Руководства, Инструкции, Бланки

образец устава бюджетной организации img-1

образец устава бюджетной организации

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи - статьи компании РосКо, предоставляющей консалтинговые и аудиторские услуги в

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Какая информация должна содержаться в уставе образовательного учреждения? В каких случаях необходимо вносить изменения в устав образовательного учреждения в связи с тем, что к 1 июля 2016 необходимо привести его в соответствие с Законом об образовании?

Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

  • тип образовательной организации;
  • учредитель или учредители;
  • виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;
  • структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

  • порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);
  • порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);
  • права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 Закона №7-ФЗ):

1)наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

3)порядок управления деятельностью;

4)предмет и цели деятельности;

5)сведения о филиалах и представительствах;

6)права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);

7)источники формирования имущества;

8)порядок внесения изменений в устав;

9)порядок использования имущества в случае ликвидации;

10)иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ):

  • для государственных - федеральные или региональные органы власти;
  • для муниципальных - муниципальные органы власти;
  • для частных образовательных организаций общего образования - их учредитель или учредители.

Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Наименование и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данный срок продлен согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.2015г. №458-ФЗ до 1 июля 2016 года (п.5 ст.108 Закона №273-ФЗ).

Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

Разъяснения в части случаев внесения изменений в устав образовательных учреждений приведены в Письмах Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06, от 09.07.2013 г. №ДЛ-187/17, от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17.

Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

В том случае, если меняется тип образовательного учреждения, необходимо вносить изменения в устав.

Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 Закона №273-ФЗ:
  • дошкольная образовательная организация;
  • общеобразовательная организация;
  • профессиональная образовательная организация;
  • образовательная организация высшего образования.

Например, если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование - «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - в учреждения дополнительного профессионального образования.

Кроме того, Минобрнауки РФ (Письмо от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17) разъяснило перечень необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательного учреждения:

  • указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);
  • указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);
  • указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ);
  • включение в наименование официального наименования «РФ» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования по специальному разрешению;
  • использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав.

Другие статьи

Примерный устав (положение) государственного бюджетного учреждения города Москвы - образец 2016 года

Примерный устав (положение) государственного бюджетного учреждения города Москвы

1.3. Учреждение является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, лицевые счета в финансовых органах города Москвы, а также иные счета в порядке, предусмотренном Правительством Москвы, печать со своим наименованием, бланки, штампы.

1.4. Учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, а также настоящим Уставом (Положением).

1.5. Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета города Москвы и средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, если такая деятельность разрешена Учреждению законодательством Российской Федерации и города Москвы.

1.6. Учреждение от своего имени приобретает имущественные и неимущественные права и несет обязанности, выступает истцом и ответчиком в суде в соответствии с законодательством Российской Федерации.

1.7. Учреждение обеспечивает исполнение своих денежных обязательств в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств по соответствующим кодам классификации расходов бюджета города Москвы.

1.8. При недостаточности лимитов бюджетных обязательств субсидиарную ответственность по обязательствам Учреждения несет главный распорядитель средств бюджета города Москвы - учредитель, в ведении которого находится Учреждение.

2.5. Учреждение вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, заданиям собственника имущества и назначению имущества.

2.6. В своей предпринимательской и иной деятельности по оказанию платных услуг Учреждение руководствуется законодательством Российской Федерации и города Москвы.

3. Имущество Учреждения

3.1. Все имущество Учреждения находится в государственной собственности города Москвы, отражается в самостоятельном балансе и закреплено за Учреждением на праве оперативного управления Департаментом имущества города Москвы по согласованию с учредителем на основании акта приема-передачи.

Полномочия собственника имущества в соответствии с нормативными актами города Москвы осуществляет Департамент имущества города Москвы.

Учреждение вправе владеть и пользоваться закрепленным за ним имуществом.

В установленных законодательством Российской Федерации случаях, когда распоряжение соответствующим имуществом путем его передачи в арендное пользование осуществляется в целях обеспечения более эффективной организации основной деятельности Учреждения, для которой оно создано (в частности, обслуживания его работников и (или) посетителей), рационального использования такого имущества, Учреждение вправе распоряжаться принадлежащим ему на праве оперативного управления имуществом только с согласия Департамента имущества города Москвы и только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели и виды которой определены в разделе 2 настоящего Устава.

Права Учреждения на объекты интеллектуальной собственности регулируются законодательством Российской Федерации.

3.2. Источниками формирования имущества Учреждения, в том числе финансовых ресурсов, являются:

- средства, выделяемые из бюджета города Москвы согласно утвержденной учредителем смете;

- имущество, переданное Учреждению его собственником или уполномоченным им органом;

- доходы от выполнения работ, услуг, реализации продукции при осуществлении деятельности, разрешенной в установленном порядке;

- добровольные взносы организаций, предприятий и граждан;

- иные источники, не противоречащие законодательству Российской Федерации.

3.3. Имущество, созданное или приобретенное Учреждением в результате его деятельности (в том числе предпринимательской), полученное в качестве дара, пожертвования от организаций, предприятий, граждан и отраженное на балансе Учреждения по итогам очередного финансового года, отражается в ежегодном отчете государственного бюджетного учреждения города Москвы об использовании имущества, на электронном и бумажном носителях по форме, утвержденной Департаментом имущества города Москвы.

4. Организация деятельности Учреждения

4.1. Учреждение строит свои отношения с государственными органами, другими предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами во всех сферах на основе договоров, соглашений, контрактов. Учреждение свободно в выборе форм и предмета договоров и обязательств, любых других условий взаимоотношений с предприятиями, учреждениями, организациями, которые не противоречат законодательству Российской Федерации, настоящему Уставу (Положению).

4.2. Учреждение устанавливает цены и тарифы на все виды производимых работ, услуг, выпускаемую и реализуемую продукцию в соответствии с законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Москвы по согласованию с учредителем и Департаментом экономической политики и развития города Москвы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством или правовыми актами города Москвы.

Цены и тарифы на товары (работы, услуги), по которым право утверждения цен и тарифов предоставлено Правительству Москвы, рассматриваются Межотраслевым советом по рассмотрению проектов регулируемых цен (тарифов) при Департаменте экономической политики и развития города Москвы (в соответствии с утвержденным перечнем).

4.3. Для выполнения уставных целей Учреждение имеет право:

- приобретать или арендовать основные средства за счет имеющихся у него финансовых средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов;

- осуществлять материально-техническое обеспечение производства и развитие объектов социальной сферы;

- получать и использовать доходы от разрешенной настоящим Уставом (Положением) деятельности в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов;

- устанавливать для своих работников дополнительные отпуска, сокращенный рабочий день и иные социальные льготы в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;

- в установленном порядке создавать филиалы и представительства, утверждать положения о них, назначать директоров, принимать решения об их реорганизации и ликвидации, а также участвовать в других организациях;

- в установленном порядке определять размер средств, направляемых на оплату труда работников Учреждения, на техническое и социальное развитие в пределах сметы.

4.4. Учреждение обязано:

- обеспечивать выполнение государственного задания;

- нести ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение принятых им обязательств, а также ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации;

- отчитываться перед учредителем за состояние и использование государственного имущества и денежных средств;

- отчитываться перед Департаментом имущества города Москвы за состояние и использование государственного имущества;

- возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды, нарушением правил безопасности производства, санитарно-гигиенических норм и требований по защите здоровья работников, населения и потребителей продукции, за счет результатов своей деятельности;

- обеспечивать своевременно и в полном объеме выплату работникам заработной платы и проводить ее индексацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы;

- нести ответственность за использование бюджетных средств по целевому назначению и принимать меры по возмещению или возврату средств нецелевого использования в бюджет города Москвы в полном объеме, в том числе за счет внебюджетных источников;

- обеспечивать в установленном порядке исполнение судебных решений;

- обеспечивать своим работникам безопасные условия труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности;

- осуществлять оперативный, бюджетный и бухгалтерский учет результатов финансово-хозяйственной и иной деятельности, вести статистическую отчетность, отчитываться о результатах деятельности в соответствующих органах в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации. Не позднее 20 апреля представлять учредителю копию годового отчета (баланса с приложениями и пояснительной запиской) с отметкой о принятии его налоговым органом. За ненадлежащее исполнение обязанностей и искажение государственной отчетности должностные лица Учреждения несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации;

- согласовывать в порядке, определяемом Департаментом имущества города Москвы, вопросы использования и распоряжения имуществом, включая его списание, реализацию и передачу в собственность или пользование;

- планировать деятельность Учреждения, в том числе и в части доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

- согласовывать с учредителем осуществление крупных сделок, а также сделок, в совершении которых имеется заинтересованность Учреждения;

- своевременно представлять учредителю необходимую документацию для утверждения сметы доходов и расходов Учреждения с учетом расходов и доходов от предпринимательской деятельности и доходов от использования государственного имущества;

- выполнять государственные мероприятия по гражданской обороне и мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством и нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

- обеспечивать гарантированный законодательством Российской Федерации минимальный размер оплаты труда не ниже размера прожиточного минимума трудоспособного человека, отработавшего месячную норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), условия труда и меры социальной защиты своих работников.

5. Управление Учреждением

5.1. Единоличным исполнительным органом Учреждения является его руководитель (директор, генеральный директор, начальник, председатель и т.п.), если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Руководитель Учреждения назначается на должность и освобождается распорядительным документом Правительства Москвы (в случае, если государственное учреждение относится к приоритетным) или приказом (распоряжением) учредителя.

Учредитель заключает (расторгает) с руководителем трудовой договор в соответствии с примерным трудовым договором с руководителем государственного учреждения города Москвы (далее - Трудовой договор).

5.2. Руководитель действует на основании законов и иных нормативных актов Российской Федерации и города Москвы, настоящего Устава (Положения), Трудового договора. Он подотчетен в своей деятельности учредителю, заключившему с ним Трудовой договор, и Департаменту имущества города Москвы по вопросам, входящим в его компетенцию.

5.3. Руководитель действует без доверенности от имени Учреждения, представляет его интересы в государственных органах, предприятиях, организациях, учреждениях, пользуется имуществом Учреждения в пределах своей компетенции, установленной Трудовым договором, совершает в установленном порядке сделки от имени Учреждения, заключает договоры, выдает доверенности (в том числе с правом передоверия), открывает лицевой счет.

5.4. Руководитель в пределах норм по смете доходов и расходов самостоятельно определяет и утверждает структуру Учреждения, его штатный и квалификационный состав, принимает на работу и увольняет с работы работников Учреждения согласно законодательству.

5.5. Руководитель в пределах своей компетенции издает приказы и дает указания, обязательные для всех работников Учреждения.

5.6. Взаимоотношения работников и руководителя, возникающие на основе Трудового договора, регулируются законодательством о труде.

5.7. Руководитель вправе занимать иные должности и заниматься иной оплачиваемой деятельностью только в случаях и порядке, установленных законодательством.

5.8. Контроль за деятельностью Учреждения осуществляется органом исполнительной власти города Москвы, являющимся учредителем Учреждения, налоговой инспекцией, другими организациями и органами управления в пределах их компетенции, определенной законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Москвы, настоящим Уставом (Положением).

Контроль за целевым использованием и сохранностью государственного имущества осуществляет Департамент имущества города Москвы.

6. Ликвидация, реорганизация и изменение типа Учреждения

6.1. Прекращение деятельности Учреждения может осуществляться в виде его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение) в случаях и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации:

- по решению Правительства Москвы;

- по решению суда.

6.2. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению Учреждением. Ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и представляет его учредителю.

6.3. Направление дальнейшего использования имущества (кроме недвижимого) Учреждения, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов и завершения ликвидации Учреждения, определяется учредителем по согласованию с Департаментом имущества города Москвы.

Недвижимое имущество передается ликвидационной комиссией Департаменту имущества города Москвы.

6.4. Ликвидация Учреждения считается завершенной, а Учреждение - прекратившим свою деятельность с момента исключения его из Государственного реестра юридических лиц.

Порядок ликвидации Учреждения устанавливается законами и иными нормативными актами Российской Федерации и города Москвы.

6.5. При ликвидации и реорганизации Учреждения увольняемым работникам гарантируется соблюдение их прав и интересов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.6. При реорганизации Учреждения вносятся необходимые изменения в Устав (Положение) и Государственный реестр юридических лиц. Реорганизация влечет за собой переход прав и обязанностей, возлагаемых на Учреждение, к его правопреемнику (правопреемникам) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.7. При прекращении деятельности Учреждения (кроме ликвидации) все документы (управленческие, финансово-хозяйственные, по личному составу и другие) передаются в установленном порядке правопреемнику (правопреемникам). При отсутствии правопреемника документы постоянного хранения, имеющие научно-историческое значение, передаются на государственное хранение в городской архив, документы по личному составу (приказы, личные дела и другие) передаются в архив административного округа, на территории которого находится Учреждение. Передача и упорядочение документов осуществляются силами и за счет средств Учреждения в соответствии с требованиями архивных органов.

6.8. Изменение типа существующего Учреждения не является его реорганизацией. При изменении типа существующего Учреждения в его Устав вносятся соответствующие изменения.

При изменении типа существующего Учреждения не допускается изъятие или уменьшение имущества (в том числе денежных средств), закрепленного за Учреждением.

7. Изменения и дополнения в Устав (Положение) Учреждения вносятся учредителем и регистрируются в установленном порядке.

Внесение изменений в устав образовательного учреждения

Внесение изменений в устав образовательного учреждения: основные случаи

Какая информация должна содержаться в уставе образовательного учреждения? В каких случаях необходимо вносить изменения в устав образовательного учреждения в связи с тем, что к 1 июля 2016 необходимо привести его в соответствие с Законом об образовании?

Образовательное учреждение действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ (п.1 ст.25 Федерального закона от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в РФ», далее по тексту – Закон №273-ФЗ).

Сведения, которые должен содержать устав образовательного учреждения

В уставе образовательной организации должна содержаться наряду с информацией, предусмотренной законодательством РФ, следующая информация (п.2 ст.25 Закона №273-ФЗ):

тип образовательной организации;

учредитель или учредители;

виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности;

структура и компетенция органов управления, а также порядок их формирования и сроки полномочий.

Кроме того, другие положения Закона №273-ФЗ предписывают указывать в уставе образовательного учреждения следующую информацию:

порядок принятия органами управления решений и выступления от имени образовательной организации (п.5 ст.26);

порядок принятия локальных нормативных актов (п.1 ст.30);

права, обязанности и ответственность работников образовательных организаций, занимающих должности инженерно-технических, административно-хозяйственных, производственных, учебно-вспомогательных, медицинских и иных работников, осуществляющих вспомогательные функции (п.3 ст.52).

Поскольку образовательное учреждение является НКО, то необходимо учитывать требования, которые предъявляются к уставу Федеральным законом от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее по тексту – Закон №7-ФЗ).

Так, в обязательном порядке должны быть включены в устав НКО (ст.14 закона №7-ФЗ):

1)наименование, содержащее указание на характер ее деятельности и организационно-правовую форму;

3)порядок управления деятельностью;

4)предмет и цели деятельности;

5)сведения о филиалах и представительствах;

6)права и обязанности членов, условия и порядок приема в члены НКО и выхода из нее (в случае, если НКО имеет членство);

7)источники формирования имущества;

8)порядок внесения изменений в устав;

9)порядок использования имущества в случае ликвидации;

10)иные положения, предусмотренные Законом №7-ФЗ и иными федеральными законами.

Устав образовательного учреждения утверждает ее учредитель (п.1 ст.52 ГК РФ ):

для государственных - федеральные или региональные органы власти;

для муниципальных - муниципальные органы власти;

для частных образовательных организаций общего образования - их учредитель или учредители.

Основные случаи внесения изменений в устав образовательного учреждения

Необходимость внесения изменений в устав образовательного учреждения может возникнуть в процессе хозяйственной деятельности, а также в связи с изменением действующего законодательства.

Наименование и уставы образовательных учреждений подлежали приведению в соответствие с Законом №273-ФЗ не позднее 1 января 2016 года. Данный срок продлен согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 30.12.2015г. №458-ФЗ до 1 июля 2016 года (п.5 ст.108 Закона №273-ФЗ).

Практически это означает, что учредители образовательных учреждений обязаны внести в уставы изменения согласно требованиям Закона №273-ФЗ.

Одной из организационно-правовых форм НКО являются образовательные учреждения. В связи с этим возникает вопрос: нужно ли переименовывать «учреждение» на «организации» (вносить изменения в устав образовательного учреждения)?

Разъяснения в части случаев внесения изменений в устав образовательных учреждений приведены в Письмах Минобрнауки РФ от 25.08.2015 г. №АК-2453/06, от 09.07.2013 г. №ДЛ-187/17, от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17.

Так, если в отношении образовательного учреждения не меняется его тип, то его переименование и, внесение изменения в устав, не требуется. Например, ничего не нужно менять (при неизменности типа образовательных организаций), если образовательные учреждения имеют наименование «Муниципальное общеобразовательное учреждение», «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение» и пр. То есть термин «учреждение» не нужно изменять на термин «организация».

В том случае, если меняется тип образовательного учреждения, необходимо вносить изменения в устав.

Типы образовательных организаций приведены в п.2 ст.23 закона №273-ФЗ:

дошкольная образовательная организация;

профессиональная образовательная организация;

образовательная организация высшего образования.

Например, если учреждение имеет наименование «Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа», то необходимо внести изменения в устав (новое наименование - «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»). Специальные (коррекционные) образовательные казенные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья должны быть переименованы в общеобразовательные казенные учреждения, а образовательные учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов - в учреждения дополнительного профессионального образования.

Кроме того, Минобрнауки РФ (Письмо от 10.06.2013 г. №ДЛ-151/17) разъяснило перечень необязательных сведений, указываемых в наименовании образовательного учреждения:

указание на тип для государственных и муниципальных учреждений (казенное, бюджетное, автономное);

указание на форму собственности («государственная», «муниципальная» или «частная»);

указание на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ);

включение в наименование официального наименования «РФ» или «Россия», а также слов, производных от этого наименования по специальному разрешению;

использование в наименовании имени гражданина, символики, защищенной законодательством РФ об охране интеллектуальной собственности или авторских прав.

Статья актуальна на 02.06.2016

Рекомендуйте статью коллегам: