Категория: Бланки/Образцы
Вид учебного труда. вязание крючком, освоение простейших приёмов вязания.
Задачи, которые необходимо решить в процессе её достижения
Оформление доски: тема урока, плакаты, репродукции картин.
3.1. Повторение. Обратите внимание на образцы стендах и в учебнике.(стр 150 рис 109 и стр 153 рис 113 в учебнике «Технология» 7 класс. Вентана-Граф, 2008, ВД Симоненко). Отличаются ли они от привычных нам образцов, выполненных спицами?
Какие петли являются основными при вязании спицами? Правильно: лицевые и изнаночные, которые в сочетании друг с другом давали полотно с нужным рисунком.
Какие виды рисунка вы можете назвать? Правильно: платочная вязка, чулочная, «резинка». Новые ряды образовывались при провязывании новых петель и их снятии с одной спицы на другую. При вязании крючком все операции будут выполняться одним предметом- крючком. С его помощью вы научитесь делать набор петель и вывязывать основные детали столбики и полустолбики.
Крючок позволяет делать вязание ажурным и плотным, использовать разные рисунки (растительные, животные, геометрические, символические орнаменты), также выполнять не только утилитарную функцию (согревать в холодное время года), но и эстетическую и нести в себе народные традиции.
3.2. Немного из истории возникновения вязания.
Вязание - один из интересных и полезных видов декоративно-прикладного искусства. Установить точно, когда зародилось ручное вязание. трудно, ведь трикотаж не камень, ему трудно сохраняться веками. Древнейшие дошедшие до нас вязаные предметы учёные относят к III-V в. н.э. сложность рисунка, тонкость деталей и расцветки свидетельствуют о высокой технике вязания. При раскопках гробниц в городе Антиное в Египте был обнаружен вязаный шерстяной носок с яркими цветными полосками (IV-V вв.н.э.). Интересно, что большой палец был отделён от остальных для продевания ремешка сандалии. Приблизительно к тому же периоду относятся найденные в германских гробницах вязальные спицы и длинные шерстяные штаны с пришитым носком. Если исходить из того, что в древности каждый вид труда развивался медленно, не исключено, что люди научились вязать за несколько столетий до нашей эры. Самыми искусными вязальщиками древности считались арабы. Фрагменты прекрасного арабского вязания (VII-IXвв.н.э.) с красивыми и сложными геометрическими орнаментами ярких расцветок были обнаружены в Египте в Фостате (Каир), а позже была найдена часть вязаного шарфа с подобным орнаментом (XII в.н.э.). на основе этих находок заключили, что прародиной вязания был Ближний Восток. В XII-XIII вв в результате походов норманнов и проникновения их культуры в Европу вязание,которое они переняли от арабов. Распространилось во многих странах: Италии, Испании, Франции, Англии, Шотландии, Гермении, в странах Балтии. Вязали в основном предметы для рук и ног. Во Франции в 1206 году вышла «Книга рукоделия» Этьена Пуало, где упоминаются вязальщики шапок. Большую известность получил национальный головной убор шотландцев – вязаный берет.
В XIV-XV вв.научились вязать колпаки( капюшоны) и даже верхнюю одежду. В Германии известна храмовая картина художника Бьертрама, написанная около 1390 г. «Мадонна с вязанием», изображающая Деву Марию вяжушей на пяти спицах рубашку для младенца. В конце XV-XVIвв. Вязание завоевало всю Европу. Так, шведский король Эрик XIV, любивший роскошь, выписал для себя пару шелковых чулок, стоивших столько же, сколько получал за год королевский сапожник. Чулки носили в Англии короли Генрих IX, ГенрихVIII, во Франции – Карл IX, Генрих III, Елизавета Английская. Интересно, что вязание вначале было исключительно мужским ремеслом, и лишь позднее, когда широко распространилось, им стали заниматься женщины. В это же время появляется первая вязальная машина, которую придумал английский священник Вильям ЛИ. Принцип работы машины и её важнейший элемент- игла с крючком на конце - сохранилась в современных вязальных машинах. В XVIII в. появляются трикотажные кофты. Трикотажное производство было механизировано только в XIX в.
В России с давних времён крестьянки вязали чулки, носки, варежки из овечьей шерсти. Обычно, эти изделия были одноцветными, но в некоторых северных губерниях, а также в Рязанской, Пензенской, Тульской праздничные вязаные изделия украшались нарядным орнаментом, узором и имели народные названия. Вязание варежек было очень распространено в странах Балтии. Они делались не только с целью защиты от холода, но имели значение в старинных обрядах сватовства, свадьбах, похоронах.
Совершенно уникальным является ручное узорчатое вязание в знаменитом промысле оренбургских пуховых платков, возникшем в XVIII в. здесь изготавливали платки двух видов: плотные пушистые из серого пуха и тонкие ажурные из белого. Последние восхищают красотой узора, лёгкостью и высочайшим мастерством исполнения. Такой платок размером 2X2 весит всего 70 грамм. Искусство вязания оренбургских платков и до сегодняшнего дня передаётся из поколения в поколение.
Эксперт в области вязания крючком и мировая путешественница Анни Поттер рассказывает нам, что в 1916 Волтер Эдмунд Рот (Walter Edmund Roth) посетил индейцев из Индийской Гвианы и нашел у них примеры настоящего вязания. Другой исследователь, Лиза Палудан (Lis Paludan) из Дании, ограничившая свой поиск истоков вязания крючком территорией Европы, выдвинула 3 интересные теории.
Первая: Вязание крючком зародилось в Аравии, распространилось на восток до Тибета и на запад до Испании, откуда проходили арабские торговые маршруты к другим странам средиземноморья.
Вторая: Самые первые сведения о вязании крючком пришли из Южной Америки, где первобытные племена в качестве символа половой зрелости использовали украшения, связанные крючком.
Третья: в Китае первыми известными образцами были объемные куклы, связанные крючком.
В старину на Руси вязание крючком было широко распространено, потому что давало людям возможность украшать своё жилище. В каждой крестьянской избе имелись полотенца, украшенные каёмкой кружевов, связанных вручную крючком. Особое значение придавалось вещам, если в доме подрастала девочка. Ей готовили приданое, а отделку она готовила сама: для полотенец, покрывал, накидок на подушки, скатертей и др.
В наше время вязание остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые модные узоры и модели. Можно сказать, что трикотаж сегодня- фаворит моды. Трудно представить себе наш гардероб без трикотажных вещей. Благодаря её прекрасным качествам такую одежду можно носить с утра до вечера, в будни и праздники.
3.3. Давайте посмотрим презентацию «Основы вязания крючком» и ответим на вопросы.
4.1. Как правильно подобрать пряжу для вязания?
К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность нити, упругость и прочность.
Упругость и прочность нити -свойства, дополняющие друг друга. Если нить пружинит при растяжении, то изделие будет хорошо носиться и сохранять форму. Если нить не прочная, то её рекомендуется усилить более прочной нитью. Из сильно крученых ниток ( при разматывании образуются петли) изделие получается жестким, неэластичным, плохо сохраняет тепло, но отлично держит форму ( их лучше использовать для изготовления сумок, тапочек и т.д.). В зависимости от назначения изделия подбирают и толщин у ниток. Для зимних и спортивных изделий берут более толстые нитки с большой способностью удерживать тепло, для летних изделий подойдут тонкие с низкой способностью удерживать тепло и высокой способностью впитывать влагу и пропускать воздух. Изделия для детей вяжут преимущественно из натуральных нитей мягких на ощупь. Покупая пряжу в магазине. Сохраняйте ярлычок, который несёт информацию о процентном содержании волокон различного происхождения, вес, приблизительную длину в метрах. Эти сведения вам помогут правильно рассчитать количество пряжи, необходимой для изготовления, учесть назначение изделия и правильно ухаживать за готовым изделием.
Учитель демонстрирует образцы нитей.
Пряжу можно использовать как новую, так и бывшую в употреблении. Для этого старое изделие необходимо распустить, перемотать в мотки, выстирать, сушить в мотке с подвязанным грузом (чтобы нитки стали ровными) и перемотать в клубки. Перед началом работы производят работу на плотность вязания, вяжут пробный образец с заданным количеством петель и рядов. Размер образца сравнивают с указанным в инструкции размером, например 10X10. Ели они совпали, то плотность вязания является эталонной и у вас расход ниток совпадёт с моделью и модель получится указанного размера. Если образец меньше, то следует взять более толстый крючок, если больше, то наоборот более тонкий. При замене крючка попробуйте вязание на плотность ещё раз.
Для закрепления вязания после выполнения работы необходимо обрезать нить и протянуть её через последнюю петлю на крючке, затягивая петлю.
4.2. Провести инструктаж. Просмотр презентации « Охрана труда при вязании»
4.3. Раздать инструкционные карты.
4.4. Провести практическую часть урока.
5. Выполнить самооценку полученных у учащихся образцов. 6. Подвести итог урока, выставить оценки.Самое раннее письменное упоминание этого вида рукоделия зафиксировано под названием «пастушье вязанье» в The Memoirs of a Highland Lady by Elizabeth Grant in the 19th century [1]. Впервые узоры для вязания крючком были опубликованы в голландском журнале Penelope в 1824 году. Доказательством того, что вязание крючком было новинкой в XIX веке, считают публикацию 1847 года A Winter’s Gift. в который содержатся подробные инструкции по исполнению приёмов вязания крючком, в то же время, когда основы других видов рукоделия для читателей не разъясняются. Описание вязания крючком в Godey’s Lady’s Book в 1846 и 1847 годах появились ещё до принятия унифицированных схем в 1848 году [2] .
Вязаное полотно известно с древнейших времён, но неизвестны образцы вязания крючком, датируемые ранее 1800 года, ни в этнографических коллекциях, ни среди найденных при археологических изысканиях. По сообщению энциклопедии Британника этот вид вязания появился в XIX веке как род вышивки тамбуром, но с использованием вместо иглы крючка [3]. Большинство же старинных образцов, которые считались связанными крючком, на самом деле были выполнены иглой.
Донна Кулер считает гипотезу о возникновении вязания крючком из вышивки тамбуром ошибочной: крючки для вышивки тамбуром, сохранившиеся до наших дней, имеют винт, который препятствует вязанию «на воздухе» [4] [5]. Кулер предполагает, что начавшаяся индустриализация была толчком для развития этого вида рукоделия. На изготовление трикотажа крючком требуется гораздо большее количество нити, чем при других методах вязания и хлопковая пряжа наиболее подходящий для этого вида рукоделия материал. А после появления хлопкоочистительных машин и механических прялок хлопковая нить в Европе и Северной Америке стала широко доступной и недорогой [6] .
Первые вязальные крючки были и примитивными гнутыми иглами в пробковых ручках, такими пользовались бедные ирландские вязальщицы, и дорогими серебряными, стальными, из слоновой кости, созданные не столько для работы, сколько для украшения и привлечения внимания к дамским рукам. В Ирландии, во время голода 1845—1849 годов. одной из форм помощи голодающим стало обеспечение их заказами на выполненные крючком кружева [7] (производство вязаного кружева было альтернативным способом зарабатывания денег для ирландских рабочих) [8]. Мадемуазель Риего дела Бланшардье, опубликовавшей в 1846 году первую книгу моделей из ирландского кружева [9]. обычно приписывают изобретение этого вида вязания крючком [8]. Мода на ирландское вязание в Европе и Америке продлилась вплоть до Первой мировой войны [10]. Вязание крючком в 1910—1920 годах стало ещё более сложным в узорах и способах соединения.
В России вязание крючком получило распространение с конца XIX века. Мастерицы вязали преимущественно кружева, заимствуя для них узоры из народной вышивки крестом и ткачества .
В наши дни вязание крючком стало очень популярным и вошло в число любимейших занятий, поскольку научиться вязать крючком несложно, легче, чем спицами [11]. В последнее время крючком вяжут также сувенирные изделия и поделки .
Вязаная декоративная салфетка
Вязание крючком подразделяется на следующие виды: простое вязание с помощью короткого крючка, тунисское вязание длинным крючком, вилочное, с применением крючка и специальной вилки (шалевой скобы), гипюр или ирландское (брюссельское) кружево, где отдельные мотивы, связанные крючком соединяются в изделие.
Существует два способа вязания: плоское и круговое. В простом вязании крючком при плоском вязании возможно направление движения вперёд и назад (с поворотом в конце каждого ряда и вывязыванием петель поворота) — при таком вязании отсутствует изнаночная сторона, либо только вперёд, с обрывом и закреплением нити в конце каждого ряда. В круговом вязании изделия вяжутся либо цилиндрической формы (без шва), либо круговой.
При вязании крючком рабочая нить придерживается большим и указательным пальцами левой руки. Крючок держится в правой руке большим и указательным пальцами с опорой на третий палец. Нить набрасывается на крючок, продетый в свободную петлю, и вытягивается через неё. Основные типы петель в вязании крючком: воздушная, полустолбик, столбик без накида, столбики с накидами.
Вязание крючком отличается быстротой и возможностью создавать не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Вязание крючком применяют как для изготовления одежды целиком (например, свитер. шарф. платье. шаль. варежки и т. д.), так и отделочных элементов одежды (рукава, пуговицы. манжеты. воротник и т. д.) или украшений (салфетки. занавески. скатерть и т. д.).
Крючки и нитки Править
Изначально вязальные крючки не были крючками в прямом смысле слова — это были ровные палочки. Сейчас используются крючки из различных материалов: металлические, костяные, пластмассовые, деревянные, разной толщины (от 0,5 до 8 мм).
Крючки диаметром 3—6 мм употребляют для вязания изделий из толстой шерстяной или синтетической пряжи. Для ириса, мулине. гаруса берут более тонкий крючок (1,5—2,5 мм в диаметре).
Если для тонких ниток взять толстый крючок, вязаное полотно будет ажурное, с большими просветами. Если же взять толстые нитки и тонкий крючок, то получится плотное вязание. Правильное соотношение — толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Фактура полотна, вязанного крючком, отличается своеобразным переплетением ниток, плотностью и малым растяжением. Эти свойства позволяют применять для вязания крючком не только шерстяные, но и хлопчатобумажные нитки.
Основные приемы вязания крючком Править
Воспроизвести медиафайл
Начало работы. Цепочка из воздушных петель
Вязание цепочки из воздушных петель
Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. К основным видам петель и столбиков относятся:
На основе петель и столбиков выполняются все остальные элементы вязания:
См. также Править
Образец 1 (рис. 39). Обычное начало работы — это цепочка из воздушных петель, но вместо нее можно использовать вязаный шнур. Он же подойдет и для оформления края рукавов, воротников, полочек и других деталей изделия.
Провязать одну воздушную петлю, на крючке — рабочая петля. Крючок вводится под заднюю нить первой воздушной петли и захватывает рабочую нить, таким образом на крючке образуются две петли, которые провязываются в один прием. * Крючок вводится под крайнюю левую нить петли, захватывает рабочую нить, на крючке вновь образуются две петли, которые провязывают в один прием *.
Образец 2 (рис. 40). Эта вязка является элементом тунисского вязания, она с успехом заменяет обвязку тремя столбиками без накида, связанными в одну сторону; в этом образце все 3 столбика вяжутся одновременно. Такой способ оформления края более экономичен, при этом край меньше растягивается.
Связать цепочку из 20 воздушных петель плюс 2 петли для подъема. Ввести крючок вначале под заднюю нить 1-й из двух петель для подъема, захватить рабочую нить и вытащить петлю, а затем аналогично поступить со 2-й петлей для подъема. Еще одна петля вытаскивается из 1-й петли цепочки, таким образом на крючке образуется 4 петли, которые нужно провязать по 2 в 3 приема.
Петли для последующих рядов вытаскиваются из-под передних горизонтальных нитей (2 петли) и из-под задней петли цепочки.
Если для обвязки нужна более широкая полоса, необходимо набрать для подъема большее количество воздушных петель и вытягивать из них петли для образования первого ряда.
Можно вначале обвязать края изделия тамбурным швом, который заменит цепочку воздушных петель при вязании планки.
Образец 3 (рис. 41) связан с помощью соединительных петель круговым вязанием. Чтобы сохранить узор при плоском вязании, нить в конце ряда обрезают.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие вывязываются соединительными петлями по схеме, крючок вводится под задний край петли предыдущего ряда.
Образец 4 (рис. 42) представляет собой плотную широкую полоску, связанную соединительными петлями по схеме образца 3. Образец выполняется круговым вязанием.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1—3-й ряды выполняются соединительными петлями, крючок вводится
4—5-й ряды выполняются соединительными петлями, крючок вводится под передний край петли предыдущего ряда. 6—7-й ряды выполняются как 1—3-й ряды.
8-й ряд — * 3 соединительных петли, крючок вводится под задний край петли предыдущего ряда, 3 соединительных петли, крючок вводится под передний край петли предыдущего ряда *.
9—15-й ряды вяжутся как 8-й ряд, при этом в каждом последующем ряду рисунок сдвигается на одну петлю так, чтобы получился диагональный узор.
16—17-й ряды выполняются как 1—3-й ряды.
18—19-й ряды выполняются как 4—5-й ряды.
20-й ряд выполняется как 3-й ряд.
Образец 5 (рис. 43) связан столбиками без накида круговым вязанием.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие вязать столбиками без накида, крючок вводится под задний край петли предыдущего ряда.
Образец 6 (рис. 44) связан столбиками без накида круговым вязанием по схеме образца 5.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие вязать столбиками без накида, крючок вводится под оба края петли предыдущего ряда.
Образец 7 (рис. 45) связан столбиками без накида круговым вязанием по схеме образца 5.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие ряды вязать столбиками без накида, крючок вводится спереди назад между передними вертикальными нитями и под оба края петли предыдущего ряда.
В результате получается узор с наклонными полосками.
Образец 8 (рис. 46) связан полустолбиками круговым вязанием.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть ее в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие вязать полустолбиками, крючок вводится под оба края петли предыдущего ряда.
Образец 9 (рис. 47) связан круговым вязанием по схеме образца 8.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины, замкнуть в круг или обрезать нитку.
1-й ряд и все последующие провязываются следующим образом: делается накид, затем крючок вводится под оба края петли предыдущего ряда, вытаскивается петля, которая протягивается через накид, оставшиеся на крючке 2 петли провязываются в один прием.
Образец 10 (рис. 48) связан плоским (двусторонним) вязанием.
Связать цепочку из воздушных петель нужной длины и, повернув работу, вязать 1-й и последующие ряды аналогично образцу 9 (рис. 47).