Руководства, Инструкции, Бланки

акт обследования жилищно-бытовых условий семьи воспитанника доу бланк img-1

акт обследования жилищно-бытовых условий семьи воспитанника доу бланк

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи воспитанника доу бланк

Отчет по практике - Ознакомительная практика социального педагога - файл n1.docx 6.4 Акт обследования ж илищно-бытовых условий несовершеннолетнего

ФИО ученика: Сечко Денис Евгеньевич

14.02.1994 годарождения

обучающегося в 8 «В»классеСШ № Х

проживающего по адресу: г. Минск, ул._________ дом__ кв.__

Комиссия в составе: социального педагога школы, классного руководителя 8 В класса Мироновой Марии Сергеевны, психолога школы, в присутствии практикантов БГПУ.

составили настоящий акт обследования жилищно-бытовых условий семьи и установили, что семья Сечко Дениса проживает в з- хкомнатной квартире, принадлежащей Сечко Зинаиде Васильевне, состоит из 3 – х человек:

Мать: Сечко Зинаида Васильевна, временно не работает;

другие члены семьи: Сечко Евгений Владимирович (брат Дениса) в настоящее время отбывает наказание в тюрьме.

Санитарное состояние квартиры неудовлетворительное: грязно, неубрано, разбросаны вещи, на кухне немытая посуда.

Имеются ли необходимые условия для выполнения домашних заданий и творческой работы школьника: условия не созданы: рабочее место не оборудовано (уроки делает на кухне), в квартире нет библиотеки, часто бывают компании друзей мамы, что не способствует нормальной учебе и отдыху ребенка .

Характеристика родителей, их поведение, взаимоотношение с детьми. Связь семьи со школой:

Взаимоотношения в семье отчужденные, безразличные; мама не уделяет внимания проблемам и интересам Дениса .

На момент посещения дома находились Зинаида Васильевна, Денис, подруга Зинаиды Васильевны. Денис смотрел телевизор, мама Дениса и ее подруга находились на кухне. С Зинаидой Васильевной была проведена беседы о необходимости организовать свободное время Дениса, о неуспеваемости и пропусках уроков.

Заключение комиссии по устранению причин неблагополучия и мерах устранения: продолжать контроль за семьей; рекомендовать Денису участие в спортивных секциях.

Подпись членов комиссии:

Подпись родителей или других свидетелей:

Акт составлен в 3-х экз.
7.1 Консультация для родителей на тему «Детская агрессивность»


Форма проведения: «круглый стол».

Эпиграф: Человек обладает способностью любить, и если он не может найти применение своей способности любить, он способен ненавидеть, проявляя агрессию и жестокость. Этим средством он руководствуется, как бегством от собственной душевной боли. (Эрих Фромм)

Вопросы для обсуждения: 1. Анализ проблемы агрессивности. 2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности. 3. Поощрение, наказание в семье. 4. Законы преодоления детской агрессии. 5. Экспресс-анкетирование родителей по проблеме собрания.

Уважаемые мамы и папы, дедушки и бабушки! Тема нашей новой встречи серьёзна и трудна. Это тема проявления детьми жестокости и агрессии. К сожалению, эти явления живут и среди нас, взрослых, и среди наших детей. А раз так, давайте рассмотрим, что собой представляет агрессия и как мы, взрослые, можем помочь детям преодолеть её.

Агрессия может проявляться физически (ударили) и вербально (нарушение прав другого человека без физического вмешательства). В психологии различают два вида агрессии: инструментальную и враждебную. Инструментальная агрессия проявляется человеком для достижения определённой цели. Она очень часто выражается у младших детей («я хочу забрать игрушку, предмет и т.д.»). У старших больше проявляется враждебная агрессия, направленная на то, чтобы причинить человеку боль.

Очень часто агрессию, её проявление путают с настойчивостью, напористостью. Как вы считаете, это равнозначные качества? Что вас больше обрадует в вашем ребёнке: настойчивость или агрессивность? Безусловно, настойчивость. Это качество в сравнении с агрессивностью имеет социально приемлемые формы, так как не допускает оскорбления, издевательства и т.д.

Уровень агрессивности детей меняется в большей или меньшей степени в зависимости от ситуации, но иногда агрессивность принимает устойчивые формы. Причин для такого поведения много: положение ребёнка в коллективе, отношение к нему сверстников, взаимоотношения с учителем и т.д. Стойкая агрессивность некоторых детей проявляемся в том, что они иначе, чем другие, понимают иногда поведение окружающих, интерпретируя его как враждебное. К агрессии больше склонны мальчики. Она входит в мужской стереотип, который культивируется в семье и средствах массовой информации.

Перед собранием можно исследовать отношение детей к телепрограммам. Вопросы записываются на доске. Ответы анализируются классным руководителем.

1. Какие телепередачи ты выбираешь для просмотра?

2. Что тебе в них нравится?

3. Советуют ли тебе родители при выборе телепередач?

4. Какие передачи привлекают твоих родителей?

5. Какие передачи вы смотрите всей семьей?

Очень часто причиной детской агрессии является семейная ситуация:

1. Агрессивное поведение членов семьи в обыденных жизненных ситуациях: крики, ругань, хамство, унижение друг друга, взаимные упрёки и оскорбления. Психологи считают, что ребёнок проявляет агрессивность в обыденной жизни в несколько раз чаще там, где агрессию взрослых он видел ежедневно, и где она стала нормой его жизни.

2. Непоследовательность родителей в обучении детей правилам и нормам поведения. У детей не формируется нравственный стержень поведения: сегодня родителям удобно говорить одно и они навязывают эту линию поведения детям, завтра им удобно говорить другое, и это другое тоже навязывается. Это приводит к растерянности, озлоблению, агрессии против родителей и других людей.

В воспитании можно выделить два важных фактора, которые позитивно или негативно влияют на формирование детской агрессивности: расположение и неприятие. Преодолению агрессивности ребёнка помогает расположение, использующее в своём арсенале умение слушать, теплоту общения, доброе слово, ласковый взгляд.

Неприятие, наоборот, стимулирует детскую агрессивность. Оно характеризуется безразличием, устранением от общения, нетерпимостью и властностью, враждебностью к факту существования ребёнка. Неприятие ребёнка приводит к проявлению такого заболевания, как детский госпитализм. Что это такое? Одиночество, отсутствие желания общаться с родными людьми, отсутствие в семье традиций, обычаев, законов. Огромное значение в воспитании детей имеет поощрение: словом, взглядом, жестом, действием. Очень значимо для человека и наказание, если: - оно следует немедленно за проступком;

- оно суровое, но не жестокое;

- оно оценивает действия ребёнка, а не его человеческие качества.

Наказывая ребёнка, отец и мать должны проявлять терпение, спокойствие и выдержку.

Предварительное анкетирование учащихся (аналитическая справка):

- Если тебя наказывают, то как.

- Если тебя поощряют, то как.

- Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.

Подходит к концу наша очередная встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной, вызвала раздумья, желание построить взаимоотношения в своей семье по-новому. По традиции каждый из вас получает «золотые» правила воспитания, связанные с темой данного собрания:

1. Учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

2. Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное напряжение.

3. Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

4. Умейте принимать ребёнка и любить его таким, каков он есть.

5. Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

6. К агрессивным проявлениям в поведении ребёнка приводит агрессивность семьи.

Другие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях МАДОУ «Детский сад №14»

«Психолого-педагогическое сопровождение семей социального риска в условиях МАДОУ «Детский сад №14»

Под семьей понимается основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и определенными обязанностями по отношению друг к другу. Семья выполняет ряд функций: воспитательную, хозяйственно-бытовую, социализирующую, терапевтическую (поддержка). духовную и др.

Главная функция семьи — репродуктивная, то есть обеспечение появления и воспитания потомства.

Воспитание детей в семье и забота о них — это не только нравственный и моральный долг родителей, но их приоритетное право и главная обязанность. Согласно семейному законодательству РФ, «на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье» . Такое право дает им возможность воспитывать своих детей, основываясь на личных убеждениях, с помощью любых средств и методов, вы-бранных по своему усмотрению. Эти средства и методы, с точки зрения морали и закона, должны быть приемлемыми и отвечать интересам ребенка.

Эти требования в полной мере выполняются в благополучной семье. Благополучная семья — это семья, которая состоит из двух родителей и детей, связанных между собой эмоциональными и межличностными связями, и выполняет все возложенные на нее функции. В такой семье складываются необходимые условия для нормального психического развития ребенка.

Но, к сожалению, в современных кризисных социально- экономических условиях, когда существуют бедность, безработица, растет уровень преступности, наркомании и ал-коголизма, — снижается количество благополучных семей, все больше семей попадают в трудную жизненную ситуацию. Система семейного воспитания претерпевает значительные изменения. Происходит падение педагогического потенциала семьи и разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами и детьми. Родители нередко проявляют неграмотность в вопросах воспитания собственного ребенка, не справляются со своими обязанностями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения. Все это приводит к увеличению количества неблагополучных (проблемных) семейных союзов.

Неблагополучные семьи, или семьи СОП (семьи, находящиеся в социально опасном положении). — это педагогически несостоятельные, уклоняющиеся от выполнения родительского долга семьи, в которых родители злоупотребляют правами детей, жестоко обращаются с ними или пренебрегают их нуждами, отрицательно влияя на развитие детей. Это семьи, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в государственной помощи и поддержке.

Главной характеристикой этих семей является отсутствие любви к ребенку, заботы о нем, неудовлетворение его нужд. Это семьи, в которых ребенок испытывает не-благополучие:

  • переживает дискомфорт
  • стрессовые ситуации
  • жестокость
  • насилие
  • пренебрежение со стороны родителей

К таким семьям относятся: асоциальные, конфликтные, педагогически некомпетентные и аморально-криминальные.

В практике редко наблюдается только один вид проблем, приводящий к неблагополучию в семье, поскольку все они взаимосвязаны и выступают в комплексе, поэтому семьи, испытывающие эти проблемы, и называют неблагополучными или проблемными. Кризисная ситуация, сложившаяся в этих семьях, оказывает непосредственное влияние на воспитывающихся в них детей через различные виды аномального воздействия

  • психические (угрожают, подавляют, запугивают, разрушают психику, не понимают, навязывают свой образ жизни и т. д.) ;
  • физические (жестоко наказывают, избивают, не кормят, заставляют зарабатывать разными незаконными способами деньги, а потом их отбирают, насилуют, принуждают и т. д.) ;
  • социальные (выгоняют из дома, бросают на произвол судьбы, продают ребенка, забирают документы и шантажируют) .

Неблагополучие в семье ведет к нарушению полноценного развития детей. Очень часто дети живут в таких семьях с целым комплексом проявлений неблагополучия, что делает их жизнь чрезвычайно тяжелой. Ребенок из семьи СОП и «группы риска» обнаруживает себя по внешнему виду, одежде, манере общаться, неуравновешенности психики, выражающейся в неадекватной реакции, замкнутости, агрессивности, озлобленности, отсутствии интереса к обучению и т. д.

Для детей из таких семей характерны

  • задержка темпов интеллектуального и психического развития;
  • неумение общаться и поддерживать эмоциональные контакты;
  • негативное эмоциональное состояние (страхи, неврастения, неврозы, стресс, подверженность нервно- психическим расстройствам) ;
  • нарушения поведения (агрессивность, гиперактивность, тревожность, аутизм) ;
  • низкий уровень сформированности игровых навыков;
  • отсутствие или плохое развитие навыков личной гигиены;
  • подверженность хроническим заболеваниям.

В дальнейшем эти проявления неблагополучия могут привести к формированию социальной дезадаптации ребенка, выражающейся в склонности к преступной де-ятельности, употреблению психоактивных веществ, побегам из дома. Социально дезадаптированный ребенок является жертвой, чьи права на полноценное развитие грубо нарушили.

Промежуточное положение между благополучными и неблагополучными семьями занимают семьи «группы риска» . В них существует некоторое отклонение от нормы, которое не позволяет отнести их к разряду благополучных. Однако эти отклонения не стали для них дезадаптирующим фактором. Внешне это вполне благополучные семьи, но подвергшиеся влиянию одного из «факторов риска» . К данной категории относятся семьи: неполные, многодетные, малообеспеченные, опекунские, семьи с родителями-инвалидами или детьми-инвалидами, семьи беженцев. При этом семья, отнесенная к зоне риска, может быть как благополучной, так и неблагополучной, исходя из стиля, методов и содержания семейного воспитания, которые позитивно или негативно влияют на развитие ребенка.

Важным условием оказания помощи является раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении и в «группе риска» . Считается, что за 10 лет жизни в неблагополучной семье ребенок успевает приобрести огромный опыт асоциального поведения, психологически сломаться, утвердиться в таком варианте жизненного самоопределения, которое противоречит нормам общества. Поэтому, чем раньше будет выявлена такая семья, тем больше шансов ее реабилитировать, сделать все возможное для того, чтобы ребенок полноценно развивался.

Организация работы с семьями «группы риска» в условиях ДОУ

Главной целью работы МАДОУ № … является сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, их всестороннее развитие и обеспечение условий для личностного роста.

Успешное осуществление этой цели невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели ребенка с момента рождения и на всю жизнь. Семьи «группы риска» нуждаются в особом внимании и поддержке со стороны ДОУ

Цель работы с такими семьями — формирование комплексной системы социально-психолого-педагогического сопровождения семей в рамках ДОУ.

Побуждение родителей к сознательной деятельности по развитию и воспитанию ребенка в семье.

Реконструкция, оптимизация и гармонизация детско-родительских отношений.

Повышение психолого-педагогической и правовой компетентности родителей.

Оказание консультативно-методической помощи родителям в вопросах воспитания и развития детей.

Коррекция нарушений в интеллектуальной, поведенческой и коммуникативной сферах развития ребенка.

Алгоритм сопровождения семей «группы риска»

  • 1-й этап: выявление семей группы риска Выявление неблагополучия в семьях связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года проводится мониторинг семей, по результатам которого составляется социальный паспорт ДОУ и создается банк данных детей, которые ставятся на внутрисадовый учет. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьями «группы риска» .
  • 2-й этап: установление контакта с семьей Нередко налаживание контакта с неблагополучными семьями достаточно сложно, что не должно ослаблять активность педагогов. Наиболее труднодоступными для изучения являются педагогически несостоятельные семьи. Чтобы выявить неблагоприятные факторы семейного воспитания в такой семье, необходимо длительное и близкое знакомство, установление доверительных отношений с детьми и их родителями. Для этого родители приглашаются в детский сад или производится их посещение на дому.
  • 3-й этап: изучение семьи. Производится социально-педагогическая и психологическая диагностика семьи (изучается микроклимат в семье, материальное обеспечение, социальный статус родителей, жилищно-бытовые условия, стиль воспитанияположение ребенка в семье) с целью выявления типа семьи и причин семей-ного неблагополучия. Изучением семьи в детском саду занимаются психолог и воспитатель. Психолог использует следующие методы психологической диагностики: те-сты, проективные методики, анкеты, опросники, наблюдение и беседу. При необходимости психолог посещает семьи воспитанников.

Большая роль в изучении семей «группы риска» отводится воспитателю, который находится в более тесном контакте с ребенком и его семьей и может по внешнему виду и поведению воспитанника выявить первые признаки неблагополучия. Воспитатель собирает информацию о семье, посещая ее на дому (совместно с психологом) и заполняя акт обследования жилищно-бытовых условий, наблюдает за ребенком в условиях детского сада и проводит индивидуальные беседы и анкетирование его родителей.

  • 4-й этап: составление картотеки семей «группы риска» . Когда вся необходимая информация о семье и ребенке получена, заполняется документация. На каждого воспитанника, находящегося на внутрисадовом учете, заводится социальный паспорт, который включает в себя следующую документацию:
  1. Социальный паспорт семьи
  2. Психолого-педагогическая характеристика на ребенка.
  3. Акт обследования жилищно-бытовых условий семьи
  4. Результаты психологической диагностики воспитанника и родителей: тесты, анкеты, опросники, бланки наблюдения
  • 5-й этап: разработка плана индивидуального психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» . План индивидуального сопровождения разрабатывается исходя из имеющихся проблем конкретной семьи. В ней прописывается содержание необходимой помощи и поддержки со стороны детского сада. Выбор форм и методов работы с семьей зависит от причин ее неблагополучия и имеющихся проблем.

Неполная семья нуждается в привлечении ближайших родственников к процессу воспитания ребенка, в вовлечении его в систему дополнительного образования (секции, кружки). в наблюдении и консультациях психолога, психотерапевта, социального педагога, воспитателя.

Педагогически несостоятельная семья нуждается в коррекции целей, методов, способов и стиля воспитания, представлений о родительском авторитете.

Асоциальные и криминальные семьи нуждаются в наблюдении и консультациях психолога о необходимости лечения от алкогольной зависимости, в оказании психиатри-ческой и наркологической помощи, в индивидуальной работе психолога с родителями по изменению отношений в семье и эффективных методов воспитания.

Опекунские семьи нуждаются в вовлечении детей социальным педагогом в систему дополнительного образования, в консультации психолога образовательного учреждения для опекунов по вопросам воспитания, в консуль тации невропатолога и психиатра по выявлению отклонений у ребенка.

Многодетным и малообеспеченным семьям требуются: оказание информационной помощи об их правах и льготах, организация досуга и летнего отдыха детей, социально-педагогический патронаж, контроль межличностных взаимоотношений в семье, контроль учебной успеваемости ребенка, индивидуальные беседы, консультации психолога.

Семьям с детьми, имеющими ограниченные возможности, необходима организация сотрудничества детей и взрослых, имеющих ограниченные физические возможности, вовлечение детей и их родителей в социально значимую деятельность (клуб по интересам, кружки) .

В работе с конфликтной семьей важно выявить основные причины конфликтов, провести работу по установлению дружеских взаимоотношений. Важно переключить внимание родителей на ребенка, убедить их в необходимости психолого-педагогического просвещения.

  • 6-й этап: реализация индивидуального плана психолого-педагогического сопровождения семьи «группы риска» .

Главной целью реализации индивидуального плана сопровождения неблагополучной семьи является оказание различных видов помощи.

Как показывает практика, семьи «группы риска» нуждаются в следующих видах помощи:

  • психологической (просвещение, коррекция, консультирование, поддержка) ;
  • социальной (патронаж семьи, помощь в адаптации к социальной среде) ;
  • педагогической (повышение педагогического потенциала родителей, оказание помощи ребенку) ;
  • правовой (повышение правовой компетентности родителей) ;
  • медицинской (восстановление здоровья детей, профилактика социальных болезней и вредных привычек у родителей) .

Процесс нейтрализации негативного влияния неблагополучной семьи на детей может протекать успешно, если соблюдается ряд условий:

  • воспитательно-образовательная работа с детьми в ДОУ осуществляется в условиях личностно ориентированного подхода
  • создано единое образовательно-коррекционное пространство дошкольного образовательного учреждения и семьи

- осуществляется своевременная подготовка педагога к работе с неблагополучной семьей и воспитывающимися в ней детьми.

Для организации эффективной работы с родителями и детьми из таких семей работникам образовательного учреждения следует взаимодействовать со специалистами различных учреждений: комиссией по делам несовершеннолетних, Управлением образования, социальной за щиты населения, прокуратурой, органами опеки и попе-чительства, психолого-медико-педагогической комиссией, социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних, ГОВД и со специалистами смежных отраслей (врачи, инспектора ОДН, психиатры) .

Психолого-педагогическое сопровождение семей «группы риска» предполагает комплексную работу со всеми участниками педагогического процесса (работа с детьми, с родителями (опекунами) и педагогами ДОУ), поскольку успех проводимой работы возможен только при взаимодействии всех сторон.

Работа с детьми. С детьми работают воспитатель и все специалисты ДОУ. Воспитатель наблюдает за детьми и оказывает им необходимую помощь в развитии и социализации.

Формы работы педагога-психолога с детьми: наблюдение, беседа, диагностика эмоционально-волевой, интеллектуальной и личностной сфер, коррекционно-развивающая работа, мониторинг психологического состояния.

Учитель-логопед производит диагностику развития речевой сферы и коррекцию речевых нарушений у воспитанников.

Музыкальный руководитель проводит занятия, способствующие развитию и сплочению детей в группе, используя для этого народные и подвижные игры, хороводные игры с пением, телесно ориентированные игры.

Инструктор по физической культуре проводит диагностику физического развития воспитанников, занятия по развитию психофизических процессов (скорость, вы-носливость, ловкость и т. д.). закаливание, самомассаж, кинезотерапию.

Работа с семьями воспитанников в рамках психолого-педагогического сопровождения семей «группы риска» с ними работают воспитатель и все специалисты ДОУ.

Воспитатель приглашает родителей на индивидуальные беседы по вопросам воспитания и развития детей, проводит индивидуальные и групповые консультации по ознакомлению с правовыми документами в области образования и воспитания детей, личностного и психического развития.

Педагог-психолог знакомит родителей с представлением о возрастной психологии, о значимости периода дошкольного детства, ранимости детской психики, возможных последствиях жестокого и грубого обращения с ребенком, проводит «круглые столы» по вопросам эффективного -воспитания. Родителей приглашают на тренинги по коррекции детско-родительских отношений, практикумы по обучению навыкам конструктивного взаимодействия в семье и рефлексивного поведения.

Учитель-логопед проводит консультации, открытые занятия и семинары-практикумы по своему направлению.

Музыкальный руководитель и инструктор по физической культуре занимаются организацией и проведением совместных досугов и праздников, проводят консультации и практикумы для родителей. Работа с педагогическим коллективом ДОО.

В рамках данного направления деятельности производится психолого-педагогическое просвещение педагогического коллектива по вопросам работы с семьями СОП и «группы риска» . Этим занимается ответственный по работе с такими семьями (как правило, это заместитель заведующей по BMP). психолог а также приглашенный сотрудник Управле-ния образования (социальный педагог). Формы работы с педагогами разнообразны: «круглые столы» . консультации, семинары и семинары-практикумы, наглядная информа-ция (памятки, буклеты). педагогические советы. В рамках просвещения рассматриваются вопросы выявления таких семей, формы и методы эффективной работы с ними.

  • 7-й этап: анализ работы. Данный этап включает в себя: наблюдение за семьей, поставленной на внугрисадовский учет; отслеживание динамики развития детско-родительских отношений; оказание дополнительной психолого-педагогической помощи семье в случае необходимости, консультирование семьи.
  • 8-й этап: снятие несовершеннолетнего и его семьи с внутрисадовского учета.

Основанием для снятия с учета является:

  1. Улучшение положения в семье.
  2. Выбывание из детского сада.

Важно помнить, что семейное благополучие — явление относительное и может носить временный характер. Часто вполне благополучная семья переходит в категорию либо явно, либо скрыто неблагополучных семей. Поэтому необходимо постоянно проводить работу по профилактике семейного неблагополучия в ДОУ.

Дошкольник.РФ