Руководства, Инструкции, Бланки

воспитательная система школа самоопределения была организована под руководством img-1

воспитательная система школа самоопределения была организована под руководством

Категория: Руководства

Описание

Школа самоопределения

Школа самоопределения

Демократически воспитанный человек — это не тот, который делает то, чего хочет,а тот, который может сам ставить себе границы.Границы хорошего и плохого, границы поведения в разных ситуациях,

границы между знанием и незнанием.
В этом смысле мы понимаем и термин “самоопределение”
умение ставить себе пределы
Александр Тубельский.

Главная идея школы самоопределения – у ребёнка должен быть внутренний стержень, осознание себя как личности, он сам определяет свои поступки и несёт за них ответственность. Важно, чтобы они учились жить с другими людьми, уважая себя и других.

Накопление знаний, развитие талантов – всё это имеет смысл, если есть этот внутренний стержень. Большое значение придаётся творчеству. Обучение идёт в индивидуальном темпе. Отметок не ставят, а сравнивают успехи ребёнка с его собственными прошлыми успехами.

Детям нужно жизненное пространство – играть, развиваться, отдыхать. Они изучают разные предметы, пробуют себя в разных сферах, разбираются, что им интересно, а что нет.

В школе самоопределения создана «модель общества» - в ней есть своя конституция, органы власти и законы.

Сегодня научно-педагогическое объединение «Школа самоопределения» включает в себя детский сад № 869, школу № 734, а также научно-исследовательское подразделение.

Внешние ссылки:

Другие статьи

Школа самоопределения (А

Школа самоопределения (А.Н. Тубельский)

Факультет Истории и права, 3 курс

Содержание статьи
  • А.Н. Тубельский и его школа
  • Становление личности в школе Тубельского
  • Особенности организации учебно-воспитательного процесса
  • Выводы

Изменения, которые происходят в настоящее время, коснулись всех сфер жизни общества. Педагогическая сфера также не осталась в стороне. Рассматривая федеральный закон «Об образовании Российской Федерации», мы видим, что система образования должна быть направлена на развитие личности выпускника, на создание соответствующих условий для его самоопределения и самореализации. Поэтому на данный момент необходимо решить проблему самоопределения и самореализации личности. Сейчас создаются школы, которые будут соответствовать таким требованиям, и примером таких школ может служить «Школа самоопределения». А.Н. Тубельский и его школа


Александр Наумович Тубельский – Заслуженный учитель Российской Федерации, президент «Ассоциации демократических школ» (Россия), кандидат педагогических наук, директор «Школы самоопределения» (школа № 734 города Москвы) [1]. Нововведения, принёсшие школе широкую известность, начались в 1985 г. с появлением в школе Александра Наумовича, поэтому эту школу часто называют школой Тубельского.

«Школа самоопределения» – системное образовательное учреждение, обучающее ребят 3-17 лет. Обучение совмещается с работой по формированию индивидуального содержания образования. Это одна из ярчайших не только в России, но и в мире доступных школ, имеющая собственную конституцию.

Цели обучения в школе Тубельского:
- поиск учениками своего «Я», самоопределение учащихся;
- участие ребенка в различных сферах деятельности, таких, как познавательная деятельность, трудовая, общественно-организаторская, а так же художественно-творческая и спортивная деятельность;
- обучение детей обязательным дисциплинам;
- развитие способности правильно формулировать и выражать свои мысли;
- формирование у ребенка взгляда на общество и представления себя в нем;
- физическое развитие;
- подготовка учащихся к трудовой деятельности.

Особенностью школы является идея свободного выбора, формирование способностей учеников к самореализации и самоопределению. Изучая обязательные предметы и получая знания, которые необходимы учащимся для познания общей картины мира, при этом им предоставляется право самостоятельно выбирать предметы. Преподаватели помогают найти проблему для более тщательного изучения, индивидуальный темп и способы ее решения, организуют совместную и разделительную деятельность учащихся и учителей. Дети обучаются по учебному плану, который для каждого составляется индивидуально.

Становление личности в школе Тубельского


Процесс становления человеческой личности и процесс обучения как процесс определения и образования образа «Я», реализуется в соответсвии со следующими правилами.

1. Личностно ориентированное образование (личностный смысл учебы). Каждый педагог раскрывает смысл предмета или курса, понимание содержания предмета, личное представление о деятельности, в которой содержание этого предмета дает начало образованию и становлению личности. Усваивая необходимый материал учебного предмета, каждый учащийся определяет личностный смысл, и в этом заключается его деятельность, формируется мыслительная деятельность, а не просто изучаются отдельные алгоритмы и понятия.

2. Межпредметные погружения: преподаватели, работающие в одном классе, на протяжении двух-трех дней работают над общими и универсальными понятиями и умениями.

3. Оценивание своей деятельности.

4. Экзамен на определение способностей к творчеству.

5. Взаимодействие в творческой деятельности учеников разного возраста.

6. Некое образовательное пространство, наполненное различными вещами, символами и материальными объектами, которые несут свою культурную осмысленность.

7. Место педагогической деятельности в искусство-исследовательском направлении [2].

Особенности организации учебно-воспитательного процесса


В работе «Школы самоопределения» имеется ряд организационных особенностей.

В дошкольном возрасте особое внимание уделяется развитию у ребенка органов чувств, а так же способности и умению владеть своим телом. Условием для данного развития является деятельность ребенка в социальной, культурной, природной и естественной среде. В различных возрастных группах дети вместе со своими преподавателями проживают различные жизненные события, как индивидуальной, так и коллективной жизни. Сюда можно отнести: смену времен года, праздники, различные ролевые и сюжетные игры. Так же внимание уделяется посадке растений и наблюдением за тем как они растут, изобразительному искусству, занятиям, включающим ручной труд, занятия физической культурой и музыкой.

В начальной школе начинается обучение литературе, грамматике и арифметике. Это обучение происходит в индивидуальном темпе, для каждого учащегося а, при всем этом особенное внимание школы уделяется средствам, с помощью которых происходит выражение чувств, интересов и опыта учеников, а так же условиям для процесса рефлексии и способности выстраивать свою деятельность.

Значительной задачей преподавателя является воздействие на ученика и побуждение его к осмыслению способов для индивидуальной работы. Когда преподаватель находиться вместе с учащимся, то происходит обсуждение их предстоящей работы.

Раз в неделю учащиеся посвящают себя трудовой деятельности. При этом они сами для себя определяют виды трудовых занятий, это могут быть занятия кулинарией, шитьем, работой в библиотеке, и другие. А спустя пару месяцев свое занятие можно поменять. Отсюда, следует, что на протяжении нескольких лет ученик реализует свои способности в различных видах деятельности.

В старшей школе подготовка ведется по индивидуальным планам, составленным самим учеником, кроме некоторых обязательных предметов.


Федеральные государственные образовательные стандарты, собственные педагогические прерогативы требуют внедрения в образовательный процесс инновационные формы, методы работы с детьми. Работу по личностному самоопределению, определению будущей профессиональной перспективы лучше всего начинать с раннего возраста. Резюмируя вышеизложенный материал, можно сделать вывод о том, что заложенные концептуальные основы обучения «Школы самоопределения» раскрывают пути решения актуальной в современном обществе проблемы самоопределения и самореализации личности. Благодаря приобретенным при обучении навыкам в различных вида труда, ученик способен лучше социализироваться и соответствовать задачам модернизации российского образования, отражающим воспитание образованного, конкурентоспособного, творческого гражданина.

Использованные источники
1. Александр Тубельский. Биография. – URL: http://persones.ru/person-12058.html (дата обращения 10.12.2014),
2. Храпченкова И.В. Педагогическая инноватика. учеб. пособие для студ. педвузов. – Новосибирск: НГПУ, 2011. –101 с.

Презентация по теме: quot; Школа самоопределения - quot; А Н Тубельского

Презентация по теме:
"Школа самоопределения" А Н Тубельского.
Подписи к слайдам:

Слайд 1
Школа самоопределения Тубельский Александр Наумович

Слайд 2
1. Личностный смысл учебы. 2. Межпредметные погружения. 3. Рефлексия. 4. Творческий экзамен как открытое соревнование. 5.Культурное взаимодействие ребят разных возрастов и самоуправление. 6. Особое образовательное пространство. 7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Концептуальные положения

Слайд 3
Задачи: 1. Обретение ребенком своего «Я», самоопределение. 2. Обеспечение «пробы сил» ребенка в различных видах познавательной, трудовой, художественно- творческой, общественно – организаторской, физкультурно – спортивной деятельности. 3. Освоение круга обязанностей в данной школе предметом. 4. Умение выражать себя в письменном и устном слове, в словесности. 5. Представление об обществе, в котором живет ребенок и его позиция в нем (обществоведение). 6. Умение владеть своим телом. 7. Трудовая подготовка. Цель: всестороннее развитие личности (саморазвитие), направленное на личностно-ориентированное содержание образования.

Слайд 4
1. Развитие органов чувств – осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. 2. Отказ от программирования деятельности детей. 3. Освоение общекультурных навыков. 4. Побуждение. 5. Трудовая подготовка. 6. Индивидуальный учебный план. 7. Версионный характер учебных занятий. Содержание обучения

Слайд 5
1. Погружение. 2. Мастерская или студия. 3. Балльной системы оценивания не существует. 4. Творческие экзамены. 5. Организация уклада школьной жизни. Организация обучения

Слайд 6
ШКОЛА САМООПРЕДЕЛЕНИЯ - комплексное образовательное учреждение, в котором обучение и воспитание детей с 3 до 17 лет сочетается с научно-исследовательской работой по созданию и апробации личностно-ориентированного содержания образования, подготовкой и переподготовкой учителей российских школ к работе в инновационных учреждениях. Концепция школы самоопределения основывается на антропологическом предположении о том, что, появившись на свет индивид начинает осуществлять свою предназначенность, которая реализуется в онтогенезе в определенных культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). В таком случае процесс становления личности можно представить как развертывание этой предзаданности, а процесс образования как процесс поиска, узнавания, формирования образа «Я». Роль школы при этом состоит в создании системы благоприятных условий для осуществления такого процесса. Вывод

Слайд 7
Список литературы

Слайд 8
Каждый учитель раскрывает собственный смысл курса или предмета, свое понимание его содержания, свое представление о деятельности, в которой это содержание становится моментом образования личности. Овладения материалом учебного предмета, каждый ученик находит в нем свой личностный смысл, и в этом состоит его деятельность и ее осмысление, формируются некоторые универсальные способы мыследеятельности (понимание, нахождение детьми личностных смыслов, рефлексия), а не просто усваиваются некоторые понятия и алгоритмы.

Слайд 9
Учителя, работающие в одном классе, в течение нескольких дней над одними или универсальными умениями.

Слайд 10
Учебные понятия являются предметом обсуждения детей, темами своеобразного подросткового философствования. Это позволяет учителям осмысленно проектировать и осуществлять образовательный процесс вместе с детьми.

Слайд 11
Накопление опыта самоопределения, где создается своеобразно поле для сопоставления своих представлений с представлением других людей.

Слайд 12
Пространство, накопленное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл.

Слайд 13
Эта деятельность подобна ребенку, выходящему в личностное развитие после того, как он научается задавать вопросы самому себе и про себя, учитель должен критически оценивать свой предмет, свой профессиональный опыт.

Слайд 14
В дошкольном периоде главное внимание уделяется условиям для развития органов чувств - осязания, обоняния, слуха, зрения, умения владеть собственным телом. В отличие от педагогики М.Монтессори условиями такого развития признаются деятельность ребенка в естественной природной и социокультурной среде. В разновозрастных группах вместе с воспитателями дети «проживают» различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времен года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п. Большое внимание уделяется выращиванию растений и наблюдениям за их ростом, приготовлению пищи, обустройству окружающей среды, изобразительному творчеству, занятиям ручным трудом, музыкой, физкультурой.

Слайд 15
Принципиальным при этом является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их сегодняшнюю потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребенка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности. Подготовка к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счета, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

Слайд 16
В начальной школе (трех-, четырех-, пяти- или шестилетней) идет апробация разных вариантов концепции; освоение общекультурных навыков чтения, письма, счета ведется в индивидуальном для каждого ребенка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов. Создаются условия для развития процессов понимания и рефлексии, смысла и хода выстраивать собственную деятельность.

Слайд 17
При этом важной задачей учителей является не передача общекультурных способов понимания, анализа, выстраивания различных деятельностей, а побуждение к выращиванию и осознанию собственных, индивидуальных способов работы. Содержание уроков, отбор учебного материала определяется учителем вместе с детьми в процессе коллективного обсуждения целей, смысла и хода предстоящей работы. Бальной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связываются не в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Слайд 18
Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть (изделия из дерева, металла, шитье и конструирование одежды, кулинария, художественные ремесла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п.). Через два месяца мастерскую можно сменить. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Слайд 19
Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены т.н. «интенсивы», где за короткое время можно освоить государственный минимум. Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер, когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре. При этом не является обязательным придти к единственно правильному ответу или решению. Предполагается, что подобная незавершенность урока побуждает детей к самостоятельному поиску ответов, способствует становлению индивидуальной и неповторимой картины идеального и материального мира.

Слайд 20
Мастерская или студия – форма учебного процесса, которой руководит учитель или приглашенный специалист. В них преимущественно осуществляется передача способов научной, трудовой, художественно – творческой и другой деятельности от мастера к ученику.

Слайд 21
В конце учебного периода составляется качественно – содержательная характеристика, в которой отмечаются продвижения ребенка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность, при этом успехи связывается не в сравнении с нормами оценок и не с успехами товарищей, а в сравнении с самим собой, совершается также переход от оценки к самооценке.

Слайд 22
Учебный год заканчивается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводящаяся открыто в присутствии приглашенных самим учеником родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения.

Слайд 23
Большое внимание в Школе самоопределения уделяется организации уклада школьной жизни, понимаемого как действующая модель демократического общества. Учителями, учениками и родителями разработаны, приняты и постоянно изменяются и дополняются конституция школы и школьные законы, действуют избираемые демократическим путем совет школы и суд чести.

Слайд 24
В обстановку эксперимента дети попадают еще в детском саду, куда принимают в трехлетнем возрасте. Здесь не готовят к школе в общепринятом смысле, не учат чтению, счету и т. д. Здесь выращивают растения, занимаются ручным трудом, музыкой, физкультурой, учат взаимодействовать с другими людьми (именно поэтому обучение идет в разновозрастных группах, чтобы ребенок, приходя в школу, имел опыт общения и со сверстниками, и со старшими или младшими детьми). Составлять планы занятий с детьми педагоги отказываются принципиально. Воспитатели ориентируются на "сегодняшнюю потребность ребенка".

Слайд 25
В старшей школе ребята идут по линии индивидуального образовательного плана, который ребенок составляет сам - и в этом самоопределении ему очень помогает та система работы по познанию себя, которая проводилась в средних классах. Его индивидуальный план связан тоже в первую очередь не с основами наук, а с общечеловеческими умениями. А учителя, учитывая запросы ребенка, сформулированные в виде индивидуального учебного плана, могут предложить свои ходы: скажем, я не просто углубленно занимаюсь с вами математикой, а сосредоточиваюсь на построении различных моделей, в том числе математических, которые человек может создавать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ технологий в школах. Скурятина Н.А. учитель физики

Согласно некоторыми исследованиям, более 90% школ подключено к Интернет, а более 33% учителей имеют доступ к Интернет в своей классной комнате. Тем не менее, учителя подтверждают, что они не в т.

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ( под редакцией: Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой)

Программа разработана на основании сборника программ по информатике для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, программы курса информатики для 2-4 классов начальной школы под редакцией Н.В.

ПРОГРАММА КУРСА ИНФОРМАТИКИ ДЛЯ 3-4 КЛАССОВ НАЧАЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ ( под редакцией: Н. В. Матвеевой, Е. Н. Челак, Н.К. Конопатовой, Л.П. Панкратовой)

Программа разработана на основании сборника программ по информатике для общеобразовательных учреждений 2-11 классы, программы курса информатики для 2-4 классов начальной школы под редакцией Н.В.

Кучерова Н.Н. учитель английского языка, Бондаренко С.М. учитель начальной школы МБОУ «Гимназия №5 г. Белгорода» Программа интегрированного курса по усскому и английскому языку для 3 класса

Данная программа является примерной. Терминология представленная здесь позволяет расширить словарный запас обучающегося первой ступени обучения. Предложенный курс предполагает выполнение творчес.

Программа по развитию социальных навыков «Социально важные навыки, или как стать самостоятельным». Разработана педагогами-психологами Каширской специальной общеобразовательной школы: Анищенко Н.П. Поляковой Д.Ф.

Предлагаемые материалы адресованы, прежде всего, практическим психологам, преподавателям, педагогам, всем, кто занимается адаптацией учащихся и молодежи к современным изменяющимся социальным условиям.

Рабочая программа 6 класс общеобразовательной школы. Автор Н.Я.Виленкин

Рабочая программа учебного предмета «математика» составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования и примерной программы по.

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н.- воспитатели)

Сценарий классного часа «История моей школы» - ко дню рождения школы-интерната. (Авторы: Панова Н.П, Понафидина Н.Н.- воспитатели).

Школа самоопределения - Студопедия

Школа самоопределения

Автор: Александр Наумович Тубельский, кандидат педагогических наук, директор школы № 734 г. Москвы. Школа самоопределения - комплексное образовательное экспериментальное учреждение, в котором обучаются дети с 3 до 17 лет.

Концепция школы основывается на следующей антропологической позиции: появившись на свет, индивид начинает осуществлять свою предзаданность (А.Н. Тубельский), которая реализуется в онтогенезе в определённых культуросообразных формах мышления и деятельности (философии, религии, науке, искусстве, экономике, производстве и т.п.). Процесс образования есть развёртывание этой предзанятости, поиск, узнавание, формирование ребёнком образа "Я". Роль школы - создавать систему благоприятных условий для осуществления такого процесса.

Принципы школы самоопределения.

1. Личностный смысл учёбы. Каждый учитель раскрывает свой собственный смыл курса или предмета, своё понимание его содержания, своё представление о деятельности.

2. Межпредметные "погружения". Учителя вместе с детьми работают над одними понятиями или универсальными умениями. Вместо "правильного" вывода в конце "погружения" организуется рефлексия: что понял ученик про себя и про то, чем занимались на уроке.

3. Рефлексия позволяет учителям осмысленно вместе с детьми проектировать и осуществлять образовательный процесс.

4. Творческий экзамен является той образовательной ситуацией, где возможно накопление опыта самоопределения, где создаётся своеобразное поле для сопоставления своих представлений с представлениями других людей: товарищей, младшеклассников, учителей, различных субъектов культуры - писателей, поэтов, филологов и т.п.

5. Разновозрастное взаимодействие и самоуправление учеников. Старшеклассники проводят уроки в младших классах. Это не столько готовит ребят к выбору педагогической профессии, сколько расширяет опыт самостоятельного действия и рефлексии. Старшеклассники проходят стажировки в других школах, по месту предполагаемой учёбы или работы.

6. Совокупность образовательных пространств: учебного, игрового, трудового, художественно-творческого, в котором ребёнок приобретает опыт жизни. Предполагается взамен классно-урочной системы создавать насыщенную среду - пространство, наполненное людьми, различными материальными объектами для пробы сил, вещами и символами, имеющими культурный смысл. В свободном взаимодействии со всем этим ребёнок сможет образовывать себя.

7. Педагогическая деятельность как искусство и исследование. Большинство учителей школы вовлечены в поисковую педагогическую работу. Ежемесячные семинары для коллег из разных школ России являются способом профессионального саморазвития учителей школы.

Структура школы. Подготовка детей к школьному периоду состоит не в формировании первоначальных навыков чтения, письма и счёта, а в подготовке к жизни в свободном образовательном пространстве школы, умению ориентироваться во взаимодействии с природой, культурой, другими людьми.

В начальной школе освоение общекультурных навыков чтения, письма, счёта ведётся в индивидуальном для каждого ребёнка темпе, при этом особое внимание уделяется средствам самовыражения своего опыта, чувств, интересов.

В основной школе главная задача состоит в обеспечении "пробы сил" подростка в различных видах познавательной, трудовой, художественно-творческой, общественно-организаторской, физкультурно-спортивной деятельности. Кроме обязательных предметов выделяется время для уроков по выбору. а также для занятий в кабинетах-лабораториях для работы над самостоятельно выбранными темами и проектами.

В старшей школе за исключением нескольких обязательных предметов обучение ведётся по индивидуальным учебным планам. которые составляет сам ученик. Основная форма учебного процесса - мастерская, которой руководит учитель или приглашённый специалист. Для желающих освоить все курсы базисного учебного плана введены "интенсивы", где за короткое время можно освоить государственный образовательный минимум.

Учебный процесс. Основной организационной формой учебно-воспитательного процесса является "погружение". когда в течение нескольких дней изучается только один предмет, причём тема, виды работ, критерии оценки продвижения и форма зачёта вырабатываются детьми вместе с учителем.

В разновозрастных группах вместе с воспитателем дети "проживают" различные события индивидуальной и коллективной жизни, смену времён года, традиционные праздники, играют в ролевые игры, имитирующие занятия взрослых, сюжетные игры в театр, цирк, музей и т.п.

Принципиальным является отказ от программирования деятельности детей, воспитатель должен угадать их насущную потребность в той или иной деятельности, преобладающее настроение группы и отдельного ребёнка, создать условия для взаимодействия, самовыражения и самодеятельности.

Особенностью учебного занятия в школе самоопределения является его версионный характер. когда содержание курса или темы представляется в виде нескольких равноправных гипотез, различных способов работы, предлагаемых учителем, учениками и существующих в культуре.

Один день в неделю посвящается трудовой подготовке - учащиеся сами определяют виды деятельности, которыми хотят овладеть: изготовление изделий из дерева, металла, шитьё и конструирование одежды, кулинария, художественные ремёсла, программирование, библиотечное дело, воспитание дошкольников и т.п. Через два месяца ученик может сменить мастерскую. Таким образом, в течение нескольких лет подросток может попробовать себя в разных видах труда.

Особое место занимают мастерские по общеобразовательным и дополнительным предметам, в которых происходит передача способов работы: естественнонаучного исследования, текстологического анализа художественного произведения, исследования исторических первоисточников, средств создания произведений прикладного искусства в керамике или батике и др. Учителя-мастера ученик выбирает сам из числа учителей, работающих в школе (с их согласия). Позиция ведущего мастера - это прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов. С ним можно обсудить причины неудач, составить программу действий.

Балльной системы оценивания не существует, в конце учебного периода составляется качественно-содержательная характеристика. в которой отмечаются продвижения ребёнка в освоении и выращивании способов работы, даются рекомендации как повысить эффективность учёбы, совершается также переход от оценки к самооценке.

Учебный год завершается творческими экзаменами, на которых проводится защита самостоятельной работы, готовящейся в течение года. Такая защита, проводимая открыто в присутствии приглашённых учениками родителей и товарищей, является демонстрацией и показателем индивидуального продвижения детей.

Самостоятельная работа № 7.

● Выпишите основные понятия дидактики:

Инновация- изменение внутри системы

Альтернативная школа - (от лат. alter — другой), — «свободные школы», в странах Зап. Европы и США неполные и полные ср. школы, действующие параллельно или взамен обычных школ и обеспечивающие образование, альтернативное по содержанию или формам и методам работы с учащимися.…………………………………………………………

Авторская школа – со специфической культурой, созданной конкретным педагогом на основе чётко сформулированной концепцией, субъектами реализации, которым стал педагог, ученики и их родители.

Модернизация образования — это обновление и совершенствование действующей системы образования.…………………………………………………………

Интеграция образования- это соединение по принципу семиотической противоположности в пределах учебного предмета (внутрипредметная интеграция) или целостного образовательного пространства (межпредметная интеграция) нескольких знаковых областей и осуществление между ними условно-адекватных переводов.

● Используя научную и научно-методическую литературу,

а) выпишите основные подходы к пониманию термина "инновация";

б) изложите точку зрения автора на классификацию инноваций в образовании, внеся необходимые сведения в таблицу:

Основа, на которой возникают новшества.

Влияет много факторов

Познакомьтесь с целями и основными принципами государственной политики в области образования, зафиксированными Законом РФ "Об образовании" :"Под образованием… понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов)".

Статья 2. Принципы государственной политики в области образования.

Государственная политика в области образования основывается на следующих принципах:

1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

2. единство федерального культурного и образовательного пространства. Защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

3. общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;

4. светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях;

5. свобода и плюрализм в образовании;

6. демократический, государственно-общественный характер управления образованием. Автономность образовательных учреждений.

● Ответьте письменно на вопрос: какие нововведения в сфере образования отражены в данных положениях Закона? Приведите примеры, подтверждающие сущность ваших выводов.

Проанализируйте схему финансовых потоков в системе общего образования, предложенную П.И. Пидкасистым.

● Перечислите новшества в сфере финансирования образования.

1.Финансирование образования происходит за счёт семьи и за счёт предприятий и организаций.

2. Появление стипендий и материальной помощи.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент об инновационных процессах в педагогической практике и образовании:

"В последние годы у нас в стране идёт стихийный поиск новых форм на разных уровнях образования. Можно приводить примеры возникновения альтернативных школ, гимназий, лицеев, колледжей, создаются различные концепции в поисках оптимальных путей развития школы. Однако все эти эксперименты не носят системного характера и нацелены, как правило, только на "элитарное" образование. Поэтому массовой школой, работающей в рамках традиционной парадигмы образования, любые такие нововведения отторгаются. С другой стороны, поскольку элитные школы находятся в образовательном пространстве, сформированном на основе чуждой им парадигмы, то они вынуждены идти по пути наименьшего сопротивления и включать новые, нужные им предметы, в добавление к традиционным, а новые формы пытаться приспособить к старому содержанию. Это в лучшем случае ведёт к сильной перегрузке учащихся, а в худшем сводится к смене вывески."

(О.П. Морозова. Педагогический практикум.)

● Ответьте письменно на вопросы:

- Насколько правомерно утверждение подобного рода?

- Существуют ли сегодня реально функционирующие образовательные модели школ, которые снимали бы обозначенные противоречия?

Аргументируйте свою точку зрения.

Утверждение правомерно, т.к. при смене статуса учебных учреждений добавляются нагрузки учащегося.

Нет. Не существует.