Руководства, Инструкции, Бланки

руководство по проектированию городских улиц и дорог действующее img-1

руководство по проектированию городских улиц и дорог действующее

Категория: Руководства

Описание

Руководство по проект

/ 2_kurs_TRANSPORT_FGOS-3_dlya_studentov / Рекомендации по проектированию УДС / Руководство по проект .городских улиц и дорог

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

10. ВОДООТВОД, ДРЕНАЖИ И СНЕГОУДАЛЕНИЕ

Общие требования к водосточной сети

10.1 Устройство системы водоотвода на улицах имеет целью обеспечить прочность и устойчивость дорожных конструкций и благоприятные условия эксплуатации городских улиц путем быстрого и полного удаления поверхностных вод, поступающих в лотки дорог.

10.2 Водоотводная сеть на улицах является составной частью общей системы водоотвода городской территории, поэтому ее проектирование следует производить в комплексной увязке с водоотводом со всей городской территории. Система отвода поверхностных вод в городах называется ливневой или дождевой канализацией (водостоками) и предназначается для отвода дождевых и талых вод; приема и удаления вод от полива и мытья улиц; отвода поверхностных вод из систем внутренних водостоков зданий; приема выпусков воды из дренажных систем, дорожных дренажей мелкого заложения и от дренажей трамвайных путей; приема производственных вод, допускаемых к спуску без специальной очистки или после пропуска их через очистные установки; приема и удаления вод, поступающих от мойки транспортных машин с предварительным осветлением загрязнений стока.

Сброс производственных вод допускается только по согласованию с органами санитарного надзора и органами, эксплуатирующими систему водоотвода.

10.3. При проектировании водостоков следует руководствоваться главой СНиП II-32-74 «Канализация. Наружные сети и сооружения», в соответствии с которыми назначаются расчетные периоды и расчетные расходы (коэффициенты стока, время поверхностной концентрации); «Временной инструкцией по проектированию сооружений для очистки поверхностных сточных вод» ( СН 496-77 ), а также специальной технической литературой [ 29. 35 ].

10.4. Размеры водоотводных сооружений назначаются на пропуск расходов частой повторяемости с учетом обеспечения полного отвода расчетного стока и проверкой на расходы редкой повторяемости.

10.5. Водоотводные системы различаются следующих типов: закрытая (лотки проезжих частей, водоприемные колодцы, трубопроводы: ветки, водостоки, коллектор) и открытая (кюветы, водоотводные канавы).

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

В городах и поселках обязательно предусматривается водоотводная система закрытого типа.

Применение открытой водоотводной системы допускается в сельских населенных пунктах с устройством мостиков или труб на пересечениях с улицами, дорогами, а также въездами во владения.

Открытая система водоотвода может применяться в малых населенных пунктах

и как переходный этап для первой очереди строительства.

10.6. В климатических зонах с открытой оросительной системой может применяться смешанная система отвода поверхностного стока.

В климатических подрайонах IA, IБ, IГ, IД следует предусматривать:

отвод поверхностных вод только по открытым кюветам и лоткам, а из пониженных мест - по трубам, расстояние от зданий и сооружений до дождевой канализации следует определять расчетом из условия сохранения вечномерзлого состояния грунтов оснований близрасположенных зданий и сооружений;

меры по предотвращению образования наледей при проектировании водоотводных канав в льдонасыщенных грунтах, а также конструктивные мероприятия, обеспечивающие гидротермический режим оснований и откосов канав, согласно теплотехническим расчетам.

Стадии и состав проектов водостоков даны в прил. 11 .

10.7. Водостоки устраиваются по полной раздельной, полураздельной или общесплавной системе.

При полной раздельной системе предусматривается устройство двух самостоятельных сетей: для отвода фекальных и производственных вод и для отвода поверхностного стока самостоятельной сети ливневой канализации. Сброс фекальных вод в проточные водотоки, реки, водоемы и т.п. осуществляется после полной их очистки.

10.8. При полураздельной системе канализации также устраиваются две самостоятельные системы уличных сетей, но с общими (общесплавными) отводящими коллекторами. При этом все бытовые и производственные сточные воды, весь талый и дождевой сток расчетной повторяемости поступают на очистные сооружения.

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Отдельные выпуски боковых водостоков присоединяются к береговым коллекторам через распределительные камеры, из которых часть дождевого стока при ливнях высокой интенсивности сбрасывается в проходящие рядом открытые водотоки (реки).

При полураздельной системе отпадает необходимость устройства многочисленных отдельных очистных сооружений на городской территории.

10.9. При общесплавной системе прокладывается единая сеть трубопроводов для отвода ливневых, талых, производственных и фекально-хозяйственных вод. При этом весь сток поступает на очистные сооружения, за исключением части расхода из береговых (отводных) коллекторов, сбрасываемого через ливнеспуски при сильных ливнях.

10.10. Выпуск поверхностного стока из сети раздельной ливневой канализации проектируется в открытые проточные водотоки с предварительной очисткой от наносов твердого стока и остатков нефтепродуктов, смытых с поверхности городской территории.

Для этого на устьевых участках коллекторов бассейнов площадью более 20 га предусматриваются специальные очистные сооружения. Такие сооружения могут устраиваться как для отдельного выпуска бассейна, так и для собранных в одну систему нескольких выпусков водостоков.

10.11. Выбор системы водоотвода должен производиться на основе техникоэкономического сравнения возможных вариантов, с учетом местных условий и санитарной оценки возможности использования существующих водотоков.

10.12. Лотки проезжих частей улиц и трубопроводы, составляющие закрытую сеть водоотвода, подразделяются на дворовую или внутриквартальную, если она расположена в пределах красных линий квартала и не является транзитным участком сети водостоков; на уличную или городскую, если водостоки проходят по улицам или пересекают кварталы и пропускают при этом расходы с вышерасположенного бассейна стока.

Сеть водостоков в пределах отдельного бассейна разделяется на главный коллектор бассейна, боковые коллекторы и водотоки отдельных улиц.

Главные коллекторы бассейнов располагаются по направлению основных тальвегов бассейна и имеют отдельные выпуски в проточные водотоки или коллекторы полураздельной канализации.

Русла ручьев и малых речек, расположенных в пределах города, включаются в систему водоотвода в виде открытых или закрытых протоков на всем их протяжении или на отдельных участках.

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Дождеприемные и смотровые колодцы

10.13. Поверхностный сток, сформированный в глубине жилых кварталов, поступает в лотки внутриквартальных проездов, имеющих выход в лотки городских улиц, или в дождеприемные колодцы внутриквартальной сети водостоков, которая присоединяется к городской сети.

10.14. Допускаемая длина свободного пробега потока от водораздельного гребня до первых дождеприемных колодцев определяется в зависимости от площади водосбора, коэффициентов стока и уклонов поверхности.

При этом должна учитываться допустимая высота (5 см) наполнения лотков, при которой будет обеспечен пропуск расходов стока, полученных при выпадении дождей повторяемостью раз в год.

10.15. Среднюю длину свободного пробега воды для различных условий рекомендуется принимать в пределах следующих норм: на СД и МНД - 100-150 м, на МРД и РМ - 150-200 м, на УДМ - 200-250 м, на внутриквартальных проездах - 150 м.

Длина свободного пробега в каждом отдельном случае назначается с учетом категории улицы, ее транспортного и пешеходного значения, продольного уклона, величины водосборной площади, необходимости присоединения производственных или дренажных выпусков и т.п..

10.16. Для приема дождевых и талых вод в закрытую сеть устраивают дождеприемные колодцы типовой конструкции; вода в них поступает через приемные решетки и по трубе-ветке и отводится в закрытую сеть водостоков. Минимальные размеры дождеприемных колодцев в плане при круглой форме 0,7 м, прямоугольной - 0,6?0,9 м.

10.17. Глубина заложения дождеприемника устанавливается в соответствии с принятой наименьшей глубиной заложения водостоков. При благоприятных грунтовых условиях, отсутствии пучинистых грунтов, а также при расположении дождеприемного колодца на скверах и парках глубина его может приниматься на 0,5 м меньше нормальной глубины промерзания, но не менее 0,8 м.

Наименьшая глубина дождеприемного колодца составляет 0,8 м. При невозможности по местным условиям (подземные сооружения) установить дождеприемный колодец нормальной глубины разрешается уменьшить глубину при соблюдении следующих условий: длина ветки от дождеприемного колодца до смотрового колодца водостока не должна превышать 5 м; уклон ветки при этом принимается не менее 50 ‰. Ветка в этом случае прокладывается из чугунных или железобетонных труб.

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Дождеприемный колодец глубиной более 2 м устраивается по габаритам смотрового колодца с заменой крышки люка дождеприемной решеткой. Устанавливать дождеприемные решетки на промежуточных смотровых колодцах не рекомендуется. Ветки от дождеприемных колодцев присоединяются к водостокам, причем допускается последовательное присоединение одной веткой двух дождеприемных колодцев. Больше двух дождеприемных колодцев устраивать на одной ветке не разрешается.

10.18. Диаметр водосточных веток (труб от дождеприемного до смотрового колодца) принимается равным 0,3 м.

В отдельных случаях при небольшой водосборной площади и малой длины ветки может быть допущен диаметр трубы ветки, равный 0,2 м. В особых случаях от дождеприемных колодцев, расположенных в пониженных местах, при приеме большого количества воды или воды из открытой сети, прокладываются трубы большого диаметра. Уклоны водосточных веток рекомендуется принимать 20-30 ‰, наименьший уклон - 5 ‰. Наибольшая длина ветки водостока до смотрового колодца может быть принята 40 м.

Трубы для водосточных веток, как правило, применяются железобетонные, реже асбестоцементные.

10.19. Водосточные ветки присоединяются к смотровым колодцам водостоков и коллекторов в пределах высоты рабочей камеры. Ветки к водостокам диаметром до 0,6 м присоединяются по отметкам целых труб, а при больших диаметрах водостоков и коллекторов - на уровне средней трети их высоты. В отдельных случаях допускается присоединение лотка трубы на высоте 0,2 диаметра водостока. Присоединение веток к спускным шахтам смотровых колодцев, как правило, не рекомендуется.

По экономическим соображениям допускается бесколодезное присоединение веток от дождеприемных колодцев к дворовым водостокам и коллекторам на расстоянии не более 15 м от ближайшего смотрового колодца. К водосточным коллекторам диаметром 1,5 м и более бесколодезное присоединение разрешается при любом расстоянии от смотрового колодца.

10.20. К дождеприемным колодцам разрешается присоединять дорожные и трамвайные дренажи мелкого заложения и ветки от стрелочных коробок трамвайных путей. Присоединение к дождеприемникам выпусков внутренних водостоков зданий и дренажей глубокого заложения не разрешается. Прием воды из открытой сети, русел, логов производится через входные оголовки с устройством возле них смотровых колодцев. В соответствии с местными условиями при входных оголовках устраивают камнеловки и мусороуловители.

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

10.21. Смотровые колодцы на сети водостоков (как правило, сборной конструкции из железобетонных элементов) устанавливаются: на прямых участках трассы на расстоянии 50-200 м, в местах поворота трассы, изменения уклонов и диаметров труб, присоединения боковых водостоков и веток от дождеприемных колодцев, перепадов, пересечений в одном уровне с другими подземными сооружениями и перед затопленными выпусками.

10.22. Повороты и присоединения водостоков диаметром 0,6 м и менее осуществляются в смотровом колодце нормального типа. При этом угол между трубами должен быть не менее 90°. При наличии перепада в колодце угол между трубами не ограничен. Повороты водостоков и водосточных коллекторов диаметром более 0,6 м при угле между трубами не менее 160° осуществляют также

в смотровом колодце.

При угле менее 160° поворот водостока осуществляется в поворотной камере по кривой радиусом, равным не менее пяти диаметрам или ширинам водостоков. В отдельных обоснованных случаях допускают уменьшение радиуса поворота, но величина его не должна быть менее трех диаметров водостока.

При повороте водостока (коллектора) по кривой смотровые колодцы должны быть установлены на обоих концах поворотной кривой (участок коллектора).

В пониженных местах (котловинах), а также на верховых участках при приеме значительного расхода воды устанавливают рядом несколько дождеприемных колодцев или колодцев индивидуальной конструкции с решетками достаточной приемной способности.

10.23. Дождеприемные колодцы в лотках улиц и внутриквартальных проездах устанавливаются в следующих местах, предусмотренных проектом вертикальной планировки; в пониженных точках; на перекрестках улиц со стороны притока воды выше полосы пешеходного движения; на выездах из кварталов и между перекрестками. Расстояния между дождеприемными колодцами в зависимости от продольного уклона лотка проезжей части приведены в табл. 68 .

Т а б л и ц а 68

10.24. Шаг расстановки дождеприемных колодцев, указанный в табл. 68. увеличивается в 1,5-2 раза на улицах, расположенных на водоразделе, при наличии внутриквартальной водосточной сети, в лотках дорожек бульваров и скверов и на внутриквартальных проездах.

При продольных уклонах улиц 50 ‰ и более рекомендуется перед перекрестками с верховой стороны, а также на прямых участках улиц через 300-400 м устраивать дождеприемники усиленной приемной способности (двойные решетки, колодцы специальной конструкции).

При ширине односкатной проезжей части улицы свыше 15 м и двускатной свыше 30 м, а также при наличии дорожных дренажей мелкого заложения расстояние между дождеприемными колодцами не должно превышать 60 м.

10.25. Смотровые колодцы размещаются на расстоянии друг от друга в зависимости от диаметра водостока согласно табл. 69 .

Т а б л и ц а 69

Диаметр водостока, м

Расстояние между смотровыми колодцами, м

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

Диаметр водостока, м

Расстояние между смотровыми колодцами, м

Проектирование водостоков в плане

10.26. В общих границах объекта следует выделять границы бассейнов отдельных коллекторов в соответствии с рельефом местности, проектами горизонтальной и вертикальной планировок и намечаемой схемой развития сети водостоков.

При плоском рельефе водораздельные границы смежных бассейнов могут перемещаться в зависимости от намечаемого в них развития сети водостоков.

10.27. При наличии существующих водосточных коллекторов решение сети проектируется с учетом их максимального использования. Главные коллекторы трассируют по тальвегам или применительно к их направлениям, а при плоском рельефе местности - по возможности посередине бассейна. Все водостоки, как правило, должны трассироваться по направлению городских проездов вне их проезжей части. Исключение допускается для бассейнов, в которых направление улиц не совпадает с тальвегами.

10.28. На плане трассы водостоков должны быть нанесены все существующие и проектируемые подземные сооружения, а также существующие и проектируемые элементы благоустройства, здания и сооружения. Трасса водостоков на улицах должна быть прямолинейной и располагаться параллельно красной линии с минимальным числом поворотов и пересечений с другими подземными сооружениями. Пересечение с другими подземными сооружениями в плане допускается под углом, близким к прямому.

10.29. Трассы инженерных сетей в городах необходимо проектировать как комплексную систему, объединяющую все надземные и подземные сети с учетом их развития на расчетный период в соответствии с рекомендациями раздела 13 .

10.30. При ширине улицы в пределах красных линий 60 м и более, а также при устройстве местных проездов, сети водостоков, канализации и водопровода дублируются с прокладкой их по обеим сторонам улиц. При реконструкции проезжих частей улиц, под которыми расположены подземные сети, следует предусмотреть их вынос. При соответствующем обосновании на всех типах городских улиц, как исключение кроме скоростных дорог и общегородских

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

магистралей допускается оставлять под проезжей частью самотечные сети водостоков и канализации.

Т а б л и ц а 70

Расстояние, м, по горизонтали в свету от подземных инженерных сооружений

10.31. Расположение водостока в плане должно быть таким, чтобы при производстве строительных работ и возможных аварийных ремонтных разрытиях была обеспечена сохранность водостока, а также других подземных и надземных сооружений. Расстояние между водостоками и различными подземными сетями и сооружениями следует принимать по табл. 70 .

Проектирование водостоков в профиле

База нормативной документации: www.complexdoc.ru

10.32. Наименьшая глубина заложения лотка водосточных труб должна приниматься на основании опыта эксплуатации водостоков, находящихся в аналогичных условиях, с обеспечением засыпки над верхом конструкции водостока не менее 0,7 м. При меньшей высоте засыпки трубы водостока должны быть предохранены от повреждения наземным транспортом.

Для обеспечения возможности развития сети водостоков глубину заложения верхового колодца рекомендуется принимать не менее 2 м. При открытом способе производства работ рекомендуется проектировать водостоки с заложением не более 2,5-3,5 м.

При производстве работ закрытым способом (щитами и др.) наименьшая глубина заложения должна назначаться такой, чтобы высота грунта над верхом конструкции была не менее 1,5 диаметров щита, а в исключительно благоприятных грунтовых условиях - при заглублении на высоту, равную диаметру щита. Максимальная глубина заложения водостоков не ограничена, но по эксплуатационным условиям не следует прокладывать водостоки на глубине свыше 8-10 м.

10.33. Уклоны водостоков принимаются примерно параллельно рельефу поверхности с тем, чтобы скорость движения воды в трубах была не ниже минимальной (0,6 м/с) и не выше максимальной - 10 м/с для металлических и 7 м/с

- для неметаллических труб.

10.34. Уменьшение диаметра нижележащего участка по сравнению с диаметром вышележащего участка при резком увеличении уклона допускается: при диаметре труб до 0,6 м - на 100 мм, от 0,6 до 1 м - на 200 мм, от 1,3 до 1,7 м - на 300 мм.

10.35. Соединение труб водостока осуществляется шелыга в шелыгу или по осям труб. Как исключение допускается при плоском рельефе соединение водостоков по отметкам лотков труб. В тех случаях, когда диаметр низового участка меньше диаметра верхового участка, соединение осуществляется по лоткам труб.

10.36. На участках трассы, где уклоны поверхности больше предельных, при которых в трубах образуются максимально допустимые скорости, профиль водостока может проектироваться по одной из следующих схем: устройство ряда перепадных колодцев с прокладкой между ними водостока с «предельными» уклонами, замена труб быстротоком повышенной шероховатости, прокладка водостока из чугунных труб в одну или две нити с устройством в низовом конце водобойного колодца (гасителя) и т.п.

Перепадные колодцы, кроме того, проектируются также во избежание пересечения с подземными сооружениями перед затопленным водовыпуском и для компенсации больших местных гидравлических сопротивлений.

Другие статьи

Новый Свод Правил по проектированию городских улиц слишком сырой: monteklever

Новый Свод Правил по проектированию городских улиц слишком сырой

Как и коллега, я тоже ознакомился с проектом нового СП и разделяю написанное ниже. Новый СП не произведёт никакого прорыва в развитии наших городов, т.к. в нём остались практически все ошибки существующих нормативов, а некоторые даже ухудшились.

По счастливому стечению обстоятельств мне довелось познакомиться с предварительной редакцией нового Свода Правил (СП) «Улицы и дороги населённых пунктов» определяющего как будут выглядеть улицы наших городов в ближайшем будущем.

Несмотря на множество полезных нововведений из достижений западной урбанистики и транспортного планирования документ представляет собой сборную солянку из существующих устаревших нормативных документов с добавлением отдельных нововведений.

В результате вместо цельного документа, описывающего базовые цели и принципы проектирования современных улиц, мы имеем документ, изобилующий большим количеством «воды» в сочетании с огромным количеством мелких требований к параметрам улиц.

Коротко о главных нововведениях:
1. Нерегулируемые пешеходные переходы должны выполняться приподнятыми, т.е. совмещёнными с лежачим полицейским.
2. Появилось явное требование устраивать островки безопасности, но пока только на дорогах в 4 полосы и более.
3. Декларируется возможность использования различных средств успокоения движения, но без достаточных подробностей.
4. При въезде в населённый пункт разрешили устраивать средства успокоения движения в виде устройства центральной разделительной полосы и, внимание (!), устройства центрального островка со снижением ширины полосы движения на 0,25 м. привет Европа!
Другие положительные изменения носят косметический характер.

Коротко о недостатках:
1. Беспорядок в терминах;
2. Дублирование, пересечение информации, «вода» в тексте;
3. Устаревший взгляд на проектирование;
4. Незаслуженно упущенные из вида элементы улиц.

Для того, чтобы получить качественный нормативный документ для начала нужно разобраться в терминах. К сожалению, некоторые из них пересекаются в документе между собой, другие имеют странные формулировки, а третьих просто нет, хотя авторы используют их в дальнейшем тексте.

К примеру термины «улица» и «дорога» встречаются то раздельно, то вместе, словно это одно и тоже. Так же перемешиваются понятия «пешеходная улица» и «площадь».

Оцените термин «радиус поворота» – «минимальный радиус, которым описывает переднее колесо транспортного средства при совершении поворота». Помимо чрезвычайно кривой формулировки, не имеющей ничего общего с теорией управления автомобилем странно учитывать в качестве «радиуса поворота» траекторию движения переднего колеса, когда есть задние колёса, которые срезают угол поворота. И вообще, что насчёт внешних габаритов транспортного средства?

Так же в новом своде правил говорится что проезжая часть состоит из велосипедных дорожек (не полос, а дорожек!), трамвайных путей, переходно-скоростных полос, накопительных полос (что это?), полос для остановки, стоянки и парковки. Вот не знал, что в состав проезжей части входят стоянки и парковки!

Тротуар делится на две части – «зону пребывания» и «пешеходную часть». И пусть вас не смущает, что «зона пребывания» почему-то «зона», а «пешеходная часть» - всего лишь «часть», ведь «пешеходная часть» на самом деле должна называться «транзитная» - именно это слово отражает отличие её от зоны «пребывания». Казалось бы - всё просто, но авторы документа не ищут лёгких путей! Вот вам наглядная демонстрация различных зон тротуара:
1.

Фото varlamov.ru

Ещё в документе есть интересный термин «школьная зона» - это «специально спроектированная территория, прилегающая непосредственно к школе, подчёркивающая нахождение здесь школы и обеспечивающая безопасную среду нахождения школьников». Интересно, что сам термин и дальнейшее содержание документа никак не определяют не только цели и задачи создания этой зоны, но и принципы её формирования. И вообще, почему-бы не придумать ещё каких-нибудь особых зон? Но если есть инструменты для регулирования движения и обеспечения безопасности людей, то зачем выделять какие-то особые зоны?

Кроме того, просто нет определения для ряда терминов: «жилая зона», «бестранспортная зона», «мини-кольцевые пересечения» и др.

2. Дублирование информации и «вода»

В тексте документа не редки случаи, когда одна и та же информация дублируется в разных пунктах в разном виде. Некоторые таблицы хочется объединить друг с другом, т.к. информация в них взаимозависимая и её объединение обеспечит наглядную визуализацию логических связей между различными параметрами.

В новом СП неоднократно идут пересечения с СП 42.13330 «Градостроительство» и, не понятно зачем, встречаются попытки отнять у него часть функциональных полномочий. Причём именно в части градостроительства, а не проектирования улиц.

Встретился мне и откровенно гениальный пункт – «на территориях с высокой плотностью пешеходных потоков в случае невозможности обеспечения требуемой расчетной ширины тротуаров необходимо устраивать пешеходные галереи в первых этажах зданий».
2.

3. Устаревший взгляд

Яркий пример архаичности документа – интенсивность движения и пропускная способность по-прежнему измеряются в количестве транспортных средств, а не людей. В результате мы имеем неправильную оценку результатов работы наших улиц.

Другой пример архаичности – это, опять же, беспорядочное использование терминов «улица» и «дорога».
Западные планировщики уже давно разделили понятия «улица» и «дорога». Главная функция дороги – это перемещение людей, в то время как улицы – взаимодействие людей в самых различных формах.

На мой взгляд нужно раз и навсегда разделить эти понятия. Только тогда мы сами придём к тому, что улично-дорожная сеть должна иметь два контура. Один контур – это улицы, где есть пешеходы, второй – дороги только для автомобилей. Каждый контур выполняет свою задачу. А раз так, то способы достижения этих задач и применяемые инструменты у них разные.

Посмотрим на главное слово документа - «улица». Норматив говорит, что улица – это «территория общего пользования на застроенной территории в городе или населённом пункте, предназначенная для движения и пребывания транспорта, пешеходов и велосипедистов, упорядочения застройки и прокладки при необходимости инженерных коммуникаций».
Вам нравится такое определение? Мне не нет.

Что же такое улица? Одно из определений этого термина звучит так: «улица является публичной артерией в архитектурной среде. Это пространство между зданиями, на котором люди могут собираться, взаимодействовать и передвигаться». Согласитесь – уже лучше.

Посмотрим, что такое в документе «тротуар» – это «часть поперечного профиля улиц и дорог населенных пунктов, предназначенная для транзитного перемещения пешеходов, организации площадок кратковременного пребывания, размещения малых архитектурных форм (МАФ), оборудования различного функционального назначения и озеленения».

Можно ли назвать тротуаром пешеходную дорожку вдоль дороги без наличия зданий вдоль неё?
На этот счёт есть очень хорошая статья Владимира Злоказова «Фундамент пешеходного города»

Из интереса я решил открыть инструкцию по проектированию улиц, разработанную департаментом транспорта Нью-Йорка.
6.

Согласно NYC DOT Street Design Manual тротуар – это «часть улицы (будь то с покрытием или без) между бордюром или краем проезжей части и примыкающей линией собственности, предназначенная для использования пешеходами» (любительский перевод).

Иными словами, тротуар это – часть улицы между проезжей частью и линией застройки. Откуда вообще появляются и куда движутся пешеходы по тротуарам? Они появляются из этой самой прилегающей застройки. Любой магазин выходит фасадом к тротуару, по которому движутся люди, поэтому странно что в новом СП тротуар никак не связан с окружающей застройкой. А между прочим это больная тема современного градостроительства в России. За последнее десятиление широко распространилась практика устраивать между зданием и тротуаром проезд с парковкой, что напроч убивает привлекательность пеших прогулок.

Поговорим о структуре улицы. Поскольку улица объект линейный, то главные отличия улиц между собой заключаются в разном строении их поперечного сечения, или, профессиональным языком, поперечного профиля.

Проектирование поперечного профиля улицы – основная стратегическая часть работы проектировщика. Очень важно в начале определиться какие задачи должен решать поперечник и грамотно подойти к его реализации. Интересно, что есть даже специальный сайт для обычных людей, посвящённый компоновке поперечника улицы.

Посмотрим, что о поперечном профиле говорится в новом своде правил – «тип поперечного профиля и количество полос движения следует назначать на основании перспективной часовой пиковой интенсивности движения и в соответствии с установленным уровнем обслуживания». То есть нам предлагают проектировать поперечник исключительно исходя из интенсивности движения. Хорошо, что здесь не написано интенсивности автомобильного движения, т.е. вроде как авторы берут в расчёт интенсивность движения и пешеходов и всех остальных.

Однако любой современный специалист в области градостроительства понимает, что ширина поперечника улицы – это ограниченный ресурс. Невозможно расширять улицу до бесконечности, а в случае с существующими улицами – их невозможно расширить в принципе. Кроме того, широкие улицы не комфортны для пешеходов.

Помимо удовлетворения существующего спроса, в последнее время городские планировщики стали использовать понятие «формирование спроса». Очень наглядно это демонстрируют реконструированные пешеходные улицы в центре Москвы. До реконструкции они не были столь популярны, никто не думал делать там пешеходные зоны, но благодаря грамотным проектировщикам и политической воле со стороны городской администрации на этих улицах был сформирован новый спрос, который оправдал все ожидания.
9.

К сожалению, новый СП никак не описывает ни цели, ни инструменты для проектирования поперечного профиля улицы. Именно структура поперечного профиля по сути является отражением категории улицы, поэтому важно корректно описать их классификацию.

Основные расчетные параметры улиц и дорог

В части категорий улиц я солидарен с мнением monteklever
10 основных типов улиц, плюс 4 типа улиц сельских поселений это через чур много.


Вместо попытки предусмотреть отдельную категорию улицы для каждого случая логичнее разработать набор требований, которые будут сочетаться, образуя улицу с нужными характеристиками.

На мой взгляд, структура улицы образуется из сочетания двух основных факторов – доступной ширины коридора и типа окружающей застройки.
К примеру, при большой ширине мы можем получить бульвар, магистраль или улицу с боковыми проездами. Тип окружающей застройки: торговый, деловой, жилой, промышленный влияет на наполнение поперечника. Сочетание этих факторов рождает требования к улице и её структуру.

В названиях различных типов улиц в новом своде правил многократно используется слово магистраль, однако уловить логику его использования мне не удалось.
В документе одновременно существуют:
«Магистральные городские дороги регулируемого движения»
«Магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения»
«Магистральные улицы районного значения».

Огорчает отсутствие описания связи между расчётной скоростью и шириной полосы движения. О важности этой связи так же неоднократно писали в блогосфере со ссылками на исследования.

Помимо вредных анахронизмов в документе есть и вредные нововведения, например – переходно-скоростные полосы (ПСП). На сегодняшний день по действующим нормативам ПСП в городской застройке не нужны, хотя отдельные одарённые проектировщики и чиновники умудряются их делать. При этом дополнительные полосы для поворота делать не запрещено. На городских скоростях движения ПСП не нужны.

Для того, чтобы показать вам безумие нового СП я совместил таблицу «расчётные параметры» с таблицей «условия доступа», и вот что получается.

Как мы видим, авторы документа допускают устройство наземных пешеходных переходов на дорогах с расчётной скоростью до 90 км/ч! Таких в России полно на загородных дорогах.
Вот лично вы пробовали тормозить перед пешеходным переходом со скорости 90 км/ч? То ещё «удовольствие»! Или не успеешь, или получишь удар в зад. Но главное – если пешехода собьёт машина на скорости выше 50 км/ч, то вероятность смертельного исхода превышает 70%.

Про это уже написали много раз со ссылками на официальные исследования. Например, Сергей Давыдов на transspot.ru .

В противовес пешеходным переходам на загородных дорогах документ предлагает «не устраивать наземные пешеходные переходы при разрешенной скорости движения 50 км/ч и менее и интенсивности движения транспортных средств не более 250 прив. ед./ч».
Сама идея не устраивать пешеходные переходы в конкретном месте, а позволить людям переходить дорогу там, где удобно не новая.
11.

Однако вопрос в реализации. Во-первых, 50 км/ч это не 30 км/ч – при наезде на такой скорости можно убить пешехода. Во-вторых, никак не оговаривается ширина проезжей части для таких необозначенных пешеходных переходов. В-третьих, опять же нет ни слова ни про островки безопасности, ни про буферные зоны между встречными полосами движения, где пешеходы могли бы переждать. В результате – хотели, как лучше, а получилось, как всегда.

Расстояние между пешеходными переходами что сейчас, что в новом своде правил предлагается жёстко установить между 150-400м. в зависимости от (о чудо!) типа окружающей застройки. При этом во всём документе нет ни слова о так называемой «линии желания» пешеходного перехода. Это линия наиболее удобного пути движения для пешеходов. То есть документ по-прежнему предлагает проектировать пешеходные переходы не там, где удобно людям и нужно с точки зрения безопасности, а так чтобы между переходами было место чтобы разогнаться на автомобиле.

Наземные нерегулируемые пешеходные переходы теперь следует устраивать только на трапециевидных искусственных неровностях, кроме переходов в зоне круговых пересечений. Это конечно прогресс, хотя не всегда может быть оптимальным решением. Отдельный пост на этот счёт есть у Александра Мостового.
Но главное – островки безопасности на 2-полосных дорогах по-прежнему не предусмотрены, а ведь они так нужны!
12.

Для 4-х и более полосных дорог островки безопасности предлагается устраивать за счет смещения проезжих частей противоположных направлений и уменьшения их ширины. Но, как и на сколько не сказано. Зато островки почему-то должны быть шириной 3,5м. вместо прежних 2 м. Это ограничивает их использование в тесных городских условиях. А ещё у всех наземных пешеходных переходов предлагается устраивать накопительные площадки размерами не менее 4,5 x 3,0 м. На первый взгляд хорошо, но также может вызвать проблемы в кварталах с исторической застройкой.

Главная проблема документа с пешеходными переходами – их по-прежнему предлагают делать внеуличными, т.е. подземными и надземными. На всех магистральных улицах с непрерывным движением и на магистральных улицах с регулируемым движением при величине потока пешеходов, превышающей 1500 чел./ч. Если для вас не понятно почему в городе не должно быть внеуличных переходов можете почитать статью Антона Буслова «Откровения кегли… или почему я нарушаю ПДД» .

Что касается мероприятий по успокоению движения, есть хорошая новость – «на участках местных улиц, где возможно движение со скоростями, превышающими разрешённую более, чем на 20 км/ч, следует предусматривать конструктивные мероприятия по снижению скоростей движения» - здорово! Но я бы убрал про 20 км/ч.
13.


Ещё один хороший пункт – «при въезде на территорию населённых пунктов, на местных улицах и дорогах следует предусматривать мероприятия по снижению скоростей движения транспортных средств». Для этого допускается:

- Устройство саморегулируемого (кольцевого) или регулируемого пересечения;

- Устройство центрального островка, при этом допускается снижение ширины полосы на 0,25 м (прогресс!)

- Устройство центральной разделительной полосы.
14.

Для снижения скоростей движения могут применяться устройство полос или участков с покрытием из плиток или брусчатого камня (частичное мощение), искривление проезжей части, искусственные неровности, ограничение сквозного проезда. Здорово что про всё это наконец-то заговорили на официальном уровне, жаль только что никаких инструкций что и в каком случае применять - нет. Совсем!

Попытка ввести стандарты описывающие круговые пересечения – это конечно же благо. Есть даже попытка приблизиться к западным стандартам.

В Европейских и Американских стандартах проезжая часть круга складывается из двух составляющих.
По основной проезжей части двигаются одиночные автомобили, соответственно ширина этой части имеет минимальные размеры достаточные для движения одиночного (без прицепа) автомобиля.
15.

Вторая часть отделена утопленным бордюром и оформлена как правило плиткой или брусчаткой (на фото - светлая часть круга) и предназначена для наезда на неё негабаритного транспорта (прицепов, полуприцепов и т.п.). Эта часть выполняется таким образом, чтобы на обычном автомобиле двигаться по ней не возникало желания (бордюр, неровное покрытие и т.п.)

Однако в самом документе определения термину «мини-кольцевой пересечение» не даётся. Так же как нет описания в каких случаях его применять и какие параметры закладывать.

Документ предлагает нам размещать парковки в соответствии с категорией улицы. Опять же – никакой привязки к окружающей застройке нет. Нигде явно не написано, что парковки надо делать в карманах, хотя есть пункт который говорит что «полосы для парковки» «следует прерывать выступами в сторону проезжей части на всю ширину парковочной полосы, поднятыми на высоту бортового камня от уровня проезжей части, на пересечениях, пешеходных переходах, а также через каждые 10 машино-мест». Этот пункт несомненно радует, так же, как и «на таких выступах рекомендуется высадка деревьев, нижние ветви кроны которых должны находится на высоте не менее 2 м».

Есть требование «размещать парковочные места на расстоянии не менее 25 м после и не менее 80 м перед пересечениями в одном уровне», что на мой взгляд или нелепая ошибка, или бред.

Смущает что, для сужения ширины парковки нужно проводить «технико-экономическое обоснование». Другими словами – необходимо принятие «политического решения сверху».

Об общественном транспорте в новом своде правил сказано чрезвычайно мало. Чего стоит только «остановочные пункты автобусов и троллейбусов на прочих городских дорогах и улицах, по возможности, следует обустраивать заездными карманами, выделенной полосой движения для пассажирского транспорта общего пользования» – обо всё и ни о чём.

Откровенно глупым и вредительским выглядит следующий пункт – «остановочные пункты автобусов и троллейбусов, по возможности, следует разделять и размещать, как правило, за пересечением (примыканием) на расстоянии не менее 25,0 м». Этот идиотизм приведёт к тому, что люди, вышедшие из автобуса, будут переходить дорогу сразу за ним, там, где их не ждут, потому что есть такая штука – «линия желания». Такова природа человека.
17. Автор фото неизвестен

4. Упущенное из виду

И наконец – упомяну о вещах, которые совершенно незаслуженно обошли вниманием.

1. Освещение пешеходных переходов предлагается делать по существующему СП 52.13330 который так же нуждается в доработке;
2. Нет ничего об элементах уличной обстановки: уличные лавочки, урны, элементы навигации, киоски уличной торговли, ничего о размещении рекламных конструкций сужающих транзитную часть тротуара;
3. Нет никаких требований к павильонам ожидания остановок общественного транспорта. А ещё у нас до сих пор нет федерального нормативного документа по автобусным остановкам в городе! Только ОСТ для загородных остановок;
4. Нет ничего про уличное озеленение – использование ландшафта, деревьев, кустарника, цветников;
5. Нет никаких рекомендаций по используемым материалам.

В заключении могу сказать – очевидно новый документ делался в спешке и по устаревшим принципам, где во главе угла была транспортная функция улиц. Важность улицы как городского общественного пространства по-прежнему не осознана. Пользы от нового документа мало, а головной боли проектировщикам добавилось.