Категория: Бланки/Образцы
Порядок разбора имени существительного
Порядок разбора имени прилагательного
Порядок разбора местоимения
Порядок разбора глагола
Порядок разбора предложения
Порядок разбора слова по составу
Оборудование: картинка грача, карточки со словами, картина Саврасова "Грачи прилетели", кластеры, ракеты, карточки для проверки.
I. Организационный момент.
2) Запись числа, классной работы
- Кто изображен на картинке?
- Как пишется слово грач?
- Что это за птица?
- Кто может назвать картину знаменитого художника с изображением этих птиц?
- Вспомните пословицы о граче.
- Как вы относитесь к птицам?
- Подумайте почему я завела речь о этой птице?
- Какой сегодня день? (День который на Руси зовётся - День Герасима Грачевника.
Этот день совпал со временем прилёта грачей. По поведению птиц судили о весне. Существовала примета: если грачи на старые гнёзда летят - весна будет дружная.)
Попробуем перефразировать примету. Продолжите мысль.
Наш урок русского языка удастся, если :
II. Орфографическая минутка и индивидуальная работа по карточкам
Попробуйте составить слово, используя данные соединения букв.
- Составьте устно простое предложение, с однородными членами используя это слово.
- Запишите данное предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.
Отшумели все м.тели и м.розы (не)трещ:т.
- О каком времени года идет речь?
- Какая орфограмма в слове весна? Как проверить безударную гласную в корне?
- Попробуем разобрать это предложение по косточкам.
- Что означает данный фразеологизм? (Разобрать подробно, обстоятельно, по мелочам.)
- Выделить орфограммы и разобрать предложение, то есть выполнить синтаксический разбор и сделать схему.
- Что объединяет слова: отшумели, не трещат.
(Часть речи - глагол, II спр. множественное число).
(Значением, формой времени, видом).
- Найти лишнее слово и выполнить морфологический разбор этого слова.
Проверка работы групп.
- Что мы указываем сначала, выполняя морфологический разбор? Что такое начальная форма существительного?
- Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных?
Наездник по гладкой [глаткай]
- Разбор какой части речи не провели? Чем будем заниматься на уроке?
Сформулируйте и запишите тему: разбор глагола, как части речи.
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Какие постоянные признаки есть у глагола?
- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?
- Что помогало вам при разборе существительных и прилагательных? (Нам помогал кластер).
- Поработайте в группах и предложите свой вариант кластера, помогающий при разборе глагола.
- Давайте попытаемся выполнить разбор глагола, как части речи с опорой на кластер.
VI. Работа по учебнику. Упр. 271 стр.82
Работа по образцу (устно).
Светлеет - (что делает?) неопр.ф.светлеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Яснеет - (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Работа в группах
Белеют - (что делают?) неопр.ф.белеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
Зеленеют - (что делают?) неопр.ф.зеленеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
Всплывает - (что делает?) неопр.ф.всплывать, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Я называю глагол, вы выполняете действие.
VIII. Закрепление пройденного материала.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой.
На выбор 2 глагола. Упр. 272 стр.78
Идёте - (что делаете?) неопр.ф.идти, гл. 1 спр. наст.вр. 2-е л. мн.ч. сказуемое
Яснеет - (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Восходит - (что делает?) неопр.ф.восходить, гл. 2 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Мелькают - (что делают?) неопр.ф.мелькать, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
2. групповая работа
Составьте синквейн - глагол.
- Почему при разборе глагола как части речи сначала указывают спряжение, а потом время, число, лицо.
- У кого возникли трудности?
- А теперь начнем подготавливаться к математике и обратимся к цифрам.
Завтра 18 марта 2011года, сколько лет исполняется с того момента, как впервые наш космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос (46 лет). Это был прорыв. Мы были первые в мире, покорившие космос. И, сейчас, спустя 46 лет мы гордимся теми людьми, которые столько сделали для России.
- Я горжусь вашей работой на уроке.
- Настало время, вам оцените свои достижения на уроке, индивидуальную работу покажите в иллюминаторах, а работу вашей группы - в носовой части ракеты. Чья же ракета достигла сегодня наивысших высот? А кто еще должен тренироваться?
Упр.153 (дидактический материал)
Проверь себя Упражнение № 1 Подготовьтесь к проведению конференции на тему «Что мы узнали о словах русского языка». Для сообщения выберите любую группу слов (однозначные и многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, устаревшие и новые слова, фразеологизмы). Для иллюстрации можно использовать словари, рисунки.
Проверь себя Упражнение № 2 Прочитайте слова. Рассмотрите схему. Объясните, все ли слова состоят из данных значимых частей.
Лесник, подъезд, красный, лесной, полоска, хорошо.
• Запишите слова, соответствующие данной схеме. Выделите в них все значимые части слова.
Проверь себя Упражнение № 3 Прочитайте. Запишите только те слова, в которых одинаковое количество звуков и букв. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
Ключ, вьюга, солнце, шмель, яхта, съезд, мяч.
Проверь себя Упражнение № 4 Выберите любое правило. Подготовьте сообщение о том, как применить это правило при письме. Назовите слова, в которых есть орфограмма на это правило.
Разделительный мягкий знак пишется после согласных в корне или после корня перед буквами: е, ё, ю, я, и. А разделительный твёрдый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным перед буквами е, ё, ю, я.
Примеры употребления разделительного мягкого знака: семья, вьюн, льёт, раздолье.
Примеры употребления разделительного твёрдого знака: отъезд, съёмка.
Проверь себя Упражнение № 5 Прочитайте.
Ноч..ю приш..л первый зам..розок 3. Он надышал 3 хол..дом на стёкла в доме, и они з..потели, п..сыпал з..рнистым 3 инеем крыши, з..хрустел под ногами.
• Спишите, вставляя пропущенные буквы.
• Укажите над каждым словом, какой частью речи оно является.
Разбор слова «заморозок» как часть речи
Заморозок - сущ. что. н. ф. – заморозок, нариц. неодуш. м. р. 2-го скл. в им. П. в ед. ч. гл. чл.
Разбор слова «надышал» как часть речи
Надышал - гл. что сделал. н. ф. – надышать, 2 спр. в прош. вр. в 3-м л. в ед. ч. в м. р. сказ.
Разбор слова «зернистым» как часть речи
Зернистым - прил. каким. н. ф. – зернистый, м. р. в тв. п. в ед. ч. вт. чл.
Тема:«Разбор глагола, как части речи».
Сформировать мотивацию к обучению и познанию данной темы через метапредметную связь.
Организовать совместную деятельность для решения конкретных проблем.
Способствовать развитию орфографической зоркости, совершенствовать умение разбирать глагол как часть речи, совершенствовать каллиграфические навыки.
Развивать критическое мышление, коммуникативные способности, проводить самоанализ; Воспитывать умение слушать и уважать другое мнение, расширять кругозор;
Оборудование: картинка грача, карточки со словами, картина Саврасова «Грачи прилетели», кластеры, ракеты, карточки для проверки.
I .Организационный момент.
2) Запись числа, классной работы
-Кто изображен на картинке?
Как пишется слово грач?
-Что это за птица?
-Кто может назвать картину знаменитого художника с изображением этих птиц?
- Вспомните пословицы о граче.
-Как вы относитесь к птицам?
-Подумайте почему я завела речь о этой птице?
- Какой сегодня день? (День который на Руси зовётся – День Герасима Грачевника.
Этот день совпал со временем прилёта грачей. По поведению птиц судили о весне. Существовала примета: если грачи на старые гнёзда летят – весна будет дружная.)
Попробуем перефразировать примету. Продолжите мысль.
Наш урок русского языка удастся, если …
II .Орфографическая минутка и индивидуальная работа по карточкам
Попробуйте составить слово, используя данные соединения букв.
- Составьте устно простое предложение, с однородными членами используя это слово.
-Запишите данное предложение, расставив знаки препинания и пропущенные буквы.
Отшумели все м.тели и м.розы (не)трещ…т.
-О каком времени года идет речь?
-Какая орфограмма в слове весна? Как проверить безударную гласную в корне?
-Попробуем разобрать это предложение по косточкам.
-Что означает данный фразеологизм? (Разобрать подробно, обстоятельно, по мелочам.)
-Выделить орфограммы и разобрать предложение, то есть выполнить синтаксический разбор и сделать схему.
-Что объединяет слова: отшумели, не трещат.
(Часть речи- глагол, II спр. множественное число).
(Значением, формой времени, видом).
VI .Работа в группах.
- Найти лишнее слово и выполнить морфологический разбор этого слова.
I группа II группа III группа IV группа
счас..ливый у д…машн… очага (Р.п.)
капус..ный под ос…нн… дождем (Т.п.)
наез..ник по гла…кой дороге (Д.п.)
Проверка работы групп.
-Что мы указываем сначала, выполняя морфологический разбор? Что такое начальная форма существительного?
-Как проверить безударную гласную в окончании имен прилагательных?
Наездник по гладкой [глаткай]
-Разбор какой части речи не провели? Чем будем заниматься на уроке?
Сформулируйте и запишите тему: разбор глагола, как части речи.
- Что такое глагол?
- Как изменяются глаголы?
- Какие постоянные признаки есть у глагола?
- Как определить спряжение глагола, если окончание безударное?
-Что помогало вам при разборе существительных и прилагательных? (Нам помогал кластер).
-Поработайте в группах и предложите свой вариант кластера, помогающий при разборе глагола.
-Давайте попытаемся выполнить разбор глагола, как части речи с опорой на кластер.
VI .Работа по учебнику. Упр. 271 стр.82
Работа по образцу (устно).
Светлеет- (что делает?) неопр.ф.светлеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Яснеет- (что делает?) неопр.ф.яснеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Работа в группах
Белеют-(что делают?) неопр.ф.белеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
Зеленеют-(что делают?) неопр.ф.зеленеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
Всплывает- (что делает?) неопр.ф.всплывать, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Я называю глагол, вы выполняете действие.
VIII. Закрепление пройденного материала.
1.Самостоятельная работа с самопроверкой.
На выбор 2 глагола. Упр. 272 стр.78
Идёте-(что делаете?) неопр.ф.идти, гл. 1 спр. наст.вр. 2-е л. мн.ч. сказуемое
Яснеет-(что делает?) неопр.ф.яснеть, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Восходит-(что делает?) неопр.ф.восходить, гл. 2 спр. наст.вр. 3-е л. ед.ч. сказуемое
Мелькают-(что делают?) неопр.ф.мелькать, гл. 1 спр. наст.вр. 3-е л. мн.ч. сказуемое
2. групповая работа
Составьте синквейн - глагол.
-Почему при разборе глагола как части речи сначала указывают спряжение, а потом время, число, лицо.
-У кого возникли трудности?
-А теперь начнем подготавливаться к математике и обратимся к цифрам.
Завтра 18 марта 2013года, сколько лет исполняется с того момента, как впервые наш космонавт Алексей Леонов впервые вышел в открытый космос (48 лет). Это был прорыв. Мы были первые в мире, покорившие космос. И, сейчас, спустя 46 лет мы гордимся теми людьми, которые столько сделали для России.
-Я горжусь вашей работой на уроке.
-Настало время, вам оцените свои достижения на уроке, индивидуальную работу покажите в иллюминаторах, а работу вашей группы - в носовой части ракеты. Чья же ракета достигла сегодня наивысших высот? А кто еще должен тренироваться?
X. Домашнее задание.
Упр.153 (дидактический материал)
Русский язык. 4 класс.
Образовательная система «Школа 2100».
Учитель: Комкина Галина Александровна.
Дата проведения: 22 апреля.
Тема: Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу.
Тип урока: урок рефлексии.
Деятельностная цель: способствовать формированию умения фиксировать и
анализировать затруднения в собственной учебной деятельности.
Содержательная цель: закрепление и коррекция изученных способов разбора глагола,
написания и проверки орфограмм в глаголах.
направленные на достижение предметных результатов:
совершенствовать орфографические умения;
совершенствовать умения разбирать глагол по составу и как часть речи;
развивать слуховую, зрительную и кинестетическую память.
направленные на достижение метапредметных результатов:
совершенствовать умение ставить цели, планировать свою
деятельность, сличать результат с эталоном, корректировать и
оценивать свою учебную деятельность;
обогащать словарный запас;
развивать умение строить речевое высказывание;
учить планировать учебное сотрудничество.
направленные на достижение личностных результатов:
формировать умение делать выбор заданий относительно своих
способствовать формированию адекватной самооценки.
Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
1. Этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности.
Цели: обеспечение высокого уровня вовлечённости учащихся в учебную деятельность, стимулирование активной и осознанной деятельности учащихся.
Помогает учащимся сформулировать цель урока и устанавливает тематические рамки повторяемого содержания:
1.- Начинаем урок рефлексии по теме «Глагол как часть речи. Разбор глагола по составу».
2. Учитывая это, сформулируйте цель нашего урока рефлексии.
Учитель при необходимости помогает учащимся наводящими вопросами, схематично записывает на доске озвученную ребятами цель.
1. Формулируют цели урока: провести самоанализ (или проанализировать) умею или не умею писать глаголы с безударными личными окончаниями, находить и исправлять ошибки в словах; разбирать глагол по составу и как часть речи.