Руководства, Инструкции, Бланки

программа энергосбережения 2015-2019 образец теплоснабжающей организации img-1

программа энергосбережения 2015-2019 образец теплоснабжающей организации

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Презентация на тему: Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих деятельность в сфере те

Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения ГКУ ЛО «ЦЕНТР. - презентация

1 Реализация программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения ГКУ ЛО «ЦЕНТР ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ»

2 Концепция развития топливно-энергетических ресурсов для котельных Ленинградской области состоит в оптимизации структуры топливного баланса за счет: - более широкого использования местных видов топлива - газификации объектов теплоснабжения - уменьшения объемов потребления мазута и угля 2

3 С ОСТОЯНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕЙ СИСТЕМЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ Л ЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ Коммунальные котельные и тепловые сети находятся в изношенном состоянии. Уровень их износа составляет свыше 70%. В наиболее плохом состоянии находятся муниципальные котельные, принятые от обанкротившихся промышленных предприятий, воинский частей, других организаций Использование для производства тепловой энергии дорогостоящих видов топлива (мазута, печного и дизельного видов топлива), отсутствие или недостаточное использование возобновляемых местных видов топлива (отходов деревообработки) 3

4 Отсутствие единых схем теплоснабжения городов и сельских населенных пунктов, что приводит к неэффективному использованию мощностей, к неоптимальному выбору проектных решений Планово-предупредительный ремонт сетей и оборудования практически полностью уступил место аварийно-восстановительным работам Наличие котельных с установленной мощностью, завышенной в 1,3 – 1,8 раза против фактически присоединенной тепловой нагрузки Высокие расходы на выработку, транспортировку энергии и компенсацию потерь при ее транспортировке достигают до 30-40%, что приводит к установлению соответствующих тарифов 4

5 Разработано и предоставлено в ГКУ ЛО «ЦЭПЭ ЛО» 125 программ 83 программы отправлено на доработку (несоответствие нормативно- законодательной базе) 83 программы отправлено на доработку (несоответствие нормативно- законодательной базе) Согласовано ГКУ ЛО «ЦЭПЭ ЛО» 42 программы Согласовано ГКУ ЛО «ЦЭПЭ ЛО» 42 программы Всего 132 Всего 132 Информация о разработке программ энергосбережения регулируемых организаций, осуществляющих деятельность по производству и передаче тепловой энергии по состоянию на г.

6 Федеральный закон Российской Федерации от 23 ноября 2009г. 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» Постановление Правительства Российской Федерации от 15 мая 2010г. 340 «О порядке установления Требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности» Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009г «О требованиях к региональным и муниципальным программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Приказ министерства экономического развития Российской Федерации от г. 61 «Об утверждении примерного перечня мероприятий в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, который может быть использован в целях разработки региональных, муниципальных программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» Приказ министерства регионального развития Российской Федерации от г. 273 «Об утверждении методики расчета значений целевых показателей в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в том числе в сопоставимых условиях» Приказ комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 28 декабря 2011г. 239-п «Об утверждении Требований по разработке программ энергосбережения организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности на территории Ленинградской области» 6

7 Ц ЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ, ОТРАЖАЕМЫЕ В ПРОГРАММАХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ. - расход условного топлива на производство и отпуск 1 Гкал тепловой энергии - расход электрической энергии и воды на отпуск 1 Гкал тепловой энергии - расход тепловой энергии на собственные производственные нужды котельной, в абсолютном выражении и в процентах от объема производства энергии - коэффициент полезного действия котельной - степень оснащенности котельной приборами учета топлива, воды и электрической и тепловой энергии, обеспечивающих составление достоверного топливно-энергетического баланса котельной, фактическое число оснащенных должным образом точек и узлов учета ТЭР, в процентах по каждому виду ТЭР, от необходимого числа точек и узлов учета поступающих и отпускаемых энергоресурсов и энергоносителе 7

8 Ц ЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ, ОТРАЖАЕМЫЕ В ПРОГРАММАХ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПЕРЕДАЧУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ. - балансовые потери тепловой энергии, в том числе технологические и коммерческие потери, в процентах к отпуску энергии в тепловую сеть - расход электрической энергии на перекачку 1 тонны теплоносителя - удельный расход воды на подпитку тепловых сетей в расчете на одну полезно отпущенную потребителям Гкал - степень оснащенности тепловых сетей приборами учета тепловой энергии: фактическое число оснащенных надлежащим образом точек и узлов учета тепловой энергии в процентах от общего числа точек и узлов учета 8

9 Структурная схема теплоснабжения Природные энергетические ресурсы Невозобновляемые/ возобновляемые Котельные установки ТЭЦ, ПГУ, Мини-ТЭЦ (ГПУ, ГТУ) Выработка тепла Тепловые сети Коммунально-бытовые потребители Промышленные потребители 9

10 И СПОЛЬЗОВАНИЕ ВИЭ НА КОТЕЛЬНЫХ Л ЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 10 По сравнению с 2010 годом количество котельных, работающих на ВИЭ, увеличилось с 20 до 24 шт. 2 30,9 55,9 10,5

11 Потери при производстве, передаче и потреблении энергоресурсов до 22% 8-12% до 16% 11

13 п/пМероприятие Оценка эффективности мероприятия 1 Составление руководств и режимных карт эксплуатации, управления и обслуживания оборудования и периодический контроль со стороны руководства учреждения за их выполнением 5-10% от потребляемого топлива 2Поддержание оптимального значения коэффициента избытка воздуха1-3% 3Установка водяного поверхностного экономайзера за котломдо 5-6% 4 Применение за котлоагрегатами установок глубокой утилизации тепла, установок использования скрытой теплоты парообразования уходящих дымовых газов (контактный теплообменник) до 15% 5Повышение температуры питательной воды на входе в барабан котла2% на каждые 10 0 С 6Подогрев питательной воды в водяном экономайзере1% на каждые 6 0 С 7Содержание в чистоте наружных и внутренних поверхностей нагрева котладо 10% 8 Теплоизоляция наружных и внутренних поверхностей котлов и теплопроводов, уплотнение клапанов и тракта котлов (температура на поверхности обмуровки не должна превышать 55 0 С) до 19% 9Перевод котельных на газовое топливо в 2-3 раза снижается стоимость 1 Гкал 10Установка систем учета расходов топлива, электроэнергии, воды и отпуска тепладо 20% 11Автоматизация управления работой котельнойдо 30% 12Модернизация котлов типа ДКВР для работы в водогрейном режиме увеличение КПД до 94% 13 Применение частотного привода для регулирования скорости вращения насосов, вентиляторов и дымососов до 30% от потребляемой ими электроэнергии Оценка эффективности мероприятий на источниках теплоснабжения 13

15 О СНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПРОГРАММ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ РЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ПРОИЗВОДСТВО И ПЕРЕДАЧУ ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ НА ТЕРРИТОРИИ Л ЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ 15

16 О РГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ( В ТОМ ЧИСЛЕ НА СОБСТВЕННЫЕ НУЖДЫ ) Проведение энергетического обследования Обучение персонала Модернизация внутреннего и наружного освещения с использованием энергосберегающих ламп срок окупаемости до 2-х лет. Утепление зданий, замена оконных блоков на стеклопакеты - срок окупаемости от 4 до 15 лет. Пропаганда энергосбережения 16

17 П РОИЗВОДСТВО ТЕПЛОВОЙ ЭНЕРГИИ 17 установка блок- модульных котельных (срок окупаемости от 3 до 8 лет) замена существующих котлоагрегатов на более энергоэффективные замена сетевых насосов установка приборов учета автоматизация работы котельной перевод на ВИЭ МОДЕРНИЗАЦИЯ (РЕКОНСТРУКЦИЯ) КОТЛЬНЫХ (СРОК ОКУПАЕМОТИ ОТ 2 ДО 5 ЛЕТ) перевод котельных на газ установка частотно- регулируемых приводов электродвигателей 17

18 Замена и реконструкция тепловых сетей. Срок окупаемости от 3 до 20 лет Распределение тепловой энергии потребителям Установка приборов учета потребляемых ресурсов Установка центральных и индивидуальных тепловых пунктов 18 Передача тепловой энергии

19 Д ИНАМИКА ОСНОВНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ЭНЕРГОСБЕРЕГАЮЩИХ МЕРОПРИЯТИЙ Модернизация котельных с переводом на газовое топливо Реконструкция и модернизация тепловых сетей 19 Целевой показатель Начало реализации Конец реализации Региональная программа ЛО (2015г.) Удельный расход условного топлива, кг у.т./Гкал 234,46148,08163,1 Потери тепловой энергии при передаче, % 11,449,228

20 Источники финансирования: - собственные, заемные, средства инвесторов, тарифная надбавка - средства местного, областного, федерального бюджетов Анализ отчетов, предоставленных 71 регулируемой организацией (включенных в Региональную программу «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности Ленинградской области на годы и на перспективу до 2020 года") за 2011 год показал, что источники финансирования распределились следующим образом: бюджетные источники – 60% внебюджетные источники – 40% 20 Источники финансирования энергосберегающих мероприятий

Другие статьи

Тарифы и тарифная политика

323 Admin 09 июля 2013

Экспертное сообщество и крупный частный бизнес активно обсуждают возможности введения многоставочных тарифов в коммунальном секторе, в том числе в сфере теплоснабжения. Двухставочные тарифы в электроэнергетике (день/ночь) сегодня уже действуют в ряде городов, в том числе в Москве. Их внедрение в электроэнергетике прошло для многих незамеченным. Почему так активно ведутся разговоры о двухставочных тарифах в коммунальном секторе? Что не устраивает в существующей системе тарифообразования? Чем плохи одноставочные тарифы? Какие варианты многоставочных тарифов используются сегодня в различных странах? Рассмотрению этих вопросов посвящена настоящая статья.

Недостатки одноставочных тарифов

Чем не устраивают коммунальные предприятия одноставочные тарифы? Для того чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим график зависимости доходов предприятия от количества отпуска тепловой энергии (рис. 1).

Рис. 1. Зависимость доходов предприятия от количества отпуска тепловой энергии

Для того чтобы разобраться в представленном графике, вспомним основы формирования тарифов на тепловую энергию. Теплоснабжающая организация, основываясь на имеющейся статистической информации, определяет количество тепловой энергии, которое необходимо выработать в следующем регулируемом периоде. Под плановое количество выработки тепловой энергии формируется производственная программа и рассчитываются затраты предприятия, которые делятся на плановое количество выработки тепловой энергии. Таким образом, определяется стоимость единицы тепловой энергии. Далее регулирующий орган рассматривает эту заявленную стоимость и в итоге устанавливает тариф на тепловую энергию. Представленная схема тарифного регулирования является очень укрупненной, но достаточно точно отражает то, что происходит при установлении одноставочных тарифов.

На рисунке точка «В» соответствует плановому количеству потребления тепловой энергии. Если теплоснабжающая организация в регулируемый период продаст тепловой энергии ровно столько, сколько было запланировано при тарифном регулировании, то она получит доход, обозначенный на графике точкой «К» и равный 100% запланированных доходов. Доходы теплоснабжающей организации линейно зависят от объемов реализации. При одноставочном тарифе доходы теплоснабжающей организации равны нулю, если организация не реализует тепловую энергию. Прямая «СD» на графике иллюстрирует зависимость доходов предприятия от количества отпущенной тепловой энергии. Чем больше отпущено тепловой энергии, тем больше доходы предприятия.

Реальная динамика затрат предприятия существенно отличается от динамики доходов предприятия, выраженной прямой «CD». Даже когда теплоснабжающая организация не продает тепловую энергию, затраты от нуля отличаются. Представим себе поселение, в котором отсутствует горячее водоснабжение, но все дома оборудованы системой теплоснабжения. Летом, когда теплоснабжающая организация не подает тепловую энергию потребителям, она несет реальные затраты, связанные с содержанием и ремонтом систем теплоснабжения. Следовательно, доходы и расходы при оплате фактически потребленной тепловой энергии только в отопительный период с использованием одноставочных тарифов не сбалансированы. В этом случае возникают кассовые разрывы, которые необходимо закрывать за счет кредитных средств. Суммарно за год все необходимые для реализации производственной программы средства теплоснабжающая организация получит. Но поскольку структура доходов и расходов не совпадает, то необходимо увеличить объем оборотных средств или перекредитоваться. И то, и другое имеет свою цену и, в конечном счете, увеличивает стоимость услуг, а значит и тарифы.

Недостатки одноставочных тарифов в России немного нивелируются тем, что граждане, в соответствии с законодательством, оплачивают отопление не только в отопительный период, но и летом, когда отопление отсутствует. Это следует из Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ №307 от 23 мая 2006 г. Причем, это происходит как при наличии общедомового прибора учета тепловой энергии, так и при его отсутствии и оплате потребителями по нормативу отопления1. Даже если теплоснабжающая организация выставляет управляющей организации или товариществу собственников жилья счет за всю потребленную тепловую энергию, то они не имеют возможности полностью эти счета оплатить.

Правила предоставления коммунальных услуг (пункт 8) требуют координации договоров ресурсоснабжения и положений Правил, в том числе и по порядку оплаты потребленной тепловой энергии равномерно в течение года. По этому вопросу разъяснения в письмах Министерства регионального развития РФ от 13 февраля 2007 г. №2479-РМ/07 «О применении п.8 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. №307» и от 29 ноября 2007 г. №21492-СК/07 «О заключении договоров исполнителей коммунальных услуг с ресурсоснабжающими организациями». Однако сегодня во многих российских городах игнорируется данный пункт законодательства, а прокуратура закрывает на это глаза. В таких городах граждане оплачивают отопление только в отопительный период, а в межотопительный период плата за отопление с потребителей не взимается. Объясняется это просто — граждане летом не получают услугу отопления, поэтому не должны ее оплачивать. Игнорируя требования законодательства, главы таких городов ухудшают и без того сложное финансовое положение теплоснабжающих организаций и увеличивают стоимость коммунальных услуг на стоимость обслуживания привлекаемых кредитов.

Норматив отопления в соответствии с Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ №306 от 23 мая 2006 г. рассчитывается как частное расчетного количества тепловой энергии, потребляемой за один отопительный период многоквартирным домом, не оборудованным приборами учета (при использовании расчетного метода), или суммарного расхода тепловой энергии на отопление жилых помещений многоквартирного дома, определенный как сумма показаний коллективных приборов учета за отопительный период при использовании метода аналогов и экспертного метода и 12 месяцев, приведенного к единице площади отапливаемых (жилых) помещений в доме.

Постоянные и переменные затраты

Затраты предприятия на производство тепловой энергии можно разбить на две составляющие: условно постоянные и условно переменные. Условно постоянными назовем те затраты, которые организация теплоснабжения несет независимо от того, поставляется тепловая энергия потребителям или нет. Для того чтобы понять, что такое условно постоянные затраты и каков их размер, представим себе ситуацию, когда все граждане поселения «Х» на год выезжают отдыхать и теплоснабжающая организация в течение года не продает тепловую энергию. При этом она обслуживает системы теплоснабжения, поддерживая их в рабочем состоянии. Через год все граждане возвращаются и требуют включить отопление и горячее водоснабжение. Затраты, которые несло предприятие в течение года отсутствия потребителей, и есть условно постоянные затраты.

Затраты, связанные с производством тепловой энергии, являются условно переменными. Эти затраты зависят от количества отпущенной тепловой энергии.

Условно постоянные затраты предприятия на графике отмечены точкой «Е». Сумма условно постоянных затрат и условно переменных затрат — это реальные затраты предприятия на производство тепловой энергии, которые представлены на графике прямой «ЕМ». Что иллюстрирует данная прямая? Если количество отпуска тепловой энергии равно нулю, то затраты предприятия равны условно постоянным затратам. Если количество продаваемой тепловой энергии увеличивается, то затраты предприятия растут пропорционально количеству отпущенной тепловой энергии.

Дисбаланс интересов

Проанализируем преимущества и недостатки одноставочных тарифов. На рисунке прямая «CD» иллюстрирует доходы организации теплоснабжения при одноставочных тарифах, а прямая «ЕМ» — реальные затраты предприятия. Области, в которых прямая «CD» проходит ниже прямой «ЕМ», — это области убыточной деятельности организации коммунального комплекса. Области, в которых прямая «CD» проходит выше прямой «ЕМ», — это области прибыльной деятельности теплоснабжающей организации.

В России много поселений, где рентабельность теплоснабжающей организации устанавливается равной нулю. На графике такой случай обозначен точкой «Н». В таких поселениях даже незначительное отклонение отпуска тепловой энергии от плановых показателей в сторону уменьшения приводит к возникновению убытков у теплоснабжающей организации.

Как видно из графика, если теплоснабжающая организация отпускает тепловой энергии меньше планового количества, то прибыль предприятия начинает быстро сокращаться (если такая прибыль предусмотрена при формировании тарифов). А если количество отпуска тепловой энергии будет менее критического уровня, который обозначен на графике точкой «А», то организация при соблюдении всех требований к качеству отпускаемой тепловой энергии все равно получит убытки. Если теплоснабжающая организация продаст тепла больше планового количества, то и прибыль ее будет значительно выше плановой рентабельности.

Следует заметить, что количество отпускаемого тепла не зависит от работы теплоснабжающей организации, а зависит от продолжительности отопительного сезона и температуры наружного воздуха в отопительный период. В случае короткой и теплой зимы организация теплоснабжения при одноставочных тарифах получит убытки (при условии своевременного окончания отопительного периода с учетом температуры наружного воздуха). Если зима будет продолжительной и холодной организация получит существенную прибыль.

Именно недостатками одноставочных тарифов объясняется феномен отопления помещений весной. На улице тепло, а теплоснабжающая организация усиленно отапливает помещения. Потребители вынуждены открывать окна, чтобы обеспечить комфортные условия для проживания при имеющемся «перетопе». Теплоснабжающей организации необходимо отпустить максимальное количество тепловой энергии потребителям. К этому подталкивает экономика, заложенная в одноставочном тарифе. В результате возникает дисбаланс интересов потребителей, которые стремятся к экономии издержек на отопление, и теплоснабжающих организаций, которые заинтересованы в получении прибыли (или уходе от убытков).

Доходы при двухставочном тарифе

Представим графически доходы теплоснабжающей организации при двухставочном тарифе, которые включают:

  • условно постоянные затраты, соответствующие стоимости обеспечения готовности коммунальной инфраструктуры;
  • условно переменные затраты, соответствующие стоимости фактически потребленного количества тепловой энергии;
  • плановую величину прибыли.

График доходов организации теплоснабжения при двухставочном тарифе представлен на рисунке прямой «FG». Как видно из рисунка, при двухставочном тарифе финансовые результаты деятельности компании не будут зависеть от объема отпуска тепловой энергии, а значит — от погодных условий. Теплоснабжающая организация может получать прибыль от своей деятельности, если обеспечит поставку необходимого потребителю количества тепловой энергии.

Особенно острой проблема введения двухставочных тарифов становится при массовым использовании приборов учета для коммерческих расчетов за поставленные ресурсы. В этой ситуации все сложнее становится точно спрогнозировать объем продаж. Следовательно, повышаются и риски ресурсоснабжающих предприятий, особенно с учетом того, что установка приборов учета формирует мотивы к рациональному ресурсопользованию у потребителей.

Следует отметить, что двуставочный тариф не решает всех проблем оптимизации отношений потребителя и производителя.

Например, в Дании используются трехставочные тарифы. Чем же не устроили датчан двухставочные тарифы и зачем они придумали трехставочные? Задача тарифного регулирования заключается в том, чтобы через систему тарифов создать стимул для эффективного поведения всех участников процесса генерации, транспортировки и потребления ресурсов. Двухставочные тарифы имеют один существенный недостаток. При их применении у населения не формируется мотивация к более эффективному использованию тепловой энергии, потребляемой в доме. Наоборот, они уменьшаются по сравнению с применением одноставочных тарифов. В случае приборного учета сокращается заинтересованность потребителя в ресурсосбережении, поскольку уменьшается плата непосредственно за тепловую энергию.

Таким образом, при введении двуставочных тарифов маятник резко (и обоснованно) качнется в сторону производителя. Есть ли возможность вернуть этот маятник в нейтральное положение, более точно сбалансировать интересы?

Стимул для повышения эффективности

Рассмотрим, как сегодня устроена система теплоснабжения в доме. Существует температурный график, по которому температура входящего теплоносителя зависит от температуры наружного воздуха. А температура обратного теплоносителя должна являться постоянной величиной. Например, температурный график 90/70 (наиболее часто используемые параметры температурного графика) означает, что теплоноситель в дом должен прийти нагретым до 90°С, а выйти из дома — охлажденным до 70°С. Иными словами, эти 20° обеспечивают съем тепловой энергии для нужд потребителей.

Возникает вопрос: почему только 20°, почему не больше? Ответ — так принято (заложено в проектные решения). Но ведь если бы в доме осталось не 20°, а например 40°, то можно было бы обойтись гораздо меньшим количеством теплоносителя, потребление тепла стало бы более эффективным. Можно ли это реализовать технически? Да, и во многих странах Европы это осуществляется.

Теплоснабжающая организация не может заставить потребителей использовать тепловую энергию более эффективно. Именно для создания мотиваций для потребителей и были придуманы трехставочные тарифы. Одна ставка тарифа является условно постоянной (стоимость обеспечения готовности внешних систем коммунальной инфраструктуры) и составляет около 40% полного тарифа. Вторая составляющая тарифа зависит от количества потребления тепловой энергии и составляет 30% полного тарифа (стоимости фактически потребленного количества тепловой энергии). Третья составляющая зависит от объема теплоносителя, прошедшего через дом, и составляет 30% полного тарифа. Чем больше теплоносителя прошло через дом, тем больше потребители должны заплатить. Появляется стимул для более эффективного использования тепловой энергии. В этом отличие трехставочных тарифов от одноставочных и двухставочных.

Для более эффективного использования тепловой энергии необходимы значительные инвестиции в переоборудование внутридомовых систем теплоснабжения и источников тепловой энергии. По этой причине трехставочные тарифы в настоящее время не будут востребованы в регионах.

Подводя итог, можно отметить следующее:

  • одноставочные тарифы — это наше прошлое, которое тормозит развитие коммунального комплекса и увеличивает риски инвестиций в коммунальный сектор;
  • двухставочные тарифы — это наше настоящее, и необходимо срочно переходить от одноставочных тарифов на двухставочные;
  • трехставочные тарифы — это наше будущее, для которого необходимо формировать нормативно правовую базу уже сегодня.