Категория: Бланки/Образцы
Слайд 1
Итоговое сочинение - 2017
Слайд 2
Открытые тематические направления для итогового сочинения 2016/17 учебного года
«Разум и чувство»«Честь и бесчестие»«Победа и поражение»«Опыт и ошибки»«Дружба и вражда»
Слайд 3
«Разум и чувство»
Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Слайд 4
И.С. Тургенев «Отцы и дети»,И.А. Бунин «Чистый понедельник»,А.М. Горький «Старуха Изергиль»,Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание», «Идиот»
Слайд 5
«Честь и бесчестие»
В основе направления лежат полярные понятия, связанные с выбором человека: быть верным голосу совести, следовать моральным принципам или идти путем предательства, лжи и лицемерия.Многие писатели сосредотачивали внимание на изображении разных проявлений человека: от верности нравственным правилам до различных форм компромисса с совестью, вплоть до глубокого морального падения личности.
Слайд 6
А.С. Пушкин «Капитанская дочка», «Евгений Онегин», «Станционный смотритель»Джек Лондон «Белый клык»,Л.Н. Толстой «Война и мир»,В.В. Быков «Сотников»
Слайд 7
«Победа и поражение»
Направление позволяет размышлять о победе и поражении в разных аспектах: социально-историческом, нравственно-философском, психологическом. Рассуждение может быть связано как с внешними конфликтными событиями в жизни человека, страны, мира, так и с внутренней борьбой человека с самим собой, ее причинами и результатами.В литературных произведениях нередко показана неоднозначность и относительность понятий «победа» и «поражение» в разных исторических условиях и жизненных ситуациях.
Слайд 8
Э. Хемингуэй «Старик и море»,Б.Л. Васильев «В списках не значился»,Э.М. Ремарк «На западном фронте без перемен»,В.П. Астафьев «Царь-рыба»
Слайд 9
«Опыт и ошибки»
В рамках направления возможны рассуждения о ценности духовного и практического опыта отдельной личности, народа, человечества в целом, о цене ошибок на пути познания мира, обретения жизненного опыта.Литература часто заставляет задуматься о взаимосвязи опыта и ошибок: об опыте, предотвращающем ошибки, об ошибках, без которых невозможно движение по жизненному пути, и об ошибках непоправимых, трагических.
Слайд 10
Джек Лондон «Мартин Иден»,А.П. Чехов «Ионыч»,М.А. Шолохов «Тихий Дон»,Генри Марш «Не навреди»
Слайд 11
«Дружба и вражда»
Направление нацеливает на рассуждение о ценности человеческой дружбы, о путях достижения взаимопонимания между отдельными людьми, их сообществами и даже целыми народами, а также об истоках и последствиях вражды между ними.Содержание многих литературных произведений связано с теплотой человеческих отношений или неприязнью людей, с перерастанием дружбы во вражду или наоборот, с изображением человека, способного или не способного ценить дружбу, умеющего преодолевать конфликты или сеющего вражду.
Слайд 12
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»,Э.М. Ремарк «Три товарища»,Даниель Дефо «Робинзон Крузо»,В.А. Каверин «Два капитана»
Слайд 13
При составлении тем для итогового сочинения соблюдаются следующие требования:
соответствие открытым тематическим направлениям;обеспечение надпредметного характера итогового сочинения (темы не должны нацеливать на литературоведческий анализ конкретного произведения);обеспечение литературоцентричного характера итогового сочинения (темы должны давать возможность широкого выбора литературного материала для аргументации);нацеленность на рассуждение (наличие проблемы в формулировке);соответствие возрастным особенностям выпускников, времени, отведенному на написание сочинения (3 ч 55 мин.);ясность, грамотность и разнообразие формулировок тем сочинений.
Слайд 14
Критерии для проверки Итогового сочинения
сочинение оценивается по пяти критериям. Критерии №1 и №2 являются основными.Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается: в определении объема своего сочинения выпускник должен исходить из того, что на всю работу отводится 3 часа 55 минут.
Слайд 15
Критерий №1 «Соответствие теме»
Данный критерий нацеливает на проверку содержания сочинения.Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 16
Критерий №2 «Аргументация. Привлечение литературного материала»
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного произведения отечественной или мировой литературы, избирая свой путь использования литературного материала; показывает разный уровень осмысления литературного материала: от элементов смыслового анализа (например, тематика, проблематика, сюжет, характеры и т.п.) до комплексного анализа художественного текста в единстве формы и содержания и его интерпретации в аспекте выбранной темы.«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 17
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.Выпускник аргументирует высказанные мысли, стараясь выдерживать соотношение между тезисом и доказательствами.«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 18
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 19
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Слайд 20
Алгоритм работы над сочинением
Слайд 21
Объем сочинения
1. Вступление / тема - тезис: формулирование основной мысли, рассуждение/ 50 слов 2. Основная часть (250) слов. Аргумент 1 + аргумент 2 3. Заключение - 50 слов
Слайд 22
Алгоритм работы над сочинением
Переформулируйте тему в вопросВыделите в формулировке ключевые словаПодберите аргументы Объем вступления не должен превышать 5-7 СП Объем основной части не должен быть меньше 2 страниц тетрадного форматаОбъем заключения не должен превышать 5-7 СПВступление и заключение - 1/4 объема сочинения
Слайд 23
Вступление:
чтобы эта часть получилась удачной, сформулируйте в ней те проблемные ВОПРОСЫ, на которые можно в принципе ответить в рамках вашей темы, и, выбрав из них один-два, на которые будете отвечать в сочинении, обоснуйте свой выбор. Также приведите термины, которые вам понадобятся для ответа на эти вопросы, и приведите их определение, свидетельствующее о вашем понимании этих терминов. Не бойтесь вопросительных знаков, смело формулируйте вопросительные предложения. Иногда во вступлении кратко характеризуется эпоха создания произведения или само произведение, если тема сочинения предполагает анализ какого-то отдельного его аспекта.
Слайд 24
Основная часть:
главное ее содержание - это развернутый и доказательный ОТВЕТ на те вопросы, которые вы сформулировали во вступлении. Вы убеждаете читателя вашей работы в том, что вопросы вы поставили правильно и правильно их решаете. По объему эта часть самая большая.
Слайд 25
Заключение:
задача этой части - ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ в рамках ваших рассуждений во второй части по тем проблемным вопросам, которые вы сформулировали во вступлении. Вы должны обобщить ваши выводы, используя при этом ключевые слова или термины, входящие в формулировку выбранной темы: если в ней были слова "проблема", "композиция". "образ", "пейзаж" и т.д. повторите их в заключительных выводах. Помните, что заключение и вступление во многом по содержанию повторяют друг друга. Вы меняете лишь форму - от вопросительной к утвердительной.
Слайд 26
Интернет - ресурсы
https://neznaika.pro/ http://fipi.ru/ege-i-gve-11/itogovoe-sochinenie
по литературе в 11 классе
С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года.
…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…
Цели и задачи введения сочинения
по литературе в 11 классе
Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.
Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.
В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).
Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
Учет результатов сочинения по литературе
при поступлении в вузы
Тематические направления итогового сочинения
на 2016/2017 уч.г.
1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.
А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).
Выбор произведений по направлениям
1. Разум и чувства
А)«Береги честь смолоду»
Б) «Истинная честь не может терпеть неправду»
В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится
смерти» (Жан Жак Руссо)
Выбор произведений по направлениям
2.Честь и бесчестие
А) Может ли поражение стать победой?
Б) «Величайшая победа — победа над самим собой»
В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна
поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
Выбор произведений по направлениям
3.Победа и поражение
А) Может ли опытный человек ошибаться?
Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не
Выбор произведений по направлениям
4. Опыт и ошибки
А) Может ли дружба перерасти во вражду?
Б) Что такое настоящая дружба. В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
Г) Друг познается в беде.
Выбор произведений по направлениям
5. Дружба и вражда
30.10.2016 - Книжная полка сайта «спешит на помощь" тем, кто не прочел когда-то «Войну и мир» Л.Н.Толстого, «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского, «Обломов» И.А.Гончарова. У нас на КНИЖНОЙ ПОЛКЕ стоят небольшие произведения прозаиков, в которых поднимаются вопросы, заложенные в направления ВЫПУСКНОГО сочинения. Материал >>
16.04.2016 - За последние 3 недели мы обновили нашу книжную полку новыми произведениями. Посмотрите >>
22.02.2016 - На Форуме сайта проводится мастер-класс "Особенности написания комментария в сочинении на ЕГЭ 2016 года". Более 1300 посетителей приняли участие в работе мастер-класса. Ссылка >>
14.02.2016 - Ребята, на сайте "По уши в ГИА" вы тоже сможете найти готовые сочинения для подготовки к ОГЭ:
09.01.2016 - Поздравляем Ирину Курамшину. автора любимых рассказов посетителей сайта, со вступлением в Российский Союз Писателей. Желаем творческих успехов! Ждем новых рассказов!
25.10.2015 - Выпускники, до ИТОГОВОГО сочинения остается месяц. Пора оформить подписку в ВИП-раздел. До 1 декабря в течение месяца вы сможете написать под руководством Любови Михайловны от 5 до10 сочинений (все зависит от вашего трудолюбия). Сочинения, созданные в ВИП-разделе. скрыты от посторонних глаз, поэтому сохраняют свою уникальность. Ждем вас в ВИП-разделе. Подробнее >>
Сочинение по литературе 2017 будет включать в себя темы из общего курса школьной программы. Оно является одним из наиболее значимых событий для выпускников школ. Сочинение непосредственно влияет на итоговую оценку по литературе и обеспечивает допуск на ЕГЭ. И если учащийся получает неудовлетворительную оценку, то он автоматически пропускает остальные экзамены.
В предыдущие годы итоговое сочинение назначалось на начало декабря, в 2017 году оно состоится 6 декабря. Темы итогового сочинения в 2015–2017 годах специальным образом подбираются Министерством образования РФ.
Главная цель данного экзамена – определить общую культуру речи учеников, заканчивающих школу, их умение грамотно формулировать мысли и обосновывать точку зрения. Со стороны преподавателей это отличный шанс проверить, как учащиеся усвоили программу обучения, и насколько они будут подготовлены к дальнейшему поступлению в вузы. Успешно написанное сочинение предоставляет выпускникам возможность получить дополнительные 10 баллов в зачёт ЕГЭ.
Требования при сдаче экзаменаИтоговое сочинение 2017 будет иметь различные направления, а время на его написание составит 3 часа 55 минут. Итоговая оценка выставляется в форме «зачёт/незачёт». Минимальный объём сочинения – 250 слов, а среднее значение – 350 слов. Оно должно соответствовать следующим параметрам:
Главными параметрами являются первые два, если они не будут выполнены, то работа получит оценку «незачёт». Для положительной оценки должны обязательно быть выполнены критерии 1 и 2, а также один любой другой на выбор.
В случае если ученик получает оценку «незачёт», то ему предоставляется второй шанс для пересдачи. К написанию итогового сочинения допускаются выпускники прошлых лет, которые собираются в ближайшее время поступать в вуз.
Требования к учащимсяВся суть итогового сочинения заключается в том, чтобы проверить уровень знаний и подготовленности каждого конкретного ученика, а также то, как он проработал темы сочинений по литературе в 2017 году. Поэтому на экзамене запрещается использование каких-либо шпаргалок, подсказок и запрещённых материалов. В процессе подготовки к сочинению ученик обязан уяснить эти правила и не нарушать их в дальнейшем.
Во время экзамена сдающему разрешено иметь при себе следующие предметы:
В процессе работы над итоговым сочинением запрещается использовать средства связи (сотовые телефоны, планшеты и т. д.), художественную литературу, словари и т. д. Также запрещено пользоваться шпаргалками и разглашать тему сочинения за пределами аудитории до официальной сдачи работы. Если учащийся нарушает эти правила, то ему автоматически ставится незачёт.
Как подбираются темы сочиненийМинистерство образования РФ подготавливает 5 различных тем. Итоговое сочинение 2015–2017 имеет различные направления и выкладывается за 15 минут до старта экзамена на официальном сайте. Это сделано для того, чтобы никто не узнал заранее, какая именно тема будет предложена в той или иной области.
Подготовку к экзамену ученики проводят не по всему курсу школьной литературы. Все темы предлагаются в начале учебного года. Таким образом, они могут целенаправленно готовиться к итоговому сочинению и лучше изучать некоторые произведения. Однако ученикам не нужно рассчитывать на конкретные определения будущих тем. Обычно они звучат довольно размыто и включают в себя большое количество произведений. Например, в начале 2014 учебного года одно из направлений звучало так: «Вопросы, которые ставит перед человеком война», а темы итогового сочинения были следующими: «Почему тема войны не становится менее популярной в литературе?» или «Война: подвиг и преступление». При этом каждая тема составлена таким образом, чтобы выпускник смог изложить своё видение данной проблемы, отталкиваясь от художественного произведения, как российского, так и зарубежного.
Как наилучшим образом написать итоговое сочинениеНепосредственно перед началом каждый учащийся выделяет главную идею работы и придерживается её от начала до конца. В результате текст будет иметь логическое начало и конец, а также последовательные рассуждения, построенные вокруг предложенной проблемы.
План работы над сочинениемВремени на всю работу даётся предостаточно, поэтому любой сможет грамотно изложить свои мысли. Однако не нужно забывать и о тщательной подготовке к экзамену, т. к. если вы не знаете большинства художественных произведений, то и вспоминать будет нечего.
Заметили опечатку на сайте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter