Руководства, Инструкции, Бланки

радиостанция баклан-20 руководство img-1

радиостанция баклан-20 руководство

Категория: Руководства

Описание

Ан-26 РЛЭ 2001

/ Ан-26 РЛЭ 2001

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

При пролете радиомаяка VOR1 (VOR2) стрелки на РМИ и УШУ меняют показания на 180°.

При пролете над маршрутным маркерным радиомаяком срабатывает световая и звуковая сигнализация.

Для индикации на КППМ всех членов экипажа показаний только радиомаяка VOR1 (VOR2) установить переключатель « Курс МП. Совм .-1-2» в положение «1» («2»).

Примечания: 1. Включать электропитание аппаратуры не позже чем за 1 мин до использования ее в полете.

2. При выпавших бленкерах « К » и « Г » на КППМ и негорящих светосигнализаторах « К 1» (« К 2») и « Г 1» (« Г 2») на СР пользоваться аппаратурой запрещается.

3. При полете в режиме VOR на частоте 117,95 МГц необходимая для нормальной работы аппаратуры отстройка радиостанций составляет 0,6 МГц для УКВ -1 и 1,5 МГц для УКВ -2.

4. При посадке по системам ILS или СП включать КВ - радиостанцию в режим передачи не рекомендуется.

Неисправности и действия экипажа

1. Выпадают сигнальные флажки « К » на КППМ пилотов и не загорается светосигнализатор « К 1» на СР при полетах по радиомаякам VOR или возникают сомнения в исправности полукомплекта № 1 < № 2).

- проверить полукомплект № 1 ( № 2) в режиме встроенного контроля. Если не выполняются требования проверки. отключить электропитание полукомплекта № 1 ( № 2);

- для продолжения полета использовать исправный полукомплект.

2. Выпадают сигнальные флажки « К » и ( или ) « Г » на КППМ пилотов и не загораются светосигнализаторы « К 1» (« К 2») и ( или ) « Г 1» (« Г 2») на СР при выполнении инструментальной посадки.

- продолжать заход на посадку по исправному полукомплекту ; - отключить электропитание неисправного полукомплекта во время посадки или сразу же после посадки.

3. Имеется расхождение информации на КППМ левого и правого пилотов. Гаснет подсвет светосигнальных табло на ПУ.

- продолжать полет. используя информацию КППМ штурмана.

7.11.8. ИЗДЕЛИЕ «023М» («020М»)

Питание изделия осуществляется от сети постоянного тока напряжением 27 В и сети переменного тока напряжением 115 В 400 Гц.

Для включения изделия необходимо.

- включить АЗС «023 М » («020 М ») на щите радиста ;

- установить выключатель на пульте управления изделием в положение « Питание ».

7. Стр. 168 Сент. 18/01

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

При этом загорится светосигнализатор « Код. вкл », а через 10-20 с и светосигнализатор « Контр. пит ».

После этого станция готова к работе. Использование изделия в полете производится в соответствии с инструкцией по эксплуатации изделия.

Выключение изделия осуществляется после полета в последовательности. обратной включению.

7.12. РАДИОСВЯЗНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

7.12.1. САМОЛЕТНОЕ ПЕРЕГОВОРНОЕ УСТРОЙСТВО СПУ-7

1. На рабочем месте каждого члена экипажа установлен абонентский аппарат самолетного переговорного устройства СПУ -7, которое обеспечивает.

- внутрисамолетную связь между членами экипажа ;

- подключение авиагарнитур АГ -2 командира воздушного судна. второго пилота. штурмана

и бортрадиста к радиостанциям для внешней связи и к приемникам радиокомпасов АРК - УД. АРК -11 № 1 и 2 и системе РСБН -2 С для прослушивания позывных наземных приводных и аварийных радиостанций и маяков РСБН.

2. При внутрисамолетной связи обеспечивается.

- связь между абонентами по двум раздельным сетям «1» и «2». Переключение абонентов с одной сети на другую осуществляется переключателем « Сеть » (1, 2). Основная работа всех абонентов производится по сети 1;

- одновременный прием сигналов внутрисамолетной и внешней связи. при этом по желанию абонента одна из них может прослушиваться с пониженной громкостью. Выбор основной связи производится переключателем « СПУ - Радио ». Регулировка

громкости сигналов прослушиваемой и основной связей осуществляется рукоятками « Громкость » (« Просл » и « Общая »);

- циркуляционный ( одновременный ) вызов всех абонентов при нажатой кнопке

Включение питания ларингофонов ( микрофонов ), при внутрисамолетной связи производится с помощью кнопки СПУ. расположенной на рабочем месте абонента.

3. При техническом обслуживании самолета число абонентов внутрисамолетной связи может быть увеличено за счет подключения авиагарнитур к дополнительным разъемам. установленным на этажерке в хвостовом отсеке рядом с кнопкой СПУ и на левой носовой части фюзеляжа. в районе шп. № 1 и 2 в лючке СПУ.

4. Подключение авиагарнитур членов экипажа к связным радиостанциям и радионавигационным приемникам производится переключателем радиосвязей ( рис. 7.11-1), который имеет следующие положения.

« УКР » - радиостанция Р -802 ГМ № 1; « СР » - средневолновый блок СВБ -5 и приемник УС -8 К ;

« КР » - радиопередатчик Р -836 и приемник УС -8 К или радиостанция « Микрон »; « ДР » - радиостанция Р -802 ГМ № 2; « РК -1» - приемник радиокомпаса АРК -11 № 1;

« РК -2» - приемник радиокомпаса АРК - П № 2 и система РСБН -2 С при установке

7. Стр. 169 Сент. 18/01

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

переключателя « АРК № 2 - РСБН -2 С » в положение « РСБН -2 С ».

Кроме того. через СПУ -7 в телефоны пилотов. штурмана и бортрадиста подаются следующие сигналы.

- радиовысотомера РВ -4 независимо от положения переключателя радиосвязи на абонентском аппарате ;

- радиокомпаса АРК - УД при включении выключателя « Прослуш. АРК - УД ».

5. Включение питания микрофонов ( ларингофонов ) и пуск передатчиков радиостанций внешней связи при работе в телефонном режиме производятся кнопками « Радио », которые расположены на штурвалах пилотов и в ножной тангенте бортрадиста и штурмана.

6. Питание СПУ -7 осуществляется от аварийной шины системы электроснабжения постоянного тока через два АЗС -2 « СПУ -7» ( № 1 и 2), расположенные на панели бортрадиста. Включение питания производится указанными АЗС.

7. При предполетной подготовке СПУ -7 необходимо проверить.

- выход абонента на внутреннюю и внешнюю связи ;

- переход с внешней связи на внутреннюю и обратно ;

Рис. 7.12-1. Абонентский аппарат переговорного устройства СПУ -7

7.12.2. СВЯЗНАЯ КВ И СВ-РАДИОСТАНЦИЯ

1. Связная КВ и СВ - радиостанция работает в телефонном и телеграфном режимах и предназначена для связи с диспетчерскими пунктами УВД. расположенными вне зоны действия УКВ - радиостанций. и

7. Стр. 170 Сент. 18/01

РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ВС МААК «УРГА»

для оперативной связи с диспетчером УВД при выходе из строя УКВ - радиостанций.

В состав КВ и СВ - радиостанции входят.

а ) радиопередатчик Р -836 с дистанционными пультами управления. которые обеспечивают автоматическую перестройку на любую из 18 заранее настроенных и зафиксированных частот в диапазоне от 1,5 до 24 МГц. Время автоматической перестройки с одной заранее настроенной и зафиксированной частоты на другую не превышает 20 с. Дистанционные пульты управления установлены на правом пульте пилотов и рабочем месте бортрадиста. При работе в режиме ТЛГ используется телеграфный ключ из комплекта средневолнового блока СВБ -5. Микрофонные и пусковые цепи радиопередатчика подсоединены к СПУ -7. При работе радиопередатчика загорается светосигнальное табло « Раб. ПРД. – КВ - СВ » на средней приборной доске пилотов и приборной доске штурмана ;

б ) средневолновый блок СВБ -5, работающий в средневолновом диапазоне частот от 350 до 500 кГц. Пульт управления с телеграфным ключом установлены на столе бортрадиста. Микрофонные и пусковые цепи блока СВБ -5 подсоединены к СПУ -7. При работе блока СВБ -5 загорается светосигнальное табло « Раб. ПРД. КВ - СВ » на средней приборной доске пилотов и приборной доске штурмана.

в ) радиоприемник УС -8 К с дистанционным управлением. работающий в коротковолновом и средневолновом диапазонах частот 2,1-20 МГц и 230-500 кГц соответственно. Пульты управления установлены на правом пульте пилотов и на рабочем месте бортрадиста. При работе радиопередатчика Р -836 или СВБ -5 антенный вход радиоприемника УС -8 К замыкается на корпус. Телефонные цепи приемника подсоединены к СПУ -7.

2. Передача управления радиоприемником УС -8 К осуществляется с помощью кнопки « Перек. пульт », установленной на пультах управления приемником.

Передача управления радиопередатчиком Р -836 и блоком СВБ -5 осуществляется с помощью переключателя « Оператор (1-2)», установленного на пультах управления Р -836. Для работы второму пилоту или бортрадисту переключатель необходимо установить в положение «1» или «2» соответственно.

3 Питание КВ и СВ - радиостанции осуществляется от следующих систем электроснабжения.

- постоянного тока через АЗС -15 « ПРД - КВ », АЗР -30 « ПЕД - СВ » на приборной панели бортрадиста и АЗС -2 « ПРМ - КВ » на щитке АЗС ;

- переменного тока 115 В через предохранители СП -20 « ПРД - КВ » и СП -5 « ПРМ - КВ » на панели предохранителей переменного тока.

На блоках радиостанции установлены предохранители.

в радиопередатчике Р -836 - 6 шт.

в пульте управления радиоприемника УС -8 К - 2 шт.

в средневолновом блоке СВБ -5 - 4 шт.

Включение питания радиостанции производится.

радиопередатчика Р -836 - АЗС -15 « ПРД - КВ »; средневолнового блока СВБ -5 - АЗР -30 « ПЕД - СВ »;

радиоприемника УС -8 К - переключателем режимов работы на пульте управления. который устанавливается в любое положение. кроме « Выкл ».

При включении питания загорается светосигнализатор « Вкл » на подключённом дистанционном пульте

7. Стр. 171 Сент. 18/01

7.13. ОСВЕТИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

1. Аэронавигационное осветительное оборудование включает аэронавигационные огни ( АНО ), работающие в постоянном режиме. и два проблесковых маяка ОСС -61 ( на киле и на нижней части фюзеляжа ).

Питание АНО осуществляется от аварийной шины системы электроснабжения постоянного тока через АЗР -10 « АНО ».

АНО включаются выключателем АНО на средней приборной доске пилотов.

Питание проблескового маяка осуществляется от системы электроснабжения постоянного тока через два АЗС « Проблесковый маяк ( Верхн. Нижн .)» на щитке АЗС. Проблесковый маяк включается выключателем « Проблесков. маяк » на средней приборной доске пилотов.

7. Стр. 177 Сент. 18/01

Другие статьи

Баклан-5 и Баклан-20

Бортовые радиостанции УКВ-диапазона Баклан-5 (Баклан-20). предназначены для обеспечения радиосвязью в симплексном режиме экипажей самолетов, вертолетов между собой и с диспетчерами наземных служб управления воздушным движением. Управление радиостанциями и установка требуемой частоты производится при помощи пульта дистанционного управления. Радиостанции соответствуют требованиям международных норм ИКАО и нормам летной годности НЛГС-3 (ЕИЛГ-С).

Изготавливались заводом "электросигнал", г.Новосибирск.

Общие
Диапазон частот: 118 - 135.975 МГц
Шаг сетик частот: 8.33 / 25 кГц
Нестабильность частоты: не более 0.001%
Высотность: 14 000 м
Диапазон рабочих температур: -54

+55 °С
Напряжение питания: 24 - 29.4 В

Потребляемая мощность:
• прием 30 Вт
• передача (Баклан-5) 85 Вт
• передача (Баклан-20) 180 Вт

Габаритные размеры:
• приемопередатчик: 370 х 128 х 90 мм
• рама амортизационная на 1 п/п: 410 х 134 х 125 мм
• рама амортизационная на 2 п/п: 410 х 270 х 125 мм
• пульт д/у: 102 х 146 х 64 мм
• дополнительный УНЧ: 66 х 126 х 40 мм

Вес:
• приемопередатчик: 4 кг
• рама амортизационная на 1 п/п: 1.15 кг
• рама амортизационная на 2 п/п: 2.3 кг
• пульт д/у: 0.55 кг
• дополнительный УНЧ: 0.3 кг

Передатчик
Выходная мощность
• 5 Вт (Баклан-5)
• 16 Вт (Баклан-20)

Приемник
Чувствительность: не хуже 2.5 мкВ

Модернизация радиостанции Баклан-5

Модернизация радиостанции "Баклан-5"

Модернизации подвергалась авиационная радиостанция "Баклан-5". Цель модернизации - использование радиостанции для любительской радиосвязи в диапазоне 144-146 МГц.

Описываемая мной методика применима и к радиостанциям "Баклан-20", "Баклан-5Ш", "Баклан-20Ш", "Баклан-РН".

Эта радиостанция в процессе производства подвергалась модернизации самим изготовителем и выпускалась в различных модификациях. В сети Интернет на различных сайтах представлено в основном описание одной модификации. Его можно скачать здесь:
  1. baklan_5.rar
  2. Baklan_RTYE_RTO.pdf

Несколько отличающееся описание находится на сайте http://radioair.ru/baklan.html

Другая модификация, значительно отличающаяся от предыдущих описана в книге Швед А.П. и др. Самолетное радиооборудование связи. Учеб. пособие. - М. Радио и связь, 1995. Скачать эту книгу можно здесь Shved.pdf

Некоторую дополнительную информацию по радиостанции можно найти в следующих источниках:
  1. Радиостанция "Баклан-РН". Техническое описание и инструкция по эксплуатации. ИЖ1.101.019 ТО.
    1. http://www.cqham.ru/ftp2/dw.php?tdoc_baklan_rn.djvu
    2. http://www.radioscanner.ru/files/civil/file3356/
  2. Вертолет Ми-8Т. Дополнение для вертолетов, оборудованных радиостанциями "Ядро-1А" и "Баклан-20". Mi-8_dop_YADRO_BAKLAN.pdf
  3. Дополнение к инструкции по технической эксплуатации самолета ИЛ-76Т(ТД). Для самолета ИЛ-76Т(ТД), оборудованного радиостанциями "Баклан-20Д" с сеткой частот 8,33/25 кГц. 1999 г. tehavia211.pdf
  4. Жаворонков В.П. Радиоэлектронное оборудование самолета Ту-154М и его летная эксплуатация. - М.:АО "МЕНАТЕП-ИНФОРМ", 1995. 26_1-252.pdf
  5. Радиосвязное и радионавигационое оборудование. 640_ao.doc

Мне достался экземпляр 1981 г.в. по схемотехнике наиболее близкий к тому, что описан в книге Швед А.П. Амортизационная рама и пульт управления к сожалению отсутствовали.

Электропитаниние радиостанции должно осуществляться постоянным напряжением 27 В. Потребляемая мощность (для Баклан-5) 85 Вт. Источник питания с такими характеристиками можно изготовить самостоятельно по известным схемам или использовать готовый. Я применил промышленный блок питания БПС-24/1 предварительно увеличив его выходное напряжение до необходимых 27 В.

Так как в большинстве случаев радиолюбителю достаются радиостанции уже бывшие в эксплуатации, то следующим этапом должна быть проверка ее работоспособности. Сделать это можно принимая сигналы воздушных судов или наземных станций авиационных служб. Так например в г. Новосибирске хорошо прослушиваются сигналы на частоте 127,4 МГц (службы аэропорта "Толмачево") даже на простейшую антенну в виде 0,5 м провода,воткнутого непосредственно в антенный разъем радиостанции. Для других населенных пунктов узнать значения используемых частот можно здесь http://www.radioscanner.ru/bands/ussr/

Выполнять проверку передатчика, излучая сигнал в эфир - нельзя, так как его диапазон частот находится за пределами разрешенного радиолюбителям участка 144-146 МГц и можно создать проблемы авиационным службам. Для проверки передатчик следует нагрузить на неизлучающий эквивалент антенны сопротивлением 50 Ом. В простейшем случае это 4 резистора МЛТ-2 сопротивлением 200 Ом, включенные параллельно.

Обнаруженные при проверке неисправности следует найти руководствуясь описанием и принципиальными схемами и устранить. В моем случае были неисправны некоторые транзисторы стабилизаторов напряжения и микросхемы синтезатора частоты.

Для работы в участке 144-146 МГц необходимо:
  1. Перестроить синтезатор частоты таким образом чтобы в режиме передачи он выдавал сигнал той частоты, которая должна была быть в режиме приема и наоборот.
  2. Перестроить контуры преселектора приемника на зеркальный канал.
Согласно схемы одной из модификаций переключение частоты синтезатора осуществляется подачей напряжения на делитель R85, R86. С него сниманется напряжение на схему досчета У27-2 и У16-3. В режиме передачи формируется уровень логической единицы а в режиме приема - уровень логического нуля. В этой модификации возможно изменение режима работы синтезатора исключением из схемы инвертора У27-2 и включением его перед У16-3. В другой модификации радиостанции, описанной в книге Швед А.П. схема досчета содержит элементы У27-3 и У27-4, выполняющие те же функции. Соответственно для перестройки можно исключить инвертор У27-3 и включить его перед У27-4. Если ваш экземпляр радиостанции отличается от имеющихся схем, сложно найти эти инверторы или не хочется резать дорожки на плате можно поставить после делителя R85, R86 дополнительный инвертор. Для этого можно установить микросхему 136ЛН1 (шесть логических элементов “НЕ”) или 136ЛА3 (четыре логических элемента “2И-НЕ”), использовав только один элемент. Дополнительную микросхему удобно закрепить поверх одной из уже установленных на плате, соединив пайкой их общие выводы и выводы питания. Расположение микросхемы показано на фото.

Контуры преселектора можно перестроить предназначенными для этого подстроечными конденсаторами С1, С3, С11, С13 и С15. Для этого на вход приемника необходимо подать сигнал с частотой 145,250 МГц от ВЧ генератора или принимать сигнал другого трансивера имеющего цифровой синтезатор частоты (я использовал генератор Г4-116 и трансивер "Маяк" описание которого приведено на странице Модернизация радиостанции "Маяк" ). К гнезду Гн. 5 кассеты приемника (выход УПТ АРУ) подключается миливольтметр постоянного тока. Конденсаторы регулируются по минимальному показанию милливольтметра. При перестройке контура смесителя L7, С15, Д9, Д10 уровень сигнала можно контролировать на гнезде Гн. 3 высокочастотным вольтметром переменного тока (я пользовался В3-39 и Ц4352 с выносной детекторной головкой). Настройка контуров является достаточно острой. После длительной эксплуатации (или хранения) выводы конденсаторов могут окислиться и пропасть контакт между выводом и подвижной обкладкой. Этот деффект проявляется отсутствием реакции схемы на вращение подвижной пластины конденсатора. Такие конденсаторы следует заменить. Может возникнуть ситуация, когда настройка не удается по причине большой емкости в контуре. В этом случае можно заменить варикапы Д1-Д10 на другие с меньшей начальной емкостью. В своей радиостанции я сразу выполнил замену на КВ110А.

Микротелефонная гарнитура (МТГ) и дополнительный УНЧ радиостанции в моем случае отсутствовали. Литературный поиск по схемотехнике МТГ "Баклана" дал две статьи И.Подгорного EW1MM:
  1. И. Подгорный. НЧ тракт передающих устройств. – - Радиолюбитель КВ и УКВ, 1996, №1, стр.21.
  2. И. Подгорный. Микрофоны - Гарнитуры. Ссылки: http://www.cqham.ru/mic_ew1mm.htm и http://mic.at.ua/index/0-18

За основу конструкции я выбрал гарнитуру ГСШ-А-18Э. Схема этой гарнитуры содержит специфическую микросборку 04УН040-2. Считаю, что предложенный И. Подгорным вариант замены этой микросборки не совсем корректен. Мой вариант схемы приведен ниже на рисунке.

Для своей радиостанции я использовал электретный микрофон и внес в схему изменения. Схема моей гарнитуры приведена ниже.

Через резисторы R7,R8 подается постоянное напряжение, необходимое для работы электретного микрофона. Конденсатор C5 - блокировочный, устраняет самовозбуждение микрофонного усилителя через резисторы R7,R8 и микрофон. Емкость разделительного конденсатора C1 уменьшена до 0,1 мкФ для исключения эффекта "выплывания модуляции" по рекомендациям И. Подгорного и В. Бычковского.

В. Бычковский (UN7PPX). Электретный микрофон в радиостанции "Маяк". http://un7ppx.narod.ru/mod/majak3.htm

Увеличены емкости конденсаторв С2-С4 для ограничения сверху полосы модулирующих частот.

Схема дополнительного УНЧ радиостации содержит два трансформатора. Так как трансформаторы являются не очень технологичными изделиями я принял решение не повторять оригинальный УНЧ а заменить его УНЧ, выполненным по схеме радиостанции "Маяк" 16Р22В-1.

Для питания дополнительного УНЧ изготовлен стабилизатор напряжения +12 В. Входное напряжение для него снимается с 9го вывода (выход +15 В) платы блока питания радиостанции. Схемы стабилизаторов идентичны используемым в блоке питания радиостанции и приведены ниже. Второй стабилизатор на напряжение +16 В, изображенный на этом же рисунке, используется для системы ручной регулировки усиления (РРУ) и S-метра. Входное напряжение для него снимается с 17го вывода (выход +18 В) платы блока питания радиостанции.

Для комфортной работы в эфире в радиостанцию можно встроить ручную регулировку уровня порога включения/выключения системы подавления шума (ПШ); ручную регулировку усиления приемника (РРУ), предусмотрев возможность отключения системы АРУ; S-метр; электронный пульт управления с расширенными возможностями по управлению синтезатором частоты.

Для возможности регулировки порога системы ПШ из схемы приемника исключаются резисторы R31 и R36 и вместо них включаются последовательно постоянный резистор 30 кОм и переменный 10 кОм. Последний устанавливается в таком месте, чтобы было удобно его регулировать во время работы.

Система РРУ, S-метр и другие доработки показаны на общей схеме внешних подключений, приведенной ниже на рисунке.

В верхнем положении переключателя S1 включена система АРУ. В нижнем положении - АРУ отключена и усиление регулируется резистором R2. В схеме приемника разрываются соединения: между резистором R18 и конденсатором С18; между катодом диода Д11 и нижними (по схеме) выводами резисторов R26 и R33. Верхняя обкладка (по схеме) конденсатора С18 соединяется с нижними выводами R26 и R33. Стрелка микроамперметра устанавливается на нуль подстроечным резистором R2 стабилизатора напряжения, а чувствительность прибора регулируется подбором сопротивления резиcторов R13 и R14.

Штатный пульт управления радиостацией наверное не так уж и плох, но в моем случае он просто отсутствовал. Повторить его конструкцию по имеющимся схемам в принципе не сложно. Однако для проведения любительских связей он не очень удобен, так как имеет минимальные возможности по управлению синтезатором частоты. Такие достаточно полулярные для радиолюбителей режимы как работа с репитерами, работа с произвольным разносом частот, сканирование по диапазону частот, запоминание выбранных частот, поочередное прослушивание двух частот и некоторые другие - в нем не предусмотрены.

Литературный поиск привел меня к статье: Ю. Голиков (UK8AAU). Пульт управления радиостанцией "Баклан". Журнал "Радиохобби" №5, 2000г. Разработанная им схема электронного пульта обладает на мой взгляд всеми необходимыми функциями. Оригинальный текст статьи можно скачать по ссылке rh2000.zip. Авторский вариант статьи pult.zip. Файлы прошивки можно скачать на сайте редакции журнала "Радиохобби" или здесь bs2.zip .

В процессе изготовления этого пульта мной был выявлен ряд ошибок (или опечаток) в опубликованных в журнале схемах. Схемы с моими исправлениями представлены на рисунках ниже.

Питать схему пульта от внутреннего стабилизатора +10 В, как предлагает Ю. Голиков у меня не получилось. По результатам измерений схема потребляет ток 260 мА и напряжение внутреннего стабилизатора радиостанции проседает на несколько вольт. Я запитал схему от общего блока питания +27 В через ограничительный резистор (четыре резистора МЛТ-2, включенные параллельно. Три из них имеют номинал 300 Ом и один 220 Ом). Логичным было бы при проектировании сетевого блока питания сразу предусмотреть два выходных напряжения +27 В и +5 В. Вместо рекомендованного интегрального стабилизатора К142ЕН5 использовал аналогичный импортный на 5 В L7805CV, который установил на самодельный радиатор (сильно грелся). Вместо микросхемы К555ИР22 я использовал К1533ИР22 а микропроцессор КM1816ВЕ48.

Яркость свечения индикатора в некоторой степени зависит от конкретного экземпляра микросхемы регистров К561ИР2. Для некоторых экземпляров микросхем возможно также уменьшение выходного напряжения на 2 и 10 выводах из-за большого потребления тока по цепи нагрузки (индикатор и последовательный резистор). Вследствие этого следующий регистр может не воспринимать это напряжение как логическую единицу и нормальная работа индикаторов нарушается. Уменьшить проседание напряжения можно соответственно увеличив сопротивление резисторов R1-R8.

При проектировании печатной платы, следует учесть порядок расположения индикаторов: HL1 - сотни МГц, HL2 - десятки МГц HL6 - единицы МГц, HL5 - сотни кГц, HL4 - десятки кГц, HL3 - единицы кГц.

По окончании ввода команды, состоящей из последовательного нажатия двух цифровых клавиш, следует нажимать клавишу с символом "#" (решетка).

Радиостанция "Баклан" предназначена для работы только с амплитудной модуляцией (АМ). Радиолюбители же в диапазоне 144-146 МГц используют узкополосную частотную (ЧМ), однополосную с подавленной несущей (SSB) и телеграф (СW). Соответсвенно необходимо внести измения в схему радиостанции для обеспечения возможности работы с этими видами модуляции.

В качестве ЧМ детектора я предлагаю использовать схему кварцевого дискриминатора описанную В.Т. Поляковым в статье "Техника УКВ ЧМ связи". Эту схему он рекомендует как раз для узкополосной ЧМ при высоких значениях промежуточной частоты. Схема детектора представлена ниже на рисунке. Саму статью можно скачать по ссылке http://qrx.narod.ru/arhn2/ukv-m.html/0-18

Детектор АМ следует сохранить, так как он является частью системы АРУ. ЧМ детектор подключается к выходу последнего каскада УПЧ (гнездо Гн.12) через разделительный конденсатор емкостью 10 пФ. Учитывая достаточно большое значение промежуточной частоты (20 МГц) следует проводники, соединяющие тракт ПЧ с детектором, выполнить максимально короткими.

К сожалению предлагаемая схема не обладает свойством самостоятельного подавления паразитной АМ, поэтому желательно перед таким детектором поставить амплитудный ограничитель или встроить его в последний штатный каскад УПЧ. В последнем случае ограничитель следует сделать отключаемым для сохранения возможности детектировать сигналы АМ детектором.

Для осуществления ЧМ модуляции в передатчике следует подать сигнал микрофонного усилителя на варикапы ГУН. Способ подключения показан на схеме выше. Подстроечный резистор R6 позволяет отрегулировать девиацию частоты; конденсатор С2 - разделительный, исключает проникновение напряжения питания гарнитуры на варикапы.

Схема SSB и ТЛГ детектора, собранного мною, показана на рисунке. Коммутация детекторов осуществляется переключателем S4. Емкость конденсатора С2 при приеме ТЛГ подключается параллельно кварцевому резонатору и примерно на 1 кГц (тон сигнала) изменяет частоту колебаний генератора.

К сожалению при такой схемотехнике сигнал телеграфного гетеродина просачивается в ПЧ тракт, и детектируется детектором АРУ. При этом нарушается работа системы АРУ и изменяются показания S-метра. Конечно систему АРУ можно отключить, но мне кажется более рациональным применение балансной схемы детектора, обладающего свойством подавлять сигнал телеграфного гетеродина.

Вводить режим SSB на передачу считаю не целесообразным ввиду необходимости значительных переделок схемы радиостанции. Для работы ТЛГ на передачу достаточно отключить микрофонный усилитель и подсоединить ключ параллельно клавише "прием-передача" тангенты.

Результат моего творчества показан ниже на фотографиях.

14 апреля 2016 г.