Руководства, Инструкции, Бланки

п.18.6.3 инструкции 138-и img-1

п.18.6.3 инструкции 138-и

Категория: Инструкции

Описание

Судебные решения

Судья Череваткина Е.Н. Дело № 21-245

07 августа 2014 года город Саратов

Судья Саратовского областного суда Желонкина Г.А.

при секретаре Хмара Л.А.

рассмотрев жалобу генерального директора открытого акционерного общества «<данные изъяты> Лазарева М.С. на решение Кировского районного суда города Саратова от 02 июля 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении Лазарева М.С.

постановлением руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № от <дата> Лазарев М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей.

Решением судьи Кировского районного суда города Саратова от 02.07.2014 года постановление должностного лица отменено, дело направлено на новое рассмотрение в территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области.

Лазарев М.В. будучи несогласным с решением судьи в части направления дела на новое рассмотрение должностному лицу, обратился в областной суд с жалобой, в которой просит отменить решение судьи в указанной части с прекращением производства по делу. В обоснование доводов жалобы указывает, что на момент рассмотрения жалобы срок давности привлечения его к административной ответственности истек, направляя дело на новое рассмотрение, судья районного суда не учел, что истечение сроков, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ, препятствует повторному рассмотрению дела.

Изучив материалы дела, заслушав представителей Лазарева М.С. – Лобызову Т.В. и Сотель А.П. поддержавших жалобу прихожу к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со статьей 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Из дела об административном правонарушении следует, что постановлением руководителя территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области № от <дата> Лазарев М.С. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 4000 рублей. По мнению должностного лица, правонарушение выразилось в том, что Лазарев М.С. являясь генеральным директором ОАО «<данные изъяты> в нарушение требований пункта 9.2.2. Инструкции Банка России от 04.06.2012 № 138-И несвоевременно представил подтверждающий документ и справку о подтверждающих документах в банк ПС (нарушение срока представления более 30 дней).

В соответствии с частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции, действовавшей на момент совершения административного правонарушения) нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций более чем на тридцать дней влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон №173-ФЗ) Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Согласно пункту 1 части 2 статьи 24 Закона №173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом

В силу статьи 5 Закона № 173-ФЗ органами валютного регулирования в Российской Федерации являются Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации. Для реализации функций, предусмотренных настоящим Федеральным законом, Центральный банк Российской Федерации и Правительство Российской Федерации издают в пределах своей компетенции акты органов валютного регулирования, обязательные для резидентов и нерезидентов. Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - Центральным банком Российской Федерации (пункт 2 часть 3 статьи 23 указанного Закона).

Подпунктом 9.1.3 Инструкции Банка России от 04.06.2012 №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкции №138-И) предусмотрено, что при исполнении (изменении, прекращении) обязательств по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, резидент представляет в банк ПС одновременно с одним экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к настоящей Инструкции, следующие документы, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) способом, отличным от исполнения обязательств по контракту (кредитному договору) в виде расчетов, или документы, подтверждающие изменение обязательств по контракту (кредитному договору): в случае выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, - акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используемые резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и обычаями делового оборота.

В соответствии с подпунктом 9.2.2 Инструкции №138-И справка о подтверждающих документах и подтверждающие документы, указанные в пункте 9.1 настоящей Инструкции, представляются резидентом в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после окончания месяца, в котором были оформлены подтверждающие документы, указанные в подпунктах 9.1.2 - 9.1.4 пункта 9.1 настоящей Инструкции.

В пункте 3.6 Инструкции №138-И закреплено, что в случае осуществления валютных операций, связанных с зачислением на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, и (или) со списанием с его расчетного счета в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации в пользу нерезидента, по контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки, резидент представляет в уполномоченный банк следующие документы: справку о валютных операциях; документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях. Резидент вправе представить указанные в настоящем пункте справку о валютных операциях и документы, связанные с проведением указанных в ней валютных операций, при зачислении на его расчетный счет в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, при осуществлении валютных операций, не предусматривающих оформления паспорта сделки, в случае, указанном в пункте 3.14 настоящей Инструкции.

Согласно пункту 18.6 Инструкции №138-И уполномоченный банк отказывает в принятии справок, расчетного документа по валютной операции в следующих случаях, за исключением случая, установленного пунктом 18.8 настоящей Инструкции: если представленные справки или расчетный документ по валютной операции составлены с нарушением требований, установленных настоящей Инструкцией (подпункт 18.6.1); если из представленных резидентом документов, связанных с проведением валютных операций, или из подтверждающих документов следует несоответствие информации, указанной в справках или в расчетном документе по валютной операции, за исключением информации, указанной в справках в соответствии с частью 1.1 статьи 19 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле», сведениям, содержащимся в представленных документах (подпункт 18.6.2); из-за непредставления, за исключением случаев, установленных настоящей Инструкцией, резидентом одновременно со справками, расчетным документом по валютной операции документов, связанных с проведением валютных операций, или подтверждающих документов, на основании которых заполнены справки или расчетный документ по валютной операции, либо представления неполного комплекта указанных документов (подпункт 18.6.3); если информация, указанная резидентом в справке о валютных операциях и (или) справке о подтверждающих документах, в том числе в целях представления в банк ПС информации об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, отсутствует в информации, передаваемой уполномоченному банку в соответствии с Положением о передаче информации о декларациях на товары, либо ей не соответствует (подпункт 18.6.4).

Административным органом и судом установлено, что 04.12.2012 года между ОАО <данные изъяты>» и ТОО «<данные изъяты> заключен договор № об организации и осуществлении пассажирских перевозок автомобильным транспортом в международном сообщении, сроком действия договора с <дата> по <дата> года.

В рамках исполнения обязательств по указанному договору ОАО «<данные изъяты> оказало услуги по международной перевозке пассажиров ТОО <данные изъяты> в марте 2013 года на сумму <данные изъяты> рублей, из которых <данные изъяты> рубля удержано агентское вознаграждение и <данные изъяты> рублей - сумма к перечислению.

Следовательно, ОАО «<данные изъяты>» не позднее 19.04.2013 года надлежало представить в уполномоченный банк паспорт сделки с экземпляром справки о подтверждающих документах, заполненной в соответствии с приложением 5 к Инструкции, и документы, подтверждающие исполнение обязательств по договору.

В отношении ОАО «<данные изъяты> был составлен протокол по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, согласно которому фактически подтверждающие документы и справка о подтверждающих документах были представлены только 15.07.2014 года.

Вместе с тем согласно материалам дела об административном правонарушении и административного материала, 04.04.2013 года в Саратовское отделение № ОАО «Сбербанк России» ОАО <данные изъяты>» были представлены справки о подтверждающих документах, оформленные на основании отчетов агента за март 2013 года, что не оспаривается участниками производства по делу об административном правонарушении.

До 15.07.2013 года Банк СоПД от 04.04.2013 года не возвращал. Каких-либо достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих получение клиентом документов, в принятии которых было отказано в указанный срок и документа о причине их возврата, либо доведение до сведения клиента о необходимости исправления справок о подтверждающих документах, в материалах дела не имеется.

В соответствии с пунктом 5.14.5 Технологической схемы осуществления централизованного валютного контроля операций клиентов и оформления паспортов сделок, утвержденной распоряжением ОАО «Сбербанк России» от 21.12.2012 №1347-Р, в случае отказа в приеме справки о подтверждающих документах (далее – СоПД) для возврата Клиенту СоПД и подтверждающих документов необходимо:

-распечатать отметку о дате и причине возврата СоПД;

-проставить в разделе СоПД «Информация банка ПС» дату возврата;

-проставить в разделе СоПД символ «х» напротив соответствующего пункта причины возврата;

-подписать ее у ответственного лица подразделения ЮЛ;

-экземпляр СоПД вместе с подтверждающими документами и с отметкой о дате и причине возврата СоПД передать клиенту.

В табличном описании процесса данной схемы указано также на необходимость при отказе в принятии документов подготовки и направлении в подразделение ЮЛ мотивированного отказа в приеме СоПД и информации о порядке передачи информации и документов клиенту: формирования предварительного досье (до исправления клиентом замечаний).

Согласно пункту 1.15 схемы при отказе в приеме документов валютного контроля банк на форме отказа указывает срок для повторного представления исправленных документов валютного контроля.

Доказательств в подтверждение выполнения в полном объеме указанных действий банком и оформления надлежащим образом отказа в приеме СоПД должностным лицом не представлено.

Отменяя вынесенное руководителем территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области постановление о привлечении Лазарева М.С. к административной ответственности по части 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, судья районного суда правильно исходил из того, что при рассмотрении материала территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области не был учтен вопрос о сроках возвращения всего пакета документов за март 2013 года, как того требует пункт 18.5 Инструкции № 138-И, с указанием формулировки причин возврата в соответствии с пунктом 18.6 Инструкции № 138-И. В этой части решение судьи районного суда является верным.

Между тем, судья районного суда, направляя дело об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, исходил из того, что срок давности привлечения Лазарева М.С. к административной ответственности не истек. Указанный вывод судьи районного суда является ошибочным по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

Пунктом 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предусмотрено, что невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.

Следовательно, поскольку инкриминируемое генеральному директору ОАО <данные изъяты>» Лазареву М.С. административное правонарушение не является длящимся, срок давности привлечения его к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, подлежит исчислению с 20 апреля 2013 года и истек 20 апреля 2014 года.

В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ истечение срока давности является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом при отмене постановления должностного лица, судья не вправе был направлять дело на новое рассмотрение, поскольку сроки давности привлечения к административной ответственности, предусмотренные статьей 4.5 КоАП РФ на этот период истекли и должностное лицо лишено возможности повторно рассмотреть дело. Исследование доказательств и их оценка за пределами срока привлечения к административной ответственности исключается.

На основании вышеизложенного, решение судьи районного суда в части направления дела об административном правонарушении на новое рассмотрение должностному лицу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области подлежит отмене, а производство по делу об административном правонарушении - прекращению (пункт 2 части 1 статьи 24.5, пункт 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ).

Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 КоАП РФ, судья

решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 июля 2014 года в части направления дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ, в отношении генерального директора <данные изъяты> Лазарева М.С. на новое рассмотрение должностному лицу территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области отменить. Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить.

В остальной части решение судьи Кировского районного суда г. Саратова от 02 июля 2014 года оставить без изменения.

Судья Г.А. Желонкина

Другие статьи

Инструкция №138-и устанавливает

Инструкция №138-и устанавливает

О новых правилах представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением
С 01 октября 2012 года вступила в силу инструкция Банка России от 04.06.2012 № 138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением» (далее - Инструкция № 138-И).

Инструкция № 138-И заменила положение Банка России от 01.07.2004 № 258-П и инструкцию Банка России от 15.06.2004 № 117-И, а также указание Банка России от 10.12.2007 № 1950-У, которые с 01.10.2012 утратили силу.

Инструкция № 138-И устанавливает:

- порядок представления резидентами и нерезидентами в уполномоченные банки документов и информации, которые связаны с проведением валютных операций;

- порядок оформления паспортов сделок;

- порядок учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением.

Кроме того, Инструкцией № 138-И в порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделок вносится ряд нововведений, в том числе:

-в качестве форм учета по валютным операциям резидентов определены только справка о валютных операциях и справка о подтверждающих документах;

- при зачислении и списании валюты Российской Федерации предусмотрено представление единой справки о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о поступлении валюты Российской Федерации представляться не будут);

- при осуществлении валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору) через счета резидента, открытые в банке нерезиденте, предусмотрено представление справок о валютных операциях по договорам, по которым открыт паспорт сделки (справки о расчетах через счета за рубежом представляться не будут);

- уточнено, что паспорт сделки оформляется, в том числе, по агентским договорам, договорам комиссии и поручения, а также договорам аренды и лизинга;

- установлена возможность оформления паспорта сделки по предварительным договорам, предложениям о заключении таких договоров (соглашений), содержащим все существенные условия договора (оферта, публичная оферта), проектам договоров (контрактов, соглашений);

- изменен порядок представления справки о валютных операциях при списании денежных средств с использованием банковской карты по контракту, по которому оформлен паспорт сделки;

- по кредитным договорам сумма, при которой оформляется паспорт сделки, повышена до 50 000 долларов США;

- установлен порядок представления форм учета, подтверждающих документов и информации, оформления паспортов сделки при уступке права требования, переводе долга и исполнении обязательств третьим лицом и др. Инструкция № 138-И предусматривает возможность делегирования уполномоченному банку на основании представляемых резидентом документов и иной информации права заполнять справку о валютных операциях (п.п. 2.4, 2.9, 3.9, 3.15), справку о подтверждающих документах (п.п. 9.4, 9.7), паспорт сделки (п.п. 6.3, 6.11), что не освобождает резидента от ответственности за соблюдение установленных сроков исполнения соответствующих обязанностей, включая сроки представления необходимых документов.

Учитывая вносимые Инструкцией № 138-И изменения, сообщаем следующее.

I. О квалификации административных правонарушений.

1. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч.ч. 6, 6.1, 6.2, 6.3 ст. 15.25 КоАП РФ в части форм учета по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций за:

- несоблюдение установленного порядка представления справки о валютных операциях (главы 2-3. 11-14. 16- 18 и Приложение 1 к Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на транзитный валютный счет резидента иностранной валюты, либо при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента (п.п. 2.3, 3.8 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением валютных операций, при осуществлении резидентом валютных операций, связанных со списанием иностранной валюты с расчетного счета в иностранной валюте либо со списанием валюты Российской Федерации с расчетного счета в валюте Российской Федерации с использованием банковской карты, по контракту, по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС) (п.п. 2.5, 3.10 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) копий выписок из счета при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС, через счет, открытый в банке-нерезиденте (п.п. 2.6, 3.11, 11.5, 11.10 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением третьим лицом резидентом валютных операций по контракту (кредитному договору), по которому оформлен ПС (п.п. 2.7, 3.12, 11.5, 11.10, 12.4 - 12.6 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и (или) документов, связанных с проведением расчетов по аккредитиву, при осуществлении резидентом валютных операций в иностранной валюте либо в валюте Российской Федерации по контракту, по которому оформлен ПС (п.п. 2.8, 3.13, 16.3, 16.5 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о валютных операциях и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о валютных операциях (п.п. 2.9, 3.15 Инструкции № 138-И), в том числе в случае внесения во внешнеторговые импортные контракты изменений (дополнений) в части сроков исполнения обязательств нерезидентами при наличии авансовых платежей со стороны резидента (п. 1 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 11 Порядка заполнения справки о валютных операциях Приложения 1 к Инструкции № 138И);

- нарушение установленных сроков представления справки о валютных операциях и документов, связанных с проведением валютных операций, при зачислении на расчетный счет резидента в валюте Российской Федерации валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента, в случае несогласия резидента с кодом вида валютной операции, указанным в поступившем от нерезидента расчетном документе по валютной операции, либо если в расчетном документе по валютной операции не был указан код вида валютной операции (п.п. 3.8, 3.14 Инструкции № 138-И);

- несоблюдение установленного порядка представления справки о подтверждающих документах и (или) нарушение установленного порядка представления подтверждающих документов (главы 9, 12 - 14, 18 и Приложение 5 к Инструкции № 138-И);

- непредставление при закрытии ПС документов, подтверждающих уступку требования по контракту (кредитному договору) другому лицу резиденту либо перевод долга по контракту (кредитному договору) на другое лицо - резидента (п. 7.3 Инструкции № 138-И);

- непредставление при закрытии ПС справки о подтверждающих документах и документов, содержащих сведения, подтверждающие исполнение (прекращение) обязательств по контракту (кредитному договору) по иным, не указанным в подпунктах 7.1.2 - 7.1.4 пункта 7.1 Инструкции № 138-И, основаниям (п. 7.4 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления справки о подтверждающих документах и (или) подтверждающих документов (п. 9.2 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных сроков представления корректирующей справки о подтверждающих документах и (или) документов, подтверждающих изменения в принятой уполномоченным банком справке о подтверждающих документах (п. 9.7 Инструкции № 138-И), в том числе в случае внесения изменений (дополнений) во внешнеторговые экспортные контракты в части сроков исполнения нерезидентами обязательств по оплате полученных товаров, работ, услуг, информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них при наличии предоставленного резидентом коммерческого кредита в виде отсрочки оплаты (п. 2 ч. 1.1 ст. 19 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», п. 10 Порядка заполнения справки о подтверждающих документах Приложения 5 к Инструкции № 138-И); непредставление при оформлении нового ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой отзыва банковской лицензии и оформлением нового ПС в другом уполномоченном банке по контракту (кредитному договору) происходит исполнение обязательств, отличное от указанного в пункте 13.3 Инструкции № 138-И (п. 13.4 Инструкции № 138-И);

- непредставление при принятии на обслуживание ПС новым банком ПС справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов и (или) справки о валютных операциях в случае, если в период между датой закрытия ПС и датой принятия ПС на обслуживание новым банком ПС наступает срок представления справки о подтверждающих документах и (или) справки о валютных операциях об исполнении обязательств по такому контракту (кредитному договору) способом, отличным от указанного в абзаце втором пункта 14.2 Инструкции № 138-И (п. 14.7 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленного порядка и (или) сроков представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях и (или) справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов при переводе долга, уступке требования или исполнении обязательств третьим лицом (п.п. 12.4 - 12.9 Инструкции № 138-И). Своевременное представление формы учета по валютной операции без соответствующих документов, а равно с ненадлежащими документами не освобождает лицо от административной ответственности за нарушение установленного порядка (сроков) представления подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

При квалификации деяний следует учитывать, что Инструкцией № 138-И сроки исполнения обязанностей по представлению форм учета, подтверждающих документов и информации установлены в рабочих днях.

2. В отношении нарушений акта органа валютного регулирования, после его вступления в силу, образующих составы административных правонарушений, резиденты подлежат привлечению к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ в части установленных правил оформления паспортов сделок за: - нарушение установленных правил оформления паспортов сделок (главы 6, 8, 11 - 14, 17 и Приложение 4 к Инструкции № 138-И), в том числе: - неисполнение обязанности по оформлению паспорта сделки и (или) непредставление резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п.п. 6.1 - 6.3 Инструкции № 138-И); - открытие резидентом более одного паспорта сделки по каждому контракту (кредитному договору), за исключением указанных в главе 12 Инструкции № 138-И случаев (п. 6.4 Инструкции № 138-И);

- нарушение сроков оформления паспорта сделки и (или) сроков представления резидентом уполномоченному банку документов для заполнения паспорта сделки (п. 6.5 Инструкции № 138-И);

- непредставление, а равно представление с нарушением установленных сроков контракта (кредитного договора), если паспорт сделки оформлен на основании проекта контракта (кредитного договора) (п. 6.12 Инструкции № 138И);

- нарушение установленных порядка и (или) сроков внесения изменений в паспорт сделки (переоформления паспорта сделки) (п.п. 8.1 - 8.4, 8.8 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом при уступке требования или переводе долга (п.п. 12.2 - 12.3 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленного порядка оформления ПС резидентом при наличии агентского соглашения (п. 12.12 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных порядка и (или) сроков оформления ПС резидентом в случае осуществления резидентом первой валютной операции, связанной с расчетами в пользу нерезидента с использованием банковской карты (п. 12.13 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для оформления ПС в случае отзыва лицензии на осуществление банковских операций у уполномоченного банка, у которого в указанном банке был оформлен (находился на обслуживании) ПС (п.п. 13.1 - 13.3 Инструкции № 138-И);

- нарушение установленных порядка и (или) сроков представления документов для перевода ПС в связи с переводом контракта (кредитного договора) на обслуживание в новый банк ПС (п.п. 14.2, 14.8 Инструкции № 138-И).

При исчислении сроков исполнения обязанностей следует учитывать, что резидент обязан для оформления ПС представить соответствующие документы с учетом срока их проверки уполномоченным банком (п.п. 6.5, 6.7 и 6.11 Инструкции № 138-И). При представлении справки о валютных операциях, справки о подтверждающих документах и подтверждающих документов в срок исполнения обязанности резидентом срок их проверки уполномоченным банком не включается.

Приведенный перечень составов административных правонарушений не является окончательным и будет корректироваться с учетом правоприменительной практики.

П. О применении ст. 1.7 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.

В связи с этим при проведении проверочных мероприятий и производстве по делам об административных правонарушениях подлежит уточнению срок исполнения резидентом обязанности по представлению конкретной формы учета, подтверждающего документа или информации (далее - документы).

В случае, если Инструкцией № 138-И предусмотрены сроки исполнения обязанностей более длительные, чем те, которые резидент обязан был соблюдать на момент возникновения обязанности по представлению в уполномоченный банк соответствующих документов, квалифицировать действия (бездействие) резидента с 01.10.2012 следует с учетом новых требований. При сокращении сроков исполнения обязанностей (ухудшении положения резидента) либо неизменности таких сроков после 01.10.2012 (положение резидента не изменилось), действие (бездействие) резидента подлежит квалификации с учетом действовавших на момент его совершения требований.

В случае, если дело возбуждалось по одной части статьи 15.25 КоАП РФ, а с учетом вступивших в силу положений Инструкции № 138-И просрочка исполнения резидентом обязанности сократилась (что предполагает применение более низкой санкции), в постановлении по делу об административном правонарушении следует мотивированно переквалифицировать совершенное правонарушение с назначением санкции соответствующей части статьи 15.25 КоАП РФ. При неизменности подлежащей применению санкции, в постановлении по делу об административном правонарушении указывается та же часть статьи 15.25 КоАП РФ.

Если на момент рассмотрения дела об административном правонарушении обязанность резидента упразднена, производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению с вынесением соответствующего постановления по делу об административном правонарушении (например, при нарушении правил оформления ПС по кредитным договорам на сумму до 50 тысяч долларов США). Кроме того, подлежит прекращению исполнение вынесенного ранее постановления о назначении административного наказания в порядке ст.ст. 31.7 и 31.8 КоАП РФ.

В случае, если на момент вступления в силу Инструкции № 138-И постановление о назначении административного наказания не исполнено, а с учетом новых требований санкция за такое правонарушение более низкая, постановление о прекращении исполнения постановления необходимо вынести в части неисполненной суммы назначенного ранее административного штрафа, подлежащего снижению с учетом требований ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ.

Следует отметить, что в части переходных положений Банком России установлены отдельные порядок и сроки исполнения резидентами обязанностей (глава 20 Инструкции № 138-И), в том числе, в случае, если на дату вступления в силу Инструкции № 138-И в уполномоченном банке на проверке находятся справка о валютных операциях, расчетный документ по валютной операции, справка о поступлении валюты Российской Федерации, справки о расчетах через счета за рубежом, справка о подтверждающих документах (ст. 20.8 Инструкции № 138-И).

Указанные подходы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (определения от 02.05.2012 № ВАС2265/12, от 12.07.2012 № ВАС-8280/12; постановления Президиума от 24.07.2012 №2522/12 по делу № А40-99688/11-148-888, от 24.04.2012 № 15230/11 по делу № А65-6649/2011, от 05.07.2011 № 2174/11 по делу № А365683/2009; постановление Пленума от 22.06.2012 № 37 «О некоторых вопросах, возникающих при устранении ответственности за совершение публично-правового правонарушения»).