Категория: Бланки/Образцы
Приложение 2 к Приказу Департамента социальной защиты населения города Москвы от 11 апреля 2003 г. N 188
О ГОСУДАРСТВЕННОМ УЧРЕЖДЕНИИ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРИЮТ ДЛЯ ДЕТЕЙ
И ПОДРОСТКОВ _________________ АДМИНИСТРАТИВНОГО ОКРУГА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Государственное учреждение Социальный приют для детей и подростков ____________ административного округа города Москвы (в дальнейшем именуется "Приют") является специализированным учреждением, входящим в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних города Москвы.
1.2. Приют осуществляет свою деятельность под руководством Управления социальной защиты населения ______________ административного округа города Москвы и Департамента социальной защиты населения города Москвы во взаимодействии с территориальными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, органами и учреждениями социальной защиты, здравоохранения, образования, внутренних дел, общественными, благотворительными организациями и другими учреждениями городской системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
1.3. Приют создан в соответствии с ______________________
Структурные подразделения Приюта создаются, реорганизуются и ликвидируются директором учреждения по согласованию с Управлением социальной защиты населения административного округа города Москвы.
1.4. В своей деятельности Приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, иными федеральными нормативными правовыми актами, Уставом города Москвы, законами города Москвы, иными правовыми актами города Москвы, постановлениями, приказами и указаниями Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамента социальной защиты населения города Москвы, Управления социальной защиты населения административного округа, а также настоящим Положением.
1.5. Приют является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, бюджетные и иные счета в банке и органах казначейства, печать со своим наименованием, необходимые для осуществления своей деятельности штампы, бланки и другие реквизиты.
1.6. Приют размещается в специально построенном или приспособленном здании с необходимыми помещениями, которые должны соответствовать санитарно-гигиеническим, противопожарным требованиям и требованиям охраны труда и располагать всеми видами коммунально-бытового устройства.
1.8. Правила внутреннего трудового распорядка Приюта утверждаются директором по согласованию с профсоюзным комитетом учреждения, а при его отсутствии - другим представительным органом учреждения.
2. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ПРИЮТА
2.1. Основной задачей Приюта является оказание экстренной социальной помощи несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
2.2. Для выполнения этой задачи Приют осуществляет следующие функции:
2.2.1. Выявление совместно с органами и учреждениями образования, здравоохранения, внутренних дел и другими организациями детей, нуждающихся в экстренной социальной помощи.
2.2.2. Обеспечение временного проживания несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
2.2.3. Оказание социальной, психологической и иной помощи несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) в ликвидации трудной жизненной ситуации, восстановлении социального статуса несовершеннолетних в коллективах сверстников по месту учебы, работы, жительства, содействие возвращению несовершеннолетних в семьи.
2.2.4. Обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних.
2.2.5. Организация медицинского обслуживания и обучения несовершеннолетних, находящихся в Приюте.
2.2.6. Содействие органам опеки и попечительства в устройстве несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей.
2.2.7. Уведомление родителей несовершеннолетних или их законных представителей, органов опеки и попечительства о нахождении несовершеннолетних в Приюте.
2.2.8. Решение вопроса о возвращении детей родителям или их законным представителям, осуществление перевозки несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей.
2.2.9. Решение вопроса о возвращении несовершеннолетних, самовольно ушедших из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, представителям указанных учреждений.
2.2.10. Осуществление мероприятий по повышению качества обслуживания, внедрение в практику прогрессивных форм и методов социальной реабилитации детей и подростков.
2.2.11. Подготовка и повышение квалификации сотрудников учреждения, организация проведения аттестации.
2.2.12. Обеспечение в соответствии с действующим законодательством организации бухгалтерского учета, а также целевого использования и сохранности денежных средств и материальных ценностей.
2.2.13. Участие в подготовке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
2.2.14. Участие в привлечении различных организаций к решению вопросов оказания социальной помощи несовершеннолетним.
2.2.15. Другие функции в соответствии с нормативными и правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЮТА
3.1. В Приют круглосуточно принимаются дети и подростки в возрасте от 3 до 18 лет:
- оставшиеся без попечения родителей или законных представителей;
- проживающие в семьях, находящихся в социально опасном положении;
- заблудившиеся или подкинутые;
- самовольно оставившие семью, самовольно ушедшие из образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или других детских учреждений, за исключением лиц, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
- не имеющие места жительства, места пребывания или средств к существованию;
- оказавшиеся в иной трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в социальной помощи или реабилитации.
3.2. Несовершеннолетние находятся в Приюте в течение времени, необходимого для оказания им экстренной социальной помощи и решения вопросов их дальнейшего устройства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.3. Основаниями помещения в Приют являются:
- личное обращение несовершеннолетнего;
- заявление родителей несовершеннолетнего или его законных представителей с учетом мнения несовершеннолетнего, достигшего десяти лет, за исключением случаев, когда учет мнения несовершеннолетнего противоречит его интересам;
- направление органа социальной защиты населения или согласованное с ним ходатайство должностного лица органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- постановление лица, производящего дознание, следователя, прокурора или судьи в случаях задержания, ареста или осуждения родителей или законных представителей несовершеннолетнего;
- акт оперативного дежурного отдела внутренних дел о необходимости помещения несовершеннолетнего в Приют.
3.4. В Приют не могут быть помещены дети и подростки, находящиеся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, совершившие правонарушения и преступления, а также с явными признаками обострения психического заболевания и с заболеваниями, требующими активного медицинского вмешательства.
3.5. Несовершеннолетние содержатся в Приюте на полном государственном обеспечении.
3.6. В Приюте могут быть образованы приемное отделение, отделение социальной реабилитации, отделение социально-правовой помощи и перевозки несовершеннолетних, социальная гостиница, семейные воспитательные группы, а также иные подразделения, необходимые для реализации его функций.
3.7. В Приюте образуются реабилитационные группы, объединяющие детей и подростков с учетом возраста, формы и степени их социальной дезадаптации. Количество детей в группе устанавливается от 5 до 10 человек.
3.8. Деятельность реабилитационных групп осуществляется на основе групповых программ социальной реабилитации, учитывающих индивидуальные программы реабилитации несовершеннолетних.
4. ИМУЩЕСТВО И ФИНАНСЫ ПРИЮТА
4.1. Приют содержится за счет средств городского бюджета.
4.2. Источником финансирования могут являться также внебюджетные средства, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, а также другие законные поступления.
4.3. Приют владеет и пользуется имуществом, переданным ему в оперативное управление в пределах, установленных законом, в соответствии с целями его деятельности, и несет ответственность за его сохранность и эффективное использование по назначению.
4.4. Здания и помещения, в которых располагается Приют, являются собственностью г. Москвы, находятся во владении и пользовании на праве оперативного управления и не могут сдаваться в аренду или отдаваться в залог.
4.5. Приют не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом, приобретенным за счет средств, выделенных ему по смете.
4.6. Финансово-хозяйственная деятельность осуществляется в соответствии с утвержденной сметой расходов.
4.7. Имущество и денежные средства Приюта отражаются на его балансе и используются в соответствии с настоящим Положением и действующим законодательством.
4.8. Приют осуществляет предусмотренную действующим законодательством бухгалтерскую, статистическую и иную отчетность.
4.9. Контроль за деятельностью Приюта осуществляют Управление социальной защиты населения административного округа города Москвы, Департамент социальной защиты населения города Москвы.
5. УПРАВЛЕНИЕ ПРИЮТОМ
5.1. Приют возглавляет директор, назначаемый и освобождаемый от должности начальником Управления социальной защиты населения административного округа по согласованию с Департаментом социальной защиты населения города Москвы.
5.2. Директор Приюта имеет заместителей, назначаемых и освобождаемых от должности директором Приюта по согласованию с Управлением социальной защиты населения административного округа. Распределение обязанностей между заместителями осуществляется директором Приюта.
5.3. Директор Приюта:
5.3.1. Несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Приют задач и осуществление им своих функций.
5.3.2. Руководит деятельностью Приюта на основе единоначалия.
5.3.3. Действует от имени Приюта и представляет его во всех государственных, общественных и других учреждениях, организациях, судебных и арбитражных органах.
5.3.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми сотрудниками Приюта.
5.3.5. Утверждает положения о структурных подразделениях Приюта и должностные инструкции сотрудников.
5.3.6. Осуществляет подбор, расстановку кадров, организует проведение аттестации работников и повышение их квалификации.
5.3.7. Назначает и освобождает от должности работников Приюта и применяет к ним меры поощрения и дисциплинарного воздействия.
5.3.8. Составляет и утверждает штатное расписание Приюта в пределах установленного фонда оплаты труда, определенного по штатным нормативам.
5.3.9. Составляет и представляет на утверждение в Управление социальной защиты населения административного округа смету расходов Приюта.
5.3.10. В пределах своей компетенции распоряжается финансовыми средствами и имуществом Приюта.
5.3.11. Обеспечивает соблюдение штатно-финансовой дисциплины, рациональное и целевое использование денежных средств и сохранность вверенного имущества.
5.3.12. Несет ответственность за организацию бухгалтерского учета, правильность и своевременность составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
5.3.13. Заключает договоры с организациями различных форм собственности.
5.3.14. Осуществляет другие не противоречащие закону действия в соответствии с задачами и функциями Приюта.
5.4. Директор и все сотрудники Приюта за время нахождения в нем несовершеннолетних несут ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность, обязаны защищать их личные и имущественные права и интересы.
5.5. В Приюте может создаваться попечительский совет для решения различных проблем обеспечения его деятельности.
6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
6.1. Изменения и дополнения в настоящее Положение вносятся приказом Департамента социальной защиты населения города Москвы.
6.2. Реорганизация, ликвидация Приюта осуществляются в установленном порядке в соответствии с действующим законодательством.
Фото с места пожара
В Кунгурском районе перед судом предстала директор социального приюта в селе Березовка. Ей предъявлены обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшем по неосторожности смерть двух человек.
Женщина с 2007 года занимала пост директора в учрежденной ею же автономной некоммерческой организации «Социум» в Березовском районе. Как следует из материалов дела, АНО предоставляла социальные услуги без обеспечения проживания и с проживанием, а также посреднические услуги при покупке, продаже и аренде жилого и нежилого недвижимого имущества. Директор при этом не соблюдала при ведении бизнеса правила пожарной безопасности, люди размещались в нежилых зданиях, не оборудованных на случай пожара.
В результате в деревянном доме в селе Березовка, где был организован временный приют, ночью 5 июня 2016 года произошел пожар из-за непотушенной сигареты. В огне погибли двое мужчин, которым было 63 и 61 год. Следствие также установило, что еще 18 человек, нашедшие приют в «Социуме», были поставлены в опасные для жизни и здоровья условия. Потерпевшим по уголовному делу признан 21 человек.
Кунгурский межрайонный следственный отдел СУ СКР по Пермскому краю потребовал от территориального управления № 3 Минсоцразвития Пермского края устранить нарушения в работе, способствующие совершению преступления. К дисциплинарной ответственности привлечены шесть человек.
Суд признал директора социального приюта виновной и назначил ей наказание в виде 1 года и 6 месяцев колонии общего режима, сообщает пресс-служба СУ СКР по Пермскому краю.
Компанию «Т Плюс» оштрафовали за нелегальную свалку в деревне ХмелиПри использовании материалов ссылка на портал «В курсе.ру» обязательна, цитирование допускается с разрешения редакции. Для сетевых изданий обязательна активная гиперссылка на сайт v-kurse.ru
Свидетельство о регистрации СМИ ЭЛ №77-60832 от 25.02.2015 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникации. Учредитель ООО "АктивМедиа". Адрес редакции: 614010, Пермский край, г. Пермь, ул.Куйбышева, д.95. Управляющий: Мардер Тимур Яковлевич. Главный редактор: Гладких Анна Михайловна. Возрастное ограничение: 16+.
Глава 1 Организация социальной работы в условиях приюта 6
1.1.Понятие приюта 6
1.2. Детский приют как социальная служба 8
Глава 2. Методика работы социального работника в социальных приютах. 15
2.1 Взаимообусловленность профессиональной деятельности в социальном приюте и личности специалиста социальной работы 15
2.2 Организация работы социального приюта в составе СПЦ 18
Список литературы 25
Актуальность темы курсовой работы во многом обусловлена тем, что социально- экономические и политические проблемы жизни современного общества значительно расширяют спектр социально – педагогических проблем семей. Среди них наиболее остро проявляются: нарушение структуры и функции семьи, падение её жизненного уровня, ухудшение условий содержания детей, нарастание психоэмоциональных перегрузок у родителей, и как следствие, жестокое обращение с детьми. Заметное снижение уровня социальных гарантий для детей в этих условиях, а также дистанцирование школы от детей с трудными судьбами и значительные изменения в ценностных ориентациях общества, усиливают влияние асоциальных факторов в подростковой микросреде.
В обществе в последнее десятилетие возникла значительная по своим масштабам категория детей, которые находятся в статусе «ничейных». Часто они живут под одной крышей с родителями, но связи их с семьёй носят деструктивный характер или разрушены. Родительская семья нередко не только не выполняет по отношению к ним свои функции, но даже становится фактором, деформирующим их социальное и индивидуальное развитие.
Отсутствие должного ухода и содержания, пренебрежение интересами и потребностями ребенка, жестокое обращение создают реальную угрозу его здоровью, интеллектуальному и нравственному развитию.
Сложившаяся ситуация требует от специалиста социальной работы переосмысления целей, ценностей, и мотивов его деятельности. Необходимо повышение эффективности средств и методов социальной работы с возрастающим числом детей, имеющих проблемы.
В этих условиях активно развивается система государственных учреждений для детей, лишенных попечения родителей, которая сегодня включает социально-реабилитационные центры и социальные
Интенсивное развитие сети специализированных учреждений в системе социальной защиты и всё возрастающее число детских проблем социально-педагогического свойства, существенно обострили востребованность научно-методического обеспечения социальной компоненты реабилитационной работы специалистов социальной работы этих учреждений.
Цель данной работы – раскрыть методики работы социальных работников в социальных приютах.
Реально действующая модель социально-педагогической коррекции поведения детей в условиях специализированного учреждения в значительной мере оптимизирует деятельность специалистов и позволяет формировать развивающее воспитательное пространство, адекватное требованиям конкретной стадии формирования личности ребёнка.
Задачи курсовой работы: В соответствии с указанной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:
Раскрыть основы организация социальной работы в условиях приюта;
Указать на методики работы социальных работников в социальных приютах.
Объект исследования – процесс социальной работы.
Предмет исследования – дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, оказавшиеся вне естественного семейного социума и временно находящихся в условиях специализированного учреждения.
Сегодня на проблемы детей ориентирована деятельность многих социальных институтов, а в системе социальной защиты сама практика определила организующим центром специализированные учреждения, в работе которых объективно возникла социально-педагогическая функция. Существующие интернатные учреждения оказались не готовыми в полной мере решать проблемы детей и их родителей, так как не могут обеспечить системную социально-педагогическую реабилитационную работу в детской и семейной среде.
Глава 1 Организация социальной работы в условиях приюта Понятие приютаПриют - государственное специализированное учреждение системы социальной защиты населения, новая форма помощи детям - сиротам и детям, оказавшимся в трудной ситуации. Приюты создаются также общественными организациями. Приют - учреждение временного пребывания ребенка. Главными задачами сотрудников приюта являются: оказание детям психолого-педагогической поддержки, их социализация, а также - определение дальнейшей судьбы ребенка. Вид помощи, оказываемой в приюте, зависит от типа приюта.
Приют общего типа (открытый) основан на принципе добровольности. Ребенок сам определяет время своего пребывания в приюте. Состав и возраст детей, находящихся в приюте общего типа, набор предоставляемых (по желанию ребенка) консультаций, определяется организаторами конкретного приюта.
Приют диагностического типа является местом круглосуточного пребывания ребенка с соответствующими целями. Такой приют в основном рассчитан на детей, недавно оставшихся без попечения родителей, из кризисных семей, на детей, сбегающих из интернатных учреждений. Основной задачей приюта данного типа является диагностика наличной ситуации, в которой находится ребенок, и определение его дальнейшей судьбы. В подобные приюты ребенка чаще всего определяют органы опеки, социальные работники, специалисты интернатных учреждений.
Рассмотрим социальный приют для детей и подростков (в дальнейшем приют), который является учреждением государственной системы социальной защиты населения, осуществляющим на территории региона (области) социальную медико-психологическую помощь и поддержку несовершеннолетним, оказавшимся в сложной жизненной ситуации.
Приют создается постановлением администрации региона или муниципального образования по представлению управления социальной защиты населения и осуществляет свою деятельность под его руководством.
В своей деятельности приют руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, указами и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Декларацией ООН о правах ребенка, законами области, иными нормативными правовыми актами.
Основными задачами приюта являются:
реализация прав ребенка на защиту и помощь со стороны государства и общества;
профилактическая работа по предупреждению безнадзорности и социального сиротства, оказание помощи при ликвидации трудной жизненной ситуации;
предоставление детям и подросткам временного проживания до определения, совместно с органами опеки и попечительства наиболее оптимальных форм их жизнеустройства;
обеспечение несовершеннолетних квалифицированной медико-социальной помощью.
В структуре приюта обычно создаются следующие отделения: · отделение реализации программ социальной реабилитации и другие.
В соответствии со своими задачами Приют:
предоставляет временное проживание детям и подросткам в возрасте от трех до четырнадцати лет, оставшимся без попечения родителей и нуждающихся в срочной помощи государства, сроком до шести месяцев;
обеспечивает право несовершеннолетних:
на переписку и встречу с родными и близкими, представителями органов исполнительной власти и заинтересованных ведомств;
·на получение посылок и передач;
·оказывает первую доврачебную помощь и проведение санитарной обработки;
оказывает комплексную медико-социальную помощь и содействие органам опеки и попечительства в устройстве детей и подростков в интернатное учреждение, семью и так далее;
выявляет и анализирует причины, обусловившие социальную дезадаптацию детей и подростков;
разрабатывает и реализует программы социальной реабилитации детей и подростков, включающие комплекс мероприятий, направленных на вывод из трудной жизненной ситуации.
Несовершеннолетнему, оставшемуся без попечения родителей, предоставляется полное государственное обеспечение.
1.2. Детский приют как социальная службаПоскольку время пребывания детей в приюте ограничено, перед социальным педагогом стоит сложная задача за короткий срок погасить кризисные состояния ребенка, конфликт с семьей, приобщить ребенка к учебе, вовлечь в труд, организовать лечение, определить его будущее. Вот почему особенно важно расположить ребенка к себе, создать атмосферу участия, тепла и заботы.
Если малыши с трудом забывают о семье, то подросток о семье не скучает, старается реализовать себя, утвердиться среди ребят. Социальный педагог должен проявить понимание, доброжелательность, но убедить подростка в необходимости изменить свою жизнь. Он должен уметь оказать первую медицинскую, психологическую и юридическую помощь.
Подростки, поступившие в приют, отличаются крайней психологической неуравновешенностью. Часто после первой недели «бегунки» оставляют приют, чтобы продолжать свои скитания. Социальному педагогу необходимо владеть некоторыми психологическими приемами, чтобы убедить подростка остаться в приюте, поверить новым взрослым.
Перед социальным педагогом стоит одновременно ряд задач: создать для ребенка домашнюю обстановку в приюте, установить взаимодоверие с ним, научить соблюдать нормы общежития, направить на путь самоанализа, самовоспитания. В осуществлении реабилитации подростка педагогу помогают прочие работники приюта: врач, психолог, юрист, хозяйственник, воспитатели.
У каждого ребенка своя судьба, свои проблемы, поэтому изучение каждого ребенка является главным при его поступлении в приют.
Особенность социального приюта состоит в том, что он осуществляет профилактику социального сиротства, детской преступности и безнадзорности, защиту прав детей, обеспечивает социальную, педагогическую, психологическую и медицинскую реабилитацию несовершеннолетних.
Чтобы работа по оказанию помощи была эффективной, необходимо четко организовать деятельность всех сотрудников приюта. Главная роль в организации этой работы отводится социальному педагогу.
При поступлении ребенка в приют на каждого ребенка заводится «Карта реабилитации воспитанника детского социального приюта», в которой отражается вся работа по реабилитации несовершеннолетнего.
Первый этап в работе с детьми – изучение их документов, беседы с ними, с социальными педагогами школ и детских садов, инспекторами ИДН, т.е. с теми людьми, которые доставляли ребенка в приют. Это могут быть и посторонние взрослые люди, которые решили помочь ребенку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Данные заносятся в карту.
Далее разрабатывается «Программа первичного обследования семьи и ребенка». Ее составляют социальные педагоги, психолог, медицинский работник и заместитель директора СПЦ. Социальный педагог отражает в ней акции и мероприятия по проведению социального расследования.
проведение бесед с родителями, родственниками, педагогами учреждений образования, инспекторами ИДН, сотрудниками ПНД, КДН, детской поликлиники и т.д. для получения более точной информации о ребенке и его семье;
обследование жилищно-бытовых условий проживания несовершеннолетнего;
составление «Карты сети социальных контактов», «Карты зависимостей», различных анкет, которые дают более полное представление о той ситуации, в которой оказался ребенок;
наблюдение за ребенком в адаптационный период.
Следующим важным этапом в работе является проведение педагогических консилиумов. Их организацией занимается социальный педагог: он назначает время проведения, приглашает участников, ведет протокол консилиума. Педагогический консилиум, на котором разрабатывается программа реабилитации семьи, родителей, родственников несовершеннолетнего и всех заинтересованных лиц. Специалисты СПЦ пришли к выводу, что первый консилиум необходимо проводить как можно раньше, через 3-5 дней после поступления ребенка в приют.