Руководства, Инструкции, Бланки

образец отчета по научно-исследовательской практике магистранта img-1

образец отчета по научно-исследовательской практике магистранта

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Научно-педагогическая практика (магистры)

/ Научно-педагогическая практика (магистры)

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования магистерской подготовки по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление» учебный план подготовки магистров по магистерской программе «Управление государственными и муниципальными учреждениями» в ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» предусматривает прохождение студентами за период обучения научно-педагогической практики, которая имеет свои цели и задачи.

Научно-педагогическая практика предназначена для дальнейшей ориентации будущих магистров на научно-педагогическую деятельность в качестве преподавателя экономических дисциплин. Особенность практики заключается в том, что она предполагает реализацию научной и педагогической составляющих, каждая из которых должна быть отражена в содержании практики и отчетных документах и направлена на формирование общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями настоящего ФГОС ВПО по направлению ___ Государственное и муниципальное управление.

Учебный план предусматривает прохождение практики в ____ семестре в течение ____ недель.

Основными целями научно-педагогической практики являются:

Знакомство магистрантов со спецификой деятельности преподавателя экономических дисциплин и формирование умений выполнения педагогических функций.

Закрепление психолого-педагогических знаний в области педагогики и приобретение навыков педагога-исследователя, владеющего современным инструментарием науки для поиска и интерпретации информационного материала с целью его использования в педагогической деятельности.

В соответствии с целями основными задачами научно-педагогической практики являются:

углубление и закрепление теоретических знаний, полученных при обучении по той учебной дисциплине, в рамках которой магистрант проходит научно-педагогическую практику;

приобретение и закрепление устойчивых навыков работы в студенческой аудитории;

приобретение навыков подготовки учебных материалов и их использования при проведении занятий;

изучение современных технических и информационных средств, повышающих эффективность обучающих процедур, и их применение при проведении занятий;

приобретение навыков воспитательной работы.

Данный вид практики вооружает магистрантов необходимым опытом профессионально-педагогической деятельности и предполагает овладение следующими профессионально-педагогическими умениями:

ориентироваться в организационной структуре и нормативно-правовой документации учреждения профессионального образования;

дидактически преобразовывать результаты современных научных исследований с целью их использования в учебном процессе;

самостоятельно проектировать, реализовывать, оценивать и корректировать образовательный процесс;

использовать современные нововведения в процессе профессионального обучения;

владеть методами самоорганизации деятельности и совершенствования личности преподавателя, специализирующегося в сфере экономики и государственного управления;

строить взаимоотношения с коллегами, студентами, находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей научно-педагогической практике;

владеть культурой речи, общения.

Реализация поставленных целей и задач в процессе прохождения научно-педагогической практики подготовит магистрантов к самостоятельной педагогической деятельности в высшей школе.

2. Организация и содержание научно-педагогической практики

Научно-педагогическая практика предполагает совместную работу практиканта с профессорско-преподавательским составом кафедры Государственного и муниципального управления по решению текущих учебно-методических вопросов, знакомство с инновационными образовательными технологиями и их внедрение в учебный процесс.

Руководитель практики совместно с заведующим кафедрой планирует, организует и контролирует педагогическую деятельность магистранта, поручая ему исполнение намеченных данной программой конкретных процедур обучения. Магистрант в данном случае исполняет функции стажера, участвуя на протяжении всего срока практики в преподавательской деятельности своего руководителя.

Перед началом научно-педагогической практики проводится организационное собрание, на котором магистранты знакомятся с ее целями, задачами, содержанием и организационными формами. Перед магистрантами ставится задача разработать индивидуальный план прохождения научно-педагогической практики(Приложение 1). который должен быть согласован с руководителем в соответствии сзаданием руководителя практики (Приложение 2). При подготовке индивидуального плана прохождения практики целесообразно ознакомиться со структурой индивидуального плана работы преподавателя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант должен участвовать во всех видах научно-педагогической и организационной работы кафедры и (или) подразделений вуза.

Результаты проведенной работы заносятся в дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3) .

Магистранты выполняют научно-педагогические исследования по одному из выбранных направлений:

1) проектирование лекционных, практических и лабораторных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;

2) разработка мультимедийных комплексов по экономическим дисциплинам;

3) технология разработки тестов, экзаменационных заданий, тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;

4) конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

5) разработка сценариев проведения деловых игр, круглых столов, видеоконференций и других инновационных форм занятий;

6) анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров и магистров по направлению 081100 «Государственное и муниципальное управление».

Формами проведения научно-педагогической практики являются:

1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.

2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.

3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.

4. Участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании учебных программ по преподаваемому курсу, методических указаний для проведения практических, семинарских занятий по отдельным темам;

5. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.

6. Подготовка кейсов, тестовых заданий и других материалов для практических работ, составление задач и т.д. по заданию руководителя

7. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.

8. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.

9. Участие вместе с руководителем в подготовке или совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.

10. Осуществление промежуточной аттестации студентов потока (проведение коллоквиумов и контрольных работ; проверка контрольных работ).

11. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.

12. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.

13. Организаций различных форм внеаудиторной работы.

14. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п. предусмотрен проведение различных исследовательских проектов - опросов студентов и выпускников, мониторинг рынка труда и выявление изменившихся образовательных потребностей целевой аудитории;

15. Другие формы работ, определенные научным руководителем.

Преподавательская деятельность обязательна для магистрантов очной формы обучения. для заочной формы возможны разные варианты прохождения научно-педагогической практики. Минимальный объём учебных поручений составляет12 часов. Необходимо провести не менее 2-х семинаров (практических занятий) продолжительностью 2 часа каждое, а также подготовить одно лекционное занятие в виде текста или оформленной компьютерной презентации. Результаты проведенного занятия оформляются в письменном виде.

Магистрант может проводить учебные занятия только совместно с преподавателем (как стажер). Присутствие руководителя практики в аудитории при проведении магистрантом учебных занятий является обязательным.

3. Порядок прохождения практики

На первом этапе практики (1-2 недели. ) магистрант самостоятельно составляет индивидуальный план прохождения практики (Приложение 1) и утверждает его у руководителя. В соответствии со своим индивидуальным планом магистрант самостоятельно осуществляет: изучение психолого-педагогической литературы по проблемам обучения в высшей школе; знакомство с методиками подготовки и проведения лекций, лабораторных, семинарских и практических занятий, консультаций, зачетов, экзаменов, курсового проектирования и выпускной квалификационной работы; освоение инновационных образовательных технологий; знакомство с существующими компьютерными обучающими программами, возможностями технических средств обучения и т.д. Результатом этого этапа являются конспекты, схемы, наглядные пособия и другие дидактические материалы.

На следующем этапе (2-3 недели. ) магистрант присутствует в качестве наблюдателя на нескольких занятиях опытных преподавателей. Магистрант самостоятельно анализирует занятия, на которых он выступал в качестве наблюдателя, с точки зрения организации педагогического процесса, особенностей взаимодействия педагога и студентов, формы проведения занятия и т.д. Результаты анализа оформляются в письменном виде в свободной форме или по схеме, предложенной в приложении 4.

Следующим этапом научно-педагогической практики является самостоятельное проведение магистрантом занятий (3 неделя. ). В соответствии с направлением своего научно-педагогического исследования магистрант самостоятельно проводит различные формы научно-педагогической практики, указанные выше.

Магистрант самостоятельно анализирует результаты занятия, в котором он принимал участие, оформляя их в письменном виде. Руководитель практики дает первичную оценку самостоятельной работы магистранта по прохождению научно-педагогической практики. При наличии замечаний магистрант немедленно принимает меры к их устранению.

Следует посетить занятия, подготовленные другими магистрантами, и оценить их по предлагаемой схеме (Приложение 5) .

На заключительном этапе (4 неделя) магистрант принимает участие в «круглом столе», посвященном проблемам повышения качества высшего экономического образования, оформляет и защищает отчет по научно-педагогической практике.

4. Требования к содержанию и оформлению отчета о прохождении

Отчёт о прохождении практики должен включать описание проделанной магистрантом работы. В качестве приложения к отчёту должны быть представлены тексты лекций и/или планы лекций и/или семинарских занятий, составленные задачи, кейсы и т.д. а также отзыв руководителя магистерской программы об участии магистранта в выполнении заданий по научно-педагогической практике (Приложение 6).

Отчет по результатам прохождения научно-педагогической практики включает в себя описание проделанной работы. В качестве приложения к отчёту должны быть представлены тексты лекций и планы семинарских занятий, составленные задачи, кейсы и т. д.

Отчетные документы по практике представляются для контроля не позднее пяти дней после окончания практики (включая выходные и праздничные дни) руководителю научно-педагогической практики. Все документы должны быть напечатаны и представлены в отдельной папке с титульным листом(Приложение 7).

Структура отчета по практике

Отчет по научно-педагогической практике включает в себя:

1. Отзыв о прохождении практики, составленный руководителем (Приложение 8), для написания которого используются данные наблюдений за научно-педагогической деятельностью магистранта.

2. Рецензию практики, составленную другим магистрантом (Приложение 4).

3. Отчет о прохождении научно-педагогической практики, оформленный в соответствии с установленными требованиями (Приложение 7). В отчете по практике должны быть отражены все виды работ, выполненные в соответствии с заданием и индивидуальным планом педагогической практики.

В содержание отчета должны входить следующие структурные элементы:

Индивидуальный план научно-педагогической практики (Приложение1) вместе с индивидуальным заданием (Приложение 2) на практику.

Дневник прохождения научно-педагогической практики (Приложение 3).

Введение, в котором указываются:

- цель, место, дата начала и продолжительность практики;

- перечень выполненных в процессе практики работ и заданий;

Основная часть, содержащая:

- анализ психолого-педагогической литературы по теме;

- описание практических задач, решаемых магистрантом в процессе прохождения практики;

- описание организации индивидуальной работы;

- результаты анализа проведения занятий преподавателями и магистрантами.

- описание навыков и умений, приобретенных на практике;

- предложения по совершенствованию организации учебной, методической и воспитательной работы;

- индивидуальные выводы о практической значимости проведенного научно-педагогического исследования.

Список использованной литературы.

5. Подведение итогов и оценка практики

Научно-педагогическая деятельность магистрантов оценивается комплексно, с учетом всей совокупности характеристик, отражающих готовность к самостоятельному выполнению функций преподавателя вуза. При этом учитываются следующие показатели:

1) психолого-педагогические и методические знания;

2) педагогические умения (готовность к выполнению организаторских, коммуникативных, воспитательных, конструктивных и др. функций);

3) мотивация и интерес к преподаванию экономических дисциплин;

4) степень ответственности и самостоятельности;

5) качество научно-педагогической и самостоятельной работы;

6) навыки самоанализа и самооценки.

Итоги практики оцениваются на защите индивидуально по 5-балльной шкале, заносятся в экзаменационную ведомость и зачетную книжку и приравниваются к оценкам по теоретическому обучению. Для студентов очной формы обучения оценка по научно-педагогической практике учитывается при подведении итогов общей успеваемости магистрантов и назначение стипендии в соответствующем семестре. Оценка учитывает качество представленных магистрантом отчетных материалов и отзывы руководителей практики.

Оценка по педагогической практике имеет тот же статус, что и оценки по другим дисциплинам учебного плана и отражается в индивидуальном плане магистранта и в отчете по практике.

Студенты магистратуры, не выполнившие программы практики по уважительной причине, направляются на практику повторно, в свободное от учебы время. Студенты магистратуры, не выполнившие программу практики без уважительной причины или получившие отрицательную оценку, могут быть отчислены из Университета как имеющие академическую задолженность.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН
НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Магистранта _____ курса, группы, форма обучения, направление, магистерская программа

Руководитель практики, Ф.И.О. ____________________________________________________

1. Сроки прохождения практики____________________________________________________

2. Место прохождения____________________________________________________________

3. План научно-педагогической практики:

Видео

Другие статьи

Программа научно-исследовательской практики

Программа научно-исследовательской практики

1. Пояснительная записка

1.1. Место научно-исследовательской практики в структуре Основной образовательной программы (ООП) подготовки магистров по направлению 080100.68-Экономика программа «Европейская экономика и предпринимательство».

Научно-исследовательская практика входит в цикл «Практика и научно-исследовательская работа» и является обязательной частью основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по направлению Экономика.

Нормативным обоснованием являются ФГОС ВПО по направлению 080100.68 Экономика, учебный план по направлению 080100.68 Экономика по программе «Европейская экономика и предпринимательство».

1.2. Цель научно-исследовательской практики.

Научно-исследовательская практика магистрантов проводится с целью сбора, анализа и обобщения научного материала, разработки оригинальных научных идей для подготовки выпускной квалификационной (магистерской) работы и получения навыков самостоятельной научно-исследовательской работы, а также для закрепления сформированных компетенций соответственно ФГОС ВПО (ОК – 2 - 5; ПК 5-12, ПК-17-18) в ходе углубления теоретико-практических знаний, которые магистры получили в процессе обучения в магистратуре в условиях университета (Приложение 1).

1.3. Задачи научно-исследовательской практики:

- Систематизировать и углубить теоретические знания, необходимые для качественной и эффективной реализации профессиональной деятельности по дисциплинам специализации в контексте магистерской программы;

- Отработать применение компетенций в научно-исследовательской работе работы экономиста;

- Провести экспериментальное (эмпирическое) исследование в русле магистерской диссертации;

- Обосновать теоретические выводы магистерского исследования.

- Апробировать методы, технологии, модели, проекты, разрабатываемые в магистерском исследовании.

- Организовать и провести запланированное исследование с целью проверки гипотезы магистерской работы.

- Познать на практике важнейшие аспекты управления объектом исследования и особенностей анализа его деятельности с целью принятия правильных предпринимательских решений по повышению эффективности деятельности конкретного предприятия, организации.

1.4. Основные требования к подготовке, необходимые для успешного прохождения Научно-исследовательской практики.

Магистрант должен полностью освоить учебный план, в том числе производственную практику, и сформировать теоретический и практический базис для следующих компетенций.

2. Структура научно-исследовательской практики.

2.1. Продолжительность практики: 3, 1/3 недели.

2.2. Сроки прохождения практики устанавливаются Европейской бизнес-школой в соответствии с учебным планом и возможностями производственной базы.

2.3. Режим устанавливается, исходя из продолжительности рабочего дня магистрантов при прохождении практики в организациях в возрасте от 18 лет и старше – не более 40 часов в неделю (ст.91 ТК РФ). С момента зачисления магистрантов в период практики в качестве практикантов на рабочие места на них распространяются правила охраны труда и внутреннего трудового распорядка и другие локальные нормативные акты, действующие в организации, с которыми они должны быть ознакомлены в установленном в организации порядке.

Подготовительный этап. Включение в работу реальной организации, ознакомление с ней и выполнение некоторых функций в её рамках, где магистранту необходимо познакомиться со структурой и функционированием организации и освоить методы проведения исследований и осуществления разработок, используемых в организации. Знакомство с содержательными особенностями экономических процессов в реальной организации. Изучение состояния дел и потребностей организации в предпринимательской деятельности в соответствии с основными направлениями деятельности предприятия.

Этап планирования. На основе изучения литературы по проблеме магистрант ставит цель и задачи научного исследования в области Европейской экономики и предпринимательства.

Магистрант несет ответственность за планирование исследования, адекватность целям работы используемых методов и методик, организацию, проведение, сбор и обработку эмпирических данных, за достоверность полученных результатов и доказательность выводов.

Эмпирическое исследование в области Европейской экономики и предпринимательства должно быть направлено на решение актуальной проблемы, иметь теоретическую и практическую значимость и новизну. Актуальность характеризуется с практической и научной точек зрения. Теоретическая значимость — необходимостью решения конкретной научной проблемы в связи с отсутствием определенных знаний, методов исследования в области Европейской экономики и предпринимательства. Практическая значимость определяется необходимостью разработки методики, имеющей практическую направленность.

Обычно процесс эмпирического исследования включает следующие этапы:

1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4) Сбор данных их анализ и описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация.

5) Обработка и интерпретация полученных данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы (Приложение 16, 17).

Практический этап. На данном этапе магистрант осуществляет деятельность экономиста в соответствии с поставленными задачами, основными направлениями предпринимательской деятельности на предприятии, и составленным планом практической работы.

Этап проведения исследования. Магистрант проводит исследование в соответствии с рекомендуемой или определенной им проблемой, исследовательскими целью, гипотезой и задачами.

Аналитический этап. Магистрант осуществляет анализ результатов проведенного исследования, выявляя особенности предпринимательской и экономической деятельности на исследуемом предприятии. На данном этапе целесообразно использовать как полученные при диагностическом исследовании данные, так и информацию, полученную при изучении передового опыта зарубежных предприятий стран Евросоюза, данные наблюдения. На основе данных анализа проводится выбор средств и методов экономического сопровождения в соответствии с основными направлениями работы экономиста. В соответствии с выявленными в процессе анализа результатов исследования потребностями в экономической помощи предприятию корректируется основной план практики магистранта.

Этап подведения итогов. Проводится анализ результатов научно-исследовательской практики, наиболее удавшихся форм работы, трудностей, возникших при выполнении основных видов деятельности. Результаты научно-исследовательской практики обобщаются и оформляются в виде отчета.

2.5. Руководство практикой: по научно-исследовательской практике назначаются два руководителя: от производства (организации) из числа ведущих специалистов и от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта из квалифицированных профессоров и доцентов.

Руководитель практики от Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта обязан:

Обеспечиват ь взаимодействие с руководителями практики от предприятий;

Своевременно готовит ь все необходимые документы.

Оказыват ь помощь магистрантам в разработке индивидуального плана практики и консультирует по выполнению этого плана.

Осуществлят ь контроль за соблюдением магистрантами сроков практики и ее содержанием. Проверять качество работы выполненной магистрантом.

Проводит ь организационную и итоговую конференцию.

Контролир овать выполнение магистратами индивидуальных заданий, оказывать методическую помощь при выполнении ими индивидуальных заданий и сборе материалов к исследовательской работе и консультирует их по вопросам выполнения программы практики.

Принимат ь отчеты магистрантов о практике, и отзыв от научных руководителей .

В составе комиссии оценивать защиту отчетов о практике и проставлять оценку в зачетную ведомость.

По окончании руководства практикой составлят ь отчет и предоставлять его директору Европейской бизнес-школы.

Вносит ь необходимые изменения и дополнения в программу практики.

Руководитель практики от предприятия обязан:

Знакомиться с программой практики и индивидуальным рабочим планом магистранта, организовать деятельность в соответствии программой и планом.

Инструктировать магистранта о правилах техники безопасности на рабочем месте.

Давать возможность магистранту в течение первых 1-2 дней ознакомиться с учреждением, его структурой, специалистами, предоставляет ему необходимые документы, нормативные акты, другие материалы, регламентирующие деятельность данного учреждения.

Помогать магистранту в закреплении необходимых компетенций на практике.

Привлекать магистранта к участию в различных мероприятиях, организуемых и проводимых учреждением (в рамках программы практики).

Создавать магистранту условия, необходимые для реализации научно-исследовательской работы. По просьбе магистранта предоставлять дни для посещения библиотек и работы с литературой, контролировать результаты работы.

Ежедневно проверять и заверять дневник практики магистранта.

По окончании практики предоставить магистранту характеристику.

3.1. Со списком основных баз прохождения научно-исследовательской практики магистрантов БФУ им. И. Канта магистранту можно ознакомиться в Европейской бизнес-школе.

3.2. Кроме предложенных мест практики университетом, магистрам предоставляется право самостоятельного поиска места прохождения профессиональной научно-исследовательской практики.

В Европейскую бизнес-школу БФУ им. И Канта магистры представляют:

1) Заявление на имя директора Европейской бизнес-школы БФУ им. И Канта о месте предполагаемой практики. Заявление должно быть представлено за месяц до начала научно-исследовательской практики (Приложение 2).

2) Краткосрочный договор о прохождении Научно-исследовательской практики.

Договор подписывается в учреждении, где магистрант планирует проходить Научно-исследовательскую практику и заверяется круглой печатью учреждения.

4.1. После закрепления места практики магистрант оформляет отчетную документацию по научно-исследовательской практике по образцу.

4.2. При планировании научно-исследовательской практики рекомендуется следующий график деятельности практиканта.

знакомство с правилами и распорядком работы предприятия;

знакомство с документацией;

планирование работы на период практики;

планирование и подготовка к исследованию.

работа по заданию руководителя;

проведение научного исследования.

подведение итогов практики;

5. Обязанности практиканта

Магистранты при прохождении практики обязаны:

Подчиняться распорядку работы базового учреждения.

Соблюдать выполнение ежедневной учебной нагрузки в объеме 6 академических часов.

Своевременно и качественно выполнять задания практики, каждодневно обрабатывает и обобщать накопленный материал.

Выполнять указания и поручения руководителей практики со стороны университета и учреждения.

Ежедневно заполнять ь дневник практики, и предоставлять на подпись руководителю практики от учреждения.

6. Отчет о прохождениинаучно-исследовательской практике

6.1. Форма отчетности.

По окончании научно-исследовательской практики магистрант сдает для оценки и на хранение в личные дела магистров:

Отчет о Научно-исследовательской практике (1 часть):

1) Титульный лист (Приложение 4);

2) Содержание Отчета (Приложение 5);

3) План-задание (Программа Научно-исследовательской практики) (Приложение 6);

4) Индивидуальный план-график Научно-исследовательской практики (Приложение 7);

5) Дневник Научно-исследовательской практики с кратким отзывом руководителя практики от производства на практиканта (Приложение 8);

5) Текстовый отчет практиканта о прохождении Научно-исследовательской практики и его презентацию (Приложение 9),

6) Характеристику на практиканта на бланке организации подписанную руководителем по месту прохождения практики (Приложение 10);

7) Отзыв научного руководителя от БФУ им.И.Канта об итогах научно-исследовательской практики (Приложение 12).

6.2. Оформление отчета.

Оптимальный объем отчета 20 – 25 страниц печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, через 1,5 интервала, Выравнивание по ширине, абзацный отступ 1,27, интервалы до и после абзацев не допускаются

Отчет по мере необходимости иллюстрируется видео- и фотоматериалами, рисунками, картами, схемами и т.д. при этом они не входят в указанный выше объем, но отражают объем и качество проделанной работы и исследованных проблем.

Отчета магистранта оформляется в формате презентации Power point и представляется на конференции по практике.

6.3. Отчет подписывается магистрантом с указание даты сдачи на кафедру.

7.1. По результатам прохождения профессиональной научно-исследовательской практики выставляется оценка.

7.2. При оценке практики на защите принимается во внимание:

- соответствие отчета заданию на научно-исследовательскую практику;

- степень полноты выполненных задач, достижения цели научного исследования;

- соблюдение графика прохождения практики;

- характеристика магистранта руководителем принимающей организации;

- оформление отчета практики.

Оценка научно-исследовательской практики учитывает мнение и оценку руководителя практики на производстве, но ставится руководителем научно-исследовательской практики отделения «Магистратура» Европейской бизнес-школы БФУ им. И. Канта исходя из полного видения проделанной магистрантом работы и отчета.

7.3. Критерии оценки.

«Отлично» ставится магистру, который выполнил в срок и на высоком уровне весь намеченный объем работы, требуемый программой практики, показавший при этом высокий уровень профессиональной компетенции в рамках практики, а также проявил в работе самостоятельность, творческих подход.

«Хорошо» ставиться магистру, который выполнил в срок и полностью намеченную программу практики, однако отчетная документация содержит отдельные недочеты, связанные с глубиной анализа материала.

Оценка «удовлетворительно» ставиться магистранту, который выполнил программу практики, но не в срок предоставил отчетную; в ходе практики обнаружил недостаточную развитость основных навыков, не проявил инициативу в работе.

«Неудовлетворительно» ставиться магистранту, не справившемуся с программой практики, нарушавшему нормы и требования, предъявляемые к работе практиканта, а также не проявившему самостоятельности, не обнаружившему необходимых компетенций.

Оценка не выставляется магистрантам, у которых отсутствует какой-либо из перечисленных пунктов отчетности.

7.4. Магистранта, не сдавшего отчет о прохождении научно-исследовательской практики в установленные сроки, отчисляют за академическую неуспеваемость.

Абдукция - способ рассуждения от имеющихся данных к гипотезе, которая объясняет или оценивает их лучше, чем альтернативные гипотезы. Впервые стал разрабатываться и применяется Ч.С. Пирсом для построения объясни тельных гипотез в науке.

Аксиоматический метод - способ построения и анализа научной теории, при котором выделяют некоторые исходные ее понятия и основные утверждения, из которых, во-первых, путем правил определения образуют производные понятия, во-вторых, посредством логической дедукции выводят другие утверждения: теории.

Алгоритм - от латинизированной формы имени среднеазиатского ученого Аль-Хорезми) - конечная совокупность точных предписаний или правил, посредством которых можно решать однотипные или массовые задачи и проблемы. Простейшими знакомыми алгоритмами являются арифметические действия с числами.

Аналогия - недемонстративное умозаключение, когда на основе сходства или подобия двух объектов по некоторым их признакам (свойствам и отношениям) делают вывод об их сходстве по другим признакам.

Апробация — установление истинности, компетентная оценка и конструктивная критика оснований, методов и результатов исследовательской работы, одобрения ее.

Артефакт — искаженный в результате влияния случайных факторов, недостоверный факт.

Валидизация - Процесс оценки степени, в которой тест или другой измерительный инструмент действительно измеряет то, для измерения чего он предназначен.

Валидность — характеристика исследовательской методики, отражающая точность измерения соответствующего средства, показывающая, насколько результаты, получаемые при помощи данной методики, адекватны тем, что предполагались по замыслу.

Генеральная совокупность - собрание предметов в соответствии с некоторой определяющей чертой (чертами) или характеристикой (характеристиками). Это значение близко к понятию набор.

Гипотеза - 1. В научной работе - любое утверждение, предложения или предположение, которое служит как предварительное объяснение определенных фактов. Гипотеза всегда представляется таким образом, чтобы она могла быть подвергнута эмпирической проверке и затем или подтверждена или отклонена в результате доказательства. 2. Более широкое значение - стратегия, принятая для того, чтобы решать некоторую проблему. В наиболее сложных экспериментах по научению, таких как решение проблем, формирование понятий, принятие решений и т. п. субъект обычно проявляет постоянство от попытки к попытке, действуя как будто на основании некоторой гипотезы, такой как: «Если будут условия х и у, я буду отвечать реакцией А, а если нет, то попробую реакцию В».

Данные - набор свидетельств или фактов, собранных в ходе экспериментов или исследований.

Задача (познавательная, учебная, воспитательная, исследовательская) — звено, этап движения к цели, цель, заданная в конкретной, требующей преобразования ситуации, побуждает магистранта к активной деятельности.

Замысел — идея, связанная с представлениями о способах ее реализации, методически оформленная, но существующая только в сознании исследователя (педагога).

Идея — мысль о содержании и способах преобразования действительности в направлении достижения желаемой цели, идеала.

Изучение продуктов деятельности — исследовательский метод, который позволяет опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей человека на основе анализа продуктов его деятельности.

Импровизация — умение быстро реагировать, принимать решения и выдавать результат экспромтом, без подготовки.

Инновация – прибыльное (рентабельное) использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и экономических решений различного характера.

Инновационный процесс – совокупность изменений в ходе деятельности, охватывающей научно-технические, производственные маркетинговые и сбытовые процедуры при создании и реализации инноваций и нацеленных на удовлетворение конкретных общественных потребностей.

Интеллектуальные тесты — совокупность психологических тестов, предназначенных для диагностики уровня развития познавательной сферы и интеллекта (умственного потенциала) человека.

Интервью — разновидность исследовательского метода опроса в психологии и педагогике. Предполагает в процессе устного опроса выявить опыт, оценку и точку зрения опрашиваемого (респондента).

Концепция система исходных теоретических положений, которая служит базой для исследовательского поиска.

Критерий — обобщенный показатель развития системы, успешности деятельности, основа для классификации. Предполагает выделение ряда признаков, по которым можно определять критериальные показатели.

Метод - очень общее значение - способ выполнения чего-либо, упорядоченная работа с фактами и концепциями. Метод - принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, а также принцип воздействия на объект.

Методика - форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь), процедура или набор процедур для достижения определенной цели. Термин употребляется очень широко, и, как правило, к нему добавляется некоторое уточняющее слово, например статистическая методика, экспериментальная методика и т. д.

Методология — наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания.

Моделирование — процесс создания моделей, схем, знаковых или реальных аналогов, отражающих существенные свойства более сложных объектов (прототипов). Служит исследовательским инструментарием для изучения отдельных аспектов и свойств и прототипа.

Мониторинг — система контроля, слежения за процессом и результатами исследования, включает сбор, обработку и анализ информации для коррекции, принятия решений, улучшающих образовательный и исследовательский процессы.

Наблюдательность — свойство личности, которое проявляется в умении человека замечать в воспринимаемом объекте малозаметные, но существенные для достижения поставленной цели особенности предметов и явлений.

Наблюдение - исследовательский метод, который заключается в систематическом и целенаправленном восприятии изучаемого объекта с целью сбора информации, фиксации действий и проявлений поведения объекта для изучения его.

Организация – 1)объединение чего-либо или кого-либо в одно целое; 2)рассматривается как организационная деятельность, являющаяся одной из функций управления.

Оценивание — исследовательский метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных лиц, мнения которых, дополняя друг друга, позволяют объективно охарактеризовать изучаемые явления. Оценивание конкретно проявляется в методах экспертных оценок, обобщения независимых характеристик, диагностических ситуаций.

Парадигма - (от греческого - «модель», «образец») - собирательное обозначение набора установок, ценностей, процедур, методов и т. д. составляющих общепринятое направление в определенной дисциплине в определенный момент времени.

Переменная - то, что изменяется, то, что подвержено увеличению и/или уменьшению с течением времени - то, что варьируется. П. - параметр реальности, который может изменяться и/или изменяется в экспериментальном исследовании.

Переменная зависимая - любая переменная, значения которой в принципе являются результатом изменений в значениях одной или более независимых переменных. В математике это понятие «зависимости» хорошо представлено выражением типа у =f(x), где значения у зависят от значений х.

Переменная независимая - любая переменная, значения которой в принципе не зависят от изменений значений других переменных. В эксперименте - любая переменная, которая специально изменяется так, чтобы можно было наблюдать ее влияние на зависимую переменную (переменные). Также называется экспериментальной переменной, контролируемой переменной.

Пилотное исследование - исследование, предваряющее новую серию, в ходе которого проверяется качество методики и плана. Выявляются побочные переменные, и уточнятся экспериментальная гипотеза. Обычно проводится небольшой выборке.

Планирование – представляет собой процесс чёткой постановки целей работы предприятия, определение конкретных приоритетов, мероприятий, ресурсов, сроков и ответственных структур (или лиц)за достижение этих целей. Утверждённый план носит обязательный к выполнению характер.

Популяция. В статистике - общее число случаев, относительно которых может быть сделано определенное утверждение. Обратите внимание, что в этом значении популяция может быть: а) конечной, реально существующей и доступной исследованию; б) конечной, реально существующей, но недоступной исследованию (например, население России в определенный день того или иного года); или в) бесконечной (например, все возможные подбрасывания монет). Следует различать с выборкой, которая представляет собой некоторое наблюдаемое или отобранное подмножество популяции.

Попытка - 1. Свободное значение - проба, тест; отдельное усилие, совершаемое для того, чтобы что-то выполнить. 2. В экспериментальном исследовании - отдельная «единица», в которой предъявляется стимул и возникает некоторая реакция. В этом смысле каждая попытка обычно считается одним компонентом большого ряда таких «единиц», которые все вместе представляют эксперимент.

Признак - все то, что выражает природу объектов (явлений), их сходство или различия, а также одно событие, являющееся сигналом другого события. По П. объекты и явления опознаются, обозначаются и описываются. Каждый объект и каждое явление обладает множеством П. среди которых выделяются простые и сложные, комплексные и целостные, случайные и неслучайные и т. д. Один и тот же П. может выступать как общий, видовой и отличительный. По своему значению все П. делятся на существенные и несущественные. Существенный П. при всех условиях принадлежит объекту и является необходимым для его существования, выражает его коренную природу, тем самым отличая от других объектов.

Прикладные научные исследования – исследования, направленные преимущественно на применение новых знаний для достижения конкретных задач.

Проблема — конкретное знание о незнании, представление об узловых задачах, которые нужно решить, о существенных вопросах, на которые следует найти ответ.

Процесс познания – получение человеком новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека в целях создания новых средств и предметов труда и улучшения окружающей среды.

Развитие — приобретение новых качеств, способ прогрессивного преобразования человека или системы.

Стратегия – обоснование целей и направлений (способов) их достижения.

Управление – целенаправленное воздействие руководителя или органа управления, согласующее и объединяющее совместный труд людей для достижения поставленных елей (экономических, научно-инновационных и др.).

Управление инновациями – это изменение с целью внедрения и использования новых видов оборудования, технологий, обновления различных сторон инновационной деятельности предприятия.

Факт - явление или достоверно зафиксированные связи между явлениями и событиями, истинность познания которых может быть научно доказана.

Формализация - такое уточнение содержания представления, которое делает возможным и целесообразным использование математических средств исследования.

Функционирование образовательных систем, учреждений — выполнение функций (назначение, круг деятельности, в математике — зависимая величина) без особых качественных и количественных изменений. В этом смысле оно противоположно развитию.

Цель в исследовании — образ потребного (желаемого)будущего, предвосхищение результатов преобразований образовательной системы или ее элементов в интересах человека, общества и государства.

Эксперимент — исследовательский метод, который заключается в том, чтобы путем активного вмешательства создать исследовательскую ситуацию и сделать доступным и возможным изучение процессов через их проявления и регистрацию соответствующих изменений.

Федеральный государственный образовательный стандарт – технический нормативный правовой акт, устанавливающий обязательные требования к образованию определенного уровня

Форма получения образования (обучения) – способ организации образовательного процесса по освоению образовательных программ

Фундаментальные научные исследования – экспериментальная или теоретическая деятельность, направленная на получение новых знаний о закономерностях развития природы, общества и человека.

ВПО – высшее профессиональное образование

ООП – основная образовательная программа

ПООП – примерная основная образовательная программа

ОК – общекультурные компетенции

ПК – профессиональные компетенции

УЦ ООП – учебный цикл основной образовательной программы

ФГОС ВПО – федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования

Компетенции, формируемые у обучающегося в результате прохождения научно-исследовательской практики

Примерный отчет магистранта о прохождении научно-исследовательской практики

Я ____ ФИО____ проходил(а) научно-исследовательскую практику в ___________________________(название организации), в ________________(отдел, подразделение, департамент, управление, другое структурное подразделение) с «____» _____________ по «____» ______________ 201___ года.

Руководитель практики от университета ________________________(должность, ФИО полностью).

Руководитель практики от организации _____________________________(должность, ФИО полностью, номер телефона, e-mail).

Задания, полученные от руководителей научно-исследовательской практики выполнены полностью (не полностью, в последнем случае объяснить невыполнение плана практики).

- сведения об организации, где проходила практика (структура организации, роль и функции структурного подразделения, в котором работал практикант);

- занимаемая должность и выполняемые должностные обязанности;

- описание нормативной базы, регламентирующей деятельность организации и работника;

- информация о содержании и выполнении индивидуальных заданий;

- информация об участии в проектах организации, достигнутых результатах в работе;

- перечень приобретенных компетенций в рамках ООП «Европейская экономика и предпринимательство»;

- описание материала, собранного для написания магистерской диссертации;

- степень соответствия уровня знаний, полученныхв университете, потребностям реальной работы.

- подробное описание проведенного и проанализированного исследования магистерской диссертации.

В заключении практикант должен отразить влияние практики на формирование профессиональных компетенций.

Примерная характеристика на магистранта

Угловой штамп учреждения или фирменный бланк

Директору Европейской бизнес-школы

д.п.н. Алтуниной В.В.

на магистранта _______________________, проходившего практику в ________________________________" с ________ по ______________.

Магистрант ___________. проходил научно-исследовательскую практику в подразделении _________. За время практики на него были возложены следующие обязанности:

В течение всей практики ___________ показал себя исключительно с положительной стороны. Личные качества проявлялись в умении найти общий язык с коллегами в решении поставленных задач. Отличается коммуникабельностью и инициативностью. Целеустремлен, всегда доводит решение поставленных задач до конца.

Успешно применял полученные в университете теоретические знания в области Европейской экономики и предпринимательства, закрепляя и развивая их в процессе проведения эмпирического исследования. За время работы магистрант закрепил следующие компетенции:

Также практикант получил опыт работы в _______________ коллективе (работа в команде).

Оцениваю работу магистранта ________. в течение всего срока практики на "_______-"

по месту прохождения практики,

Возможные направления в определении темы исследования в ходе научно-исследовательской практики

Стратегические программы социально-экономического развития стран Европейского союза.

Социальная политика в антикризисной деятельности стран Евросоюза.

Влияние инвестиций на рост экономики стран Евросоюза.

Миграция рабочей силы: проблемы и перспективы.

Моделирование межрегиональных взаимодействий больших экономических систем.

Стоимость капитала, используемого российскими компаниями.

Структура капитала компании.

Дивидентная политика российских и европейских компаний.

Слияние и поглощение на рынках стран Евросоюза.

Анализ методических подходов к оценке инвестиционных проектов на предприятиях.

Оценка влияния учётной, ценовой, инвестиционной политик на деятельность предприятия.

Управление финансами компаний.

Формирование предпринимательской стратегии фирмы.

Инновационная среда и развитие предприятия.

Факторы и механизмы устойчивости предприятия в рыночной среде.

Глобализация мировой экономики: валютный аспект.

Перспективы единой европейской валюты на глобальном рынке.

Оценка стоимости компании (на конкретном примере).

Оптимизация структуры капитала инвестиционного проекта.

Моделирование и прогнозирование европейских товарных рынков.

Моделирование и прогнозирование валютных курсов.

Региональная экономическая политика.

Факторы экономического роста: эмпирический анализ.

Формирование стратегии развития малого предприятия.

Моделирование и оптимизация бизнес-процессов при управлении организацией.

Государственное регулирование институционально-налоговой среды малого предпринимательства.

Развитие инновационных отраслей.

Исследование методологии и теории предпринимательства.

Разработка методики организации предпринимательской деятельности в различных формах предпринимательства.

Анализ закономерностей и тенденций развития современного предпринимательства.

Основные направления развития экономической мысли в сфере европейской экономики и предпринимательства.

Исследование процесса современного предпринимательства в России и странах Евросоюза.

Мотивационные механизмы предпринимательской активности в условиях близости Калининградской области к Евросоюзу.

Венчурный капитал в системе предпринимательства.

Технология процесса разработки и принятия управленческих решений в предпринимательских структурах.

Государственное регулирование и поддержка предпринимательской деятельности в странах Евросоюза.

ФГАОУ ВПО«БАЛТИЙСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. И. КАНТА»

Отзыв научного руководителя о прохождении научно-исследовательской практики

На магистра _________________________________________________________________

Фамилия, имя, отчество

_______ курса, факультета ______________________________________________________

Тема исследования: «____________________________________________________________________________

Комментарии к оценкам:

Научный руководитель ____________________________________ /подпись/____________

(Расшифровка подписи: Ф.И.О.,

ученая степень, звание, место работы

Рекомендации по содержанию и организации научного исследования поЕвропейской экономике и предпринимательствудля магистрантов по направлению ООПЕвропейская экономика и предпринимательство.

Основные этапыисследования в Европейской экономике и предпринимательстве. Рассматривается последовательность проведения экспериментальной работы и кратко раскрывается её содержание по каждому этапу.

1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4) Сбор данных и их описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.

5) Обработка и интерпретация полученных данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Последовательное прохождение по перечисленным этапам весьма условно в реальном исследовании, поскольку практически всегда возникает необходимость корректировать решения более ранних этапов с учетом возможностей и ограничений последующих.

Научное познание всегда сопровождается решением проблем. Отсутствие проблем привело бы к остановке исследования и застою в науке. Поэтому прогресс знания представляет собой непрерывный процесс решения все новых и новых проблем. Классификация проблем может производиться по разным основаниям деления. При выборе темы необходимо дифференцировать:

Как бы проблемы не различались между собой, их назначение состоит в том, чтобы точно и ясно указать на трудность, появляющуюся в начале любого процесса исследования, и тем самым придать ему поисковый характер.

Возникновение проблем связано с установлением недостаточности прежних методов и средств для объяснения вновь обнаруженных фактов и результатов познания. Магистрантам следует иметь в виду, что всякий процесс познания начинается именно с фактов, их накопления и систематизации. Факты – это основа всякого исследования и их поиск требует значительных усилий. Если теории не достаточно для объяснения нового факта, то следует обратиться к формулированию гипотез. Теории может быть не достаточно для объяснения какого либо феномена, так как ее может просто не быть, тогда необходимо разработать общие и частные гипотезы, через проверку которых можно проверить достоверность или недостоверность изучаемого явления. В данном случае гипотеза выступает как форма предварительного, проблематичного объяснения с помощью которой происходит поиск, отбор и оценка новых фактов. Таким образом, реальный процесс исследования всегда совершается в тесном взаимодействии эмпирических и теоретических методов, фактов и теорий, опыта и разума.

Процесс разработки и решения научных проблем: существуют разнообразные точки зрения на процесс разработки и решения проблем: 1) решение проблемы может охватывать весь путь исследования проблемы от ее осмысления в рамках проблемной ситуации, постановки и формулирования и до ее решения; 2) решение проблемы может начинаться уже с ее постановки; 3) разработка проблемы может быть связана непосредственно с ее решением, в этом случае проблема формулируется как вопрос или совокупность вопросов.

Разные стадии исследования и разработки проблемы тесно связанны друг с другом, и каждая из них влияет на последующую стадию, все же в целях теоретического анализа целесообразно рассматривать их отдельно, с тем, чтобы выделить наиболее характерные их особенности. Исходя из этого, стадию разработки проблемы можно связать с анализом оценки тех альтернативных возможностей, которые могут стать вероятными решениями проблемы.

Магистранту следует понимать, что, как правило, первоначальное решение проблемы редко достигает своей цели быстро, поскольку предположения и гипотезы, предлагаемые для этого, бывают сравнительно неглубокими, неполными и недостаточно обоснованными.

Постановка проблемы - начало любого исследования. Но его исходный пункт - проблемная ситуация как проявление некоего противоречия, несоответствия в реальности.

Два смысла проблемной ситуации:

1) гносеологический (с точки зрения познавательного процесса) - "знание о незнании", несоответствие или противоречие между знанием о потребностях, затруднениях людей и каких-то результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств, способов, приемов реализации этих необходимых действий,

2) предметный - явления и процессы, вызывающие беспокойство.

Оба эти смысла тесно связаны:

- недостаточная осведомленность о реальной ситуации ведет к невозможности использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования процессов,

- обнаружение таких процессов и явлений, природа которых теоретически необъяснима, а значит, нет соответствующих алгоритмов для их описания, прогнозирования и воздействия на них.

Актуальность научного исследования.

Обязательное требование при выполнении магистерской работы. Характеризует умение автора выбирать, понимать и оценивать её с точки зрения современности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность. Важность для настоящего момента выявленных сведений называется актуальностью. Но не следует путать понятие с конъюнктурностью. Научные знания не должны зависеть ни от изменяющейся политической ситуации, ни от смены научных доктрин, ни от личных интересов автора. Их отличительными чертами должны быть объективность. Наряду с этим исследование всегда указывает на возможные пути проверки и опровержения высказанных идей, то есть создавать необходимую научную базу для следующего накопления нового знания.

При определении целей и задач исследования необходимо оценить его актуальность основными аспектами актуальности в исследовании по экономике чаще всего могут быть следующие:

- необходимость дополнения теоретических построений, относящихся к изучаемому явлению. Имеется в виду, что новые данные об его характеристиках и взаимосвязях позволят прояснить природу явления, позволят разрешить имеющиеся противоречия.

- потребность в новых фактах, которые позволят расширить теорию и сферу ее применения

- потребность в более эффективных методах, способных обеспечить получение новых данных.

- потребность в методах (способах, технологиях) имеющих более широкие возможности и эффективность экономического воздействия.

- потребность в дополнении или доработке экономических теорий, концепций с целью более полного использования их как представителями других наук, так и широкими слоями населения.

Проблема предмета и объекта в научном исследовании по экономике.

Объект и предмет исследования как категория научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования, определяющим тему научной работы. Таким образом, объект-это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию; предмет – это то, что находится в границах объекта.

Объект – это то, на что направлен процесс познания. Это нечто целое, являющиеся фрагментом мира самого по себе, то есть существующего независимо от субъекта познания (в данном случае исследователя) и от наук, которые его изучают.

Объектами экономической науки выступают: экономические аспекты функционирования субъекта (предприятия или организации), группы людей, динамика и особенности развития потенциала организации в социально-экономическом контексте и т.д. Поскольку перечисленные объекты могут являться объектами других наук, целесообразно, при определении объекта научного исследования уточнять, какую именно группу (предприятие, экономику страны или региона, отдельные их качества) вы намеренны изучать в рамках данной работы.

В тексте должны быть указаны все значимые характеристики объекта.

Предмет исследования свойства, стороны, отношения реальных объектов, рассматриваемые в определенных исторических условиях и социально-экономическом контексте. Предмет познания невозможно выделить и описать вне рамок какой-либо науки или комплекса наук, безотносительно к субъекту познания. Предмет познания может быть общенаучным. Он может быть междисциплинарным. Он может быть по-разному сформулирован в теоретическом, эмпирическом и прикладном исследовании. В качестве предмета экономического исследования могут быть взяты отдельные свойства, состояния, процессы, функции, виды предпринимательской деятельности, пространственные, временные и интенсивные характеристики отдельных явлений, взаимовлияния между ними, взаимосвязи между различными экономическими явлениями и др. Т.о. перечень явлений и их сторон, которые могут быть взяты в качестве предмета экономического исследования, значительно объемней перечня объектов.

Кроме того, для уменьшения отклонения реального исследования от идеального используются особые методы планирования эксперимента и обработки полученных данных. Так, в ходе любого исследования ученый искусственно вычленяет, принимает во внимание только часть реальности, абстрагируясь от других существенных ее сторон. И эту часть реальности, принимаемую в качестве предмета исследования. экспериментатор как бы «контролирует». Факторами, влияющими на результат исследования, также являются условия, в которых оно проводится, экспериментальное воздействие, отбор испытуемых объектов. Поэтому различают явления и процессы, происходящие в реальности, и их аналоги, которые мы наблюдаем или воспроизводим в ходе исследования.

Задачи и цели научного исследования по европейской экономике и предпринимательству.

Сформулировав проблему и выдвинув гипотезу, магистранты должны определить цель и задачи исследования, его объект и предмет.

Цель - отвечает на вопрос, на решение какой проблемы, на получение какого результата ориентировано исследование. Она ориентирует его на конечный результат - теоретико-познавательный или практически-прикладной.

Задачи - формулируют вопросы, на которые должны быть получены ответы для реализации целей исследования. Основные задачи формулируются в соответствии с целью и гипотезой исследования, неосновные ставятся для подготовки будущих исследований, решения методологических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

Гипотеза как теоретическое ядро исследования.

Гипотеза - выдвигаемое для объяснения каких-либо фактов, явлений, процессов положение, сформулированное в научных терминах и предназначенное для эмпирического подтверждения/опровержения; научное предположение, вытекающее из теории, которое еще не опровергнуто и не подтверждено.

По значимости гипотезы научного исследования делятся на основные и дополнительные.

В науке различают теоретические и эмпирические гипотезы. Первые входят в структуру теории в качестве основных частей. Они выдвигаются для устранения внутренних противоречий в теории или для преодоления рассогласования теории и экспериментальных результатов, выступая таким образом инструментом совершенствования теоретического знания. Научная гипотеза должна удовлетворять принципам фальсифицируемости (быть опровергаемой в эксперименте) и верифицируемости (быть подтверждаемой в эксперименте).

Эмпирические гипотезы формулируются как предположения, подлежащие экспериментальной проверке. Можно выделить три типа эмпирических гипотез по их происхождению:

(1) теоретически обоснованные гипотезы - основаны на теории или модели реальности и представляют собой прогнозы, следствия этих теорий или моделей; служат для проверки этих следствий;

(2) научные экспериментальные гипотезы - выдвигаются для подтверждения или опровержения тех или иных теорий, законов, ранее обнаруженных закономерностей или причинных связей между явлениями, но не основанные на уже существующих теориях, а сформулированные по принципу “все подходит”, “а почему бы и не так?”;

(3) эмпирические гипотезы, выдвигаемые безотносительно какой-либо модели, теории, формулируемые для данного случая; после экспериментальной проверки гипотеза превращается в факт для данного случая.

Основная особенность любых экспериментальных гипотез заключается в том, что они операционализируемы, то есть они сформулированы в терминах определенной экспериментальной процедуры, и всегда можно провести эксперимент по их непосредственной проверке.

По содержанию гипотезы можно разделить на гипотезы:

(А) о наличии явления, факта (существует или не существует тот или феномен);

(В) о наличии связи, корреляции между явлениями (выявляется зависимость одного явления от другого),

(С) о наличии причинной связи между явлениями.

Собственно экспериментальными гипотезами обычно считают гипотезы типа В.

Различают научные и статистические гипотезы. Научные формулируются как предполагаемое решение проблемы. Статистическая гипотеза - утверждение в отношении неизвестного параметра, сформулированное на языке математической статистики. Любая научная гипотеза требует перевода на язык статистики. Для доказательства любой из закономерностей причинных связей или любого явления можно привести множество объяснений. В ходе организации эксперимента количество гипотез ограничивают до двух: основной и альтернативной, что и воплощается в процедуре статистической интерпретации данных. Эта процедура сводится к оценке сходств и различий. При проверке статистических гипотез используются лишь два понятия, Н1 (гипотеза о различии) и Н0 (гипотеза о сходстве). Как правило, исследователь ищет различия закономерности, порядок в виде отклонения от случайности. Подтверждение первой свидетельствует о верности статистического утверждения Н1. а второй - о принятии гипотезы Н0 - об отсутствии различий. (Гласс, Стенли)

Таким образом, экспериментальная гипотеза служит для организации эксперимента, а статистическая - для организации процедуры сравнения регистрируемых параметров, то есть она необходима на этапе математической интерпретации данных эмпирических исследований. Статистическая гипотеза, как правило, предназначена для опровержения основной (экспериментальной) гипотезы. Таким образом, экспериментальная гипотеза первична, статистическая вторична.

Гипотезы, не опровергнутые в эксперименте, становятся компонентами теоретического знания о реальности: фактами, закономерностями, законами.

Процесс выдвижения и подтверждения (опровержения) гипотез представляет собой основной и наиболее творческий этап исследовательской деятельности; их количество и качество свидетельствуют о креативности (общей творческой способности) исследователя.

Основными требованиями к выборке является ее репрезентативность и адекватность. Репрезентативность - представительность, показательность, соответствие характеристик, полученных в результате частичного (выборочного) обследования какого-либо объекта, характеристикам этого объекта в целом, позволяющее распространить выводы частичного обследования на весь изучаемый объект. Адекватной считается выборка достаточного объема (размера) для того, чтобы в количественных характеристиках (числовых показателях) был достигнут предполагаемый уровень достоверности.

Желательно рассчитывать объем выборки, используя методы математического планирования эксперимента, но на практике это происходит редко, т.к. для большинства случаев требуются предварительные эксперименты с целью получения хотя бы примерных параметров изучаемых явлений, и, кроме того, изучение методов, процедур планирования требует немалого времени.

Определение объема выборки обусловлено исследовательскими задачами.

Объем при планируемом факторном анализе.

Если вы в обработке данных планируете использовать факторный пли компонентный анализ, хотите выявить факторы, то следует иметь предположение относительно числа факторов, при котором возможна удовлетворительная содержательная интерпретация полученной факторной структуры.

Обработка эмпирических данных.

Выделяют качественные и количественные методы анализа и обработки полученных данных. К качественным относятся, в частности, функциональный, сравнительный, и некоторые другие. К количественным принадлежат методы описательной статистики (анализ средних величин, графический анализ, вариационный или дисперсионный анализ), методы статистического анализа взаимосвязей признаков (регрессивный, корреляционный, факторный, кластерный или таксономический, логлинейный, латентный анализ), метод математического моделирования и др.

Этапы анализа данных.

1. Описание всей совокупности данных в их простейшей форме. Используется аппарат дескриптивной статистики (простые распределения, меры центральной тенденции, сдвиги. Происходит качественное осмысление данных и средних тенденций.

2. "Уплотнение" исходной информации (укрупнение шкал, выявление типических групп, формирование вторичных признаков, подвыборок). Цель - сокращение числа признаков, нужных для итогового анализа. Аппарат: факторный анализ, типологизация и т.п.

3. Углубление интерпретации и переход к объяснению фактов путем выявления возможных влияний на вторичные признаки, типы. Анализ взаимосвязей. Аппарат: многомерные таблицы, корреляции, регрессии.

4. Заключительная, прогноз развития объекта, процесса при определенных условиях. Аппарат: регрессионный анализ, повторное исследование, сравнительное исследование, контрольный опрос экспертов, мысленный эксперимент.

Описание и представление результатов исследования.

Наглядное представление информации может способствовать переходу осмысления полученных результатов на новую ступень. Наглядность часто смешивается с изобразительностью, то есть считается, что при любом зрительном предъявлении информации достигается наглядность. Возникновению наглядности может способствовать:

а) отображение только релевантных для данной задачи связей и параметров рассматриваемого явления;

б) зрительное отображение информации с учетом особенностей восприятия и воображения. Следует помнить об ограниченности объема восприятия. Если для восприятия информации данного вида оперативные единицы восприятия не сформированы, то можно ожидать, что максимальным числом одномоментно охватываемых единиц будет 5-9. Повысить эффективность восприятия можно за счет грамотного кодирования зрительной информации.

Диаграммы используются главным образом для изображения соотношений между величинами. Это способ графического изображения величин при помощи фигур (секторов, столбцов и т. п.), площади которых пропорциональны этим величинам.

Совмещенные диаграммы позволяют в одном поле объединить две диаграммы, имеющие одинаковые отметки на оси абсцисс, но разный размах варьирования значений признаков, величина которых отображается на оси ординат. Используются две вертикальные оси ординат (слева и справа), каждая со своей градуировкой. На этих двух осях могут быть отображены значения одного и того же признака, но в разных измерениях, например в абсолютных и процентных значениях. Если единицы измерения и размах варьирования совпадают у нескольких признаков, то все они могут быть представлены на одной диаграмме. Однако следует помнить, что лучше читаются диаграммы, имеющие не более трех-четырех линий (кривых). При любом характере расположения их не должно быть более шести в одной диаграмме.

построения логики научного исследования при написании

Актуальность нашего научного исследования определяется необходимостью.……………………………………………………………………..

Теоретическая значимость данного исследования определяется, прежде всего, тем, что.

В данной работе: проведено детальное изучение …………………………………………………………………………………….

осуществлено исследование взаимосвязи …………………………………………. ;

Практическая значимость исследования заключается в следующем: …………………………………………………………………………………….

Научная новизна подхода определяется тем, что в нашей работе впервые предпринята попытка изучить ……………………………………………………………………………………….

Методологическую основу исследования составляют……………….

теоретические положения отечественных экономистов о …………….

Цель, задачи, объект и предмет исследования.

Цель настоящего научного исследования:

определить степень влияния…….

Задачи настоящей работы заключаются в следующем:

рассмотреть основные теоретические подходы к изучению ………………………. с точки зрения ……………. на эффективность…………;

выявить пути научного поиска и степень разработанности экономических аспектов воздействия …… на предпринимательское поведение в трудах отечественных и зарубежных экономистов;

обосновать направленность проведения эмпирического исследования …………. предпринимательского поведения применительно к проблеме эффективности …………………..;

определить критерии выбора компании, производящей продукцию (предоставляющей услугу), и выявить те …………. процессы, которые лежат в их основе;

Программа эмпирического исследования. Для проверки выдвинутых теоретических положений была разработана процедура исследования, состоящая из нескольких этапов.

1) Изучение состояния проблемы и уточнение темы исследования. Постановка проблемы, обоснование актуальности, выбор объекта и предмета исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.

2) Разработка или уточнение исходной исследовательской концепции. Построение в общих чертах модели интересующего явления. Выдвижение гипотез.

3) Планирование исследования. Определение целей и задач. Выбор методов и методик.

4) Сбор данных и их описание. В теоретическом исследовании: поиск и отбор фактов, их систематизация, описание под новым углом зрения.

5) Обработка и интерпретация полученных данных.

6) Оценивание результатов проверки гипотез, интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции.

7) Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Уточнение модели изучаемого явления. Формулирование общих выводов. Оценивание перспектив дальнейшей разработки проблемы.

Основные методы и методики исследования.

Положения. выносимые на защиту детализируют и уточняют основную гипотезу.

Апробация результатов исследования осуществлялась в компании ООО «…..», на базе которого проводилось исследование: компании были предоставлены рекомендации по…. а впоследствии проводилась постоянная работа по отслеживанию ее результатов.

Отзыв об апробации результатов научного исследования магистранта…..(ФИО )

Магистрант по направлению Европейская экономика и предпринимательство проходил (а) научно-исследовательскую практику на базе ………………………………….

Программа практики включала ……………………………………………

График научно-исследовательской практики предусматривал..……….

Магистрант (не) проявил достаточный уровень компетентности и самостоятельности при определении целее и задач, и выборе методов научного исследования, формирования выборки и планирования исследования в целом.

Результаты научного исследования нашли применение в ……………….

Результаты были представлены на ………………………………………..

(на заседание совета, методической комиссии, производственном совещании и пр.)

Результаты имеют практическое значение для ………………………….

и могут быть использованы……………………………………………….