Руководства, Инструкции, Бланки

образцы договоров управление росреестра img-1

образцы договоров управление росреестра

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Управление Росреестра разъясняет: договор купли-продажи недвижимого имущества может быть расторгнут при определенных условиях

Главная / УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ / Управление Росреестра разъясняет: договор купли-продажи недвижимого имущества может быть расторгнут при определенных условиях

УПРАВЛЕНИЕ РОСРЕЕСТРА ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ 08.08.2016

Управление Росреестра по Пермскому краю разъясняет:договор купли-продажи (дарения, мены) недвижимого имущества может быть расторгнут при определенных условиях

В практике органа, наделенного полномочиями по регистрации прав на недвижимое имущество, нередки случаи обращения граждан в связи с расторжением ранее заключенных ими договоров купли-продажи, дарения, мены недвижимого имущества, которые ранее послужили основанием для регистрации права собственности на это имущество за покупателем или одаряемым.

Но в государственной регистрации перехода прав на недвижимое имущество обратно к продавцу или дарителю может быть отказано в связи со следующим.

В соответствии со статьей 450 Гражданского кодекса Российской Федерации расторжение договора возможно по соглашению сторон. Соответственно, расторжение договора по соглашению сторон по своей правовой природе является действием, направленным на прекращение возникших из договора прав и обязанностей.

То есть изменить можно только действующий договор, по которому стороны не исполнили своих обязательств (к примеру, не передали денежные средства, не передали недвижимое имущество и пр.).

Необходимо знать: Гражданским законодательством Российской Федерации предусмотрено, что если обе стороны исполнили обязательства по договору, то действие договора считается прекращенным от этих обязательств (статья 408 Гражданского кодекса Российской Федерации). И действующее законодательство не допускает возможности расторжения договора, обязательства по которому исполнены надлежащим образом.

Таким образом, после проведения государственной регистрации права собственности за покупателем (одаряемым) договор купли-продажи (дарения, мены) недвижимого имущества может быть расторгнут при условии, если он не исполнен сторонами в полном объеме.

Другие статьи

Управление Росреестра по НСО подготовило памятку, в каких случаях требуется нотариальное удостоверение договора об отчуждении недвижимого имущества

Управление Росреестра по НСО подготовило памятку, в каких случаях требуется нотариальное удостоверение договора об отчуждении недвижимого имущества

За последние два года в законодательство внесено много изменений по вопросам оформления сделок с недвижимостью. Ряд сделок теперь могут быть совершены только через нотариуса. В Управление Росреестра по Новосибирской области стали поступать вопросы о форме договора купли-продажи или дарения недвижимости.

Форма договора отчуждения объектов недвижимости (простая письменная или нотариальная) зависит от вида права продавца (дарителя).

Вид права указан в Свидетельстве о государственной регистрации права, также информацию о зарегистрированном виде права на объект недвижимости можно получить через сайт Росреестра, воспользовавшись сервисом «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Управлением Росреестра по Новосибирской области составлена таблица, с помощью которой можно определить, в какой форме должен быть заключен договор об отчуждении недвижимого имущества.

*Исключение:
Если в свидетельстве о государственной регистрации права, либо в правоустанавливающих документах на ранее возникшее право указан вид права: «собственность», но в представленном договоре об отчуждении доли в праве указаны оба супруга, в данном случае осуществляется отчуждение доли из общей совместной собственности – форма договора нотариальная .

Независимо от формы договора все сделки подлежат обязательной регистрации в Управлении Росреестра по Новосибирской области.

Как определить надежность застройщика и сделать прогноз своевременной сдачи жилого дома? Начните с проектной декларации

Максимальные (предельные) сроки строительства многоквартирных жилых домов в России

Восемь критериев, по которым дольщиков можно будет причислить к категории пострадавших от действий недобросовестных застройщиков

Законы о защите дольщиков не распространяются на членов жилищно-строительных кооперативов

Признаки жилья эконом-класса, критерии отнесения недвижимости к данной категории

Портрет средне-статистической новостройки в Новосибирске: стандартные фразы, стереотипные формулировки

Заработать на перепродаже жилья или сдаче квартир в аренду? Таких инвесторов становится слишком много, желаемых результатов можно не дождаться

Статьи о недвижимости

При сдаче внаем объектов недвижимости можно заплатить налоги на основе патента

Что выгоднее: сдавать жилье внаем или продать квартиру и положить деньги на банковский вклад - посчитаем

Советы, помогающие сделать эффективным объявление в интернете

Перечень нарушений рекламного законодательства, встречающихся при продаже недвижимости

Жилье на крайних этажах покупатели не слишком любят - действительно ли этот стереотип советских времен до сих пор владеет современными умами? Эксперты рассказали, как со временем меняются предпочтения покупателей

Объявления, информация

Объявления, информация

С новостями о проведении "горячих линий", текущей работе (начиная с 31.08.2012 г.) можно ознакомиться, обратившись по адресу: http://www.kochki.nso.ru/news?field_tags_tid%5B%5D=12

Об изменении реквизитов

Управление Росреестра по Новосибирской области информирует об изменениях банковских реквизитов в связи с наделением с 01.01.2016г. филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Новосибирской области полномочиями по предоставлению сведений из Единого государственного реестра прав.
Кадастровая палата по Новосибирской области приступила к самостоятельному предоставлению отдельных видов сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) с 1 января 2016 года.
Ранее Кадастровая палата только принимала документы на предоставление сведений, а подготовку выписок и справок из ЕГРП осуществляло Управление Росреестра по Новосибирской области.
С января Кадастровая палата наделена полномочиями по самостоятельному предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРП, в виде выписки:
- содержащей общедоступные сведения об объекте недвижимого имущества;
- о переходе прав на объект недвижимого имущества;
- о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) у него объекты недвижимого имущества;
- о признании правообладателя недееспособным или ограничено дееспособным;
- справки о лицах, получивших сведения об объекте недвижимого имущества.
Кадастровая палата также наделяется полномочиями по предоставлению сведений из ЕГРП посредством обеспечения доступа к информационному ресурсу, содержащему сведения ЕГРП.
Запрос на предоставление сведений из ЕГРП можно подать по выбору заявителя в офисы приема-выдачи документов МФЦ, Кадастровой палаты или через портал Росреестра (адрес портала: www.rosreestr.ru).
Важно, что оплата за предоставление сведений из ЕГРП в виде вышеперечисленных документов должна быть произведена на расчетный счет Кадастровой палаты. За информацией о банковских реквизитах можно обратиться в Кадастровую палату.
Управлением Росреестра по Новосибирской области осуществляется подготовка документов по запросам:
- о содержании правоустанавливающих документов;
- о выдаче копии договора или иного документа, выражающего содержание односторонней сделки, совершенного в простой письменной форме, или копии иного правоустанавливающего документа; а также,
- по любым запросам, оплата по которым произведена на расчетный счет Управления;
- лиц и организаций, имеющих право на безвозмездное получение таких сведений в силу закона, в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Оплата за предоставление указанных сведений должна быть произведена на расчетный счет Управления Росреестра по Новосибирской области.
Реквизиты для оплаты услуги по предоставлению сведений из ЕГРП при обращении в Управление Росреестра по Новосибирской области
Получатель: УФК по Новосибирской области (Управление Росреестра по Новосибирской области)
ИНН: 5406299278
КПП: 540601001
Номер счета получателя: 40101810900000010001
Наименование банка: СИБИРСКОЕ ГУ БАНКА РОССИИ Г. НОВОСИБИРСК
БИК: 045004001
КБК: 32111301030016000130 - плата за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделках с ним, выдачу копий договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, совершенных в простой письменной форме (плата за предоставление сведений из ЕГРП (Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним)
ОКТМО: 50625000

Начальник Кочковского отдела
Управления Росреестра по
Новосибирской области
Апалькова Е.Л.

Новое в законодательстве - нотариальная форма заключения договоров


29 декабря 2015 года вступили в силу существенные изменения в Федеральный закон от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которыми установлены требования к обязательному нотариальному удостоверению ряда сделок с недвижимым имуществом.
Нотариальному удостоверению подлежит сделка по продаже доли в праве общей собственности постороннему лицу. Такая сделка может быть совершена не ранее чем по истечении месяца со дня извещения продавцом доли остальных участников долевой собственности. В том случае, если нотариусом будет установлено, что продавец доли представил документы, подтверждающие отказ остальных участников долевой собственности от покупки его доли, сделка может быть совершена до истечения указанного срока.
Важно отметить, что обязательному нотариальному удостоверению подлежит договор купли-продажи доли именно постороннему лицу, то есть лицу, не являющемуся участником долевой собственности объекта недвижимости. При продаже доли совладельцу договор может быть заключен в простой письменной форме.
Это не распространяется на сделки по продаже земельных долей из земель сельскохозяйственного назначения. Договоры купли-продажи подлежат нотариальному удостоверению вне зависимости от того, является ли покупатель посторонним лицом или участником долевой собственности.
Внесены изменения и в нормы Семейного кодекса Российской Федерации. Теперь нотариальное удостоверение соглашения супругов о разделе общего имущества, нажитого в период брака, является обязательным.
Кроме того, изменен порядок владения, пользования и распоряжения общим имуществом супругов. Для заключения одним из супругов сделки по распоряжению имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, сделки, для которой законом установлена обязательная нотариальная форма, или сделки, подлежащей обязательной государственной регистрации, необходимо получить нотариально удостоверенное согласие супруга.
Обязательное нотариальное удостоверение установлено для сделок, связанных с распоряжением недвижимым имуществом на условиях доверительного управления или опеки, а также сделок в отношении любого недвижимого имущества несовершеннолетних или лиц, признанных ограниченно дееспособными.

Начальник Кочковского отдела
Управления Росреестра по
Новосибирской области
Апалькова Е.Л.

С новостями о проведении "горячих линий", текущей работе (начиная с 31.08.2012 г.) можно ознакомиться, обратившись по адресу: http://www.kochki.nso.ru/news?field_tags_tid%5B%5D=12


Как оформить дарение недвижимости


В Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее – Управление) поступает большое количество обращений граждан, связанных с оформлением дарения объектов недвижимости.
Хотелось бы отметить, с 01.03.2013 отменено требование об обязательной государственной регистрации сделки дарения. Вместе с тем, требование о государственной регистрации права собственности, возникающего на основании договора дарения, сохраняется.
Соответственно, при заключении договора дарения недвижимости (комнаты, квартиры, жилого дома, земельного участка и др.) государственной регистрации подлежит право собственности одаряемого на объект недвижимости.
В случае, если у дарителя зарегистрировано право собственности в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, т.е. имеется свидетельство о государственной регистрации права собственности, то для проведения государственной регистрации перехода права собственности к одаряемому на основании договора дарения требуется минимальный пакет документов:
1.Заявления (оформляются специалистом, осуществляющим прием документов, в электронном виде в программном комплексе):

  • на государственную регистрацию перехода права собственности от дарителя;
  • на государственную регистрацию права собственности от одаряемого.

2.Документ, удостоверяющий личность заявителей (дарителя и одаряемого).
В случае, если даритель или одаряемый лично не могут присутствовать при подаче документов на государственную регистрацию, то представитель дополнительно представляет нотариально удостоверенную доверенность. подтверждающую его полномочия (подлинник и копию).
3.Документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию права собственности (подлинник и копия). Государственную пошлину оплачивает одаряемый в размере 2000 рублей (п. 22 ст. 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ). Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины, образец квитанции, коды ОКТМО размещены на официальном сайте Управления www.to54.rosreestr.ru в разделе «Регистрация прав» - «Банковские реквизиты». Оплатить государственную пошлину можно в любой расчетной организации, в том числе через информационно-платёжные терминалы.
4. Свидетельство о государственной регистрации права собственности дарителя для проставления отметки о погашении (при желании).
5.Договор дарения (для каждой из сторон договора и для Управления).
Договор дарения можно составить самостоятельно, с учетом всех существенных условий, которые указаны в законах, либо обратиться к юристу за помощью в составлении договора. В обоих случаях будет составлен договор в простой письменной форме. Также можно обратиться к нотариусу за составлением и нотариальным удостоверением соответствующего договора.
Управление осуществляет государственную регистрацию перехода права собственности от дарителя к одаряемому как по договору дарения, составленному в простой письменной форме, так и по нотариально удостоверенному договору. Обязательного нотариального удостоверения договора дарения не требуется.
Следует отметить, что нотариально удостоверение сделки позволяет уменьшить сроки государственной регистрации прав до 3 рабочих дней, тогда как государственная регистрация прав по договору дарения, составленному в простой письменной форме, по общему правилу составляет 10 рабочих дней.
Кроме того, при нотариальном удостоверении сделки дарения, действия по подаче документов на государственную регистрацию может совершить нотариус или его сотрудник. Таким образом, это может избавить стороны сделки от самостоятельного обращения за государственной регистрацией прав, и все документы после регистрации можно получить у нотариуса, удостоверившего сделку.


Электронные государственные услуги Росреестра

Электронные государственные услуги и сервисы Росреестра позволяют оперативно и удобно получить информацию об объектах недвижимости, сведения из ГКН и ЕГРП. Записывайтесь на прием к специалистам Росреестра и Кадастровой палаты заранее с помощью предварительной записи, отслеживайте статус своей заявки на получение услуг Росреестра и получайте другие услуги в режиме онлайн. Электронные услуги Росреестра доступны всем заявителям на сайте www.rosreestr.ru .

Предоставление справочной информации по объектам недвижимости в режиме online

Электронный сервис «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online» позволяет получить общую информацию об объекте недвижимого имущества, его размерах, точном адресе, зарегистрированных правах на него и наличии обременений. Эти сведения будут полезны потенциальным покупателям и профессионалам рынка недвижимости в качестве информации для предварительной оценки объекта, они не предназначены для официальной подачи документов в другие организации. С помощью данного электронного сервиса объект можно найти по кадастровому номеру, условному номеру или по адресу фактического местонахождения. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

Публичная кадастровая карта

Чтобы получить справочную информацию о земельном участке, его размерах, точном местоположении, в том числе на карте, а так же информацию о зарегистрированных правах на него, можно воспользоваться электронным сервисом «Публичная кадастровая карта». Поиск объекта проводится по кадастровому номеру или адресу фактического местонахождения. Сведения, полученные с помощью сервиса, не могут быть переданы в другие организации в качестве официального документа. Воспользоваться сервисом можно бесплатно в режиме реального времени.

Предварительная электронная подача документов для регистрации прав

Сервисом можно воспользоваться для ускорения процесса обработки документов при регистрации права на недвижимое имущество и сделок с ним, а также предварительного выявления ошибок при подаче документов.
В форме-опросе сервиса уточните информацию о типе заявления, типе права, форме сделки и информацию о типе объекта. Добавьте информацию об объекте недвижимости (адрес или кадастровый номер). Уточните информацию о заявителе, заполнив соответствующие поля. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Проверьте данные и введите электронный адрес для получения информации о статусе заявления. Услуга предварительной подачи документов предоставляется бесплатно в режиме реального времени.
Для получения некоторых государственных услуг Росреестра в электронном виде необходима электронная цифровая подпись (ЭЦП). ЭЦП можно приобрести в специализированном удостоверяющем центре. Порядок взимания платы удостоверяющие центры определяют самостоятельно, список сертифицированных центров можно получить на официальном сайте Росреестра, у специалистов в офисах Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

Постановка на кадастровый учет недвижимого имущества

При постановке на учет объекта недвижимости заявление о кадастровом учете и необходимые для кадастрового учета документы могут быть направлены в орган кадастрового учета заявителем или его представителем в форме электронных документов с помощью электронных сервисов на сайте Росреестра.
В форме-опросе соответствующего сервиса уточните информацию об объекте (если требуется), месте нахождения регистрируемого объекта и требуемую форму получения кадастрового паспорта. Уточните информацию о заявителе, заполнив соответствующие поля. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Проверьте введенные данные и уточните электронный адрес для получения информации о статусе заявления. Услуга предоставляется заявителю бесплатно.

Получение сведений из ЕГРП

Чтобы получить официальные сведения из ЕГРП, включая общедоступную информацию об объектах недвижимости, сведения о зарегистрированных правах, переходах прав и другие, можно воспользоваться электронным сервисом на сайте Росреестра. Сведения предоставляются в виде выписки и могут быть представлены в другие организации в качестве официального документа.
Для получения выписки воспользуйтесь сервисом «Новая форма запроса сведений из ЕГРП». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе. Загрузите все документы, необходимые для получения услуги, подписанные электронной цифровой подписью. Сведения из ЕГРП, запрос на получение которых поступил в электронном виде, предоставляются заявителю по электронной почте в установленный законодательством срок – 5 рабочих дней.
За предоставление гражданам и организациям сведений из ЕГРП в электронном виде взимается плата в размере, установленном Минэкономразвития России.

Получение сведений из ЕГРП посредством запроса к информационному ресурсу

Если гражданину или организации необходимо регулярно запрашивать сведения, содержащиеся в ЕРГП, а также получать уведомления об изменении сведений по принадлежащим им объектам недвижимости, можно воспользоваться электронным сервисом «Запрос к информационному ресурсу». Он предназначен для поиска, просмотра и копирования общедоступных сведений об объектах недвижимости в объеме выписки из ЕГРП. Сервисом могут воспользоваться физические и юридические лица, арбитражные управляющие, нотариусы, органы государственной власти и местного самоуправления.
Перед началом использования сервиса необходимо получить ключ доступа, обратившись в любой из офисов Росреестра или оформив запрос на сайте ведомства. Пользователю также понадобится электронная цифровая подпись (см. выше информацию о получении ЭЦП).
С помощью сервиса «Запрос к информационному ресурсу» сведения об интересующих объектах недвижимости можно получить в режиме онлайн. Доступ к сервису предоставляется на платной основе. Ознакомьтесь с тарифными планами и информацией об оплате на сайте Росреестра www.rosreestr.ru.

Получение сведений из ГКН

Чтобы получить официальные сведения об объекте недвижимости из ГКН, можно воспользоваться соответствующим электронным сервисом. Сведения электронного сервиса предоставляются в виде кадастровой выписки об объекте недвижимости, кадастрового паспорта объекта недвижимости, кадастрового плана территории, справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в ГКН. Заявителю будет направлен электронный документ, который может быть передан в другие организации в качестве официального документа.
Для получения нужного документа воспользуйтесь сервисом «Новая форма запроса сведений ГКН». Далее уточните данные о типе запрашиваемого документа, местоположении объекта недвижимости, информацию о заявителе. Загрузите необходимые документы, подписанные электронной цифровой подписью.
Сведения из ГКН, запрос на получение которых поступил в электронном виде, предоставляются заявителю в виде электронного документа в установленный законодательством срок- 5 рабочих дней. За предоставление сведений из ГКН в электронном виде взимается плата в размере, установленном Минэкономразвития России. Сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости предоставляются бесплатно.

Получение сведений из государственного реестра кадастровых инженеров

На официальном сайте Росреестра можно получить информацию обо всех кадастровых инженерах Российской Федерации, имеющих актуальный квалификационный аттестат, для заключения договора на подготовку межевого или технического плана. Выберите раздел «Государственный реестр кадастровых инженеров». Поиск возможен как по личным данным кадастрового инженера, так и по данным квалификационного аттестата. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.
Предварительная электронная запись на прием (электронная очередь).
Для того чтобы избежать ожидания в очереди в офисах приема, на портале Росреестра можно предварительно записаться на прием, выбрав удобную дату и время. Воспользовавшись сервисом «Офисы и приемные», выберите регион, район, населенный пункт. В результате будут показаны офисы, обслуживающие выбранную территорию. Выберите вкладку «Предварительная запись на прием», укажите тип очереди, количество заявителей и объектов недвижимости, введя данные о заявителях и объектах недвижимости. После выбора нужных параметров на экране отобразится талон с внесенными данными. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

Фонд данных кадастровой оценки

Росреестр предоставляет гражданам и организациям возможность ознакомиться с информацией о кадастровой стоимости объектов недвижимости на сайте ведомства с помощью электронного сервиса «Фонд данных государственной кадастровой оценки» (АИС ФД ГКО). Базы данных сервиса содержат сведения о результатах проведения государственной кадастровой оценки. С их помощью можно получить информацию о том, как в ходе проведения государственной кадастровой оценки была определена кадастровая стоимость объектов недвижимости. Интересующий объект можно найти по кадастровому номеру. Полученная информация дает возможность определить, были ли использованы достоверные сведения об объекте недвижимости, и принять решение о необходимости оспорить результаты оценки. О том, как оспорить результаты определения кадастровой стоимости объекта, также можно узнать на сайте Росреестра.

Проверка статуса запроса заявителя

На сайте Росреестра можно проверить в режиме реального времени в каком статусе находится поданная заявка/запрос на получение услуги, Для этого, воспользовавшись сервисом «Проверка статуса запроса», необходимо ввести номер запроса. Услуга предоставляется заявителю бесплатно в режиме реального времени.

Актуальные вопросы в сфере государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним

1.Можно ли включать в договор аренды недвижимости условие о его продлении на тот же срок, подлежит ли при этом договор повторной регистрации?

Ответ: Продление договора аренды недвижимого имущества возможно в силу закона (п.2 ст.621 Гражданского кодекса Российской Федерации – если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок), а также по соглашению сторон, когда условие о продлении договора на новый срок можно включить в текст договора при его заключении.

В силу норм о свободе договора ( ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации ) стороны могут согласовать определенный срок продления договора, а также количество раз продления договора после его окончания (конкретное или неограниченное количество раз).

Таким образом, в договор аренды можно включать условия о его продлении на тот же срок.

Если в соответствии с условиями (о продлении) ранее заключенного и зарегистрированного в установленном законом порядке договора ни одна из сторон не предупредит в срок, установленный договором, о намерении не возобновлять его, то арендные правоотношения, вытекающие из него, будут продлены на новый срок и на тех же условиях.

Однако повторная государственная регистрация договора в связи с его продлением в силу условий договора не требуется, поскольку между сторонами не возникает новой арендной сделки, подлежащей самостоятельной государственной регистрации.

При этом обращаем внимание, что окончательный ответ может быть дан только в рамках проведения правовой экспертизы документов, предоставленных на государственную регистрацию прав.

2.Каков порядок государственной регистрации перехода права собственности на земельный участок на основании договора дарения, при наличии свидетельства о праве собственности на землю по форме №177 от 1992 года?

Ответ: Свидетельство 1992 года является документом, подтверждающим право собственности на земельный участок, которое возникло до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » (далее – Закон о регистрации).

В соответствии со ст.6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу Закона о регистрации, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом о регистрации. Государственная регистрация таких прав (ранее возникших) проводится по желанию их правообладателей.

Однако государственная регистрация перехода прав (например, на основании договора дарения) на объект недвижимого имущества возможна только при условии наличия государственной регистрации ранее возникших прав на данный объект в Едином государственном реестре прав.

Таким образом, с учетом поставленного вопроса, в регистрирующий орган необходимо предоставить заявление о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок и заявления о государственной регистрации перехода права собственности на основании договора дарения, дополнительно представив для этого необходимый пакет документов, в т.ч. договор дарения земельного участка и свидетельство о праве собственности на землю 1992 года.

Дополнительно обращаем внимание, что земельный участок должен быть поставлен на государственный кадастровый учет, поскольку в соответствии с п.1.2 ст.20 Закона о регистрации не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом о т 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

3.Как изменить законный режим совместной собственности супругов в отношении объекта недвижимости на единоличную собственность одного из супругов?

Ответ: Согласно ст. 42 Семейного кодекса РФ законный режим совместной собственности может быть изменен супругами брачным договором.

При изменении супругами законного режима совместной собственности брачным договором происходит переход права собственности. При этом право единоличной собственности на основании брачного договора в отношении объекта недвижимости должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав, в противном случае право не будет являться возникшим и имущество остается в совместной собственности супругов (п.2 ст.8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации; п.2 ст.4 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » (далее – Закон о регистрации ).

Согласно ст. 16 Закона о регистрации государственная регистрация перехода прав собственности на недвижимое имущество проводится на основании заявления сторон договора или уполномоченного на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом. Таким образом, на государственную регистрацию должны обратиться обе стороны договора или их представители.

4.Можно ли зарегистрировать право на долю в общей долевой собственности на земельный участок под многоквартирным домом?

Ответ: Согласно п.5 ст.16 Федерального закона от 29.12.2004 №189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Закон №189-ФЗ) земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

В силу п.4 ст.16 Закона №189-ФЗ формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления.

Из положений ст.37 Жилищного кодекса РФ следует, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом дома

1)пропорциональна размеру общей площади указанного помещения;

2) следует судьбе права собственности на указанное помещение.

В соответствии с п.2 ст.36 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

В силу п.1 ст.16 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » (далее – Закон о регистрации) государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя или уполномоченного им на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности. Из ст. 11 Закона о регистрации следует, что государственная пошлина за государственную регистрацию прав взимается в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах. Согласно пп.23 п.1 ст.333.33 Налогового кодекса РФ размер государственной пошлины за государственную регистрацию доли в праве общей долевой собственности на общее недвижимое имущество в многоквартирном доме составляет 100 рублей.

Таким образом, оформить земельный участок как общее имущество под многоквартирным домом в общую долевую собственность возможно только в случае обращения гражданина с заявлением о проведении государственной регистрации – с приложением документов, предусмотренных положениями Закона о регистрации.

5.Что необходимо для внесения в Единый государственный реестр прав записи о заявлении о невозможности государственной регистрации без личного участия правообладателя или его законного представителя?

Ответ: В соответствии с п.2 ст. 28.1 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ « О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним » (далее – Закон о регистрации) запись о заявлении о невозможности государственной регистрации вносится в ЕГРП на основании заявления о невозможности государственной регистрации перехода, ограничения (обременения), прекращения права на объект недвижимости без личного участия собственника по заявлению о государственной регистрации права, представленному иным лицом, в том числе представителем собственника, не являющимся его законным представителем, или второй стороной сделки, если настоящий закон допускает осуществление государственной регистрации права на основании заявления одной из сторон сделки

Заявление может быть представлено в орган по государственной регистрации лицом, указанным в ЕГРП в качестве собственника объекта недвижимости, или его законным представителем.

До утверждения органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав соответствующей формы заявления для формирования заявления о невозможности проведения государственной регистрации без личного участия правообладателя используется заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр прав.

Представление иных документов для внесения записи о заявлении о невозможности государственной регистрации не требуется.

Государственная пошлина за внесение записи о невозможности проведения государственной регистрации без личного участия правообладателя не взимается.

6.В течение какого срока выписки из домовых книг считаются действительными для целей осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним?

Ответ: В целях осуществления государственной регистрации прав граждан на приватизируемые жилые помещения, а также государственной регистрации перехода прав на основании сделок отчуждения в регистрирующий орган необходимо представить вместе с иными необходимыми для государственной регистрации прав документами выписку из домовой книги, либо иной документ, содержащий сведения о правах лиц на жилое помещение.

Выписка из домовой книги - это справка, содержащая сведения о лицах, имеющих право пользования жилым помещением. В выписке указаны сведения о всех проживающих членах семьи, в т.ч. временно отсутствующих, но сохраняющих право на жилую площадь в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации.

Действующим федеральным законодательством не установлен срок действия выписки из домовой книги. Кроме того, в Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии отсутствует регламент, устанавливающий срок, в течении которого выписки из домовых книг считаются действительными для целей осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Однако рекомендуемым сроком действия выписки из домовой книги считаются 10 дней с даты получения.

Это связанно с целью осуществления проверки законности сделки на предмет установления отсутствия нарушения прав третьих лиц. Желательно, чтобы выписка из домовой книги была актуальной на момент заключения сделки, поскольку сведения, указанные в ней, могут «устареть» уже в течение текущей недели.

Вместе с тем сообщаем, что в случае предоставления в регистрирующий орган выписки из домой книги, срок которой превышает 10 дней, оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». не возникнет.

7.Может ли договор купли-продажи объекта недвижимости предусматривать условие, согласно которого объект сделки будет передан по акту приема-передачи после осуществления государственной регистрации перехода прав (стороны согласовали условие такого перехода прав без фактической передачи вещи)?

Ответ: Действующим законодательством предусмотрено, что при купле-продаже имущества его передача оформляется актом приема- передачи.

Пункт 1 ст. 223 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором. Вместе с тем, п.2 указанной статьи предусмотрено, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (п. 1 ст.551 Гражданского кодекса Российской Федерации ).

Согласно п.1 ст.549 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору купли продажи недвижимого имущества продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество.

В соответствии со ст. 556 Гражданского кодекса Российской Федерации передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче. Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Таким образом, обязательным элементом (фактом), необходимым для возникновения права собственности, является передача вещи по договору о ее отчуждении.

Результатом надлежащего исполнения обязательства по передаче имущества и обязательства о государственной регистрации перехода права собственности по договору купли-продажи недвижимого имущества является возникновение вещного права собственности у приобретателя и утрата указанного права отчуждателем.

Следовательно, основанием государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество является договор купли-продажи недвижимого имущества, а также передаточный акт или акт приема-передачи имущества при его наличии.

Вместе с тем, если договором купли-продажи предусмотрено, что объект сделки будет передан по акту приема-передачи после осуществления государственной регистрации перехода прав, и стороны согласовали условие такого перехода прав без фактической передачи вещи, оснований для приостановления и отказа в государственной регистрации прав, предусмотренных Федеральным законом от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». не возникнет.

8.С какого момента будет исчисляться срок нахождения в собственности объекта недвижимого имущества, в случае изменения его назначения (перевод нежилого помещения в жилое)?

Ответ: Согласно статье 219 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Глава VII Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2002 года №219 (далее – Правила) устанавливает порядок внесения в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее – ЕГРП) записи об изменениях, не влекущих за собой прекращения или перехода права.

Согласно п. 67 Правил допускается внесение в ЕГРП записи об изменениях таких сведений, которые не влекут за собой существенного изменения объекта, а также прекращения или перехода права на него.

К таким сведениям относятся перемена фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, наименования юридического лица или адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), изменение объекта недвижимого имущества в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, в том числе при изменении порядка определения площади объекта, и т.п.

Измененные сведения об объекте недвижимого имущества вносятся в ЕГРП без повторной регистрации права собственности.

Таким образом, факт внесения изменений в ЕГРП в связи с изменением назначения объекта недвижимости (перевод нежилого помещения в жилое) не влечет прекращения права собственности.

В связи с этим, моментом возникновения права собственности на помещение является не дата внесения изменений и получения повторного свидетельства о праве собственности, в связи с изменением назначения объекта недвижимости, а момент первоначальной государственной регистрации права собственности на данное помещение.

Срок нахождения имущества в собственности в данном случае будет исчисляться с даты первоначальной государственной регистрации прав на объект недвижимости.

Ответы на актуальные вопросы

подготовлены отделом правового обеспечения

Управления Росреестра по Новосибирской области

О досудебном оспаривании новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и дате внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости

С 3 декабря 2013 года могут быть оспорены новые результаты государственной кадастровой оценки земель садоводческих, огороднических и дачных объединений в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной приказом Росреестра от 24.10.2012 № П/454 при Управлении Росреестра по Новосибирской области (далее – комиссия). ..(подробнее смотрите в приложенном файле)

О досудебном оспаривании новых результатов определения кадастровой стоимости земельных участков и дате внесения сведений о кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости .doc

Особенности регистрации прав и постановки на кадастровый учет объектов недвижимости при их создании

Приоритетным направлением деятельности Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее – Управление) и филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области (далее – Учреждение) является оптимизация процедур государственной регистрации прав и кадастрового учета, их упрощение для заявителей, разрешение возникающих в процессе применения действующего законодательства вопросов.

На пути к решению поставленной Министерством экономического развития РФ задачи по созданию единой федеральной системы государственной регистрации прав на недвижимость и государственного кадастрового учета недвижимости Управлением и Учреждением всесторонне изучен упрощенный порядок предоставления услуг, проведен комплексный анализ действующего законодательства, регулирующего отношения при создании (образовании) объектов недвижимости, выработаны единые требования к подготовке документов, необходимых для предоставления государственных услуг.

Самые актуальные, требующие особого внимания вопросы, мы рассмотрим в настоящей статье.

1.Упрощенный порядок государственной регистрации прав и постановки на кадастровый учет

Упрощенный порядок государственной регистрации прав на создаваемые и созданные объекты недвижимости заключается в наличии специальных норм, устанавливающих иные (отличные от общих оснований) основания для государственной регистрации.

Статьей 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) определен перечень объектов, на которые распространяется упрощенный порядок регистрации.

Учитывая норму пункта 17 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, упрощенный порядок распространяется на следующие виды объектов недвижимости:

- объекты индивидуального жилищного строительства, в том числе незавершенные строительством (далее – объекты ИЖС), расположенные на землях индивидуального жилищного строительства либо в границе населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства,

- объекты, расположенные на землях для ведения дачного хозяйства или садоводства,

- гараж, расположенный на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности,

- строения и сооружения вспомогательного использования.

Основанием для регистрации прав на объекты ИЖС является кадастровый паспорт объекта и разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (на незавершенный строительством объект – разрешение на строительство). Причем, до 01.03.2015 года, основанием является только кадастровый паспорт. [1]

Основанием для регистрации прав на объекты, для строительства которых не требуется выдачи разрешения на строительство, является декларация об объекте, заполняемая правообладателем (арендатором) земельного участка.

Форма данной декларации и состав включаемых в нее сведений установлены Приказом Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 N 447 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимого имущества".

В связи с тем, что норма п ункта 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" одним из признаков идентификации зданий и сооружений устанавливает их уровень ответственности, а здания (сооружения) вспомогательного использования относятся к пониженному уровню ответственности, как и объекты, расположенные на землях индивидуального жилищного строительства, необходимо при заполнении декларации об объекте указывать наименование такого здания (сооружения), позволяющее определить его назначение и функциональную принадлежность к основному зданию, расположенному на этом же земельном участке.

В качестве документа, подтверждающего наименование и назначение объекта вспомогательного использования, его расположение на земельном участке вместе с основным зданием, может быть представлено заключение кадастрового инженера либо лицензированного эксперта.

Упрощенный порядок постановки на кадастровый учет рассматриваемых нами объектов установлен пунктом 9 статьи 25 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре).

С учетом разъяснений Росреестра от 23.05.2013, постановка на учет вышеуказанных объектов осуществляется на основании декларации об объекте, представленной вместе с заявлением о государственной регистрации прав в соответствии со статьей 25.3 Закона о регистрации.

В связи с тем, что на основании пункта 1.2 статьи 20 Закона о регистрации, не допускается осуществление государственной регистрации права на объект недвижимого имущества, который не считается учтенным в соответствии с Законом о кадастре, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом, в рамках пункта 9 статьи 25 Закона о кадастре, Управлением и Учреждением выработан порядок одновременного предоставления документов для постановки на кадастровый учет и государственной регистрации прав на основании деклараций по принципу “Единого окна”, который утвержден совместным Приказом №210/88 от 31.08.2012 года в редакции от 12.07.2013 года.

В соответствии с установленным порядком необходимо заполнение и предоставление 3 (трех) экземпляров деклараций об объекте (1 – для Учреждения, 2 – для Управления) и копии документа, подтверждающего право заявителя на земельный участок (для передачи в Учреждение). Срок постановки на учет объекта составляет 20 рабочих дней, срок государственной регистрации 20 календарный дней с момента постановки на учет объекта.

Такой способ подачи документов исключает повторное обращение заявителя в Управление и Учреждение с целью внесения изменений в Единый государственный реестр прав и Государственный кадастр недвижимости, сокращает сроки прохождения документов, позволяет вносить идентичные данные об объекте в оба информационных ресурса и, как следствие, предоставлять достоверные сведения об объекте.

При этом, заявитель не ограничен в возможности постановки на учет указанного объекта недвижимости в соответствии с Законом о кадастре на основании заявления о постановке на учет указанного объекта недвижимости и необходимых для такого учета документов.

2.Подготовка технического плана на основании декларации [2]

Согласно части 8 статьи 41 Закона о кадастре сведения об объекте недвижимости указываются в техническом плане на основании представленных заказчиком кадастровых работ разрешения на ввод такого объекта недвижимости в эксплуатацию, проектной документации такого объекта недвижимости или технического паспорта на такой объект недвижимости. При отсутствии указанных документов такие сведения, за исключением сведений о местоположении здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке и о местоположении помещения в пределах этажа здания или сооружения, либо в пределах здания или сооружения, либо в пределах соответствующей части здания или сооружения, указываются в техническом плане на основании декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости (далее – Декларация). Данная декларация прилагается к техническому плану и является его неотъемлемой частью. [3]

В соответствии с пунктом 2 Требований к подготовке декларации, она составляется и заверяется правообладателем объекта недвижимости или его представителем в отношении здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства.

Документы, подтверждающие право лица на объект недвижимости (объект капитального строительства), указаны в статье 17 Закона о регистрации.

Исходя из положений статей 25 и 25.3 Закона о регистрации, с учетом разъяснений Минэкономразвития России от 17.12.2012, от 29.04.2013, от 19.06.2013. Учреждением выработаны рекомендации по порядку заполнения Декларации в том случае, если у лица отсутствует зарегистрированное право на объект капитального строительства в Едином государственном реестре прав.

В рассматриваемом случае Декларация может быть заверена лицом, обладающим в установленном законом порядке правом собственности или иным правом на земельный участок, на котором расположен такой объект капитального строительства.

В данном случае реквизиты «Правообладатель объекта недвижимости», «Сведения о представителе правообладателя объекта недвижимости», «Правоустанавливающие документы на объект недвижимости» Декларации заполняются в отношении правообладателя (арендатора) земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства. При этом, в указанных реквизитах после слов «объект недвижимости» указывается «(земельный участок)» в соответствующем падеже.

Заполнение Декларации правообладателем (арендатором) земельного участка возможно только в отношении объектов, на которые распространяется упрощенный порядок регистрации и указанные в статье 25.3 Закона о регистрации.

Хотелось бы отметить, что в отношении гаражей, входящих в состав гаражно-строительных кооперативов, заполнение Декларации невозможно.

Государственный кадастр недвижимости должен содержать сведения о земельном участке, на котором расположен такой объект капитального строительства, в том числе, вид разрешенного использования.

Если сведения о земельном участке отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, то должностным лицом Учреждения принимается решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в отношении объекта капитального строительства на основании пункта 1 части 2 статьи 26 Закона о кадастре.

В таком случае заявителю рекомендуется обратиться с заявлением о внесении в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке или о постановке на государственный кадастровый учет земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, и доработать технический план, подготовленный на основании Декларации.

Вместе с Декларацией необходимо представление правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен объект капитального строительства, в случае, если право на земельный участок не зарегистрировано в установленном Законом о регистрации порядке.

3.Особенности постановки на кадастровый учет объектовпосле завершения строительства

Статьей 1 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что строительство это создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства).

В соответствии с пунктом 1 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.

Таким образом, при вводе в эксплуатацию здания или сооружения после завершения строительства происходит создание нового объекта недвижимости. Следовательно, должна осуществляться постановка на учет созданного здания, сооружения на основании технического плана, подготовленного для постановки на государственный учет созданного объекта учета.

При этом, если в Государственном кадастре недвижимости имеются сведения об объекте незавершенного строительства, то такой объект является преобразуемым объектом недвижимости. Об этом должно быть указано в техническом плане на созданное здание, сооружение в реквизите "4" раздела "Исходные данные", где указываются сведения о кадастровом номере объекта незавершенного строительства.

Снятие с учета преобразуемого объекта осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на созданное здание (либо входящее в него помещение), сооружение.

Данный порядок распространяется на объекты недвижимости, созданные в результате реконструкции (за исключением многоквартирных домов и иных зданий, в состав которых входят помещения).

4.Изменения в сведениях Государственного кадастра недвижимости

В случаях не существенного изменения объекта недвижимости, не влекущего за собой прекращения либо перехода права на него – изменение объекта в связи с реконструкцией или перепланировкой (переустройством) без изменения внешних границ, изменение назначения объекта (например, при переводе жилого помещения в нежилое, изменении категории земельного участка), изменение объема выполненных строительно-монтажных работ (процент готовности) для объектов незавершенного строительства, изменение площади объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке, осуществляется государственный учет изменений, а именно: вносятся изменения в ранее поставленный на учет объект учета.

Государственный учет изменения помещения в связи с изменением его назначения осуществляется на основании документов, подтверждающих, в соответствии с федеральным законом, изменение назначения. К таким документам относятся – акт приемочной комиссии, подтверждающий окончание перевода помещения, уведомление о переводе жилого помещения в нежилое и наоборот, предусмотренные Жилищным кодексом РФ.

Изменение назначения здания, сооружения осуществляется в результате реконструкции объекта капитального строительства в порядке, установленном Градостроительным кодексом РФ. В связи с этим, государственный учет изменения здания, сооружения в связи с изменением назначения здания, сооружения осуществляется на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного статьей 55 Градостроительного кодекса РФ.

Изменение наименования здания, сооружения, помимо разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, может быть осуществлено на основании документов, предусмотренных действующим законодательством, содержащих наименование здания, сооружения, а именно: проектной документации и правоустанавливающих документов.

При поэтапном (посекционном) вводе в эксплуатацию объекта капитального строительства, после постановки на учет первой секции как созданного объекта учета, все последующие секции того же объекта капитального строительства, также как и в первом случае, ставятся на учет на основании технического плана здания, подготовленного для государственного учета изменений.

В этом случае, с учетом изменений объекта капитального строительства может обратиться застройщик с выданным ему разрешением на ввод объекта в эксплуатацию и правоустанавливающим документом на земельный участок.

5. Снятие объекта с государственного учета, прекращение прав на него

В случае сноса либо иного физического уничтожения объекта недвижимости, сведения о котором отсутствуют в Государственном кадастре недвижимости, прекращение права собственности на него в Едином государственном реестре прав осуществляется на основании представленного заявителем акта обследования, подготовленного кадастровым инженером в соответствии со статьей 42 Закона о кадастре, подтверждающего прекращение существования объекта учета.

При наличии в Государственном кадастре недвижимости сведений об объекте прекращение права собственности на такой объект в Едином государственном реестре прав возможно только после снятия объекта с государственного учета.

Документы, необходимые для снятия объекта с государственного учета (заявление о снятии с учета и акт обследования) и для государственной регистрации прекращения права на него, могут быть представлены одновременно по принципу “Единого окна” в Управление либо Учреждение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 20 Закона о кадастре, с заявлением о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться только собственники таких объектов недвижимости либо собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости.

Снятие с учета объекта по заявлению Управления в срок, установленный для государственной регистрации прав, в порядке, у твержденном совместным Приказом Управления и Учреждения №210/88 от 31.08.2012 года (в редакции от 12.07.2013 года), не осуществляется.

[1] С 01.10.2013 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"

[2] Форма декларации и требования к ее подготовке утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 13.12.2010 №628

[3] С 01.10.2013 года вступают в силу изменения, внесенные Федеральным законом от 23.07.2013 №250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной регистрации прав и государственного кадастрового учета объектов недвижимости"

О возможностях сдачи документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении земельных участков в режиме «одного окна»

Федеральным законом от 21.12.2009 N 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (да лее – Закон о регистрации), предусматривающие возможность одновременной подачи заявления о государственной регистрации прав на земельный участок и заявления о государственном кадастровом учете земельного участка (в режиме «одного окна»).

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

· упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, сокращение сроков их предоставления;

· повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;

· сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;

· противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе.

Принятие данного закона не освобождает заявителей полностью от сбора и подготовки документов, но значительно облегчает их положение.

Так, с 1 марта 2010 года заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (абзац 10 пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации). Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установлен статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем земельном участке (абзац 2 пункта 8 статьи 16 Закона о регистрации).

Для одновременной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации прав на такой земельный участок необходимо представить единым пакетом:

для постановки на государственный кадастровый учет

1) заявление о государственном кадастровом учете земельного участка;

2) межевой план земельного участка.

для государственной регистрации права

1) заявление о государственной регистрации права на земельный участок;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) правоустанавливающий (правоподтверждающий) документ, подтверждающий право заявителя на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней (при отсутствии оснований для приостановления и отказа). С момента внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости начинается исчисляться срок государственной регистрации права, который составляет 20 календарных дней (при отсутствии оснований для приостановления и отказа).

При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка Управление Росреестра по Новосибирской области возвращает документы, приложенные к заявлению о государственной регистрации прав, без рассмотрения, о чем заявителю направляется уведомление в письменной форме с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Одновременно будет возвращен и документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, который может быть представлен при повторном представлении заявления о государственной регистрации прав.

Сегодня организован прием документов и на кадастровый учет и на государственную регистрацию прав на земельный участок одновременно и одним специалистом по принципу «одного окна» в приемных пунктах Управления Росреестра по Новосибирской области, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

Росреестра по Новосибирской области

О возможностях сдачи документов на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав в отношении земельных участков в режиме "одного окна".

Федеральным зако ном от 21.12.2009 N 334-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» были внесены изменения в Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (да лее – Закон о регистрации), предусматривающие возможность одновременной подачи заявления о государственной регистрации прав на земельный участок и заявления о государственном кадастровом учете земельного участка (в режиме «одного окна»).

Принцип «одного окна» при предоставлении государственных услуг предусматривает исключение или максимально возможное ограничение участия заявителей (граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в процессах сбора из разных инстанций и предоставления в разные инстанции различных документов и справок, подтверждающих права заявителей на получение государственных услуг.

Основными целями реализации принципа «одного окна» являются:

· упрощение процедур получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг, сокращение сроков их предоставления;

· повышение комфортности получения гражданами и юридическими лицами государственных услуг;

· сокращение количества документов, предоставляемых заявителями для получения государственных услуг;

· противодействие коррупции и ликвидация рынка посреднических услуг, оказываемых в рамках предоставления государственных услуг коммерческими организациями на возмездной основе.

Принятие данного закона не освобождает заявителей полностью от сбора и подготовки документов, но значительно облегчает их положение.

Так, с 1 марта 2010 года заявление о государственной регистрации прав и иные документы, необходимые для государственной регистрации прав, могут быть представлены одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете (абзац 10 пункта 2 статьи 16 Закона о регистрации). Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета, установлен статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости».

В случае представления заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, одновременно с заявлением о государственном кадастровом учете земельного участка днем приема заявления о государственной регистрации прав и иных документов, необходимых для государственной регистрации прав, является день внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о соответствующем земельном участке (абзац 2 пункта 8 статьи 16 Закона о регистрации).

Для одновременной постановки на государственный кадастровый учет земельного участка и государственной регистрации прав на такой земельный участок необходимо представить единым пакетом:

для постановки на государственный кадастровый учет

1) заявление о государственном кадастровом учете земельного участка;

2) межевой план земельного участка.

для государственной регистрации права

1) заявление о государственной регистрации права на земельный участок;

2) документ об уплате государственной пошлины;

3) правоустанавливающий (правоподтверждающий) документ, подтверждающий право заявителя на земельный участок.

Постановка на государственный кадастровый учет земельного участка осуществляется в срок не более чем 20 рабочих дней (при отсутствии оснований для приостановления и отказа). С момента внесения сведений о земельном участке в государственный кадастр недвижимости начинается исчисляться срок государственной регистрации права, который составляет 20 календарных дней (при отсутствии оснований для приостановления и отказа).

При отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка Управление Росреестра по Новосибирской области возвращает документы, приложенные к заявлению о государственной регистрации прав, без рассмотрения, о чем заявителю направляется уведомление в письменной форме с указанием причины такого возврата в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета. Одновременно будет возвращен и документ об уплате государственной пошлины за государственную регистрацию прав, который может быть представлен при повторном представлении заявления о государственной регистрации прав.

Сегодня организован прием документов и на кадастровый учет и на государственную регистрацию прав на земельный участок одновременно и одним специалистом по принципу «одного окна» в приемных пунктах Управления Росреестра по Новосибирской области, Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Новосибирской области и через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ)

Росреестра по Новосибирской области

«Порядок получения копий правоудостоверяющих документов на земельные участки»

Граждане часто обращаются в Управление Росреестра по Новосибирской области и его структурные подразделения за копиями правоудостоверяющих документов на земельные участки. В основном, это происходит в случаях, когда документы о праве на земельный участок или земельную долю утеряны по какой-либо причине или пришли в негодность.

Что делать, если утеряно свидетельство на собственность? Где можно получить копию свидетельства на право собственности на землю?

К правоудостоверяющим документам на землю, выданным до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», относятся:

1. Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей (по Постановлению Совмина РСФСР от 17 сентября 1991 г. № 493 «Об утверждении форм Государственного акта на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей» ), которые выдавались, в основном, юридическим лицам.

2. Свидетельства о праве собственности на землю, которые выдавались гражданам в 90-е годы Комитетами по земельным ресурсам и землеустройству или сельскими (поселковыми) советами:

- свидетельство о праве собственности на землю (по Постановлению Правительства РФ от 19 марта 1992 г. № 177 «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения»);

- свидетельство о праве собственности на землю (по Указу Президента РФ от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России»);

- свидетельство на право пожизненного наследуемого владения землей (по Постановлению № 177);

- свидетельство о праве бессрочного (постоянного) пользования землей (по Постановлению № 177);

Для получения информации о порядке предоставления копий свидетельств на право собственности на землю можно обратиться в Управление Росреестра по Новосибирской области лично, по телефону, в письменном виде почтой, а также через интернет-сайт www.to54.rosreestr.ru.

Также информацию можно получить на информационных стендах Управления Росреестра по Новосибирской области.

Копию свидетельства о праве собственности на земельный участок, расположенный в Кочковском районе, можно получить в Кочковском отделе Управления Росреестра по Новосибирской области, по адресу: с.Кочки, у л.Революционная,14 при личном обращении. По почте заявление отправляется на этот же адрес.

Копии свидетельств на земельные участки, расположенные в других районах и городах Новосибирской области, выдаются территориальными отделами Управления Росреестра по Новосибирской области, которые имеются в каждом районе Новосибирской области, а также в городах Бердск, Обь.

Информация о местах нахождения территориальных отделов Управления Росреестра по Новосибирской области размещена на интернет-сайте Управления Росреестра по Новосибирской области www.to54.rosreestr.ru.

Для получения копии свидетельства на право собственности на землю вправе обратиться правообладатель земельного участка, его законный представитель, а также его представитель, полномочия которого подтверждаются нотариально удостоверенной доверенностью.

Документы, необходимые для получения копии свидетельства на право собственности на землю.

- заявление правообладателя либо его представителя о выдаче копии такого документа;

- документ, удостоверяющий личность правообладателя либо его представителя.

Если о выдаче копии свидетельства на право собственности на землю ходатайствует наследник, то представляется документ, подтверждающий, что заявитель является надлежащим лицом. Например, в качестве документа, подтверждающего, что лицо, обратившееся с заявлением о выдаче копии свидетельства на право собственности на землю. является наследником правообладателя, рассматривается документ, выданный нотариусом (запрос, справка, копия заявления о принятии наследства и т.п.).

Заявление о предоставлении копии свидетельства на право собственности на землю рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации.

Копии свидетельств на право собственности на землю предоставляются бесплатно.

Государственный земельный надзор (перечень обязательных требований законодательства Российской Федерации, выполнение которых является предметом проверок соблюдения земельного законодательства, а также меры, применяемые к нарушителям земельного законодательства).doc

Правила подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих в российской федерации во внесудебном (досудебном) порядке .doc

С 1 июля 2012 г. Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области перешло к межведомственному взаимодействию с исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, подведомственными указанным органам.

При получении Вами любых государственных или муниципальных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, указанные органы, а также подведомственные им организации в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2012 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» НЕ ВПРАВЕ ТРЕБОВАТЬ ОТ ВАС представления выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) либо сведений, содержащихся в Государственном кадастре недвижимости (ГКН).

Сведения, содержащиеся в ЕГРП и ГКН, самостоятельно запрашиваются указанными органами, подведомственными им организациями у Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по каналам межведомственного взаимодействия.

Информацию о порядке межведомственного взаимодействия Вы можете уточнить у специалистов Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области по телефонам: 8-383-56-20-786, 8-383-56-22-346.

Организация работы по выявлению и постановке на учет бесхозяйных объектов коммунальной инфраструктуры, а также объектов, право собственности на которые, не зарегистрировано в установленном порядке .doc

Предварительная запись в Управление Росреестра по Новосибирской области доступна через Интернет

Записаться на подачу документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним в любой отдел Управления Росреестра по Новосибирской области теперь можно не выходя из дома. С марта эта услуга доступна через Интернет – на портале Росреестра появился соответствующий сервис. Для того, чтобы воспользоваться такой возможностью, следует зайти на портал Росреестра (portal.rosreestr.ru) и выбрать раздел «Офисы и приемные», найти с помощью поиска нужный отдел и заполнить все необходимые графы: время приема, контактные данные, цель обращения. После подтверждения записи, на указанный при оформлении заявки адрес электронной почты будет высланы ссылка на талон для приема и уведомление о том, что заявка зарегистрирована. На данном этапе можно распечатать талон или отказаться от приема. Следует особо внимательно отнестись к выбору количества регистрируемых объектов и количеству человек, которые придут за регистрацией права или сделки. От этих данных зависит предоставляемое системой время приема. Если человек, к примеру, решит оформить право на земельный участок и жилой дом, а выберет только один объект, то специалист приема сможет принять у него лишь один пакет документов. На второй просто не будет времени. Напоминаем также, что подать документы на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним можно и в офисах филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Новосибирской области. Записаться на прием можно также через портал Росреестра.

По интересующим вас вопросам обращайтесь в Кочковский отдел Управления по адресу: село Кочки, улица Революционная 14, тел. 20-786.

Пресс-служба Управления Росреестра

по Новосибирской области

Вниманию граждан и юридических лиц!

Кочковский отдел Управления Росреестра по Новосибирской области сообщает об отсутствии необходимости получения выписок (справок) из ЕГРП для предоставления их в иные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы государственных внебюджетных фондов.

Информация для граждан и юридических лиц!

В соответствии с приказом Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии ФБУ «Кадастровая палата» по Новосибирской области наделено полномочиями по приему и выдаче документов на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним и на предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Прием документов осуществляется по адресу: с.Кочки, ул. Революционная, 12.

Контроль за деятельностью ФБУ «Кадастровая палата» осуществляет Управление Росреестра по Новосибирской области, с жалобами и предложениями обращаться в Кочковский отдел по адресу: с. Кочки, ул. Революционная, 12, кабинет 5, тел.20786.

Пресс-служба Управления
Федеральной службы
государственной регистрации,
кадастра и картографии
по Новосибирской области

При обращении за представлением услуг в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы с 1 октября 2011 г. заявитель вправе не представлять документы, получение которых осуществляется в других федеральных органах исполнительной власти, их территориальных органах и подведомственных федеральным органам исполнительной власти организациях, участвующих в предоставлении государственных услуг (не представляются выписки из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, лицензии, справки, разрешения и т.д.), кроме документов личного хранения и являются основаниями для государственной регистрации прав.

С помощью программного комплекса «Ассистент» и информационной системы предварительной подготовки данных (ИС ППД) возможно получение государственных услуг Росреестра в электронном виде и формирования заявлений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

С 1 октября 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон от 27.07.2010 №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».