Руководства, Инструкции, Бланки

образец детского проекта в начальной школе img-1

образец детского проекта в начальной школе

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по теме: Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны

Методическая разработка по теме:
Творческие проекты (примеры простейших детских проектов из опыта работы Семиковой Надежды Леонидовны
Предварительный просмотр:

Проект на тему «Красная книга РК» (коллективный)

1 этап (на этом этапе определяется практически значимая цель).

Цель: расширить и углубить знания детей о животных и растениях, встречающихся в РК; воспитывать бережное отношение к природе.

2 этап ( набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели).

3 этап. Проработка идей. Дети решают, что каждый индивидуально изготавливает страницу для «Красной книги». Ученики вместе с учителем составляют план оформления страницы:

  1. Наметить на листочке где ты будешь размещать текст, а где рисунок.
  2. Выбрать из источника самый нужный материал:
  1. О ком или о чём ты будешь писать?
  2. Опиши данный предмет.
  3. Почему он занесён в «Красную книгу»?
  4. Обитает (растёт) ли данный предмет в твоей местности ?
  1. 3. Оформить аккуратно и грамотно свою страницу.
  2. 4. Изготовить обложки ( по договорённости с учеником).

4 этап. Изготовление 1 страницы дома.

5 этап. Презентация работ на уроке. Устная оценка проделанной работы.

Проект на тему «Сборник осенних стихов» (коллективный)

1 этап. (на этом этапе определяется практически значимая цель).

Цель: продолжить формирование навыков сравнения, анализа, умения делать выводы.

2 этап ( набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели).

3 этап. Проработка идей. Дети решают, что каждый индивидуально изготавливает страницу для сборника осенних стихов. Ученики вместе с учителем составляют план оформления страницы:

  1. Выбрать из учебника понравившееся стихотворения. По желанию можно выучить.
  2. Наметить на листочке где ты будешь размещать стихотворение, а где рисунок.
  3. Грамотно и аккуратно переписать его на листок.
  4. К данному стихотворению нарисовать рисунок.
  5. До украсить страницу.
  6. Изготовить обложки ( по договорённости с учеником).

4 этап. Изготовление 1 страницы дома.

5 этап. Презентация работ на уроке с ответом на вопрос:

- Чем тебе понравилось данное стихотворение?

Устная оценка проделанной работы.

Проект на тему «Любимые питомцы»

1 этап (на этом этапе определяется практически значимая цель).

Цель: формировать представление о жизни животных живого уголка; воспитывать любовь к животным.

2 этап ( набор первоначальных идей и обсуждение путей реализации поставленной цели).

3 этап. Проработка идей. Дети решают, что каждый индивидуально изготавливает страницу для книги «Любимые питомцы». Ученики вместе с учителем составляют план оформления страницы:

  1. Наметить на листочке где ты будешь размещать текст, а где рисунок.
  2. Выбрать из источника или спросить у родителей самый нужный материал:
  1. О ком ты будешь писать?
  2. Опиши своего питомца.
  3. Как он появился у тебя дома?
  4. Какой интересный случай произошёл с ним?
  1. 3.Оформить аккуратно и грамотно свою страницу.
  2. 4. Изготовить обложки ( по договорённости с учеником).

4 этап. Изготовление 1 страницы дома.

5 этап. Презентация работ на уроке. Устная оценка проделанной работы.

Другие статьи

ДЕТСКИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ РАБОТЫ: главная страница

АгроБиоФерма «Велегож» в Подмосковье приглашает!
Принимаются организованные группы школьников и родители с детьми (от 12 до 24 чел.) по учебно-познавательной программе "Введение в природопользование" Подробнее >>>


Предложение для тех, кто любит природу и уединение и хочет отдохнуть на тёплом море дёшево и без посредников: от 20 евро в сутки за трехкомнатную квартиру на море!

Биологический кружок ВООП приглашает!
Биологический кружок при Государственном Дарвиновском музее г.Москвы (м.Академическая) приглашает школьников 5-10 классов на занятия в музее, экскурсии по вечерам, учебные выезды в природу по выходным и дальние полевые экспедиции в каникулы! Подробнее >>>

Бесплатные экскурсии в музей Пиявки!
Международный Центр Медицинской Пиявки приглашает посетить музей и узнать о пользе и вреде пиявок, их выращивании, гирудотерапии, лечебной косметике и многом другом. Подробнее >>>

Здесь может быть бесплатно размещено Ваше объявление о проводимом Всероссийском конкурсе, Слёте, Олимпиаде, любом другом важном мероприятии, связанном с экологическим образованием детей или охраной и изучением природы. Подробнее >>>

Мы публикуем на нашем сайте авторские образовательные программы, статьи по экологическому образованию детей в природе, детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевом изучении природы. Подробнее >>>

Данная страница открывает обширный раздел, содержащий образцы (примеры) детских исследовательских работ - проектов, т.е. научных статей, подготовленных школьниками в различных образовательных учреждениях и организациях России, а также в рамках различных образовательных мероприятий, связанный с изучением дикой природы: школ дикой природы. полевых практикумов. в экологических лагерях и экспедициях .

Все включенные в данный раздел работы основаны на реальных натурных (полевых) исследованиях в природе. Перед размещением на сайте данные работы (проекты) не проходили никакой предварительной подготовки или цензуры, не исправлялись и не редактировались администрацией сайта. Они размещены на сайте в том виде, в каком нам их предоставили руководители учащихся - педагоги дополнительного образования и учителя, т.е. "как есть ". Однако, все руководители работ, а часто - и сами ученики, выполнившие данные проекты, знакомы нам лично. Это гарантирует, что все размещенные на нашем сайте работы действительно были выполнены тем или иным автором на основе собранных им лично данных в полевых условиях.

Проекты, размещенные на нашем сайте, не всегда идеальны и как результат деятельности любого начинающего специалиста не лишены недостатков. Однако, несмотря на это, они могут служить примером для подражания: как по части самих тематик проведенного исследования, так и по части сбора, обработки и интерпретации материалов.

Администрация сайта не несет ответственности за правильность научных сведений, изложенных в данных проектах. Следует также лишний раз напомнить, что все эти работы являются авторскими. поэтому без согласования с авторами (или их руководителями) никто не имеет права использовать данные работы под своим именем.

Если у Вас есть детские исследовательские работы (проекты), основанные на полевых исследованиях (исследованиях в природе) и уже набранные на компьютере (в электронном виде) - пишите нам . мы обсудим возможность и варианты их размещения на нашем сайте!

Список детских исследовательских (проектных) работ ,
размещенных на нашем сайте (по тематикам):
(см. также работы, выполненные в биологическом кружке ВООП )

Кроме детских исследовательских (проектных) работ на нашем сайте Вы также можете ознакомиться с различными методическими материалами. "облегчающими жизнь" педагога - организатора исследовательской работы школьников в природе, а также самих учащихся - юных исследователей природы. Речь идет о методических пособиях и определителях объектов природы России. В нижеследующем списке приведены ссылки на страницы с описаниями выпущенных нами методических материалов по исследованиям в природе.

В разделе Методические материалы Вы также можете познакомиться с описаниями разработанных экологическим центром "Экосистема" печатных определителей растений средней полосы, карманных определителей объектов природы средней полосы, определительных таблиц "Грибы, растения и животные России", компьютерных (электронных) определителей природных объектов, полевых определителей для смартфонов и планшетов. методических пособий по организации проектной деятельности школьников и полевых экологических исследований (включая книгу для педагогов "Как организовать полевой экологический практикум"), а также учебно-методических фильмов по организации проектной исследовательской деятельности школьников в природе. Приобрести все эти материалы можно в нашем некоммерческом Интернет-магазине. Там же можно приобрести сделанные нашими коллегами книгу "Полевой определитель птиц". а также mp3-диски Голоса птиц средней полосы России и Голоса птиц России, ч.1: Европейская часть, Урал, Сибирь .

Использование современного оборудования для организации исследовательской проектной работы в начальной школе

Использование современного оборудования для организации исследовательской проектной работы в начальной школе Е.В. Макунина, Е.Н. Хохлова,
ГОУ "Центр образования № 1811 "Измайлово", г. Москва
Детские исследовательские проекты

Среди многообразия форм и способов организации проектной деятельности в начальной школе особенное место занимают детские исследовательские проекты. Вследствие проводящейся в последние годы работы, направленной на модернизацию начального образования, педагоги сталкиваются с новыми педагогическими и методическими задачами. Мы хотим видеть ученика начальной школы не только внимательным слушателем и аккуратным исполнителем упражнений, заданных учителем, но и исследователем и экспериментатором, способным к самостоятельной аналитической работе.

Методика научного исследования предполагает выдвижение гипотезы, ее экспериментальную проверку и формулирование вывода. Эти этапы исследования дети часто проходят в повседневной жизни. Для маленького ребенка нет ничего более естественного, чем задаваться вопросами и строить предположения. Ребенок всегда пытается докопаться до истины, либо добиваясь ответа от взрослого, либо пробуя проверить свои предположения на практике. Наша задача, как педагогов, грамотно использовать эту детскую потребность в познании окружающего мира, научить ребенка подбирать средства, которые помогут ему в разрешении проблемы, и делать логичные выводы.

С целью внесения детских исследовательских проектов в свою постоянную педагогическую практику мы попробовали провести серию уроков в рамках естественно-научного практикума учащихся начальной школы. Проделанная работа выявила колоссальный интерес детей к деятельности такого рода.

Планируя приступить к такому проекту, мы уделяем большое внимание подбору оборудования, которое может помочь нам рациональнее организовать работу, сделать ее более наглядной для аудитории и представить результаты деятельности ребенка современными средствами. На сегодняшний день многие московские школы имеют в своем распоряжении современные компьютерные классы, мультимедийное оборудование, естественно-научные ла-боратории. Все это помогает сделать обучение нагляднее, интереснее, индивидуальнее, а следовательно, добиться лучших результатов в усвоении учебного материала.

Какое оборудование помогает в изучении окружающего мира?

Необходимо сказать, что отсутствие специального оборудования не должно стать причиной для отказа от экспериментально-исследовательской работы с детьми. В этом разделе мы хотим обратить внимание на те замечательные вещи, которые все чаще появляются в школах, но нередко не находят в них должного применения.

· Чемоданы естественно-научной лаборатории Spectra включают в себя оборудование для проведения практических занятий по темам “Проращивание семян”, “Фильтрация”, “Наблюдение за погодой”. Содержимое одного чемодана позволяет организовать одновременную работу 15 человек или пар.

· Цифровой микроскоп позволяет рассматривать различные объекты при увеличении в 10, 60 и 200 раз. С его помощью можно не только рассмотреть заинтересовавший вас предмет, но и сделать его цифровое фото.

· Компьютер iBook можно использовать на любом предметном уроке для работы с результатами экспериментальной деятельности. Можно использовать его вместе с дополнительным оборудованием (микроскоп, различные датчики) при проведении исследований на природе.

· Цифровая видеокамера и мультимедийный проектор дают возможность рассматривать изучаемые процессы на большом экране и проводить обсуждение.

· Из отснятого материала может быть смонтирован фильм, который зафиксирует процесс исследования и наглядно покажет его результаты.

· Цифровой фотоаппарат используется для фиксирования различных стадий эксперимента. Эти фотографии станут основой для обобщения результатов исследования.

С какого проекта можно начать?

Поскольку исследовательская компонента должна стать неотъемлемой частью начального обучения, первые шаги в организации такого подхода мы предпринимаем, начиная с первого класса.

Одним из первых проектов, актуальных для первоклассников, может стать исследование себя. Прежде чем начать исследовать окружающий мир, следует внимательно присмотреться к себе. Рассмотрим пример такой работы.

Урок “Органы чувств”. Учитель — О.Н. Ратушняк

Можно построить этот урок как проблемный. Дети должны будут проанализировать, как и с помощью каких органов они получают информацию об окружающем мире. В процессе обсуждения они постепенно перечисляют органы чувств человека: ухо, глаз, нос, кожу, язык. Наверное, на этом можно было бы и закончить изучение этого вопроса, если бы не возможность посмотреть, как на самом деле ведут себя эти органы при различных условиях. Цифровой микроскоп дает нам возможность проследить реакцию органов чувств на изменения окружающей среды. Так, сравнив фотографии языка в обычном состоянии и после пробы лимонного сока, мы можем заметить внешние изменения рецепторов в определенных местах языка. Так же мы можем проследить изменение зрачка при изменении освещенности, а включив видеозапись, сохранить картину этих изменений в памяти компьютера.

Результатом работы может стать альбом “Органы чувств”, содержащий структурированный набор фотографий, иллюстрирующих процесс изучения данного вопроса.

Естественно-научный практикум

Урок “Вода и ее свойства”. Учитель — В.В. Ждакаева

На этом уроке мы хотим познакомить детей с основными свойствами воды. Целесообразно делать это при выполнении практических заданий (опытов). Такой урок не только даст детям новые знания, но и будет развивать внимание и наблюдательность, а также умение делать выводы на основе практических знаний и жизненного опыта.

Содержание программ начальной школы, соответствующих образовательному компоненту “Окружающий мир”, охватывает необычайно широкий круг вопросов — от элементарных правил личной гигиены до серьезных вопросов о многообразии растительного и животного мира и строении организма человека. Не секрет, что дети значительно лучше усваивают содержание любого достаточно сложного материала, если у них есть возможность не только прочитать текст в учебнике, но и понаблюдать реальные явления и процессы. Современная техника позволяет не только провести наблюдение, но и зафиксировать результат в виде фото и сохранить вывод в виде текста или звукозаписи на компьютере. Эти возможности мы используем в ходе проведения занятий в рамках естественно-научного практикума. Результатом работы стал компьютерный альбом “Свойства воды”, фиксирующий и поясняющий результаты проводимых экспериментов.

Для проведения опытов следует заранее приготовить различные жидкости — воду, молоко, сок; наморозить в холодильнике лед; принести в класс спиртовку и свечу. Вам понадобятся различные емкости — банки, пробирки и т.п.

Для улучшения организации и наглядности работы на уроке хорошо использовать видеокамеру на штативе, соединенную с мультимедийным проектором.

Для фиксации результатов опытов и их оформления необходимы цифровая камера и компьютер. На компьютере установлена детская мультимедийная среда ЛогоМиры и изготовленные в ней альбомы заданий к проводимым практическим работам.

В процессе работы дети изучают различные свойства воды. Занятие начинается с обсуждения результатов выполнения домашней работы и занесения их в компьютерный альбом.

Затем проводятся опыты по определению наличия различных свойств у воды.

Наличие вкуса и запаха

Результаты опытов (“+” — состояние обладает названным свойством, “–” не обладает) также заносились в компьютерный альбом.

В результате на этом этапе работы дети получили исчерпывающую информацию о свойствах воды и наглядно представили ее в виде показанной выше таблицы.

Следующим шагом стало обсуждение схемы перехода воды из одного состояния в другое и моделирование расположения молекул воды в разных состояниях.

Работая в паре за компьютерами iBook, дети составляют схемы из готовых блоков. Один из учащихся выполняет работу на компьютере, подключенном к проектору с целью последующей проверки и обсуждения результатов выполненной работы. Такой способ организации работы кажется нам более наглядным по сравнению с работой в тетради или на доске и дающим существенную экономию времени.

Приведенные здесь странички из альбомов не являются обязательными для любого другого подобного проекта. Такие компьютерные альбомы в ЛогоМирах легко сможет сделать каждый заинтересовавшийся учитель в соответствии с требованиями программы, по которой он работает, и собственными методическими соображениями.

Говоря с детьми о различных состояниях воды, можно привлечь к работе и цифровой микроскоп. Его возможности позволят нам остановиться на таком вопросе, как “строение вещества”. Если ваши занятия проходят зимой и вы оборудуете себе рабочее место недалеко от окна, вы сможете рассмотреть строение снежинок и заметить, что все они обладают одинаковым свойством — каждая снежинка имеет шесть лучиков.

Следующая серия экспериментов не является безусловно обязательной для всех программ начальной школы, но представляет собой прекрасный материал для привлечения детей к экспериментальной деятельности.

Рассмотрим вопрос о растворении веществ в воде. Дети пробовали растворить в воде хорошо знакомые им вещества — соль и сахар, речной песок, пищевой краситель. Внимательно наблюдая, какое из веществ полностью растворится в воде, а какое нет, они фиксировали исходные вещества и то, что увидели после растворения, на фотоаппарат. Результаты эксперимента заносились в таблицу.

Сравнив результаты эксперимента, учащиеся сделали вывод о том, что вода обладает свойством растворять некоторые вещества. Благодаря этому замечательному свойству мы можем пить сладкий чай, мыть руки c мылом и т.д. Таким образом, дети учатся обобщать известные им из практики свойства и давать научные объяснения явлениям и процессам.

В заключение рассмотрим вопрос, имеющий важное практическое значение, — это фильтрация воды. Ввиду повышенного интереса современного общества к вопросам экологии и здоровья эта тема кажется нам очень важной.

В своей работе мы использовали специальный набор для проведения практической работы по этой теме. При его отсутствии можно обойтись предметами домашнего обихода.

В процессе работы дети приготавливали водные растворы сахара, соли, размешивали воду с речным песком, а затем пропускали через фильтр. В ходе эксперимента учащиеся наблюдали, какие свойства воды изменяются при фильтрации, а какие остаются неизменными. Результаты наблюдения также заносились в таблицу и обсуждались.

На заключительном уроке учащиеся закончили оформление практической работы в своем компьютерном альбоме, дополнив его фотографиями, сделанными в ходе проведения экспериментов.

Цифровой микроскоп в детском проекте

Приведем еще несколько примеров проектов из области естествознания, при работе в которых можно использовать сходные технологии.

Лабораторная работа “Исследование строения листа”,

Как вы уже заметили, результаты исследований удобно заносить в компьютерный альбом, в котором ребенку предлагается план проведения лабораторной работы. Такой альбом может иметь следующую структуру:

  • теоретическая часть, содержащая необходимые сведения по изучаемому вопросу;
  • практическая часть, в которой могут быть даны средства для построения моделей и задания для проведения практической работы;
  • выводы.

Оборудование для урока:

— Компьютер iBook с заготовкой проекта в среде ЛогоМиры;

— Листья комнатных растений;

— Предметные стекла для микроскопа.

Такой проект может быть рассчитан на 2–3 урока. Перед детьми ставится задача изучить под микроскопом строение листа.

На первом занятии детям предлагается изучить небольшой теоретический материал в файле-заготовке проекта и выработать план проведения экспериментального исследования. В процессе этой работы дети изучают различные виды листьев при увеличении в 10, 60 и 200 раз. Они рассматривают отдельные части листа и пытаются делать выводы о их роли и значении в общем строении растения.

При увеличении в 200 раз можно увидеть клетки и их взаимное расположение. На основании этого дети делают вывод о клеточном строении растения и определяют, к какому виду жилкования относится лист.

Готовую работу можно распечатать. Наш опыт показывает, что, получив на руки должным образом оформленный результат своей деятельности в виде распечатанного альбома (даже в черно-белом варианте), показав его родителям, дети проявляют большую заинтересованность в продолжении исследовательской деятельности и в учебе в целом.

Аналогичные короткие проекты можно провести в процессе изучения других частей растения — цветка, стебля, корня.

Лабораторная работа “Проращивание семян”. Учитель — О.Н. Ратушняк

Эту практическую работу из года в год повторяют многие учителя. Для эксперимента выбираются, как правило, семена фасоли и бобов. Преимущество использования нового оборудования состоит в том, что мы можем увидеть и зафиксировать в виде фотографий процесс изменения семени растения при помещении его в условия, способствующие проращиванию.

Можно усложнить задачу, поместив семена в различные условия. Фиксируя один-два раза в день на фотоаппарат происходящие изменения, в конце эксперимента вы получите наглядный материал для анализа и сможете сделать выводы о строении и поведении семени при проращивании и условии прорастания растений.

Цифровой фотоаппарат

Если вы идете с классом на экскурсию или в вашей школьной жизни происходят знаменательные события, возьмите с собой цифровой фотоаппарат. Фотографии памятников архитектуры и ярких моментов жизни обязательно найдут свое место в детских проектных работах.

Предлагаем несколько проектов, которые стали нагляднее благодаря присутствию в них большого количества фотоизображений.

Главная задача этого проекта — создание коллективной книжки “Азбука” с первыми рисунками на компьютере и конечно же с фотографиями их создателей. Изучению “Азбуки” в первом классе уделяется большое количество времени и сил. Успешно пройденный азбучный период является залогом дальнейшего успешного обучения русскому языку, поэтому этот проект могут поддержать и на уроках изобразительного искусства, и на уроках ручного труда. Все это зафиксирует цифровой фотоаппарат.

Индивидуальные странички можно напечатать на принтере или в полиграфии, а из них уже собрать общую книжку.

Проект “Записная книжка”

В этом проекте каждый ученик класса создает свою индивидуальную страничку с фотографией и сведениями о себе и своих близких.

На уроках развития речи учитель обсуждает с детьми, с какой целью люди используют записные книжки, какие сведения они туда записывают, что надо знать, чтобы связаться с человеком (адрес, телефон), как люди обращаются друг к другу, как будут обращаться к ним, когда они станут взрослыми.

Как и в предыдущем проекте, странички распечатываются на принтере. Каждый ребенок сам делает себе записную книжку, раскладывая странички в алфавитном порядке и скрепляя их пружинкой. А на уроках изобразительного искусства ему помогают создать обложку к своей книжке.

Создание виртуальной экскурсии

Создавая такой проект, дети приобретают навыки работы с цифровым фотоаппаратом, с текстом, с поиском и подбором информации. А так как предполагается, что этот проект коллективный, то развиваются и коммуникативные навыки.

Проект рассчитан на 4–5 занятий.

Итак, вы взяли фотоаппарат на экскурсию. Детям работать с цифровым фотоаппаратом всегда интересно — можно сразу увидеть снимок и в случае неудачи повторить попытку. Через объектив камеры можно найти интересные ракурсы и увидеть прекрасное в обыденном. Для детей важно, чтобы на фотографиях были не только исторические памятники, но их счастливые лица рядом с ними. Это создает хороший эмоциональный настрой. Конечно же учитель руководит процессом съемки, подсказывая, какие виды пригодятся в будущем проекте.

На интегрированных уроках москвоведения и информатики просматриваются фотографии, вспоминаются основные моменты экскурсии и распределяются темы и иллюстративный материал между участниками проекта.

Учащиеся самостоятельно подбирают материал по теме, а учитель москвоведения оценивает корректность этого материала и советует, как лучше его подать в презентации.

Подготовив иллюстрации и текст, на уроках информатики дети оформляют индивидуальные странички в среде ЛогоМиры.

Результатом проекта является общий сборник, который помогает детям рассказать о предмете своего изучения. Сборник можно распечатать, в результате чего получается энциклопедия по данной теме.

Графический планшет

В соответствии с особенностями возраста проектная деятельность младших школьников включает большую художественно-иллюстративную подготовку.

Большинство современного графического материала, даже выполненного вручную, например, акварелью или мелками, все равно проходит через компьютерную обработку, чтобы попасть на сайт или в книгу, или создаются непосредственно инструментами компьютерной графики. Познакомившись с такими технологиями, дети с удовольствием используют воз-можности компьютера в рисовании, оформляя результаты проектной работы в разных областях учебного материала. Реализовать свои творческие способности в рисовании им помогает графический планшет и конечно же уроки изобразительного искусства.

Почему же так важно уделить большое внимание иллюстрациям? Не все дети станут web-дизайнерами, важно научиться видеть прекрасное и не стесняться отражать его в своих работах, привить детям культуру работы с графической информацией. Особенно актуально это в начальной школе, когда дети делают свои первые открытия в работе с компьютером и искренне радуются своим успехам и достижениям вместе с родителями.

Выбирая подходящее программное обеспечение для обучения детей рисованию, мы опять останавливаемся на мультимедийных средах Лого, как самых простых и дружественных детям. Здесь можно работать не только с текстом, звуком и импортировать графический материал, но и самим рисовать, используя простые инструменты графики. Графический планшет позволяет создавать работы, применяя навыки рисования карандашом, что для детей более естественно, чем рисование с помощью мыши. В среде ЛогоМиры можно изменять палитру красок и выбирать форму кисточки, использовать некоторые эффекты: размытая, акварельная кисточка, радужная кисточка и частичная прозрачность цвета. Со всеми этими возможностями целесообразнее знакомиться на уроках изобразительного искусства, где старание ребенка может быть направлено и поддержано опытным педагогом-специалистом.

Тематика детских работ может выбираться на основе тематики текущих проектов. Осваивая инструменты компьютерной графики, дети могут готовить титульный кадр своего видеофильма или создавать иллюстрацию к проекту “Сказка”. На этих уроках нужно обязательно обсудить с детьми, что главное в их иллюстрациях — название, персонажи или фон, какую интенсивность цвета следует выбрать, чтобы подчеркнуть главное в рисунке. Исполь-зуя возможность перекрашивания инструментом заливки, дети могут сами сделать правильные выводы или помочь друг другу советом, что тоже немаловажно для развития коммуникативных навыков.

Возможность выхода в Интернет

Использование ресурсов Интернета открывает новые возможности в проектной деятельности. Дети приобретают навыки работы с информацией — поиск, выбор по определенным критериям, подбор иллюстраций.

Такое устройство, как AirPort, позволяет работать с самыми современными технологиями смешанных беспроводных компьютерных сетей. Ученики могут принести компьютеры Maсintoch в класс и организовать одновременный выход в Интернет со всех компьютеров. Таким образом, они могут выполнять задание, используя информацию, представленную в сети. Мультимедийный проектор помогает учителю объяснить детям технологию работы в поисковых системах и продемонстрировать всем участникам проекта готовые работы.

Знакомить детей с работой в Интернете целесообразно во время работы над проектами из курсов естествознания, истории или москвоведения. Выполнение проектных заданий, включенных в изучение этих дисциплин, предполагает привлечение дополнительных источников информации, в числе которых могут быть и интернет-ресурсы. Вот один из таких проектов.

Целью такого проекта является изучение информации по некоторому вопросу и создание каждым участником или группой участников проекта своей иллюстрированной информационной статьи, которая обобщит результаты их информационного исследования.

Такой проект может быть рассчитан на 4–5 учебных часов. Первое занятие является вводным и знакомит детей с тематикой проектных заданий, здесь же каждый ребенок выбирает свою тему и определяет долю своего участия в общем проекте. Дети вместе с учителем определяют план работы над проектом. Например:

  • поиск иллюстраций в Интернете и сохранение файлов для последующего оформления проекта (1 ч.);
  • поиск информации в интернет-энциклопедиях и других интернет-ресурсах (1 ч.);
  • написание текста, редактирование информации, найденной в Интернете и в печатных источниках (2 ч.);
  • защита проекта — доклад с демонстрацией результатов проектной работы (1 ч.).

Выполнение заданий не случайно начинается с поиска иллюстраций — ребенку всегда легче понять суть изучаемого вопроса, если он владеет его зрительным образом. Это заметно облегчит понимание текста по изучаемому вопросу и будет способствовать выдвижению собственных гипотез. Публичная защита индивидуальных проектов позволяет проследить взаимосвязь всех тем проекта, а также дает детям возможность не только узнать много нового и интересного, но и самим оценить свою работу, сравнив ее с работой других участников проекта, учесть собственные ошибки и перенять интересные приемы в оформлении. Защита проекта помогает так же подготовить детей к выступлению перед большой аудиторией и развить у них соответствующие навыки.

Готовые работы учеников можно распечатать и сделать книжку-энциклопедию или отдать странички их создателям, чтобы они показали родителям и рассказали о своих достижениях. Законченная энциклопедия может служить источником информации для других учащихся школы, которые могут воспользоваться ею для решения своих учебных задач.

Использование web-камеры позволяет фиксировать динамические моменты, достойные того, чтобы храниться в коллекции клипов. Снятые таким образом фрагменты могут быть использованы в дальнейшем в презентациях, материалах сайта и т.п. Кроме того, с помощью камеры можно делать фотографии, которые нужны для проектной работы.

Программа BTV Pro управляет web-камерой с клавиатуры компьютера, а это значит, что, зафиксировав положение камеры, мы можем делать фотографии объектов со своего рабочего места, не меняя положение камеры. Незначительно изменяя положение фотографируемых объектов, мы получаем серию снимков, которая после несложной обработки может превратиться в натурный мультфильм.

Проект “Программируем роботов в среде Роболаб". Учитель — С.Л. Косяченко

В курсе технология конструктор ПервоРобот помогает освоить основы робототехники. Дети конструируют модели на основе программируемого RCX-блока, который является “мозгом” всех моделей. К нему подключаются датчики, получающие информацию об окружающей среде, и в него же с помощью инфракрасного передатчика записываются программы для робота, разработанные детьми в среде Роболаб.

Освоив основные принципы конструирования роботов, дети способны модифицировать стандартную модель, предлагаемую в методических пособиях, и разработать к ней собственную программу управления моделью. Главной идеей проекта является разработка группой учащихся своего робота и обмен опытом между группами. Таким образом, за ограниченное время дети могут получить представление о разнообразных роботах, понять, какое место занимает сегодня робототехника в нашей жизни, и научиться различать роботов вокруг себя.

Проект расссчитан на 6-7 занятий.

На первом занятии класс делится на рабочие группы. Каждая группа выбирает тему проектирования и с помощью учителя подбирает конструктор, позволяющий реализовать данный проект. Далее детям предлагается следующий план работы:

  • Сборка модели (2 ч.),
  • Разработка и отладка программы, а также доведение конструкции модели до нужного уровня работоспособности (2–3 ч.),
  • Оформление работы (1 ч.). Этому этапу уделяется особое внимание. Участники должны сделать свои фотографии, фотографии модели, снять клип, демонстрирующий работы модели.

Все рабочие моменты удобно фиксировать с помощью web-камеры. В мультимедийной среде ЛогоМиры дети рассказывают про свою модель, разбирают программу, написанную в среде Роболаб. Использование иллюстраций делает работу более яркой и наглядной.

На заключительном уроке каждая группа представляет свой проект, рассказывая о возможностях своей модели и отвечая на вопросы одноклассников. Иногда в результате обсуждения возникают новые интересные решения.

Практика показывает, что дети заинтересованы в сохранении результатов своей деятельности. Построенного с таким трудом робота приходится быстро разобрать, а проект ЛогоМиров можно оставить себе на память, записав на CD-диск или распечатав.

Проект “Мой мультфильм”. Учитель —
В.Н. Корягина

Анимация — один из наиболее интересных для детей способов работы с изображением. Они часами готовы сидеть у телевизора и с увлечением смотреть любимые мультики. С не меньшим увлечением они займутся и их творением.

Самый естественный и простой путь — создание натурной мультипликации. Секрет ее состоит в покадровой съемке движения объекта. С компьютером Macintosh и web-камерой технология создания таких мультфильмов становится доступна для детей уже в начальной школе.

Главной идеей этого проекта является “экранизация” литературного произведения. Естественно, мы начинаем пробовать свои силы с достаточно простого и короткого текста, лучше всего стихотворного. Проект интегрирован с уроками литературного чтения, на которых необходимо обсудить, что хотел сказать автор в стихотворении и как усилить главную мысль произведения видеорядом. Впоследствии многие дети смогут уже сами сочинить стихотворение или маленький рассказ и предложить план его экранизации. Как и в предыдущем проекте, результат работы связан с развитием коммуникативных навыков. Дети объединяются в группы по 2–4 человека: кто-то из группы берет на себя роль оператора, кто-то — режиссера, кто-то — аниматора. Этой небольшой группе необходимо договориться о согласованности действий, чтобы получить в результате мультфильм, который понравится им самим, ну и, разумеется, всем зрителям, которым они адресуют этот фильм. Освоение технологии создания мультфильма происходит в процессе работы над проектом.

Проект рассчитан на 5–6 занятий. После того как детям станет понятна задача проекта, выбран текст для экранизации, можно предложить следующий план работы:

  • Составление сценарного плана мультфильма и заполнение монтажного листа (1 ч.).