Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция управляющего осмд украина img-1

должностная инструкция управляющего осмд украина

Категория: Инструкции

Описание

Должность управляющего в ОСББ (ОСМД): нужна ли она?

Должность управляющего в ОСББ (ОСМД): нужна ли она?

Из-за путаницы в терминах и недостаточно ясного представления функций председателя ОСББ (ОСМД), управляющего и управителя. для многих сособственников многоквартирных домов разница между ними неочевидна. К тому же, в отдельных ОСББ (ОСМД) председатель назначается на должность управляющего. Попробуем разобраться в определениях, ведь от этого может зависеть эффективность работы ОСББ (ОСМД).

Полномочия председателя ОСББ (ОСМД)

Председателем ОСББ (ОСМД) становится один из членов правления. Кандидатура утверждается голосованием, а принятое решение заносится в протокол.

Согласно уставу, полномочия председателя состоят в :

Проведении заседаний правления;

Управлении денежными средствами ОСББ (ОСМД);

Найме работников и их увольнении;

Открытии и закрытии банковских счетов;

Контроле за исполнением принятых в ОСББ (ОСМД) решений.

В соответствии с законом и принятым Типовым уставом, эти обязанности может выполнять только председатель либо, в случае его отсутствия, заместитель, выбранный из числа сособственников, входящих в правление.

Полномочия управляющего ОСББ (ОСМД)

Делегированные управляющему полномочия во многом аналогичны тем, которыми обладает председатель, однако есть несколько принципиально важных моментов.

Принять управляющего на работу в ОСББ (ОСМД) может только председатель. то есть в любом случае без него не обойтись. При этом решение о создании должности управляющего может приниматься собранием. В частности, во время обсуждения и принятия сметы ОСББ (ОСМД), в которой указаны расходы на оплату труда.

Некоторые из административных обязанностей являются полномочиями председателя ОСББ (ОСМД). Другими словами, формально управляющий не может их выполнять, не нарушив при этом Устав.

Учитывая, что в ОСББ (ОСМД) есть председатель, и есть его зам, появление третьей руководящей должности кажется излишним. Для одного ОСББ (ОСМД) трех руководителей явно много.

Должность управляющего может оказаться актуальной в том случае, если председатель ОСББ (ОСМД) и его зам выполняют свои обязанности на общественных началах, то есть бесплатно. Соответственно, управляющий может взять на себя значительную часть ответственности за руководство ОСББ (ОСМД).

Управитель

Нередко управляющего путают с управителем, хотя это совершенно разные понятия. Управителем является юр или физлицо-предприниматель, в соответствии с договором обслуживающее дом. Управитель не входит в структуру ОСББ (ОСМД). это независимый субъект, которого с объединением сособственников связывают договорные отношения. При этом управителем не может стать обычное физлицо.

В завершении подчеркнем, что председатель ОСББ (ОСМД) не может передать полномочия, записанные в Уставе. кому-либо, но он может взять в штат управляющего, если соответствующее решение будет одобрено на собрании.

Другие статьи

Закон об ОСМД: Украинцев не хотят избавлять от ЖЭКов - Горсовет Киева, Владимир Бондаренко, Об особенностях осуществления права собственности в многок

Переход на ОСМД с 1 июля могут отменить: украинцы останутся рабами ЖЭКов

ОСМД в Украине могут перенести

Депутаты Киевского городского совета предложили перенести с 1 июля 2016 года на 1 января 2018 года введение в действие Закона Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме", который предполагает избавление жителей многоквартирных домов от ЖЭКов и переход многоэтажек на ОСМД.

Как сообщает пресс-служба Киевского горсовета, народные избранники на заседании сессии, которое состоялось 26 мая, приняли решение "Об обращении Киевского городского совета к президенту Украины, Верховной Раде Украины и Кабинету министров Украины об отсрочке введения в действие Закона Украины" Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме".

Во вступившем в 2015 году Законе Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" четко определено, что если после 1 июля 2016 года в многоэтажках, где созданы ОСМД и не определена форма управления домом, управляющий будет назначаться принудительно на конкурсной основе исполнительным органом местной совета. Но в Киевсовете считают эту норму "довольно противоречивой".

Так, по словам депутата от "Батьківщини" Владимира Бондаренко, на сегодняшний день отсутствует утвержденный порядок отбора управляющего дома, где были бы прописаны четкие критерии и требования к человеку, который имеет право претендовать на должность управляющего.

"Также неизвестно, что именно должно входить в стоимость услуг содержание дома и, собственно, на каком основании формируется цена услуг. На плечи жильцов государство фактически переложило ответственность за содержание, эксплуатацию, реконструкцию, реставрацию, текущий и капитальный ремонт и техническое переоснащение домов", – сказал он.

Как ранее сообщал "Обозреватель", эксперты разъяснили плюсы и минусы перехода на ОСМД .

Юристы развенчали ТОП-9 мифов об ОСМД

Юристы развенчали ТОП-9 мифов об ОСМД

Многие распространенные утверждения не соответствуют действительности, уверяют специалисты

1 июля в реформировании жилищного сектора Украины должен начаться весьма важный этап. Он предусматривает передачу многоэтажек в управление их жителям, что предусмотрено Законом Украины №417 "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме".

Последнее время начали появляться различные мифы об ОСМД. Их собрал Национальный пресс-клуб "Украинская перспектива", а по за развенчание взялись специалист по созданию ОСМД проекта Международной финансовой корпорации (IFC, Группа Всемирного банка) "Энергоэффективность в жилищном секторе Украины" Татьяна Гордиенко и юридический консультант общественной организации "Ресурсный центр для ОСМД" Андрей Бурый.

  • Миф первый: государство заставляет всех жителей многоквартирных домов создавать ОСМД

Действующее законодательство не содержит требования, которое заставляло бы жителей многоэтажек создавать ОСМД. Законом Украины "Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме" определено несколько основных форм управления многоквартирным домом:

  • управление многоквартирным домом собранием совладельцев;
  • управление многоквартирным домом ОСМД;
  • управление многоквартирным домом управляющим.

Право выбора формы управления домом остается исключительно за совладельцами. А это значит, что такой процесс происходит без вмешательства со стороны органов государственной власти или местного самоуправления. Однако толькшо с ОСМД совладельцы получают возможность привлекать средства местных и государственных программ на внедрение в доме энергоэффективных мероприятий.

  • Миф второй: ОСМД создают исключительно жители многоэтажек. Владельцы магазинов, парикмахерских, кафе и других субъектов хозяйствования, которые расположены в этих зданиях и в полной мере используют их ресурсы, к ОСМД не имеют никакого отношения

Согласно 6-й статье Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома", ОСМД могут создавать только владельцы квартир и нежилых помещений, расположенных в многоквартирном доме. А это значит, что владельцы магазинов, парикмахерских, кафе и других субъектов хозяйствования, расположенных в многоэтажке, имеют те же права, что и владельцы квартир. Они так же принимают непосредственное участие в создании ОСМД и так же, как и владельцы квартир, должны в обязательном порядке выполнять все решения уставных органов объединения, принятые в пределах их полномочий.

Этот подход, предусмотренный статьей 13 Закона Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома", остается неизменным, даже если ОСМД создается на базе нескольких многоэтажек.

  • Миф третий: совладельцы обанкротившихся ОСМД могут потерять свои дома – в качестве компенсации их передадут банкам за невозвращенные кредиты

Значительным преимуществом ОСМД есть возможность привлекать банковские кредиты. Обычно они их направляют на утепление фасадов многоэтажек, установление в местах общего пользования энергосберегающих окон, дополнительных входных дверей, которые повышают безопасность и сохраняют тепло в подъездах, на замену электролампочек накаливания на менее энергозатратные. ОСМД также используют банковские ссуды на закупку и монтаж индивидуальных теплопунктов, способных регулировать подачу тепла в дом с учетом имеющейся внешней температуры, на установление счетной аппаратуры общего пользования и т. д.

Однако кредитный продукт для ОСМД не предусматривает классического залога или поручительства. А это значит, что помещения, в том числе и квартиры, не закладываются и поэтому не могут отчуждаться в случае возникновения в ОСМД проблем по обязательствам перед кредиторами. В качестве залога используется банковский счет ОСМД. Такие условия подробно выписываются в кредитном договоре между банком и объединением.

  • Миф четвертый: совладельцев с ОСМД государство заставит содержать за свой счет и ремонтировать многоквартирные дома, тогда как многоэтажки без ОСМД будут удерживаться и ремонтироваться за бюджетные средства

Жители многоквартирного дома на правах собственности обладают не только жилыми или нежилыми помещениями, но также являются совладельцами общей собственности. В частности, речь идет о лестницы, лифты, чердаки, подвалы и т. д. Поэтому их обязанность – обеспечивать надлежащее состояние дома и придомовой территории, качественно содержать общее имущество.

В равной степени это касается как совладельцев ОСМД, так и жителей тех многоквартирных домов, которые этого статуса еще не получили. При этом следует понимать, что содержание многоэтажки – дело хлопотное и дорогое. В этом смысле совладельцы ОСМД находятся в привилегированном положении. В отличие от жителей многоквартирных домов, которые не создали объединение, они могут воспользоваться программами финансовой поддержки. Средства выделяются из государственного, а нередко – и из местных бюджетов. Последние действуют по принципу софинансирования.

  • Миф пятый: создание ОСМД не имеет смысла, если в многоквартирном доме живет значительное количество людей с низкими доходами. Они не способны принять полноценное участие в содержании дома и его термомодернизации и это значительно повышает соответствующие расходы других жителей

ОСМД никак не влияет на количество, размер льгот и субсидий, начисленных их совладельцам. Они их получают на общих основаниях. И в этом смысле жители многоквартирных домов, которые решились на создание объединения, и те, которые до сих пор не воспользовались такой возможностью, находятся в одинаковых условиях.

При этом чем больше льготников и субсидиантов находится в объединении, тем на большую компенсацию тела "теплого" кредита оно вправе рассчитывать. Максимальный размер может достигать 70%. Поэтому большое количество жителей с незначительными доходами не помешает созданию ОСМД.

  • Миф шестой: с созданием ОСМД на содержание придется брать не только дом, но и прилегающую к нему территорию. а это значительно увеличит расходы объединения. К тому же придомовой территории могут свободно пользоваться жители соседних многоэтажек, например, для парковки своих автомобилей

За каждым многоквартирным домом закреплена придомовая территория. В большинстве случаев она имеет незначительные размеры и поэтому не создает большого финансовой нагрузки на жителей.

В Украине отсутствует единый подход к определению размера придомовой территории. И это вполне логично, потому что каждый город имеет свойственную только ему плотность застройки. Так, на западе Украины она очень высокая, в центре – умеренная, а на юге страны – незначительна. Поэтому решение о размере придомовой территории принимают местные органы власти.

ОСМД может оформлять придомовую территорию в собственность, а может этого и не делать. Это зависит от принятого им решения. Однако всегда следует помнить, что в случае продажи жилого или нежилого помещения, доля оформленной для ОСМД придомовой территории не выделяется. Все решения по ней принимаются общими собраниями. Они могут касаться и условий парковки автомобилей, владельцы которых живут в соседних домах.

  • Миф седьмой: жители многоквартирного дома, которые не изъявили желания создавать ОСМД, могут не платить взносы и не участвовать в решении вопросов относительно его содержания

Решение проблемы неплатежей в первую очередь возлагается на председателя правления ОСМД. Он должен встречаться с должниками и напоминать им о финансовых обязательствах, которые они не выполняют. А главное – председатель правления объединения должен каждый раз подчеркивать, что все совладельцы обязаны выполнять решения уставных органов ОСМД, даже если голосовали против них.

  • Миф восьмой: жителям одного многоквартирного дома не стоит браться за создание ОСМД. Для них это дело окажется слишком дорогой и поэтому весьма невыгодной. Поэтому ОСМД необходимо создавать на базе сразу нескольких многоэтажек, расположенных недалеко друг от друга.

По общему правилу, определенным Законом Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома", в одном многоквартирном доме может создаваться только одно объединение. Однако статья 4 этого же закона дает возможность владельцам квартир и нежилых помещений, расположенных в двух и более многоквартирных домах, объединенных общей придомовой территорией, элементами благоустройства, оборудованием, инженерной инфраструктурой, создавать совместное объединение.

В случае создания объединения на базе двух или более многоквартирных домов голосования совладельцев к нему осуществляется в каждом многоквартирном доме отдельно. Результаты голосования также определяются отдельно для каждого многоквартирного дома.

Случаи создания "общих" ОСМД в Украине не редкость, хотя и не очень распространены. Дело в том, что такие подходы порождают определенные неудобства. Так, в случае необходимости собрать общее собрание из числа жителей сразу нескольких многоэтажек бывает очень трудно. Как следствие, определенные решения вовремя не принимаются и поэтому существующие проблемы решаются со значительным опозданием, что приводит к негативным последствиям.

  • Миф девятый: жители многоэтажки лишены любой возможности контролировать работу председателя правления ОСМД и влиять на нее. А это создает предпосылки для различных финансовых злоупотреблений. В частности, не исключается возможность присвоения председателем правления ОСМД общественных средств

Все решения по текущей деятельности объединения, в том числе и вопрос привлечения и использования средств, принимаются и контролируются его совладельцами. Совладельцы ОСМД реализуют свои права посредством активного участия в работе уставных органов, созданных в соответствии с законодательством и уставом объединения.

В соответствии с Законом Украины "Об объединении совладельцев многоквартирного дома", высшим органом управления ОСМД является общее собрание. Благодаря им формируется коллективное мнение. Преимущество получают те решения, которые поддерживает большинство совладельцев.

Для руководства текущей деятельностью избирается правление ОСМД, которое является исполнительным органом объединения и подотчетным общему собранию. Обычно правление состоит из нескольких членов и председателя правления. Избрание и отзыв членов правления осуществляется общим собранием, что является дополнительным инструментом контроля за деятельностью правления со стороны совладельцев ОСМД.

Для контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления на общем собрании из числа совладельцев избирается ревизионная комиссия или ревизор. В отдельных случаях совладельцы ОСМД могут принимать решение о привлечении независимого аудитора.

Таким образом, совладельцы, которым небезразлична судьба дома и работа объединения, имеют достаточно рычагов влияния и контроля за деятельностью председателя правления, исключает случаи присвоения им имущества и средств ОСМД.

Финальный удар по убийству советской системы Генпрокуратуры - это отделение прокуроров и следователей, - Луценко

  • Договір оренди землі укладається за новою формою

  • Министр юстиции Петренко отчитался о первых итогах борьбы с коррупцией

  • Минюст: когда и как в Украине заработают частные исполнители

  • З 1 грудня - нові розміри штрафів за неналежне оформлення трудових відносин

    Механізм повернення судового збору: проблемні моменти

  • Безкоштовна земля - 2, 28 га: як отримати і чому це варто робити зараз

  • Бизнес в жилых домах: что делать, если кафе и магазины разрушают ваше здание

  • Как быть, если в документах на землю ошибка?

  • Если в квартире зима: как добиться перерасчета за отопление

    Адвокати не можуть бути допитані як свідки!

  • Полномочия апелляционных судов сократят, отказ следственного судьи будет обжаловаться, а насильники и коррупционеры не смогут выйти под залог

  • Про хибний спосіб захисту в спорах з податковою - використовуйте напрацьований досвід

  • Як адвокату використати для захисту деякі недосконалі положення КПК

  • Аналіз національного законодавства щодо обшуків у кримінальному процесі

    Популярні судові рішення

    Добросовісний платник податків НЕ повинен контролювати чи дотримується контрагент податкового законодавства – це справа контролюючих органів (ВАСУ від 06 вересня 2016 р. у справі 826/23325/15)

  • Сформульовано формулу розрахунку неустойки, яка нараховується на заборгованість зі сплати аліментів (ВСУ від 2 листопада 2016 року у справі № 6-1554цс16)

  • Законодавство не передбачає строк позовної давності для стягнення працівником заборгованості із заробітної плати (ВСУ від 26 жовтня 2016р. у справі № 6-1395цс16)

  • Перепродаж не врятував: комунальна нерухомість витребувана судом у останнього власника в ланцюжку (ВСУ у справі № 3-604гс16 від 5 жовтня 2016 р.)

  • Відсутність одного чи декількох погоджень проекту землеустрою НЕ є підставою для скасування судом рішення про передачу з/д в оренду ( ВАСУ від 17 червня 2015р. у справі № К/800/68549/14)

    Protokol.com.ua володіє авторськими правами на інформацію, яка розміщена на веб - сторінках даного ресурсу, якщо не зазначено інше. Під інформацією розуміються тексти, коментарі, статті, фотозображення, малюнки, скрин-шоти, скани, відео, аудіо, інші матеріали. При використанні матеріалів, розміщених на веб – сторінках «Протокол» наявність гіперпосилання відкритого для індексації пошуковими системами на protokol.com.ua обов’язкове. Під використанням розуміється копіювання, адаптація, рерайтинг, модифікація, тощо.

    Copyright © 2014-2016 «Протокол». Все права защищены.

    Присоединяйтесь к нам в соцсетях

    Copyright © 2014-2016 «Протокол». Все права защищены.

    Не зарегистрирован? Регистрация здесь .

    Регистрация участника на проекте

    Уже зарегистрированы? Авторизация здесь .

    Такой пользователь уже существует, введите пароль

  • Реформа в долг

    Реформа в долг Беседовал Роман КУЛЬЧИНСКИЙ, фото Светланы СКРЯБИНОЙ - «Контракты» №32 Август 2007г.

    На разгосударствление жэков министр ЖКХ Александр Попов планирует тратить 8 млрд грн ежегодно

    В интервью Контрактам Александр Попов рассказал о том, что:

    1) реформирование ЖКХ обойдется в 86 млрд грн

    2) передаст коммунальные предприятия в концессию

    3) стал мэром, не потратив ни копейки

    4) у него нормальные отношения с Константином Жеваго

    До 2012 года МинЖКХ планирует освоить 86 млрд грн. На финансирование каких проектов пойдут такие колоссальные средства?

    — Средства пойдут на реформирование системы ЖКХ. Но 86 млрд грн — это та сумма, на которую мы хотели бы рассчитывать (треть — бюджетные ассигнования, остальное — заемные средства). В этом году, например, нам выделили 4 млрд грн с учетом субвенции на развитие территорий. Но освоение средств не самоцель, главная задача — развитие рыночных отношений в ЖКХ. Мы должны создать систему, при которой все услуги без исключения жителям предоставляли бы частные структуры.

    И когда, по вашим расчетам, будут приватизированы жэки?

    — Трудно сказать. Сейчас жилищно-коммунальные предприятия более или менее эффективно работают лишь в столице и городах типа Ильичевска, Славутича и других, которые имеют мощные и стабильные источники наполнения бюджетов. В связи с этим мы разбили все города страны на четыре группы. В первую включили населенные пункты, которые будут принимать участие в пилотном проекте реформирования ЖКХ (в данном случае мы рассчитываем на результат в течение двух лет). Вторая группа — это большинство городов Украины, третья — мелкие населенные пункты, небольшая часть населения которых пользуется жилищно-коммунальными услугами, четвертая группа — наиболее проблемные города, расположенные преимущественно в депрессивных регионах. Наша первоочередная задача — отремонтировать объекты: без этого граждане не будут создавать объединения совладельцев многоквартирных домов (ОСМД), которые должны прийти на смену жэкам. Было бы неплохо, чтобы государство выделяло на соответствующие проекты 8 млрд грн ежегодно. Своими силами органы местного самоуправления никогда не решат проблемы ЖКХ.

    Не проще ли запретить органам местного самоуправления передавать в аренду объекты коммунальной собственности и принимать решения о землеотводе до решения проблем ЖКХ?

    — (Улыбается.) Мы решили пойти другим путем: будем финансировать проекты только тех местных советов, которые будут выполнять наши требования.

    Уточните, какие именно требования выдвигает министерство?

    — Этот механизм абсолютно новый для Украины, он еще окончательно не отработан.

    Кто гарантирует, что средства, распределяемые вами, будут тратить по назначению?

    — Кроме прямого государственного финансирования, мы будем привлекать деньги донорских организаций (в частности, фонда «Відродження» и Тасіs), гранты посольств, реализовывать программы удешевления банковских кредитов за бюджетные средства и т. д. Таким образом, коррупционные риски будут минимизированы.

    Конкретизируйте, каким будет механизм перехода жэков из коммунальной формы собственности в частную?

    — ОСМД должны быть отдельными юридическими лицами, уполномоченными самостоятельно выбирать подрядчиков по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Опыт показывает, что ОСМД предпочитают частные структуры, которые работают качественнее, чем коммунальные.

    А сколько ОСМД уже создано в Украине?

    — Этот процесс пробуксовывает, причина тривиальная — отсутствие финансовых стимулов. Но с 1 января 2008 года правительство планирует выделять местным советам средства на ремонт жилищных фондов только при условии создания ОСМД в определенном регионе. Точнее — эти средства в форме государственных грантов будут передавать на балансы ОСМД, ориентировочный лимит — 40-50 грн из расчета на квадратный метр жилой площади. Надеюсь, этого вполне хватит, чтобы ОСМД имели возможность оплатить услуги ремонтных организаций. Соответствующие проекты — это клондайк для бизнеса, ведь ремонтные услуги — это не строительство, их предоставление не требует закупки дорогой техники. Правда, соответствующую программу (около 12 млрд грн — до 2012 года) еще должна утвердить ВР, но ваши читатели вполне могут воспринимать мои слова как рыночный сигнал. Кстати, в Комсомольске, где я до недавнего времени работал мэром, мы создали 17 ОСМД и на этом остановились — не хотели обманывать людей и обещать им средства, которых у нас не было.

    Готово ли государство к тому, что ОСМД возглавят люди, связанные с местной властью и руководством коммунальных предприятий.

    — Я понял ваш вопрос. Опыт Польши свидетельствует, что ОСМД, которые возглавили неподготовленные и неответственные люди, так сказать, понесли существенные потери. Мы этот опыт учли и хотим начать большую образовательную программу по подготовке руководителей ОСМД, привлекая к ней как специализированные государственные институты, так и частные учреждения.

    Извините, но все это похоже на подготовку схемы освоения бюджетных средств, после реализации которой граждане окажутся один на один с коммунальными проблемами.

    — Думаете, будет лучше, если государство сохранит status quo или будет продавать нежилые помещения многоквартирных домов на аукционах. Как бы там ни было, а государству не стоит зарегулировать эту сферу. Место жэков в перспективе могут занять не только ОСМД, но и управляющие компании, которые также будут пользоваться услугами частных структур: одно предприятие будет обслуживать лифты, второе — вывозить мусор, третье — убирать прилегающие к домам территории и т. д.

    Ощутим ли спрос на приватизацию коммунальных предприятий со стороны потенциальных инвесторов?

    — В течение трех недель после моего назначения на должность министра и до издания Указа о роспуске парламента я каждый день принимал делегации от иностранных компаний и финучреждений, так или иначе заинтересованных в реализации проектов, связанных с ЖКХ Украины. Сейчас активность инвесторов несколько снизилась, но они внимательно наблюдают за развитием ситуации в целом и нашими инициативами в частности.

    Вам не кажется, что ни один бизнесмен не рискнет инвестировать средства в коммунальные предприятия, пока не будет уверен, что жители будут своевременно платить квартплату?

    — Вопрос уместный, но он скорее политический, чем экономический. Неплатежеспособным жителям должно помогать государство, а к сознательным неплательщикам — применять жесткие санкции, иначе мы никогда не разорвем порочный круг неплатежей.

    Почему Кабмин утвердил тарифные нормативы с учетом потерь воды на пути от поставщиков к потребителям?

    — Водоканалы действительно получили право перекладывать на потребителей до 20% убытков от потери воды из-за неудовлетворительного состояния систем снабжения. Если соответствующую норму отменить, то коммунальные предприятия окажутся в очень затруднительном финансовом положении. Но никто не отрицает, что законодательство, регулирующее порядок установления коммунальных тарифов, нужно совершенствовать.

    Свое видение этого процесса правительство уже воплотило в соответствующем проекте закона. Но следует понимать, что нормативное регулирование тарифов и улучшение состояния коммуникаций — это несколько разные вещи. И эту проблему государство не будет решать своими силами. Я, в частности, общался с руководителями водоканалов, мне рассказывали, что срок окупаемости современной технологии в сфере коммуникаций не превышает 8 месяцев. Соответственно, министерство подготовило отдельную программу удешевления кредитов за бюджетные средства вроде той, которая уже реализуется в АПК.

    Более того, близки к завершению переговоры со Всемирным банком, у которого мы планируем одолжить $140 млн на реконструкцию предприятий водоснабжения в более чем 30 городах Украины. Эти деньги мы хотим взять под 6% на 20 лет с пятилетней отсрочкой выплаты процентов. Кредит будет обслуживать сам себя. В общем, если коммунальные предприятия прибыльны, то их целесообразнее поддерживать за счет удешевления кредитов, иначе — лучше приватизировать.

    А кто же, извините, будет покупать убыточные предприятия?

    — Парадоксально, но инвесторов интересуют именно такие предприятия. В ЖКХ удивительная специфика: чем хуже ситуация на предприятии, тем быстрее его можно модернизировать и окупить инвестиции. Проблема в том, что ни у правительства, ни у органов местной власти нет свободных средств. На мой взгляд, лучшая форма частичного разгосударствления, скажем, водоканалов — концессия, но прежде чем ее применять, нужно провести финансовый и технический аудит соответствующих предприятий. Кроме того, необходимо также найти баланс интересов между инвесторами и местной властью, устанавливающей коммунальные тарифы. На мой взгляд, рентабельность концессионных предприятий (прежде всего водоканалов и теплокоммунэнерго) не должна превышать 6-10%.

    Личное дело Чем занимались, работая в КГБ?

    — Интересными вещами, связанными с экономикой. Детализировать не могу.

    Почему променяли службу в органах на работу в строительной компании?

    — Я — профессиональный инженер-строитель. Работая в органах, шесть лет жил в общежитиях в Полтаве и, когда у меня родилась вторая дочь, принял предложение стать вице-президентом концерна, который достраивал новый дом в моем родном Комсомольске.

    Как стартовала ваша политическая карьера?

    — Баллотироваться на должность городского головы не собирался, подтолкнул руководитель. Определяющую роль сыграли авторитет органов (тогда еще довольно высокий) и мой возраст, за должность я боролся под лозунгом: «Молодому городу — молодого мэра». Первая избирательная кампания обошлась мне всего в 500 грн, строители напечатали листовки, я пошел и получил 90% голосов. А на последние выборы вообще не потратил ни копейки: у меня не было конкурентов и я не занимался агитацией, чтобы меня не обвиняли в использовании админресурса.

    Что пообещали руководству компании, выдвинувшему вас в мэры?

    — Комсомольск — монопрофильный город, треть трудоспособного населения работает на ГОК, руководители которого всегда давили на городскую власть. Люди, меня выдвигавшие, стремились не утратить своих позиций и увеличить объемы строительства в городе. Сначала я выполнял данные обещания, но когда страну охватил экономический кризис, строительные работы законсервировали. Хотя с руководством ГОК удалось найти общий язык еще задолго до этого.

    С кем вы сотрудничали после приватизации ГОКа — с директором или с собственником?

    — С директором, поскольку он работает и живет в Комсомольске. Но с Константином Жеваго у меня нормальные деловые отношения. За годы независимости ГОК и город вместе с ним пережили немало сложных моментов, власть всегда была заинтересована в том, чтобы предприятие имело возможность стабильно работать. Но после того как меня назначили министром, мы с Жеваго видимся крайне редко. Карьера министра

    2007 г. — министр по вопросам ЖКХ

    1994 г. — мэр г. Комсомольск

    1993 г. — начальник отдела маркетинга, вице-президент компании «Инкомстрой»

    1987 г. — служба в КГБ, затем — в СБУ (подполковник запаса)

    1986 г. — прораб РСУ Полтавского горно-обогатительного комбината

    1984 г. — мастер треста «Кременчугрудстрой»

    1982 г. — окончил Тюменский инженерно-строительный институт, служба в армии

    1960 г. — родился в Кривом Роге