Категория: Руководства
2 января 1992 г. указом Президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и др.). Был издан указ о свободе торговли и допущено хождение иностранной валюты. Резко увеличился импорт продовольствия и товаров народного потребления.
Эти меры позволили легализовать рыночные отношения, насытить потребительский рынок, начать структурную перестройку промышленности. Но социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высока. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Тем не менее, чрезмерная монополизация производства и тотальный дефицит обусловили гораздо более значительное увеличение цен. За год они выросли в среднем в 26 раз. Хотя параллельно с этим были в два-три раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии, большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. Особенно пострадали от либерализации цен пенсионеры и работники бюджетной сферы. В то же время начался резкий рост доходов немногочисленной социальной верхушки. В обществе стало проявляться сильное социальное расслоение.
Платой за либерализацию цен стала высокая инфляция, достигавшая в отдельные месяцы 15-20 %.
Для перехода к рыночным отношениям в России необходимо было воссоздать частную собственность, провести приватизацию, то есть разгосударствление, создание акционерных, частных предприятий. Фактически процесс приватизации уже шел, но развивался стихийно, нелегально и в интересах руководителей предприятий и ведомств. Остановить “директорскую приватизацию” могла лишь массовая приватизация на основе закона.
Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А.Б.Чубайса. С целью ускорения процесса было принято решение о выдаче всему населению страны приватизационных чеков – ваучеров. Ваучер – неименная ценная бумага номиналом 10 тысяч рублей, которую можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. ваучеры были выданы населению России.
Около 25% ваучеров было вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же – продано и перешло в руки юридических лиц, 50% - вложено членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Дивиденды по акциям, приобретенным на ваучеры, были незначительными, как и годовые доходы от ваучеров, вложенных в инвестиционные фонды.
Однако ваучерная приватизация стимулировала формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации. Денежная приватизация осуществлялась с 1994 г. К этому времени был сформирован рынок акций и ценных бумаг. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Государственная Дума. Главным механизмом приватизации стали залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по заниженным ценам, и государство получало весьма незначительный доход, за что аукционы подвергались справедливой критике.
Денежная приватизация отличалась и другими принципиальными недостатками. В ходе ее проведения было предоставлено большое количество льгот, создано множество финансово-промышленных групп на основе индивидуальных, внерыночных схем распределения собственности, что привело к переходу значительного объема бывшего государственного сектора экономики в руки узкого круга лиц (будущих монополистов, олигархов). Причем, процесс приватизации затронул даже сферу природных ресурсов, которые во всем цивилизованном мире находятся в государственной собственности и приносят в национальный бюджет так называемую “природную ренту”.
В ходе приватизации были присвоены десятки миллионов долларов (не случайно в народе этот процесс называли “прихватизацией”). Заработанный на растущем экспорте нефти, природного газа, цветных металлов огромный валютный капитал почти не возвращался в российскую экономику, даже не использовался для оплаты растущего внешнего долга. Преобладающая часть экспортных прибылей оседала в западных банках, переходила на частные валютные счета.
По первоначальной программе правительства, принятой летом 1992 г. из более чем 240 тысяч государственных предприятий не подлежало приватизации 30%, 31% мог быт акционирован по решению правительства, а более 20% – с разрешения Госимущества. Однако в процессе приватизации эти пропорции не соблюдались. В 1997 г. в России осталось лишь 30,5 тысяч федеральных государственных предприятий и учреждений, из них 893 предприятий оборонного комплекса и 1 257 – топливно-энергетического. В целом, период рыночных реформ характеризуется резким падением объема промышленного производства.
Рыночные изменения произошли и в сельском хозяйстве страны. На смену колхозам и совхозам пришли акционерные общества, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства. Однако смена форм собственности в аграрной сфере, как и в промышленности, не привела к увеличению общего объема производимой продукции. Внутренний потребительский рынок сельскохозяйственной продукции обеспечивался за счет отечественных товаропроизводителей всего на 45-50%, при этом около четверти кооперированных и акционерных предприятий на селе фактически были банкротами.
28октября 1991г. Президент Б. Ельцин выступил на Vсъезде народных депутатов с речью о радикальном рыночном преобразовании экономики России, основными элементами которого назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию.
6—8 ноября 1991года было сформировано новое российское правительство реформ. Председателем Правительства стал Б. Ельцин, чтобы поддержать своим авторитетом молодых реформаторов и несколько смягчить неизбежную критику в их адрес.
Анатолий Борисович Чубайс
Первым вице-премьером, ответственным за политическую стратегию, -Г. Бурбулис (до апреля 1992г.). Е. Гайдар был назначен вице-премьером, министром экономики и финансов (затем, с июня по декабрь 1992г.— и.о. Премьер-министра, с сентября1993г. по январь 1994г. —первый вице-премьер и министр экономики). А. Шохин стал вице-премьером по социальным вопросам, А. Чубайс —министром, ответственным за приватизацию. Несколько позже в команду реформаторов вошел Б. Федоров —первый вице-премьер и министр финансов (декабрь 1992г.– январь 1994г).
Бори?с Григо?рьевич Фёдоров
Для консультаций в осуществлении реформы правительство пригласило группу иностранных экономических советников (Д. Липтон, А. Ослунд, Р. Лейард, М. Домбровский и др.) во главе с Дж. Саксом (США, Гарвардский университет). Большинство советников ранее работали в Польше, помогая ей в проведении рыночной реформы.
Социально-экономические преобразования в России в 1992-2000 гг. прошли 3 этапа и вступили в четвёртый.
третий -с марта 1997по 2000.
Четвёртый - с 2000 г.
На первом этапеправительство Е. Гайдара (а с декабря 1992г. - В.Черномырдина) пыталось реализовать в России идеи экономического либерализма.
Несмотря на не всегда последовательное осуществление этой политики, к началу 1994г.основы рыночной экономики в Россиибыли созданы:
государство почти перестало вмешиваться в ценообразование и не контролировало торговлю;
половина государственной промышленности и подавляющая часть торговли перешли в собственность частных владельцев;
возник значительный частный сектор в финансовой сфере и сельском хозяйстве;
государство сокращало масштабы финансовой поддержки производства.
Но в результате затянувшейся финансовой стабилизации и продолжавшейся инфляции не включились рыночные регуляторы производства — спрос и конкуренция.
На втором этапе, с 1994г. правительство В. Черномырдина заявило о необходимости корректировки реформ.
Виктор Степанович Черномырдин
Третий этап.Программа выхода из бюджетного кризиса, подъема социальной сферы и производства была предложена Президентом Б. Ельциным 6марта 1997г. Она была разработана институтом Е. Гайдара.
Главной целью поставлено формирование сбалансированного бюджета за счет увеличения доходной части и экономного расходования государственных средств.
Для оздоровления бюджета было предусмотрено проведение целого ряда реформ.
социальных льгот и выплат,
расходования бюджетных средств,
управления государственной собственностью,
реформа естественных монополий,
жесткая государственная монополия на продажу спиртного и т. д.
Новая социальная политика включила в себя несколько крайне непопулярных мер:
1. Жилищно-коммунальная реформа заключалась в отмене государственных дотаций на содержание жилья и в увеличении платы за жилье и коммунальные услуги с квартиросъемщиков, а также в переходе на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства не государственными управлениями, а частными фирмами.
2. В ходе пенсионной реформы уменьшались отчисления предприятий в Пенсионный фонд и увеличивались отчисления частных лиц.
3. Реформа социальных льгот и выплат заключалась в их большей адресности: жилищные субсидии, пособия на детей и др. должны получать лишь наименее обеспеченные слои населения. Не сумев собрать долги с предприятий, юридических лиц, правительство перенесло центр тяжести на сборы с физических лиц.
4. Новая финансовая политика предполагает более активное осуществление ранее намеченных мер: отмену налоговых льгот, продолжение выпуска государственных ценных бумаг, жесткий государственный монополизм и торговле спиртным, —а также ряд принципиально новых мероприятий. Одно из них —распределение государственных заказов, оплачиваемых из бюджетных средств, исключительно на основе открытых конкурсов: и частности, будут проводиться тендеры между частными фирмами, между банками. Это позволит государству экономить деньги, выбирая более выгодных партнеров.
5. Передача управления государственными предприятиями трастовым компаниям, которые за осуществление управленческих функций будут получать процент от прибыли.
6. Ускорение приватизации с поступлением доходов в бюджет за счет продажи предприятий-должников.
7. Новая политика в производственной сфере предполагала уменьшение финансовых поборов с предприятий и за счет этого —оживление их деятельности, а также выборочную поддержку наиболее перспективных из них. Чтобы уменьшить расходы предприятий на транспорт, электроэнергию, энергоносители, намечена реформа так называемых, «естественных монополий»: РАО «Единые энергетические сети», РАО «Газпром», Министерства путей сообщения (железнодорожный транспорт.
Все изменения социально-экономического курса: и значительные колебания внутри радикально-реформаторского периода 1992—1993гг. и переход к умеренно-реформаторскому в 1994—1996гг. и наметившийся вновь возврат к более решительному реформаторству с марта-апреля 1997г. —были обусловлены в значительной мере внутриполитическими причинами, соотношением реформаторских и антиреформатореких сил в стране, ослаблением или усилением позиций Президента Б. Ельцина. Будучи переизбранным в 1996г. и заявив, что это его последний президентский срок, Б. Ельцин, не оглядываясь на возможные конъюнктурные политические последствия, вновь вернулся к либеральному экономическому курсу.
Нестабильность:Черномырдин В.С. (отставка в апреле 1998 г.)
Кириенко С.В. (апрель-август 1998 г.) дефолт в августе 1998.
Примаков Е.М. Маслюков Ю.Д. август 1998 – май 1999
Евгений Максимович Примаков
Четвертый этап. 2000–2008.
Правительство Касьянова М.М. – продолжение политики либерализации. Перекладывание расходов на налогоплательщиков.
Экономическая политика.. В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ — «Основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу», который определил стратегические приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г.
Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавлений в Гражданский кодекс РФ.
Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени».
В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными монополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммунального хозяйства направлены на создание конкурентной среды, привлечение инвестиций.
Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закрепившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяйственного назначения.
Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкционировал куплю-продажу и этой категории угодий.
Новые инициативы экономической политики уже дали положительный эффект. В течение трех последних лет государственный бюджет сводился с профицитом. Сейчас разработан бюджет на 3 года. В экономике упор сделан на развитие не сырьевых отраслей.
Приняты были новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной реформе. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений науки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы. Запущены национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и др.
Но мировой финансовый кризис стал фактором замедляющим дальнейшее проведение реформ.
ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ТОРГОВЛИ.
Президентский указ от 3декабря 1991г. провозгласил, что со 2января 1992г. Российская Федерация переходит в основном к свободным (рыночным, сформированным под влиянием спроса и предложения) ценам и тарифам на средства производства, потребительские товары, услуги и труд.
Цены были отпущены почти на все товары: свободными стали 80%цен на товары производственного назначения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и90%цен на потребительские товары.
На базовые потребительские товары (хлеб, молоко, творог, растительное масло, соль, сахар, спички, детское питание, водка, лекарства), городской транспорт и коммунальные услуги цены оставались фиксированными до мая 1992г. а затем тоже были отпущены.
К концу 1992г. розничные цены на потребительские товары возросли более чем 100–150 раз. Средняя заработная плата выросла лишь в 10–15 раз. Таким образом, реальные доходы населения к концу года составляли 44%от уровня начала года.
Прямые потери населения по вкладам составили 500млрд. рублей, которые правительство не в состоянии было индексировать.
К началу 1994г. внутренние цены в России на природный газ составляли 36%,на нефть — 38%от мировых рыночных цен.
Либерализация цен в России продолжалась и в основном завершилась в течение двух лет, 1992—1993, но не везде и не в полном объеме. Долгое время сохранялось региональное регулирование цен.
Наиболее заметным положительным его результатом стало исчезновение дефицита и наполнение товарного рынка. Структура цен приблизилась к западным стандартам, а уровень цен в ряде случаев оказался даже выше западного.
Система торговли включает в себя торговлю внешнюю —импорт и экспорт и торговлю внутреннюю — оптовую и розничную.
Либерализация внешней торговли
Проходила трудно и завершилась лишь к началу 1995г. —произошел переход от нетарифных, административных методов регулирования к экономическим методам.
В январе 1992г. все предприятия получили право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью.
В отношении импорта была проведена полная либерализация. В первой половине 1992года не было ни квот (т.е. ограничений количества), ни тарифов (т. е. пошлин, налогов) на импорт.
Со второй половины 1992г. стремясь получать доходы в бюджет (на чем настаивали Минфин и МВФ), Россия ввела единый тариф на импорт, составлявший15%от стоимости. Затем были установлены дифференцированные тарифы на разные товары, а импортные квоты и лицензии отменены.
Сложнее проходила либерализация экспорта.
С января 1992г. был установлен свободный экспортный режим. На экспорт нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля, электроэнергии, цветных металлов, целлюлозы, пшеницы, алкогольных напитков, рыбы и леса, составлявших 70% российского экспорта, сохранялись квоты и лицензии.
В целом российская внешняя торговля стала соответствовать требованиям Генерального соглашения по тарифам и торговле (ГАТТ), и осенью 1993г. Россия подала заявление о приеме в ГАТТ.
С 1ноября 1991г. Россия прекратила финансирование и ликвидировала Госплан и Госснаб, которые осуществляли централизованное распределение сырья и оборудования между предприятиями.
Еще в 1991г. в России начали возникать товарно-сырьевые биржи (около 300).
Но после либерализации цен товарные биржи испытали кризис: к лету 1993г. осталось около 150активных бирж и лишь 40из них действовали постоянно. До 40%всего оборота оказалось сконцентрировано на 6 специализированных биржах (нефть, никель, древесина, алюминий —в Москве, зерно в Саратове, уголь —в Новосибирске). Некоторые биржи превратились из товарных в фондовые, занявшись операциями с деньгами и ценными бумагами.
Основной формой торговли промышленным оборудованием и сырьем, составлявшей 60—70%ее объема, стали прямые сделки между производителями, осуществлявшиеся в первые два года реформ зачастую в натуральной форме(бартер).После введения конвертируемости рубля бартер стал уменьшаться.
Решающее значение для либерализации, розничной торговли имел указ Президента РФ «О свободе торговли» от 29января 1992г.
Дерегулирование цен и торговли (внешней и внутренней, оптовой и розничной) было в основном проведено в течение 1992—1993гг. государство практически перестало вмешиваться в процесс распределения товаров между потребителями и в формирование цены на них. Централизованное распределение продукции прекратилось. Импорт регулировался только таможенными тарифами.
В целом в России стал преобладать рыночный способ распределения, с установлением прямых (или через коммерческих посредников) контактов между производителем и потребителем и свободным назначением цены на товары, услуги и труд.
Разгосударствление предприятий, переход их в руки частных владельцев считается одним из исходных моментов формирования рыночной экономики: после этого должна начаться конкуренция производителей, борьба за качество продукции, обновление техники и технологий, поступление инвестиций, подъем производства.
Проведенная в России в 1992—1994гг. приватизация преследовала следующие цели:во-первых, произвести в кратчайшие сроки перераспределение собственности в пользу «новой элиты» (государственные чиновники федерального и регионального аппаратов власти, предприниматели) и исключить тем самым возможность попятного хода реформ; во-вторых, передать часть госсобственности населению, обеспечив социальную поддержку реформам и нейтрализовав негативные последствия либерализации цен.
В 1992г. в России было 23776промышленных предприятий, 25600 совхозов и колхозов, 5000дорожно-транспортных предприятий и 170000 розничных торговых предприятии.
Выработкой принципов и составлением конкретной Программы,приватизации занимался Государственный комитет по управлению государственным имуществом (ГКИ) под председательством А.Чубайса. Она была проведена посредством приватизационных чеков —ваучеров (как в Чехии).
19августа 1992г. Президент РФ Б. Ельцин объявил о ваучерной приватизации, и был издан указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации».
Получили свои ваучеры 97%граждан России (144млн. человек). Ваучеры были действительны до 30.июня 1994г.
11июня 1992г. Верховным Советом была одобрена программа приватизации на 1992г. учитывавшая всю федеральную и муниципальную собственность, за исключением совхозов, земли и жилья. Предполагалось, что 30%собственности России (предприятия, имеющие ключевое значение для экономики) не подлежит приватизации в 1992 г. 31%можно приватизировать по решению Федерального Правительства, 20% -по решению ГКИ, остальная собственность —как правило, мелкие предприятия, а также убыточные и остановленные предприятия, объекты незавершенного строительства должна была приватизироваться в обязательном порядке по решению местных властей.
Мелкие предприятия должны были продаваться за деньги, крупные (с числом работающих более 1000и стоимостью основных фондов более 50млн. рублей) требовалось преобразовать в АООТ с последующей продажей части акций населению на ваучерных аукционах. Средние предприятия могли выбрать любой из двух способов. В качестве дополнительного метода приватизации разрешался выкуп ранее взятой в аренду госсобственности.
Приватизация, получившая название ваучерной, продолжалась с декабря 1992г. по 30июня1994г.
К концу 1992г. в России было приватизировано около 47 тыс.муниципальных предприятий, к концу 1993г. — 89 тыс.,к сентябрю 1994г. — 106 тыс.
К концу 1994г. магазины, рестораны, кафе, бары, предприятия бытового обслуживания стали в основном частными; было приватизировано около 40%дорожно-транспортных предприятий.
Из 25000 крупных и средних предприятий, составлявших основу экономики России, приватизации подлежало 20000.
Согласно указу Президента, принятому в июле 1992г. требовалось преобразовать их вакционерные общества открытого типа(АООТ) к 1 ноября 1992г.
К апрелю 1994г. около 80%из намеченных для разгосударствления 20000 предприятий были акционированы.
Всего за декабрь 1992г.— июнь 1994г. на ваучерных аукционах было разгосударствлено почти 13832 крупных и средних предприятий. Остальные предпочли выжидательную тактику.
К 2005 г. уже 60%валового внутреннего продукта (ВВП) производилось в частном секторе.
Либерализация экономики, проведенная по предписаниям МВФ, нанесла чудовищный ущерб хозяйству. ВВП за несколько лет сократился более чем на половину (в ВОВ падение производства произошло на 30%). Все новые государства отброшены в своем развитии на многие десятилетия назад.
Физический объем валового внутреннего продукта в 2000 году по сравнению с 1991 годом уменьшился в:
Таджикистане – на 59%;
Молдавии – на 58%;
Азербайджане – на 41%;
Киргизии – на 28%;
Казахстане – на 22%;