Руководства, Инструкции, Бланки

либерализация розничных цен в рф была проведена под руководством img-1

либерализация розничных цен в рф была проведена под руководством

Категория: Руководства

Описание

Б) Либерализация цен и торговли - Студопедия

Б) Либерализация цен и торговли

2 января 1992 г. указом Президента РФ были введены свободные (рыночные) цены. Временно не подлежали освобождению лишь цены на энергоносители и некоторые виды продовольствия (хлеб, молоко и др.). Был издан указ о свободе торговли и допущено хождение иностранной валюты. Резко увеличился импорт продовольствия и товаров народного потребления.

Эти меры позволили легализовать рыночные отношения, насытить потребительский рынок, начать структурную перестройку промышленности. Но социальная цена реформ оказалась чрезвычайно высока. Предполагалось, что цены вырастут в 3-5 раз. Тем не менее, чрезмерная монополизация производства и тотальный дефицит обусловили гораздо более значительное увеличение цен. За год они выросли в среднем в 26 раз. Хотя параллельно с этим были в два-три раза повышены зарплаты бюджетников и пенсии, большинство населения оказалось за чертой бедности. Обесценились созданные многолетним трудом вклады в сберкассы. Особенно пострадали от либерализации цен пенсионеры и работники бюджетной сферы. В то же время начался резкий рост доходов немногочисленной социальной верхушки. В обществе стало проявляться сильное социальное расслоение.

Платой за либерализацию цен стала высокая инфляция, достигавшая в отдельные месяцы 15-20 %.

Для перехода к рыночным отношениям в России необходимо было воссоздать частную собственность, провести приватизацию, то есть разгосударствление, создание акционерных, частных предприятий. Фактически процесс приватизации уже шел, но развивался стихийно, нелегально и в интересах руководителей предприятий и ведомств. Остановить “директорскую приватизацию” могла лишь массовая приватизация на основе закона.

Программа приватизации разрабатывалась и осуществлялась Государственным комитетом по управлению имуществом (Госкомимущество) под руководством А.Б.Чубайса. С целью ускорения процесса было принято решение о выдаче всему населению страны приватизационных чеков – ваучеров. Ваучер – неименная ценная бумага номиналом 10 тысяч рублей, которую можно было обменивать на акции приватизируемых предприятий, вкладывать в чековые инвестиционные фонды, продавать и покупать. С октября 1992 г. по февраль 1993 г. ваучеры были выданы населению России.

Около 25% ваучеров было вложены в чековые инвестиционные фонды, столько же – продано и перешло в руки юридических лиц, 50% - вложено членами трудовых коллективов и членами их семей в акции собственных предприятий. Общественных ожиданий ваучерная приватизация не оправдала. Дивиденды по акциям, приобретенным на ваучеры, были незначительными, как и годовые доходы от ваучеров, вложенных в инвестиционные фонды.

Однако ваучерная приватизация стимулировала формирование частной собственности в России и подготовила переход к денежной приватизации. Денежная приватизация осуществлялась с 1994 г. К этому времени был сформирован рынок акций и ценных бумаг. Стоимость акций большинства российских предприятий была низка, а продавать высокодоходные нефтяные предприятия запретила Государственная Дума. Главным механизмом приватизации стали залоговые аукционы. Передача акций в залог велась по заниженным ценам, и государство получало весьма незначительный доход, за что аукционы подвергались справедливой критике.

Денежная приватизация отличалась и другими принципиальными недостатками. В ходе ее проведения было предоставлено большое количество льгот, создано множество финансово-промышленных групп на основе индивидуальных, внерыночных схем распределения собственности, что привело к переходу значительного объема бывшего государственного сектора экономики в руки узкого круга лиц (будущих монополистов, олигархов). Причем, процесс приватизации затронул даже сферу природных ресурсов, которые во всем цивилизованном мире находятся в государственной собственности и приносят в национальный бюджет так называемую “природную ренту”.

В ходе приватизации были присвоены десятки миллионов долларов (не случайно в народе этот процесс называли “прихватизацией”). Заработанный на растущем экспорте нефти, природного газа, цветных металлов огромный валютный капитал почти не возвращался в российскую экономику, даже не использовался для оплаты растущего внешнего долга. Преобладающая часть экспортных прибылей оседала в западных банках, переходила на частные валютные счета.

По первоначальной программе правительства, принятой летом 1992 г. из более чем 240 тысяч государственных предприятий не подлежало приватизации 30%, 31% мог быт акционирован по решению правительства, а более 20% – с разрешения Госимущества. Однако в процессе приватизации эти пропорции не соблюдались. В 1997 г. в России осталось лишь 30,5 тысяч федеральных государственных предприятий и учреждений, из них 893 предприятий оборонного комплекса и 1 257 – топливно-энергетического. В целом, период рыночных реформ характеризуется резким падением объема промышленного производства.

Рыночные изменения произошли и в сельском хозяйстве страны. На смену колхозам и совхозам пришли акционерные общества, кооперативные предприятия, фермерские хозяйства. Однако смена форм собственности в аграрной сфере, как и в промышленности, не привела к увеличению общего объема производимой продукции. Внутренний потребительский рынок сельскохозяйственной продукции обеспечивался за счет отечественных товаропроизводителей всего на 45-50%, при этом около четверти кооперированных и акционерных предприятий на селе фактически были банкротами.

Другие статьи

25 Экономика постсовет

/ презентации по истории России IV курс / Презентации учебные / 25 Экономика постсовет. России ЛИТЕРАТУРА

28октября 1991г. Президент Б. Ельцин выступил на Vсъезде народных депутатов с речью о радикаль­ном рыночном преобразовании экономики России, ос­новными элементами которого назвал либерализацию цен и зарплаты, свободу торговли и приватизацию.

6—8 ноября 1991года было сформировано новое рос­сийское правительство реформ. Председателем Правительства стал Б. Ельцин, чтобы поддержать своим авторитетом молодых реформаторов и несколько смягчить неизбежную критику в их адрес.

Анатолий Борисович Чубайс

Первым вице-премьером, ответственным за политическую стратегию, -Г. Бурбулис (до апреля 1992г.). Е. Гайдар был назначен вице-премьером, министром экономики и финансов (затем, с июня по декабрь 1992г.— и.о. Премьер-министра, с сентября1993г. по январь 1994г. —первый вице-премьер и ми­нистр экономики). А. Шохин стал вице-премьером по со­циальным вопросам, А. Чубайс —министром, ответственным за приватизацию. Несколько позже в команду реформаторов вошел Б. Федоров —первый вице-премьер и министр финансов (декабрь 1992г.– январь 1994г).

Бори?с Григо?рьевич Фёдоров

Для консультаций в осуществлении реформы правительство пригласило группу иностранных экономи­ческих советников (Д. Липтон, А. Ослунд, Р. Лейард, М. Домбровский и др.) во главе с Дж. Саксом (США, Гарвардский университет). Большинство советников ра­нее работали в Польше, помогая ей в проведении рыноч­ной реформы.

Социально-экономические преобразования в России в 1992-2000 гг. прошли 3 этапа и всту­пили в четвёртый.

третий -с марта 1997по 2000.

Четвёртый - с 2000 г.

На первом этапеправительство Е. Гайдара (а с декабря 1992г. - В.Черномырдина) пыталось реализовать в России идеи экономического либерализма.

Несмотря на не всегда последовательное осуществление этой политики, к на­чалу 1994г.основы рыночной экономики в Россиибы­ли созданы:

государство почти перестало вмешиваться в ценообразование и не контролировало торговлю;

по­ловина государственной промышленности и подавляю­щая часть торговли перешли в собственность частных владельцев;

возник значительный частный сектор в финансовой сфере и сельском хозяйстве;

государство сокращало масштабы финансовой поддержки производ­ства.

Но в результате затянувшейся финансовой стабили­зации и продолжавшейся инфляции не включились ры­ночные регуляторы производства — спрос и конкурен­ция.

На втором этапе, с 1994г. правительство В. Чер­номырдина заявило о необходимости корректировки реформ.

Виктор Степанович Черномырдин

Третий этап.Программа выхода из бюджетного кризиса, подъ­ема социальной сферы и производства была предложена Президентом Б. Ельциным 6марта 1997г. Она была разработана институтом Е. Гайдара.

Главной целью поставлено формирование сбалансиро­ванного бюджета за счет увеличения доходной части и экономного расходования государственных средств.

Для оздоровления бюджета было предусмотрено проведе­ние целого ряда реформ.

социальных льгот и выплат,

расходования бюджетных средств,

управления государственной собственностью,

реформа естественных монополий,

жесткая государственная монополия на продажу спиртного и т. д.

Новая социальная политика включила в себя несколько крайне непопулярных мер:

1. Жилищно-коммунальная реформа заключалась в отмене государственных дотаций на содержание жилья и в уве­личении платы за жилье и коммунальные услуги с квартиросъемщиков, а также в переходе на обслуживание жилищно-коммунального хозяйства не государственны­ми управлениями, а част­ными фирмами.

2. В ходе пенсионной реформы уменьшались отчисления предприятий в Пенсионный фонд и увеличивались отчисления частных лиц.

3. Реформа социальных льгот и выплат заключалась в их большей адресности: жилищные субсидии, пособия на детей и др. должны получать лишь наименее обеспеченные слои населения. Не сумев собрать долги с предприятий, юридических лиц, правительство перенесло центр тя­жести на сборы с физических лиц.

4. Новая финансовая политика предполагает более ак­тивное осуществление ранее намеченных мер: отмену на­логовых льгот, продолжение выпуска государственных ценных бумаг, жесткий государственный монополизм и торговле спиртным, —а также ряд принципиально новых мероприятий. Одно из них —распределение государственных заказов, оплачиваемых из бюджетных средств, исключительно на основе открытых конкурсов: и частности, будут проводиться тендеры между частны­ми фирмами, между банками. Это позволит государству экономить деньги, выбирая более выгодных партнеров.

5. Передача управления государственными предприятиями трастовым компаниям, которые за осу­ществление управленческих функций будут получать процент от прибыли.

6. Ускорение приватизации с поступлением доходов в бюджет за счет продажи предприятий-долж­ников.

7. Новая политика в производственной сфере предпола­гала уменьшение финансовых поборов с предприятий и за счет этого —оживление их деятельности, а также выборочную поддержку наиболее перспективных из них. Чтобы уменьшить расходы предприятий на транспорт, электроэнергию, энергоносители, намечена реформа так называемых, «естественных монополий»: РАО «Единые энергетические сети», РАО «Газпром», Министерства путей сообщения (железнодорожный транспорт.

Все изменения социально-экономического курса: и значительные колебания внутри радикально-реформа­торского периода 1992—1993гг. и переход к умеренно-реформаторскому в 1994—1996гг. и наметившийся вновь возврат к более решительному реформаторству с марта-апреля 1997г. —были обусловлены в значитель­ной мере внутриполитическими причинами, соотноше­нием реформаторских и антиреформатореких сил в стра­не, ослаблением или усилением позиций Президента Б. Ельцина. Будучи переизбранным в 1996г. и заявив, что это его последний президентский срок, Б. Ельцин, не оглядываясь на возможные конъюнктурные полити­ческие последствия, вновь вернулся к либеральному эко­номическому курсу.

Нестабильность:Черномырдин В.С. (отставка в апреле 1998 г.)

Кириенко С.В. (апрель-август 1998 г.) дефолт в августе 1998.

Примаков Е.М. Маслюков Ю.Д. август 1998 – май 1999

Евгений Максимович Примаков

Четвертый этап. 2000–2008.

Правительство Касьянова М.М. – продолжение политики либерализации. Перекладывание расходов на налогоплательщиков.

Экономическая политика.. В 2000 г. Министерство экономического развития и торговли подготовило обширный документ — «Основные направления социально-экономического развития Российской Феде­рации на долгосрочную перспективу», который определил стратеги­ческие приоритеты экономической политики государства на период до 2010 г.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле­ний в Гражданский кодекс РФ.

Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени».

В 2000—2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо­нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь­ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при­влечение инвестиций.

Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре­пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй­ственного назначения.

Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони­ровал куплю-продажу и этой категории угодий.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи­тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд­жет сводился с профицитом. Сейчас разработан бюджет на 3 года. В экономике упор сделан на развитие не сырьевых отраслей.

Приняты были новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре­форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на­уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы. Запущены национальные проекты «Образование», «Здравоохранение», «Доступное жилье» и др.

Но мировой финансовый кризис стал фактором замедляющим дальнейшее проведение реформ.

ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН И ТОРГОВЛИ.

Президентский указ от 3декабря 1991г. провозгла­сил, что со 2января 1992г. Российская Федерация пе­реходит в основном к свободным (рыночным, сформиро­ванным под влиянием спроса и предложения) ценам и тарифам на средства производства, потребительские то­вары, услуги и труд.

Цены были отпущены почти на все товары: свобод­ными стали 80%цен на товары производственного на­значения (кроме цен на энергоносители и транспорт) и90%цен на потребительские товары.

На базовые потре­бительские товары (хлеб, молоко, творог, растительное масло, соль, сахар, спички, детское питание, водка, ле­карства), городской транспорт и коммунальные услуги цены оставались фиксированными до мая 1992г. а затем тоже были отпущены.

К концу 1992г. розничные цены на потребительские товары возросли более чем 100–150 раз. Средняя заработная плата выросла лишь в 10–15 раз. Таким образом, реальные доходы населения к концу года составляли 44%от уров­ня начала года.

Прямые потери населения по вкладам составили 500млрд. рублей, которые правительство не в состоя­нии было индексировать.

К началу 1994г. внутренние цены в России на природный газ составляли 36%,на нефть — 38%от мировых рыночных цен.

Либерализация цен в России продолжалась и в ос­новном завершилась в течение двух лет, 1992—1993, но не везде и не в полном объеме. Дол­гое время сохранялось региональное регулирование цен.

Наиболее заметным положительным его результатом стало исчезновение дефицита и наполнение товарного рынка. Структура цен приблизилась к запад­ным стандартам, а уровень цен в ряде случаев оказался даже выше западного.

Система торговли включает в себя торговлю внеш­нюю —импорт и экспорт и торговлю внутреннюю — оптовую и розничную.

Либерализация внешней торговли

Проходила трудно и завершилась лишь к началу 1995г. —произошел переход от нетарифных, административных методов регулирования к экономическим методам.

В январе 1992г. все предприятия получили право свободно заниматься внешнеторговой деятельностью.

В отношении импорта была проведена полная либерализация. В первой половине 1992года не было ни квот (т.е. ограничений количества), ни тарифов (т. е. пош­лин, налогов) на импорт.

Со второй половины 1992г. стремясь получать до­ходы в бюджет (на чем настаивали Минфин и МВФ), Россия ввела единый тариф на импорт, составлявший15%от стоимости. Затем были установлены дифферен­цированные тарифы на разные товары, а импортные квоты и лицензии отменены.

Сложнее проходила либерализация экспорта.

С января 1992г. был уста­новлен свободный экспортный режим. На экспорт нефти и нефтепродуктов, природного газа, угля, электроэнергии, цветных металлов, целлюло­зы, пшеницы, алкогольных напитков, рыбы и леса, составлявших 70% российского экспорта, сохранялись квоты и лицензии.

В целом российская внешняя торговля стала соответ­ствовать требованиям Генерального соглашения по тари­фам и торговле (ГАТТ), и осенью 1993г. Россия подала заявление о приеме в ГАТТ.

С 1ноября 1991г. Россия прекратила финансирова­ние и ликвидировала Госплан и Госснаб, которые осуществляли централизованное распределение сырья и оборудования между предприятиями.

Еще в 1991г. в России начали возникать товарно-сырьевые биржи (около 300).

Но после либерализации цен товарные биржи испытали кризис: к лету 1993г. осталось около 150активных бирж и лишь 40из них действовали постоянно. До 40%всего оборота оказалось сконцентрировано на 6 специализированных биржах (нефть, никель, древесина, алюминий —в Москве, зерно в Саратове, уголь —в Новосибирске). Некоторые биржи превратились из товарных в фондовые, занявшись операциями с деньгами и ценными бумагами.

Основной формой торговли промышленным оборудованием и сырьем, составлявшей 60—70%ее объема, стали прямые сделки между производителями, осуществлявшиеся в первые два года реформ зачастую в натуральной форме(бартер).После введения конвертируемости рубля бартер стал уменьшаться.

Решающее значение для либерализации, розничной торговли имел указ Президента РФ «О свободе торгов­ли» от 29января 1992г.

Дерегулирование цен и торговли (внешней и внутрен­ней, оптовой и розничной) было в основном проведено в течение 1992—1993гг. государство практически пе­рестало вмешиваться в процесс распределения товаров между потребителями и в формирование цены на них. Централизованное распределение продукции прекрати­лось. Импорт регулировался только таможенными тарифами.

В целом в России стал преобладать рыночный спо­соб распределения, с установлением прямых (или через коммерческих посредников) контактов между произво­дителем и потребителем и свободным назначением цены на товары, услуги и труд.

Разгосударствление предприятий, переход их в руки частных владельцев считается одним из исходных моментов формирования рыночной экономики: после это­го должна начаться конкуренция производителей, борь­ба за качество продукции, обновление техники и техно­логий, поступление инвестиций, подъем производства.

Проведенная в России в 1992—1994гг. приватизация преследовала следующие цели:во-первых, произвести в крат­чайшие сроки перераспределение собственности в пользу «новой элиты» (государственные чиновники федерально­го и регионального аппаратов власти, предприниматели) и исключить тем самым возможность попятного хода реформ; во-вторых, передать часть госсобственности на­селению, обеспечив социальную поддержку реформам и нейтрализовав негативные последствия либерализа­ции цен.

В 1992г. в России было 23776промышленных пред­приятий, 25600 совхозов и колхозов, 5000дорожно-транспортных предприятий и 170000 розничных торго­вых предприятии.

Выработкой принципов и составлением конкретной Программы,приватизации занимался Государственный комитет по управлению государственным имуществом (ГКИ) под председательством А.Чубайса. Она была проведена посредством приватизационных чеков —ваучеров (как в Чехии).

19августа 1992г. Президент РФ Б. Ельцин объявил о ваучерной приватизации, и был издан указ «О введении системы приватизационных чеков в Российской Федерации».

Получили свои ваучеры 97%граждан России (144млн. человек). Ваучеры были действительны до 30.июня 1994г.

11июня 1992г. Верховным Советом была одобрена программа приватизации на 1992г. учитывавшая всю федеральную и муниципальную собственность, за исключением совхозов, земли и жилья. Предполагалось, что 30%собственности России (предприятия, имеющие ключевое значение для экономики) не подлежит приватизации в 1992 г. 31%можно приватизировать по решению Федерального Правительства, 20% -по решению ГКИ, остальная собственность —как правило, мелкие предприятия, а также убыточные и остановленные предприятия, объекты незавершенного строительства должна была приватизироваться в обязательном порядке по решению местных властей.

Мелкие предприятия должны были продаваться за деньги, крупные (с числом работающих более 1000и стоимостью основных фондов более 50млн. рублей) требовалось преобразовать в АООТ с последующей продажей части акций населению на ваучерных аукционах. Средние предприятия могли выбрать любой из двух способов. В качестве дополнительного метода приватизации разрешался выкуп ранее взятой в аренду госсобственности.

Приватизация, получившая название вау­черной, продолжалась с декабря 1992г. по 30июня1994г.

К концу 1992г. в России было приватизировано около 47 тыс.муниципальных предприятий, к концу 1993г. — 89 тыс.,к сентябрю 1994г. — 106 тыс.

К концу 1994г. магазины, рестораны, кафе, бары, предприятия бытового об­служивания стали в основном частными; было прива­тизировано около 40%дорожно-транспортных предпри­ятий.

Из 25000 крупных и средних предприятий, составлявших основу экономики России, приватизации подлежало 20000.

Со­гласно указу Президента, принятому в июле 1992г. требовалось преобразовать их вакционерные общества открытого типа(АООТ) к 1 ноября 1992г.

К апрелю 1994г. около 80%из намеченных для раз­государствления 20000 предприятий были акционирова­ны.

Всего за декабрь 1992г.— июнь 1994г. на ваучерных аукционах было разгосударствлено почти 13832 крупных и средних предприятий. Остальные предпочли выжидательную тактику.

К 2005 г. уже 60%валового внутреннего продукта (ВВП) производилось в частном секторе.

Либерализация экономики, проведенная по предписаниям МВФ, нанесла чудовищный ущерб хозяйству. ВВП за несколько лет сократился более чем на половину (в ВОВ падение производства произошло на 30%). Все новые государства отброшены в своем развитии на многие десятилетия назад.

Физический объем валового внутреннего продукта в 2000 году по сравнению с 1991 годом уменьшился в:

Таджикистане – на 59%;

Молдавии – на 58%;

Азербайджане – на 41%;

Киргизии – на 28%;

Казахстане – на 22%;