Руководства, Инструкции, Бланки

госпитальная шкала тревоги и депрессии бланк img-1

госпитальная шкала тревоги и депрессии бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Госпитальная шкала тревоги и qenpeccuu (HADS)

Госпитальная шкала тревоги и qenpeccuu (HADS)

Шкала, разработанная Zigmond A.S. и Snaith R.P. в 1983 г. [Zigmond A.S. Snaith R.P. 1983], относится к субъективным и предназначена для скринингового выявления тревоги и депрессии у пациентов соматического стационара. Отличается простотой применения и обработки (заполнение шкалы не требует продолжительного времени и не вызывает затруднений у пациента), что позволяет рекомендовать ее к использованию в общемедицинской практике для первичного выявления тревоги и депрессии у пациентов (скрининга).
Рекомендации по применению шкалы
Шкала составлена из 14 утверждений, обслуживающих 2 под- шкалы: «тревога» (нечетные пункты — 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13) и «депрессия» (четные пункты — 2, 4, 6, 8, 10, 12, 14). Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа, отражающие градации выраженности признака и кодирующиеся по нарастанию тяжести симптома от 0 (отсутствие) до 3 (максимальная выраженность).
Выдача пациенту шкалы сопровождается инструкцией следующего содержания: «Ученые уверены в том, что эмоции играют важную роль в возникновении большинства заболеваний. Если Ваш доктор больше узнает о Ваших переживаниях, он сможет лучше помочь Вам. Этот опросник разработан для того, чтобы помочь Вашему доктору понять, как Вы себя чувствуете. He обращайте внимания на цифры и буквы, помещенные в левой части опросника. Прочитайте внимательно каждое утверждение, и в пустой графе слева отметьте крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как Вы себя чувствовали на прошлой неделе. He раздумывайте слишком долго над каждым утверждением. Ваша первая реакция всегда будет более верной».
Госпитальная шкала тревоги и депрессии


Я ИСПЫТЫВАЮ НАПРЯЖЕННОСТЬ, МНЕ HE ПО СЕБЕ
все время часто
время от времени, иногда совсем не испытываю


ТО, ЧТО ПРИНОСИЛО МНЕ БОЛЬШОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ,


И СЕЙЧАС ВЫЗЫВАЕТ V МЕНЯ ТАКОЕ ЖЕ ЧУВСТВО


определенно это так


наверное, это так


лишь в очень малой степени это так


это совсем не так


Я ИСПЫТЫВАЮ СТРАХ, КАЖЕТСЯ, БУДТО ЧТО-ТО


УЖАСНОЕ МОЖЕТ ВОТ-ВОТ СЛУЧИТЬСЯ


определенно это так, и страх очень сильный


да, это так, но страх не очень сильный


иногда, но это меня не беспокоит


совсем не испытываю


Я СПОСОБЕН РАССМЕЯТЬСЯ И УВИДЕТЬ В ТОМ


ИЛИ ИНОМ СОБЫТИИ СМЕШНОЕ


определенно это так


наверное, это так


лишь в очень малой степени это так


совсем не способен


БЕСПОКОЙНЫЕ МЫСЛИ КРУТЯТСЯ У МЕНЯ В ГОЛОВЕ


большую часть времени


время от времени


Я ИСПЫТЫВАЮ БОДРОСТЬ


совсем не испытываю


практически все время


Я ЛЕГКО МОГУ СЕСТЬ И РАССЛАБИТЬСЯ


определенно это так


наверное, это так


лишь изредка это так


МНЕ КАЖЕТСЯ, ЧТО Я СТАЛ ВСЕ ДЕЛАТЬ


практически все время


иногда совсем нет


Я ИСПЫТЫВАЮ ВНУТРЕННЕЕ НАПРЯЖЕНИЕ ИДИ ДРОЖЬ


совсем не испытываю


Я HE СЛЕЖУ ЗА СВОЕЙ ВНЕШНОСТЬЮ


определенно это так


я не уделяю этому столько времени, сколько нужно


может быть, я стал меньше уделять этому внимания


я слежу за собой так же, как и раньше


Я ИСПЫТЫВАЮ НЕУСИДЧИВОСТЬ,


СЛОВНО МНЕ ПОСТОЯННО НУЖНО ДВИГАТЬСЯ


определенно, это так


наверное, это так


лишь в некоторой степени это так


совсем не испытываю


Я СЧИТАЮ, ЧТО МОИ ДЕЛА (ЗАНЯТИЯ, УВЛЕЧЕНИЯ)


МОГУТ ПРИНЕСТИ МНЕ ЧУВСТВО УДОВЛЕТВОРЕНИЯ


точно так же, как и обычно


да, но не в той степени, как раньше


значительно меньше, чем обычно


совсем не считаю


У МЕНЯ БЫВАЕТ ВНЕЗАПНОЕ ЧУВСТВО ПАНИКИ


действительно, очень часто


не так уж часто


совсем не бывает


Я МОГУ ПОЛУЧИТЬ УДОВОЛЬСТВИЕ OT ХОРОШЕЙ


КНИГИ, РАДИО- ИЛИ ТЕЛЕПРОГРАММЫ


А теперь проверьте, на все ли вопросы вы ответили


А (от англ. «anxiety») — тревога (8-10)
D (от англ. «depression») — депрессия (8-10)
При интерпретации данных учитывается суммарный показатель по каждой подшкале, при этом выделяются 3 области значений: 0-7 — «норма», 8-10 — «субклинически выраженная тревога/депрессия), 11 и выше — «клинически выраженная тревога/депрессия».
Шкала Цунга для самооценки депрессии
Шкала Цунга [Zung W.W.K. Durham N.C. 1965] предназначена для самооценки депрессии.
Рекомендации по применению шкалы
Шкала включает 20 пунктов, каждый из которых определяет субъективную частоту («крайне редко», «редко», «часто», «большую часть времени или постоянно») симптомов депрессии. Пункты 1, 3, 4, 7, 10, 13, 15, 19 оцениваются в баллах от 1 до 4 в прямой, остальные (пункты 5, 6,11,12,16, 17, 18 и 20) — в обратной последовательности. При заполнении бланка шкалы пациент отмечает крестиком ячейки тех вариантов ответов, которые наиболее точно соответствуют его состоянию.
Шкала Цунга для самооценки депрессии


Состояние Крайне
редко


Редко Часто Большую часть времени или постоянно


1. Я чувствую угнетенность, подавленность


2. Я лучше всего чувствую себя утром


3. Я много плачу


4. Я плохо сплю ночью


5. Я ем столько же, сколько и раньше


6. Я получаю удовольствие от того, что смотрю


на привлекательных мужчин/женщин,


общаюсь с ними, нахожусь среди них


7. Я заметно теряю в весе


8. Меня беспокоят запоры


9. Мое сердце бьется чаще, чем обычно


10. Я чувствую усталость без видимой


11. Я мыслю так же четко, как и раньше


12. Мне легко выполнять привычную


13. Я беспокоен и не нахожу себе места


  1. Я полон светлых надежд на будущее
  2. Я более раздражителен, чем раньше
  3. Мне легко принимать решения
  4. Я чувствую, что полезен и нужен людям
  5. Я живу полной и интересной жизнью
  6. Я считаю, что другим было бы лучше, если бы я умер
  7. Я по-прежнему получаю удовольствие от того, что мне нравилось и раньше

При интерпретации данных необходимо внести поправку на удельный вес каждого из используемых в шкале симптомов, выражаемую специальным коэффициентом (SDS). Последний рассчитывается как дробь, числитель которой составляет сумму баллов, полученную при заполнении больным шкалы, знаменатель — максимально возможный суммарный показатель — 80 баллов. Установленное в итоге значение десятичной дроби сопоставляется со средним значением стандартной оценки тяжести депрессии, составляющим до начала лечения — 0,74, по завершении лечения — 0,39.

Другие статьи

Госпитальная Шкала Тревоги и Депрессии (HADS)

Шкала составлена из 14 утверждений, и включает две части: тревога ( I часть) и депрессия ( II часть)

Для интерпретации необходимо суммировать баллы по каждой части в отдельности:

  • 0-7 баллов норма (отсутствие достоверно выраженных симптомов тревоги и депрессии)
  • 8- 10 баллов субклинически выраженная тревога /депрессия
  • 11 баллов и выше клинически выраженная тревога / депрессия

Например: по шкале тревоги получилось 11 баллов, по шкале депрессии -3 балла. Можно сделать вывод, что имеет место клинически выраженная тревога, а уровень депрессии находится в пределах нормы.

Или: по шкале тревоги получилось 15 баллов, по шкале депрессии – 9 баллов. Можно сделать вывод о том, что имеет место клинически выраженная тревога и субклинически выраженная депрессия.

Или: по шкале тревоги получилось 6 баллов, по шкале депрессии 7 баллов. Можно сделать вывод о том, что уровни и тревоги, и депрессии находятся в пределах нормы ( т.е. суммировать баллы каждой из частей между собой не нужно!)

Каждому утверждению соответствуют 4 варианта ответа. Выберите тот из ответов, который соответствует Вашему состоянию, а затем суммируйте баллы.

Часть I (оценка уровня ТРЕВОГИ)
  1. Я испытываю напряжение, мне не по себе
    3 — все время
    2 — часто
    1 — время от времени, иногда
    0 — совсем не испытываю
  2. Я испытываю страх, кажется, будто что — то ужасное может вот — вот случиться
    3 — определенно это так, и страх очень велик
    2 — да, это так, но страх не очень велик
    1 — Иногда, но это меня не беспокоит
    0 — совсем не испытываю
  3. Беспокойные мысли крутятся у меня в голове
    3 — постоянно
    2 — большую часть времени
    1 — время от времени и не так часто
  4. Я легко могу сесть и расслабиться
    0 — определенно, это так
    1 — наверно, это так
    2 — лишь изредка, это так
    3 — совсем не могу
  5. Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь
    0 — совсем не испытываю
    1 — иногда
    2 — часто
    3 — очень часто
  6. Я испытываю неусидчивость, мне постоянно нужно двигаться
    3 — определенно, это так
    2 — наверное, это так
    1 — лишь в некоторой степени, это так
    0 — совсем не испытываю
  7. У меня бывает внезапное чувство паники
    3 — очень часто
    2 — довольно часто
    1 — не так уж и часто
    0 — совсем не бывает
Часть II (оценка уровня ДЕПРЕССИИ)
  1. То, что приносило мне большое удовольствие, и сейчас вызывает у меня такое же чувство
    0 — определенно, это так
    1 — наверное, это так
    2 — лишь в очень малой степени, это так
    3 — это совсем не так
  2. Я способен рассмеяться и увидеть в том или ином событии смешное
    0 — определенно, это так
    1 — наверное, это так
    2 — лишь в очень малой степени, это так
    0 — совсем не способен
  3. Я испытываю бодрость
    3 — совсем не испытываю
    2 — очень редко
    1 — иногда
    0 — практически все время
  4. Мне кажется, что я стал все делать очень медленно
    3 — практически все время
    2 — часто
    1 — иногда
    0 — совсем нет
  5. Я не слежу за своей внешностью
    3 — определенно, это так
    2 — я не уделяю этому столько времени, сколько нужно
    1 — может быть, я стала меньше уделять этому времени
    0 — я слежу за собой та же, как и раньше
  6. Я считаю, что мои дела ( занятия, увлечения) могут принести мне чувство удовлетворения
    0 — точно так же, как и обычно
    1 — да, но не в той степени, как раньше
    2 — значительно меньше, чем обычно
    3 — совсем так не считаю
  7. Я могу получить удовольствие от хорошей книги, радио — или телепрограммы
    0 — часто
    1 — иногда
    2 — редко
    3 — очень редко
  • Riga, Anninmuizas bulv. 85, каб. 324.
  • 67 06 85 52, 26 55 48 64
  • Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Жизнь коротка, путь искусства долог, удобный случай быстротечен, опыт ненадежен, суждение трудно. Поэтому не только сам врач должен быть готов совершить все, что от него требуется, но и больной, и окружающие, и все внешние обстоятельства должны способствовать врачу в его деятельности. Гиппократ

Важно для здоровья!

Зарегистрируйтесь на этом сайте и получайте по почте ценные советы и рекомендации, которые сделают Вас здоровее, а значит, счастливее.

5Практическое занятие № 1 для обучающихся

/ 5Практическое занятие № 1 для обучающихся

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения и

социального развития Российской Федерации

Кафедра поликлинической терапии, семейной медицины
и здорового образа жизни с курсом ПО

К АУДИТОРНОМУ ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 1

Тема: « Вопросники, как метод выявления популяционной патологии.

Опросник Роуза на выявление стенокардии напряжения.

Вопросник на выявление ХОБЛ.

Опросники Бека, Гамильтона, Спилбергера-Ханина.

Госпитальная шкала на выявление тревоги и депрессии»

Утверждены на кафедральном заседании

(межкафедральной методической конференции)

«____»_______________ 2011 г.

Зав. кафедрой поликлинической терапии, семейной медицины
и здорового образа жизни с курсом ПО
ГОУ ВПО КрасГМУ Минздравсоцразвития России

д.м.н. проф. (подпись) ……………… (Петрова М.М.).

к.м.н. доцент …(подпись) ……………… (Грушкина О.С.).

1. Тема занятия: « Вопросники, как метод выявления популяционной

патологии. Опросник Роуза на выявление стенокардии напряжения.

Вопросник на выявление ХОБЛ. Опросники Бека, Гамильтона,

Спилбергера-Ханина. Госпитальная шкала на выявление тревоги и

2. Значение изучения темы

Прежде, чем начать профилактическую работу на популяционном уровне, необходимо выявить лиц, нуждающихся в первичной и вторичной профилактике. Для этого проводятся скрининги ( «скрининг» - просеивание) населения с использованием специально составленных вопросников. Обучение студентов методикам проведения скрининга с использованием специальных опросников необходимо с целью реализации крупномасштабных государственных профилактических программ .

3. Цели занятия: на основе теоретических знаний и практических умений обучающиеся должны

знать современные методики для проведения скринирующих обследований с использованием специальных опросников, применяемых в общеврачебной практике, для диагностики стенокардии напряжения, ХОБЛ, тревожно-депрессивных расстройств,

уметь применять опросники на практике

владеть навыками расшифровки опросников

овладеть общекультурными и профессиональными компетенциями

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний (тесты).

4.2. Самостоятельная работа по теме:

- выявление типичных ошибок

4.3. Итоговый контроль знаний:

- решение ситуационных задач, тесты по теме;

5. Основные понятия и положения темы.

ОПРОСНИК РОУЗА НА ВЫЯВЛЕНИЕ БОЛЕЙ В ГРУДНОЙ КЛЕТКЕ ПРИ СТЕНОКАРДИИ НАПРЯЖЕНИЯ

Вопросник о болях в грудной клетке при напряжении создал в 1962 г. и пред­ложил для применения английский клиницист и эпидемиолог Роуз в Лондон­ской школе гигиены и тропической медицины. Вопросы расположены в по­рядке их диагностической значимости для выявления стенокардии. Характер болевого синдрома при стенокардии хорошо известен практикующим врачам. Вопросы выявляют все характерные для стенокардии признаки. Этот вопрос­ник апробирован и рекомендован ВОЗ для применения при массовых обследо­ваниях населения; он позволяет выявить лиц с высокой степенью вероятности стенокардии. Вопросник можно применять и при почтовом опросе.

Как и все эпидемиологические методы, данный метод не позволяет поста­вить клинический диагноз. Для клинической интерпретации результатов оп­роса необходима консультация специалиста-кардиолога.

В настоящее время этот вопросник широко используют при проведении эпидемиологических научных и научно-практических исследований, его неоднократно рекомендовали для практического использования при мас­совых профилактических обследованиях. Основной вопросник содержит 9 вопросов; 3 вопроса внесены дополнительно*.

1. Бывает ли у Вас боль или неприятное ощущение в грудной клетке?

- Если «нет» — остановиться на этом вопросе; если «да» — задавать следующий вопрос (если на следующие вопросы этого раздела будет получен ответ, отмеченный звездочкой, прекратить опрос).

2. Возникает ли эта боль (неприятное ощущение), когда Вы идете в гору

• Никогда не хожу быстро и не поднимаюсь в гору.

3. Возникает ли эта боль (неприятное ощущение) при ходьбе обычным

шагом по ровному месту?

4. Что Вы делаете, если боль (неприятное ощущение) возникает во

• Останавливаюсь или иду медленнее.

• Продолжаю идти, не снижая темпа.

- Если больной продолжает идти после приёма нитроглицерина, ре­гистрировать «Останавливаюсь или иду медленнее».

5. Если Вы останавливаетесь, что происходит с болью (неприятным

• Боль не исчезает.

• Через 10 минут или быстрее.

• Более чем через 10 минут.

7. Можете ли Вы показать, где её ощущаете?

• Грудина (верхняя или средняя треть)? (нет, да)

• Грудина (нижняя треть)? (нет, да)

• Левая сторона грудной клетки спереди? (нет, да)

• Левая рука? (нет, да)

• Другие области? (нет, да)

8. Ощущаете Вы это где-нибудь ещё?

• Если «да» — зарегистрировать всю дополнительную информацию.

9. Вы обращались по поводу этих болей (неприятных ощущений) к

• Если «да», то какой диагноз поставил врач?

10. Когда впервые появились эти боли?

Как часто они возникают в течение последнего месяца?

_______раз в неделю.

12. Изменился ли их характер в течение последнего месяца?

• Если «да», то в чем заключаются эти изменения?_______

Вопросы 10, 11 и 12 добавлены в вопросник специалистами Государственного на­учно-исследовательского центра профилактической медицины Росздрава (отделение многофакторной профилактики). Эти вопросы не включают в оценку результатов вопросника по наличию стенокардии, они предназначены для того, чтобы опреде­лить изменения в обычном течении заболевания и выявить лиц с предынфарктным состоянием (нестабильной стенокардией) и впервые выявленной стенокардией.

ИНСТРУКЦИЯ К ВОПРОСНИКУ

Основное требование к заполнению вопросника: ни порядок, ни форму­лировки вопросов нельзя изменять. Вопросы нужно задавать обследуемому точно так, как они напечатаны. Чёткие ответы следует регистрировать так, как они звучат. Задавать любые вопросы с целью уточнения крайне неже­лательно. Если это всё же необходимо, формулировка должна как можно меньше отличаться от основного вопроса и не подсказывать обследуемому какой-нибудь определённый ответ.

Если возникают серьёзные сомнения в правильной трактовке определён­ного ответа, его следует трактовать так, чтобы исключить подозреваемое состояние.

Например: «Возникает ли эта боль (неприятное ощущение), когда Вы идете в гору или спешите?» «Возможно, возникает, но точно сказать не могу». Такой ответ следует расценивать как «нет». Из этого правила может быть исключение в том случае, если обследуемый даёт неясный ответ на заданный вопрос, стараясь сам дать оценку своим ощущениям.

Например: «Бывает ли у Вас другое неприятное ощущение в грудной клетке?» — «Нет, это у меня от заболевания желудка» или «Нет, это у меня из-за грудного радикулита». Такой ответ следует расценивать как «Да» и задавать следующий вопрос, т.е. оценку своих ощущений обследуемым не­льзя принимать в расчёт.

• Вопрос 2. Ответ нужно интерпретировать точно. Если боль возникает только во время других видов физической активности (катание на ве­лосипеде, подъём на лестницу, работа в саду), это надо расценить как «нет».

• При ответе на вопросы 2—7 «иногда», «однажды» следует задавать до­полнительный вопрос типа: «Это бывает в большинстве случаев?»

• При ответе на вопрос 7 следует просить больного отметить крестиком на приложенной схеме место возникновение болей. Это может ему по­мочь более тщательно ответить на вопрос. В пункте 7д подразумевают­ся другие области грудной клетки.

• Вопрос 9. Если врач сказал, что это стенокардия, то любое другое за­болевание не кодируется.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ СТЕНОКАРДИИ НАПРЯЖЕНИЯ

Считается, что стенокардия напряжения найдена у обследуемого, отве­тившего следующим образом:

вопрос 3 — «да» или «нет»;

вопрос 4 — «останавливаюсь или иду медленнее»;

вопрос 5 — «боль исчезает»;

вопрос 6 — «10 минут и быстрее»;

вопрос 7 — «грудина (верхний, средний или нижний отдел)» или «левая

сторона грудной клетки» и «левая рука».

Можно разделить стенокардию напряжения по степени тяжести:

• вопрос 3: «нет» — первая степень;

• вопрос 3: «да» — вторая степень.

При массовом обследовании женщин врач нередко встречается с мно­гообразием жалоб кардиалгического характера, которые не всегда имеют истинное стенокардитическое происхождение. Дифференциация болевого синдрома у женщин требует дополнительных методов обследования и ди­намического наблюдения.

Вопросник для регистрации данных о состоянии органов дыхания

1. Обычен ли для Вас зимой кашель, когда Вы просыпаетесь по утрам? (Учитывают кашель, появляющийся при выкуривании первой сигареты или первом выходе на улицу. Не учитываются покашливания).

2. Бывает ли у Вас обычно зимой кашель в течение дня или ночью? (Не учитывают кашель от случайных причин.)

3. Бывает у Вас такой кашель почти каждый день на протяжении 3 мес каждого года?

• Любой другой ответ

1. Бывает ли у Вас обычно в зимнее время отделение мокроты, когда Вы просыпаетесь по утрам?

2. Бывает ли у Вас обычно в зимнее время отделение мокроты на про­тяжении дня или ночью? (Учитывают только двукратное или более частое отделение мокроты.)

Если на вопрос 1 или 2 последнего раздела получен ответ «Да», спраши­вать дальше.

3. Бывает у Вас такое отделение мокроты почти каждый день на протя­жении 3 мес. в году?

4. Был ли у Вас за последние 3 года период усиления кашля и отделения мокроты, длящейся 3 недели и более?

• Да (два раза или более).

Вопросник на выявление симптомов бронхиальной астмы (при эпидемиологических исследованиях)

Было ли у Вас затруднённое или свистящее дыхание в течение послед­них 12 мес?

Если «Нет», переходить к следующему вопросу.

Если «Да», см. ниже пункт 2.

1.1. Было ли у Вас чувство нехватки воздуха при появлении свистящего дыхания?

1.2. Было ли у Вас затруднённое или свистящее дыхание без предшест­вующей простуды?

2. Просыпались ли Вы с чувством тяжести в грудной клетке в течениепоследних 12 мес?

3. Просыпались ли Вы от затруднённого дыхания в течение последних12 мес?

4. Просыпались ли Вы от приступа сильного кашля в течение последних12 мес?

5. Были ли у Вас приступы удушья в течение последних 12 мес?

6. Принимаете ли Вы постоянно противоастматические препараты (вклю­чая ингаляторы, аэрозоли или таблетки?

7 Есть ли у Вас аллергическое заболевание носа, включая поллиноз?

Краткий вопросник для выявления бронхиальной астмы*

• Было ли у Вас когда-либо свистящее или затруднённое дыхание?

• Было ли у Вас чувство нехватки воздуха после значительной физичес­кой нагрузки?

• Просыпались ли Вы когда-нибудь от приступа затруднённого дыха­ния?

• Просыпались ли Вы из-за приступа кашля когда-нибудь?

• Были ли у Вас приступы затруднённого дыхания в течение дня во вре­мя отдыха?

Положительные ответы на большинство из вышеперечисленных вопро­сов требуют углублённого обследования.

* Предложен Международным сообществом против туберкулёза и лёгочных заболе­ваний

Положительные ответы на большинство из вышеперечисленных вопро­сов требуют углублённого обследования

ГОСПИТАЛЬНАЯ ШКАЛА ТРЕВОГИ И ДЕПРЕССИИ (НОSPITALАNXIETYАNDDEPRESSIONSCALE-HADS)

Госпитальная шкала тревоги и депрессии — один из наиболее надёж­ных скрининговых инструментов в диагностике психосоциальных рас­стройств. При заполнении анкеты пациент не должен обращать внима­ния на буквы и цифры, помещённые в левой части опросника. Следует внимательно прочитать каждое утверждение и в пустой графе отметить крестиком ответ, который в наибольшей степени соответствует тому, как он (пациент) себя чувствовал на прошлой неделе. Первая реакция является наиболее верной.

Т Я испытываю напряжённость, мне не по себе

- 1 время от времени, иногда

- 0 совсем не испытываю

Т Я испытываю внутреннее напряжение или дрожь

- 0 совсем не испытываю

Т Я испытываю страх, кажется, будто что-то ужасное может вот-вот

- 3 определенно это так, и страх очень сильный

- 2 да, это так, но страх не очень сильный

- 1 иногда, но это меня не беспокоит

- 0 совсем не испытываю

Т Я испытываю неусидчивость, словномне постоянно нужно двигаться

- 3 определенно это так

- 2 наверное, это так

- 1 лишь в некоторой степени это так

- 0 совсем не испытываю

Т Беспокойные мысли крутятся уменя в голове

- 2 большую часть времени

- 1 время от времени и не так часто

- 0 только иногда

Т У меня бывает внезапное чувствопаники

- 2 довольно часто

- 1 не так уж часто

- 0 совсем не бывает

Т Я легко могу сесть и расслабиться

- 0 определенно это так

- 1 наверное, это так

- 2 лишь изредка это так

- 3 совсем не могу

Д Мне кажется, что я стал все делатьочень медленно

- 3 практически все время

Д То, что приносило мне большоеудовольствие, и сейчас вызывает у

менятакое же чувство

- 0 определенно это так

- 1 наверное, это так

- 2 лишь в очень малой степени это так

- 3 это совсем не так

Д Я не слежу за своей внешностью

- 3 определенно это так

- 2 я не уделяю этому столько времени, сколько нужно

- 1 может быть, я стал меньше уделять этому внимание

- 0 я слежу за собой так же, как и рань­ше

Д Я способен рассмеяться и увидеть втом или ином событии смешное

- 0 определенно это так

-1 наверное, это так

- 2 лишь в очень малой степени это так

- 3 совсем не способен

Д Я считаю, что мои дела (занятия,увлечения) могут принести мне

- 0 точно так же, как и обычно

- 1 да, но не в той степени, как раньше

- 2 значительно меньше, чем обычно

- 3 совсем так не считаю

Д Я испытываю бодрость

- 3 совсем не испытываю

- 0 практически все время

Д Я могу получить удовольствие от хоро­шей книги, радио- или

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПРОСА

Шкала включает 2 подшкалы — тревоги и депрессии. Утверждения, отно­сящиеся к подшкале тревоги, помечены буквой Т, подшкале депрессии — буквой Д. Подсчитывается арифметическая сумма баллов, набранных па­циентом по каждой из подшкал, а также суммарный балл по шкале. Сум­марный балл по каждой из подшкал в пределах 6-9 баллов указывает на субклинические проявления тревоги/депрессии, 10 баллов и более — кли­нически значимые проявления.

ОПРОСНИК БЕКА ДЛЯ ОЦЕНКИ ДЕПРЕССИИ (BECK DEPRESSION INVENTOR Y – BDI)

В мировой психологической практике при обследовании лиц, переживших экстремальные ситуации, используется большой психометрический методический комплекс, по результатам применения которого можно судить об особенностях психологического состояния обследуемых субъектов.

Опросник депрессивности Бека является важной составляющей этого комплекса, показавшей свою диагностическую значимость при работе с лицами, пережившими травматический стресс. BDI предназначен для оценки наличия депрессивных симптомов у обследуемого на текущий период.

Опросник основан на клинических наблюдениях и описаниях симптомов, которые часто встречаются у депрессивных психиатрических пациентов в отличие от недепрессивных психиатрических пациентов. Систематизация этих наблюдений позволила выделить 21 утверждение, каждое из которых отражает отдельный тип психопатологической симптоматики и включает следующие пункты:
1) печаль;
2) пессимизм;
3) ощущение невезучести;
4) неудовлетворенность собой;
5) чувство вины;
6) ощущение наказания;
7) самоотрицание; самообвинение;
9) наличие суицидальных мыслей;
10) плаксивость;
11) раздражительность;
12) чувство социальной отчужденности;
13) нерешительность;
14) дисморфофобия;
15) трудности в работе;
16) бессонница;
17) утомляемость;
18) потеря аппетита;
19) потеря в весе;
20) озабоченность состоянием здоровья;
21) потеря сексуального влечения.

Выделенные шкалы дают возможность выявить степень выраженности депрессивной симптоматики, так как каждая из них представляет собой группу вопросов, состоящую из четырех утверждений, соответственно оцениваемых в баллах от 0 до 3. Максимально возможная сумма — 63 балла.

В настоящее время опросник Бека широко применяется в клинико-психологических исследованиях и в психиатричской практике для оценки интенсивности депрессии. Когда суммарный балл по шкале

- меньше 9, это рассматривается как отсутствие депрессивных симптомов;

-от 10 до 18 характеризуется как «умеренно выраженная депрессия»,

- от 19 до 29 баллов — «критический уровень»

- от 30 до 63 баллов — «явно выраженная депрессивная симптоматика».

ИНСТРУКЦИЯ.
Вам предлагается ряд утверждений. Выберите одно утверждение в каждой группе, которое лучше всего описывает ваше состояние за прошедшую неделю, включая сегодняшний день. Обведите кружком номер утверждения, которое вы выбрали. Если в группе несколько утверждений в равной мере хорошо описывают ваше состояние, обведите каждое из них. Прежде чем сделать свой выбор, внимательно прочтите все утверждения в каждой группе.

1. 0-Я не чувствую себя несчастным.
1-Я чувствую себя несчастным.
2-Я все время несчастен и не могу освободиться от этого чувства.
3-Я настолько несчастен и опечален, что не могу этого вынести.

2. 0- Думая о будущем, я не чувствую себя особенно разочарованным.
1- Думая о будущем, я чувствую себя разочарованным.
2-Я чувствую, что мне нечего ждать в будущем.
3-Я чувствую, что будущее безнадежно и ничто не изменится к лучшему.


3. 0 – Я не чувствую себя неудачником.
1 – Я чувствую, что у меня было больше неудач, чем у большинства

других людей.
2 – Когда я оглядываюсь на прожитую жизнь, все, что я вижу, это череда

неудач.
3 – Я чувствую себя полным неудачником.

4. 0-Я получаю столько же удовольствия от жизни, как и раньше.
1-Я не получаю столько же удовольствия от жизни, как раньше.
2-Я не получаю настоящего удовлетворения от чего бы то ни было.
3-Я всем не удовлетворен, и мне все надоело.

5. 0-Я не чувствую себя особенно виноватым
1-Довольно часто я чувствую себя виноватым.
2-Почти всегда я чувствую себя виноватым.
3-Я чувствую себя виноватым все время.

6. 0-Я не чувствую, что меня за что-то наказывают.
1 -Я чувствую, что могу быть наказан за что-то.
2-Я ожидаю, что меня накажут.
3-Я чувствую, что меня наказывают за что-то.

7. 0-Я не испытываю разочарования в себе.
1-Я разочарован в себе.
2-Я внушаю себе отвращение.
3-Я ненавижу себя.

8. 0-У меня нет чувства, что я в чем-то хуже других.
1-Я самокритичен и признаю свои слабости и ошибки.
2-Я все время виню себя за свои ошибки.
3-Я виню себя за все плохое, что происходит.

9. 0-У меня нет мыслей о том, чтобы покончить с собой.
1-У меня есть мысли о том, чтобы покончить с собой, но я этого не сделаю.
2-Я хотел бы покончить жизнь самоубийством.
3-Я бы покончил с собой, если бы представился удобный случай.

10. 0-Я плачу не больше, чем обычно.
1-Сейчас я плачу больше обычного.
2-Я теперь все время плачу.
3-Раньше я еще мог плакать, но теперь не смогу, даже если захочу.

11. 0-Сейчас я не более раздражен, чем обычно.
1-Я раздражаюсь легче, чем раньше, даже по пустякам.
2-Сейчас я все время раздражен.
3-Меня уже ничто не раздражает, потому что все стало безразлично.

12. 0-Я не потерял интереса к другим людям.
1-У меня меньше интереса к другим людям, чем раньше.
2-Я почти утратил интерес к другим людям.
3-Я потерял всякий интерес к другим людям.

13. 0-Я способен принимать решения так же, как всегда.
1-Я откладываю принятие решений чаще, чем обычно.
2-Я испытываю больше трудностей в принятии решений, чем прежде.
3-Я больше не могу принимать каких-либо решений.

14. 0-Я не чувствую, что я выгляжу хуже, чем обычно.
1-Я обеспокоен тем, что выгляжу постаревшим или непривлекательным.
2-Я чувствую, что изменения, происшедшие в моей внешности, сделали

меня непривлекательным.
3-Я уверен, что выгляжу безобразным.

15. 0-Я могу работать так же, как раньше.
1-Мне надо приложить дополнительные усилия, чтобы начать что-либо

делать.
2-Я с большим трудом заставляю себя что-либо делать.
3-Я вообще не могу работать.

16. 0-Я могу спать так же хорошо, как и обычно.
1-Я сплю не так хорошо, как всегда.
2-Я просыпаюсь на 1—2 часа раньше, чем обычно, и с трудом могу

заснуть снова.
3-Я просыпаюсь на несколько часов раньше обычного и не могу снова

17. 0-Я устаю не больше обычного.
1-Я устаю легче обычного.
2-Я устаю почти от всего того, что я делаю.
3-Я слишком устал, чтобы делать, что бы то ни было.

18. 0 -Мой аппетит не хуже, чем обычно.
1- Меня не такой хороший аппетит, как был раньше.
2-Сейчас мой аппетит стал намного хуже.
3-Я вообще потерял аппетит.

19. 0-Если в последнее время я и потерял в весе, то очень немного.
1-Я потерял в весе более 2 кг.
2-Я потерял в весе более 4 кг.
3-Я потерял в весе более 6 кг.

Я специально пытался не есть, чтобы потерять в весе (обведите кружком): Да, Нет

20. 0-Я беспокоюсь о своем здоровье не больше, чем обычно.
1-Меня беспокоят такие проблемы, как различные боли, расстройства

желудка, запоры.
2-Я настолько обеспокоен своим здоровьем, что мне даже трудно думать

о чем-нибудь другом.
3-Я до такой степени обеспокоен своим здоровьем, что вообще ни о чем

другом не могу думать.

21. 0-Я не замечал каких-либо изменений в моих сексуальных интересах.
1-Я меньше, чем обычно, интересуюсь сексом.
2-Сейчас я намного меньше интересуюсь сексом.
3-Я совершенно утратил интерес к сексу.

Шкала Гамильтона для оценки тревоги (HARS)

Шкала Гамильтона для оценки тревоги (HARS) —HARS предназначена для оценки состояния пациентов с уже установленным диагнозом тревожного расстройства и для оценки тревоги у пациентов, страдающих другими расстройствами, чаще всего депрессивными.
Шкала во многом основана на субъективной оценке пациента, которая является важным критерием оценки заболевания до начала терапии и улучшения состояния после лечения.
HARS считается эффективным и точным инструментом измерения тяжести тревожного синдрома, даже несмотря на то, что она не позволяет достаточно точно оценивать генерализованную тревогу.

Тип инструмента. Шкала предназначена для точной оценки степени тяжести тревожного синдрома у пациентов с уже установленным диагнозом тревожного расстройства.
Литературнаяссылка. Hamilton M. The assessment of anxiety states by rating. Br J Med Psychol. 1959; 32: 50-55.
Происхождение. Автор использовал перечни симптомов и общие психометрические тесты.
Популяция. Взрослые лица с установленным диагнозом тревожного расстройства.
Методика применения. Исследователь должен быть квалифицированным психиатром или пройти соответствующее обучение. Затраты времени — от 20 до 30 минут. Время оценки определяется как «сейчас» или «в течение последней недели». Значение баллов по всем 14 пунктам ранжируется от 0 до 4. Суммарный балл принимает значения в интервале от 0 до 56.
Выделяются три области значений суммарного балла по шкале Гамильтона:
• 0 — отсутствие тревожного состояния,
• 8 — симптомы тревоги,
• 20 — тревожное состояние.
При паническом расстройстве суммарный балл достигает 25-27.
Критерием эффективности терапии является >50%-е снижение суммарного балла по сравнению с начальным.
Измеряемые переменные. По семи пунктам измеряется соматическая тревога, по другим семи — психическая. Оба фактора могут измеряться отдельной суммой баллов.
Применение. Шкала широко используется при проведении испытаний лекарственных средств; как минимум заполняется дважды — до начала и после курса терапии. Дополнительные измерения проводятся по усмотрению исследователя.

По каждому пункту шкалы устанавливается оценка по следующему критерию:

в слабой степени

в умеренной степени

в тяжелой степени

в очень тяжелой степени

1. Тревожное настроение.
(озабоченность, ожидание наихудшего, тревожные опасения, раздражительность)

2. Напряжение.
(ощущение напряжения, вздрагивание, легко возникающая плаксивость, дрожь, чувство беспокойства, неспособность расслабиться)

3. Страхи.
(темноты, незнакомцев, одиночества, животных, толпы, транспорта)

4. Инсомния.
(затрудненное засыпание, прерывистый сон, не приносящий отдыха, чувство разбитости и слабости при пробуждении, кошмарные сны)

5. Интеллектуальные нарушения.
(затруднение концентрации внимания, ухудшение памяти)

6. Депрессивное настроение.
(утрата привычных интересов, чувства удовольствия от хобби, подавленность, ранние пробуждения, суточные колебания настроения)

7. Соматические мышечные симптомы.
(боли, подергивания, напряжение, судороги клонические, скрипение зубами, срывающийся голос, повышенный мышечный тонус)

8. Соматические сенсорные симптомы.
(звон в ушах, нечеткость зрения, приливы жара и холода, ощущение слабости, покалывания)