Руководства, Инструкции, Бланки

структура проекта в начальной школе образец img-1

структура проекта в начальной школе образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе. Тема. Структура. Презентация.

По стандартам современного образования ребенок за первые четыре года обязан не только освоить необходимую в дальнейшем «базу» знаний, умений и навыков, но и стать учеником, умеющим самостоятельно добывать информацию.

Проектная деятельность в начальной школе должна научить ребенка самостоятельному поиску и пониманию информации, принятию самостоятельных решений, делать выводы и выдвигать гипотезы.

Задачи проектной деятельности в начальной школе, ориентированные на развитие личности:
  • Развить познавательные способности детей.
  • Развить у детей творческое воображение.
  • Обеспечить здоровье учеников и их психологическое благополучие.
  • Развить у детей творческое и логическое мышление.
  • Развить у учеников коммуникативные навыки.
Проектная деятельность в развитии умений и навыков:
  • Развивает умение точно выражать свои мысли;
  • Умение выразить свою точку зрения;
  • Развивает у детей умение слушать и договариваться друг с другом в процессе работы над проектом;
  • Ставить цели и добиваться ее;
  • Развивает умение адекватно оценивать результат своей работы;
  • Умение работать с информацией: сравнивать, обобщать, строить логическую цепочку, выбирать самое важное и интересное.
  • Выгодно представлять результат своей работы;
  • Помогает научиться работе в Интернете.
Педагогическая значимость проектной деятельности в начальной школе:
  • В процессе работы над проектом у детей появляется возможность для самореализации и применения накопленного опыта на практике.
  • Совместный проект учит детей общаться и сотрудничать.
  • Активное обучение создает сильную нагрузку на нервную систему, а проект способен ее снять.
  • Проект побуждает ребенка к самосознанию, а также создает условия для внутренней активности личности.
  • Проектная деятельность в начальной школе позволяет вовлекать детей в творческий процесс.
Как помочь ребенку выбрать тему будущего проекта?

В первую очередь, тема должна вызывать у ребенка интерес. На помочь преподавателю опять приходит игра: предложите детям представить, что к ним на урок пришел ученый, который может дать ответ на любой интересующий их вопрос. Ваша задача – записать вопрос каждого ребенка и в дальнейшем предложить им выполнить проект по этой теме.

Тема должна быть доступна детям, выполнима, а ее решение должно быть полезно для развития кругозора.

Увлечь другого может лишь тот, кто увлечен сам – учитывая интересы детей, ориентируйте их на ту сферу деятельности, в чем разбираетесь сами!

Какова структура проекта?

Ученики младшей школы еще не способны к долгой деятельности без участия взрослых, им все еще необходима помощь в организации, мотивация, поддержка и нацеливание на следующий этап работы над проектом, поэтому проектная деятельность в начальной школе подразумевает участие и помощь учителя почти на каждом этапе проекта.

Любая исследовательская работа состоит из следующих этапов:
  • Постановка проблемы: ребенок выбирает тему проекта и конкретные вопросы, на которые будет отвечать его работа.
  • Планирование: ученик выделяет этапы работы над проектом, то есть выбирает удобное для работы время, форму, в которой будет представляться проект и так далее.
  • Поиск информации: ребенок собирает весь необходимый материал для исследовательской работы, то есть читает статьи, выбирая из них самое важное и интересное, картинки, подбирает видео.
  • Продукт работы: ученик собирает все результаты экспериментов и необходимую информацию и подводит итоги.
  • Презентация: ребенок оформляет результаты своей работы и защищает проект.
Презентация проекта

Самым важным этапом является презентация исследовательской работы. Сразу замечу: именно продукт работы определяет форму отчета о проделанной работе!

Во время презентации проекта ребенок должен продемонстрировать:
  • Понимание основной проблемы проекта;
  • Сформулированные учеником цели и задачи проекта;
  • Пути решения, предложенные ребенком;
  • Анализ успешности каждого решения;
  • Умение четко, грамотно и логично излагать мысли;
  • Умение анализировать собственную деятельность;
  • Самоанализ всей проведенной работы.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что проектная деятельность в начальной школе необходима для развития таких основных знаний и умений, как: навык самостоятельного поиска и прорабатывания информации, навыки коммуникации, способность к адекватной оценке своей работы, умение самостоятельно выбирать пути решения, строить логические цепочки и делать выводы. Групповая проектная деятельность направлена на способность ребенка выражать собственную точку зрения, выдвигать и отстаивать конструктивные идеи.

Хочется еще раз напомнить о том, что проекты как в начальной, так и в средней школе делаются с помощью преподавателя и родителей: ребенку необходима ваша помощь и поддержка!

Автор статьи: Малышева Анна Евгеньевна

Другие статьи

Организация проектной деятельности в начальной школе

"Организация проектной деятельности в начальной школе"

Организация проектной деятельности в начальной школе

Проектная деятельность – это активная познавательная деятельность, в которой участвуют дети 1-4 классов. Опыт работы показывает, что в ходе работы над проектами дети учатся планировать и оценивать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения, выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, осуществлять информационный поиск. Делать аргументированные выводы, соотносить свои действия с интересами других людей. Продуктивно взаимодействовать с окружающими людьми, получая в диалоге необходимую информацию, представлять свою точку зрения в диалоге и публичном выступлении. Всё это направлено на формирование ключевых компетентностей учащихся и позволит каждому из них успешно реализовать себя в школьной жизни и жизни в обществе.

Непременным условием организации проектной работы является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов реализации проекта, на разных этапах проекта необходимо решать исследовательские задачи, иначе проект отрывается от жизни и становится нереальным и неинтересным для детей.

Необходимо отметить, что перед детьми младшего школьного возраста, учитывая их психологические особенности, нельзя ставить слишком сложные задачи, требовать обхватить одновременно несколько направлений деятельности. Следует включать в работу различный вспомогательный дидактический материал (памятки, инструкции, шаблоны), обращаться за помощью к родителям и учителям.

Основные этапы организации работы над проектом.

1. Введение в проект, постановка задачи, осознание и формулирование цели проекта.

2. Начало проектирования. Обсуждение результата проекта и процесса («Чего мы хотим икак это достичь?») Выявление необходимых для реализации проекта технических умений («Что нам понадобится, где и как это получить?»)

3. Краткое практическое занятие для первоначального ознакомления с необходимыми навыками.

4. Планирование и организация (проектирование) работы. Создание групп и распределение обязанностей.

5 .Выполнение проекта в моделях и проектах реального мира. Совершенствование технических умений. Уточнение результата и плана действий.

6. Представление результатов учащимся друг другу в виде мультимедиасочинения.

7. Обсуждение результатов, хода проекта и освоенных навыков, которые могут ещё пригодиться.

Подготовительный этап проекта достаточно продолжителен и трудоёмок. Учитель должен продумать замысел и разработать структуру проекта, создать организационные, дидактические и методические материалы (инструкции к заданиям, шаблоны дневников наблюдений, публикации для дополнительного чтения, шаблонов для заполнения результатов исследовательской и практической деятельности учащихся)

Организационный этап включает в себя определение темы.

Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели, руководствуясь правилами:

ПРАВИЛО 1 Тема должна быть интересна ребенку, исследовательская работа эффективна только на добровольной основе.

ПРАВИЛО 2 Тема должна быть выполнима, решение её должно быть полезно участникам исследования.

ПРАВИЛО 3 Тема должна быть оригинальной с элементами неожиданности, необычности. Оригинальность следует понимать как способность нестандартно смотреть на традиционные предметы и явления.

ПРАВИЛО 4 Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Способность долго концентрировать собственное внимание на одном объекте у младшего школьника ограниченна.

ПРАВИЛО 5 Тема должна быть доступной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей.

Этап текущей рефлексии служит обязательным условием для того, чтобы учащиеся создали схему организации проекта, оценили промежуточные материалы. Формы образовательной рефлексии различны (устное обсуждение, письменное анкетирование). Ученикам начальной школы нравится графическая рефлексия, когда требуется начертить, нарисовать, изобразить своё настроение в ходе проекта.

Этап планирования определяет возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной темы. Проблемы выдвигаются учащимися, учитель лишь помогает им.

Этап поиска распределяет задачи по группам. Учащиеся обсуждают методы исследования. Они работают по индивидуальным или групповым задачам.

Этап промежуточных результатов и выводов имеет большое значение в организации внешней оценки проектов. Только таким образом можно отслеживать их эффективность и недочеты, необходимость современной коррекции.

В выполнении проекта обязательным является этап защиты и оппонирования. Работа завершается коллективным обсуждением. Экспертизой. Объявлением результатов, формулировкой выводов. Результаты должны быть реалистичными. Если рассматривается теоретическая проблема, то итогом проектной деятельности является конкретное её решение: советы. рекомендации, выводы. Если выдвигается практическая проблема, то требуется получить конкретный продукт, готовый к внедрению (видеофильм, альбом, компьютерная газета, доклад и т.п.

Известный зарубежный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающихся выработкой у детей исследовательских склонностей, соблюдать следующие правила:

- помогать детям действовать независимо, не давать прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

- на основе тщательного наблюдения и оценки определять сильные и слабые стороны учеников; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями;

- не сдерживать инициативы учащихся и не делать за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно;

- научить не торопиться с вынесением суждения;

-научить прослеживать межпредметные связи;

- приучить к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации;

- использовать трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач;

-помогать детям научиться управлять процессом усвоения знаний;

- подходить ко всему творчески.

Рефлексия результата проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознаёт сделанное, примененные им способы деятельности, ещё раз обдумывает, как было проведено исследования. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта проводится занятие, на котором ученики осуществляют рефлексию своей работы, отвечая на вопросы «Чему я научился?», «Чего я достиг?», «Что сделал?», «Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?», «Кому я помог?».

Реализация метода проектов на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учащихся. Другим становится психологический климат в классной комнате, т.к. педагогу приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и действия учащихся на разнообразные виды их самостоятельной деятельности, носящий исследовательский и творческий характер.

Проектная работа в коллективе строится с учётом тех свойств и качеств, которыми должен обладать выпускник начальной школы. Изучая педагогическую литературу и классиков педагогики, можно вывести качества выпускника начальной школы:

Потребность и инициативность в области познавательной деятельности.

Интерес к работе с книгой, к чтению, а через чтение к познанию окружающего мира.

Видение мира через призму собственного опыта и умения.

16+ Свидетельство о регистрации СМИ: Эл №ФС77-60625 от 20.01.2015.

Лицензия на осуществление образовательной деятельности: № 5201 от 20.05.2016.

Адрес редакции: 214011, РФ,
г. Смоленск, ул. Верхне-Сенная, 4.
Контакты: info@infourok.ru

Правообладатель товарного знака ИНФОУРОК: ООО «Инфоурок» (Свидетельство № 581999 )

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Включите уведомления прямо сейчас и мы сразу сообщим Вам о важных новостях. Не волнуйтесь, мы будем отправлять только самое главное.

Проектная деятельность в начальной школе

Проектная деятельность в начальной школе Возможно ли объединение классно-урочной и проектной формы занятий?

Такой вопрос выносит А.В. Хуторской — автор современного учебника по дидактике — как тему для обсуждения со студентами. И действительно для современных реформ в образовании этот вопрос является, пожалуй, центральным.

Во-первых, использование метода проектов в практике советской школы привело «к снижению уровня общеобразовательной подготовки детей, и данный метод был исключен из школы вместе с его преимуществами». «Постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден и с тех пор до недавнего времени в России больше не предпринималось сколько-нибудь серьезных попыток возродить этот метод в практике».

Во-вторых, реализация глобальных проектов, рассчитанных на организацию работы учащихся во внеурочное время, для ряда школ затруднительна. Поскольку работа учителя с учащимися во внеурочное время не оплачивается. В школах, из-за их переполненности, возникают проблемы с помещением, где можно вести консультации и т.д.

Таким образом, возникает проблема, которая заключается в том, чтобы найти способ поддержания должного равновесия между классно-урочной формой обучения и проектной.

А.В. Хуторской в этом контексте пишет: «Проектную форму обучения широко используют на отдельных уроках, в дополнительном образовании, имеются попытки распространения метода проектов на базовый учебный процесс. Занятия в проектной форме уже не отрицают систематического освоения знаний, такая деятельность включается в содержание проекта. Основная ценность проектной системы обучения состоит в том, что она ориентирует учеников на создание образовательного продукта, а не на простое изучение определенной темы. Школьники индивидуально или по группам за определенное время выполняют познавательную, исследовательскую, конструкторскую или иную работу на заданную тему. Их задача — получить новый продукт, решить научную, техническую или иную проблему».

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным). В первом случае он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему».

Урок, реализованный методом проектов Опорная схема "Основные этапы работы над проектом" Возрастные психолого-физиологические особенности детей младшего школьного возраста

При работе по методу проектов необходимо учитывать психолого-физиологические особенности младших школьников.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем. Поэтому значительная часть учебного времени, отведенного на повторение и закрепление изученного материала, может быть использована для организации проектной деятельности.

Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта или исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий или 1-2 сдвоенными уроками.

Психолого-педагогические особенности возраста не позволяют отрабатывать абстрактным приемам деятельности в отрыве от конкретного содержания проекта. Однако на традиционных занятиях, начиная с 1 класса, учитель постепенно должен формировать у младших школьников умения по отдельным элементам проектной и исследовательской деятельности (целеполагание, формулирование вопросов, рефлексия, планирование действий, работа с различными источниками информации и так далее).

На этой ступени обучения особую роль играют групповые проекты. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга, выставка, викторина, панно и т.п.).

Исследование и проект?

Довольно часто учителя задают вопрос «Чем исследовательская деятельность отличается от проектной деятельности?». Это достаточно серьезный вопрос.

Во-первых, на мой взгляд, главное отличие проектной и исследовательской деятельности – это цель:

цель проектной деятельности – реализация проектного замысла,

а целью исследовательской деятельности является уяснения сущности явления, истины, открытие новых закономерностей и т.п.

Оба вида деятельности в зависимости от цели могут быть подсистемами друг у друга. То есть, в случае реализации проекта в качестве одного из средств будет выступать исследование, а, в случае проведения исследования – одним их средств может быть проектирование.

Во-вторых, исследование подразумевает выдвижение гипотез и теорий, их экспериментальную и теоретическую проверку. Проекты могут быть и без исследования (творческие, социальные, информационные). А отсюда вытекает, что гипотеза в проекте может быть не всегда, нет исследования в проекте, нет гипотезы.

В-третьих, проектная и исследовательская деятельности отличаются своими этапами.

Основными этапами проектной деятельности являются:

• Определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор названия проекта;

• Обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение информации, определение формы продукта и требований к продукту, составление плана работы, распределение обязанностей;

• Выполнение запланированных технологический операций, внесение необходимых изменений;

• Подготовка и защита презентации;

• Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Этапы научного исследования:

  • Формулирование проблемы, обоснование актуальности выбранной темы.
  • Постановка цели и конкретных задач исследования.
  • Определение объекта и предмета исследования.
  • Выбор метода (методики) проведения исследования.
  • Описание процесса исследования.
  • Обсуждение результатов исследования.
  • Формулирование выводов и оценка полученных результатов.

В-четвертых, проект – это замысел, план, творчество по плану. Исследование – процесс выработки новых знаний, истинное творчество.

Как обеспечить эффективность проектной деятельности учащихся?

Для того чтобы создать условия для эффективной самостоятельной творческой проектной деятельности обучающимся необходимо:

1. Провести подготовительную работу.

Приступая к работе, обучающийся должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовые ЗУН) в содержательной области проекта. Новое знание для обучающихся в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные (надпредметные).

В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия.

Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:

а) мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;

б) презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;

в) коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;

г) поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;

д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;

е) проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места, подбор необходимого оборудования, подбор и приготовление материалов (реактивов), проведение собственно эксперимента, наблюдение хода эксперимента, измерение параметров, осмысление полученных результатов.

Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

• материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

• кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

• информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, CD-Rom аудио и видео материалы и т.д.).

• информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

• организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

• отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием — медиатека).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.

2. Учитывать возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

3. Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектом — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. В ходе работы включаются заложенные в проектную мотивационные механизмы.

4. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. Иначе говоря, вот откуда значимость проблемы для обучающихся. При необходимости его нужно корректировать.

5. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из подвопросов, так называемым «проблемным вопросом». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проекта для данной группы до размеров их части работы. Например, в проекте «Смеху все возрасты покорны» основополагающий вопрос – «Где живет смех?». А проблемные вопросы уже задают направление для деятельности групп. Например, одна из групп может работать с вопросом «Какие произведения являются юмористическими?». Цель работы данной группы – определить, что такое юмористическое произведение, их виды. Друга группа работает с вопросом «Почему нам нравятся юмористические произведения?». Цель работы данной группы – провести опрос среди детей и взрослых на тему «Если Вам нравятся юмористические произведения, то почему?». Третья группа работает с проблемным вопросом «Кто умеет веселиться?». В их задачу входит поиск авторов, способных писать веселые произведения.

6. Учитывать возможность учебных предметов для реализации проектной деятельности.

Относительно низкую эффективность реализации проектной деятельности учащихся имеют такие предметы, как родной язык, литературное чтение, математика. Поскольку систематическое построение учебной программы – условие высокого качества знаний «на выходе» – диктует жесткий отбор форм и методов обучения. Реализация проектной деятельности по этим дисциплинам лучше всего происходит во внеклассной деятельности, особенно в форме межпредметных проектов.

Наибольшую эффективность имеют такие учебные предметы, как окружающий мир (природоведение), иностранные языки, информатика, изо, технология. Преподавание данных дисциплин не только допускает, но и требует введения метода проекта как в классно-урочную, так и во внеурочную деятельность учащихся.

7. Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но проектант должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результата проекта и недооценка его процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проекта. Чтобы оценка балы максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося или портфолио проекта («проектной папке»). Грамотно составленный отчет (портфолио) характеризует ход проекта, когда сам проект уже завершен.

Возможно существует и другие условия. Давайте вместе это обсудим вначале учебного года.

Какие источники использовать по проблеме проектного метода?

1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996

2. Бухвало В.А. Общая методика развивающего обучения. – Рига, 2001.

3. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М. 2000.

4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М. 2000, № 9, с.177-180.

5. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- 2000.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М. 1995, № 6, с.34-47.

7. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приёма до философии М. 1996

8. Гузеев В. В. Развитие образовательной технологии. — М. 1998

9. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. – М. Интор, 1996.

10. Дж. Дьюи. Демократия и образование: Пер. с англ. — М. Педагогика-Пресс, 2000.

11. Джонсонс Дж. К. Методы проектирования. М. 1986. - 326с.

12. Жак Д. Организация и контроль работы с проектами // Университетское образование: от эффективного преподавания к эффективному учению. Сборник рефератов по дидактике высшей школы / БГУ. Центр проблем развития образования. — Мн. Пропилеи, 2001. — С. 121—140. [Перевод Л.А.Лашкевич; Источник: David Jaques. Supervising Projects / SEDA Further Induction Pack II. – 1992, April. – P. 6—35.]

13. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2005. № 9.

14. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

15. Каганов Е. Г. Метод проектов в трудовой школе. - Л. 1926

16. Матяш Н. В. Психология проектной деятельности школьников в условиях технологического образования/ Под ред. В. В. Рубцова. - Мозырь: РИФ «Белый ветер», 2000.

17. Матяш Н.В. Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М. Вентана-Граф, 2004.

18. Методология учебного проекта. Материалы городского методического семинара. — М. МИПКРО, 2001.

19. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2000, № 8-9, с.151-157.

20. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Под ред Е. С. Полат. — М. Издательский центр «Академия», 1999.

21. Пахомова Н. Ю. Метод проектов. //Информатика и образование. Международный специальный выпуск журнала: Технологическое образование. 1996.

22. Пахомова Н. Ю. Метод учебных проектов в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М. АРКТИ, 2003. (Методическая библиотека)

23. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

24. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, 2000, — с. 41-45

25. Полат Е.С. М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова "Новые педагогические и информационные технологии в системе образования". М. 2004.

26. Проект «Гражданин» — способ социализации подростков.//Народное образование, № 7, 2000.

27. Русских Г.А. Подготовка учителя к проектированию адаптивной образовательной среды ученика: пос. для учителя. М. Ладога-100, 2002.

28. Русских Г.А. Технология проектного обучения // Биология в школе. 2003. №3

29. Савенков А. И. Творческий проект, или Как провести самостоятельное исследование // Школьные технологии. — 1998. — № 4. — С. 144—148.

30. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М. АРКТИ, 2003.

31. Слободчиков В.В. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.

32. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. — СПб: Питер, 2001. — 544. ил. — (Серия «Учебник нового века»). [Метод проектов. — С. 337—341]

33. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике школы. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. М. Сентябрь, 1998, с.83-128.

34. Чечель И. Д. Метод проектов или попытка избавить учителя от обязанностей всезнающего оракула.//Директор школы, № 3, 1998

35. Чиркова Е.Б. модель урока в режиме технологии проектного обучения. //

36. Начальная школа. 2003. № 12.

37. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. СПб: «Два Три», 1996, с.610.

38. Экспериментальные площадки в московском образовании. Сб. статей № 2. — М. МИПКРО, 2001. 160с

Интернет-ресурсы по проблемам проектной деятельности

http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы

http://schools.keldysh.ru/labmro — Методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО

Mind Map "Проект по литературному чтению"

Как помочь младшим школьникам в проектной деятельности? Что может входить в методический инструментарий учителя по организации проектной деятельности учащихся начальных классов?

Одним из таких средств является карта памяти, или карта ума (Mind Map). Интеллектуальная карта "Проект по литературному чтению" позволяет учащимися начальных классов наглядно представить целостную картину проектной деятельности по данному предмету, оказать помощь в выборе тем проектов. Обучающийся может выбрать тему проекта из предложенного списка, в то же время ему предоставлено право выбора собственной темы проекта.


Посмотреть карту и получить код можно здесь .

WikiWall как проект учащихся

Доброго времени суток всем, кто заглянул на эту страницу!

Сервис WikiWall – это wiki-стенгазета, которая позволяет группе людей располагать на странице и редактировать блоки с текстами, картинками и видео. Wiki-стенгазета поддерживает сохранение версий и обработку вики-синтаксиса (используется диалект WackoWiki) при просмотре страницы.

Создание школьных тематических онлайн-газет или газеты класса в среде WikiWall можно использовать для организации проектной деятельности учащихся. Расмотрим основные этапы создания проекта в виде вики-стенгазеты.

Цель этапа - подготовка учащихся к созданию газеты.

Задачи: определить проблему, тему и цель проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся; создать групп учащихся для создания вики-стенгазеты.

На данном этапе учитель может предложить учащимся несколько тем. В зависимости от класса дети могут и сами предложить тему своей стенгазеты. Название школьной газеты должно быть понятным (аббревиатуры часто вызывают недоумение). Педагог помогает детям сформулировать проблему, цель и задачи проекта; организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта. Учащиеся осуществляют вживание в ситуацию, обсуждают тему будущей газеты, определяют свои потребности, распределяются по группам.

Этап 2. Планирование деятельности.

Цель этапа - пооперационная разработка модели стенгазеты с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

Задачи: определить жанр (жанры), рубрики, источники информации, способы сбора и анализа информации, возможных форм презентации; установить процедуру и критерии оценивания результата и процесса; распределение ролей (обязанностей) между членами группы (групп).

На втором этапе после определения темы онлайн-газеты необходимо разработать модель газеты. Это совокупность содержательных особенностей издания, т.е. система рубрик, форма газеты, элементы оформления.

Рубрика – раздел в газете, который объединяет материалы по тематическому, жанровому или другим признакам. Рубрики служат ориентировкой читателя на газетной полосе.

Фантазии у детей хватит на все, и предсказать ее сложно. Например, рубрики могут быть следующими: новости ("Как это было?"), представление какого-либо человека ("Незнакомые знакомцы"), обсуждение насущных школьных проблем ("Точка зрения"), история школы ("Летопись школы"), "Проба пера" (литературный блок), "В мире интересного", "Взгляд на событие" и т.д.

Жанр газеты – это форма подачи фактов. В зависимости от формы подачи фактов жанр может быть информационным (заметка, отчет, репортаж, интервью, опрос), аналитическим (корреспонденция, статья) . сатирическим (фельетон, юмореска), литературно-художественным (зарисовка - литературный портрет или пейзажная зарисовка, очерк о человеке или природе). Стоит учесть, что в одном материале часто используются различные газетные жанры и на практике вообще не бывает чистых жанров. Но хотя бы придерживаться к тому или иному жанру желательно. Это позволит материалам в газете быть более разнообразнее и интереснее.

Источниками информации могут буть документы, записи, научно-познавательная литература, интервью или опрос, личные наблюдения, творческие работы (стихи, рисунки и т.п.).

После определения жанра газеты нужно перейти к составлению плана. В нем конкретизируется разработанная модель издания. На данном этапе нужно определить тематические блоки, их последовательность и расположение на стене. Например, первый информационный блок - это название газеты. Под названием газеты можно расположить блок с цитатой или ключевыми вопросами, с помощью которых мы хотим привлечь читателей к нашей газеты. После этого планируем расположение других тематических блоков. При планировании нужно обращать внимание не только на разнообразие тем для материалов, но и на их жанровое различие.

При планировании газеты не следует забывать и об иллюстрациях. Газетный рисунок – элемент подачи материалов, который выделяет ту или иную заметку из множества других, привлекает читательское внимание. Иллюстраций в газете должно быть много, но в меру. При этом они не должны копировать содержание тематического блока. Сведения о планируемых иллюстрациях также следует включить в составляемый план.

Теперь распределяем тематические блоки (рубрики) между учащимися, определяем источники информации. Возможно, что оптимальнее будет распределить роли учащихся в зависимости от редакционных обязанностей. В начальных классах главным редактором должен быть учитель. Это связано с тем, что ему необходимо будет осуществлять контроль, планировать, рецензировать, корректировать и даже подвергать цензуре поступающие в редакцию материалы. И лучше взрослого с данными функциональными обязанностями никто не справится. Для создания газеты могут потребоваться корреспонденты, фотографы, верстальщики, наборщики, корректоры. Это будет зависить от модели газеты.

Цель - поиск материала для вики-стенгазеты.

Задачи: самостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным/групповым задачам проекта, промежуточное обсуждение полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

На данном этапе учитель наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью обучающихся, отвечает на их вопросы, следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности, рецензирует и корректирует поступающий материал, корректно отвергает тот или иной материал.

Учащиеся выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. При необходимости консультируются с учителем-экспертом или учителем-консультантом, осуществляют промежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Этап 4. Оформление wiki-стенгазеты.

Цель - оформление wiki-стенгазеты на сервисе WikiWall

Задачи: структурирование полученной информации, создание и размещение тематических блоков на сервисе WikiWall; интеграция полученных знаний, умений, навыков.

При оформлении онлайн-стенгазеты в среде WikiWall члены группы одновременно работают за компьютерами. При этом каждый на своем рабочем месте. При входе в эту систему каждый из них выбирает себе аватора, имеет возможность наблюдать за деятельностью другого. Всем участникам и зрителям сразу отображаются все изменения, которые со страницей происходят. При этом дети могут обсуждать, видеть версию газеты, вносить необходимые коррективы.

Этап 5. Презентация результатов.

Цель - демонстрация wiki-стенгазеты.

Деятельность учителя: организует презентацию, продумывает и реализует взаимодействие с родителями; при необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио; репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности; выступает в качестве эксперта, принимает отчет.

Деятельность учащихся: выбирают (предлагают) форму презентации; готовят презентацию: продолжают оформлять портфолио; при необходимости консультируются с учителем (экспертом); осуществляют защиту проекта; отвечают на вопросы слушателей и/или выступают в роли эксперта.

Возможные формы презентации: телепередача; иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций и т.п.

Этап 6. Оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Цель – оценка результатов и процесса проектной деятельности.

Задачи: коллективное обсуждение результатов проекта; самоанализ проектной деятельности.

Деятельность учителя: оцениванет усилия учащихся, креативность, использование источников, неиспользованные возможности, потенциал продолжения, качество отчета, мотивирует учащихся; наблюдает, направляет процесс.

Деятельность учащихся: осуществляют оценивание деятельности и ее результативности в ходе:

• коллективного обсуждения;

Надеюсь, что данный материал сможет оказать кому-то методическую помощь.

Видеопроект

Доброго времени суток всем, кто заглянул на эту страницу!

Современные младшие школьники настолько развиты и информированы, что им подсилу и создание видеопроектов .

Фильмы, над которыми работают дети, могут быть анимационными, документальными, игровыми, комплексными, включающими в себя фрагменты, снятые в разных жанрах. Можно снимать интервью и ток-шоу, учебные фильмы на базе проводимых лабораторных и практических работ.

Этапы создания видеопроекта:

- обоснование проблемы и выбор темы;

-формулировка цели и задач;

- поиск информации по теме;

- написание сценария, его обсуждение, дополнение, корректировка (изменение);

- планирование процесса съемок;

- монтаж готового фильма (ролика) из видеоклипов и его озвучивание;

- представление и демонстрация фильма (ролика) детям, родителям, учителям, гостям на открытых мероприятиях различного уровня.

Некоторые виды работ идут не последовательно, а параллельно. Например, процесс написания сценария тесно связан с поиском информации по теме и планированием процесса съемок.

Тему видеопроекта ученики выбирают совместно с учителем, исходя из собственных интересов. Она должна предоставлять возможность детям поделиться личным жизненным опытом. В то же время хорошо, чтобы темы перекликались с учебным материалом или событиями школьной жизни.

Дети заранее понимают, какой продукт получится на выходе и где они будут его демонстрировать. Интерес ребят повышает тот факт, что фильм в дальнейшем может быть использован как учебный материал и что его можно демонстрировать ученикам других классов

При этом важно помнить, что процесс работы не должен растягиваться на очень длительное время.

В работе над видеопроектом дети динамично организуются в коллективы разного объема по количеству участников. Проект могут быть индивидуальным (если некоторые дети предпочитают действовать в одиночку), групповым.

На этапе обсуждения и выбора темы, обдумывания крупных блоков сценарного плана обычно задействован весь класс. Этап подготовки к съемке фильма, включающий в себя сбор информации, детализацию сценария, создание сценарного плана, изготовление декораций проводится в мини-группах или индивидуально. При этом часть работы вполне может быть выполнена на уроках (изо, чтение, информатика, москвоведение, русский язык, музыка, проектный час) или дома.

В процессе съемки видеокамеру можно подключить к компьютеру, к которому, в свою очередь, подключен проектор. В результате все участники съемки видят результат на большом экране и могут вносить свои коррективы в процесс. Подобная организация съемок позволяет укладывается в ограниченное время урока (45 минут) без потери качества видеопроекта.

Монтаж фильма (ролика) осуществляем в компьютерном классе. При этом обязательно нахождение детей перед экраном компьютера, жестко ограничено. Поэтому монтаж, озвучивание видеофильма, написание титров эффективнее проводить по парам, поскольку в этом случае процесс не останавливается, даже если один из партнеров отсутствует. Кроме того, дети в парах работают гораздо продуктивнее, обогащая друг друга идеями. Сначала идет обсуждение, а потом быстрая обработка материала.

Работа над видеопроектом занимает в среднем от 8 до 12 дней.

После завершения работы над видеопроектом наступает волнительный для всех момент демонстрации результатов. На такой просмотр приходят родители и учителя школы.

После просмотра выбираются несколько работ, которые, по мнению всех зрителей, наиболее удачны. Эти работы затем могут быть представлены на разных открытых мероприятиях, отправлены для участия в тематических конкурсах, фестивалях и выставках разного уровня.

Как подготовить детей к проектно-исследовательской деятельности?

Приступая к созданию проекта, обучающийся должен владеть:

• необходимыми знаниями, умениями и навыками (стартовыми ЗУНами ) в содержательной области проекта;

• специфическими умениями и навыками проектирования для самостоятельной работы.

В связи с этим метод проектов начинаю реализовывать со 2 класса. В 1-ом классе основное внимание уделяю развитию умений и навыков проектирования и исследовательской деятельности (ОУУН), привитию интереса к познавательной деятельности, расширению детского кругозора. Эти умения затем совершенствуются в последующих классах.

Формирование ОУУН осуществляю в рамках урочной деятельности, поскольку в нашей школе не выделяются часы на кружки и факультативы.

В рамках традиционных учебных занятий использую:

• проблемное введение в тему урока;

• постановку цели и задач урока совместно с учащимися;

• совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания;

• групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе;

• выдвижение идеи (мозговой штурм);

• постановку вопроса (поиск гипотезы);

• формулировку предположения (гипотезы);

• обоснованный выбор способа выполнения задания;

• составление аннотации к прочитанной книге, картотек;

• поиск дополнительной литературы;

• подготовку доклада (сообщения);

• самоанализ и самооценку, рефлексию;

• поиск альтернативных способов решения проблемы и т.п.

Используя материал уроков, особое внимание уделяю развитию приемов логического мышления, навыков устной и письменной речи. Развитие приемов логического мышления осуществляется поэтапно в следующей последовательности:

• оперирование признаками предметов (выделение признаков предметов, сравнение двух и более предметов, узнавание предметов по данным, выделение общих и отличительных признаков, выделение существенных и несущественных признаков, выделение главного);

• классификация (словесная характеристика классов в готовой классификации, отнесение объекта к классу, выбор основания для классификации, деление объектов на классы, систематизация);

• определение понятия через род и видовое отличие (отнесение объектов к роду, учет соразмерности определений, формулировка определений и объяснение понятий);

• доказательство и рассуждение (использование логических связок и слов, простейшие умозаключения).

1. Выделение признаков.

а) Какую форму имеет фигура. Почему эта фигура является треугольником?

б) Назовите признаки числа 27.

в) Назовите признаки весны.

г) Назовите признаки слова «карандаш».

2. Сравнение двух и более предметов.

а) Чем похожи слова: кит и кот? Чем они отличаются?

б) Найдите общие и отличительные признаки чисел: 5 и 50?

в) Назовите общие признаки кошки и собаки.

3. Выделение существенных признаков: назовите существенный признак карандаша и т.д.

а) На какие три группы можно разделить слова: мама, ведро, дуб, пень, окно, ель, чашка, солнце, папа.

б) На какие две группы можно разделить числа: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10?

в) Назови каждую группу одним словом:

Татьяна, Ольга, Анна, Юлия.

Понедельник, вторник, четверг, суббота.

г) Продолжи начатое перечисление и назови группу одним словом:

грабли, лопата, ….; зима, весна, …; 1, 3, 5, … .

5. Родо-видовые отношения.

а) Найди пары подходящих слов по образцу: тополь – дерево; один – число; существительное – часть речи.

б) Чего больше: ежей или животных?

в) Игра по типу «Рыбы, птицы, звери».

г) Закончи предложение:

Хлебница – эта посуда для … .

Глагол – это часть речи, которая … .

Четное число – это число, которое … .

д) В каждом предложении поменять местами подлежащее и сказуемое. Определить, какое из новых предложений будет верным.

Щенок – это маленькая собака.

Щенок – это детеныш собаки.

6. Простейшие умозаключения.

Все березы – деревья. Все деревья – растения. Значит, …

Названия городов – имена собственные. Имена собственные пишутся с большой буквы. Следовательно, …

На уроках русского языка, риторики дети учатся составлять тексты различных видов (текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение), овладевают основами оратора, навыками подготовки устного и письменного сообщения.

Формирование умений и навыков проектной деятельности можно осуществлять и в рамках проведения консультаций, проектной деятельности.

Примерное планирование консультативных занятий в проектной группе

Методический инструментарий проектной деятельности Обеспечение заинтересованности детей в работе над проектом

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проект, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы. Если основополагающий вопрос проекта интересен учащимся, то и проект будет успешен.

Например, на уроке русского языка в 4 классе погружение в проект «Справочник по проверке слов с непроверяемым написанием» и постановку задач можно организовать следующим образом.

В начале урока проводится словарная работа со словами с безударными гласными в корне.

- На какие две группы можно разделить безударные гласные? (Проверяемые и непроверяемые).

- Как мы проверяем в слове написание проверяемой безударной гласной? (Подбираем однокоренное слово или форму слова с ударной гласной.)

- А можем ли мы проверить непроверяемые безударные гласные?

- Знакомство с этимологическими словарями русского языка позволит вам узнать историю русских и заимствованных слов, найти способ проверки слов с непроверяемым написанием, а составленные словари-справочники окажут помощь вашим друзьям.

Кроме того, вы научитесь:

1) работать с научной литературой,

2) проводить исследования;

3) кратко излагать свои мысли устно и письменно;

4) составлять словари-справочники.

Результаты ваших исследований, а также изготовленные вами справочники мы поместим в школьной библиотеке.

Общие правила для педагогов – руководителей проектов

• Старайтесь подходить ко всему творчески, боритесь со всяческими проявлениями конформизма и стереотипными банальными решениями.

• Ориентируйтесь на процесс исследовательского поиска, а не только на результат.

• Стремитесь открыть и развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности.

• В процессе работы не забывайте о воспитании школьника.

• Старайтесь меньше заниматься наставлениями, помогайте детям действовать независимо, уклоняйтесь от прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

• Не делайте скоропалительных допущений, научитесь не торопиться с вынесением оценочных суждений и учите детей поступать также.

• Оценивая, помните – лучше десять раз похвалить ни за что, чем один раз ни за что критиковать.

• Не следует полагаться на то, что дети уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями, помогайте им осваивать новое.

• Помните о главном педагогическом результате – не делайте за ученика то, что он может сделать самостоятельно.

• Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать сами, или то, чему они могут научиться самостоятельно. Избегайте прямых инструкций.

• Учите детей прослеживать дальние связи и выстраивать длинные ассоциативные цепочки.

• Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями.

• Учите детей действовать независимо, приучайте их к навыкам оригинального решения проблем, самостоятельным поискам и анализу ситуаций.

• Старайтесь формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования.

• Используйте трудные ситуации (проблемы), возникшие у детей в школе и дома, как область задач приложения полученных навыков в решении исследовательских задач.

• Обучайте детей преимущественно не мыслям, а мышлению. Учите способности добывать информацию, а не проглатывать ее в готовом виде.

• Старайтесь обучать школьников умениям анализировать, синтезировать, классифицировать получаемую ими информацию.

• Помогайте детям научиться управлять процессом собственного исследования.

Организация работы над проектами.

Цель – подготовка учащихся к проектной деятельности.

– определение проблемы, темы и целей проекта в ходе совместной деятельности педагога и обучающихся;

– создание группы (групп) учащихся для работы над проектом.

Отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Побуждает у учащихся интерес к теме проекта.

• проблему проекта;

• сюжетную ситуацию;

• цель и задачи.

Мотивирует учащихся к обсуждению, созданию проекта.

Организует поиск учащимися оптимального способа достижения поставленных целей проекта.

Помогает в анализе

и синтезе, наблюдает,

Консультирует учащихся при постановке цели и задач, при необходимости корректирует их формулировку.

Осуществляют вживание в ситуацию.

Обсуждают тему проекта, предмет исследования с учителем.

Получают дополнительную информацию.

Определяют свои потребности.

Принимают в составе группы (или самостоятельно) решение по поводу темы (подтем) проекта и аргументируют свой выбор.

• анализ ресурсов и поиск оптимального способа достижения цели проекта;

• личностное присвоение проблемы.

Формулируют (индивидуально или в результате обсуждения в группе) цель проекта.

Помогают в выборе тематического поля, темы; в формулировке проблемы, цели и задач проекта.

2. Планирование деятельности

Цель – пооперационная разработка проекта с указанием перечня конкретных действий и результатов, сроков и ответственных.

– определение источников информации, способов сбора и анализа информации, вида продукта и возможных форм презентации результатов проекта, сроков презентации;

– установление процедур и критериев оценки результатов и процесса;

– распределение задач (обязанностей) между членами группы.

Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).

• различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации; • организовать группы;

• распределить роли в группах;

• спланировать деятельность по решению задач проекта;

• продумать возможные формы презентации результатов проекта;

• продумать критерии оценки результатов и процесса.

Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.

• поиск, сбор, систематизацию и анализ информации;

• разбивку на группы;

• распределение ролей в группе;

• планирование работы;

• выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов;

• принятие решения по установлению критериев оценивания результатов и процесса.

Продумывают продукт групповой и/или индивидуальной деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

Консультируют в процессе поиска информации.

Оказывают помощь в выборе способов хранения и систематизации собранной информации, в составлении плана предстоящей деятельности.

3. Осуществление деятельности по решению проблемы

Цель – разработка проекта.

– с амостоятельная работа учащихся по своим индивидуальным или групповым задачам проекта.

– п ромежуточные обсуждения полученных данных в группах, на консультациях (на уроках и/или во внеурочное время).

Наблюдает, советует, косвенно руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся.

Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют п ромежуточные обсуждения полученных данных в группах.

Контролируют соблюдение правил техники безопасности.

Следят за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Оказывают помощь в сборе информации, оформлении материалов и портфолио проектной деятельности.

4. Оформление результатов

Цель – структурирование полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков.

– анализ и синтез данных ;

– формулирование выводов.

направляет процесс анализа.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха; подчеркивает социальную и личностную важность достигнутого.

Участвуют в коллективном анализе проекта, оценивают свою роль, анализируют выполненный проект, выясняют причины успехов, неудач.

Проводят анализ достижений поставленной цели. Делают выводы.

Помогает в обеспечении проекта.

Мотивирует учащихся, создает чувство успеха.

5. Презентация результатов

Цель – демонстрация материалов, представление результатов.

– подготовка презентационных материалов;

– подготовка публичного выступления;

– презентация проекта.

Продумывает и реализует взаимодействие с родителями.

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации и оформления портфолио.

Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов проектной деятельности.

Выступает в качестве эксперта.

• обобщает и резюмирует полученные результаты;

• подводит итоги обучения;

• оценивает умения: общаться, слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.;

• акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Выбирают (предлагают) форму презентации.

Продолжают оформлять портфолио.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Осуществляют защиту проекта.

Отвечают на вопросы слушателей.

• понимание проблемы, цели и задач;

• умение планировать и осуществлять работу;

• найденный способ решения проблемы;

• рефлексию деятельности и результата.

Выступают в качестве эксперта, т.е. задают вопросы и высказывают критические замечания (при презентации других групп \ учащихся) на основе установленных критериев оценивания результатов и процесса.

Консультируют в выборе формы презентации.

Оказывают помощь в подготовке презентации.

Выступают в качестве эксперта.

Наша пища и витамины Оценочный лист проекта Учебный проект "С чего начинается Родина?"

Вот и завершается I четверть. Мои первоклашки освоились. Изучая тему "Моя малая родина", решила попробовать провести с ребятами первый мини-проект. В один из тёплых октябрьских дней нашей московской осени решила провести экскурсию по микрорайону. Осенний букет и папка с фотографиями стали хорошим итогом этой прогулки.

Второй этап проекта проходил в клубе "КОМПания". К этому времени мы уже освоились с программой "Перволого". Используя полученные знания, оформили свой проект. В ходе работы смогли поработать и с клавиатурным письмом, повторить правила о предложении.

Конечно, в 1 первом классе помощь учителя очень велика, но всему своё время.

Авторы проекта: Алёша, Андрей, Милана, Тимофей, Илья, Катя К. Ваня Л. Ваня К. Миша, Марина, Серафим, Юля, Саша, Оля, Дени, Даша Г.

ВИЗИТКИ успешно реализованных проектов для учеников начальных классов Проект "Секреты, которые не знали наши бабушки. Возрождение искусства бисероплетения"

Руководитель проекта: Локтева Наталья Викторовна
Автор: Авинова Мария Геннадьевна
Соавторы: Горлина Екатерина Леонидовна, Удьярова Екатерина Алексеевна
г. Тольятти, МОУ школа №5, 4 класс


В ходе проекта выдвигается проблема: «Бисероплетение модная современная тенденция, но изделия из бисера дорогие, а сделать их своими руками не все умеют».
Постановка задач: 1.Провести социологическое исследование различных групп населения на предмет умения работать с бисером. 2. Изучить историю развития бисероплетения. 3. Исследовать и освоить технологии вышивки бисером и бисероткачества. 4. Провести эксперимент по созданию бисера из подручных средств. 5. Создать коллекцию изделий, выполненной в технике бисероплетения; 6. Организовать кружок бисероплетения.
Методы исследования: 1. Метод анализа литературных источников, интернет – ресурсов. 2. Метод беседы и интервью. 3. Метод эксперимента. 4. Метод практической работы: изготовление изделий из бисера.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты работы, в виде рекомендаций и наглядных пособий, могут быть использованы учениками начальной школы общеобразовательных школ на занятиях кружков по бисероплетению.
В проекте выделяется несколько этапов: Поисковый. социологическое исследование - необходимо провести социологический опрос среди различных групп населения: учащихся, учителей, родителей, наших бабушек. Всем было предложено ответить на следующий вопрос: - Умеете ли вы плести бисером?
История бисера и бисероплетения. С чего же она начиналась, эта самая история бисера?

Практический. изучение различных способов вышивки бисером ( освоение разных видов швов). Освоение техники бисероткачества путем изготовления браслета. Учащиеся изготавливают простейший станок из коробки.
Эксперементальный. изготовление бусинок из подручного материала (из соленого теста или из войлочного материала).Сначала сделать соленое тесто. Рецепт соленого теста: 2 чашки муки, 1 чашка соли (любая соль мелкого помола), 1 чайная ложечка обойного клея (для прочности изделий и эластичности теста). При замешивании теста добавить гуашевые краски оранжевого и желтого цвета. Далее сформироватьбусины разных размеров: оранжевые крупные, желтые поменьше. Проткнуть их зубочистками.

Дома обожечь в духовке при температуре не меньше 180 градусов. Из тёплых бусин аккуратно вынуть зубочистки.

Полученные бусины отсортировать по размеру и цвету.

Взять нитку резинку и протянуть через отверстия. Получился комплект: бусы и браслет.

Организация кружка «Бисероплетение». С целью организации кружка необходимо провести социологический опрос на предмет желающих заниматься в кружке. Работа кружка строится по следующему плану: 1) Знакомство с историей бисероплетения. 2) Знакомство с материалами и инструментами, применяемые при бисероплетении и общими правилами при работе с бисером. Рекомендации раздать в виде буклета. 3) Практические занятия по изготовлению изделий в простейшей технике «низания».

4) Изготовление коллективных, объемных работ ( например «Ваза с цветами»)

В результате выполнения данного проекта учащиеся научились творчески смотреть на окружающий мир; пополнили свою коллекцию работ, сделанные своими руками.

Социально-значимые проекты для начальной школы Учебный проект по окружающему миру "Река Яуза" Аннотация:

Предлагаемый межпредметный проект проводится в рамках предметных областей «окружающий мир», «технология», ИКТ. Может быть реализован с учениками в форме групповой работы. В результате наблюдений и исследований учащиеся получат представление о реке Яуза, встав на позицию «биолога», «историка», «архитектора», «географа».

В ходе проектной деятельности учащиеся создадут презентации, буклеты, стенгазеты, макеты.

Продолжительность проекта

3 недели. 2 часа аудиторных занятий, 2 часа экскурсия и 3 часа групповой работы

Содержание, соответствующее образовательным стандартам

Вода; легко определяемые свойства воды (текуча, не имеет цвета и запаха; занимает форму любого сосуда); ее распространение в природе, значение для живых организмов. Три состояния воды. Водоемы, их разнообразие(океан, река, пруд, болото); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика). Природное сообщество «Водоем», влияние человека на природные сообщества. Условия жизни растений и животных.

Необходимые начальные знания, умения, навыки
  • Знания по теме проекта из школьного курса окружающего мира по темам «Водоем», «Взаимосвязи в природе», «Лента времени»
  • Пользовательские навыки работы на ПК (создание презентации)
  • Умения работы с различными источниками информации, поиска информации в Интернет
Итоги обучения:

В результате выполнения в соответствии с государственным образовательным стандартом учащиеся должны:

  • взаимосвязи между живой и неживой природой внутри природного сообщества,
  • легко определяемые свойства воды;
  • значение для живых организмов;
  • водоемы, их разнообразие(море, река, пруд, болото);
  • о месте и роли человека в природе;
  • представителей природного сообщества «водоем»
  • выполнять простейшие исследования на основе наблюдения, элементарных экспериментов;
  • определять направление течения реки по компасу, различать правый и левый берег;
  • определять на местности скорость течения реки;
  • оформлять гербарий, определять родовую принадлежность птиц, насекомых, моллюсков с помощью карты-определителя;
  • пользоваться «лентой времени»;
  • выполнять объемный макет из бумаги, из природных материалов;
  • пользоваться справочной литературой и Интернет-источниками;
  • наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
  • представлять результаты проектно-исследовательской деятельности в виде буклета, презентации, стенгазеты, макета.
  • участвовать в творческой деятельности в природе и обществе.
Вопросы, направляющие проект

Отчего река бежит?

  • Почему Яузу так зовут?
  • Что было, когда нас не было?
  • Откуда в речке вода?
  • Куда плывет кораблик?
  • От чего зависит скорость течения реки?
  • Обитаема ли речка?
  • Почему мелеет Яуза?
  • Как нам помочь речке?
  • Какие исторические события связаны с нашей рекой?
  • Какие архитектурные сооружения есть на ее берегах?
  • Достаточно ли благоустроены берега нашей реки в черте города?
  • Судоходна ли Яуза?
  • Где находится исток Яузы? Куда впадает Яуза?
  • Как измерить глубину реки?
  • Как измерить скорость течения реки?
  • Какие животные обитают в реки и на берегах?
  • Какие растения растут у реки?
  • Каковы источники загрязнения воды в реке? Как можно с этим бороться?
План проведения проекта
  1. Введение в проект, распределение по группам.
  2. Распределение ролей, постановка проблемных вопросов
  3. Составление списка источников, изучение литературы.
  4. Исследовательская работа (экспедиция)
  5. Обобщение результатов, создание коллективных продуктов.
  6. Защита проектов

Вводное занятие (1 неделя)
Проект начинается с обсуждения с учащимися вопросов по теме проекта (для этого используется Стартовая презентация "Большая исследовательская экспедиция" ). В ходе этой работы производится оценивание представлений учащихся по теме проекта, выявляются их интересы и предпочтения. Учащиеся распределяются на 4 группы в зависимости от собственных интересов (историки, географы, архитекторы, биологи). В группах идет обсуждение, уточнение поставленных вопросов, в соответствии с планом работы над проектом ставятся цели экскурсии для каждой группы, планируют исследования. Преподаватель предлагает буклет с основными вопросами по теме.

Обсуждаются критерии оценивания работы групп, план работы по проекту. Преподаватель рекомендует глоссарий и список ресурсов по теме проекта. Обсуждаются вопросы необходимости соблюдения авторских прав.

1 неделя (2 часа экскурсия и 1 час самостоятельной работы)

Перед началом экскурсии (с учетом возраста учащихся) проходит обсуждение с каждой группой планов проведения исследований, проговариваются правила техники безопасности. Дети самостоятельно находят необходимую информацию на Интернет-ресурсах, предложенных учителем.

Вводная презентация перед экскурсией для группы "Географы"

  • «географы» определяют скорость течения реки, источники воды, степень загрязнения, проводят опыты, делают фото и записи;
  • «биологи» знакомятся с флорой и фауной Яузы, делают фото и зарисовки;
  • «историки» совершают экскурсию на Ростокинский акведук,
  • «архитекторы» изучают характер берегов, степень их благоустройства, делают фото.

После экскурсии учащиеся обобщают результаты, полученные в ходе наблюдений и исследований, уточняют критерии оценивания работ групп. Руководители консультируют группы.

2 неделя (2 часа работы в группах)

Группы оформляют результаты своих наблюдений и исследований, готовятся к защите проекта:

«Географы», «историки» готовят презентации, «архитекторы» и «биологи» - макеты. Руководители групп оказывают техническую помощь.

Результаты исследования группы учащихся по проекту Река Яуза(презентация)

К защите учащиеся всех групп готовят вопросы для викторины по содержанию своего выступления.

Для развития самостоятельности и взаимодействия в ходе проектной деятельности используются листы планирования работы в группе, самооценивание продвижения групп по проекту, самооценивание продуктов проекта .

3 неделя (1 час – защита проекта)

Учащиеся защищают свои работы, пытаются ответить на основополагающий вопрос. Учащиеся проводят викторину, используя подготовленные заранее кроссворды, ребусы, загадки по теме своего исследования.

Рефлексия работы над проектом осуществляется через размышление о том, что удалось и не удалось сделать в данном проекте, какие вопросы необходимо обсудить, или раскрыть в будущих работах.

Разработано в рамках Тренинга по новому курсу программы Intel Обучение для будущего СВАО Москва июнь 2009

Осваиваем Macbook