Руководства, Инструкции, Бланки

приказ по внутреннему финансовому контролю образец img-1

приказ по внутреннему финансовому контролю образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ о внутреннем контроле финансовой жизни образец

Приказ о внутреннем контроле финансовой жизни

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Внутренняя проверка правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. В соответствии с Положением о внутреннем контроле, приказ о внутреннем контроле финансовой жизни утвержденном приказом управления сельского хозяйства Тамбовской области от г. 148, приказываю: 1.
Бюджетные организации: бухгалтерский учет и налогообложение 2014, N 8. Внутренний, контролюджетных учреждениях, в соответствии с. Действенность и эффективность системы внутреннего контроля хозяйственной деятельности учреждения определяется оценкой достижения конкретных результатов. Методика оценки достижения конкретных результатов учреждением предполагает проведение мониторинга результатов деятельности учреждения. Основным элементом внутреннего контроля учреждения является оценка рисков, связанная с выявлением и анализом последствий недостижения учреждением целей хозяйственной деятельности. При выявлении рисков руководство учреждения должно принять соответствующие управленческие решения путем создания необходимой контрольной среды, организации процедур внутреннего контроля, информирования персонала и оценки результатов осуществления внутреннего контроля. При ведении бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской отчетности оценка рисков необходима в целях выявления обстоятельств и причин, которые могут оказать влияние на достоверность бухгалтерской отчетности. В ходе такой оценки руководству. Действует c, утверждаю _ оперативно (наименование должности приказ о внутреннем контроле финансовой жизни руководителя учреждения) _ (Ф.И.О. подпись) _ г. Приложение _. А бухгалтер (не бухгалтер-ревизор, а именно бухгалтер) среди прочего:- участвует в разработке и заявление осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов;- осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке;- выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению;- обеспечивает руководителей, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета;- участвует в проведении экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке.

Положение о внутреннем финансовом контроле

В мартовском номере журнала «Бюджет» опубликована статья Екатерины Юрьевной Петровой, директора департамента экономики и финансов Минкомсвязи России. Мы размещаем материал.

Или Состав комиссии по внутреннему контролю утверждается отдельным приказом руководителя учреждения. 2.3. Учреждение применяет следующие процедуры внутреннего контроля: выбрать нужное: - документальное оформление: записи в регистрах бухгалтерского учета осуществляются только на основе первичных учетных документов, в том числе бухгалтерских справок; включение в бухгалтерскую (финансовую) отчетность существенных оценочных значений - исключительно на основе расчетов - подтверждение соответствия между объектами (документами) и (или) их соответствия установленным требованиям; соотнесение оплаты материальных ценностей с получением и оприходованием этих ценностей; - санкционирование сделок и операций, обеспечивающее подтверждение правомочности их совершения; - сверка расчетов учреждения с поставщиками и покупателями (прочими дебиторами и кредиторами) для подтверждения сумм дебиторской и кредиторской задолженности - сверка.

Например, записи в регистрах бухгалтерского учета должны осуществляться на основе первичных учетных документов, в том.

Приложение N к Учетной политике наименование государственного (муниципального) учреждения 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о.

Внутренняя проверка правил ведения бухгалтерского учета в бюджетном

В качестве примера, отвечающего вышеперечисленным требованиям, приводится один из возможных вариантов формирования Положения и оформления приказа о системе внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни учреждения.

Текущий контроль проводится непрерывно сотрудниками Учреждения при исполнении их должностных обязанностей; последующий контроль осуществляется после совершения фактов хозяйственной жизни путем анализа и проверки первичной документации, данных бухгалтерского учета и отчетности, проведения инвентаризаций и иных необходимых мероприятий. Последующий контроль обеспечивается комиссией по внутреннему финансовому контролю. Последующий финансовый контроль осуществляется путем проведения: отдельных контрольных мероприятий; плановых проверок; внеплановых проверок. Контрольные действия проводятся: сплошным способом проведение контрольных действий в отношении всей совокупности фактов хозяйственной жизни, относящихся к изучаемому вопросу проверки; выборочным способом проведение контрольных действий в отношении части фактов хозяйственной жизни, относящихся к изучаемому вопросу проверки. 2.4. Плановые проверки проводятся комиссией в соответствии.

Предварительный контроль осуществляется до совершения факта хозяйственной жизни: при обсуждении, утверждении и исполнении. 3.1. Состав комиссии по внутреннему финансовому контролю утверждается приказом руководителя Учреждения, в котором указываются.

Видео

Другие статьи

Приказ по внутреннему финансовому контролю образец

Приказ о создании комиссии по внутреннему финансовому контролю

В рамках проведения месячника профилактических мероприятий и в преддверии зимних каникул сотрудники ГИБДД Красногорского района совместно с отрядом юных инспекторов движения Красногорской СОШ подготовили плакаты со свето
25.12.2016 ГУ МВД по Алтайскому краю

Возбуждено уголовное дело Полиция в Барнауле поймала 33-летнего мужчину, подозреваемого в мошенничестве, сообщили в региональном ГУ МВД РФ.
24.12.2016 АиФ - Алтай

В Белокурихе сотрудники ГИБДД задержали мужчину, которого подозревают в неправомерном завладении автомобилем знакомого.
24.12.2016 ГУ МВД по Алтайскому краю

Сотрудники отделения пропаганды Госавтоинспекции Барнаула организовали увлекательное «Путешествие в страну Волшебства» для малышей 174 детского сада и их родителей.
24.12.2016 ГУ МВД по Алтайскому краю

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ, Приказ Департамента общественной безопасности Свердловской области от 06 мая 20

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

от 6 мая 2016 года N 102

2. Назначить лицами, ответственными за осуществление внутреннего финансового контроля в Департаменте:

1) Елену Вениаминовну Короленок - начальника финансово-экономического отдела Департамента общественной безопасности Свердловской области;

2) Ольгу Владимировну Барышникову - главного специалиста финансово-экономического отдела Департамента общественной безопасности Свердловской области;

3) Данила Маликовича Дайнова - начальника отдела правовой работы, государственной гражданской службы и кадров.

3. Руководителям государственных учреждений, подведомственных Департаменту, определить перечень должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля в учреждениях, и внести изменения в должностные регламенты должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля.

4. Начальнику отдела правовой работы, государственной гражданской службы и кадров Департамента общественной безопасности Свердловской области Д.М. Дайнову:

1) внести соответствующие изменения в должностные регламенты должностных лиц, ответственных за осуществление внутреннего финансового контроля в Департаменте;

2) обеспечить опубликование настоящего Приказа на "Официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области (www.pravo.gov66.ru)" и размещение на официальном сайте Департамента общественной безопасности Свердловской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

3) обеспечить направление копии настоящего Приказа в адрес Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Свердловской области.

5. Приказ от 30.09.2014 N 191 "Об утверждении Положения о внутреннем финансовом контроле" признать утратившим силу.

6. Контроль за исполнением настоящего Приказа оставляю за собой.

ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ


Утверждено
Приказом
Департамента общественной безопасности
Свердловской области
от 6 мая 2016 года N 102

1. Настоящий Порядок осуществления внутреннего финансового контроля (далее - Порядок) разработан в соответствии с Порядком осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита. утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 06.08.2014 N 666-ПП. устанавливает перечень бюджетных процедур, а также входящих в их состав операций, подлежащих внутреннему финансовому контролю в Департаменте общественной безопасности Свердловской области - главном администраторе (администраторе) средств областного бюджета (далее - Департамент), структурных подразделениях Департамента и в подведомственных Департаменту учреждениях, а также определяет формы карты внутреннего финансового контроля, журнала внутреннего финансового контроля, информации о результатах внутреннего финансового контроля, а также порядок и форму отчетности администраторов средств областного бюджета, подведомственных Департаменту.

2. Внутренний финансовый контроль направлен на:

1) соблюдение правовых актов Департамента, регулирующих составление и исполнение областного бюджета, составление бюджетной отчетности и ведение бюджетного учета, включая порядок ведения учетной политики (далее - внутренние стандарты);

2) подготовку и организацию мер по повышению экономности и результативности использования бюджетных средств.

3. Внутренний финансовый контроль осуществляется непрерывно должностными лицами Департамента и должностными лицами подведомственных Департаменту учреждений, назначенными ответственными за осуществление внутреннего финансового контроля, организующими и выполняющими внутренние процедуры составления и исполнения областного бюджета, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности.

4. Руководители структурных подразделений Департамента осуществляют внутренний финансовый контроль в соответствии с перечнем бюджетных процедур, а также входящих в их состав операций, подлежащих внутреннему финансовому контролю, согласно приложению N 1 к настоящему Порядку .

5. Руководители государственных казенных пожарно-технических учреждений Свердловской области:

1) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 1";

2) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 2";

3) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 5";

4) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 6";

5) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 12";

6) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 13";

7) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 14";

8) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 15";

9) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 16";

10) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 18";

11) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 19";

12) "Отряд противопожарной службы Свердловской области N 20";

13) "Отряд технического обеспечения противопожарной службы Свердловской области".

Руководители государственных казенных учреждений Свердловской области:

14) "Территориальный центр мониторинга и реагирования на чрезвычайные ситуации в Свердловской области";

15) "Служба спасения Свердловской области";

17) государственного казенного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Свердловской области "Учебно-методический центр по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям Свердловской области" осуществляют финансовый контроль в соответствии с перечнем бюджетных процедур, а также входящих в их состав операций, подлежащих внутреннему финансовому контролю, согласно приложению N 2 к настоящему Порядку .

6. Внутренний финансовый контроль осуществляется в соответствии с утвержденной картой внутреннего финансового контроля с соблюдением периодичности, методов контроля, способов контроля, форм проведения внутреннего финансового контроля, указанных в картах внутреннего финансового контроля.

7. Карта внутреннего финансового контроля составляется по форме согласно приложению N 3 к настоящему Порядку .

8. В карте внутреннего финансового контроля по каждому отражаемому в нем предмету внутреннего финансового контроля указываются данные о должностном лице, ответственном за выполнение операции (действия по формированию документа, необходимого для выполнения внутренней бюджетной процедуры), периодичности выполнения операции, должностных лицах, осуществляющих контрольные действия, способах и методах контроля, формах проведения внутреннего финансового контроля и периодичности контрольных действий.

9. Карты внутреннего финансового контроля структурных подразделений Департамента и подведомственных Департаменту учреждений утверждаются директором Департамента.

10. Актуализация карт внутреннего финансового контроля производится:

1) до начала очередного финансового года;

2) при принятии решения директором Департамента о внесении изменений в карты внутреннего финансового контроля;

3) в случае внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определяющие необходимость изменения внутренних бюджетных процедур.

11. Результаты внутреннего финансового контроля отражаются в журналах внутреннего финансового контроля по форме согласно приложению N 4 к настоящему Порядку .

12. В каждом подразделении, ответственном за выполнение внутренних бюджетных процедур, ведется журнал внутреннего финансового контроля.

13. Журналы внутреннего финансового контроля подлежат учету и хранению, в том числе с применением автоматизированных информационных систем на основании приказа Департамента.

14. Информация о результатах внутреннего финансового контроля от структурных подразделений Департамента, ответственных за результаты выполнения внутренних бюджетных процедур, и руководителей государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту, направляются директору Департамента по форме согласно приложению N 5 к настоящему Порядку с периодичностью один раз в полугодие (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а именно 15 июля и 15 января).

15. В случае необходимости принятия неотложных мер по устранению выявленных нарушений указанная информация представляется директору Департамента незамедлительно после осуществления процедуры внутреннего финансового контроля. По итогам рассмотрения результатов внутреннего финансового контроля принимаются решения с указанием сроков их выполнения.

16. Отчет о результатах внутреннего финансового контроля предоставляется руководителями государственных учреждений Свердловской области, подведомственных Департаменту, раз в полугодие (не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, а именно 15 июля и 15 января) по форме согласно приложению N 6 к настоящему Порядку .

Приложение 1. ПЕРЕЧЕНЬ БЮДЖЕТНЫХ ПРОЦЕДУР, А ТАКЖЕ ВХОДЯЩИХ В ИХ СОСТАВ ОПЕРАЦИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ ВНУТРЕННЕМУ ФИНАНСОВОМУ КОНТРОЛЮ В СТРУКТУРНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ ДЕПАРТАМЕНТА ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Приложение 1
к Порядку о внутреннем
финансовом контроле

Составление и представление в Министерство финансов Свердловской области документов, необходимых для составления и рассмотрения проекта областного бюджета, в том числе реестров расходных обязательств и обоснований бюджетных ассигнований

Финансово-экономический отдел Департамента общественной безопасности Свердловской области

Контроль по уровню подчиненности

Составление и представление в Министерство финансов Свердловской области документов, необходимых для составления и ведения кассового плана по доходам областного бюджета, расходам областного бюджета

Финансово-экономический отдел Департамента общественной безопасности Свердловской области

Контроль по уровню подчиненности

Приложение 5. ИНФОРМАЦИЯ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В.

Приложение 5
к Порядку о внутреннем
финансовом контроле

Директору Департамента
общественной безопасности
Свердловской области

____________________________________________________________
(наименование структурного подразделения
главного администратора (администратора)
средств областного бюджета, учреждения)
за 20__ год

Наименование операций, процедур, в отношении которых осуществлен внутренний финансовый контроль

Руководитель
____________ __________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Приложение 6. ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В.

Приложение 6
к Положению о внутреннем
финансовом контроле

Руководителю главного
администратора средств
областного бюджета

____________________________________________________________
(наименование структурного подразделения,
ответственного за результаты внутреннего
финансового контроля, учреждения)
за 201_ год

Наименование бюджетных процедур и операций

Виды выявленных нарушений

Мероприятия по устранению нарушений

Принятие мер к должностным лицам

Руководитель
___________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Приказ Департамента общественной безопасности Свердловской области

Департамент общественной безопасности Свердловской области

Официальный интернет-портал правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru, 02.06.2016

Дата начала действия:

  • Нормы, правила, стандарты и законодательство по техрегулированию
  • Типовая проектная документация
  • Технологические описания оборудования и материалов
  • Федеральное законодательство
  • Региональное законодательство
  • Образцы документов
  • Все формы отчетности
  • Законодательство в вопросах и ответах

Все права на материалы сайта docs.cntd.ru принадлежат ЗАО «Кодекс»,
воспроизведение (целиком или частями) материалов может производиться только по письменному разрешению правообладателя

Версия сайта: 2.2.7

Каждому техническому специалисту: строителю, проектировщику, энергетику, специалисту в области охраны труда.

Администрация Тимошинского сельского поселения

Главная » Документы » Распоряжения » 2014 » О создании комиссии по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту Тимошинского сельского поселения

О создании комиссии по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту Тимошинского сельского поселения 10а от 18.03.2014

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
Иркутская область
Жигаловский район
Администрация
Тимошинского сельского поселения
РАСПОРЯЖЕНИЕ
666413, с.Тимошино, ул. Центральная, 8 ,тел. 22 – 1 – 08

«18» марта 2014 г. № 10 А

О создании комиссии по внутреннему
финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту
Тимошинского сельского поселения

В целях осуществления внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в сфере бюджетных правоотношений в Тимошинском сельском поселении:
1. Создать постоянно действующую комиссию по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту в администрации Тимошинского сельского поселения на срок 2 года в составе:
Председатель комиссии – специалист по социально-экономической политике Шипицына О.И.
Члены комиссии:
1.Специалист по вопросам использования земли и других природных ресурсов, строительству, архитектуре, транспорта и связи
Михайлова Т.М.
2. Инспектор по делопроизводству Власова В.Г.
2. Комиссии по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту проводить проверки, ревизии, обследования по документальному и фактическому изучению законности всей совокупности совершенных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной (бухгалтерской) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
3. Контроль над исполнением данного распоряжения возлагаю на председателя комиссии по внутреннему финансовому контролю и внутреннему финансовому аудиту Шипицыну О.И.


Глава Тимошинского
сельского поселения Ю.Н.Замащикова

Дата создания материала: 25-07-2014. История изменений

Приказ по внутреннему финансовому контролю образец

Раздел 1. Контроль

Понятие контроля встречается в различных научных направлениях: философии, теории управления, политике, кибернетике и т. д.

Специалисты по теории управления, выделяя три стадии управленческой деятельности (проектирование и определение цели; организация выполнения принятого решения; контроль исполнения), трактуют контроль как особую стадию цикла управления.

Большинство исследователей рассматривают контроль в качестве одной из функций управления. С этой точки зрения контроль можно рассматривать как деятельность по наблюдению и проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым управленческим решениям – законам, планам, нормам, стандартам, правилам, приказам и т. д.

Таким образом, контроль как функция управления – это система наблюдения и проверки функционирования управляемого объекта с целью оценить обоснованность и эффективность принятых управленческих решений, выявить степень их реализации, наличие отклонений и неблагоприятных ситуаций, о которых целесообразно своевременно проинформировать компетентные органы, способные принять меры по улучшению положения дел.

Следовательно, контрольная функция по своему содержанию включает в себя три элемента:

1) получение необходимой информации;

2) анализ и оценку информации;

3) реагирование на выявленные отклонения от установленных правил и требований.

Основная цель контроля состоит в объективном изучении фактического положения дел различных областей общественной и государственной жизни, в выявлении факторов и условий, которые принципиально сказываются на выполнении принятых решений и достижении поставленных целей.

Контроль может носить правовой, административный характер. Большое значение имеет технический контроль; хозяйствующие субъекты организуют экономический и общехозяйственный контроль. Особое место в системе контрольных функций занимает финансовый контроль.

Финансовый контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Финансовый контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям. Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой экономики, будь то экономика страны или организации.

Экономика страны не может нормально функционировать и развиваться без постоянной системы финансового контроля, который используется ею в качестве основного средства обратной связи.

Функции системы финансового контроля отражаются в деятельности контрольных органов по проверке фирм, концернов, акционерных обществ и государственных организаций на предмет соблюдения нормативно-законодательных актов государства. В то же время финансовый контроль призван обеспечить на основе законности решение задач конкурентной борьбы организаций. Финансовый контроль направлен на всемерное совершенствование организации производства и повышение эффективности его работы ради роста благосостояния работников, инвесторов и государства.

К общепринятым в мире функциям государственного и муниципального финансового контроля относятся:

  • контроль за источниками поступления бюджетных средств;
  • контроль за расходованием бюджетных ресурсов;
  • контроль за использованием государственной и муниципальной собственности, проведением ее приватизации и национализации;
  • контроль за использованием государственных и муниципальных внебюджетных фондов;
  • контроль за обращением средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и иных кредитных учреждениях;
  • контроль эффективности предоставления и законности использования льгот по налогообложению и полученных дотаций;
  • пресечение финансовых злоупотреблений.

Государственный финансовый контроль подразделяется по субъектам: президентский контроль, контроль законодательных органов власти и местного самоуправления (Счетная палата РФ), контроль, осуществляемый Министерством финансов РФ, Федеральным казначейством РФ, Центральным банком РФ и т. д.

В настоящее время число органов, имеющих право осуществлять контроль деятельности предприятий и организаций, достаточно велико. В стране действует не менее 50 только федеральных контролирующих структур, к которым следует добавить контролирующие органы и сугубо регионального уровня. Ряд контрольных функций выполняют и органы местного самоуправления.

Каждый контролирующий орган выполняет определенные функции и для этого наделен правами и обязанностями, исчерпывающий перечень которых обычно содержится в нормативном акте, регулирующем его деятельность.

Функциями государственного контроля наделены практически все федеральные органы государства, проверяющие различные направления производственной и хозяйственной деятельности.

Деятельность Счетной палаты РФ, осуществляемая на основании Федерального Закона №4-ФЗ от 11.02. 1995 г. связана с контролем использования федеральной собственности и расходования федеральных средств. Контрольным проверкам подлежат все организации и независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, органов управления, если они получают и используют средства федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, а также используют или управляют федеральной собственностью или имеют определенные льготы по налогам, предоставленные налоговыми и таможенными службами. Счетная палата РФ имеет право контролировать деятельность Центрального банка России и Правительства РФ по вопросам обслуживания и выполнения обязательств по государственному долгу, эффективности использования иностранных кредитов и займов.

Форма контроля Счетной палаты РФ выражается в организации тематических проверок и ревизий. По результатам проверки и выявленным нарушениям руководителям организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях хищения государственных средств дела передаются в прокуратуру.

Министерство финансов РФ осуществляет финансовый контроль на всех стадиях формирования и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. В соответствии с Положением «О требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (приказ МФ РФ от 25.12.2008 г. №146н) последующий государственный финансовый контроль осуществляется в виде ревизий и проверок.

Органы Федерального казначейства наряду с Министерством финансов РФ осуществляют финансовый контроль за соблюдением исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов на основании Положения «О Федеральном Казначействе» (постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703). Федеральным Казначейством ведется предварительный и текущий контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей и получателей и других участников бюджетного процесса.

Параллельно с деятельностью Министерства финансов РФ, Федеральным Казначейством и другими организациями отдельные функции контроля по формированию доходной части бюджета выполняет Федеральная налоговая служба, действующая на основании Положения «О Федеральной налоговой службе» (Постановление Правительства РФ от 30.09.2004 г. № 506). Контрольные функции этой службы выражаются в виде налоговых проверок, получении объяснений налогоплательщиков, проверке и сборе данных учета, отчетности, осмотре помещений и территорий, используемых для получения дохода и других форм. Наиболее распространенной формой, безусловно, является налоговая проверка.

Контрольные функции в пределах своей компетенции осуществляют также следующие федеральные органы исполнительной власти: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральная служба страхового надзора, Федеральная таможенная служба.

Наряду с финансовым контролем немалую роль в системе управления играет производственно-хозяйственный контроль, который выражается в проверке производства продукции, использования сырья и материалов, основных фондов и трудовых ресурсов, состояния экологии и т. д.

Контроль со стороны правоохранительных органов МВД, прокуратуры, ФСБ и других направлен на пресечение правонарушений в области экономики.

Общественный контроль осуществляется средствами массовой информации. При наличии законодательных актов существует возможность широкого привлечения к данному процессу различных общественных организаций, партий и отдельных граждан. Общественный контроль должен развиваться в органическом сочетании с государственным контролем и быть направлен на пресечение коррупции чиновников различного уровня.

Резюмируя можно сказать, что общие принципы контрольной деятельности представляют собой прямо закрепленные в нормативных правовых актах или вытекающие из них положения, которые определяют важнейшие свойства этой деятельности.

1.2. Виды контроля

В зависимости от вида информационного обеспечения контроля различают документальный контроль и фактический контроль.

Документальный контроль – это проверка документов. Например, в Положении о финансовом контроле в Министерстве обороны, утвержденном приказом министра обороны СССР от 19.09.1982 г. № 200, указывается, что основным методом ревизии является проверка законности и достоверности совершенных финансово-хозяйственных операций по подлинным первичным оправдательным документам за весь период, прошедший с начала проведения предыдущей ревизии, или за больший срок, установленный начальником, назначившим ревизию.

Фактический контроль предполагает проверку контролируемых объектов в натуре путем инвентаризации, осмотра материальных объектов, замера и т. д.

Данная классификация является основой деления методов контроля на документальные и фактические. Наиболее эффективно сочетание двух видов контроля, но в некоторых случаях невозможен либо фактический контроль (имущество территориально удалено или утрачено), либо документальный (например, документы утрачены при пожаре). Поэтому иногда осуществляется только один вид контроля. На выбор вида контроля может влиять оценка вероятности искажения данных, недобросовестности проверяемой организации, целесообразности и экономичности осуществления контрольного мероприятия.

Разграничение контроля на камеральный и выездной наиболее характерно для государственных органов финансового контроля.

Камеральная проверка проводится по месту нахождения контрольного органа и, как правило, является документальной.

Выездная проверка проводится по месту нахождения проверяемой организации и может быть как документальной, так и фактической.

В зависимости от момента совершения контролируемых операций различают следующие виды контроля:

2) текущий (оперативный);

В гл. 26 ст. 265 Бюджетного кодекса Российской Федерации указано, что законодательные (представительные) органы местного самоуправления осуществляют следующие формы финансового контроля:

  • предварительный – в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) о бюджете и иных проектов законов (решений) по бюджетно-финансовым вопросам;
  • текущий (оперативный) – в ходе рассмотрения отдельных вопросов исполнения бюджетов на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп законодательных (представительных органов, представительных органов местного самоуправления в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами;
  • последующий – в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов.

В зависимости от охвата операций управляемого субъекта в ходе осуществления контроля различают следующие виды контроля: тематический (частичный); комплексный (полный).

Тематические контрольные проверки – это форма текущего финансового контроля однородных хозяйственных операций, выполняемых предприятиями и организациями, например проверка использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, проверка сохранности государственной собственности. Тематические проверки имеют сходство с текущими проверками, но проводятся по более широкому кругу показателей конкретной темы с применением методов экономического анализа, вычислительной техники и привлечением специалистов различного профиля. Если в процессе текущего обследования применяются в основном методы фактического контроля, то при тематических проверках используются планово-нормативная и договорная информация, данные бухгалтерского учета, хронометражные наблюдения, проводится выборочная инвентаризация ценностей.

Комплексными. как правило, являются ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, научно-исследовательских и научно-испытательных учреждений, других учреждений и организаций, осуществляющих операционно-производственную деятельность и состоящих на сметно-бюджетном финансировании.

Основные задачи комплексной проверки – всесторонняя проверка состояния экономики предприятий, учреждений и организаций, анализ их производственной и операционной деятельности, проверка использования производственных мощностей, осуществления мероприятий по снижению себестоимости и обеспечению высокого качества продукции, выполнения хозяйственных и финансовых планов.

Для проведения комплексной ревизии или проверки создается ревизионная группа во главе с руководящим должностным лицом. В состав группы включаются специалисты, способные глубоко проверить и дать объективную оценку производственной и финансово-хозяйственной деятельности.

В зависимости от уровня организации финансового контроля различают финансовый контроль на уровне:

  • государства;
  • субъекта Федерации;
  • муниципалитета;
  • отрасли;
  • отдельного предприятия;
  • структурного подразделения (цеха, участка и т. д.) организации.

В зависимости от нормативной базы осуществления контроля различают финансовый контроль, осуществляемый на основании:

  • Конституции РФ, конституционных федеральных законов;
  • федеральных законов Российской Федерации;
  • законов субъектов Российской Федерации;
  • нормативных актов федеральных органов исполнительной власти;
  • нормативных актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
  • локальных нормативных актов организаций.

В зависимости от сферы осуществления финансового контроля различают следующие его виды:

  • валютный;
  • налоговый;
  • таможенный;
  • наличного денежного оборота и др.

В связи с тем, что названные сферы существенно различаются, для их проверки могу создаваться специальные контрольные органы (например, соблюдение налогового законодательства Российской Федерации проверяет Федеральная налоговая служба).

В зависимости от источника финансирования различают следующие виды финансового контроля:

  • за счет проверяемого субъекта;
  • за счет управляющего субъекта;
  • за счет третьих лиц.

Средства проверяемого субъекта являются источником финансирования коммерческого финансового контроля, оплаты услуг внешних аудиторских организаций. За счет проверяемого субъекта организуется также и внутренний контроль, формой оплаты которого является оплата труда внутренних ревизоров.

Государственный контроль осуществляется, как правило, за счет средств управляющего субъекта. то есть соответствующей статьи государственного бюджета. Поскольку организации формируют доходную часть бюджета в форме уплаты налогов, фактически та же налоговая проверка косвенно финансируется за счет самих же налогоплательщиков. Но при проверке бюджетных организаций источником финансирования является управляющий субъект.

Финансовый контроль за счет третьих лиц осуществляется крайне редко. Примером может быть общественный контроль, осуществление которого ведется за счет собранных инициаторами средств.

Сочетание видов финансового контроля по разным критериям его классификации может быть различным. Например, финансовый контроль за правильностью уплаты налоговых платежей, осуществляемый государственными органами (Федеральной налоговой службой), является внешним по отношению к проверяемой организации, но проверку правильности уплаты налогов можно поручить и внутренним аудиторам (внутренний контроль).

1.3. Взаимосвязь и отличия внешнего и внутреннего контроля, внутреннего управленческого контроля и ревизии

По назначению и направленности контроль можно разделить на два вида - внутренний и внешний.

Внутренний контроль – это внутриведомственный, внутрипроизводственный, внутриорганизационный (внутрифирменный) контроль, который обеспечивает надлежащую работу предприятия и управление им.

Внешний контроль преследует иную цель – защиту граждан, организаций, общества и государства от всевозможных негативных последствий, которые наступают в результате несоблюдения установленных правил осуществления той или иной деятельности и невыполнения субъектами общественных отношений возложенных на них обязанностей. Внешний контроль призван служить обеспечению безопасности субъектов общественных отношений, защите прав, свобод.

Внешний контроль предприятия проводят государственные контрольные организации, общественные организации и аудиторские фирмы. Общие цели внешнего государственного контроля – выявление нарушений документирования хозяйственных операций, установление законности их проведения, правильности различных отчислений и пр. Аудитор, контролер или ревизор проверяют ведение учета на предприятии в соответствии с внутренними документами, инструкциями и другими нормативными документами по ведению бухгалтерского учета, законами Российской Федерации.

Потребность в таких формах внешнего контроля, как ревизия и аудит, возникает у разных организаций в зависимости от того, как построена система их управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, где система управления построена преимущественно структурно, т. е. ориентирована на различные комбинации линейной и функциональной подчиненности. Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, где работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами. В настоящее время наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и налоговой отчетности.

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий, нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы. В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету, иными нормативными актами. По аудиторским заключениям, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Внутрихозяйственный контроль ведется на каждом предприятии в соответствии с принятым уставом и целями, стоящими перед системой контроля. Внутренний контроль предупреждает злоупотребления и нарушения, снижает степень риска.

Управленческие методы контроля за деятельностью работников используются администрацией предприятия для повышения эффективности внутрихозяйственного контроля. Выявляются отклонения фактического производства продукции от запланированного бизнес-планом посредством адекватных корректирующих действий на всех уровнях управления предприятием, поэтому персонал – это важный элемент системы контроля. При внутреннем контроле необходима надежная учетная система, которая способна накапливать информацию, анализировать ее, регистрировать и предоставлять отчетность о хозяйственных операциях. В то же время система учета не должна допускать повторного счета при отражении объемов реализации и других операций.

Внутренний контроль будет более эффективным, когда применяются контрольные процедуры, используются методы и правила, разработанные администрацией для достижения целей, стоящих перед предприятием.

Внешний и внутренний контроль объединяются общей целью, заключающейся в правильном и своевременном отражении хозяйственных операций в бухгалтерском учете и отчетности, законности хозяйственных операций и их целесообразности для предприятия. Так, данные внутреннего контроля помогают руководству предприятия и иному управленческому персоналу получать оперативную информацию об отклонениях от нормальных условий совершения хозяйственных операций, а данные внешнего контроля обеспечивают руководство информацией, как о допущенных ошибках, так и о недостатках организации внутреннего контроля.

Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний виды контроля представляют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля. Однако между ними имеются существенные различия.

  1. Финансовый контроль означает проверку исполнения тех или иных хозяйственных решений с целью установления их законности и экономической целесообразности. Финансовый контроль предполагает постоянное действие механизма возврата к ранее принятым решениям. Он является объективной необходимостью в сфере деятельности любой экономики, будь то экономика страны или организации.

Экономика страны не может нормально функционировать и развиваться без постоянной системы финансового контроля, который используется ею в качестве основного средства обратной связи.

  1. Системность в ревизии достигается комбинированным использованием различных способов и приемов документального и фактического контроля.

В зависимости от различных факторов различают следующие виды контроля: тематический (частичный) и комплексный (полный); камеральный и выездной; государственный и негосударственный; тематический и комплексный и т. д.

  1. Степень взаимосвязи между внутренним и внешним контролем во многом зависит от особенностей функционирования конкретного предприятия. Так, некоторые предприятия могут вообще не подвергаться внешнему контролю, например если они не подлежат обязательному внешнему аудиту; инициативные аудиторские проверки такие предприятия не проводят и не являются участниками финансово-промышленной группы.

Внешний и внутренний виды контроля представляют собой взаимозависимые и взаимообусловленные компоненты единой системы контроля.

Однако между ними имеются существенные различия.

  1. Охарактеризуйте контроль как функцию управления.
  2. Перечислите общепринятые функции государственного контроля.
  3. Назовите основные органы исполнительной власти, осуществляющие контрольную функцию.
  4. Сравните документальный и фактический контроль, определите их особенности и взаимосвязь.
  5. Камеральная и выездная проверки, особенности их организации и проведения.
  6. Роль и взаимосвязь предварительного, текущего и последующего контроля.
  7. Назовите особенности комплексного и тематического контроля.
  8. Какова классификация видов контроля по сфере осуществления?
  9. Какова классификация контроля по субъектам осуществления?
  10. Определите взаимосвязь внутреннего и внешнего контроля.
  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
  2. Федеральный Закон №4-ФЗ от 11.02.1995 г. «О Счетной палате РФ».
  3. Положение «О требованиях к деятельности по осуществлению государственного финансового контроля» (приказ МФ РФ от 25.12.2008 г. № 146н).
  4. Положение «О Федеральном казначействе» (постановление Правительства РФ от 01.12.2004 г. № 703).
  5. Положение «О Федеральной налоговой службе» (постановление Правительства РФ от 30.09.2004г. №506).
  6. Н.Д. Бровкина. Контроль и ревизия: Учеб. пос. – М. ИнфраМ, 2009.
  7. Л.М. Аснин, И.Я. Кононова. Контроль и ревизии в организациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  8. Н.Л. Маренков, Т.Н. Веселова. Практика контроля и ревизии: Учеб. пос.– М. Кнорус, 2005.
  9. Н.Л. Маренков. Ревизия и контроль. М. Нац. ин-т бизнеса, Московский экон.-фин. ин-т/ Ростов н/Д: Феникс, 2004.
  10. Ревизия и контроль/ Учеб. пос./ Под ред. проф. М.В. Мельник. М. ИД ФБК-ПРЕСС, 2003.
Версия для печати Хрестоматия Практикумы Презентации