Категория: Инструкции
На самом деле такой документ как должностная инструкция бухгалтера, необходим любой компании, где работает данный специалист. Обязанности, которые бухгалтер должен выполнять, меняются в зависимости от выполняемых им на работе действий.
Опуствившись вниз страницы, вы сможете скачать бланк должностной инструкции для работника бухгалтерии. Данный бланк представляет собой шаблон, который вы можете исправлять в зависимости от потребностей.
Для сравнения вы можете также скачать образец инструкции по должностным обязанностям для водителя по этой ссылке. секретаря — здесь или кассира — в этой статье .
Для чего нужен данный бланк?
Должностная инструкция, прежде всего, дает понятие о том:
Первое, что необходимо сделать – это разместить вверху документа посередине фразу: «Должностная инструкция кассира». После этого должны быть указаны название фирмы и ФИО ее руководителя.
Также на инструкции должна быть прописана дата составления и ее порядковый номер. Ниже необходимо разместить сведения о структурном подразделении и должности.
Первыми в должностной инструкции идут общие положения. Это значит, что нужно указать структуру подчинения, причины увольнения, права и ответственность бухгалтера и т.п.
После этого нужно прописать все квалификационные требования, то есть какое образование и стаж работы должны быть у сотрудника, какими еще навыками он должен обладать.
Также должно быть прописано то, какие именно документы регламентируют трудовую деятельность бухгалтера. Это могут быть законодательные акты, или, к примеру, приказы руководителя фирмы.
В обязательном порядке должно быть прописано, какие именно обязанности возлагаются на человека, занимающего должность бухгалтера. Для примера: «В обязанности бухгалтера входит ведение бухгалтерской отчетности, касающейся имущества фирмы, а также хозяйственных операций и обязательств.
В документе должны быть прописаны права и обязанности бухгалтера, а также условия труда и его оплата.
В заключение необходимо указать, в скольких экземплярах был составлен договор, и в каких случаях в него могут быть внесены изменения.
В самом конце должна стоять дата и подпись руководителя.
Скачать образец инструкции должностных обязанностей бухгалтера можно по ссылке .
В связи с необходимостью внедрения профессиональных стандартов в бюджетных учреждении, хотелось бы получить подробные ответы на несколько важных вопросов:1. Как должна выглядеть форма должностной инструкции? Причем, меня интересует не только формат должностной инструкции, но очень сильно - должностные обязанности работника. Их тупо списывать из профессиональных стандартов? Тогда объем выполняемых обязанностей не всегда будет соответствовать тому, что прописано в должностной инструкции. Даже если взять ПС «Специалист по управлению персоналом». Там обязанностей специалиста по персоналу хватит сразу на 4-5 работников, а в учреждении он выполняет не все эти функции. У меня нынешние должные инструкции прописаны именно под выполняемые функции. И мне хотелось бы, чтобы в нынешних должностных инструкциях у работников не стало обязанностей ни меньше, ни больше. Могу ли я брать из профессиональных стандартов трудовых функций для работников меньше, чем там прописано? И вообще наглядный вариант было бы проще воспринимать.2. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» есть только 2 варианта должностей: бухгалтер и главный бухгалтер. В нашей организации есть бухгалтер, ведущий бухгалтер и главный бухгалтер. По главному бухгалтеру вопросов нет. А вот по бухгалтеру и ведущему бухгалтеру вопросы есть. Уровень квалификации и участки бухгалтерского учета у них разные. Означает ли это, что в свете профессионального стандарта «Бухгалтер» мы должны должность ведущего бухгалтера переименовать в просто бухгалтера? Теперь мы должны составить для них одну должностную инструкцию с одинаковыми функциями? Или возможно оставить должность ведущего бухгалтера? Если переименование неизбежно, то можем ли мы разделить их на бухгалтера расчетной группы и бухгалтера материальной группы?
По общему правилу, названия должностей, требования к квалификации работодатель определяет по собственному усмотрению .
Но если с выполнением работ по определенным должностям или профессиям трудовое законодательство связывает предоставление компенсаций и льгот (досрочную пенсию, дополнительный отпуск, повышенную оплату труда) либо устанавливает какие-либо ограничения, то наименования таких должностей и профессий, требования к квалификации должны соответствовать квалификационным справочникам, профстандартам . Указанное соответствие должно наблюдаться как в трудовом договоре с сотрудником, где будет указана его должность (выполнение работ по профессии), так и в штатном расписании организации. Это указано в ст. 57 ТК РФ.
Это правило касается:
1. Сотрудников, которые трудятся во вредных условиях труда;
2. Педагогических, медицинских работников, «северных» сотрудников и других, у кого есть право на льготную пенсию: http://1kadry.ru/#/document/117/18147/?step=36 ;
3. Любых других сотрудников, если в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.
Дополнительный отпуск, доплата за вредные условия труда, сокращенная рабочая неделя – это также льготы и компенсации, предоставляемые работнику за работу во вредных условиях.
Но ЕКС и ЕКТС не отменены в связи с введением профстандартов.См. письмо Минтруда от 04.04.2016 № 14-0/10/13-2253. То есть Вы и дальше можете продолжать использовать их в своей работе как наравне с профстандартами, так и при их отсутствии.
Обратите внимание, что в отношении работников, замещающих должности, по которым работнику положены гарантии, компенсации, льготы требования проф. стандартов ИЛИ квалификационных справочников обязательны и сейчас и были обязательны ранее уже с 15.12.2012 года (ст. 57 ТК РФ, Федеральный закон от 03.12.2012 N 236-ФЗ О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона "О техническом регулировании"
ТК РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме работников на работу, в следующих случаях:
В первом случае у Вас есть альтернатива – использовать профстандарты или справочники.
А во втором – нужно по каждой конкретной должности смотреть закон. Если там будет указано на обязательное применение именно профстандарта, то применять нужно будет именно профстандарт.
Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:
1. Как должна выглядеть форма должностной инструкции? Причем, меня интересует не только формат должностной инструкции, но очень сильно - должностные обязанности работника. Их тупо списывать из профессиональных стандартов? Тогда объем выполняемых обязанностей не всегда будет соответствовать тому, что прописано в должностной инструкции. Даже если взять ПС «Специалист по управлению персоналом». Там обязанностей специалиста по персоналу хватит сразу на 4-5 работников, а в учреждении он выполняет не все эти функции. У меня нынешние должные инструкции прописаны именно под выполняемые функции. И мне хотелось бы, чтобы в нынешних должностных инструкциях у работников не стало обязанностей ни меньше, ни больше. Могу ли я брать из профессиональных стандартов трудовых функций для работников меньше, чем там прописано? И вообще наглядный вариант было бы проще воспринимать.
Для начала отметим, что для кадровых специалистов применение профстандартов обязательным не является.
В связи с чем нет вообще никакой необходимости менять таким работникам инструкции. Кроме того, как мы и указали выше – Вы имеете полное право продолжать дальше пользоваться ЕКС.
И также учтите, что изменение трудовой функции (как в случае увеличения трудовых обязанностей, так и в случае уменьшения) возможно исключительно по соглашению сторон трудового договора (ст. 57, 72,72.1, 74 ТК РФ).
Обязанность по составлению должностных инструкций установлена только для государственных органов (ст. 47 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ ). Оштрафовать организацию, не являющуюся госорганом, за отсутствие инструкций нельзя (письмо Роструда от 9 августа 2007 г. № 3042-6-0 ).
Вместе с тем, есть веские аргументы в пользу оформления должностной инструкции. Ее наличие позволит организации:
Должностные инструкции составляют по каждой штатной должности.
Порядок составления должностной инструкции законодательством не урегулирован, поэтому работодатель самостоятельно решает, как ее оформлять. На практике должностная инструкция может быть оформлена как приложение к трудовому договору или как самостоятельный документ. Аналогичные разъяснения содержатся в письме Роструда от 31 октября 2007 г. № 4412-6 .
Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.
Изменить инструкции придется, если работодатель:
В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию .
Работодатель определяет содержание должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации. которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).
Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
2. В профессиональном стандарте «Бухгалтер» есть только 2 варианта должностей: бухгалтер и главный бухгалтер. В нашей организации есть бухгалтер, ведущий бухгалтер и главный бухгалтер. По главному бухгалтеру вопросов нет. А вот по бухгалтеру и ведущему бухгалтеру вопросы есть. Уровень квалификации и участки бухгалтерского учета у них разные. Означает ли это, что в свете профессионального стандарта «Бухгалтер» мы должны должность ведущего бухгалтера переименовать в просто бухгалтера? Теперь мы должны составить для них одну должностную инструкцию с одинаковыми функциями? Или возможно оставить должность ведущего бухгалтера? Если переименование неизбежно, то можем ли мы разделить их на бухгалтера расчетной группы и бухгалтера материальной группы?
Переименовывать должность ведущего бухгалтера не нужно.
Обратите внимание, что требования профстандарта не обязательны для «рядовых» бухгалтеров.
Профстандарт на бухгалтера , действительно, не содержит такого наименования должности как «заместитель главного бухгалтера», «ведущий бухгалтер».
При этом согласно Квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и других служащих (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 ) (ред. от 12.02.2014) в Справочник не включены квалификационные характеристики производных должностей (старших и ведущих специалистов, а также заместителей руководителей подразделений). Должностные обязанности этих работников, требования к их знаниям и квалификации определяются на основе содержащихся в Справочнике характеристик соответствующих базовых должностей .
Для заместителя главбуха также обязательных требований к квалификации на нормативном уровне не установлено, в связи с чем к нему не обязательно применять профстандарт. Но Вы вполне можете применять в отношении данного работника профстандарт на бухгалтера.
Для должностей специалистов могут устанавливаться квалификационные категории (раздел «Общие положения» Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37).
Квалификационным справочником по отдельным группам специалистов предусмотрено внутридолжностное категорирование по оплате труда. Квалификационные категории (специалист, III категория, II категория, I категория) устанавливаются руководителем организации с учетом степени самостоятельности работника при выполнении должностных обязанностей, его ответственности за принимаемые решения, отношения к работе, эффективности и качества труда, а также профессиональных знаний, опыта практической деятельности, определяемого стажем работы по специальности, и др.
Внимание: В отношении, например, специалистов по кадрам отсутствует внутридолжностное деление на категории. Таким специалистам категории не присваиваются.
При этом категория «ведущий» является производной от соответствующих базовых должностей, содержащихся в Квалификационном справочнике, утвержденном постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. № 37.
Должностные обязанности категории «ведущий» устанавливают на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Помимо этого на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности организации или ее структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро). Требования к необходимому стажу работы категории «ведущий» повышаются на 2–3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории.
Таким образом, в данном случае можно сказать, что законодательство не содержит запрета на использование в наименовании должности специалиста слова «ведущий». То есть должность ведущего бухгалтера также следует оставить.
При этом, в должностных инструкциях данных работников должны быть предусмотрены обязанности как по занимаемой должности, так и функции руководителя и ответственного исполнителя работ либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро).
Также, в должностных инструкциях данных работников необходимо указать требования к необходимому стажу работы выше на 2–3 года по сравнению с предусмотренными требованиями для работников без указания ведущий.
Присвоение, а также повышение (понижение) квалификационных категорий служащим осуществляется на основании рекомендаций аттестационных комиссий . При подготовке рекомендаций о присвоении квалификационных категорий учитываются следующие факторы: профиль организации, уровень теоретической подготовки и практических навыков, соответствие квалификационным характеристикам (должностным инструкциям) специалистов и стаж работы.
Соответствие фактически выполняемых обязанностей и квалификации работников требованиям должностных характеристик определяется аттестационной комиссией согласно действующему положению о порядке проведения аттестации . О проведении аттестации см. здесь: http://1kadry.ru/#/document/130/51135/?step=8 .
Порядок проведения аттестации устанавливается трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения представительного органа работников (см. Письмо от 30.04.2008 N 1028-с ).
Государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, государственным или муниципальным учреждениям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также государственным корпорациям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности разрешено вводить профстандарты поэтапно до 01.01.2020 года: http://1kadry.ru/#/document/97/266275/?step=2 .
1. Ответ:Как применять профессиональные стандарты
Для чего разрабатывают профессиональные стандарты
Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.
В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.
Каждый профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции. Они в свою очередь содержат перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям для выполнения данной трудовой функции. По наличию определенных знаний и умений определяют, какую работу может выполнять сотрудник и его уровень квалификации.
В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты, чтобы:
Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 1 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Помимо прочего, профстандарты начали применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б». «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.
При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:
Работникам же внедрение профстандартов позволит:
Вопрос из практики: отменят ли ЕКС и ЕТКС в связи с принятием профстандартов
Да, отменят, но такая отмена будет происходить постепенно.
ЕКС и ЕТКС планируют заменить профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые утвердят законодательными и иными нормативными правовыми актами. В некоторых сферах такие акты уже утверждены. Например, для водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Однако замена ЕКС и ЕТКС будет происходить постепенно и займет не один год. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Как происходит разработка профессиональных стандартов
Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016–2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.
Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике. разбитом по отраслям.
Разработка новых документов происходит в соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р .
Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:
При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:
В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:
Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.
После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.
В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.
В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).
Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).
Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200 .
Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять
По мере необходимости.
Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как разрабатывают и принимают новые, по правилам. утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Какие организации обязаны применять профстандарты
Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:
Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:
Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.
Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.
Популярные вопросыВместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.
Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841 .
В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.
Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:
Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения
Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для определенных законом случаев (ст. 57 ТК РФ. Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.
Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков .Такой порядок предусмотрен в пунктах 1. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.
В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года. Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект. который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе проведенной аттестации. При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.
Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте
Да, на все виды деятельности, указанные в группе.
Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для определенных случаев. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ .
В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:
– ХХ.Х – подкласс;
– ХХ.ХХ – группа;
– ХХ.ХХ.Х – подгруппа;
Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД. утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст ).
Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом общих правил применения документа.
Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте
Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .
Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.
Как внедрить профстандарты в работу
Законодательство не регламентирует порядок внедрения профстандартов. Поэтому каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из нормативных требований, потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации (ст. 8 ТК РФ ).
Примерный перечень этапов по внедрению профстандартов может быть таким:
Вопрос из практики: как составить план-график внедрения профстандартов
С учетом особенностей трудовой деятельности в организации и обязательности внедрения профстандартов укажите в плане-графике, что необходимо сделать и к какому сроку, а также ответственных исполнителей и итоги работы. То есть план-график составляют в произвольной форме. В него могут войти, например, такие этапы:
1) анализ и изменение локальных актов организации. Например, штатного расписания. должностных инструкций. трудовых договоров. Ознакомление работников с запланированными изменениями;
3) определение потребности в повышении квалификации работников, выбор образовательных программ;
Как итог в плане-графике отразите:
Проверка работников на соответствие требованиям стандарта
Вопрос из практики: как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта
Каждый работодатель определяет порядок проверки сотрудника на соответствие профстандарта самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ ). Такая проверка может стать одним из этапов внедрения профстандартов в организацию. Провести проверку может специальная рабочая группа. Итогом ее работы станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех сотрудников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника не соответствующим требованиям профстандарта по итогам работы группы не может стать основанием для его увольнения .
С 1 января 2017 года в помощь работодателям будут организованы специальные центры независимой оценки квалификации. в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту (Закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ ).
Вопрос из практики: нужно ли изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в профстандарте. В организации установлена система оплаты труда по тарифным ставкам в соответствии с разрядами ЕТКС
Работодатель обязан применять тот или иной профстандарт с учетом требований законодательства или если организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе (ст. 57 ТК РФ. Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). При этом профстандарты не предполагают замену разряда на уровень квалификации. В самом тексте профстандарта также указано, к каком уровню квалификации относится выполнение работ по соответствующему разряду, который присвоен сотруднику. Так, например, в профстандарте «Машинист печатно-высекального агрегата», утвержденном приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1147н. так и указано, что к 3-му уровню квалификации относится выполнение работ машиниста 3-го разряда. При этом в данном случае имеет место совпадение уровня квалификации и разряда. А, например, в профстандарте «Сварщик», утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н. указано, что ко 2-му уровню квалификации относится выполнение сварщиком работ как по 2-му, так и по 3-му разряду.
Таким образом, при внедрении профстандартов изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в стандарте, не требуется. Поэтому если в организации применяют систему оплаты труда работников в зависимости от установленного им разряда, то продолжайте применять эту систему без изменения разрядов. Если же работодатель одновременно с внедрением профстандартов захочет перейти на систему оплаты труда исходя из уровня квалификации, то в Положении об оплате труда пропишите размер окладов сотрудников в зависимости от уровня квалификации, а также внесите изменения в трудовые договоры сотрудников в связи с изменением системы оплаты труда.
Изменение должностных инструкций
Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов
Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.
Изменить инструкции придется, если работодатель:
В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию .
Вопрос из практики: нужно ли в полном объеме прописывать требования профстандарта в трудовом договоре или должностной инструкции сотрудника или могут быть допущения
Работодатель определяет содержание трудового договора или должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации. которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).
Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в трудовом договоре или должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Увольнение сотрудников, не соответствующих стандартам
Вопрос из практики: можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту
Нет, нельзя. Такое основание в законодательстве не предусмотрено.
Если оценочный центр или специальная рабочая группа. созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения. и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Далее, когда все мероприятия проведены, работодатель может провести аттестацию работника. по итогам которой у работодателя при неудовлетворительных результатах уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).
Ответственность за неприменение профстандартов
Какая ответственность предусмотрена за неприменение или неправильное применение профстандартов
Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме сотрудников на работу. только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. В других случаях применение стандартов носит рекомендательный характер.
Таким образом, если не соблюдены обязательные требования законодательства о применении профстандартов, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 13 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.
эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры
С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,
эксперт Системы Кадры