Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по охране труда для специалиста по охране труда в учреждении img-1

инструкция по охране труда для специалиста по охране труда в учреждении

Категория: Инструкции

Описание

Инструкция по охране труда для бухгалтера


1. Общие положения
1.1. К самостоятельной работе бухгалтером допускаются лица, которые:

  • достигли возраста 18 лет;
  • получили среднее специальное образование и (или) имеют достаточный стаж работы в должности бухгалтера (главного бухгалтера, ведущего бухгалтера) не менее 3 лет;
  • прошли инструктаж и проверку знаний по охране труда;
  • прошли обязательный периодический медицинский осмотр при отсутствии каких-либо медицинских противопоказаний к работе бухгалтером.

1.2. Работник при поступлении на работу проходит вводный инструктаж, изучает настоящую инструкцию по охране труда для бухгалтера в школе, знакомится с требованиями пожарной безопасности и электробезопасности в образовательном учреждении.
1.3. Сотрудник при выполнении работы в общеобразовательном учреждении обязан знать и строго соблюдать свою должностную инструкцию бухгалтера .
1.4. Бухгалтер обязан соблюдать Правила внутреннего трудового распорядка, положения данной инструкции по охране труда для бухгалтера, а также установленные режимы труда и отдыха в учреждении.
1.5. Во время работы бухгалтера возможно воздействие на него следующих опасных и вредных факторов:

  • снижение остроты зрения при недостаточной освещённости рабочего места, а также зрительное утомление при длительной работе с документами и (или) с персональным компьютером;
  • поражение электрическим током при случайном прикосновении к токоведущим частям компьютерного оборудования, периферийных устройств, бытовой техники с нарушенной изоляцией или заземлением (во время включения или выключения электроприборов и (или) освещения в рабочих помещениях);
  • снижение общего иммунного состояния организма вследствие повышенного (суммарно – свыше 4 ч. в сутки) воздействия на работника электромагнитного излучения при работе с персональным компьютером (ноутбуком);
  • снижение работоспособности и ухудшение общего состояния вследствие переутомления, связанного с чрезмерной фактической продолжительностью рабочего времени и (или) повышенной интенсивностью производственных действий;
  • возможность получения травмы вследствие неосторожного обращения с канцелярскими принадлежностями или использования их не по прямому назначению;
  • получение физических и (или) психологических травм, связанных с незаконными действиями работников учреждения, а также иных лиц, непосредственно контактирующих с бухгалтером для решения тех или иных вопросов производственного характера.

1.6. Лица, допустившие какое-либо невыполнение или нарушение данной инструкции по технике безопасности бухгалтера, должны быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. А, при необходимости, должны быть подвергнуты внеочередной проверке знаний норм и правил охраны труда.

2. Требования охраны труда перед началом работы бухгалтера
2.1. Необходимо проверить исправность электроосвещения в рабочем кабинете.
2.2. Необходимо проверить работоспособность персонального компьютера и иных электроприборов, а также установленных средств связи, находящихся в рабочем кабинете бухгалтера.
2.3. Необходимо тщательно проветрить помещение своего рабочего кабинета.
2.4. Необходимо провести проверку безопасности рабочего кабинета бухгалтера, для этого проверить стабильное положение и исправность рабочей мебели, стабильное положение, сгруппированных в стопки документов, а также наличие в достаточном количестве и исправность канцелярских принадлежностей.
2.5. Составить план работы на день и равномерно распределить выполнение намеченной работы с обязательным 15-минутным перерывом через каждые 45 минут и 30-минутным перерывом на обед.

3. Требования охраны труда во время работы бухгалтера
3.1. Необходимо соблюдать правила личной гигиены.
3.2. Необходимо отказаться от использования неисправного электроосвещения, неработоспособной ПЭВМ и иных электроприборов, а также средств связи, находящихся в рабочем кабинете бухгалтера.
3.3. Необходимо постоянно поддерживать чистоту и надлежащий порядок на своем рабочем месте, не загромождать его бумагами, книгами и т.п.
3.4. Необходимо строго соблюдать правила пожарной безопасности в кабинете бухгалтера общеобразовательного учреждения.
3.5. Необходимо строго соблюдать требования настоящей инструкции по охране труда для бухгалтера школы, инструкции по пожарной безопасности, электробезопасность.
3.6. Выполняя план работы на день, необходимо распределять выполнение работы равномерно по времени, с обязательным включением 15-минутного перерыва в работе (либо кратковременной смены вида деятельности) через каждые 45 минут однотипных производственных действий, а также с выделением 30-минутного перерыва на обед.

4. Требования охраны труда при возникновении аварийных ситуаций
4.1. Не допускается приступать бухгалтеру школы к выполнению работы при плохом самочувствии или внезапной болезни.
4.2. В случае возникновения аварийных ситуаций необходимо немедленно сообщить о случившемся инженеру по охране труда (ответственному по охране труда учреждения), а при его отсутствии на рабочем месте - дежурному администратору учреждения или директору школы, далее действовать в соответствии с полученными указаниями, а также:
4.2.1. В случае возникновения пожара необходимо руководствоваться соответствующим Планом эвакуации и Инструкцией по противопожарной безопасности.
4.2.2. В случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера необходимо руководствоваться соответствующим Планом эвакуации и инструкцией по организации мер безопасности в случае угрозы или возникновения очага опасного воздействия техногенного характера.
4.2.3. В случае угрозы или приведения в исполнение террористического акта необходимо руководствоваться соответствующим Планом эвакуации и Инструкцией при угрозе и возникновении чрезвычайной ситуации террористического характера.
4.2.4. В случае получения травмы необходимо немедленно обратиться за помощью к медицинскому работнику учреждения и (или) экстренно оказать первую неотложную доврачебную помощь себе или пострадавшим.
4.2.5. Оказать содействие и помощь при проведении расследования несчастного случая.

5. Требования охраны труда для бухгалтера после завершения работы
5.1. Необходимо тщательно проветрить рабочий кабинет бухгалтера школы и закрыть все окна.
5.2. Необходимо привести в надлежащий порядок свое рабочее место.
5.3. Необходимо проконтролировать проведение влажной уборки в рабочем кабинете бухгалтера общеобразовательного учреждения.
5.4. Произвести отключение всех электроприборов и персонального компьютера от электросети.
5.5. Необходимо выключить электроосвещение и закрыть свой рабочий кабинет на ключ.
5.6. Обо всех недостатках и недочетах, выявленных во время проведения работы, необходимо своевременно информировать инженера по охране труда (ответственного по охране труда) или, при его отсутствии на рабочем месте, непосредственно директора образовательного учреждения.

Инструкцию разработал: __________ (________________)

СОГЛАСОВАНО
Руководитель службы ОТ(специалист или инженер по ОТ) _________ Е.Н. Биржовая
«___»__________20__г.

С инструкцией ознакомлен (а)
«___»____20___г. __________ (______________________)

Другие статьи

Предмет «Охрана труда»(1курс, 1семестр)

/ Предмет «Охрана труда»(1курс,1семестр)

1. Предмет «Охрана труда», цель, задачи, структура и краткая характеристика курса. Социальное значение дисциплины.

Охрана труда – это система обеспечения безопасности жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая правовые, социально-экономические, организационные, технические, психофизиологические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия и средства. Важнейший социальный эффект от реализации мер по охране труда – это сохранение жизни и здоровья работающих, сокращение количества несчастных случаев и заболеваний на производстве.

Дисциплина «Охрана труда» имеет большое социальное значение, заключающееся в сохранении жизни и здоровья работников, а также экономическое значение связанное с профессиональной активностью работников, производительностью их труда, потерями по причине производственного травматизма и профессиональных заболеваний, затратами на льготы и компенсацию по условиям труда.

Большие экономические потери несет общество по причине гибели работников на производстве. Эти случаи производственного травматизма ведут к нарушению ритмичности производственного процесса, их изменению или остановке, а часто и к повреждению как основного, так и вспомогательного оборудования, технологической оснастке, различных систем обеспечения производства. Только специалист со знаниями по охране труда, может обеспечить в руководимом или производственном подразделении безопасные и здоровые условия труда.

Особенно важны знания дисциплины «Охрана труда» для инженерных кадров. Они являются разработчиками производственных процессов, руководят различными структурными подразделениями на предприятиях и от их квалификационной деятельности зависит безопасность работников на рабочих местах производств.

Здоровье и безопасные условия труда способствуют повышению производительности работников своим трудом, созданию хорошего психологического климата в трудовых коллективах, что ведет к снижению текучести кадров, созданию стабильных трудовых коллективов. Недостатки в работе по охране труда обусловливают значительные экономические потери. Заболеваемость и травматизм работников, затраты на компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда приводят к ухудшению экономических результатов работы предприятия.

Предметом охраны труда явл. разработка и внедрение способов и средств создания благоприятных для работающего условий труда, полной безопасности и безвредности при обеспечении максимальной производительности и оптимальных затрат живого труда.

Цель охраны труда – исключить воздействие на человека опасных и вредных производственных факторов, т.е. обеспечить безопасность производственного процесса и производственного оборудования, оптимизировать трудовые процессы и производственную обстановку.

Основными задачами курса являются:

- изучить основные законодательные и правовые нормативно-технические документы по гигиене и безопасности труда, производственной санитарии, пожарной безопасности;

- изучить организацию работы по охране труда на предприятии, в цехе, на участке;

- изучить опасные и вредные производственные факторы на производстве;

- изучить основные требования к производственным помещениям и рабочим местам;

- изучить способы защиты от воздействия опасных и вредных производственных факторов;

- изучить основные мероприятия по пожарной безопасности и технические средства пожаротушения.

2. Основные законодательные и нормативные правовые акты Республики Беларусь в области охраны труда.

В систему законодательных актов, регулирующих вопросы охраны труда в республике входят:

-Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями).

-Трудовой кодекс Республики Беларусь;

-Законы республики Беларусь:

«Об основах государственного социального страхования»

«О санитарно-эпидемическом благополучии населения»

«О техническом нормировании и стандартизации»

«Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», от 05.01.2004, №269-3

«О пожарной безопасности»

«О промышленной безопасности опасных производственных объектов».

Правовой основой организации работы по охране труда в республике является ^ Конституция Республики Беларусь (ст. ст. 41, 45), которой гарантируются права граждан на здоровые и безопасные условия труда, охрану их здоровья.

Основополагающим актом, регулирующим правоотношения в сфере охраны труда, в настоящее время является Трудовой кодекс Республики Беларусь.

определяет основные обязанности, права и ответственность нанимателей и работников по вопросам охраны труда;

устанавливает гарантии права работников на охрану труда;

регламентирует деятельность службы охраны труда;

устанавливает функции государства в этой области;

предусматривает систему государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда и общественный контроль в этой области.

Имеются также другие законодательные акты, которые в той или иной части регулируют правоотношения в области охраны труда (Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс и др.

К межотраслевым нормативным правовым актам по охране труда относятся: - межотраслевые правила по охране труда (ПОТ М), - межотраслевые типовые инструкции по охране труда (ТИОТ М), - нормы ОТ и др. межотраслевые нормативные правовые акты.

3. Система управлений в области охраны труда в учреждениях образования. Обязанности нанимателя, учебно-педагогического персонала и учащихся.

Система управления охраной труда в общеобразовательных школах, в дошкольных образовательных учреждениях, в учреждениях дополнительного образования имеет одинаковый порядок и одинаковую структуру управления охраной труда. Обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования, служит правовой и организационно-методической основой формирования управленческих структур, нормативных документов.

Главной целью управления охраной труда и в целом обеспечением безопасности жизнедеятельности в системе образования является сохранение жизни и здоровья воспитанников, обучающихся и работающих в процессе труда, обучения, воспитания и организованного отдыха.

обеспечивать безопасность при эксплуатации территории, производственных зданий (помещений), сооружений, оборудования, технологических процессов и применяемых в производстве материалов, химических веществ, а также эффективную эксплуатацию средств индивидуальной и коллективной защиты. Если территория, производственное здание (помещение), сооружение или оборудование используются несколькими работодателями, то обязанности по обеспечению требований по охране труда выполняются ими совместно на основании письменного соглашения;

предоставлять при необходимости места для выполнения работ (оказания услуг) и создания объектов интеллектуальной собственности по гражданско-правовому договору, соответствующие требованиям по охране труда;

принимать меры по предотвращению аварийных ситуаций, сохранению жизни и здоровья работающих при возникновении таких ситуаций, оказанию потерпевшим при несчастных случаях на производстве необходимой помощи, их доставке в организацию здравоохранения;

осуществлять подготовку (обучение), инструктаж, переподготовку, стажировку, повышение квалификации и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом;

информировать работающих о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

обеспечивать в установленном законодательством порядке расследование и учет несчастных случаев на производстве, профессиональных заболеваний, аварий, разработку и реализацию мер по их профилактике;

осуществлять обязательное страхование работающих от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством;

беспрепятственно допускать к проведению проверок в установленном законодательством порядке представителей соответствующих органов, предоставлять сведения по охране труда по вопросам, входящим в их компетенцию;

не допускать к выполнению работ (оказанию услуг), отстранять от выполнения работ (оказания услуг) в соответствующий день (смену) работающего, появившегося на рабочем месте в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также в состоянии, связанном с болезнью, препятствующем выполнению работ (оказанию услуг);

возмещать вред, причиненный жизни и здоровью работающих, в порядке, установленном законодательством;

исполнять другие обязанности, предусмотренные законодательством об охране труда.

На классных руководителей возлагаются:

обязанности по организации безопасных условий помещения учебного класса;

обязанности по проведению питания обучающихся в столовой учреждения образования;

обязанности по проведению культурно-массовых мероприятий с обучающимися;

обязанности по проведению общественно полезного труда с обучающимися;

обязанности по проведению учебных экскурсий с обучающимися;

обязанности по проведению туристских экскурсий и туристских некатегорийных походов с обучающимися;

обязанности по проведению сельскохозяйственных работ с обучающимися

согласно своим должностным обязанностям по обеспечению здоровых и безопасных условий для обучающихся при проведении учебно-воспитательного процесса.

На учителей и других педагогических работников возлагаются обязанности по контролю за выполнением обучающимися установленных в учреждении образования правил и инструкций по безопасности, инструкций по охране труда, согласно своим должностным обязанностям.

На заведующих учебными кабинетами, спортзалом, спортивно-игровой площадкой, учебными мастерскими, пришкольным участком возлагаются обязанности по организации в этих помещениях, площадках, участках безопасных условий для проведения учебного и воспитательного процессов обучающихся согласно своим должностным обязанностям.

4. Организация обучения, проверки знаний и инструктаж по вопросам охраны труда.

Обучение, инструктаж и проверка знаний работников по вопросам охраны труда являются важными элементами системы мер по предупреждению аварий и травматизма на производстве, обеспечению конституционного права граждан на здоровые и безопасные условия труда и носят непрерывный многоуровневый характер.

Изучение основ и обучение охране труда проводится на всех стадиях образования в учебных, воспитательных и образовательных учреждениях с целью формирования у подрастающего поколения ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

Обучение, повышение уровня и проверка знаний по вопросам охраны труда работников проводятся в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об образовании», ГОСТ 12.0.004 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения», Типовым положением о беспрерывном профессиональном обучении рабочих (утверждено совместным приказом и Постановлением Министерства образования и науки и Министерства труда Республики Беларусь от 02.06.1995 г. № 201/51), Положением о порядке аттестации лиц, прошедших обучение профессиям рабочих в условиях непрерывного профессионального обучения, и присвоения им квалификации, утвержденным Приказом Министерства образования Республики Беларусь от 13.08.1998 г. № 494 и Правилами обучения безопасным методам и приемам работы, проведения инструктажа и проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденными Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2003 г. N° 164 и разработанными в соответствии с ними отраслевыми документами.

В соответствии с указанными документами ответственность за организацию своевременного и качественного обучения и проверки знаний работников в целом по предприятию, учреждению возлагается на директора (главного инженера), а в структурных подразделениях – на их руководителей.

Обучение и повышение уровня знаний руководителей и специалистов по охране труда осуществляется при всех видах обучения.

Руководители и специалисты, вновь принимаемые на работу, проходят вводный инструктаж, вышестоящий руководитель знакомит их с должностными обязанностями, состоянием охраны труда, организацией работы и мерами по обеспечению безопасности труда на вверяемом им объекте.

Специалисты, принятые или переведенные на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах, перед допуском к самостоятельной работе кроме вводного инструктажа проходят стажировку по занимаемой должности, срок которой определяется руководителем предприятия.

Во все учебные планы и программы курсов повышения квалификации по специальности (профессии) должны включаться вопросы по охране труда в объеме не менее 10% от общего объема учебных часов.

Обучение и проверка знаний рабочих по охране труда проводится при подготовке и переподготовке по профессиям, а также при повышении квалификации. Сроки обучения при профессиональной подготовке рабочих определяются квалификационными характеристиками и учебными планами.

Обучение профессиям рабочих, занятых на работах с повышенной опасностью, завершается квалификационным экзаменом и экзаменом по охране труда. Кроме того, они допускаются к самостоятельной работе после прохождения стажировки и проверки знаний по вопросам охраны труда. Руководитель утверждает перечень профессий рабочих, которые обязаны проходить стажировку, и устанавливает ее продолжительность (не менее двух рабочих дней) в зависимости от квалификации и видов выполняемых работ. Во время стажировки рабочие выполняют работу под руководством назначенных приказом (распоряжением) руководителя организации мастеров, бригадиров и высококвалифицированных рабочих, имеющих стаж практической работы по данной профессии или виду работ не менее трех лет. За руководителем стажировки может быть закреплено не более двух рабочих. Руководители стажировки и рабочие, проходящие стажировку, должны быть ознакомлены с приказом (распоряжением) о прохождении стажировки.

5. Травматизм школьников, профессиональные заболевания, причины травматизма и общие мероприятия по предупреждению травматизма.

Причины школьного травматизма различны, но условно их можно разделить на две группы. Первую группу составляют причины внешнего характера, вторую группу – причины, зависящие непосредственно от учащегося.

К первой группе относятся:

недостаточный инструктаж педагогического персонала по охране труда;

небрежное и невнимательное отношение преподавателей к обучению школьников безопасным приемам работы;

недостаточный контроль соблюдения инструкций по охране труда;

технические причины (отсутствие ограждающих устройств, неисправность оборудования и др.);

несвоевременное и неквалифицированное расследование причин несчастных случаев;

слабая организация дежурства учителей и учащихся по школе;

недостатки воспитательной работы в вопросах соблюдения правил поведения, сплоченности ученического коллектива;

слабое и несистематическое взаимодействие с родителями учащихся по вопросам профилактики травматизма в быту и на улице.

Ко второй группе относятся:

нарушение учениками правил и инструкций по охране труда;

психологические и физиологические причины (недостаточное внимание, ослабление памяти, болезнь, утомление, связанное с ослаблением самоконтроля учащимся своей деятельности).

Причины увеличения числа бытовых и уличных травм среди учащихся различны. С одной стороны, это неудовлетворительные социально-экономические условия жизни и недостаточная работа городских специальных служб, с другой стороны, – малоэффективная педагогическая работа по воспитанию навыков культуры поведения учащихся.

Помимо детского травматизма имеют место несчастные случаи среди педагогического и технического персонала образовательных учреждений, например, травмы, полученные:

учителями физического воспитания на уроках во время демонстрации упражнений, приемов, во время игры с детьми в подвижные игры;

во время перемещения работников по лестничным пролетам между этажами;

вследствие падения тяжелых предметов на работников;

вследствие падения работников со стульев во время перемещения плакатов, таблиц и т. д.;

при открывании и закрывании дверей вследствие неправильного положения рук работников и т. д.

Анализ причин травматизма показывает, что большинство несчастных случаев связано:

с нарушением правил эксплуатации оборудования:

с недостаточным контролем создания здоровых и безопасных условий труда в классах, кабинетах, мастерских со стороны органов образования, руководителей учреждений;

с привлечением к работе плохо обученного в области охраны труда учебно-педагогического персонала:

с нарушениями трудовой и производственной дисциплины.

Охрана труда в школе должна быть организована так, чтобы заранее исключить возможные неблагоприятные последствия учебно-воспитательного процесса. Осуществляемые меры по выполнению требований правил и инструкций должны носить предупредительный, профилактический характер. Выполнение требований правил по технике безопасности учителями школ, заведующими кабинетами и руководителями школ является обязательным условием в работе по организации безопасных и здоровых условий труда работающих, а также при проведении занятий с учащимися в учебных мастерских, кабинетах химии, физики, электротехники, биологии, спортивных залах и в процессе других учебно-воспитательных занятий.

В связи с необходимостью постоянной заботы об улучшении условий труда, создания обстановки, исключающей производственный травматизм и профессиональные заболевания в образовательных учреждениях, разработаны комплексные планы улучшения условий охраны труда и санитарно-оздоровительных мероприятий. В эти планы включаются следующие мероприятия: приведение зданий, сооружений, станков, механизмов и другого оборудования в состояние, соответствующее установленным нормативам;

нормализация санитарно-гигиенических условий труда;

систематическое уменьшение численности работников, занятых во вредных производствах или тяжелым физическим трудом;

улучшение санитарно-бытовых помещений и устройств;

повышение качества обучения по охране труда.

Общие мероприятия по предупреждению травматизма включают организационно-технические, общесанитарные и индивидуально-защитные мероприятия.

6. Несчастные случаи. Их классификация, расследование и учет.

Каждый несчастный случай на производстве должен быть учтен и расследован. Что касается несчастных случаев с работниками образовательного учреждения, то они расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве (травма, в т. ч. нанесенная другим лицом; острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение электрическим током, молнией, излучением; укусы насекомых и пресмыкающихся, телесные повреждения, нанесенные животными; повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций, стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций), повлекшие за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им трудоспособности либо смерть работника.

Такие же несчастные случаи могут произойти с обучающимися и воспитанниками во время учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях, если это повлекло временную или стойкую утрату их работоспособности.

Несчастный случай может произойти с работниками и учениками во время проведения уроков, лабораторных занятий, спортивных, кружковых, внеаудиторных, внеклассных, внешкольных мероприятий, других занятий (в перерывах между ними) в соответствии с учебными планами; при проведении спортивных соревнований, экскурсий, походов, экспедиций, организованных образовательным учреждением; во время перевозок учащихся и воспитанников к месту проведения мероприятий и обратно, а также при организованном следовании их на запланированное мероприятие на общественном транспорте или пешком.

Для расследования несчастного случая в образовательном учреждении руководитель незамедлительно создает комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются:

- специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) руководителя;

- представители профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа;

- уполномоченный по охране труда.

Комиссию возглавляет руководитель или уполномоченный им представитель. Состав комиссии утверждается приказом руководителя.

Несчастные случаи, произошедшие с работниками образовательного учреждения, подлежат расследованию в порядке, установленном законом.

Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.

При каждом расследовании несчастного случая комиссия выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения нормативных требований по охране труда, получает необходимую информацию от руководителя, по возможности, – объяснения от пострадавшего.

На основании собранных документов и материалов комиссия: устанавливает обстоятельства и причины несчастного случая; определяет, был ли пострадавший в момент несчастного случая связан с производственной деятельностью руководителя и объяснялось ли его пребывание на месте происшествия исполнением им трудовых обязанностей; квалифицирует несчастный случай как несчастный случай на производстве или как несчастный случай, не связанный с производством; определяет лиц, допустивших нарушения требований безопасности и охраны труда, законов и иных нормативных правовых актов; определяет меры по устранению причин и предупреждению несчастных случаев на производстве.

Если при расследовании несчастного случая комиссией установлено, что грубая неосторожность пострадавшего содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, то с учетом заключения профсоюзного органа или иного уполномоченного представительного органа данной организации комиссия определяет степень вины пострадавшего (в процентах).

7. Государственные надзор и общественный контроль за состоянием охраны труда в учреждениях образования.

Надзор и контроль направлены на обеспечение соблюдения законодательства о труде и правил по охране труда, и в этом состоит их общность.

Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности. Осуществляя контроль, управленческие структуры не только выявляют факты нарушений, но и анализируют их причины и намечают пути устранения не только нарушений, но и недостатков работе подчиненных предприятий и организаций.

Надзор уже контроля по сфере воздействия, так как в его задачу входит выявление нарушений и их пресечение путем применения предусмотренных санкций (предписание, приостановка деятельности, наложение штрафов и т.п.).

Органы контроля и надзора осуществляют предупредительный контроль, направленный на недопущение нарушений, и текущий контроль, осуществляемый в процессе производственной деятельности контролируемых субъектов.

В настоящее время в республике действует целый ряд государственных органов надзора и контроля, специализированных и ведомственных инспекций по охране труда и технике безопасности. Один из них, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты РБ, является надзорно-контрольным органом общей компетенции.

Общественный контроль за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы в порядке, установленном Правительством Республики Беларусь.

Правовые и технические инспекции труда осуществляют общественный контроль за соблюдением законодательства РБ о труде в организациях, где работают члены соответствующего профсоюза и создана в установленном порядке его первичная профсоюзная организация, а также у индивидуальных предпринимателей, у которых работают члены соответствующего профсоюза.

Профсоюзы вправе обращаться с требованием к соответствующим органам о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства Республики Беларусь о труде.

Трехступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива учреждения образования за состоянием условий ибезопасности труда на рабочих местах, производственных участках и цехах, а также соблюдением всеми службами, должностными лицами и работниками требований трудового законодательства. Он является важным фактором в системе мероприятий по оздоровлению условий труда и повышению культуры производства, дальнейшему снижению производственного травматизма и заболеваемости, обеспечивает коллективную ответственность за состояние охраны труда всех работников - от рядового работника до руководителя учреждения, т.е. - контроль снизу доверху. В каждом учреждении разрабатывается Положение о трехступенчатом контроле за охраной труда.

В зависимости от специфики учреждения, структуры и масштабов его подразделений трехступенчатый контроль за состоянием охраны труда производится:

на первой ступени - на участке, (классы, мастерские, полигоны, спортзалы, кабинеты, и др. (далее - участок);

на второй ступени - в учреждении, на закрепленных участках за членами комиссии (комитета) по охране труда;