые не могут быть для всех ДОУ одинаковыми.

Методические рекомендации по разработке и составлению должностных инструкций должностей работников Университета гоувпо «удмуртский государственный уни

Методические рекомендации по разработке и составлению должностных инструкций должностей работников Университета гоувпо «удмуртский государственный университет»

по разработке и составлению должностных инструкций должностей работников Университета

ГОУВПО «УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Вводные положения


  1. Настоящие Методические рекомендации (далее – Рекомендации) разработаны с целью облегчить последующее составление должностных инструкций работников ГОУВПО «Удмуртский государственный университет» (далее – Университет).

    1. Должностные инструкции разрабатываются для реализации следующих целей:

1) рационального разделения труда;

2) правильного подбора, расстановки и использования кадров;

3) контроля за соблюдением трудовой дисциплины;

4) создания организационно-правовой основы деятельности работников;

5) составления трудовых договоров;

6) обеспечения объективности оценки деятельности работников в процессе их аттестации, поощрении или наложении взысканий;

7) разрешения трудовых споров.

    1. Указанные в п. 1.2. настоящих Рекомендаций цели достигаются путем конкретизации прав, обязанностей работника Университета, действий, выполняемых им в пределах должностной квалификации, детальной регламентации ответственности работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.

    2. Должностная инструкция разрабатывается исходя из конкретных задач и функций, возлагаемых на конкретного работника Университета с соблюдением требований Трудового кодекса Российской Федерации, законодательства Российской Федерации о высшем профессиональном образовании, нормативных правовых актов Министерства по образованию Российской Федерации.

    3. Основой для разработки должностных инструкций являются квалификационные характеристики (требования) по должностям в соответствии с Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным постановлением Минтруда РФ от 21 августа 1998 г. N 37 (далее – Квалификационный справочник), а также в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2009 г. N 858 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования" и с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

    4. Должностная инструкция составляется по каждой штатной должности Университета, носит обезличенный характер и объявляется должностному лицу под расписку при заключении трудового договора, в том числе при перемещении на другую должность, а также при временном исполнении обязанностей по должности.

    5. Внесение изменений и дополнений в действующую должностную инструкцию производится путем утверждения текста должностной инструкции ректором Университета в целом, с учетом вносимых изменений и дополнений.
2.1. Должностная инструкция должна содержать в себе следующие разделы:

    • общие положения;

    • должностные обязанности;

    • права;

    • ответственность.

2.2. В разделе «Общие положения» указываются следующие пункты:

2.2.1. Наименование должности. Определяется в соответствии с Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) (принят постановлением Госстандарта РФ от 26 декабря 1994 г. N 367) (с изменениями NN 1/96, 2/99, 3/2002), с учетом специфики структурного подразделения, в котором работает работник. В данном пункте также указывается категория, к которой относится занимаемая должность (так, например, это могут быть категории руководителя, специалиста, технического исполнителя и др.).

Данный пункт должностной инструкции следует изложить в следующей редакции:

«_____________ (указать должность работника, на которого составляется должностная инструкция) относится к категории _______________ (указать категорию должностного лица)» .

2.2.2. Квалификационные требования. предъявляемые к работнику в соответствии с занимаемой им конкретной должностью. Разрабатываются на основе положений раздела «Требования к квалификации» квалификационных характеристик по должностям служащих Квалификационного справочника и содержат требования, предъявляемые к возрасту, стажу, уровню знаний, другие требования. Квалификационные требования для отдельных категорий работников указаны также в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2009 г. N 858 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", в Постановлении Минтруда России от 21.08.1998 г. N 37 "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих", в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования". Данные нормативно-правовые акты находится на сайте Университета в разделе «Должностные инструкции».

В квалификационных характеристиках должностей работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала возможно применение следующих должностных наименований:

- «Главный» - должностное наименование, устанавливаемое по должностям главных специалистов (главный инженер, главный бухгалтер и др.) с возложением на соответствующих работников функций руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности Университета, а также по координации и методическому руководству группами специалистов.

- «Старший» - должностное наименование, устанавливаемое при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность «старшего» может устанавливаться в виде исключения в случаях, если на работника возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматривается внутридолжностное квалификационное категорирование, должностное наименование «Старший» не устанавливается.

- «Ведущий» - должностное наименование, устанавливается на основе характеристик соответствующих должностей специалистов при условии, если на специалиста возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности структурного подразделения, либо обязанности по организации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемых в отделах (кафедрах, лабораториях и др.) с учетом рационального разделения труда. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2-3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.

В квалификационных требованиях также может содержаться положение о том, что лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в требованиях к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, в порядке исключения,по рекомендации аттестационной комиссии, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Данный пункт должностной инструкции следует изложить в следующей редакции:

«На должность _________________ (указать должность работника, на которого составляется должностная инструкция) назначается лицо имеющее ___________________ (указываются квалификационные характеристики, необходимые для занятия данной должности)».


2.2.3. Основополагающие организационно-правовые документы. на основании которых работник осуществляет свою трудовую деятельность и реализует свои полномочия. Этот пункт должен содержать нормативные правовые и локальные акты, которые должен знать работника и которыми обязан руководствоваться в своей трудовой деятельности.

Так, например, данный пункт должностной инструкции можно изложить в следующей редакции:

__________________ (наименование должностного лица, на которого составляется должностная инструкция) должен знать:

- Закон «Об образовании»;

- ФЗ «Высшем и послевузовском профессиональном образовании»;

- Законы, постановления правительства и нормативные акты Минобразования России по вопросам образования и воспитания обучающихся;

- Основы трудового законодательства;

- Правила и нормы охраны труда и пожарной безопасности;

- Культуру общения и служебной этики;

- Положение о структурном подразделении университета, где непосредственно работает работник (так, например, это может быть Положение о факультете (институте); Положение о кафедре (лаборатории) и др.)

В своей деятельности работник (указать наименование должности) руководствуется:

- Коллективным договором УдГУ;

- Правилами внутреннего распорядка Университета;

- Приказами ректора УдГУ;

- Распоряжениями, указаниями и иными нормативными и распорядительными актами администрации университета;

- Настоящей должностной инструкцией.

2.2.4. Порядок назначения и освобождения от должности. Здесь указывается, кем и каким образом осуществляется назначение на должность и освобождение от должности, каким образом происходит представление на должность, необходимо ли утверждение в должности.

Данный пункт должностной инструкции следует изложить в следующей редакции: «Назначение на должность (наименование должности работника, на которого составляется должностная инстркуция) и освобождение от нее производится приказом ректора УдГУ по представлению ___________ (указать, то должностное лицо, в непосредственном подчинении которого находится работник)».

2.2.5. Подчиненность. Данный пункт должен содержать сведения о непосредственном руководителе данного работника, а также сведения о непосредственно подчиненных ему работниках, если таковые имеются.

Данный пункт должностной инструкции следует изложить в следующей редакции: _______________(указать должность работника, на которого составляется должностная инструкция) подчиняется непосредственно ________________________ (указать, то должностное лицо, в непосредственном подчинении которого находится работник, например, заведующий кафедры, заведующий лабораторией и др.).

2.2.6. Порядок замещенияработникаи исполнения должностных обязанностей в период его временной нетрудоспособности ил временного отсутствия.

Данный пункт должностной инструкции следует изложить в следующей редакции:

«На время отсутствия ___________ (указать, то должностное лицо, на которое составляется должностная инструкция) (отпуск, болезнь и пр.) его обязанности исполняет лицо, назначенное приказом ректора, или иного уполномоченного лица. Данное лицо, приобретает соответствующие права и несет ответственность за качественное и своевременное исполнение возложенных на него обязанностей».


  1. В разделе «Должностные обязанности» указываются обязанности работника с учетом задач и функций данного работника с подробным их изложением. Данный раздел разрабатывается на основе раздела «Должностные обязанности» квалификационных характеристик по должностям служащих Квалификационного справочника. Также учитывается сложившаяся в конкретном структурном подразделении практика распределения обязанностей работника данного структурного подразделения.

Должностные обязанности работника должны быть прописаны как можно более конкретно с тем, чтобы в дальнейшем не возникло вопросов с отнесением обязанностей к полномочиям данного работника. При этом необходимо предусмотреть все возможные ситуации, которые могут возникнуть при недостаточно полном регламентировании должностных обязанностей работника.

В то же время при определении объема обязанностей конкретного работника необходимо учитывать положения трудового договора, заключаемого с работником данной категории, нормы трудового законодательства о нормальной продолжительности рабочего времени либо ненормированном рабочем дне.

В разделе «Должностные обязанности» для работников, которые в рамках выполнения своих должностных обязанностей обрабатывают персональные данные обучающихся и (или) сотрудников УдГУ в должностных обязанностях необходимо включать пункт следующего содержания:

«Обрабатывать персональные данные обучающихся и (или) работников УдГУ, контрагентов Университета».

Для работников Университета, как например, Управление информационного обеспечения и т.п. которые в рамках выполнения своих должностных обязанностей осуществляют обработку и защиту персональных данных обучающихся, работников УдГУ, контрагентов, в должностных обязанностях необходимо включать пункт следующего содержания:

«Осуществлять обработку и защиту персональных данных обучающихся и работников УдГУ, контрагентов Университета».

Должностные обязанности для отдельных категорий работников указаны также в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 30 октября 2009 г. N 858 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования", Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. N 761н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования", в Постановлении Минтруда России от 21.08.1998 г. N 37 "Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих". Данные нормативно-правовые акты находится на сайте Университета в разделе «Должностные инструкции».


  1. Раздел «Права» должен содержать общие права, закрепленные в законодательстве, а также перечень специфических прав работника (с учетом особенностей структурного подразделения, должности, характера работы) помимо основных прав, определенных действующим законодательством о труде и внутренними документами организации, если такие специфические права имеются.

Так, Раздел «Права» можно изложить следующим образом:

«3.1. Вносить на рассмотрение руководителя структурного подразделения предложения по совершенствованию работы _____________(указать наименование структурного подразделения, в котором работает работник, например: кафедра, лаборатория и др.).

3.2. Запрашивать у руководителей структурных подразделений и иных специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.3. Пользоваться услугами библиотеки, информационных фондов, учебных и научных подразделений, а также услугами социально-бытовых, лечебных и других структурных подразделений университета в соответствии с Уставом и Коллективным договором.

3.4. В установленном порядке обжаловать приказы, распоряжения и другие организационно-распорядительные акты администрации университета.

3.5. Иные права, предусмотренные Уставом университета, Коллективным договором УдГУ, действующим законодательством».


  1. В разделе «Ответственность» указывается, в каких случаях на работника может быть возложена ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных обязанностей, указанных в должностной инструкции, а также за что несет ответственность данный работник. Нарушения должны быть прописаны конкретно и должны относиться именно к тем обязанностям, которые установлены должностной инструкцией.

В данном разделе могут устанавливаться как основные положения об ответственности (к примеру: « Работник несет ответственность:

4.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, -в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.4. За невыполнение обязанностей, предусмотренных Уставом университета, действующими правовыми актами и должностной инструкцией.

4.5. Прочие нарушения, предусмотренные ТК РФ, в процессе выполнения своих служебных обязанностей».

Кроме того, в данном разделе могут быть предусмотрены и дополнительные положения об ответственности. направленные на акцентирование внимания работника на отдельных элементах работы, за которые он отвечает. Так, дополнительные положения об ответственности отдельных категорий работников закреплены в Приказе № 910/01-05 от 02.12.2009 года, размещенном на сайте Университета в разделе «Должностные инструкции».


3. Процедура разработки, принятия и утверждения должностной инструкции


3.1. В соответствии с Приказом от 13.05.2010 года № 507/01-04, размещенном на сайте Университета в разделе «Должностные инструкции», должностная инструкция разрабатывается руководителем структурного подразделения Университета в 2-ух экземплярах по каждой имеющейся должности и подписывается руководителем данного структурного подразделения.

3.2. В соответствии с Приказом от 13.05.2010 года № 507/01-04 Информационно-кадровое управление (далее - ИКУ) несет ответственность за наличие должностных инструкций.

3.3. Должностная инструкция согласовывается с Председателем комитета первичной организации работников УдГУ Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Планово-бюджетным финансовым управлением, Информационно-кадровым управлением, Юридическим отделом Университета.

3.4. После согласования с вышеуказанными службами Университета должностная инструкция утверждается Ректором Университета.

3.5. После утверждения должностной инструкцией Ректором Университета один экземпляр должностной инструкции храниться в личном деле работника в ИКУ, а второй экземпляр – в структурном подразделении Университета. Работник вправе получить заверенную копию утвержденной должностной инструкции.

3.6. Работник расписывается на обоих экземплярах. Руководитель подразделения обеспечивает Работникам возможность пользования инструкцией

4.1. Должностная инструкция вступает в силу с момента ее утверждения и действует до ее замены новой должностной инструкцией.

4.2. Работник Университета знакомится с должностной инструкцией при заключении с ним трудового договора, о чем делается отметка в трудовом договоре. В случае утверждения новой должностной инструкции руководитель структурного подразделения обязан ознакомить работника с данной редакцией должностной инструкции под роспись.

    1. 4.3. Должностная инструкция храниться в составе личного дела в течение 75 лет.

    2. 4.4. Требования должностной инструкции являются обязательными для работника с момента ознакомления его с инструкцией.

    3. 4.5. Должностная инструкция должна быть составлена согласно Типовой формы должностной инструкции (приложение №1 к настоящим Рекомендациям) с обязательным соблюдением реквизитов, указанных в ней.

          1. 4.6 Настоящие Рекомендации вступают в силу с момента подписания их Ректором Университета.

к Методическим рекомендациям

по разработке и составлению

должностей работников ГОУВПО