Руководства, Инструкции, Бланки

инструкция по перевозке детей железнодорожным транспортом img-1

инструкция по перевозке детей железнодорожным транспортом

Категория: Инструкции

Описание

Скачать СП -14 Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей

Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, находящихся в пути следования свыше 10 ч, и направлены на охрану здоровья детей и подростков при нахождении их в пути следования в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, а также в зданиях вокзалов на станциях отправления и прибытия.

I. Общие положения и область применения
II. Требования к организации поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом
III. Требования к организации питания групп детей при нахождении их в пути следования
IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом
V. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей
VI. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению групп детей в зданиях вокзалов и в пассажирских вагонах
Приложение 1. Информация о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей
Приложение 2. Примерный перечень продуктов питания для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФГБУ НИИ питания РАМН

21.01.2014 Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (3)

Роспотребнадзор (2014 г. )
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (2014 г. )

  • СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
  • СП 2.5.2775-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
  • Федеральный закон 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Постановление 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»
  • СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»

Другие статьи

Скачать СП -14 Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей

Санитарные правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования к условиям перевозки железнодорожным транспортом организованных групп детей, находящихся в пути следования свыше 10 ч, и направлены на охрану здоровья детей и подростков при нахождении их в пути следования в пассажирских вагонах железнодорожного транспорта, а также в зданиях вокзалов на станциях отправления и прибытия.

I. Общие положения и область применения
II. Требования к организации поездок организованных групп детей железнодорожным транспортом
III. Требования к организации питания групп детей при нахождении их в пути следования
IV. Требования к медицинскому обеспечению организованных групп детей при перевозке их железнодорожным транспортом
V. Основные гигиенические и противоэпидемические мероприятия, проводимые медицинскими работниками при перевозке организованных групп детей
VI. Санитарно-эпидемиологические требования к размещению групп детей в зданиях вокзалов и в пассажирских вагонах
Приложение 1. Информация о выезде железнодорожным транспортом организованных групп детей
Приложение 2. Примерный перечень продуктов питания для организации питания детей и подростков при перевозке их железнодорожным транспортом менее 24 часов

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
ФГБУ НИИ питания РАМН

21.01.2014 Главный государственный санитарный врач Российской Федерации (3)

Роспотребнадзор (2014 г. )
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора (2014 г. )

  • СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
  • СП 2.5.2775-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»
  • Федеральный закон 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
  • Постановление 554 «Об утверждении Положения о государственной санитарно-эпидемиологической службе Российской Федерации и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании»
  • СП 2.5.1277-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных детских коллективов»

© 2007 ООО «МЦК» Независимая строительная экспертиза недвижимости: обследование зданий, контроль качества строительства, техническое проектирование домов в Москве и регионах России. Энергетическое обследование зданий и энергоаудит предприятий.

Справочник ж

Для провоза детей от 5 до 10 лет должен приобретаться детский билет. При пассажире может ехать бесплатно один ребенок в возрасте не старше 5 лет, если он не занимает отдельного места.

Для занятия отдельного места ребенку до 5 лет приобретается детский проездной документ.

При следовании с пассажиром более одного ребенка до 5 лет, а также на каждого ребенка от 5 до 10 лет приобретается детский проездной документ.

Для детей старше 10 лет приобретается полный проездной документ.

Дети в возрасте до 10 лет без сопровождения взрослых к поезду не допускаются, за исключением учащихся, пользующихся железнодорожным транспортом для посещения школы.

Дети от 10 до 14 лет могут оформить школьный проездной документ (с 1 октября по 15 мая) без предъявления справки из школы, при этом кассир обязан предупредить о том, что эту справку необходимо предъявить проводнику при посадке.

Дети от 14 лет для оформления проездного документа со скидкой для школьников обязаны представить кассиру справку из школы, а также предъявить ее проводнику при посадке в поезд. К школьникам приравниваются учащиеся суворовских, нахимовских училищ и кадетских корпусов.

Если ребенок до 14 лет путешествует в сопровождении родственников, должна быть выписана доверенность, заверенная нотариусом, от обоих родителей.

Проезд детей в возрасте до 10 лет в поездах дальнего следования без сопровождения взрослых не допускается.
Возраст ребенка определяется на день начала поездки.

Санитарные нормы перевозки детей по железной дороге

Санитарные нормы перевозки детей по железной дороге

Новый СанПиН СП 2.5.3157-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к перевозке железнодорожным транспортом организованных групп детей", вступивший в силу в апреле 2014 года, носит почти революционный характер. Он сильно упрощает жизнь "детским" туроператорам и родителям.

Прежние правила, принятые еще в 2003 году, содержали множество весьма жестких требований, которые буквально тормозили развитие детского туризма внутри России. Например, вагоны для перевозки детей должны были обязательно иметь кондиционеры и быть оборудованы биотуалетом (для примера: в парке РЖД таких вагонов всего 21%), кормить детей можно было исключительно в вагоне-ресторане.

- Роспотребнадзор также настаивал на медицинском сопровождении каждой группы детей от восьми человек. Это действительно надо делать, но только при массовых перевозках, иначе получается, что в поезде едет 20 групп, а с ними 20 врачей, - замечает глава Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Ростуризма Сергей Минделевич.

Или другое требование: при посадке в поезд каждый ребенок должен иметь медицинскую справку о состоянии здоровья. Но формы такой справки в Минздраве нет, есть формы N 076 "Санаторно-курортная карта для детей и подростков" и N 079 "Медицинская справка школьника, отъезжающего в пионерский лагерь", которые требуют прохождения многих врачей, чуть ли не полной диспансеризации. Эти и другие нормативы, по мнению Сергея Минделевича, часто делали перевозку детей невозможной. В противном случае организаторы поездки должны идти на заведомое нарушение, рискуя ни за что заплатить значительные штрафы. Туристические объединения неоднократно обращались по этому поводу в Роспотребнадзор, но понадобилось десять лет, чтобы добиться изменений.

Одно из ключевых изменений нового СанПиНа касается отмены требования об обязательном сопровождении медицинским работником группы детей от восьми человек. Ранее, согласно документу, сопровождающий должен был быть действующим медицинским работником. Нанимать студентов медицинских вузов или медиков-пенсионеров не разрешалось. На текущий момент, по данным Минздрава, в России не хватает около 40 тысяч врачей. В такой ситуации найти сопровождающего для каждой группы из восьми человек было крайне затруднительно. Кроме этого, нет ни одного нормативного документа, обязывающего медицинские учреждения выделять своих сотрудников для сопровождения детских групп. Как правило, все решалось путем личных договоренностей. Организаторы поездки должны были оплатить сопровождающему билеты на поезд, проживание и питание в пункте назначения, а также предоставить соответствующую оплату его труда. В конечном счете эти траты ложились на плечи родителей, поскольку закладывались в стоимость детских путевок. Теперь эти расходы удастся сократить.

По новым правилам сопровождение медработника вообще не требуется в коротких поездках не более 12 часов для групп не более 30 человек. Для более продолжительных поездок или групп, численность которых превышает 30 человек, медицинское сопровождение по-прежнему необходимо. Но теперь, по словам Сергея Минделевича, это может быть не только действующий сотрудник медицинского учреждения. Достаточно, чтобы человек прошел обучение по оказанию первой помощи. Такое обучение проходят, например, сотрудники МЧС и т.д. То есть появляется гораздо больше возможностей найти человека для сопровождения группы.

Эксперты уверены, что упразднение старой нормы вовсе не повышает опасность путешествия для детей. Все поезда оборудованы связью с диспетчером, а остановки и узловые станции есть примерно каждые два часа следования поезда. То есть, при необходимости, детям всегда будет оказана вся необходимая помощь. Кроме этого, в каждом составе должна быть аптечка, а проводники обязаны уметь оказать пассажирам первую помощь. Как полагают в Комиссии детско-юношеского и молодежного туризма Общественного совета Рос- туризма, при массовых перевозках детей СанПиН не лишним было бы даже усилить в части медицинского сопровождения: в поезде должен быть квалифицированный врач профильной специализации, для которого должно быть оборудовано медицинское купе. Только тогда медработник может реально повлиять на ситуацию при заболевании или травме ребенка.

Были внесены изменения и в процедуру предоставления детям питания. В частности, раздачу сухих пайков больше не нужно согласовывать с Роспотребнадзором, а горячее питание не обязательно покупать только в вагоне-ресторане. Как замечает Сергей Минделевич, раньше вагоны-рестораны были монополистами и могли назначать любую цену за питание, а руководители групп вынуждены были на нее соглашаться. В новых правилах нет обязательного требования кормить детей пищей только из вагона-ресторана, поэтому группы могут сами выбирать, чем питаться. Например, горячее питание может быть заказано на комбинате, поставляющем питание в школы одного из городов на пути следования поезда, и доставлено к вагону на узловой станции. Это питание может быть оплачено по безналичному расчету заранее при организации поездки. Таким образом, появляется конкуренция, которая неизменно приведет к улучшению качества питания и снижению его стоимости, уверены эксперты.

Удалось добиться и отмены части медицинских справок. Детям больше не нужно брать с собой справку о состоянии здоровья, а вот справка о контакте с инфекционными больными по-прежнему требуется. На сохранении этой нормы настояли Минздрав и Роспотребнадзор. Такая справка действует только три дня, и поэтому при возвращении домой она теперь не нужна. Также отменено дискриминационное требование о том, что детей-инвалидов надо перевозить только в отдельном купе.

Ну, и, наконец, определена область применения самого документа. Дело в том, что размытая формулировка предыдущего СанПиНа распространяла его действие даже на пригородные электропоезда. То есть группе детей, следующих из Подмосковья в Москву на экскурсию или для участия в концертах, соревнованиях, нужно было искать сопровождающего медика, электричку с биотуалетом и кондиционером и т.д. В новом документе указывается, что соблюдение СанПиНа обязательно при поездках длительностью более 10 часов. Правда, в это время включили время нахождения на вокзалах в пунктах отправления и прибытия.

При этом при Ростуризме продолжается работа над другими документами. Во-первых, готовится проект нового СанПиНа к организациям дополнительного образования детей (все станции и центры детского туризма страны имеют статус таких организаций). Во-вторых, предстоит пересмотреть правила перевозки детей автобусами, утвержденные в декабре прошлого года поправками к Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". Эти нормы фактически уничтожают длительные походы и экспедиции.

Ранее уже удалось добиться отмены СанПиНа к организации палаточных лагерей для детей. Согласно указаниям Роспотребнадзора, чтобы школьная группа могла отправиться в поход, ей нужно было около 50 различных согласований. Доходило до смешного. Например, продолжительность смены определялась наличием условий для проведения банных дней, требовалось скашивать траву и бороться с грызунами в местах стоянок передвижных лагерей. Или требование к ночной температуре, которая в месте разбивки лагеря не должна опускаться ниже 15 градусов, а вес рюкзака не должен превышать 2,5 кг. И многое другое. За нарушение этих требований организаторам лагеря грозили серьезные санкции. Не удивительно, что после введения три года назад в действие этого СанПиНа значительная часть палаточных лагерей была закрыта. Дети остались без отдыха, а сотни педагогов-организаторов и инструкторов-походников потеряли работу. Только в 2013 году требования были отменены

Мы едем, едем, едем, или Правила перевозки детей железнодорожным транспортом (Фролов С

Мы едем, едем, едем, или Правила перевозки детей железнодорожным транспортом (Фролов С.П.)

организующий поездку ______________________________

Сохранилось требование о наличии у каждого ребенка медсправки об отсутствии контакта с инфекционными больными. Однако исключено уточнение, что справка должна быть "о состоянии здоровья", и добавлено, что справка должна быть оформлена в период формирования группы не более чем за 3 дня до начала поездки (п. 2.3). Запрет посадки в поезд больных детей также сохранен. В случае когда острая форма заболевания выявится в пути следования, ребенок госпитализируется (п. 2.4).

Если группа детей направляется за рубеж, то начальники региональных дирекций ОАО "РЖД" по обслуживанию пассажиров при оформлении проездных документов должны под подпись проинформировать представителей организаторов о том, какие документы необходимы для беспрепятственного пересечения государственной границы. А при посадке в поезд детских коллективов поездные бригады обязаны предупреждать под подпись организатора о возможности высадки группы на пограничной станции, если необходимых документов не окажется или они будут оформлены неправильно <5>.

<5> Подпункт 7 п. 2 Распоряжения ОАО "РЖД" от 06.08.2007 N 1493р "О порядке организации и обеспечения безопасности перевозок организованных групп детей" (далее - Распоряжение N 1493р).

Требования к организации питания детей

Обеспечение детей сухими пайками и полноценным горячим питанием в вагонах-ресторанах входит в обязанности организаторов - п. 1.2 Постановления N 3. Следует обратить внимание на требование предоставления полноценного горячего питания (супы, гарниры, мясные или рыбные блюда), если дети едут в поезде более суток (п. 3.1). Полноценное горячее питание может быть организовано как в вагонах-ресторанах, так и по месту размещения детей в вагонах (п. 3.2). ОАО "РЖД" обязательно должно включать в состав поездов дальнего следования вагоны-рестораны для организации питания детских коллективов в силу п. 3.1.2 Постановления N 147. Исключена рекомендация размещать детей в вагоне рядом с вагоном-рестораном, а также требование, что в вагоне-ресторане дети должны питаться отдельно от других пассажиров - сравните с п. 2.1.9 СП 2.5.1277-03.

Когда время нахождения в пути следования составляет менее суток, при организации детского питания нужно учитывать Перечень продуктов, приведенный в Приложении 2 к СП 2.5.3157-14.

Примерный перечень продуктов питания для недлительных поездок (обратите внимание на рекомендационный характер данного Перечня):

1) хлебобулочные и кондитерские изделия без крема, в частности:

- сдоба из пшеничной муки высшего сорта и изделия хлебобулочные слоеные (в упаковке промышленной индивидуальной (далее - упаковка ПИ), до 150 г);

- сухари, сушки, пряники (в вакуумной упаковке промышленного производства (далее - упаковка ПП), по 150 - 300 г);

- печенье, вафли (в вакуумной упаковке ПП для одноразового использования с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, расфасованные по 25, 50, 100 г);

- кексы (в упаковке ПИ, по 50 - 75 г);

- коржи молочные (в упаковке ПИ, по 50 - 100 г);

2) молоко (в одноразовой упаковке ПП со сроком годности более 10 дней и возможностью хранения при комнатной температуре, объемом 150 - 250 мл);

3) сырок плавленый (в промышленной упаковке, 25 - 50 г);

4) сахар пакетированный (в одноразовой упаковке);

5) чай без ароматизаторов и пищевых добавок (в одноразовой упаковке);

6) вода минеральная негазированная (в промышленной упаковке, до 0,5 л);

7) фруктовые соки, нектары промышленного производства (в одноразовой упаковке с возможностью длительного хранения при комнатной температуре, объемом 150 - 200 мл);

8) свежие фрукты, готовые к употреблению (в упаковке, предварительно вымытые и просушенные);

9) орехи, готовые к употреблению (в упаковке ПП, по 10 - 25 г).

При формировании меню следует руководствоваться соответствующими требованиями к организации питания школьников <6>. В п. 2.1.7 СП 2.5.1277-03 было указание на обязательное согласование ассортимента продуктов, входящих в детский сухой паек, с центрами госсанэпиднадзора. В новых требованиях данного указания нет. Однако действителен п. 1.2 Постановления N 3, обязывающий согласовывать ассортимент детских сухих пайков с учреждениями госсанэпидслужбы (с учетом перераспределения полномочий - с органами санэпиднадзора).

<6> СанПиН 2.4.5.2409-08 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 23.07.2008 N 45.

Расширены нормы распределения общей калорийности суточного рациона при организации горячего питания: завтрак - 25 - 30%, обед - 35 - 45%, ужин - 25 - 30% (нормы для полдника в документе не указаны). Рекомендуемые усредненные величины калорийности в день таковы: до 10 лет - 2100 ккал/день, с 11 лет - 2550 ккал/день. Рекомендуемое соотношение белков, жиров и углеводов 1:1:4 (п. 3.3). Пищевые продукты по показателям безопасности должны соответствовать требованиям нормативно-технической документации и сопровождаться документами. свидетельствующими об их качестве и безопасности (п. 3.4). Организаторам следует обратить внимание на качество питьевой воды (в том числе бутилированной) - она должна отвечать соответствующим требованиям <7> (п. 3.4).

<7> СанПиН 2.1.4.1074-01 "Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения", утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.09.2001 N 24, а также СанПиН 2.1.4.1116-02 "Гигиенические требования к качеству воды, расфасованной в емкости. Контроль качества", утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 15.03.2002.

В обязанности ОАО "РЖД" входит обеспечение вагонов доброкачественной питьевой водой и безопасными пищевыми продуктами - см. п. 3.1.3 Постановления N 147. Отправляющая организация должна не позднее чем за 15 дней до отправления пассажирского поезда заключать договоры с региональной дирекцией по обслуживанию пассажиров на обеспечение детей питанием <8>.

<8> Подпункт 1 п. 2 Распоряжения N 1493р.

Требования к медицинскому обеспечению

В обязанности организаторов входит обеспечение обязательного медсопровождения групп детей, а также оказание медпомощи детям в пути следования, доотправка их до места жительства или места отдыха в случае вынужденной госпитализации с поезда - п. 1.2 Постановления N 3. Если дети находятся в пути следования более 12 часов и если их количество превышает 30 человек, то группу должен сопровождать медработник или лицо, прошедшее подготовку по оказанию первой помощи в соответствии с установленным порядком (п. 4.1). Если для поездок используется специализированный железнодорожный подвижной состав, предназначенный для перевозки организованных групп детей, то группа детей должна сопровождаться квалифицированным медработником (врачом) (п. 4.2).

Орган управления здравоохранением по субъектам РФ обязан выделить прошедших инструктаж специалистов для сопровождения детских коллективов, а также резервные места в лечебных учреждениях на случай экстренной госпитализации больных - п. 1.3 Постановления N 3.

СП 2.5.3157-14 не предусматривают запрет продажи железнодорожных билетов организованным группам детей, не имеющим соответствующего медицинского сопровождения. Однако п. 2.2 Постановления N 3 содержит данное требование: продажа билетов возможна только при наличии официального подтверждения организаторами поездки медицинского сопровождения.

Основные мероприятия, проводимые медработниками

Приложение к СП 2.5.1277-03 включало обширные рекомендации для медработников, сопровождающих группы детей. СП 2.5.3157-14 устанавливают уже не рекомендации, а требования, и они более конкретны. Медработник обязан:

1) взаимодействовать с начальником поезда, органами госсанэпиднадзора;

2) контролировать состояние здоровья детей;

3) проводить опрос о состоянии здоровья детей перед посадкой в поезд;

4) проверять наличие медсправок;

5) принимать решение не сажать в поезд детей с признаками острых заболеваний;

6) оказывать медпомощь заболевшим в пути детям;

7) своевременно изолировать инфекционных больных и организовывать их госпитализацию (при выявлении инфекционного больного или подозрении на инфекционное заболевание либо отравление медработник совместно с проводником изолирует заболевших и немедленно сообщает об этом в ближайший медпункт вокзала и орган Роспотребнадзора);

8) опрашивать и составлять список детей, контактировавших с больными;

9) контролировать соблюдение детьми личной гигиены;

10) контролировать организацию питьевого режима и питания детей (п. 5.1).

Регламентированы обязанности медработника по предупреждению пищевых отравлений. Совместно с сопровождающими лицами он должен:

- не допустить, чтобы дети употребляли скоропортящиеся продукты, а также продукты, которые запрещены требованиями к организации питания школьников;

- проводить соответствующие беседы с детьми;

- проверять обеспеченность детей постельным бельем (п. 5.2).

Указано, что медпомощь должна осуществляться в соответствии с установленным порядком. Порядки и стандарты медпомощи по каждому профилю утверждаются приказами Минздрава <9>.

<9> Например, Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при шигеллезе (дизентерии) легкой степени тяжести утвержден Приказом Минздрава России от 24.12.2012 N 1468н.

Санитарно-эпидемиологические требования к размещению детей в зданиях вокзалов и вагонах

Данные требования состоят из двух пунктов, которые, по сути, дублируют уже существующие. Организаторам необходимо обратить внимание на рекомендацию использования бутилированной питьевой воды (п. 6.2).

СП 2.5.1277-03 включали требование об обязательном оборудовании вагонов для перевозки детских коллективов кондиционерами и биотуалетами. СП 2.5.3157-14 данного требования не содержат, но рекомендации на этот счет имеются - п. 3.1.1 Постановления N 147 рекомендует ОАО "РЖД" обеспечить формирование железнодорожных составов вагонами для перевозки детей, которые оборудованы биотуалетами и системами вентиляции и кондиционирования воздуха.

Главный государственный санитарный врач РФ рекомендовал Министерству путей сообщения тщательно отслеживать обеспечение формирования пассажирских составов, в которых перевозят детей, уделяя особое внимание заправке вагонов доброкачественной питьевой водой, исправной работе систем вентиляции и кондиционирования, а также охладителей питьевой воды, наличию дезинфицирующих средств (п. 2.1 Постановления N 3).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту: