Руководства, Инструкции, Бланки

рисуночный тест вартегга практическое руководство img-1

рисуночный тест вартегга практическое руководство

Категория: Руководства

Описание

Интерпретация теста Вартегга

Интерпретация теста Вартегга

При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

  • смысловое содержание рисунка,
  • особенности графики (нажим, штриховка, расположение),
  • порядок заполнения квадратов.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1. символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.

Квадрат №2. волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3. три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.

Квадрат №4. черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5. две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6. две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квалрат №7. точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть".

Квадрат №8. дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.

Чтобы оценить нажим. нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квараты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).

Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе.

Преобладающие линии. горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховка - тревожность.

Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность.

Отношение к исходным данным: "линиям и точечкам":

  • рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём "Я", погруженность в "свой мир";
  • рисующий учитыавет их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность;
  • учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном;
  • создает целостные интересные образы - творческие способности.

Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему "нравятся", "легкие", "понятные", т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные" оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения.

Рисуночный тест “Кактус”

Задание: "Нарисуй кактус".

После завершения рисунка можно задать дополнительные вопросы:

1. Этот кактус домашний или дикий? Где он растет (у кого дома или в какой пустыне)?

2. Этот кактус колется? Его можно потрогать?

3. О нем кто-нибудь заботится?

4. Кактус растет один или с каким-то растением по соседству?

5. Когда кактус вырастет, то как он изменится (иголки, объем, отростки)?

Интерпретация рисуночного теста "Кактус"

Внизу страницы - заниженная самооценка, вверху - завышенная самооценка, на средней линии - адекватная самооценка. Справа - ориентация на будущее, слева - уход в прошлое, по центру - сосредоточение в настоящем.

Менее 1/3 страницы - заниженная самооценка, более 2/3 страницы - завышенная самооценка.

Крупный рисунок, расположенный в центре листа - эгоцентризм, стремление к лидерству.

Маленький рисунок, расположенный внизу листа - неуверенность в себе, зависимость.

Штриховка - тревожность, отрывистые линии - импульсивность, четкие линии - уверенность.

Силу нажима на карандаш удобно смотреть с "изнанки" листа:

Сильный нажим - напряжение (особенно если подчеркнута какая-то деталь), импульсивность; слабый нажим - слабость, снижение настроения.

Иголки (их может и не быть!) указывают на уровень агрессивности. Большие, длинные, толстые, ядовитые означают высокий уровень агрессивности. Направленные вверх - на вышестоящих людей (взрослых, руководство и т.д.), в стороны - на равных (ровесников, того же социального положения), вниз - на младших (слабых, зависимых, детей).

Домашний кактус (в горшке или в помещении) - ценность семьи, домашнего тепла, стремление к защите.

Дикий кактус (растет в пустыне) - чувство одиночества (если он там один) или потребность в свободе (если там много растений).

Цветок, необычная форма, украшения - женственность, демонстративность (любитбыть в центре внимания).

Наличие выступающих отростков - открытость.

Отростки, зигзаги расположены внутри контура - замкнутость.

"Радостный" кактус, яркие цвета - оптимизм, эмоциональный подъем.

Заштрихованный кактус, темные цвета - тревожность, сниженное настроение.

Наличие других кактусов, растений или животных - экстравертированность (общительность).

Только один кактус (неживые предметы не считаются) - интровертированность (погруженность в себя, замкнутость) или одиночество.

[1] Лобанова Ю.А. Терапия выразительными искусствами (часть 1), Москва 2008, http://rudocs.exdat.com/docs/index-254995.html#8322673

[2] Копытин А.И.Основы арт-терапии. - СПб. Лань, 2010. - 347 с

[3] Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии. - СПб. Питер, 2011.- 392 с

[4] Психотерапевтическая энциклопедия / под ред. Карвасарского Б.Д.; 2-е изд. – СПб. Питер, 2002

[5] Беккер-Глом В. Бюлов Э. Арт-терапия в Аликсеанеровской психиатрической больнице Мюнстера // Исцеляющее искусство. - № 1. – 1999, с 40

[6] Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М. ТЦ Сфера, 2004

[7] Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учебное пособие для студентов вузов. - М. ТЦ Сфера, 2004

[8] Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб. Питер, 2000

[9] Крысанова Светлана «Что такое арт-терапия» http://art-psychology.ru/about/definition.html

[10] Осипова А.А. Методы психокоррекции http://psyera.ru/2420/metody-art-terapii

[11] Колошина Т.Ю. Трусь А.А. Арт-терапевтические техники в тренинге: характеристики и использование. Практическое пособие для тренера. – Спб. Речь. - 2010. – с. 86-94

[12] А. И. Копытина Серия «Хрестоматия по психологии»). - СПб. Питер, 2001 c.6

[13] А. И. Копытина Серия «Хрестоматия по психологии». - СПб. Питер, 2001. - с.118

[14] Лебедева Л.Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. – СПб. Речь, 2005.c.80

[15] Киселева М.В. Арт-терапия в практической психологии и социальной работе, Изд. Речь, СПБ, 2007, с. 237

[16] Бруно Марк Терапия творческим самовыражением. – Академический проект, Москва, 2012, с. 237-254

Другие статьи

Использование теста Вартегга в психологической практике в МПЦИ

Использование теста Вартегга в психологической практике

Сновидения, почерк и любые виды творчества стали основой для исследования характера и личности начиная с самых ранних этапов самопознания человеком самого себя. В этой статье Вы узнаете об очень интересном психодиагностическом тесте Вартегга – методе незаконченного рисунка. Он относится к проективным и графологическим методам исследования личности.

Зачем нужно тестирование?

Тест помогает понять символические смыслы, трудности и актуальные на сегодняшний день состояния и проблемы (тревоги, страхи и др.), которые возникают у человека в следующих сторонах жизни:

  • восприятие самого себя;
  • восприятие окружающих людей;
  • планы и устремления;
  • активность.

Важно! Тест сам по себе не может ответить на вопросы «Почему так происходит?», «Эти проявления ситуативные или врожденные?» и дает лишь частичное представление о личности (по особенностям нажима, линиям, штриховке). Все эти сведения графолог получает только из анализа почерка. Тест должен дополнять его. Без такого сочетания анализ результатов теста Вартегга будет недостаточным для полноценной диагностики.

Тестирование и анализ почерка должен выполнять квалифицированный специалист. В Медико-психологическом центре Индивидуальности ведет прием Лариса Евгеньевна Дрыгваль – эксперт-графолог, психолог, специалист по оценке персонала.

В чем особенность интерпретации результатов?

Язык символов архетипичен. Линия, штриховка, положение рисунка в пространстве и другие характеристики изображения абсолютно не зависят от национальности, культуры, языка или вероисповедания. Черты человека, отражающиеся в рисунке, определяются только особенностями его нервной системы, характером, интеллектом и личностной зрелостью. Именно поэтому тест отличается универсальностью, а результаты интерпретации можно применить к очень широкому кругу лиц.

Краткая история теста

Тест был разработан немецким психологом Эриком Вартеггом в 1930-х годах. Наибольшее распространение тест получил в странах Европы. В России он малоизвестен, однако в последнее время о нем стали больше говорить и использовать в связи с выходом русскоязычной монографии В. Калиненко. Важным моментом является то, что в Израиле тест Вартегга используется в качестве психодиагностического инструмента при приеме на работу, наряду с анализом почерка.

Что представляет собой тест?

Форма. Тест выполняется на бланке, состоящем из 8-ми квадратов, в каждом из которых изображена простая фигура или линии. Квадраты объединены черной рамкой. Перед выполнением испытуемому дается следующая инструкция: «Перед Вами 8 квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что Вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности. Подпишите, в какой последовательности Вы заполняли тест, и обозначьте, что нарисовано на картинках».

Содержание. Все фигуры и линии (стимульные рисунки) и их последовательность подобраны так, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. Иными словами, каждый незаконченный рисунок «обращается» к определенной области индивидуального, отдельному аспекту личности. При этом рисунки учитывают коллективный бессознательный, архетипический символизм, который встречается еще в рисунках майя, ацтеков и других древних народов. Кстати, все используемые знаки ранее были изучены Карлом Густавом Юнгом – автором учения о символизме бессознательного.

Значения квадратов

(по монографии В. К. Калиненко «Рисуночный тест Вартегга». – М. Смысл, 2004 г.)

Рисуночный тест Вартегга

Рисуночный тест Вартегга Автор теста - немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963 г. но в России появился только в 2004 г. благодаря В.К. Калиненко и его книге "Рисуночный тест Вартегга". Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4. Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета. Интерпретация теста Вартегга Важно! При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели: • смысловое содержание рисунка, • особенности графики (нажим, штриховка, расположение), • порядок заполнения квадратов. Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное. Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные. Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком. Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему. Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире. Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими. Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность. Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек. Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх. Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность. Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть". Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты. Особенности графики: Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате). Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе. Преобладающие линии: горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховка - тревожность. Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность. Отношение к исходным данным: "линиям и точечкам": • рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём "Я", погруженность в "свой мир"; • рисующий учитывает их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность; • учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном; • создает целостные интересные образы - творческие способности. Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему "нравятся", "легкие", "понятные", т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные", оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения.

Опубликовать в ВКонтактеОпубликовать в Facebook

Рисуночный тест Вартегга

Автор теста - немецкий психолог Эрик Вартегг. Тест был опубликован в 1963 г. но в России появился только в 2004 г. благодаря В.К. Калиненко и его книге "Рисуночный тест Вартегга".

Сам тест представляет собой лист А4, поделенный толстыми черными линиями на 8 равных квадратов. В каждом квадрате содержится строго определенный рисунок, который нужно продолжить. Вы можете самостоятельно сделать бланк для теста, распечатав эту таблицу в формате А4.

Задание: продолжите рисунок в каждом квадрате так, чтобы в нем получилась законченная картина. Вы можете заполнять квадраты в любой последовательности и использовать различные цвета.

Интерпретация теста Вартегга

Важно! При интерпретации теста Вартегга учитываются следующие показатели:

• смысловое содержание рисунка,
• особенности графики (нажим, штриховка, расположение),
• порядок заполнения квадратов.

Стимульный рисунок в каждом квадрате активизирует определенный аспект личности, т.е. является бессознательным символом для определенной части психики. Все эти "черточки и точечки" не случайны, а является результатом работы многих великих психологов: К. Юнга и его последователей, изучавших коллективное бессознательное.

Квадраты № 1, 2, 7 и 8 - это эмоциональные реакции, мир чувств. Обычно здесь располагается живое: природа, люди, животные.

Квадраты № 3, 4, 5 и 6 - это рациональные реакции, мир логики. Обычно здесь располагаются неживые предметы, созданные человеком.

Если вы заметили отклонение от этого правила - ищите в этом квадрате (теме) проблему.

Квадрат №1: символически точка означает начало, а в данном случае - самого себя, т.е. представление о себе и своем месте в мире.

Квадрат №2: волнистая линия - это зародыш, а пространство вокруг - мир людей. Таким образом, этот квадрат показывает характер взаимоотношений с окружающими.

Квадрат №3: три восходящие линии символизируют рост и развитие. В данном случае они отражают мотивацию, планы на будущее, амбициозность.

Квадрат №4: черный квадрат - это символ опасности, страха, вины. Этот квадрат покажет отношение к жизненным преградам, опасностям, трудностям, психологическому грузу, который несет человек.

Квадрат №5: две перпендикулярные линии означают сопротивление, преграду на пути. По этому рисунку можно увидеть, как человек справляется с трудностями, преобладает ли стратегия достижения успеха или избегания неудач. Предполагается, что рисунок будет направлен вправо вверх.

Квадрат №6: две линии означают противоположные начала, идущие в разных направлениях, но требующие пересечения. В данном случае это отношения с близкими людьми: сближение или удаление от них. Предполагается, что линии будут соединены в рамку или другую целостность.

Квадрат №7: точки символизируют чувствительность, интуицию, восприимчивость ко внешним и внутренним раздражителям. Этот рисунок отражает чувствительность, тактичность, ранимость или, наоборот, "толстокожесть".

Квадрат №8: дуга - символ гармонии и защиты. В рисунке обозначает чувство удовлетворенности, защищенности, источник сил. Закрытые предметы - уход в себя в качестве защиты.

Особенности графики:
Чтобы оценить нажим, нужно перевернуть рисунок. Тогда с изнаночной стороны будут хорошо видны области сильного и совсем слабого нажима: именно эти вопросы (квадраты) вызывают наибольшее напряжение у рисующего, т.е. являются проблемными, трудными, однако указывают на его решимость и боевой настрой! Слишком слабый нажим может указывать на неуверенность, слабость, подавленность в этом аспекте (квадрате).

Расположение рисунка в верхней части квадрата указывает на излишнюю самоуверенность, преувеличение своих возможностей, в нижней части - на неуверенность и преуменьшение способностей, сбоку - зависимость и поиск поддержки, в центре - адекватную самооценку и уверенность в себе.

Преобладающие линии: горизонтальные - слабость, вертикальные - решительность, штриховка - тревожность.

Размер рисунка: сверхбольшие - демонстративность, бурная эмоциональность, совсем маленькие - подавленность, скромность.

Отношение к исходным данным: "линиям и точечкам":
• рисующий игнорирует их, т.е. его рисунок не связан с ними -сосредоточенность на себе, своём "Я", погруженность в "свой мир";
• рисующий учитывает их в своем рисунке, но не полностью - изобретательность;
• учитывает все - концентрация на конкретном, важном, существенном;
• создает целостные интересные образы - творческие способности.

Порядок заполнения квадратов: человек обычно начинает с тех квадратов, которые ему "нравятся", "легкие", "понятные", т.е. с тех тем, которые для него наиболее актуальны, важны. А квадраты, которые "не нравятся", "какие-то непонятные", "сложные", оставляет на потом, т.е. те темы, в которых он испытывает затруднения.

Опубликовать в ВКонтактеОпубликовать в Facebook

Секреты расшифровки рисуночного теста Вартегга

Обсуждения

На первый взгляд может показаться, что каждый человек и так все про себя знает. На самом деле это не совсем правда. Мы часто находимся в плену субъективных заблуждений, не всегда понимаем самих себя и окружающих, игнорируем свое бессознательное и считаем, что все зависит только от наших сознательных усилий. Огромный пласт информации о себе и окружающих бывает просто недоступен нашему сознанию.

Тест Вартегга относится к категории экспрессивно — проективных методов исследования личности, это метод незаконченного рисунка.

Для графолога — это частный, дополнительный метод исследования. Он помогает понять визуальные, символические смыслы, которые возникают у человека относительной той или иной стороны жизни (относительно себя самого, окружающих людей, своих планов и устремлений, способа действия, тревог и страхов и т. п.).

Тест позволяет измерить зрительно-духовные, смысловые отношения человека, которые основаны как на витальных (психофизиологических, подсознательных особенностях), так и моторно-волевых (сознательных) функциях.

Тест был предложен к применению Эриком Вартеггом (немецким психологом) в 30-х годах прошлого века. Тест наиболее распространен в странах Европы. У нас в стране он малоизвестен, но последнее время с появлением русскоязычной монографии этого теста, под редакцией В. Калиненко, о нем стали больше говорить и использовать.

Стимульный материал (сам тест) — это стандартный бланк с 8-ю квадратами, в каждом из которых изображена простая фигура или линии.

Перед вами восемь квадратов, в каждом из которых что-то изображено. Продолжите то, что вы видите, и нарисуйте любой рисунок в каждом из квадратов, в любой последовательности, подпишите, в какой последовательности вы заполняли тест и обозначьте, что нарисовано на картинках.

Стимулы теста и их последовательность подобраны таким образом, что каждый из них провоцирует проекцию определенной психической области. То есть, каждый стимульный рисунок «адресован» определенной области индивидуального, определенному аспекту личности.

1 квадрат
------------------
Архетипически (символически) точка означает начало, мгновение, середину чего-либо. В психологическом смысле она отображает Эго-концепцию, Я, мировоззрение, поиск себя, самость человека.

2 квадрат
-----------------
Архетипически волнистая линия означает зародыш (незащищенное человеческое существо). То, как человек поступит с ним в рисунке, будет означать, как он приспосабливается к окружающему миру. Окружающий мир — агрессивная среда для этого зародыша или наоборот среда, способствующая его развитию.

В психологическом смысле отображает эмоциональную зависимость, эмотивность, сопереживательность, сопричастность с другими людьми, контакт с социумом, социальную адаптацию (к людям) в мире людей. Это квадрат отражает социальный аспект личности.

3 квадрат
------------------
Три восходящие линии означают подъем, усиление, восхождение, развитие. В психологическом плане они соответствуют таким категориям, как амбиции, мотивация, устремленность, настойчивость, инициатива, планы на будущее, карьерный рост.

4 квадрат
------------------
Архетипически черный квадрат обозначает опасность, страх, вину. Психологически в этом квадрате отражаются: бессознательное, аспекты страха, вины, стыда.

5 квадрат
-------------------
Архетипически две перпендикулярные, непересекающиеся линии обозначают противоположность, сопротивление, импульс действовать и преграда на пути. Психологически в этом квадрате отражаются волевая регуляция, динамичность, активное начало, мотивация достижения, либо мотивация избегания трудностей. Движение вперед и способ преодоления преграды.

6 квадрат
-------------------
Две линии архетипически означают противоположные начала, идущие в разные направления, и требующие пересечения. Психологически дает представление о стремлении (не стремлении) человека к интеграции, соединению.

7 квадрат
-------------------
Точки означают восприятельность, утонченность, интуицию, чувственное (женское) начало, реагирование на раздражители (порог возбудимости). Насколько человек восприимчив к внешним раздражителям, к внутренним ощущениям.

Психологически отражает способность человека к эмоциональной чувственности, чувствительности, тактичности, тонкокожести или отсутствие этих качеств.

8 квадрат
-------------------
Дуга означает защищающее начало, гармонию, безусловное принятие, чувство защиты. Психологически отражает душевную основу, уравновешенность человека, чувство удовлетворения, внутреннее чувство защищенности.

Говоря об этом тесте, нельзя игнорировать графические признаки: особенности нажима, толщину штриха, скорость движения, динамичность, статичность, акцент на форме рисунка или на движении, легкость или тяжеловесность линий. Все эти особенности будут повторяться и в почерке. Именно они расскажут о внутреннем строении личности, о врожденных и приобретенных качествах.

Рассматривая просто содержание рисунка можно иметь приблизительное представление о нормативности или проблемности изучаемого аспекта, восприятие и отношение человека к этой психологической области.

Рассматривая же графические признаки, и, особенно, почерк, можно получить информацию гораздо более информативную, касающуюся комплексного строения личности. Почерк дает понимание того, что происходит с человеком, почему это происходит, как давно это происходит, что заложено от природы и является неизменным, а что сформировалось под влиянием окружающих условий, воспитания, временных стрессов.