Руководства, Инструкции, Бланки

образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-фз img-1

образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-фз

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Контракт победителю стал не по средствам - Российская газета

Контракт победителю стал не по средствам

Как поступить государственному заказчику, если поставщик отказывается от исполнения своих обязательств по контракту, мотивируя это повышением цен на необходимые для его работы материалы, рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

Поставщик отказывается от исполнения контракта (изготовление и поставка мебели) в связи с повышением цен на материалы. Возможно ли в данной ситуации заключить контракт с участником аукциона, занявшим второе место по итогам аукциона, и какие санкции можно применить к поставщику?

Прежде всего отметим, что частью 19 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) предусмотрено право поставщика (подрядчика, исполнителя) принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. Применительно к приведенной ситуации это означает, что в зависимости от существа договора (в рассматриваемом случае упоминаемый контракт является смешанным договором, содержащим элементы договора поставки и договора подряда) наличие оснований для одностороннего отказа от его исполнения должно определяться исходя из положений ГК РФ о соответствующих видах договоров. В большинстве случаев возможность одностороннего отказа поставщика либо подрядчика от договора обусловлена наличием нарушений договора со стороны заказчика (покупателя) (смотрите, например, п. 3 ст. 509, п. 2 ст. 515, п. 3 ст. 523, п. 2 ст. 533, п. 3 ст. 716, п. 2 ст. 719, п. 3 ст. 745 ГК РФ).

Вместе с тем согласно п. 6 ст. 709 ГК РФ при существенном возрастании стоимости материалов и оборудования, предоставленных подрядчиком, а также оказываемых ему третьими лицами услуг, которые нельзя было предусмотреть при заключении договора, подрядчик имеет право требовать увеличения установленной цены, а при отказе заказчика выполнить это требование - расторжения договора в соответствии со ст. 451 ГК РФ. В связи с этим необходимо учитывать, что согласно ч. 2 ст. 34 Закона N 44-ФЗ по общему правилу цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта. Изменить цену контракта стороны вправе только по основаниям, предусмотренным ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Лишь одно из этих оснований связано с изменением цен на работы. Так, согласно п. 5 ч. 1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ изменение существенных условий контракта при его исполнении допускается по соглашению сторон в случае изменения в соответствии с законодательством Российской Федерации регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги. Но рассматриваемый случай к данному исключению не относится.

Таким образом, поставщик/подрядчик (далее - контрагент) не вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с тем, что цены на используемые в работе материалы возросли. В таком случае контрагент может лишь обратиться к заказчику с просьбой расторгнуть контракт по соглашению сторон (расторжение контракта при этом является правом, а не обязанностью заказчика). Кроме того, при наличии условий, предусмотренных п. 2 ст. 451 ГК РФ, контракт может быть расторгнут по решению суда по требованию контрагента в связи с существенным изменением обстоятельств, что допускается ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Согласно п. 2 ст. 523, п. 2 ст. 715 ГК РФ в случае неоднократного нарушения сроков поставки товаров, а также если контрагент не приступает своевременно к исполнению договора или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от договора. Следовательно, при наличии указанных обстоятельств в приведенной ситуации заказчик вправе отказаться от исполнения контракта (если это право предусмотрено контрактом) с соблюдением порядка, установленного ч.ч. 12-14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Обратите внимание, что и решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, и аналогичное решение контрагента должны быть оформлены в письменном виде и направлены с соблюдением порядка и сроков, установленных ч. 12 и ч. 20 ст. 95 Закона N 44-ФЗ соответственно. Надлежащими доказательствами должно подтверждаться и наличие оснований для отказа от исполнения контракта. Устное уведомление со стороны контрагента об отказе исполнять обязательства на предусмотренных контрактом условиях таким доказательством не является. Если возможность одностороннего отказа не предусмотрена контрактом, требование о расторжении договора может быть заявлено заказчиком в суд.

Отметим, что в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением контрагентом условий контрактов соответствующая информация должна быть направлена заказчиком для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95, ч. 2 ст. 104 Закона N 44-ФЗ). А при расторжении контракта по соглашению сторон направлять сведения для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков не нужно.

При этом ни положениями § 2 главы 3 Закона N 44-ФЗ, регламентирующими порядок проведения электронного аукциона, ни иными положениями указанного закона не предусмотрено, что в случае отказа контрагента от исполнения контракта контракт может быть заключен с иными участниками аукциона. Заключить контракт с лицом, не являющимся победителем торгов, возможно лишь в том случае, если победитель электронного аукциона признан уклонившимся от заключения контракта (ч. 14 ст. 70 Закона N 44-ФЗ) либо заказчику в предусмотренном ч. 9 ст. 37 Закона N 44-ФЗ случае не предоставлено обоснование предлагаемой цены контракта (ч. 10 этой же статьи). Расторжение же контракта, заключенного с победителем аукциона в случае его отказа от исполнения предусмотренных контрактом обязательств, не влечет признания этого лица уклонившимся от заключения контракта.

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ путем проведения запроса предложений либо иным предусмотренным Законом N 44-ФЗ способом. В остальных же случаях расторжения контракта с контрагентом новая закупка должна осуществляться на общих основаниях любым способом с учетом предусмотренных Законом N 44-ФЗ ограничений.

Далее, в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет поставщику (подрядчику, исполнителю) требование об уплате неустоек (штрафов, пеней) (ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

При этом, если пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения предусмотренного контрактом обязательства (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ), то штрафы устанавливаются контрактом в виде фиксированной суммы и начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение контрагентом обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения (ч. 7 ст. 34 Закона N 44-ФЗ; смотрите также Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 N 1063). Конкретный перечень нарушений, за которые контрактом может предусматриваться ответственность в виде штрафа, нормативными актами не предусмотрен. Как видно из приведенных норм, такими основаниями могут быть любые нарушения, кроме просрочки исполнения (например некачественное выполнение работ и т.п.).

Следовательно, если в приведенной ситуации контрагент исполнит обязательства, предусмотренные контрактом с просрочкой, заказчик вправе требовать уплаты пени, если же нарушены иные обязательства, предусмотренные контрактом, к нему может быть применена ответственность в виде штрафа. В приведенной ситуации представляется очевидным, что если контракт будет расторгнут (в связи с ненадлежащим исполнением контрагентом своих обязательств) до наступления предусмотренного контрактом срока исполнения, ответственность в виде пени к контрагенту применена быть не может ввиду отсутствия просрочки исполнения. В таком случае, как мы полагаем, имеются основания для предъявления контрагенту требования об уплате штрафа. Однако окончательно вопрос о правомерности предъявления к контрагенту такого требования может быть решен только судом исходя из условий контракта, существа допущенного нарушения.

Ознакомиться с текстами документов, упомянутых в ответе экспертов, не затратив много времени на самостоятельный анализ, Вам поможет система ГАРАНТ .

На правах рекламы

Другие статьи

Какие последствия может повлечь односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика (44-ФЗ)?

Какие последствия может повлечь односторонний отказ от исполнения контракта со стороны заказчика (44-ФЗ)?

Часть 14 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит положение, в соответствии с которым в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Заказчик вправе также провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Обращаем внимание, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Необходимо отметить, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

В соответствии с гражданским законодательством, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа от исполнения контракта.

Часть 14 ст. 34 Федерального закона № 44-ФЗ содержит положение, в соответствии с которым в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством при условии, если это было предусмотрено контрактом.

Заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Если заказчиком проведена экспертиза поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Обращаем внимание, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.

Необходимо отметить, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.

Вместе с тем заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые, в соответствии с гражданским законодательством, являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.

Также заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставщик (подрядчик, исполнитель) не соответствует установленным извещением о проведении запроса котировок, документацией о закупке требованиям к участникам закупки или предоставил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

Следует отметить, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном Законом № 44-ФЗ порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В случае расторжения контракта в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги, поставка, выполнение, оказание которых являлись предметом расторгнутого контракта, в соответствии с положениями п. 6 ч. 2 ст. 83 № 44-ФЗ.

Важно обратить внимание, если до расторжения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) частично исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, при заключении нового контракта количество поставляемого товара, объем выполняемой работы или оказываемой услуги должны быть уменьшены с учетом количества поставленного товара, объема выполненной работы или оказанной услуги по расторгнутому контракту. При этом цена контракта должна быть уменьшена пропорционально количеству поставленного товара, объему выполненной работы или оказанной услуги.

Об отказе от контракта

Об отказе от контракта

Контракт победителем электронного аукциона подписан электронной подписью, но впоследствии не исполнен по причине смерти директора. Исполнение: 0%. заказчик расторгает контракт в одностороннем порядке. вопрос: требуется ли размещение в ЕИС отчет об исполнении контракта? в отчете программа требует: "окончание срока исполнения контракта", который проставить в принципе невозможно, поскольку контракт не исполнен вообще. а без этого поля программа не дает завершить отчет.

Нет, размещение отчета об исполнении контракта не требуется. Необходимо разместить решения об одностороннем отказе и информацию о расторжении контракта.

Также Вы можете воспользоваться имеющейся рекомендацией, посвященной алгоритму отказа заказчика от контракта.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист» .

«Какой порядок нужно соблюсти, чтобы отказаться от исполнения контракта

Для расторжения контракта путем одностороннего отказа заказчик обязан:

Этап 1. Принятие решения об одностороннем отказе от исполнения контракта

Если заказчик решил отказаться от контракта, то нужно подготовить соответствующее решение. Его необходимо оформить в виде отдельного документа (например, письма) и поставить подпись уполномоченного лица. В решении нужно отразить информацию:

  • о реквизитах расторгаемого контракта;
  • о контрагенте;
  • о причинах принятия такого решения.

Перед тем как принять решение о расторжении, заказчик вправе провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги с привлечением экспертов, экспертных организаций (ч. 10 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ).

Проведение экспертизы – это право, а не обязанность заказчика. При этом он по своему усмотрению может провести экспертизу либо своими силами, либо привлечь специалистов.

Однако нужно учитывать, что проведение экспертизы для заказчика – палка о двух концах. С одной стороны, заказчик получает документ, с помощью которого сможет доказывать свою правоту в случае спора. С другой стороны, проведя экспертизу, заказчик ограничивает свое право отказа от контракта – отказаться от него он может только при условии, что результаты экспертизы подтверждают нарушения условий контракта (ч. 11 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ).

Этап 2. Размещение решения в ЕИС

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об одностороннем отказе должен разместить его в ЕИС. Если он нарушит этот срок или вообще не разместит решение, то антимонопольный орган может привлечь заказчика к административной ответственности .*

Этап 3. Уведомление поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении

Заказчик в течение трех рабочих дней с момента принятия решения об одностороннем отказе уведомляет поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении одновременно двумя следующими способами:

  • по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанному в контракте;
  • телеграммой, факсимильной связью, по электронной почте либо используя иные средства связи и доставки, которые обеспечат фиксирование такого уведомления и получение подтверждения о его вручении.

При этом основной способ такого уведомления – направление по почте заказного письма с уведомлением о вручении по адресу поставщика (исполнителя, подрядчика). Дополнительно заказчик должен выбрать один из способов доставки, обеспечивающих фиксирование получения соответствующего уведомления исполнителем (см. например,постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 11 сентября 2015 г. № Ф04-23404/2015 по делу № А75-1612/2015 ,определением Верховного суда РФ от 17 декабря 2015 г. № 304-КГ15-16145 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда РФ для пересмотра в порядке кассационного производства).

Если заказчик выполнит эти требования, то будет считаться, что поставщик уведомлен надлежащим образом. При этом датой уведомления признается дата, когда заказчик получил:

  • подтверждение о том, что уведомление вручено поставщику, или
  • информацию о том, что поставщик отсутствует по адресу, указанному в контракте.

Такие правила содержатся в части 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

На практике встречаются ситуации, когда заказчик не может получить подтверждение того, что он надлежащим образом уведомил поставщика (например, поставщик отказался получать письмо, почта потеряла письмо или уведомление и др.). В таких случаях поставщик считается уведомленным по истечении 30 дней с момента, когда в ЕИС было размещено решение об одностороннем отказе от контракта (ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ).

Правила статьи 165.1 Гражданского кодекса РФ (о юридически значимых сообщениях) к данным правоотношениям не применяются.

Этап 4. Размещение информации о расторжении контракта в ЕИС

Заказчик должен разместить информацию о расторжении контракта (за исключением сведений, составляющих государственную тайну) в ЕИС в течение одного рабочего дня. следующего за датой расторжения контракта (ч. 26 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ). Если он нарушит этот срок или вообще не разместит эту информацию, то антимонопольный орган может привлечь его к административной ответственности .*

Этап 5. Направление сведений о поставщике для включения в реестр недобросовестных поставщиков

Сведения о поставщике, с которым заказчик расторг контракт в одностороннем порядке, попадают в реестр недобросовестных поставщиков (ч. 16 ст. 95 Закона № 44-ФЗ ). Для этого заказчик в течение трех рабочих дней со дня расторжения контракта должен направить в антимонопольный орган следующие документы:

  • информацию о поставщике, предусмотренную пунктами 1 и 2 части 3 статьи 104 Закона № 44-ФЗ;
  • информацию о дате проведения закупки или дате заключения контракта (п. 3 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ );
  • информацию об объекте закупки, цене контракта и сроках его исполнения (п. 4 ч. 3 ст. 104 Закона № 44-ФЗ );
  • копию решения суда о расторжении контракта или письменное обоснование причин одностороннего отказа от исполнения контракта (ч. 6 ст. 104 Закона № 44-ФЗ ).

Если заказчик не предоставит (предоставит заведомо недостоверную информацию) информацию о поставщике, то его могут привлечь к административной ответственности. При этом штраф для должностных лиц составляет от 10 000 до 15 000 руб. а для юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб. (ст. 19.7.2-1 КоАП РФ )».

Образец решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по 44-фз

Коллеги, спасибо за активное обсуждение наших материалов!

отвечаем на вопросы:

anna86 писал(а): спасибо большущее за человеческие разъяснения!

У меня правда один вопросик есть. В схеме 2 пунктом 3 указано: разместить в ЕИС информацию о расторжении контракта в течение 1 рабочего дня. И в пункте 5 указано: направить сведения в реестр контрактов о расторжении контракта в течение 3 рабочих дней .

В чем подвох?
Не понимаю, где в ЕИС, (пока еще ООС) кроме как в реестре контрактов можно разместить информацию о расторжении контракта? Размещать в реестре контрактов инфо о расторжении контракта дважды?

Кажется где-то здесь я уже задавала этот вопрос. Вроде сошлись на том, что это очепятка законодателей

Да, в законе указание на необходимость размещения сведений о расторгнутом контракте упоминается дважды: ст. 103 и ч. 26 ст. 95.
Зачем - непонятно, возможно опечатка, но одно другому не мешает. Где прикреплять информацию:
- по ст. 103 - в реестре контрактов
- по ч. 26 ст. 95 - хоть где, лишь бы разместить, причем за 1 день. В принципе, исполнение этой обязанности "перекрывается" размещением в реестре, но тогда надо это делать за 1 день.

Алексеевич писал(а): Есть вопрос: в схеме 2 указано на такое доп. действие заказчика при расторжении контракта:
2. Потребовать возврата «долгов» поставщика («неотработанного» аванса, неустойки и (или) убытков) (ч. 6 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).
Порядок взыскания «долгов»:
а) в добровольном порядке;
б) из обеспечения исполнения контракта;
в) в судебном порядке.

А вправе ли заказчик самостоятельно удержать "долги" с поставщика? Т.е. оплатить причитающуюся ему по контракту сумму за минусом "долгов", а "долги" перечислить в бюджет. Конечно, при условии надлежащего уведомления поставщика и отсутствия с его стороны претензии по такому порядку.
Вопрос возник, потому, что требование об обеспечении исполнения контракта при проведении запросов котировок устанавливается не всегда (т.к. по закону это право заказчика), при этом неисполнение условий со стороны поставщика по контрактам, заключенным по итогам проведения котировок встречается не редкою
А на оплату "долгов" в "добровольном порядке" иногда рассчитывать не приходится

да, заказчик вправе самостоятельно удержать долги из обеспечения или уменьшить размер выплаты по контракту (если там хоть какой-то объем контракта был выполнен и есть за что платить (см.письмо ФАС России от 23 мая 2011 г. N ИА/19716 и письмо Минфина России от 26 декабря 2011 г. N 02-11-00/5959).

I follow the sun