Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция инструкторы по безопасности фпк img-1

инструкция инструкторы по безопасности фпк

Категория: Инструкции

Описание

ОБЯЗАННОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

ОБЯЗАННОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

1.1.Инструктор поездных бригад в своей деятельности руководствуется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными документами ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», филиала ОАО «ФПК», ЛВЧД и организует свою работу в соответствии с Положением об инструкторе поездных бригад резерва проводников ОАО «ФПК», утв. распоряжением № 481р от 10.06.11г. и утвержденным планом-графиком работы на месяц.

1.2.Инструктор поездных бригад находиться в непосредственном подчинении у начальника резерва проводников или заместителя начальника резерва проводников.

1.3.Использование инструктора-практика в качестве начальника поезда запрещается, кроме случаев, связанных с заменой начальника поезда в пути следования при явной неспособности начальника поезда обеспечить безопасность движения.

2.1.Инструктор поездных бригад обязан:

· При исполнении служебных обязанностей выглядеть опрятно, находиться в форменной одежде, на левой стороне форменной одежды носить бейдж с указанием должности и ФИО.

· До 1-го числа каждого месяца составлять план работы на месяц и утверждать его у заместителя начальника вагонного депо.

· До 5-го числа месяца, следующего за отчетным, представлять отчет о проделанной работе заместителю начальника резерва проводников и ЛВЧД (ЛВЧДЗ).

· Требовать от начальников пассажирских поездов и проводников пассажирских вагонов строгого выполнения ими правил, инструкций, приказов, распоряжений и указаний ОАО «РЖД», ОАО «ФПК», ФПКФ, ЛВЧД по обеспечению

качественного обслуживания пассажиров, санитарно-технического состояния вагонов и соблюдения режима труда и отдыха.

ОБЯЗАННОСТИ ИНСТРУКТОРА ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОМУ ОБУЧЕНИЮПРОВОДНИКОВ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ

3.1.Инструктор поездных бригад, в функции которого входит теоретическое обучение проводников пассажирских вагонов (инструктор-преподаватель), проводит теоретическое обучение проводников пассажирских вагонов в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.03.2005г. №111 «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных. семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности», в проведении технических занятий, изучении нормативных документов, с обязательной проверкой усвоения знаний поездными работниками; проводит обучение проводников пассажирских вагонов с целью систематического повышения их квалификации и отработки практических навыков действия в нестандартных ситуациях, используя современные средства обучения и натурные образцы, а также проводит обучение на имитационных тренажерах или в действующих вагонах.

3.2.Инструктор-преподаватель не имеет закрепленных поездных бригад.

· Проводить теоретическое обучение проводников пассажирских вагонов, курсы специального назначения, первичное или повторное изучение нормативных документов, ПТЭ, ИСИ, должностных инструкций и других вопросов, касающихся организации работы резерва проводников и обслуживания пассажиров согласно утвержденному плану, повторные занятия по пропущенным темам, а также принимать участие в проведении технических занятий.

· Формировать базу нормативных документов для изучения и распространения.

· Проводить теоретическое обучение проводников пассажирских вагонов, впервые работающих в зимних условиях, с принятием зачетов по данным темам.

· Разрабатывать планы по темам занятий, за исключением внеочередных, тесты для проверки пройденного материала и принятия зачетов, участвовать в разработке учебных планов для проведения учебы, планировать повторные занятия по пропущенным темам.

· Контролировать посещаемость теоретических учебных занятий в соответствии с установленными требованиями.

· Принимать участие в оценке знаний и принятии зачетов у проводников пассажирских вагонов в соответствии с установленными графиками составе комиссии.

· Представлять начальнику резерва проводников и закрепленному инструктору по практическому обучению проводников рапорт о работниках, повторно не сдавших зачет, для дальнейшего направления на квалификационную комиссию.

· Представлять предложения (заявку) начальнику ЛВЧД по оснащению технических кабинетов тренажерами, учебными пособиями, схемами, макетами и другими современными средствами обучения.

· Проводить собеседования и внеочередные занятия с проводниками пассажирских вагонов, направленные на предотвращения нарушения безопасности движения и повышения качества обслуживания пассажиров.

· Вводить данные в систему ЕК АСУТР по сдаче экзамена согласно распоряжению № 698р от 15.08.11г. и по сдаче экзамена на должность проводника хвостового вагона.

· Вести журналы учета инструктажей в соответствии с установленными требованиями.

· Осуществлять в течении текущего месяца не менее 4-х проверок работы поездных бригад в пути следования, 4-х проверок поездов или прицепных вагонов в пункте формирования.

Дата добавления: 2015-08-18 ; просмотров: 233 | Нарушение авторских прав

Другие статьи

ИНСТРУКЦИЯ № 30

по охране труда при проведении занятий по спортивным играм (футбол)

1. Общие требования безопасности:

1.1 К занятиям по спортивным играм допускаются лица, про­шедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

1.2 Опасные факторы:

- травмы при падении на скользком грунте;

- выполнение упражнений без разминки;

- травмы при грубой игре и невыполнение требований судьи.

1.3 П ри занятиях спортивными играми должна быть аптечка, укомплектованная необходимыми медикаментами и перевязочны­ми средствами для оказания первой помощи пострадавшим.

1.4 П осле окончания занятий спортивными играми принять душ или тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

2. Требования безопасности перед началом занятий:

2.1 Занятия по спортивным играм проводятся на стадионах, футбольных полях и в залах, имеющих размеры, отвечающие тре­бованиям правил игры по мини-футболу и футзалу.

2.2 Преподаватель до начала занятий проверяет состояние, го­товность футбольного поля и наличие необходимого инвентаря. Проверяет прочность ворот, отсутствие посторонних предметов на поле.

2.3 И нструктирует участников по технике безопасности, прави­лам игры, безопасной технике отбора мяча.

2.4 П ри занятии в спортивном зале проверяет полы (на полах после влажной уборки играть запрещается).

2.5 П роводить занятия по футболу разрешается на полях с ров­ным покрытием (без ям, канав, камней, луж), защищенных от про­езжих магистралей, загазованности и запыления.

2.6 Опоздавшие к началу занятия или игры не допускаются к ней.

3. Требования безопасности во время занятий:

3.1 Н а занятиях необходимо строго соблюдать дисциплину, выполнять требования и указания судьи, преподавателя, тренера, капитана команды.

3.2 В се занимающиеся обязаны быть в спортивной форме (спор­тивный костюм, майка, трусы) и однотипной спортивной обуви.

3.3 Тренировочные игры должны проходить в соответствии с правилами данных видов.

3.4 Занятия должны проходить под руководством преподавате­ля, тренера или инструктора-общественника.

3.5 В о время занятий на футбольном поле не должно быть посторонних лиц и предметов, которые могут стать причиной травм. За воротами и в 10м около них, а также в секторах для метания и прыжков не должны находиться посторонние лица и спортсмены, занимающиеся другими видами спорта.

3.6 В о время проведения игр учащиеся должны соблюдать игровую дисциплину и порядок выполнения полученных заданий и соблюдать игровую дисциплину, не применять грубых и опасных приемов, вести игру согласно правилам соревнований.

3.7 П ри выполнении прыжков, при случайных столкновениях и падениях футболист должен уметь применять самостраховку.

4. Требования безопасности в аварийных ситуациях:

4.1 П ри плохом самочувствии прекратить занятия и сообщить об этом учителю (преподавателю).

4.2 П ри возникновении пожара в спортивном зале немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из спортивного зала, сообщить о пожаре в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

4.3 П ри получении учащимся травмы немедленно оказать по­мощь пострадавшему, сообщить об этом администрации учрежде­ния, а также родителям пострадавшего, при необходимости отпра­вить в ближайшее лечебное учреждение.

5. Требования безопасности по окончании занятий:

5.1 У брать в отведенное место для хранения спортивный ин­вентарь.

5.2 С нять спортивный костюм и спортивную обувь.

5.3 Тщательно вымыть лицо и руки с мылом.

заместитель директора по УВР_______________________

Безопасность - Качество и безопасность - Годовой отчет ОАО «ФПК» за 2014 г

Информация о Cookies

Мы используем Cookies для того, чтобы сделать Ваше пребывание на нашем сайте максимально комфортным. Если Вы продолжаете просмотр страниц без изменения настроек, это будет означать, что Вы принимаете все Cookies сайта Федеральной пассажирской компании. Вы также можете нажать кнопку «Я принимаю», чтобы скрыть это сообщение. Конечно, Вы можете изменить Ваши настройки Cookies в любое время, настроив браузер соответствующим образом. Детали о Cookies доступны по ссылке Подробнее

Безопасность

Безопасность движения пассажирских поездов АО «ФПК» — ключевой пункт деятельности Компании.

Распределение ответственности и управление

Вопросы внутреннего контроля за различными видами безопасности и их обеспечения на верхнем уровне управления АО «ФПК» возложены на различные подразделения аппарата управления.

Оперативное управление процессами, связанными с безопасностью движения поездов, осуществляется Управлением организации перевозок, Управлением обслуживания пассажиров и Управлением вагонного хозяйства.

Непрерывный мониторинг процесса осуществления пассажирских перевозок в дальнем следовании, своевременное реагирование на возникающие нестандартные ситуации, принятие мер по их ликвидации и восстановлению нормальной работы осуществляет Ситуационный центр, деятельность которого синхронизирована с Ситуационным центром мониторинга и управления чрезвычайными ситуациями ОАО «РЖД». Ситуационный центр работает в режиме реального времени.

Распределение ответственности по вопросам безопасности

Внутренний контроль за безопасностью движения поездов

Аппарат главного ревизора по безопасности движения поездов, который находится в непосредственном ведении Генерального директора АО «ФПК»

Обеспечение промышленной, пожарной и экологической безопасности, обеспечение профессионального здоровья и безопасности труда

Управление эксплуатации и развития объектов производства, отдел охраны труда, находящиеся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по развитию производства

Обеспечение транспортной безопасности

Управление транспортной безопасности, находящееся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок режима

Обеспечение корпоративной, экономической и информационной безопасности

Управление корпоративной безопасности, находящееся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по корпоративной безопасности

В течение 2014 года 53 % всех рейсов пассажирских поездов сопровождались нарядами транспортной полиции и частными охранными организациями

Мониторинг

АО «ФПК» обеспечивает непрерывное улучшение состояния безопасности движения.

За четыре года работы Компании транспортных происшествий (крушений, аварий) по вине АО «ФПК» не допущено. Состояние АО «ФПК» в части поддержания уровня безопасности представлено нисходящей динамикой изменения числа событий Событие, возникшее при движении железнодорожного подвижного состава и с его участием, которое могло закончиться, но не закончилось транспортным происшествием. связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта.

За 2014 год за структурными подразделениями АО «ФПК» учтено 12 событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта (на 7,6 % ниже уровня прошлого года).

За отчетный год по вине структурных подразделений АО «ФПК» допущено 100 отказов технических средств (на 34 % ниже уровня прошлого года).

В 2014 году на 1 % по сравнению с предыдущим годом увеличена доля вагонного парка, оборудованного системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда.

В течение 2014 года более половины рейсов пассажирских поездов (53 %) сопровождались нарядами транспортной полиции и частными охранными организациями.

Количество зафиксированных правонарушений в поездах формирования АО «ФПК» в 2014 году снизилось на 12,6 % по сравнению с уровнем 2013 года.

Динамика количества отказов технических средств

Доля рабочего парка, оборудованного системой контроля безопасности и связи пассажирского поезда, %

Динамика количества событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта

Профилактика

В 2014 году для предупреждения нарушений безопасности движения были реализованы следующие проекты:

  • разработаны и утверждены Федеральным агентством железнодорожного транспорта планы обеспечения транспортной безопасности 28 объек­тов транспортной инфраструктуры АО «ФПК» (17 пассажирских вагонных депо и 11 пассажирских вагонных участков), включенных в Комплекс­ную программу обеспечения безопасности населения на транспорте (распоряжение Правительства Российской Федерации № 2344-р от 11 декабря 2013 года);
  • организовано сопровождение международных пассажирских поездов иностранного формирования по территории Российской Федерации инструкторами поездных бригад (по безопасности) от пограничных железнодорожных пунктов пропуска до станции назначения и обратно. Результатом стало значительное снижение технических неисправностей внутреннего оборудования, электрооборудования и устройств пожаротушения в поездах Узбекистана, Таджикистана, Молдавии, Киргизии и Монголии;
  • осуществлено более 1 200 проверок обеспечения безопасности объектов Компании;
  • совместно с филиалом Федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» и частными охранными предприятиями проведены мероприятия по усилению охраны объектов — 429 постов охраны и две специальные группы быстрого реагирования (вагонные депо и вагонные участки, парки станций);
  • во взаимодействии с ОВД на транспорте, региональными центрами безопасности ОАО «РЖД» и охранными подразделениями осуществлено три масштабных оперативно-профилактических мероприятия по всей сети железных дорог (с 21 по 30 апреля — «Подросток», с 25 августа по 3 сентября — «Дети и транспорт», с 15 по 25 сентября — «Дети России»);
  • обеспечена работоспособность инженерно-технических средств охраны объектов АО «ФПК», уровень неисправного оборудования снижен с 11 % в 2013 году до 6 % в 2014 году, общее количество видеокамер составило 1 392 единицы;
  • заключены договоры на поставку стационарных многозонных металлодетекторов «Дозор», портативных детекторов паров и следов взрывчатых веществ «М-ИОН», оконечного оборудования систем видеонаблюдения;
  • осуществлена поставка, монтаж и пусконаладочные работы системы контроля безопасности и связи пассажирского поезда на штабных вагонах в количестве 75 шт.;
  • реализован проект «Дооснащение депо до уровня технического регламента» (в том числе приобретение диагностического оборудования, направленного на повышении безопасности движения);
  • проведена закупка 300 цельнокатаных колесных пар нового поколения из стали марки «Л» производства Выксунского металлургического завода (ОАО «ВМЗ»). По результатам подконтрольной эксплуатации и заключений ОАО «Научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта» (ОАО «ВНИИЖТ») и ОАО «Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава» (ОАО «ВНИКТИ») колеса показали повышенную на 20 % износостойкость, сокращение расходов на ремонт и увеличение срока их эксплуатации;
  • 82 объекта АО «ФПК» оборудовано охранно-пожарной сигнализацией и устройствами автоматического пожаротушения (доля объектов, оснащенных системами пожарной автоматики в 2014 году составила 63 %, что на 6 % больше уровня 2013 года).

Целенаправленная работа Компании в 2014 году по обеспечению безопасности пассажиров, в том числе при их перевозке в пассажирских поездах, позволила не допустить случаев совершения актов незаконного вмешательства в деятельность пассажирского комплекса.

Промышленная безопасность

Вопросы внутреннего контроля за обеспечением промышленной безопасности возложены на Управление эксплуатации и развития объектов производства, находящийся в ведении заместителя Генерального директора, возглавляющего блок по развитию производства.

По состоянию на 1 января 2015 года в государственном реестре зарегистрировано 252 опасных производственных объектов АО «ФПК», на которых эксплуатируются 540 технических устройств.

В результате оптимизации производственных процессов в АО «ФПК» и выполнения требований Федерального законодательства по итогам 2014 года количество опасных производственных объектов сокращено с 286 до 252, количество технических устройств — с 572 до 540.

По итогам 2014 года произведена замена 26 технических устройств, в том числе: 15 воздухосборников, 5 грузоподъемных механизмов (кранов), 2 паровых котлов и 4 компрессорных установок.

Компанией в 2014 году реализована централизованная программа «Промышленная безопасность».

В рамках исполнения этой программы проведены обследования и экспертиза промышленной безопасности 222 грузоподъемных машин, 37 воздухосборников, 4 дымовых труб, 22 зданий, 57 единиц котельного оборудования, 147 подкрановых путей и 18 лифтов.

В соответствии с требованиями Федерального закона от 4 марта 2013 года № 22-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» в МТУ Ростехнадзора проведена работа по перерегистрации в государственном реестре всех опасных производственных объектов, эксплуатируемых в АО «ФПК».

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июня 2013 года № 492 «О лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности» расширено действие лицензии на эксплуатацию взрывопожароопасных объектов АО «ФПК» от 24 марта 2014 года № ВХ-01-007467. В отчетном году была лицензирована деятельность сети газопотребления РЭД вагонного участка Санкт-Петербург — Московский Северо-Западного филиала, газовых котельных вагонных депо Николаевка, Москва-3, Москва — Смоленская. Москва-Киевская Московского филиала, вагонных депо Новороссийск и Адлер Северо-Кавказского филиала.

В рамках повышения квалификации в 2014 году по областям промышленной безопасности проведено обучение и аттестация в Центральной аттестационной комиссии АО «ФПК» с помощью обучающей-контролирующей системы «ОЛИМПОКС» 18 руководителей и специалистов, членов аттестационных комиссий филиалов АО «ФПК».

Проведена работа по обязательному страхованию гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на опасном производственном объекте. В 2014 году случаев аварий и инцидентов на опасных производственных объектах АО «ФПК» не зарегистрировано.

В соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, Конституцией Российской Федерации, Транспортной стратегией Российской Федерации, Федеральным законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации разработана Политика холдинга «РЖД» в области безопасности движения, предназначенная для достижения миссии холдинга «РЖД», сохранения и приумножения его ценностей.

Руководство холдинга «РЖД» подтверждает своими действиями приверженность принципу постоянного совершенствования результатов деятельности Компании в области безопасности движения. Руководители подразделений холдинга «РЖД», в том числе руководители АО «ФПК», несут ответственность за реализацию целей политики в области безопасности движения. Это подтверждается включением показателя безопасности движения в систему KPI АО «ФПК» как на общекорпоративном уровне, так и их включением в состав системы премирования руководителей и сотрудников.

В 2015 году в АО «ФПК» будут реализованы утвержденные Генеральным директором организационно-технические мероприятия по повышению уровня организации обеспечения бе­зопасности движения поездов и надежности работы технических средств в АО «ФПК», в том числе:

  • интеграция информационной системы «Базы данных Инциденты» АО «ФПК» с ресурсами Автоматизированной системы контроля подвижного состава ОАО «РЖД»;
  • модернизация автоматизированного комплекса контроля колесных пар «Пеленг-автомат» (17 единиц);
  • модернизация пассажирских вагонов в части соблюдения требований пожарной безопасности (при КР-2 и КВР).

Для обеспечения устойчивого и безопасного развития Компании в долгосрочном периоде реализуется Стратегия гарантированной безопасности надежности перевозочного процесса в холдинге «РЖД».

© АО «Федеральная Пассажирская Компания» 2016

Инструкция по безопасности

Инструкция по безопасности

к договору № ___ от _______

по безопасности на активном туре

1. Общее положение

настоящая инструкция обязательна для инструкторов-проводников и участников спортивных туров, проводимых в горных районах.

1.1 К участию в походе допускаются инструкторы-проводники и туристы, ознакомленные с данной Инструкцией.

1.2 Ответственность за выполнение требований инструкции несет инструктор-проводник и участники спортивного тура.

2. Порядок оформления маршрутных документов.

2.1 Документом, дающим право выхода группы в спортивный тур, является маршрутная книжка Форма № 5-Тур.

2.2 Маршрутная книжка оформляется согласно «Правил проведения соревнований спортивных походов, путешествий и организации спортивных туров» утвержденных Федерацией спортивного туризма России.

2.3 После окончания похода маршрутная книжка и отчет о проведенном туре сдается в Маршрутную квалификационную комиссию (МКК) выпустившую группу на маршрут.

$13. Обязанности участников спортивного тура.

3.1 Перед походом получить консультацию врача о состоянии своего здоровья.

3.2 Выполнять требования данной инструкции и указания инструктора-проводника.

3.3 В случае недомогания, информировать гида о состоянии здоровья.

3.4 Пользоваться только исправным снаряжением.

3.5 Оказывать посильную помощь инструктору-проводнику и участникам при аварийных ситуациях.

3.6 Соблюдать во время путешествия правила личной безопасности.

3.7 Соблюдать правила личной гигиены.

$14. На маршруте не допускается:

$14.1 Уходить с маршрута или покидать бивак без разрешения инструктора-проводника.

$14.2 Распивать спиртные напитки на активной части маршрута.

$14.3 Купаться в высокогорных озерах и горных реках.

$14.4 Кататься по снежным склонам на подручных и иных средствах.

$14.5 Выходить во время грозы на вершины и перевалы.

$14.6 Совершать переходы по горным тропам в ночное время.

4.7 Устраивать биваки в руслах рек, на камнеопасных участках и лавиноопасных склонах, под кронами старых и сухих деревьев.

$14.8 Оставлять горящие костры и окурки. Разводить примусы, включать газовые горелки и курить в палатках.

$14.9 Хранить в палатках и жилых помещениях газовые баллоны и легко воспламеняющиеся жидкости.

5. Основные правила поведения в походе.

5.1 При возникновения опасной ситуации, участники в безпрекословном порядке выполняют указания инструктора-проводника.

5.2 В случае травмы или заболевания участника, ему немедленно оказывается доврачебная помощь и он доставляется в ближайшее медицинское учреждение.

5.3 В случае травмы или заболевания инструктора-проводника, ему немедленно оказывается доврачебная помощь, и он доставляется в ближайшее медицинское учреждение, участники тура сообщают о происшествии руководителю принимающей организации и действуют согласно его указаниям.

5.4 Место нахождения инструктора-проводника во время движения – впереди группы. Замыкающий в группе – наиболее сильный и опытный участник. Между замыкающим и гидом должна быть постоянная голосовая связь. Движение группы – компактное.

5.5 Прохождение опасных участков осуществляется под руководством инструктора-проводника. Страховка обязательна. Преодоление рек вброд, в обуви.

5.6 Прохождение камнеопасного склона организуется так, чтобы участники не находились друг под другом. При срыве камня подается команда: «Камень».

5.7 В случае срыва на снежном или травянистом склоне, необходимо сразу повернуться лицом к склону и произвести само задержание ледорубом, альпенштоком и т.д.

5.8 Если группа попала в грозу, необходимо уйти с возвышенности, унести металлические предметы (ледорубы, альпенштоки, лыжные палки и пр.) на 30-40 метров в сторону, сделать укрытие из полиэтиленовых пленок, сесть на рюкзак, изолировать себя от земли.

5.9 Во избежание ожогов сетчатки глаз в высокогорье и на снежных склонах, необходимо носить солнцезащитные очки с линзами не пропускающими жесткое ультрафиолетовые излучение.

5.10 Во избежание теплового удара или солнечного ожога кожи, надо своевременно снимать или одевать одежду, открытые части тела смазывать защитным кремом.

5.11 При приготовлении пищи на огне, нельзя оставлять газовую горелку или костер без присмотра, ставить посуду с горячей пищей в местах, где ее легко опрокинуть.

5.12 При работе с топором необходимо располагаться так, чтобы в случае срыва топор летел в сторону от людей. Нельзя оставлять топоры торчащими в деревьях.

5.13 Нельзя употреблять в пищу продукты сомнительного качества, незнакомые растения, грибы и ягоды.

5.14 Будьте внимательны, на маршруте могут встретиться ядовитые змеи, насекомые и дикие животные.

5.15 Будьте корректны в общении с попутчиками и незнакомыми людьми.

5.16 При поиске заблудившихся участников, необходимо организовать поисковые группы по 2-3 человека, назначить старших, определить маршруты поиска и контрольное время возвращения.

Будьте внимательны друг к другу.

Рука протянутая попутчику, возможно, спасет его от неприятностей!