Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция специалиста по кадрам с учетом профстандарта img-1

должностная инструкция специалиста по кадрам с учетом профстандарта

Категория: Инструкции

Описание

Должностная инструкция специалиста по кадрам с учетом профстандарта

11. Подбор и прием новых сотрудников в соответствии с профстандартами.

- Методы поиска и привлечения квалифицированных сотрудников и молодых специалистов для организаций с учетом новых требований;

- Методы и критерии оценки профессиональных знаний кандидатов, их навыков, опыта, личностных качеств согласно требованиям профстандартов;

- Разработка критериев оценки и подбор заданий для собеседования;

- Проверка на соответствие;

- Испытательный срок и порядок оценки;

- Мотивированный отказ в работе в соответствии с требованиями профстандартов.

12. Обучение персонала по программам, учитывающим новые требования к знаниям, умениям, навыкам, компетенциям специалистов.

- Построение системы развития и обучения персонала с учетом новых требований профстандартов;

- Механизмы оптимизации затрат на обучение;

- Новые требования к формированию кадрового резерва

13. Работа по корректировке должностных инструкций. 14.Система нормирования труда для определения численности персонала, с учетом использования принятых профессиональных стандартов.

- Порядок распределения дополнительных и неучтенных работ и оплаты за дополнительную нагрузку;

- Системы нормирования труда в учреждениях с учетом внедрения профстандартов;

- Нормирование численности персонала и обоснование численности персонала и его нагрузки;

- Методы изучения трудовых процессов и затрат трудового времени: кто этим будет заниматься?

- Разработка новых показателей и критериев оценки деятельности работников учреждений;

- Разработка нагрузки и новые условия нормирования труда при совмещении должностей, совместительстве;

- Ограничение в применении ненормированного рабочего дня.

15. Новые требования к кадровому делопроизводству.

- Новые требования к кадровому делопроизводству в условиях внедрения профстандартов;

- Аудит Локальных актов учреждения: порядок внесения изменений;

- Порядок приведения в соответствие наименований должностей с профстандартами и квалификационным справочником;

- Корректировка должностных инструкций и штатного расписания;

- Уведомления об изменениях;

- Последние изменения в оформлении трудовых книжек, личных дел;

- Отражение в документах совмещения и совместительства.

16.Практикум: подготовка плана работы и алгоритма действий для применения профстандартов.

- Составляем план подготовки к переходу на профессиональные стандарты, уровни работ, направления, сроки, пакет документов для разработки;

- Алгоритм работы отделов;

- Информирование работников со сроками введения профессиональных стандартов и сроками подготовительных работ;

- Документационное обеспечение всех процедур.

17. Государственный контроль за реализацией нововведений.

- Государственный контроль за реализацией нововведений в практической деятельности по использованию профстандартов;

- Проверки Гострудинспекции: основания для проведения проверки, виды, сроки и процедуры;

- Основные нарушения трудового законодательства из практики ГИТ;

- Обжалование административных решений, действий (бездействия) должностных лиц;

-Порядок привлечения к административной и уголовной ответственности.

Стоимость: 9 200,00 руб./чел.

Ведущий семинара: Абранина Т.С. - доцент Института бизнеса и инновационных технологий (КНИТУ-КАИ), консультант по кадровому делопроизводству и регулированию трудовых отношений, специалист-практик.

Квота для участия в семинаре: количество участников от предприятия не ограничено.

Минимальное количество участников. необходимое для открытия курса -15 человек. Необходимо подтвердить свое участие не позднее 04 марта2016 года.

Режим занятий. с 09.00 до 17.00.

Место проведения: г. Бугульма, ул. В. Ленина, д.146, Бугульминский филиал ЧОУ ДПО «ЦПК-Татнефть» (на территории Бугульминского механического завода (БМЗ).

Наши контактные данные:

Другие статьи

Как применяются профстандарты для специалиста по кадрам?

Как применяются профстандарты для специалиста по кадрам?

То есть рекомендуется, чтобы у специалиста по кадрам было среднее профессиональное образование (по любой специальности ), переподготовка + повышение квалификации.

Согласно ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды.

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки ).

К освоению дополнительных профессиональных программ допускаются:

1) лица, имеющие среднее профессиональное и (или) высшее образование;

2) лица, получающие среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Программа повышения квалификации направлена на совершенствование и (или) получение новой компетенции, необходимой для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.

Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Формы обучения и сроки освоения дополнительной профессиональной программы определяются образовательной программой и (или) договором об образовании. Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе. При этом минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может быть менее 16 часов. а срок освоения программ профессиональной переподготовки - менее 250 часов. (Приказ Минобрнауки России от 01.07.2013 N 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам") http://www.budget.1kadry.ru/#/document/99/499032387/XA00LUO2M6/?step=47

Лицам, успешно освоившим соответствующую дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации: удостоверение о повышении квалификации и (или) диплом о профессиональной переподготовке.

Кроме того, квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены . и Вы можете ими пользоваться также, как и профстандартами, в целях определения наименования должности и требований к квалификации сотрудников. В перспективе планируется замена ЕТКС и ЕКС профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, утверждаемыми законодательными и иными нормативными правовыми актами, которые имеются уже и в настоящее время (например, в сфере транспорта и др.). Но такая замена, по мнению Минтруда России, будет происходит в течение достаточно длительного периода.

"Квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих" (утв. Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37 ) (ред. от 12.02.2014) содержит требования к квалификацииспециалиста по кадрам: высшее профессиональное (без указания на конкретную специализацию) образование без предъявления требований к стажу работы..

И, кроме того: лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных требованиями к квалификации, но обладающие достаточным практическим опытом и выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии в порядке исключения могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

Обратите внимание: Государственным внебюджетным фондам Российской Федерации, государственным или муниципальным учреждениям, государственным или муниципальным унитарным предприятиям, а также государственным корпорациям, государственным компаниям и хозяйственным обществам, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности разрешено вводить профстандарты поэтапно до 01.01.2020 года: http://budget.1kadry.ru/#/document/97/266275/?step=2 .

Подробности в материалах Системы Кадры:

1. Ответ:Как применять профессиональные стандарты?

Для чего разрабатывают профессиональные стандарты?

Профессиональный стандарт представляет собой характеристику квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения работы по должности (ч. 2 ст. 195.1 ТК РФ ). Стандарт может быть разработан как для определенной должности или профессии, например для сварщика, педагога, так и на виды деятельности, в которые входят целые группы родственных должностей и профессий, например управление персоналом, СМИ, специалисты в области финансов.

В отличие от ЕКС и ЕТКС структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте описана более подробно и отвечает современным требованиям бизнеса и рынка труда. В профессиональных стандартах предусмотрены взаимосвязанные требования к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам, опыту работы. Собственно профессиональные стандарты пришли на смену тем самым справочникам, которые на текущий момент морально устарели и не могут полностью отвечать современным требованиям бизнеса.

Каждый профессиональный стандарт представляет собой набор обобщенных трудовых функций с расшифровкой возможных наименований должности работников и необходимых требований к образованию и опыту работы для выполнения данной функции. Далее каждая обобщенная функция распадается на отдельные трудовые функции. Они в свою очередь содержат перечень конкретных действий, которые должен выполнять работник, а также требования к знаниям и умениям для выполнения данной трудовой функции. По наличию определенных знаний и умений определяют, какую работу может выполнять сотрудник и его уровень квалификации.

В результате работодатели могут широко применять профессиональные стандарты, чтобы:

  • формировать кадровую политику и управлять персоналом. В том числе определять трудовую функцию работника при составлении штатного расписания, должностных инструкций, трудовых договоров;
  • проводить обучение и аттестацию работников. В этом случае профстандарт служит ориентиром, какие знания и навыки работы необходимы современному специалисту;
  • тарифицировать работы и присваивать тарифные разряды, а также устанавливать системы оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления.

Об этом говорится в подпункте «а» пункта 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 1 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Помимо прочего, профстандарты начали применять при разработке образовательных стандартов и программ как федерального, так и местного уровня (подп. «б». «в» п. 25 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Это необходимо, чтобы сократить существующий в настоящее время разрыв между знаниями, которые получают студенты в рамках образовательных программ, и знаниями, которые в реальности нужны современному бизнесу. То есть профессиональные стандарты представляют собой инструменты, позволяющие создать устойчивое и эффективное взаимодействие сферы труда и сферы образования и обеспечить рациональное использование человеческих ресурсов.

При таком комплексном подходе к профстандартам их применение позволит работодателям:

  • повышать производительность труда, улучшать качество производства и выпускаемой продукции и тем самым не только поддерживать, но и усиливать свою конкурентоспособность;
  • снижать издержки на подбор кадров и проведение корпоративного обучения;
  • легко определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии;
  • более точно оценивать потребности и возможности в профессиональной подготовке кадров;
  • эффективно обновлять знания, умения и компетенции работников и повышать их уровень.

Работникам же внедрение профстандартов позволит:

  • определять умения и знания, необходимые для конкретной профессии или должности;
  • более точно оценивать свои потребности и возможности в профессиональной подготовке;
  • планировать и реализовывать четкие и ясные пути карьерного роста;
  • получать рекомендации и направления от работодателя для прохождения дополнительного обучения, сертификации.

Вопрос из практики: отменят ли ЕКС и ЕТКС в связи с принятием профстандартов

Да, отменят, но такая отмена будет происходить постепенно.

ЕКС и ЕТКС планируют заменить профессиональными стандартами, а также отдельными отраслевыми требованиями к квалификации работников, которые утвердят законодательными и иными нормативными правовыми актами. В некоторых сферах такие акты уже утверждены. Например, для водителей организаций, осуществляющих перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом, профессиональные и квалификационные требования утверждены приказом Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287. Однако замена ЕКС и ЕТКС будет происходить постепенно и займет не один год. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в письме от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Как происходит разработка профессиональных стандартов?

Разработка профессиональных стандартов – большая комплексная задача, которую реализуют постепенно. Массово профессиональные стандарты начали утверждать в 2015 году, и в 2016–2018 годах эта работа продолжается. В числе первых были утверждены стандарты педагога, социального работника, программиста, сварщика.

Полный перечень утвержденных стандартов приведен в едином справочнике. разбитом по отраслям.

Разработка новых документов происходит в соответствии с Планом разработки профессиональных стандартов на 2014–2016 годы, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2014 г. № 487-р .

Работодатели вправе принять участие в разработке проектов профессиональных стандартов (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Для этого необходимо направить уведомление о разработке проекта по адресу prof.standart@niitss.ru (ФГБУ «Научно-исследовательский институт труда и социального страхования»). Рекомендуемый образец уведомления размещен на официальном сайте Минтруда России. Помимо уведомления работодатель представляет в Минтруд России следующий комплект документов:

  • проект профессионального стандарта;
  • пояснительную записку к проекту;
  • сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
  • информацию о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов и других заинтересованных организаций.

При разработке проекта профессионального стандарта необходимо руководствоваться следующими документами:

В течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта Минтруд России:

  • информирует его разработчика об отклонении или о принятии проекта к рассмотрению;
  • размещает проект профстандарта, принятого к рассмотрению, на сайте www.regulation.gov.ru для проведения общественного обсуждения;
  • направляет проект профстандарта в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере деятельности, который готовит свои замечания и предложения по проекту.

Срок общественного обсуждения составляет не более 15 календарных дней со дня размещения проекта профессионального стандарта на сайте. Федеральный орган направляет в Минтруд России свои замечания и предложения по проекту профстандарта также в течение 15 календарных дней со дня его получения.

После этого Минтруд России направляет проект профстандарта вместе с результатами его рассмотрения федеральным органом и итогами общественного обсуждения в Национальный совет по профессиональным квалификациям. Национальный совет проводит экспертизу документа и направляет соответствующее экспертное заключение в Минтруд России. На законодательном уровне не закреплен срок проведения такой экспертизы. На практике заседания Национального совета проходят с периодичностью один раз в один или два месяца, то есть примерно столько времени длится экспертиза проектов профстандартов.

В течение семи календарных дней после получения заключения Национального совета Минтруд России принимает решение об утверждении или отклонении проекта профессионального стандарта и информирует о принятом решении разработчика профстандарта.

В среднем рассмотрение и утверждение профстандарта на практике длится около трех месяцев (п. 13–15 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Сведения об утвержденных профессиональных стандартах вносят в специальный реестр, порядок создания и ведения которого устанавливает Минтруд России (п. 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Информацию об утвержденных профессиональных стандартах Минтруд России направляет в Минобрнауки России в течение 10 дней после вступления их в силу, для того чтобы их положения были учтены при разработке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования (п. 19 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ).

Проекты профессиональных стандартов могут быть разработаны как за счет собственных средств работодателя, так и за счет средств федерального бюджета на основе государственного контракта, заключаемого в соответствии с Законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ (п. 7. 8 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 ). Так, например, перечень проектов профстандартов, разрабатываемых за счет средств федерального бюджета, указан в приложении к приказу Минтруда России от 8 мая 2013 г. № 200 .

Вопрос из практики: как часто профстандарты будут обновлять?

По мере необходимости.

Изменения в профессиональные стандарты будут вносить при наличии обоснованных предложений либо изменений в законодательстве РФ. Вносить изменения в профстандарты будут в том же порядке, как разрабатывают и принимают новые, по правилам. утвержденным постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23. Такие разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 2 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Какие организации обязаны применять профстандарты?

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части:

  • наименований должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений. В этих случаях наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом или квалификационными справочниками (ст. 57 ТК РФ. п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ). Если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списке и квалификационном справочнике, не спешите менять название должности по профстандарту до изменения законодательства и установления тождества в наименовании профессий .
  • требований к образованию, знаниям и умениям. То есть если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установлены Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Так, требования к квалификации, в частности, установлены в отношении следующих категорий работников:

  • авиационного персонала, экипажей воздушных судов (ст. 53. 56. 57 Воздушного кодекса РФ);
  • адвокатов (ст. 9 Закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ );
  • аудиторов (ст. 4. 11 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • актуариев и ответственных актуариев (ст. 7 Закона от 2 ноября 2013 г. № 293-ФЗ. указание Банка России от 6 ноября 2014 г. № 3435-У );
  • актуариев, которые осуществляют актуарное оценивание деятельности негосударственных пенсионных фондов (ч. 4 ст. 21 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ. постановление Правительства РФ от 10 апреля 2007 г. № 222 );
  • арбитров (третейских судей) (ст. 11 Закона от 29 декабря 2015 г. № 382-ФЗ );
  • арбитражных управляющих (ст. 20 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • водителей организаций, которые осуществляют перевозки автомобильным и городским наземным электрическим транспортом (приказ Минтранса России от 28 сентября 2015 г. № 287 );
  • водолазов (раздел 4 Межотраслевых правил по охране труда при проведении водолазных работ, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 13 апреля 2007 г. № 269 );
  • врачей-психиатров, иных специалистов и медработников по оказанию психиатрической помощи (ст. 19 Закона от 2 июля 1992 г. № 3185-1 );
  • высококвалифицированных иностранных специалистов. которые руководят и координируют деятельность, связанную с торговлей (п. 1.3 ст. 13.2 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. приказ Минтруда России от 23 сентября 2013 г. № 475н );
  • главных архитекторов (ч. 5 ст. 22 Закона от 17 ноября 1995 г. № 169-ФЗ );
  • главбухов в открытых акционерных обществах, страховых организациях, негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и иных организациях, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах, органах управления государственных внебюджетных фондов, в том числе территориальных (ч. 4 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • главбухов кредитных и некредитных финансовых учреждений (п. 7 ст. 7 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ );
  • главбухов страховой, перестраховочной организации, страхового брокера, общества взаимного страхования (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 );
  • главбухов организатора торгов (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • главбухов или иных лиц, на которых возлагается ведение бухгалтерского учета, клиринговой организации (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ );
  • главбухов центрального депозитария (п. 4 ст. 5 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ );
  • главбухов жилищного накопительного кооператива (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ );
  • государственных гражданских и муниципальных служащих (ст. 12 Закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ. ст. 9 Закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ );
  • диспетчеров управления воздушным движением (п. 16 Федеральных авиационных правил, утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 );
  • должностных лиц, которые ответственны за реализацию правил внутреннего контроля (ст. 7. 7.1 Закона от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ, постановление Правительства РФ от 29 мая 2014 г. № 492 );
  • единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера кредитной организации, руководителя, главный бухгалтер филиала кредитной организации (ст. 60 Закона от 10 июля 2002 г. № 86-ФЗ );
  • единоличного исполнительного органа жилищного накопительного кооператива, в том числе руководителя управляющей организации или управляющего (п. 2 ч. 1 ст. 51 Закона от 30 декабря 2004 г. № 215-ФЗ );
  • иностранных граждан, которых направляют для работы в расположенные на территории России филиалы и дочерние организации иностранных коммерческих организаций, зарегистрированных на территории государств – членов ВТО (подп. 2 п. 2 ст. 13.5 Закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ. постановление Правительства РФ от 30 апреля 2015 г. № 424 );
  • кадастровых инженеров (ч. 2 ст. 29 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ ; приказ Минэкономразвития России от 15 марта 2010 г. № 99 );
  • контролеров профессионального участника рынка ценных бумаг (руководителей службы внутреннего контроля) (п. 17 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ ; раздел III Положения, утвержденного приказом ФСФР России от 24 мая 2012 г. № 12-32/пз-н );
  • контролеров специализированного депозитария или руководителей службы внутреннего контроля специализированного депозитария (п. 19 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • медиаторов (ст. 16 Закона от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ );
  • медиков и фармацевтов (ст. 350 ТК РФ. ст. 69 Закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ. приказ Минздрава России от 10 февраля 2016 г. № 83н. приказ Минздрава России от 8 октября 2015 г. № 707н );
  • научных работников и иных работников, которые осуществляют научную (научно-техническую) деятельность (ст. 4 Закона от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ );
  • нотариусов, помощников нотариуса и стажеров нотариуса (ст. 2. 19. 19.1 Основ законодательства РФ о нотариате, утвержденных Верховным Советом РФ 11 февраля 1993 г. № 4462-1);
  • операторов по определению относительного содержания сывороточных
    белков молока (п. 10 Методических указаний по определению относительного содержания сывороточных белков молока, утвержденных руководителем Роспотребнадзора, Главным государственным санитарным врачом РФ 11 февраля 2009 г. );
  • органов управления и работников профессионального участника рынка ценных бумаг, клиринговой организации (ст. 10.1 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ );
  • оценщиков (ст. 15. 21. 21.1. 21.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ);
  • охранников (ст. 11.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • парашютистов-инструкторов (п. 21 Федеральных авиационных правил «Требования к диспетчерам управления воздушным движением и парашютистам-инструкторам», утвержденных приказом Минтранса России от 26 ноября 2009 г. № 216 );
  • педагогов и иных работников образовательных организаций (ст. 331 ТК РФ. ст. 46. 52 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ). Профстандарт «Педагог» вступает в силу 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н );
  • персонала (специалистов) в области неразрушающего контроля (абз. 8 п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ ; разделы II и III Правил, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 23 января 2002 г. № 3 );
  • представителей конкурсного управляющего (ликвидатора) финансовой организацией (приложение 3 к Положению, утвержденному решением Правления государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» от 31 марта 2014 г. протокол № 38 );
  • прокуроров (ст. 40.1 Закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 );
  • работников, деятельность которых связана с использованием атомной энергии (ст. 38. 52 Закона от 21 ноября 1995 г. № 170-ФЗ);
  • работников командного и рядового состава судов рыбопромыслового флота РФ, которые несут ходовую навигационную, машинную вахту (приказ Госкомрыболовства России от 21 мая 2002 г. № 202. приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62 );
  • работников, не из числа членов экипажей судов, которые ответственны за обеспечение безопасной эксплуатации судов (разделы 2. 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287);
  • работников, занятых на подземных работах (ч. 1 ст. 330.2 ТК РФ );
  • работников, занятых на работах с химическим оружием (ст. 7 Закона от 7 ноября 2000 г. № 136-ФЗ );
  • работников, занятых на работе, которая непосредственно связана с движением транспорта (ст. 328 ТК РФ );
  • работников в сфере госзакупок в рамках Закона № 44-ФЗ с учетом установленных особенностей (ч. 6 ст. 38. ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • работников области профессионального консультирования, профессионального отбора (подбора), психодиагностики и коррекции (п. 8 Положения, утвержденного постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. № 1 );
  • работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов (п. 3 ст. 34.1 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ ; раздел 3 Правил, утвержденных приказом Минтранса России от 11 сентября 2013 г. № 287 );
  • работников, которые осуществляют государственный портовый контроль (п. 5 ст. 38.1 Закона от 7 марта 2001 г. № 24-ФЗ );
  • работников, которые оказывают бесплатную юридическую помощь (ст. 8 Закона от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа негосударственного пенсионного фонда, членов коллегиального исполнительного органа фонда, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) негосударственного пенсионного фонда (п. 4 ст. 6.2 Закона от 7 мая 1998 г. № 75-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющего ипотечным покрытием и специализированным депозитарием, и работников этих организаций (абз. 6 ч. 1 ст. 43 Закона от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ. п. 12 ст. 44 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников, которые осуществляют, в том числе временно, функции единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля) кредитного рейтингового агентства (ч. 1 и 4 ст. 7 Закона от 13 июля 2015 г. № 222-ФЗ);
  • работников, которые работают на опасном производственном объекте (п. 1 ст. 9 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ );
  • работников (специалистов, которые имеют высшее или среднее специальное образование, и персонал – лиц рабочих профессий), которые осуществляют монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию или модернизацию стационарно установленных грузоподъемных механизмов в процессе эксплуатации опасных производственных объектов (раздел II Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности, утвержденных приказом Ростехнадзора от 12 ноября 2013 г. № 533 );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа клиринговой организации, руководителей ее филиала, должностного лица или руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками, руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для осуществления клиринга (ст. 6 Закона от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н. ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа, членов совета директоров (наблюдательного совета) и членов коллегиального исполнительного органа организатора торговли, руководителей его филиала, должностных лиц, ответственных за организацию системы управления рисками (руководителей отдельного структурного подразделения, ответственных за организацию системы управления рисками), руководителей службы внутреннего аудита, контролеров (руководителей службы внутреннего контроля), руководителей структурного подразделения, созданного для деятельности по проведению организованных торгов (ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа акционерного инвестиционного фонда (п. 3 ст. 8 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников, которые осуществляют функции единоличного исполнительного органа управляющей компании (п. 9 ст. 38 Закона от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • работников организаций, подведомственных Федеральной фельдъегерской службе РФ (приказ ГФС России от 28 сентября 2007 г. № 296 );
  • работников организаторов торгов на товарном или финансовом рынках (ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ. приказ ФСФР России от 4 октября 2012 г. № 12-84/пз-н. ч. 2 ст. 6 Закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ );
  • работников органов управления центрального депозитария (ч. 2. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 6 Закона от 7 декабря 2011 г. № 414-ФЗ; приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н. приказ ФСФР России от 20 марта 2012 г. № 12-14/пз-н );
  • работников форекс-дилера (ст. 10.1. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, указание Банка России от 1 сентября 2015 г. № 3770-У );
  • ревизоров-консультантов ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (ст. 32 Закона от 8 декабря 1995 г. № 193-ФЗ );
  • регистраторов, которые проводят государственную регистрацию прав на воздушные суда и сделки с ними (ст. 8 Закона от 14 марта 2009 г. № 31-ФЗ. постановление Правительства РФ от 27 февраля 2010 г. № 100 );
  • руководителей кредитной организации, службы управления рисками, службы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита кредитной организации и иных руководителей (работников), которые принимают решения об осуществлении кредитной организацией операций и иных сделок (п. 6 ст. 11.1-1 Закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1. указание Банка России от 1 апреля 2014 г. № 3223-У и др.);
  • руководителей и членов специализированных органов, которые осуществляют контроль за кадастровой деятельностью членами саморегулируемой организации кадастровых инженеров (п. 6 ч. 4 ст. 30.1 Закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ );
  • руководителей специализированной некоммерческой организации (регионального оператора), которая проводит капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах (ч. 6 ст. 178 Жилищного кодекса РФ от 29 декабря 2004 г. № 188-ФЗ ; приказ Минстроя России от 27 июля 2015 г. № 526/пр );
  • руководителей объединения частных детективных предприятий (ст. 8 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации в качестве арбитражных управляющих в деле о банкротстве (абз. 8 п. 7 ст. 21.1 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • руководителей органа, который контролирует деятельность членов саморегулируемой организации операторов электронных площадок (подп. 6 п. 6 ст. 111.3 Закона от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ );
  • руководителей саморегулируемой организации в сфере финансового рынка (ст. 24 Закона от 13 июля 2015 г. № 223-ФЗ );
  • руководителей созданной потребительскими обществами или союзами организации потребительской кооперации (п. 5 ст. 6 Закона от 19 июня 1992 г. № 3085-1 );
  • руководителей финансового органа субъекта РФ и органов местной администрации (ст. 26.22 Закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», постановление Правительства РФ от 6 ноября 2004 г. № 608 );
  • руководителей частной охранной организации (ст. 15.1 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1 );
  • сварщиков и специалистов сварочного производства (Правила. утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 30 октября 1998 г. № 63 );
  • сотрудников органов внутренних дел (ст. 9 Закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ );
  • сотрудников Следственного комитета России (ст. 16 Закона от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ );
  • спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях (ст. 9 Закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ );
  • специалистов в области ветеринарии (ст. 4 Закона от 14 мая 1993 г. № 4979-1 );
  • специалистов и должностных лиц страховых организаций (ст. 32.1 Закона от 27 ноября 1992 г. № 4015-1 );
  • специалистов, которых включают в состав экспертных комиссий по проведению государственной экспертизы деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений (п. 18 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 ноября 1998 г. № 1303 ; приказ Минтранса России от 16 октября 2014 г. № 288 );
  • специалистов по независимой оценке пожарного риска (п. 5 Порядка, утвержденного приказом МЧС России от 25 ноября 2009 г. № 660 );
  • специалистов по таможенным операциям (ст. 63. 64 Закона от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ);
  • специалистов по охране труда (ч. 1 ст. 217 ТК РФ );
  • специалистов финансового рынка (ст. 42 Закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ. приказ ФСФР России от 28 января 2010 г. № 10-4/пз-н );
  • судебных приставов (ст. 3 Закона от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ );
  • судей (ст. 4 Закона от 26 июня 1992 г. № 3132-1 );
  • технических экспертов оператора технического осмотра (п. 13 ст. 1 Закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ );
  • частных детективов (ст. 6 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1. постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 );
  • частных охранников (ст. 11 Закона от 11 марта 1992 г. № 2487-1. постановление Правительства РФ от 14 августа 1992 г. № 587 );
  • членов экипажа судна внутреннего водного транспорта (ст. 27 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. постановление Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349 );
  • членов экипажа морских судов (ст. 54 Кодекса торгового мореплавания РФ от 30 апреля 1999 г. № 81-ФЗ. приказ Минтранса России от 15 марта 2012 г. № 62. приказ Минтранса России от 22 октября 2009 г. № 185 );
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ );
  • экспертов в государственных судебно-экспертных учреждениях (ст. 13 Закона от 31 мая 2001 г. № 73-ФЗ );
  • экспертов по аккредитации образовательной деятельности (ч. 13 ст. 92 Закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ. приказ Минобрнауки России от 20 мая 2014 г. № 556 );
  • экспертов в области промышленной безопасности (абз. 11 ст. 1 Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» );
  • экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы (раздел II Положения, утвержденного приказом Минкультуры России от 26 августа 2010 г. № 563 );
  • экспертов по оценке научных, медицинских и этических аспектов клинических исследований лекарственных препаратов для медицинского применения (п. 15 Положения о Совете по этике, утвержденного приказом Минздрава России от 29 ноября 2012 г. № 986н );
  • экспертов саморегулируемой организации оценщиков (ст. 16.2 Закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ );
  • экспертов Совета по этике в сфере обращения медицинских изделий (п. 16 Положения о совете по этике в сфере обращения медицинских изделий, утвержденного приказом Минздрава России от 8 февраля 2013 г. № 58н );
  • экспертов-техников, которые проводят независимую техническую экспертизу транспортных средств (приказ Минтранса России № 124, Минюста России № 315, МВД России № 817, Минздравсоцразвития России № 714 от 17 октября 2006 г. ).

Соответственно, если по указанным должностям или направлениям деятельности утверждены профстандарты, то работодатели обязаны соблюдать их, в том числе требования к квалификациям.

Например, с 1 июля 2016 года все аудиторские организации, а также индивидуальные аудиторы – работодатели обязаны применять профессиональный стандарт аудитора. На это указывают и специалисты Минфина России в информационном сообщении от 16 декабря 2015 г.

Вместе с тем, с учетом что не все компании успевают перейти на профстандарты, начали появляться отдельные распоряжения Минтруда о переносе срока внедрения стандартов.

В настоящее время исключение предусмотрено для профстандарта «Педагог». утвержденного приказом Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н. Он вступает в силу только 1 января 2017 года (приказ Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1115н ). Это значит, что организации, в которых есть должности педагогических работников, могут отсрочить введение профстандарта по ним до 1 января 2017 года. Аналогичные рекомендации содержит письмо Минобрнауки России от 3 марта 2015 г. № 08-241 .

Также до 1 января 2017 года работник контрактной службы или контрактный управляющий могут иметь профессиональное или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. А с 1 января 2017 года они уже должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок. Об этом говорится в пункте 6 статьи 38 и части 23 статьи 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ. Аналогичные разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 6 апреля 2016 г. № Д28и-841 .

В остальных случаях, если требования к квалификации законодательством не установлены, профстандарты продолжают носить рекомендательный характер.

Кроме того, по своему усмотрению работодатели продолжают ориентироваться на квалификационные справочники или переходят на профстандарты (при наличии утвержденных) для решения вопросов:

  • тарификации работ (ч. 8. 9 ст. 143 ТК РФ);
  • оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ч. 5 ст. 144 ТК РФ ).

Вопрос из практики: какие организации обязаны применять требования профстандартов: все работодатели или только государственные и муниципальные учреждения?

Обязательное применение требований профессиональных стандартов установлено для определенных законом случаев (ст. 57 ТК РФ. Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). Общие нормы, которые регулируют применение профстандартов, не устанавливают зависимость применения стандартов от формы собственности организации или статуса работодателя.

Вместе с тем, государственные и муниципальные учреждения, внебюджетные фонды, государственные и унитарные предприятия, а также госкорпорации и госкомпании с долей государства более 50 процентов могут отложить обязательное применение профессиональных стандартов в части требования к квалификации работников. Они вправе внедрять профстандарты поэтапно до 1 января 2020 года на основе утвержденных планов-графиков .Такой порядок предусмотрен в пунктах 1. 2 постановления Правительства РФ от 27 июня 2016 г. № 584.

В частности, все федеральные государственные, унитарные и казенные учреждения должны были утвердить планы-графики внедрения стандартов до 20 мая включительно и представить их в орган исполнительной власти, в ведении которого они находятся. Соответствующие указания дала Любовь Ельцова на специальном семинаре, организованном для федеральных органов. Подробнее см. на сайте Минтруда России 27 апреля 2016 года. Аналогичные разъяснения давали специалисты Минтруда России в пункте 7 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Кроме того, Минтруд России подготовил законопроект. который устанавливает отдельные особенности применения профессиональных стандартов государственными и муниципальными учреждениями, государственными внебюджетными фондами, а также госкорпорациями и компаниями, более 50 процентов которых принадлежат государству. Согласно проекту такие организации будут обязаны применять стандарты, как и коммерческие организации, только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. При этом характеристики квалификации в профстандартах, которые не обязательно применять, работодатели могут использовать в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей их трудовых функций. Если сотрудник не имеет необходимого уровня образования и опыта работы, требуемого профстандартом, но обладает всеми необходимыми навыками, работодатель может поручить ему работу по этой должности на основе проведенной аттестации. При организации подготовки обучения сотрудников и дополнительного профессионального образования работодателям согласно проекту также следует ориентироваться на положения профстандартов.

Вопрос из практики: обязана ли организация применять профстандарт «Специалист в сфере закупок», если она осуществляет закупки только для корпоративных целей?

Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок». утвержденный приказом Минтруда России от 10 сентября 2015 г. № 625н. с учетом установленных особенностей. обязаны применять работники контрактной службы и контрактные управляющие (ст. 9. ч. 6 ст. 38. ч. 23 ст. 112 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ). То есть профстандарт специалиста в сфере закупок обязаны применять организации при закупках товаров, работ или услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с Законом от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ .

Если работодатель не выступает в роли заказчика при закупках для госнужд или сам не делает закупки для госнужд, то требование Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ и обязательность применения профстандарта специалиста в сфере закупок на организацию не распространяются. Например, коммерческая организация делает закупки для своих корпоративных целей. Также не обязаны применять профстандарт специалиста в сфере закупок отдельные юрлица при закупках товаров, работ или услуг в соответствии с Законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Например, к таким юрлицам относятся организации, которые осуществляют регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и водоснабжения (п. 2 ст. 1 Закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ ).

Такие разъяснения дают специалисты Минэкономразвития России в письме от 21 июня 2016 г. № Д28и-1536 .

Вопрос из практики: действие профстандарта распространяется на все виды деятельности, указанные в группе ОКВЭД, или только на один ОКВЭД, который прописан в профстандарте?

Да, на все виды деятельности, указанные в группе.

Обязательность применения требований профессиональных стандартов установлена для определенных случаев. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ .

В ОКВЭД использованы иерархический метод классификации и последовательный метод кодирования. Код группировок видов экономической деятельности состоит из двух–шести цифровых знаков. Его структура может быть представлена в следующем виде:

– XX – класс;

– ХХ.Х – подкласс;

– ХХ.ХХ – группа;

– ХХ.ХХ.Х – подгруппа;

– ХХ.ХХ.ХХ – вид.

Таким образом, действие профстандарта распространяется на все виды экономической деятельности, указанные в соответствующей группе ОКВЭД (ОКВЭД. утвержден приказом Ростехрегулирования от 22 ноября 2007 г. № 329-ст ).

Например, в профстандарте «Специалист по эксплуатации водозаборных сооружений» указан ОКВЭД – 41.00. В организации разрешенный вид деятельности – 41.00.2. Код 41.00 представляет собой группу видов экономической деятельности, в которую включают две подгруппы: 41.00.1 и 41.00.2. Соответственно, код 41.00, который указан в профстандарте, включает в себя все входящие в эту группу подгруппы видов экономической деятельности. Поэтому организация с ОКВЭД 41.00.2 может в полной мере руководствоваться указанным профстандартом с учетом общих правил применения документа.

Вопрос из практики: может ли работодатель установить требования к соискателям выше, чем в профстандарте?

Да, может. Ответственность и полномочия по принятию кадровых решений полностью лежат на работодателе. Требования в профстандарте – это рекомендуемый общий набор знаний, которым может обладать «универсальный» сотрудник. Требовать от него знать что-то большее исходя из специфики деятельности организации, например иностранные языки, работодатель вправе. Такие требования должны быть закреплены в локальных документах организации, например в должностной инструкции (ст. 8 ТК РФ ). Аналогичные выводы можно сделать из письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 .

Работодатель также с учетом специфики деятельности может расширять перечень трудовых действий по отдельным должностям, профессиям, специальностям по сравнению с перечнем, предусмотренным профстандартом по соответствующим трудовым функциям. Например, за счет трудовых функций и трудовых действий из других обобщенных трудовых функций одного профстандарта или трудовых функций из смежных профстандартов. В этом случае работодатель определяет соответствие сотрудника требованиям к образованию и обучению, к опыту практической работы и особые условия допуска к работе, в том числе с учетом положений профстандартов, которые предусматривают данные трудовые действия.

Как внедрить профстандарты в работу?

Законодательство не регламентирует порядок внедрения профстандартов. Поэтому каждый работодатель определяет его самостоятельно исходя из нормативных требований, потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации (ст. 8 ТК РФ ).

Примерный перечень этапов по внедрению профстандартов может быть таким:

  • сформировать рабочую группу (комиссию). В состав группы включите представителей ключевых подразделений. Например, представителей службы персонала, юридического отдела, бухгалтерии. Приказ о создании рабочей группы издайте в произвольной форме. Основные задачи и порядок работы группы пропишите в Положении о работе рабочей группы. Положение составьте в произвольной форме ;
  • утвердить план-график работ по внедрению профстандартов ;
  • ознакомить руководителей подразделений с законодательной базой по внедрению профстандартов. Для этого можно организовать корпоративный семинар или провести презентацию утвержденного плана-графика работ;
  • реализовать мероприятия, предусмотренные планом-графиком работ;
  • подвести и систематизировать итоги работы рабочей группы и утвердить отчет о результатах внедрения профстандартов.

План-график внедрения стандартов

Вопрос из практики: как составить план-график внедрения профстандартов?

С учетом особенностей трудовой деятельности в организации и обязательности внедрения профстандартов укажите в плане-графике, что необходимо сделать и к какому сроку, а также ответственных исполнителей и итоги работы. То есть план-график составляют в произвольной форме. В него могут войти, например, такие этапы:

1) анализ и изменение локальных актов организации. Например, штатного расписания. должностных инструкций. трудовых договоров. Ознакомление работников с запланированными изменениями;

3) определение потребности в повышении квалификации работников, выбор образовательных программ;

4) аттестация сотрудников на соответствие профстандартам.

Как итог в плане-графике отразите:

  • список профстандартов, которые будут применять в организации;
  • сведения о потребности в профессиональном образовании или профессиональном обучении работников исходя из анализа квалификационных требований профстандарта. А также сведения о запланированных мероприятиях по образованию и обучению работников;
  • этапы применения профстандартов;
  • перечень локальных нормативных актов и других документов организаций, в том числе по вопросам аттестации, сертификации и других форм оценки квалификации работников, которые нужно изменить в связи с введением профстандартов.

Проверка работников на соответствие требованиям стандарта

Вопрос из практики: как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта?

Каждый работодатель определяет порядок проверки сотрудника на соответствие профстандарта самостоятельно исходя из потребностей и особенностей трудовой деятельности в организации и фиксирует этот порядок в своих локальных актах (ст. 8 ТК РФ ). Такая проверка может стать одним из этапов внедрения профстандартов в организацию. Провести проверку может специальная рабочая группа. Итогом ее работы станет отчет о соответствии работников профстандартам, а также рекомендации по обучению тех сотрудников, чья квалификация либо знания и умения не соответствуют требованиям утвержденного профстандарта. При этом признание сотрудника не соответствующим требованиям профстандарта по итогам работы группы не может стать основанием для его увольнения .

С 1 января 2017 года в помощь работодателям будут организованы специальные центры независимой оценки квалификации. в которых в добровольном порядке сотрудники как по собственной инициативе, так и с подачи работодателя смогут пройти экзамен на соответствие профстандарту (Закон от 3 июля 2016 г. № 238-ФЗ ).

Вопрос из практики: нужно ли изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в профстандарте. В организации установлена система оплаты труда по тарифным ставкам в соответствии с разрядами ЕТКС

Работодатель обязан применять тот или иной профстандарт с учетом требований законодательства или если организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе (ст. 57 ТК РФ. Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ). При этом профстандарты не предполагают замену разряда на уровень квалификации. В самом тексте профстандарта также указано, к каком уровню квалификации относится выполнение работ по соответствующему разряду, который присвоен сотруднику. Так, например, в профстандарте «Машинист печатно-высекального агрегата», утвержденном приказом Минтруда России от 25 декабря 2014 г. № 1147н. так и указано, что к 3-му уровню квалификации относится выполнение работ машиниста 3-го разряда. При этом в данном случае имеет место совпадение уровня квалификации и разряда. А, например, в профстандарте «Сварщик», утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н. указано, что ко 2-му уровню квалификации относится выполнение сварщиком работ как по 2-му, так и по 3-му разряду.

Таким образом, при внедрении профстандартов изменять разряд сотрудника на уровень квалификации, указанный в стандарте, не требуется. Поэтому если в организации применяют систему оплаты труда работников в зависимости от установленного им разряда, то продолжайте применять эту систему без изменения разрядов. Если же работодатель одновременно с внедрением профстандартов захочет перейти на систему оплаты труда исходя из уровня квалификации, то в Положении об оплате труда пропишите размер окладов сотрудников в зависимости от уровня квалификации, а также внесите изменения в трудовые договоры сотрудников в связи с изменением системы оплаты труда.

Изменение должностных инструкций

Вопрос из практики: нужно ли менять должностные инструкции из-за введения профессиональных стандартов?

Утверждение профстандартов само по себе не является основанием для изменения должностных инструкций и трудовых обязанностей работников.

Изменить инструкции придется, если работодатель:

  • с учетом требований законодательства обязан применять тот или иной профстандарт;
  • организация решила внедрить профстандарты по собственной инициативе.

В этих случаях изменение инструкций и приведение их условий с учетом требований профстандартов станет одним из этапов внедрения стандартов в организацию .

Вопрос из практики: нужно ли в полном объеме прописывать требования профстандарта в должностной инструкции сотрудника или могут быть допущения

Работодатель определяет содержание должностной инструкции с учетом статьи 57 Трудового кодекса РФ. При этом профессиональный стандарт можно применить как рекомендательный методический документ. Исключением являются содержащиеся в профстандарте требования к квалификации. которая необходима сотруднику для выполнения его трудовой функции, установленные Трудовым кодексом РФ, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ ).

Таким образом, если сотруднику установлены требования к квалификации, то их необходимо прописать в должностной инструкции. Отражать остальные требования профстандарта в полном объеме работодатели не обязаны. Работодатель также, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами, вправе распределять трудовые функции, которые содержит профстандарт, между несколькими должностями, профессиями, специальностями и самостоятельно определять содержание и объем выполняемой сотрудником работы. Такие разъяснения дают специалисты Минтруда России в пункте 9 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Вопрос из практики: обязательно ли менять название должности сотрудника в соответствии с профстандартом, если сотрудник по этой должности имеет право на досрочную пенсию, но в списках льготников и квалификационном справочнике наименование должности указано по-другому?

Нет, не обязательно. Более того, во избежание спорных ситуаций делать этого не рекомендуется до изменения законодательства и установления полного тождества в наименовании профессий.

Работодатели обязаны применять профессиональные стандарты или квалификационные справочники в части наименования должностей, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (ст. 57 ТК РФ. п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ). Одной из таких компенсаций является досрочная пенсия за работу во вредных или опасных условиях труда. Перечень профессий и должностей, работа в которых дает право на льготную пенсию, приведен в таблице. Для оформления льготной пенсии наименование должности сотрудника должно строго соответствовать списку № 1 и списку № 2. утвержденным постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 и составленным с учетом наименований в квалификационных справочниках. Только в таком случае стаж работы по этой должности гарантированно засчитают в льготный стаж. Специалисты пенсионного фонда по-прежнему продолжают руководствоваться именно списками.

В настоящий момент на практике возникают ситуации, когда должности в списках соответствуют должностям в справочниках, но не соответствуют должностям в профстандарте. В частности, такая ситуация возникла с электрогазосварщиками. Профессия «Электрогазосварщик», которая предусмотрена в квалификационном справочнике, входит в список № 2. утвержденный постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. № 10. А в профстандарте «Сварщик». утвержденном приказом Минтруда России от 28 ноября 2013 г. № 701н. не предусмотрено наименование должности «Электрогазосварщик», в том числе в качестве альтернативного наименования должности.

Поскольку квалификационные справочники в связи с введением профстандартов не отменены. ими можно продолжать пользоваться при определении наименования должности (ст. 57 ТК РФ. п. 5 письма Минтруда России от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253 ). Более того, если сотрудник имеет право на досрочную пенсию по списку, а наименование должности в профстандарте не соответствует наименованию должности в списках льготников и квалификационном справочнике, не рекомендуем менять название должности по профстандарту до изменения законодательства и установления полного тождества в наименовании профессий либо появления иных официальных разъяснений о тождественности. Это поможет исключить спорные ситуации с сотрудниками Пенсионного фонда РФ и избежать проблем с зачетом стажа работников в льготную пенсию.

Увольнение сотрудников, не соответствующих стандартам

Вопрос из практики: можно ли уволить работника, не соответствующего профстандарту?

Нет, нельзя. Такое основание в законодательстве не предусмотрено.

Если оценочный центр или специальная рабочая группа. созданная по решению работодателя, установит несоответствие сотрудника требованиям утвержденного профстандарта, то уволить его не получится. В законодательстве четко регламентирован перечень оснований для увольнения. и несоответствие профстандарту в нем не предусмотрено. Планы добавлять такое основание законодатель также не рассматривает. Правомерность такой позиции подтверждают и специалисты Минтруда России в пункте 10 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

Если человек не соответствует профстандарту, а требование о соответствии является обязательным на законодательном или локальном уровне, то работодателю необходимо провести мероприятия по внедрению профстандартов. Один из этапов – мероприятия, направленные на доведение квалификаций, знаний и умений сотрудника до уровня, заявленного в стандарте, если вдруг выявлено несоответствие. Далее, когда все мероприятия проведены, работодатель может провести аттестацию работника. по итогам которой у работодателя при неудовлетворительных результатах уже появится законная возможность и основание для увольнения (п. 3 ч. 1 ст. 81 ТК РФ ).

Ответственность за неприменение профстандартов

Какая ответственность предусмотрена за неприменение или неправильное применение профстандартов?

Трудовой кодекс РФ устанавливает обязательность применения требований, содержащихся в профессиональных стандартах, в том числе при приеме сотрудников на работу. только в определенных случаях. предусмотренных статьей 57 Трудового кодекса РФ и Законом от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ. В других случаях применение стандартов носит рекомендательный характер.

Таким образом, если не соблюдены обязательные требования законодательства о применении профстандартов, то работодателя могут привлечь к административной ответственности по статье 5.27 Кодекса об административных правонарушениях РФ. В остальных случаях требования проверяющих органов в части применения профессиональных стандартов неправомерны. Аналогичные разъяснения дают и специалисты Минтруда России в пункте 13 письма от 4 апреля 2016 г. № 14-0/10/13-2253.

эксперт по трудовому законодательству, директор и главный редактор Системы Кадры

С уважением и пожеланием комфортной работы, Светлана Горшнева,

эксперт Системы Кадры