Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция рабочего по сбору тбо img-1

должностная инструкция рабочего по сбору тбо

Категория: Инструкции

Описание

СанПиН -01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов - Нормативно-технические документы > Санитарные пр

Documents is developed by The SmartFactory (http://www.smartfactory.ca), a division of INBOX Solutions (http://inboxinternational.com)

Документы > Нормативно-технические документы > Санитарные правила > СанПиН 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов

СанПиН 2.1.7.1038-01 Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов

Зарегистрировано в Минюсте РФ 26 июля 2001 г. N 2826


МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ САНИТАРНЫЙ ВРАЧ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 30 мая 2001 г. N 16

О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ САНИТАРНЫХ ПРАВИЛ

На основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" и Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, постановляю:
1. Ввести в действие санитарные правила "Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. СанПиН 2.1.7.1038-01", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30 мая 2001 г. по истечении десяти дней после дня их официального опубликования.

Утверждаю
Главный государственный санитарный
врач Российской Федерации -
Первый заместитель Министра
здравоохранения Российской Федерации
Г.Г.ОНИЩЕНКО
30 мая 2001 года

2.1.7. ПОЧВА, ОЧИСТКА НАСЕЛЕННЫХ МЕСТ, ОТХОДЫ
ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ, САНИТАРНАЯ ОХРАНА ПОЧВЫ

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ПОЛИГОНОВ
ДЛЯ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

САНИТАРНЫЕ ПРАВИЛА
СП 2.1.7.1038-01

1. Область применения

1.1. Настоящие санитарные правила разработаны на основании Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 14, ст. 1650), Положения о государственной санитарно - эпидемиологической службе Российской Федерации, Положения о государственном санитарно - эпидемиологическом нормировании, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 31, ст. 3295), и устанавливают гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации полигонов для твердых бытовых отходов.
1.2. Требования настоящих правил являются обязательными для соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, деятельность которых связана с проектированием и эксплуатацией полигонов для твердых бытовых отходов.
1.3. Государственный санитарно - эпидемиологический контроль за соблюдением требований настоящих санитарных правил осуществляется органами и учреждениями Государственной санитарно - эпидемиологической службы Российской Федерации в соответствии с действующим законодательством.


2. Общие положения

2.1. Полигоны твердых бытовых отходов (ТБО) являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО, и должны гарантировать санитарно - эпидемиологическую безопасность населения. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов.
2.2. Выбранный участок для устройства полигона должен иметь санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии его санитарным правилам.
2.3. Организацией, эксплуатирующей полигон, разрабатываются регламент и режим работы полигона, инструкции по приему бытовых отходов, с учетом требований производственной санитарии для работающих на полигоне, обеспечивается контроль за составом поступающих отходов, ведется круглосуточный учет поступающих отходов, осуществляется контроль за распределением отходов в работающей части полигона, обеспечивается технологический цикл по изоляции отходов.
2.4. На полигоны твердых бытовых отходов принимаются отходы из жилых домов, общественных зданий и учреждений, предприятий торговли, общественного питания, уличный, садово - парковый смет, строительный мусор и некоторые виды твердых промышленных отходов 3 - 4 класса опасности, а также неопасные отходы, класс которых устанавливается экспериментальными методами. Список таких отходов согласовывается с центром госсанэпиднадзора в территории (далее территориальным ЦГСЭН).
2.5. Обезвреживание твердых, жидких и пастообразных отходов, обладающих радиоактивностью, осуществляется на специальных полигонах, организованных в соответствии с основными санитарными правилами обеспечения радиационной безопасности.
2.6. Захоронение и обезвреживание твердых, пастообразных отходов промышленных предприятий (1 - 2 класса опасности), в которых содержатся токсичные вещества, тяжелые металлы, а также горючие и взрывоопасные отходы, должно производиться на полигонах, организованных в соответствии с санитарными правилами о порядке накопления, транспортировки, обезвреживания и захоронения токсичных промышленных отходов.
2.7. Прием трупов павших животных, конфискатов боен мясокомбинатов на полигоны твердых бытовых отходов не допускается.
2.8. На полигоны твердых бытовых отходов осуществляется прием твердых отходов лечебно - профилактических учреждений (ЛПУ) в соответствии с правилами сбора, хранения и удаления отходов лечебно - профилактических учреждений.
2.9. На полигонах не разрешается сбор вторичного сырья непосредственно из мусоровозного транспорта. Сортировка и селективный сбор отходов допускаются при соблюдении санитарно - гигиенических требований.
2.10. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за устройством и эксплуатацией полигонов в соответствии с ежегодными графиками работы, руководствуясь настоящими правилами, а также утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации гигиеническими нормативами (ПДК) для химических веществ в почве и оценочными показателями санитарного состояния почвы; дает заключение об использовании территории бывшего полигона.

3. Гигиенические требования к размещению полигонов
твердых бытовых отходов

3.1. При выборе участка для устройства полигона ТБО следует учитывать климатогеографические и почвенные особенности, геологические и гидрологические условия местности. Не допускается размещение полигонов на территории зон санитарной охраны водоисточников и минеральных источников; во всех зонах охраны курортов; в местах выхода на поверхность трещиноватых пород; в местах выклинивания водоносных горизонтов, а также в местах массового отдыха населения и оздоровительных учреждений.
3.2. Размер санитарно - защитной зоны от жилой застройки до границ полигона 500 м. Кроме того, размер санитарно - защитной зоны может уточняться при расчете газообразных выбросов в атмосферу. Границы зоны устанавливаются по изолинии 1 ПДК, если она выходит из пределов нормативной зоны. Уменьшение санитарно - защитной зоны производится в установленном порядке. На участке, намеченном для размещения полигона для бытовых отходов, проводятся санитарное обследование, геологические и гидрологические изыскания. Перспективными являются места, где выявлены глины или тяжелые суглинки, а грунтовые воды находятся на глубине более 2 м. Не используются под полигоны болота глубиной более 1 м и участки с выходами грунтовых вод в виде ключей. Целесообразно участки под полигоны выбирать с учетом наличия в санитарно - защитной зоне зеленых насаждений и земельных насыпей.
3.3. Участок для устройства полигона ТБО должен отводиться в соответствии с утвержденным генеральным планом или проектом планировки и застройки города и его пригородной зоны. Полигон для твердых бытовых отходов желательно размещать на ровной территории, исключающей возможность смыва атмосферными осадками части отходов и загрязнения ими прилегающих земельных площадей и открытых водоемов, вблизи расположенных населенных пунктов. Допускается отвод земельного участка под полигоны ТБО на территории оврагов, начиная с его верховьев, что позволяет обеспечить сбор и удаление талых и ливневых вод путем устройства перехватывающих нагорных каналов для отвода этих вод в открытые водоемы.
3.4. Санитарно - эпидемиологическое заключение о соответствии гигиеническим требованиям выбранного участка для устройства полигонов ТБО выдает территориальный ЦГСЭН.
3.5. Полигон состоит из двух взаимосвязанных территориальных частей: территория, занятая под складирование ТБО, и территория для размещения хозяйственно - бытовых объектов.
3.6. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
3.7. По всей площади участка складирования предусматривается устройство котлована с целью получения грунта для промежуточной и окончательной изоляции уплотненных ТБО. Грунт из котлованов складируется в отвалах по периметру полигона.
3.8. С учетом объема годовых атмосферных осадков, испарительной способности почв и влажности складируемых ТБО учитывается возможность образования в их толще жидкой фазы - фильтрата.
3.9. Для полигонов, принимающих менее 120 тысяч м3 ТБО в год, рекомендуется траншейная схема складирования ТБО. Траншеи устраиваются перпендикулярно направлению господствующих ветров, что препятствует разносу ТБО. Грунт, полученный от рытья траншей, используется для их засыпки после заполнения ТБО.
3.10. Основание (днище) траншеи в климатических зонах, где возможно образование фильтрата, должно быть не менее чем на 0,5 м заглублено в глинистые грунты.
3.11. Длина одной траншеи должна устраиваться с учетом времени заполнения траншей:
а) в период температур выше 0 град. C в течение 1 - 2 месяцев;
б) в период температур ниже 0 град. C - на весь период промерзания грунтов.
3.12. Складирование ТБО в воду на болотистых и заливаемых паводковыми водами участках не допускается. До использования таких участков под полигон ТБО на них должна устраиваться подсыпка инертными материалами на высоту, превышающую на 1 м максимальный уровень поверхностных или паводковых вод. При подсыпке устраивается водоупорный экран. При наличии грунтовых вод на глубине менее 1 м на поверхность наносится изолирующий слой с предварительным осушением грунта.

4. Гигиенические требования к устройству
хозяйственной зоны полигона ТБО

4.1. Хозяйственная зона устраивается для размещения производственно - бытового здания для персонала, гаража или навеса для размещения машин и механизмов. Для персонала предусматривается обеспечение питьевой и хозяйственно - бытовой водой в необходимом количестве, комната для приема пищи, туалет.
4.2. Территория хозяйственной зоны бетонируется или асфальтируется, освещается, имеет легкое ограждение.
4.3. По требованию территориального ЦГСЭН на выезде из полигона предусматривается контрольно - дезинфицирующая установка с устройством бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, с использованием эффективных дезсредств, разрешенных к применению Минздравом России. Размеры ванны должны обеспечивать обработку ходовой части мусоровозов.
4.4. По периметру всей территории полигона ТБО устраивается легкое ограждение. Ограждение могут заменять осушительная траншея глубиной более 2 м или вал высотой не более 2 м. В ограде полигона устраивается шлагбаум у производственно - бытового здания.
4.5. Минимальная освещенность рабочих карт первой очереди принимается 5 люксов.
4.6. По согласованию с гидрогеологической службой и территориальным ЦГСЭН в зеленой зоне полигона устраиваются контрольные скважины. Одна контрольная скважина закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод (контроль), 1 - 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.
4.7. К сооружениям по контролю качества грунтовых и поверхностных вод устраиваются подъезды для автотранспорта и емкости для водоотлива или откачки воды перед взятием проб.

5. Гигиенические требования к эксплуатации полигонов
ТБО и их консервации

5.1. Складирование ТБО допускается только на рабочей карте и в соответствии с инструкцией по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов. Промежуточная или окончательная изоляция уплотненного слоя ТБО осуществляется в летний период ежесуточно, при температуре +5 град. C - не позднее трех суток со времени складирования ТБО.
5.2. В зимний период, в связи со сложностью разработки грунта в качестве изолирующего материала, можно использовать шлаки, строительные отходы, битый кирпич, известь, мела, штукатурку, древесину, стеклобой, бетон, керамическую плитку, гипс, асфальтобетон, соду и др. Эти же материалы могут использоваться и в летний период.
5.3. Переносные сетчатые ограждения устанавливаются как можно ближе к месту разгрузки и складирования ТБО, перпендикулярно направлению господствующих ветров, для задержки легких фракций отходов, высыпающихся при разгрузке ТБО из мусоровозов и перемещаемых бульдозерами к рабочей карте.
5.4. Регулярно, не реже одного раза в смену, отходы, задерживаемые переносными щитами, собирают и размещают по поверхности рабочей карты, уплотняют сверху изолирующим слоем грунта.
5.5. Регулярно подлежат очистке от мусора нагорные перехватывающие обводные каналы, отводящие грунтовые и поверхностные стоки в открытые водоемы.
5.6. Один раз в десять дней силами обслуживающего персонала полигона и спецавтохозяйства проводится осмотр территории санитарно - защитной зоны и прилегающих земель к подъездной дороге, и в случае загрязнения их обеспечивается тщательная уборка и доставка мусора на рабочие карты полигона.
5.7. На территории полигона не допускается сжигание ТБО, и должны быть приняты меры по недопустимости самовозгорания ТБО.
5.8. Закрытие полигона осуществляется после отсыпки его на предусмотренную высоту. На полигонах, срок эксплуатации которых менее пяти лет, допускается отсыпка в процессе на 10%, превышающая предусмотренную вертикальную отметку с учетом последующей усадки.
5.9. Последний слой отходов перед закрытием полигона перекрывается окончательно наружным изолирующим слоем грунта.
5.10. Устройство верхнего изолирующего слоя полигона определяется предусмотренными условиями его последующего использования при закрытии полигона.
5.11. Территории зон, используемых для создания лесопаркового комплекса в системе пригородного сельского хозяйства, в качестве горок для лыжного спорта или смотровых площадок для обозрения местности, имеют толщину наружного слоя не менее 0,6 м.
5.12. Для защиты от выветривания или смыва грунта с откосов полигона необходимо озеленять их в виде террас непосредственно после укладки наружного изолирующего слоя. Выбор видов деревьев и кустарников определяется местными условиями.
5.13. При использовании территории бывшего полигона ТБО под открытые склады непищевого назначения толщина верхнего изолирующего слоя должна составлять не менее 1,5 м. Верхний слой отходов до их укрытия изоляцией должен быть уплотнен особенно тщательно и равномерно.
5.14. Использование территории рекультивируемого полигона под капитальное строительство не допускается.

6. Производственный контроль за эксплуатацией
полигона ТБО

6.1. Контроль по приему отходов на полигоны ТБО в соответствии с утвержденными инструкциями осуществляется лабораторной службой организации, которая обслуживает полигон.
6.2. Лабораторная служба систематически контролирует согласно утвержденному графику фракционный, морфологический и химический состав отходов, поступающих на полигон.
6.3. На основании настоящих санитарных правил (согласно п. 2.3) организация, обслуживающая полигон, разрабатывает инструкцию по производственной санитарии для персонала, занятого на обеспечении работы предприятия. Указанная инструкция согласовывается с территориальным ЦГСЭН.
6.4. Для полигона ТБО разрабатывается специальная программа (план) производственного контроля, предусматривающий: контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
6.5. Технологические процессы должны обеспечивать предотвращение загрязнения грунтовых и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почв, превышения уровней шума, выше допустимых пределов, установленных в гигиенических нормативах.
Программа (план) производственного контроля полигона ТБО разрабатывается владельцем полигона в соответствии с санитарными правилами по производственному контролю за соблюдением санитарно - эпидемиологических требований.
6.6. Система производственного контроля должна включать устройства и сооружения по контролю состояния подземных и поверхностных вод, атмосферного воздуха, почвы, уровней шума в зоне возможного влияния полигона.
6.7. По согласованию с территориальным ЦГСЭН и другими контролирующими органами производится контроль за состоянием грунтовых вод, в зависимости от глубины их залегания, проектируются шурфы, колодцы или скважины в зеленой зоне полигона и за пределами санитарно - защитной зоны полигона. Контрольное сооружение закладывается выше полигона по потоку грунтовых вод с целью отбора проб воды, на которую отсутствует влияние фильтрата с полигона.
Выше полигона на поверхностных водоисточниках и ниже полигона на водоотводных канавах также проектируются места отбора проб поверхностных вод.
В отобранных пробах грунтовых и поверхностных вод определяются содержание аммиака, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, кальция, хлоридов, железа, сульфатов, лития, ХПК, БПК, органического углерода, pH, магния, кадмия, хрома, цианидов, свинца, ртути, мышьяка, меди, бария, сухого остатка, также пробы исследуются на гельминтологические и бактериологические показатели. Если в пробах, отобранных ниже по потоку, устанавливается значительное увеличение концентраций определяемых веществ по сравнению с контрольным, необходимо, по согласованию с контролирующими органами, расширить объем определяемых показателей, а в случаях, если содержание определяемых веществ превысит ПДК, необходимо принять меры по ограничению поступления загрязняющих веществ в грунтовые воды до уровня ПДК.
6.8. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально необходимо производить анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно - защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Обычно при анализе проб атмосферного воздуха определяют метан, сероводород, аммиак, окись углерода, бензол, трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол.
В случае установления загрязнения атмосферы выше ПДК на границе санитарно - защитной зоны и выше ПДК в рабочей зоне должны быть приняты соответствующие меры, учитывающие характер и уровень загрязнения.
6.9. Система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием почвы в зоне возможного влияния полигона. С этой целью качество почвы контролируется по химическим, микробиологическим, радиологическим показателям. Из химических показателей исследуется содержание тяжелых металлов, нитритов, нитратов, гидрокарбонатов, органического углерода, pH, цианидов, свинца, ртути, мышьяка. В качестве микробиологических показателей исследуются: общее бактериальное число, коли - титр, титр протея, яйца гельминтов. Число химических и микробиологических показателей может быть расширено только по требованию территориального ЦГСЭН.

7. Гигиенические требования к отходам, используемым
при рекультивации карьеров

7.1. Отработанные карьеры, искусственно созданные полости являются сборниками загрязненных ливневых вод и стоков. С целью возвращения данной территории в состояние, пригодное для хозяйственного использования, производится ее рекультивация.
7.2. Допускается засыпка карьеров и других искусственно созданных полостей с использованием инертных отходов, ТБО и промышленных 3 - 4 классов опасности. При использовании любых видов отходов должен быть определен их морфологический и физико - химический состав. Общее количество пищевых отходов не должно превышать 15 процентов. Основание под размещение отходов должно удовлетворять требованиям установленного порядка по проектированию, эксплуатации и рекультивации полигонов для твердых бытовых отходов.
7.3. Размер санитарно - защитной зоны для рекультивируемого карьера принимается равным размеру санитарно - защитной зоны для мусороперегрузочных станций ТБО и должен составлять не менее 100 метров от ближайшей жилой застройки. Рекультивируемый карьер должен иметь легкое ограждение и временные хозяйственно - бытовые объекты для обеспечения выполнения работ.
7.4. Территориальный ЦГСЭН осуществляет санитарный надзор за проведением работ при рекультивации карьеров в соответствии с настоящими санитарными правилами.

8. Гигиенические требования к условиям приема
промышленных отходов на полигоны
твердых бытовых отходов

8.1. Основное условие возможности приема промышленных отходов на полигоны твердых бытовых отходов - соблюдение санитарно - гигиенических требований по охране атмосферного воздуха, почвы, грунтовых и поверхностных вод.
Основным санитарным условием является требование непревышения токсичности смеси промышленных отходов с бытовыми по сравнению с токсичностью бытовых отходов по данным анализа водной вытяжки.
8.2. Промышленные отходы 4 класса опасности, принимаемые без ограничений в количественном отношении и используемые в качестве изолирующего материала, характеризуются содержанием в водной вытяжке (1 л воды на 1 кг отходов) токсичных веществ на уровне фильтра из твердых бытовых отходов (ТБО), а по интегрирующим показателям - биохимической потребностью в кислороде (БПКполн) и химической потребностью в кислороде (ХПК) - не выше 300 мг/л, имеют однородную структуру с размером фракций менее 250 мм.
8.3. Промышленные отходы 4 и 3 класса опасности, принимаемые в ограниченном количестве (не более 30% от массы твердых бытовых отходов) и складируемые совместно с бытовыми, характеризуются содержанием в водной вытяжке токсичных веществ на уровне фильтрата из ТБО и значениями БПК20 и ХПК 3400 - 5000 мг/л O2.
8.4. Вопрос о количестве указанных отходов, принимаемых на полигон твердых бытовых отходов, решается организацией, эксплуатирующей полигон, по согласованию с территориальным ЦГСЭН и утверждается в установленном порядке. Санитарно - эпидемиологическое заключение о совместном хранении и захоронении промышленных отходов и ТБО выдается территориальным ЦГСЭН на основе анализов лабораторий, аккредитованных (аттестованных) в установленном порядке.
8.5. Организация, в ведении которой находится полигон твердых бытовых отходов, обеспечивает безопасное в санитарно - гигиеническом отношении хранение и захоронение отходов.

Другие статьи

Методические рекомендации «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов»

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМУ КОМПЛЕКСУ

ЦЕНТР НОРМИРОВАНИЯ И ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ЦЕНОВОЙ И ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
В ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОМ ХОЗЯЙСТВЕ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ФИНАНСОВОМУ ОБОСНОВАНИЮ ТАРИФОВ
НА ВЫВОЗ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

Настоящие рекомендации предназначены для финансового обоснования тарифов на вывоз твёрдых бытовых отходов и могут быть использованы организациями, осуществляющими вывоз твёрдых бытовых отходов независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления (органами по регулированию цен и тарифов).

Рекомендации разработаны Центром нормирования и информационных систем в ЖКХ (ЦНИС), выполняющим функции Федерального центра ценовой и тарифной политики в жилищно-коммунальном хозяйстве.

Ответственный за разработку А.Н. Кожухарь.

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, одной из составных частей которого является совершенствование системы ценообразования, направлено на постепенный переход к полной оплате услуг за счет потребителей.

При этом изменение уровня оплаты жилищно-коммунальных услуг должно быть связано с системой мер по социальной защите населения, осуществлением мер по выявлению резервов оптимизации себестоимости и цен (тарифов), повышению их экономической обоснованности.

Одной из наиболее острых проблем при формировании себестоимости и ценообразовании в санитарной очистке муниципальных образований является обоснование общей величины, структуры и размера составляющих потребности в финансовых средствах для предоставления в полном объеме работ и услуг по вывозу твердых бытовых отходов.

Ценообразование на услуги по вывозу твердых бытовых отходов должно характеризоваться открытостью и доступностью информации для потребителей и органов регулирования.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определено, что тарифы по вывозу твердых бытовых отходов устанавливаются органами местного самоуправления.

На уровне муниципальных образований часто отсутствуют документы, регламентирующие процедуру и методику формирования и утверждения тарифов на вывоз твердых бытовых отходов, что создает ситуацию экономической неопределенности для предприятий, потребителей и органов по регулированию цен (тарифов). Потому все стороны заинтересованы в создании объективной и прозрачной системы ценового тарифного регулирования.

По результатам рассмотрения представленных предприятием материалов регулирующий орган по поручению собственника имущества согласует представленные производственную и инвестиционные программы, определяет источники и объемы финансирования данных программ, утверждает тарифы на вывоз твердых бытовых отходов.

С целью формирования эффективной ценовой политики необходима система нормативно-методических документов, включая методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твердых бытовых отходов.

1.1. «Методические рекомендации по финансовому обоснованию тарифов на вывоз твёрдых бытовых отходов» (далее Методические рекомендации) разработаны в соответствии с подпрограммой «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённой постановлением Правительства o т 17.11.01 № 797, Федеральным законом от 24.06.98 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления », постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.01. № 609 «О мерах по ликвидации системы перекрёстного субсидирования потребителей услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, а также уничтожению, утилизации и захоронению ТБО», «Правилами предоставления услуг по вывозу твёрдых и жидких бытовых отходов » утверждёнными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.97 № 155.

1.2. Методические рекомендации предназначены для обоснования общей потребности в финансовых средствах на вывоз твёрдых бытовых отходов (далее ТБО) и являются рекомендательным документом. Рекомендации могут использоваться как для расчёта экономически обоснованных тарифов на вывоз ТБО конкретного предприятия, так и для всех предприятий, входящих в муниципальное образование.

Настоящие рекомендации предназначены для управленческого (производственного) учёта, основными целями которого являются обеспечение руководителей всех уровней необходимой и своевременной информацией, используемой при планировании и принятии эффективных решений для управления бизнесом, а также повышения информированности потребителей услуг и установления прозрачных и экономически обоснованных тарифов на услуги по вывозу ТБО.

Указанные рекомендации, наряду с Положением о регулирующем органе и Порядком (процедурой) представления, рассмотрения и утверждения тарифов, могут служить основой для разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных нормативно-методических материалов.

1.3. Регулирование тарифов на вывоз ТБО осуществляется посредством установления их уровня с целью недопущения необоснованного роста тарифов на вывоз ТБО для потребителей и учета интересов хозяйствующих объектов по вывозу ТБО.

1.4. Понятия, используемые в Методических рекомендациях, означают следующее:

регулирующий орган- орган по регулированию цен, создаваемый органами местного самоуправления;

прибыль- разница между выручкой от оказания услуг (реализации продукции, работ) и затратами на производство и реализацию, включаемыми в себестоимость;

регулируемая деятельность- деятельность в сфере вывоза ТБО, подлежащая регулированию на муниципальном уровне;

регулируемый тариф- тариф на вывоз ТБО, складывающийся на рынке при воздействии экономических и административных методов, в том числе путем установления его предельной или фиксированной величины;

себестоимость- стоимостная оценка используемых в процессе оказания услуг (реализации продукции, работ) сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов, а также других затрат на производство и реализацию;

ТБО- это отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения, в том числе во время ремонта жилых помещений, и крупногабаритные предметы домашнего обихода;

хозяйствующий субъект по вывозу ТБО- организация, независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие возмездные услуги по вывозу ТБО;

вывоз ТБО- комплекс мероприятий по сбору и выгрузке, транспортировке до конечного пункта и обезвреживанию ТБО;

cбopи выгрузка ТБО- комплекс мероприятий, связанных с погрузкой ТБО в спецмашину и их выгрузкой у конечного пункта;

транспортировка ТБО- комплекс мероприятий, связанных с перемещением ТБО от места сбора до места выгрузки;

обезвреживание ТБО- заключительная стадия процесса вывоза ТБО, выражающаяся в специализированной обработке ТБО (захоронении, утилизации, уничтожении перевезённых ТБО 1 );

1 Выбор конкретного вида конечной стадии вывоза ТБО определяется составом отходов, степенью токсичности его компонентов, а также организационно-техническими условиями муниципального образования: наличием и территориальным расположением предприятия по захоронению, утилизации и уничтожению ТБО, заключенными с ними договорами. Возможен вариант их совместного использования.

захоронение ТБО-изоляция ТБО, не подлежащих дальнейшему использованию, в специальных хранилищах (полигонах и т.п.) в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую природную среду;

утилизация ТБО- переработка ТБО на специализированных (мусороперерабатывающих и т.п.) предприятиях, с целью дальнейшего использования продуктов переработки;

уничтожение ТБО- процесс ликвидации ТБО на специализированных (мусоросжигающих и т.п.) предприятиях.

1.5. Настоящие рекомендации могут быть использованы организациями, осуществляющими вывоз ТБО независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, а также органами местного самоуправления (органами по регулированию цен и тарифов).

1.6. Настоящие рекомендации применяются при экономическом обосновании потребности предприятий, предоставляющих услуги по вывозу ТБО, в финансовых средствах для выполнения производственной и инвестиционной программ и обеспечения потребителей услугами необходимого качества и в полном объёме, а также при рассмотрении и утверждений регулирующим органом тарифов на вывоз ТБО.

1.7. В методических рекомендациях экономическое обоснование общей потребности в финансовых средствах производится на основе нормативной базы, представляющей собой совокупность трудовых, материальных и финансовых норм и нормативов, которые позволяют оценить расход ресурсов, а их калькуляция (смета) по экономическим элементам - обосновать тарифы и информировать об этом потребителей. В общем виде потребность в финансовых средствах предприятий по вывозу ТБО определяется по формуле:

С- нормативная себестоимость (затраты);

1.8. Тариф на вывоз ТБО в Методических рекомендациях определяется на 1 м 3 отходов и рассчитывается следующим образом:

О- объем вывезенных ТБО.

1.9. Месячный тариф на одного жителя на вывоз ТБО определяется по следующей формуле:

Н - годовая норма накопления ТБО на одного жителя. Норма накопления ТБО напрямую зависит от вида благоустройства жилищного фонда и климатических условий. Норма накопления ТБО является регулируемой величиной и утверждается органами местного самоуправления.

1.10. Для регулирования тарифов на вывоз ТБО хозяйствующий субъект по вывозу ТБО на основе разработанной производственной и инвестиционной программ представляет в регулирующий орган предложения, состоящие из обосновывающих материалов (форм) в соответствии с Приложениями 1 - 14 к настоящим Методическим рекомендациям.

2.1.1. Обоснование общей потребности в финансовых средствах на вывоз ТБО в Методических рекомендациях производится через нормативную себестоимость, которая отражает нормативные затраты, сгруппированные по экономическим элементам и статьям калькуляции.

Под нормативными затратами понимаются затраты, соответствующие ресурсам, потребляемым эффективным производителем аналогичных услуг (работ, продукции).

2.1.2. Себестоимость вывоза ТБО определяется по стадиям технологического процесса и по статьям калькуляции. Для определения общей потребности в финансовых средствах на вывоз ТБО хозяйствующим субъектам по вывозу ТБО рекомендуется вести раздельный учёт затрат по следующим видам деятельности:

сбор и выгрузка ТБО;

2.1.3. Полная нормативная себестоимость вывоза ТБО определяется как сумма нормативных затрат на выполнение работ по сбору (транспортировки) ТБО, захоронению, утилизации (переработке), уничтожению ТБО, а также цеховых расходов, прочих прямых затрат, общеэксплуатационных и внеэксплуатационных расходов.

* По элементам, для которых в настоящее время не разработаны нормативы рекомендуется использовать усредненные данные за ряд лет

Сполн - полная нормативная себестоимость вывоза ТБО;

Сi- нормативные расходы по статье затрат;

п- количество статей затрат, учитываемых при определении (калькулировании) нормативной себестоимости.

2.1.4. Нормативная себестоимость калькуляционной единицы (1 м 3 отходов) определяется путём деления полной нормативной себестоимости на объём вывезенных бытовых отходов.

Эта статья себестоимости должна отражать нормативные затраты на оплату труда рабочих, занятых сбором и выгрузкой отходов, отчисления из фонда оплаты труда, амортизацию основных средств, используемых в процессе сбора-выгрузки, расходов топлива на сбор-выгрузку ТБО, материалов на сбор-выгрузку ТБО, определяемых в зависимости от объёма вывозимых ТБО.

Расчёт нормативных затрат на сбор и выгрузку ТБО целесообразно производить в расчёте на 1 рейс автомобиля (спецмашины).

Под одним рейсом понимается однократный совокупный цикл движения спецмашины, начинающийся от первого места сбора ТБО и после объезда спецмашиной территории домовладения по установленному технологией перевозок маршруту до полной загрузки спецмашины, заканчивающийся местом обезвреживания ТБО.

После расчёта суммарной нормативной себестоимости сбора и выгрузки ТБО за 1 рейс её необходимо пересчитать на принятую единицу измерения - 1 м 3 отходов.

2.2.1.1. По статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых сбором и выгрузкой отходов» определяется фонд заработной платы рабочих, непосредственно занятых сбором и выгрузкой ТБО (грузчиков, водителей), исходя из нормативной трудоёмкости работ (нормативной численности рабочих) и уровня заработной платы, определённого на основании отраслевого (регионального) тарифного соглашения и коллективных договоров (локальных нормативных актов).

Нормативную трудоёмкость работ по сбору и выгрузке отходов рекомендуется определять на основе действующих норм труда [6 ].

В указанной статье затрат, помимо тарифных ставок и должностных окладов, должны быть учтены доплаты и надбавки. Стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки за высокую квалификацию, профессиональное мастерство, премии, вознаграждения и т.д.) определяются хозяйствующими объектами самостоятельно, в соответствии с заключенным коллективным договором и иными локальными нормативными актами. Компенсационные доплаты (за условия труда, отклоняющиеся от нормальных, за работу в выходные и праздничные дни, в ночное время и т.д.) определяются хозяйствующими субъектами самостоятельно, но не ниже установленных законодательством размеров.

2.2.1.2. По статье «Отчисления из фонда оплаты труда» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых сбором и выгрузкой отходов» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

2.2.1.3. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление основных фондов предприятия, используемых в процессе сбора и выгрузки ТБО.

Затраты по данной статье определяются в расчёте на один рейс исходя из балансовой стоимости i -го вида указанных основных фондов, норм амортизационных отчислений, числа часов работы машины в год и нормативного времени на сбор и выгрузку отходов в течение одного рейса.

Фi - балансовая стоимость спецмашины;

Fгод- число часов работы машины в год;

Выбор метода начисления амортизации производится по согласованию с регулирующим органом. Норма (процент) амортизации определяется предприятием самостоятельно исходя из срока полезного использования указанных основных фондов в соответствии с действующим законодательством.

2.2.1.4. По статье «Топливо» на сбор и выгрузку расходов за 1 рейс определяются расходы на топливо и горючее на погрузку и выгрузку одной машины и расходы на внутригаражные нужды. Затраты на топливо и горючее определяются исходя из действующих норм расхода i -го вида топлива и горючего (Нi ) и среднерыночной цены за единицу i -го вида топлива и горючего (Цi ).

Для определения расхода топлива, в том числе и на внутригаражные нужды, целесообразно использовать действующие документы [ 7. 8 ].

2.2.1.5. По статье «Материалы» на сбор и выгрузку расходов за 1 рейс определяются расходы на горюче-смазочные материалы на погрузку и выгрузку одной машины и расходы на внутригаражные нужды. Затраты на горюче-смазочные материалы определяются исходя из действующих норм расхода смазочных материалов ( Нi ) и среднерыночной цены за единицу вида смазочных материалов ( Цi ).

Расход смазочных материалов, в том числе и на внутригаражные нужды, определяется по аналогии с п. 2.2.1.5 .

Суммарная нормативная себестоимость сбора и выгрузки отходов за 1 рейс пересчитывается на принятую единицу измерения - 1 м 3 отходов:

N - объем вывоза отходов одной спецмашиной за 1 рейс.

Эта статья себестоимости должна отражать транспортные нормативные затраты на:

- перевозку ТБО до конечного пункта (захоронения, либо утилизации, либо переработки);

- нулевой пробег от парка до места работ и обратно;

- заезды в домовладения при сборе ТБО.

Расчёт себестоимости затрат на транспортировку ТБО рекомендуется производить в расчёте на 1 км пробега.

2.3.1. Определение нормативных затрат пи перевозку ТБО до конечного пункта

Затраты по этой статье себестоимости складываются из следующих элементов:

- затраты на оплату труда рабочих, занятых транспортировкой ТБО;

- отчисления из фонда оплаты труда;

- затраты на топливо;

- затраты на материалы;

- затраты на амортизацию;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин.

2.3.1.1. По статье «Затраты на оплату труда рабочих, занятых транспортировкой ТБО» (С произ з/п ) определяется нормативный фонд заработной платы рабочих, непосредственно занятых транспортировкой ТБО (водителей, грузчиков), исходя из нормативной трудоёмкости работ (нормативной численности рабочих) и уровня заработной платы, определённого на основании отраслевого (регионального) тарифного соглашения или коллективных договоров (локальных нормативных актов).

Нормативную трудоёмкость работ по транспортировке ТБО рекомендуется определять на основе действующих норм труда.

Порядок определения затрат по элементу «Затраты на оплату труда рабочих, занятых транспортировкой ТБО» аналогичен порядку определения по статье 2.2.1.1 .

Расходы по статье «Затраты на оплату труда производственных рабочих» в расчёте на 1 км пробега (С 1км з/п ) определяются исходя из часового фонда заработной платы (С произв з/п час ) и средней скорости движения транспортного средства ( V ).

Часовой фонд заработной платы определяется исходя из часовой ставки рабочих соответствующей специальности и количества этих рабочих.

2.3.1.2. По статье «Отчисления из фонда оплаты труда» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Затраты на оплату труда производственных рабочих» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

Определение расходов по статье «Отчисления из фонда оплаты труда» в расчёте на 1 км пробега производится по аналогии с п. 2.3.1.1 .

2.3.1.3. По статье «Затраты на топливо» определяются расходы ни топливо и горючее на транспортировку ТБО (включая расходы на частые остановки, работу в черте города, в зимний период) и расходы на внутри гаражное оборудование. Затраты на топливо и горючее определяются исходя из действующих норм расхода топлива и горючего на 1 км пробега (Н 1кмi ) и среднерыночной цены за единицу вида топлива и горючего (Цi ).

Расход топлива на внутригаражные нужды определяется по аналогии с п. 2.2.1.5 .

2.3.1.4. По статье «Затраты на материалы» определяются расходы на смазочные материалы на транспортировку ТБО. Затраты на смазочные материалы определяются исходя из действующих норм расхода смазочных материалов на 1 км пробега (Н 1кмi ) и среднерыночной цены за единицу вида смазочных материалов (Цi ).

Расход смазочных материалов на внутригаражные нужды определяется по аналогии с п. 2.2.1.5 .

2.3.1.5. По статье «Амортизация» определяются амортизационные отчисления на полное восстановление активной части основных производственных фондов во время транспортировки ТБО. Затраты на амортизацию основных средств на 1 км определяются исходя из суммы амортизационных отчислений, приходящейся на час работы спецмашины (Сачас ) и среднюю транспортную скорость спецмашины.

Сумма амортизационных отчислений, приходящаяся на 1 час работы спецмашины, определяется по аналогии с п. 2.2.1.3 .

2.3.1.5. По статье «Техническое обслуживание и ремонт» определяются затраты на проведение всех видов работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту спецмашин, отнесённые к 1 км пробега.

Затраты по статье «Техническое обслуживание и ремонт» определяются при выполнении работ собственными силами организации (хозяйственным способом) на основе расчёта сметной стоимости в соответствии с действующими нормативными документами по каждому виду проводимых в планируемом периоде работ по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту спецмашин или на основе заключенных договоров со специализированными организациями, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт спецмашин (подрядным способом).

Суммарные затраты на 1 км пробега определяются по формуле:

Суммарные затраты на перевозку ТБО до конечного пункта на 1 м 3 определяется исходя из суммарных затрат на перевозку ТБО до конечного пункта на 1 км пробега, расстояния до конечного пункта транспортирования ТБО ( R ) и объема вывоза ТБО на одной спецмашине за 1 рейс ( N )

где коэффициент 2 применяется для учёта суммарного пробега - с грузом до места обезвреживания ТБО и холостой (без груза) обратно.

2.3.2. Определение нормативных затрат на нулевые пробеги спецмашин

Под нулевыми пробегами спецмашин понимается движение спецмашины от производственного гаража (базы) до первого места сбора ТБО.

Затраты на нулевые пробеги спецмашин (С 1м3 н ) на 1 м 3 определяются исходя из суммарных затрат на 1 км пробега, объёма вывоза ТБО на одной спецмашине за 1 рейс ( N ) и расстояния нулевых пробегов ( Rn )

2.3.3. Определение нормативных затрат на заезды в домовладения при сборе ТБО

По данной статье себестоимости отражаются затраты, которые несёт хозяйствующий субъект по вывозу ТБО при сборе ТБО с территорий домовладений.

Затраты по этой статье себестоимости складываются из следующих элементов:

- затраты на оплату труда;

- отчисления из фонда оплаты труда;

- затраты на топливо;

- затраты на амортизацию;

- техническое обслуживание и ремонт спецмашин.

Расчёт затрат по каждому элементу производится по аналогии с п. 2.3.1 .

2.4. Определение нормативных затрат на обезвреживание ТБО

Завершающей стадией технологического процесса по вывозу ТБО является обезвреживание отходов. По данной статье определяются затраты по захоронению, утилизации, уничтожению ТБО. Хозяйствующие субъекты по вывозу ТБО выполняют функции по обезвреживанию ТБО либо самостоятельно, либо подрядным способом (на основе заключенных договоров).

Затраты по данной статье себестоимости (Спу ) определяются исходя из вывозимого объёма ТБО ( V ) и действующего тарифа (Т ) на обезвреживание ТБО.

Деятельность хозяйствующих субъектов по утилизации (переработке) ТБО является предпринимательской, в результате реализации продуктов переработки ТБО которой хозяйствующие субъекты, выполняющие эту деятельность, получают экономические выгоды, в связи с чем рекомендуется затраты, которые несут эти хозяйствующие субъекты, не включать в тариф на вывоз ТБО, а выполнять их на условиях самофинансирования.

2.5.1. Статья «Цеховые расходы» является комплексной и в неё включаются следующие затраты:

- содержание аппарата управления и прочего цехового персонала;

- отчисления от фонда оплаты труда;

- ремонт и техническое обслуживание основных средств;

- содержание зданий, сооружений и инвентаря;

- материалы и специнвентарь;

По статье «Содержание аппарата управления и прочего цехового персонала» определяются затраты на оплату труда начальников гаражей, начальников ремонтного цеха, служб по ремонту спецмашин, диспетчеров, механиков и прочего персонала.

Порядок определения этих затрат определяется по аналогии с п. 2.2.1.1 .

По статье «Отчисления от фонда оплаты труда» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от затрат на оплату труда рабочих по статье «Содержание аппарата управления и прочего цехового персонала». Порядок определения затрат по данной статье аналогичен порядку расчета по статье 2.2.1.2 .

По статье «Амортизация» определяется сумма амортизационных отчислений на полное восстановление зданий, сооружений и средств, по которым амортизация не может быть отнесена непосредственно на процесс сбора-выгрузки и транспортировки ТБО. Затраты по данной статье определяются исходя из балансовой стоимости объекта основных средств и нормативов отчислений, устанавливаемых в соответствии с действующим законодательством.

По статье «Ремонт и техническое обслуживание основных средств» определяются затраты на текущий ремонт производственных гаражей и прочих основных средств, не учтённых по вышеприведенным статьям по ремонту основных средств. Порядок определения указанных затрат аналогичен изложенному выше порядку для расчёта затрат по указанной статье.

По статье «Содержание зданий, сооружений и инвентаря» определяются: затраты на материалы и инвентарь, расходуемые на содержание производственных помещений в чистоте; затраты на топливо, воду, тепловую энергию, на отопление, вентиляцию; затраты на освещение помещений, электропитание бытовых приборов, сигнализации; затраты на оплату труда рабочих, занятых содержанием и уборкой производственных помещений, и соответственно, отчислений от фонда оплаты труда указанных рабочих; оплата услуг сторонних организаций и т.д.

Порядок определения указанных затрат аналогичен расчётам затрат по соответствующим статьям, изложенным выше.

По статье «Охрана труда» определяются затраты по обеспечению нормальных условий труда, техники безопасности и производственной санитарии. Затраты формируются исходя из стоимости всех видов расходов, предусмотренных номенклатурой мероприятий по охране труда и технике безопасности.

По статье «Материалы и специнвентарь» определяются затраты на приобретение инструментов, производственного инвентаря, приспособлений, спецодежды и т.п.

2.6.1. По статье «Прочие прямые расходы» определяются затраты на: страхование имущества, оплату работ РКЦ (или других подразделений), выполняющих работы по приёму, учёту и расчёту платежей за вывоз ТБО, амортизацию контейнеров, а также другие прочие прямые расходы (в том числе затраты на мойку и покраску мусоросборников), не вошедшие в приведенные выше.

2.6.2. По статье «Отчисления на страхование имущества» определяются затраты на страхование имущества, в соответствии с заключенными договорами на страхование со страховыми компаниями в размерах, определённых действующим законодательством.

2.6.3. Расходы на работы по приёму платежей от населения за вывоз ТБО определяются на основе заключенных договоров с соответствующими структурами, выполняющими указанные функции (банки, учреждения связи, РКЦ и т.д.).

2.6.4. Расходы на работы по расчёту и учёту платежей за вывоз ТБО определяются на основе заключенных договоров с РКЦ (структурными подразделениями, входящими в другие предприятия).

Если работы по расчёту и учёту платежей выполняет предприятие, то по данному элементу затраты определяются в составе «Общеэксплуатационных расходов».

2.6.5. Затраты на амортизацию контейнеров для сбора ТБО определяются в расчёте ни 1 м 3 ТБО следующим образом:

С 1м3 кон- затраты на амортизацию контейнеров для сбора ТБО;

Ф- среднегодовая стоимость контейнеров;

Н- норма амортизации контейнеров;

V- объем ТБО, вывозимый спецмашиной в год.

2.6.6. Прочие прямые затраты определяются аналогично приведенным выше статьям себестоимости.

2.7.1. Статья «Общеэсплуатационные расходы» является комплексной и по ней определяются затраты по управлению, общехозяйственные расходы, сборы и отчисления.

2.7.2. По элементу «Расходы по управлению» определяются:

- затраты на оплату труда;

- отчисления из фонда оплаты труда;

- затраты на командировки и перемещения;

- затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг;

По статье «Затраты на оплату труда» определяются затраты на оплату труда руководителей, специалистов и служащих, выполняющих общие функции управления на предприятии: общее руководство, бухгалтерский учет и финансовая деятельность, комплектование и учет кадров, материально-техническое снабжение, надзор и контроль за капитальным ремонтом и строительством производственных объектов, общее делопроизводство, охрана труда, правовое обслуживание, технико-экономическое планирование, организация труда и заработной платы, программное обеспечение и системное администрирование вычислительной техники и др.

Расходы по оплате труда определяются по аналогии с п. 2.2.1.1 . По статье «Отчисления из фонда оплаты труда» определяются отчисления по единому социальному налогу (взносу) и прочие обязательные отчисления от «Затрат на оплату труда» работников управления.

По статье «Затраты на командировки и перемещения» определяются затраты на все виды служебных командировок работников, занятых управлением предприятия, на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье «Затраты на оплату консультационных, информационных и аудиторских услуг» определяются соответствующие затраты на основании заключенных договоров в соответствии с действующими нормативными документами.

По статье «Представительские расходы» определяются соответствующие затраты на основе установленных законодательством норм для включения в себестоимость.

По статье «Прочие расходы» определяются расходы по организации функционирования предприятия в целом: типографские, почтовые расходы, расходы по обслуживанию средств вычислительной и организационной техники, содержание административных зданий и помещений и др.

Определение расходов по указанной статье возможно на основе анализа данных хозяйствующего субъекта за ряд лет.

2.7.3. По элементу «Общехозяйственные расходы» определяются следующие затраты:

- содержание общеэксплуатационного персонала;

- содержание зданий, сооружений и инвентаря;

- материалы и специнвентарь;

- ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения;

- испытания, опыты, рационализация и изобретательство;

- содержание пожарной, военизированной и страховой охраны;

- оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков;

По статье «Содержание общеэксплуатационного персонала» определяются затраты на оплату труда, а также отчисления из фонда оплаты труда общеэксплуатационного персонала предприятия: рабочих склада; рабочих, осуществляющих содержание и ремонт административных зданий и помещений; а также рабочих, непосредственно не связанных с процессом вывоза ТБО (слесари-ремонтники, подсобные рабочие) и др.

Порядок определения затрат аналогичен расчету затрат по указанному элементу в других статьях.

По статье «Содержание зданий, сооружений и инвентаря» определяются затраты по содержанию основных средств и инвентаря общеэксплуатационного назначения. По указанной статье определяются затраты на материалы для содержания и ремонта общеэксплуатационных помещений, затраты на водоснабжение, канализацию, отопление, электроснабжение общеэксплуатационных помещений и т.д.

Порядок определения затрат по данной статье аналогичен расчету затрат по соответствующим элементам в других статьях.

По статье «Амортизация» определяются затраты на полное восстановление основных средств общехозяйственного назначения. Расчет по данной статье производится на основании среднегодовой стоимости основных средств общехозяйственного назначения и установленных норм в соответствии с действующим законодательством.

По статье «Материалы и специнвентарь» определяются затраты на приобретение инструментов, инвентаря, спецодежды, спецобуви и др. не относящихся к основным средствам хозяйствующего субъекта по вывозу ТБО.

По статье «Ремонт и техническое обслуживание основных средств общехозяйственного назначения» определяются затраты на все виды ремонтов основных средств общехозяйственного назначения. По указанной статье определяются затраты, если на предприятии не создается ремонтный фонд. Методика определения расходов по данной статье аналогична расчету затрат по данному элементу в составе цеховых расходов.

По статье «Охрана труда» определяются затраты на охрану труда, производимого для общехозяйственных целей.

По статье «Транспортные расходы» определяются расходы предприятия по транспортировке работников к месту работы и обратно в направлениях, не обслуживаемых городским транспортом общего пользования.

Указанные расходы определяются в соответствии с заключенными договорами с транспортными предприятиями.

По статье «Подготовка кадров» определяются затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров. Указанные расходы определяются на основании заключенных договоров с организациями, осуществляющими профессиональную подготовку.

По статье «Испытания, опыты, рационализация и изобретательство» определяются затраты на проведение указанных работ, выплату авторских вознаграждений и другие затраты.

По статье «Содержание пожарной, военизированной и сторожевой охраны» определяются затраты на оплату труда и отчисления на социальные нужды от расходов на оплату труда вахтеров, сторожей, а также оплата спецодежды.

В случае, если функции по пожарной, военизированной и сторожевой охране выполняют сторонние предприятия, то по указанной статье определяются затраты, в соответствии с заключенными договорами.

По данной статье определяются также затраты на оплату труда рабочих, занятых на работах по содержанию охранной, пожарной сигнализации и оборудования дымоудаления и пожаротушения, а также отчисления из фонда оплаты труда в том случае, если указанные работы выполняют работники предприятия. В случае, если указанные работы выполняются сторонними предприятиями по данной статье определяются затраты в соответствии с заключенными договорами.

По статье «Оплата процентов по кредитам, ссудам, услуг банков» определяются соответствующие расходы, в соответствии с заключенными договорами с финансово-кредитными организациями в установленном нормативно-правовыми актами Российской Федерации порядке.

По статье «Прочие расходы» определяются другие общехозяйственные расходы, не учтенные при определении вышеуказанных эле ментов (статей) себестоимости в составе общеэксплуатационных расходов.

2.7.4. По статье «Сборы и отчисления» определяются сборы и прочие обязательные отчисления, и расходы по предприятию, производимые в соответствии с порядком, установленным законодательством.

Внеэксплуатационные расходы состоят из налогов и платежей, установленных в соответствии с законодательством.

3.1. Помимо себестоимости вторым элементом тарифа (общей потребности в финансовых средствах) на вывоз ТБО является прибыль. При этом необходимо исходить из того, что хозяйствующему объекту по вывозу ТБО требуется развитие и модернизация.

3.2. Расчет прибыли производится по следующим основным составляющим:

- налоги, уплачиваемые из прибыли;

- развитие производства, в том числе капитальные вложения, исходя из программы производственного развития;

- социальное развитие, включая образование фондом, исходя из программы социального развития;

- дивиденды, выплачиваемые собственнику предприятия по вывозу ТБО. В зависимости от формы собственности предприятия по вывозу ТБО, дивиденды направляются либо в бюджет органа местного самоуправления, либо иным акционерам;

- расходы на прочие цели.

3.3. В расчетной прибыли (Пр ) выделяются две составляющие по направлениям ее использования:

Пор- прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия по вывозу ТБО;

3.4. Отчисляемая прибыль (Потч ) определяется как сумма налогов и обязательных платежей, выплачиваемых из прибыли в соответствии с действующим налоговым законодательством (налог на прибыль, налог на имущество, сборы на нужды образования, прочие отчисления) и учредительными документами (дивиденды и расходы на прочие цели):

3.5. В прибыли, остающейся в распоряжении хозяйствующего субъекта (Пор ), выделяются две составляющие:

Прп - часть прибыли, предназначенная на развитие производства;

Пср- часть прибыли, предназначенная на социальное развитие.

За счет первой части хозяйствующие субъекты могут осуществлять различные инвестиционные проекты. За счет второй - возможно увеличение социальных выплат.

3.6. Прибыль, направляемая на развитие производства (Прп ), определяется исходя из требуемых капитальных вложений:

Knотр- общая сумма требуемых капитальных вложений на расчетный период (период регулирования тарифа) в соответствии с программой производственного развития;

Приложение 1 Приложение 2 Приложение 3 Приложение 4 Приложение 5 Приложение 6 Приложение 7 Приложение 8 Приложение 9 Приложение 10 Приложение 11 Приложение 12 Приложение 13 Приложение 14 Приложение 15 Список правовых и нормативно-технических документов, необходимых для расчёта тарифов на вывоз ТБО