Руководства, Инструкции, Бланки

карточка боевых действий по тушению пожаров образец img-1

карточка боевых действий по тушению пожаров образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Изучение пожаров и анализ боевых действий - Студопедия

Изучение пожаров и анализ боевых действий

Изучение пожаров проводится в
соответствии с Инструкцией ГУПО
МВД СССР и является необходимым
условием повышения качества пожар-
но-профилактической работы на
объектах народного хозяйства, орга­
низации пожаротушения, совершенст­
вования уровня боевой готовности
подразделений и улучшения качества
подготовки личного состава пожарной
охраны. ч

Оно включает исследование по­жаров, анализ профилактической ра­боты и боевых действий подразде­лений.

Исследованию подлежит каждый пожар. Оно поручается наиболее подготовленным лицам среднего и старшего начсостава аппаратов и подразделений пожарной охраны, не участвовавшим в течение пожара и не обслуживающим объект в пожарно-

При необходимости к исследова­нию пожара могут привлекаться спе­циалисты научных учреждений и учеб­ных заведений МВД СССР, инженер­но-технические работники объектов народного хозяйства.

В зависимости от убытка при изу­чении пожаров в установленные сроки составляется описание или карточка боевых действий.

Исследование пожаров начинается с момента прибытия первого подраз­деления, принятия РТП и другими должностными лицами мер к сохране­нию и своевременному изъятию веще­ственных доказательств, получения сведений от работников, обнаружив­ших пожар и т. д.

Цель исследования пожара доста­точно широка: начиная от оценки противопожарного состояния объекта, установления причины пожара и кончая подготовкой мероприятий, нап­равленных на улучшение деятельности аппаратов и подразделений пожарной охраны.

В ходе исследования анализируют организацию тушения пожара, дейст­вия подразделений пожарной охраны, ДПД и работников объекта в борьбе с огнем; изучают процесс и пара­метры развития пожара, причины и условия, способствовавшие распрос­транению огня и дыма, особенности поведения строительных конструкций здания, организацию работы по спа­санию людей, эвакуации животных и имущества, а также причины несчаст­ных случаев с людьми; эффективность использования пожарной техники, ог-нетушащих веществ, средств связи; оценивают эффективность работы установок пожарной автоматики; гото­вят мероприятия, направленные на улучшение организации тушения по­жаров, обеспечения боевых действий подразделений и работы оперативно­го штаба на пожаре.

Исследованию пожара предшест­вует составление рабочего плана и заканчивается оно разбором пожара.

При исследовании выясняют об­становку, предшествующую пожару;

параметры развития и тушения его; анализируют действия первого и последующих РТП, оперативного шта­ба пожаротушения и подразделений на пожаре; обобщают полученные данные; письменно оформляют резуль­таты проделанной работы.

Основные факторы обстановки, предшествующие пожару, можно объединить в несколько групп:

общие данные, т. е. адрес, наиме­нование и ведомственная принадлеж­ность объекта, дата постройки, соот­ветствие проекту и требованиям про­тивопожарных норм и правил; дата, время возникновения, обнаружения и сообщения о пожаре; причина по­жара и виновные лица;

назначение здания (сооружения, помещения), характер производствен­ного процесса;

строительные и конструктивные особенности объекта, имеющие отно­шение к особенностям развития, ту­шения и последствиям пожара;

состояние электросетей и электро­установок;

состояние противопожарного водо­снабжения и соответствие его норма­тивным требованиям;

наличие, вид и состояние автома­тических установок обнаружения, извещения и тушения пожаров; сис­тем противодымной защиты;

наличие первичных средств туше­ния;

характеристика средств связи и их роль в своевременном извещении о пожаре;

характеристика местной пожарной охраны;

противопожарное состояние объек­та до пожара.

Эта группа данных представляет собой ответственную часть исследова­ния, так как причина пожара, осо­бенности развития и тушения его обычно вытекают из обстановки, пред­шествующей пожару.

Эти данные можно получить из документации путем практической проверки состояния службы, противо­пожарного состояния объекта и его инженерных сооружений.

После выяснения обстановки, пред­шествующей пожару, или параллель­но с этим изучаются данные о раз­витии пожара, поведении строитель­ных конструкций и материалов в условиях пожара; ход и руководство тушением пожара; дается оценка дей­ствиям РТП, оперативного штаба и пожарных подразделений на пожа­ре; устанавливаются обстоятельства, способствовавшие развитию пожара до крупных размеров; последствия пожара и принятые меры по нему; делаются выводы и разрабатываются предложения по происшедшему по­жару.

По результатам исследования сос­тавляется описание пожара (или карточка боевых действий). Описание пожара состоит из трех разделов:

сводные данные по пожару;

выводы, предложения и принятые меры.

В пояснительной записке более подробно отражаются данные об объекте и его противопожарном состоянии до пожара, характеристика охраны объекта и надзора пожарной охраны за объектом, возникновение, развитие и тушение пожара и пред­варительные результаты, а также ука­зывается фамилия проводящего рас­следование.

В выводах, предложениях и приня­тых мерах указываются основные при­чины, приведшие к пожару и его распространению, степень виновности работников пожарной охраны, пред­ложения по предупреждению и успеш­ному тушению пожаров, перечень мероприятий, позволяющих исключить подобные пожары, недостатки по организации профилактической рабо­ты и пожаротушения, принятые меры (пожарно-профилактические и орга­низационные) по устранению недо­статков.

Исследование каждого пожара за­вершается его разбором, о чем делают запись в конце описания после под­писей лиц, его составивших. Разбор проводится отдельно с начсоставом гарнизона (отряда, части) и с личным

составом дежурных караулов, прини­мавших участие в тушении пожара.

При разборе с начальствующим
составом руководитель занятия (на­
чальник УПО, ОПО, отряда, части,
инспекции) представляет слово лицу,
исследовавшему пожар, который зна­
комит присутствующих с оператив­
но-тактическими особенностями
объекта, на котором произошел по­
жар, его противопожарным состоянием
и причиной пожара, излагает основ­
ные действия должностных лиц (РТП,
начальников БУ, штаба и тыла) в той
последовательности, как это было на
пожаре.

В ходе разбора пожара показы­вают положительные стороны в работе подразделений, особенно, если речь идет о новых способах, приемах и средствах тушения. В ходе изложения материала могут ставиться отдельные вопросы участникам тушения. При не­обходимости заслушиваются краткие доклады РТП, НШ, НБУ, НТ, прослу­шиваются магнитофонные записи, сде­ланные на ЦППС по ходу тушения пожара. В заключение руководитель занятия подводит итоги, делает выво­ды по ходу разбора и тушению по­жара, ставит задачи.

С личным составом дежурных ка­раулов, принимавшим участие в туше­нии, разбор пожара проводится под руководством начальников караула. До личного состава караулов других смен результаты тушения доводятся начальником пожарной части или его заместителем.

Боевые действия подразделений пожарной охраны при тушении пожа­ров анализируются ежеквартально в пожарных частях, один раз в полуго­дие в каждом гарнизоне, не реже од­ного раза в год в масштабах области, края, республики.

При анализе основными источни­ками сведений о боевой работе частей и подразделений при тушении пожаров являются материалы исследований (описания крупных и характерных пожаров, карточки боевых действий караулов на пожарах, карточки учета пожаров и акты о пожарах). На их

ГЛАВА 9. Психологическая подготовка личного состава подразделений пожарной охраны

основе составляется сводная таблица по тушению пожаров за отчетный период, которая содержит сведения о выездах дежурных караулов по трево­ге, какими силами и средствами по­тушены пожары, что использовалось при тушении пожаров, время следова­ния подразделений к месту пожара, время с момента прибытия на пожар до ликвидации (в процентах к общему числу пожаров, потушенных силами одного караула и с привлечением дополнительных сил и средств раз­дельно) и результаты пожаров.

В зависимости от местных особен­ностей разделы таблицы могут допол­няться данными, необходимыми для анализа боевых действий пожарных подразделений.

При анализе боевых действий пожарных частей и подразделений области (края, республики) таблица составляется как в целом по области (краю, республике), так и раздельно по городам, охраняемым ВПО, ППО, и по сельским населенным пунктам.

На основании анализа разраба­тываемых документов, сравнения их с данными предыдущих анализов соста­вляются краткие выводы, выявляются

© studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам

Другие статьи

РД -93 «Методические указания по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях»

РД 34.03.306-93 «Методические указания по составлению оперативных планов и карточек тушения пожаров на энергетических предприятиях» 1.Общие положения

1.1.Оперативныйплан тушения пожара является основным документом, устанавливающим порядокорганизации тушения пожаров на энергетических предприятиях, взаимодействияперсонала объекта и личного состава пожарных подразделений, прибывших на местопожара, а также применения средств тушения пожара с учетом обеспечения необходимыхмер безопасности.

Недопускается составление и наличие на энергетических предприятиях других местныхрекомендаций и положений (инструкций) по данному вопросу.

1.2.Оперативные планы тушения пожаров составляются для:

тепловыхэлектростанций независимо от их мощности;

гидроэлектростанциймощностью 20 МВт и выше;

стационарныхдизельных электростанций и газотурбинных установок мощностью 10 МВт и выше;

подстанций500 кВ и выше;

районныхстанций теплоснабжения (промышленных котельных) суммарной тепловой мощностьюболее 300 Гкал;

резервуарныхпарков электростанций и станций теплоснабжения (районных котельных).

Одинэкземпляр оперативного плана тушения пожара резервуарного парка долженнаходиться на щите у дежурного этого хозяйства, а другой - у начальника сменыэлектростанции.

1.3.На подстанциях напряжением от 110 кВ до 500 кВ с постоянным пребываниемобслуживающего персонала допускается составлять только оперативные карточкидействий персонала и схему расстановки передвижной пожарной техники(графическая часть).

1.4.Оперативный план тушения пожара должен состоять из текстовой части (оформленнойотдельной книгой из плотной бумаги единого формата размером не менее210×297 мм) и графической части.

1.5.Оперативный план разрабатывается совместно работниками пожарной охраны МВДРоссийской Федерации и специалистами энергетического объекта и утверждаетсясоответственно начальником гарнизона пожарной охраны и директоромэнергетического предприятия.

Позапросу территориальной государственной противопожарной службы МВД РоссийскойФедерации для составления оперативного плана (оперативных карточек)администрация объекта обязана предоставить необходимые материалы по технологииосновного производства.

1.6.При разработке оперативного плана по действиям персонала энергопредприятий ипожарных подразделений в обязательном порядке должны учитываться требованиясохранения непрерывного режима работы максимального количества единицоборудования для обеспечения потребителей тепловой и электрической энергией припожаре, а также обеспечения необходимых мер безопасности персонала.

1.7.Оперативный план должен разрабатываться в кратчайшие сроки, но не менее чем замесяц до пуска предприятия или отдельных энергетических установок и сооружений.

1.8.Корректировку оперативных планов и карточек необходимо выполнять при:

расширенииили реконструкции энергетического предприятия;

выявлениинедостатков во время проведения ежегодных совместных противопожарных тренировок(учений) или при тушении пожара;

полученииуказаний от соответствующих центральных управлений МВД Российской Федерации иУправления пожарной безопасности Департамента ГИЭС РАО «ЕЭС России»;

выявлениинедостатков во время проведения проверок вышестоящими органами пожарной охраныМВД Российской Федерации, соответствующими подразделениями и работникамипожарной безопасности РАО «ЕЭС России».

1.9.При назначении нового руководителя энергетического предприятия или начальникагарнизона пожарной охраны МВД Российской Федерации дополнительное рассмотрениеи переутверждение оперативного плана должно проводиться в срок не более трехмесяцев.

Оперативныекарточки действий персонала должны переутверждаться при смене главного инженераили руководителя соответствующего цеха.

1.10.После разработки и утверждения оперативный план тушения пожара наэнергетическом предприятии должен быть доведен до сведения каждого работникапредприятия (эксплуатационного, ремонтного и др.) с использованием групповогоили индивидуального метода обучения на данном объекте.

Начальникисмен, диспетчеры подстанций и предприятий сетей, машинисты блоков, операторы идругой дежурный персонал энергетического предприятия обязаны знать содержаниеоперативного плана тушения пожара конкретного предприятия, а такжетехнологических и других должностных инструкций.

1.11.Оперативный план тушения пожара должен практически отрабатываться на занятияхначальствующего состава гарнизона пожарной охраны и плановых противопожарныхтренировках в соответствии с требованиями «Инструкциипо организации противопожарных тренировок на энергетических предприятиях и ворганизациях Минэнерго СССР » (М. СПО Союзтехэнерго, 1984).

1.12.Один экземпляр оперативного плана должен храниться постоянно на главном(центральном) щите управления совместно с бланками допуска на проведение работпо тушению пожара.

Допускаетсяхранить оперативный план совместно с другой оперативной документацией, но приусловии обеспечения возможности немедленного и беспрепятственного пользованияим при пожаре.

Порядокхранения оперативных документов для подразделения пожарной охраны определяетсясоответствующими приказами и наставлениями МВД Российской Федерации.

1.13.При оснащении энергетических объектов АСУ ТП с применением информационныхвыводных устройств рекомендуется использовать эти системы для оказания помощиперсоналу в отображении информации об аварийной зоне, работе систем пожарнойзащиты и выдачи рекомендаций по действиям персонала взамен оперативныхкарточек.

2.Требования к текстовой части оперативного плана

2.1.Текстовая часть оперативного плана должна включать краткую характеристикупредприятия, основные обязанности дежурного персонала при возникновении пожараи организации его тушения, порядок встречи и взаимодействия с прибывшимипожарными подразделениями.

2.2. Текстоваячасть оперативного плана должна быть конкретной, без второстепенных деталей ипояснений, и содержать следующие основные обязанности оперативного персоналапри возникновении пожара:

2.2.1.Порядок сообщения о пожаре в пожарную охрану, руководству предприятия,вышестоящему диспетчеру и другим должностным лицам.

2.2.2.Порядок проверки включения в работу установок пожаротушения и резервных насосовдля повышения давления и расхода воды в противопожарном водопроводе.

2.2.3.Организация сбора персонала объекта и добровольных пожарных формирований длязадействования средств пожаротушения и эвакуации людей (при необходимости).

2.2.4.Организация тушения пожара имеющимися силами и средствами, а также принеобходимости охлаждение несущих металлических ферм, колонн, балок и близкорасположенного оборудования.

2.2.5.Проведение необходимых операций с технологическим оборудованием, находящимсявне зоны пожара, для обеспечения устойчивого и безопасного режима его работы.

2.2.6.Сохранение собственных нужд объекта, производство переключений оборудования,сохранение электропитания насосов противопожарного водоснабжения и установокпожаротушения, а также узлов управления системами противопожарной защиты.

2.2.7. Установление конкретного ответственного лица по подготовке письменногодопуска для тушения пожаров в электроустановках и на электрооборудовании.

2.2.8.Определение порядка выдачи индивидуальных средств защиты (диэлектрическойобуви, перчаток, заземляющих устройств), а также заземления пожарной техники ипроверки качества этого заземления.

2.2.9.Порядок встречи и сопровождения прибывающих подразделений пожарной охраны.

2.2.10.Участие в работе штаба пожаротушения и обеспечение технических консультаций дляруководителя тушения пожара (РТП) из начальствующего состава пожарной охраны.

2.3.Исходя из особенностей технологии энергетического производства и применяемыхстроительных материалов, в оперативном плане тушения пожара следует учитыватьнеобходимые требования безопасности при действиях личного состава пожарныхподразделений и персонала объекта, а также давать конкретные и краткиерекомендации по тушению имеющихся на предприятии огнеопасных газов, жидкостей итвердых веществ для предотвращения их растекания, плавления и образованиявзрывоопасных концентраций.

2.4.В целях рациональных действий персонала в сложной обстановке пожара натехнологических установках и электрооборудовании, а также в кабельныхсооружениях разрабатываются оперативные карточки (картотека) действий персонала(образец дан в приложении).

Воперативных карточках должны конкретно указываться действия персонала припожаре, которые определяются путем анализа возможных ситуаций на данномоборудовании или в помещении.

2.5.Оперативные карточки утверждаются главным инженером и передаются дляруководства начальнику смены соответствующего подразделения предприятия,диспетчеру (дежурному) подстанции или предприятия сети.

Вслучае необходимости выполнения действий с оборудованием, находящимся воперативном ведении территориального диспетчерского управления или влияющим нарежим работы энергосистемы, оперативные карточки согласовываются ссоответствующим территориальным диспетчерским управлением.

2.6.Для пожарных подразделений МВД Российской Федерации в оперативном планеуказываются:

2.6.1.Расчет сил и средств для тушения развившегося пожара и определяется порядокбыстрого их сосредоточения.

2.6.2.Особенности развития и борьбы с пожаром на данном объекте с вариантами решенийпо его тушению и использования специальной пожарной техники.

2.6.3.Рекомендации по оказанию помощи людям, находящимся в задымленных и горящихпомещениях, рациональному использованию имеющихся в распоряжении РТП сил исредств для их активного взаимодействия.

2.6.4.Рекомендации РТП, начальнику штаба пожаротушения, начальнику тыла, другимчленам штаба по обеспечению требований безопасности.

3.Требования к графической части оперативного плана

3.1.Графическая часть оперативного плана на энергопредприятиях должна представлятьсобой план-схему объекта произвольного масштаба, выполненную на белой бумагеразмером не менее 2X1 м, на которую наносятся места расположения основныхзданий, сооружений и ответственных пожароопасных установок, а также дорог,водоисточников (схема наружного водоснабжения) и входов в здания.

Допускаетсявместо план-схемы, выполненной на бумаге, использовать стационарные модульныепланшеты, мнемосхемы или макеты объекта, которые необходимо размещать на видныхместах для персонала щита управления.

3.2.На план-схему наносятся места расстановки пожарной техники в наиболееоптимальном варианте, удовлетворяющие различным ситуациям пожара на основномоборудовании энергообъекта, и места ее заземления, а также люки (входы) вкабельные помещения, все водоисточники и расстояния до основных зданий дляопределения варианта прокладки рукавных линий от пожарной техники.

3.3.При определении мест расстановки пожарной техники следует учитывать условиябезопасности личного состава пожарных подразделений и пожарной техники отпадения строительных конструкций, опор или высоковольтных проводов и кабелей,возможных выбросов горящих веществ и т.п.

3.4.На план-схеме необходимо указать места расстановки пожарной техники,находящейся в резерве.

3.5.Для наглядности допускается здания и сооружения энергетического предприятия наплан-схеме раскрашивать в различные цвета.

3.6.План-схема оперативного плана тушения пожара должна рассматриваться иутверждаться начальником гарнизона пожарной охраны и руководителем предприятия.

3.7.При необходимости к оперативному плану прикладываются схемы внутреннегопротивопожарного водопровода, схемы установок пожаротушения, разрезы ипоэтажные планы зданий и сооружений.

Приложение ОПЕРАТИВНАЯКАРТОЧКА № 6
(примерная форма)

Кабельныйотсек № 6 под РУСН 6 кВ, 2-я секция.

Пожарнаясигнализация типа «Алмаз» (ППКШ, в отсеке 8 извещателей ДИП-9.

Стационарнаяустановка пожаротушения распыленной водой.

ОросителейДВМ-10 - 20 шт.

Узелуправления № 2 (ряд Б, ось 12), задвижка направления 6А.

Дистанционноеуправление на БЩУ (панель № 24).

Действия при пожаре

1.Указать порядок вызова пожарной охраны (телефон объектовой пожарной охраны, прямойтелефон на БЩУ (ГЩУ, ЦЩУ), городской - 8-01), а также оповещения персонала, аименно: включение аварийной сирены (панель № 2), вызов по поисковой связиначальников смен, определение места сосредоточения членов добровольных пожарныхформирований и задействования средств пожаротушения, порядок сообщения о пожаредиспетчерам, администрации (список 1) и в охрану объекта.

2.Проверить включение и работу автоматической установки пожаротушения (панель №14) и дополнительных насосов водоснабжения (панель № 15).

3.При необходимости или аварийном отключении оборудования произвести операции попереводу работы на резервное оборудование, особенно в части сохранениясобственных нужд, а также по переключению оборудования, а в исключительных случаяхи к его выводу из работы, если трассы силовых, контрольных кабелей и цепейуправления этого оборудования проходят в зоне пожара или если огоньприближается к ним.

Операциипо переводу ответственного оборудования в зоне пожара отсека № 6 могут быть (примерно)следующими:

3.1.Включить MB ПЭН № 6 (ячейка № 43, секция 2А); перевести питание с 1-й на 2-юсекцию 0,4 кВ; включить MB трансформатора № 30 и пр.

3.2.Отключить АВР 1-й и 2-й секций 0,4 кВ; MB ячеек № 37, 39, 42, 57 (секция 2А).

3.3.Снять оперативный ток (панель № ________) и т.д.

3.4.Включить заземляющие ножи ячеек № 39, 42 (по команде диспетчера кабельной сети,а при отсутствии связи после проверки отсутствия напряжения) и др.

4.Направить дежурного электромонтера (дежурного обходчика или др.), хорошознающего расположение подъездных путей, для встречи и сопровождения пожарныхподразделений (при наличии объектовой пожарной охраны с выездной техникой этидействия могут быть самостоятельными, а при наличии пожарно-профилактическойгруппы - входит в ее обязанности).

5.Принять возможные меры по созданию безопасных условий работы для персонала ипожарных подразделений по тушению пожара (включить стационарные заземляющиеустройства или подключить переносные), выдать диэлектрические боты и перчатки.

6.Выдать письменный допуск на тушение пожара первому прибывшему старшемуоперативному начальнику пожарной охраны (первому РТП).

7. Коротко проинформировать РТП о проведенныхмероприятиях и дать свои предложения и рекомендации.

Начальникцеха _________________ ______________________________

Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от N 233 - Об утверждении Инструкции по составлению описаний пожаров и карточек боев

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ОПИСАНИЙ ПОЖАРОВ

И КАРТОЧЕК БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СИЛ И СРЕДСТВ НА ПОЖАРЕ

В соответствии с Положением о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. N 35, ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемую Инструкцию по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре (далее - Инструкция).

2. Начальникам структурных подразделений центрального аппарата, подразделений центрального подчинения, областных и Минского городского управлений, учебных, научных и иных организаций, деятельность которых связана с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и подготовкой специалистов для их ликвидации, организовать изучение Инструкции подчиненными работниками.

3. Настоящий приказ объявить по принадлежности.

4. Не применять в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь приказ ГУВПС МВД Республики Беларусь от 12 мая 1995 г. N 21 "Об утверждении инструкции по изучению пожаров", приложение 1 к приказу ГУВПС МВД Республики Беларусь от 27 декабря 1996 г. N 84 "О совершенствовании деятельности Республиканского, областных и Минского городского научно-практических центров пожарной безопасности".

генерал-лейтенант внутренней службы В.П.АСТАПОВ

1. Инструкция по составлению описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре (далее - Инструкция) устанавливает требования и порядок составления описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре работниками Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь (далее - МЧС).

2. Составление описаний пожаров и карточек боевых действий сил и средств на пожаре является необходимым условием повышения качества пожарно-профилактической работы органами государственного пожарного надзора (далее - ГПН), совершенствования управления силами и средствами по организации тушения пожаров, повышения уровня боевой готовности пожарных аварийно-спасательных подразделений и профессиональной подготовки работников подчиненных МЧС органов, подразделений и организаций (далее - подразделения МЧС).

3. Описанию подлежат пожары с ущербом на сумму 50000 и более базовых величин, с групповой гибелью людей (5 и более человек), учитываемые органами ГПН в соответствии с приказом Главного государственного инспектора Республики Беларусь по пожарному надзору от 20 ноября 2000 г. N 167 "Об утверждении и введении в действие Правил учета пожаров и последствий от них".

4. По пожарам с ущербом на сумму менее 50000 базовых величин, с групповой гибелью людей (до 5 человек), на тушение которых привлекались силы и средства более чем одного пожарного аварийно-спасательного подразделения МЧС, представляющим научный и практический интерес, составляются описания пожаров по указанию руководства МЧС.

5. Для составления описаний пожаров привлекаются наиболее подготовленные работники из числа среднего и старшего начальствующего состава (оперативно-тактических служб и органов ГПН), подразделений МЧС, научных и учебных организаций МЧС, не участвовавшие в тушении пожара.

6. Описания пожаров, указанных в пунктах 3 и 4, составляются в срок не более 20 дней с момента его ликвидации работниками подразделений МЧС.

7. Описания пожаров, указанных в пункте 3, утверждаются руководством МЧС, а указанных в пункте 4 - руководителями областных и Минского городского управлений МЧС.

8. Один экземпляр описания пожара представляется в установленные сроки (в печатном и электронном видах) в МЧС.

9. Карточка боевых действий сил и средств на пожаре составляется в срок не более 10 дней с момента ликвидации пожара работниками подразделения МЧС, в районе выезда которого произошел пожар, для его ликвидации привлекались силы и средства двух и более отделений и на тушение пожара подавались два и более ствола.

10. Ответственность за полноту и объективность сведений и информации, изложенных в описаниях пожаров и карточках боевых действий сил и средств на пожаре, несут работники подразделений МЧС, которые осуществляли их составление, руководители подразделений МЧС, их утвердившие.

11. Составление описаний пожаров, указанных в пунктах 3 и 4, завершается разбором организации их тушения с работниками подразделений МЧС.

12. Все наблюдаемые события, факторы и явления, имеющие отношение к пожару, динамика и обстоятельства, способствовавшие развитию пожара, принятие управленческих решений и действия должностных лиц по организации тушения пожара, последствия пожара и другие характерные события фиксируются по времени и учитываются при составлении описания пожара и карточки боевых действий сил и средств на пожаре.

13. При составлении описания пожара необходимо отразить следующие вопросы (перечень вопросов может быть сокращен или расширен в зависимости от размеров пожара, характера его развития, особенностей тушения и последствий):

13.1. оперативно-тактическая характеристика объекта:

13.1.1. адрес, наименование и ведомственная принадлежность объекта;

13.1.2. дата постройки объекта, проектная документация, соответствие зданий или сооружений действующим нормативным требованиям (если имелись отступления от норм, то указать какие);

13.1.3. основные характеристики здания или сооружения, его назначение, основное оборудование, количество находившихся в нем людей на момент возникновения пожара;

13.1.4. конструктивные особенности здания или сооружения (размеры в плане, этажность и высота, материал основных конструктивных элементов и степень огнестойкости, степень огнестойкости соседних зданий или сооружений и расстояние до них от горевшего, краткая характеристика объекта (населенного пункта);

13.1.5. категория здания по взрывопожарной и пожарной опасности, класс и вид технологического процесса, степень влияния пожара на процесс производства (остановлен и т.д.);

13.1.6. загрузка горючих материалов на один квадратный метр и вид материалов;

13.1.7. системы отопления и вентиляции, их соответствие нормативным требованиям;

13.1.8. соответствие электросетей и электрооборудования правилам устройства электроустановок и проектной документации (состояние электрической защиты, марки эксплуатируемых электрических кабелей и проводов, способы их прокладки, срок эксплуатации);

13.1.9. наличие противопожарных преград, огнепреградительных устройств и огнезащитной обработки сгораемых конструкций, их соответствие нормативным требованиям;

13.1.10. наличие в здании шахт и проемов для коммуникаций, других отверстий, связывающих этажи и помещения, их число, размеры и влияние на развитие пожара, вид и состояние противодымной защиты, работа ее в условиях пожара;

13.1.11. наличие и состояние молниезащиты, устройств защиты от статического электричества и степень их эффективности;

13.1.12. наличие и состояние путей эвакуации, наружных стационарных лестниц и степень их использования при пожаре;

13.1.13. наличие, вид и состояние автоматических установок обнаружения, извещения и тушения пожаров, эффективность их работы на пожаре или причина неудовлетворительной работы;

13.1.14. наличие первичных средств тушения, эффективность их применения;

13.1.15. характеристика средств связи, причина их отсутствия или неудовлетворительной работы, их роль в своевременном извещении о пожаре;

13.1.16. наличие, вид и состояние противопожарного водоснабжения (внутреннего и наружного), соответствие нормативным требованиям, степень использования при пожаре (причина неиспользования), расстояние до места пожара;

13.1.17. давление в водопроводе и порядок его повышения при пожаре, практическая водоотдача водопроводных сетей (по результатам фактической проверки);

13.2. пожарно-профилактическая работа органа государственного пожарного надзора:

13.2.1. противопожарное состояние объекта, роль администрации в обеспечении пожарной безопасности, наличие противопожарных формирований и их боеготовность;

13.2.2. обслуживающие в противопожарном отношении объект должностные лица органа ГПН, своевременность и качество проводимых пожарно-технических обследований, перечень мероприятий, предложенных для предупреждения пожара и обеспечения условий его успешной ликвидации, степень их выполнения и влияния на возникновение, распространение и ход тушения пожара;

13.2.3. случаи пожаров, происшедших на объекте ранее, причины их возникновения и принимавшиеся по ним меры;

13.2.4. использование прав органом ГПН, информирование органов управления и прокуратуры;

13.2.5. оценка профилактической работы органа ГПН;

13.3. сведения об организации охраны объекта и пожарных аварийно-спасательных подразделениях:

13.3.1. вид охраны, численность дежурной смены (караула) и качество несения службы;

13.3.2. вид пожарной аварийно-спасательной службы, охраняющей населенный пункт (объект), или ее отсутствие;

13.3.3. характеристика пожарной аварийно-спасательной службы (численность, укомплектованность, вооружение и его состояние, качество несения службы и боеготовность дежурных смен, роль в предупреждении пожара и создании условий для его тушения);

13.3.4. наличие и реальность расписания выезда сил и средств гарнизона, плана привлечения сил и средств, оперативного плана (карточки) тушения пожара; номер вызова (численность сил и средств, предусмотренных на объект); степень использования этих документов во время пожара и их роль;

13.4. динамика развития пожара:

13.4.1. дата и время возникновения пожара;

13.4.2. дата и время обнаружения пожара, площадь пожара;

13.4.3. дата и время сообщения о пожаре, площадь пожара;

13.4.4. дата и время локализации пожара, площадь пожара;

13.4.5. дата и время ликвидации пожара;

13.4.6. место возникновения;

13.4.7. характер и скорость распространения пожара (открыто, скрыто);

13.4.8. особенности горения (взрывы, обрушения, вскипание, обрушение конструкций), время события, площадь и др. (указать обязательно);

13.4.9. другие характерные данные о развитии пожара;

13.5. обстоятельства, способствовавшие развитию пожара:

13.5.1. позднее обнаружение;

13.5.2. позднее сообщение;

13.5.3. отсутствие связи;

13.5.4. плохое несение сторожевой службы;

13.5.5. отсутствие или неисправность водоисточников;

13.5.6. удаленность водоисточников;

13.5.7. недостаток воды или других огнетушащих веществ;

13.5.8. плохое состояние дорог, проездов, подъездов;

13.5.9. неудовлетворительное противопожарное состояние объекта;

13.5.10. отсутствие мер борьбы с пожарами до прибытия подразделений МЧС;

13.5.11. неблагоприятные метеорологические условия (жара, холод, сильный ветер и др.);

13.5.12. наличие в горевших помещениях или сооружениях сильного задымления (зона задымления, пути распространения дыма), выделяемых при горении вредных для дыхания газов, площадь загазованных помещений, степень влияния этих газов на работу по организации тушения пожара;

13.5.13. наличие в горевшем здании (сооружении) легкогорючих, взрывоопасных, ядовитых и радиоактивных веществ, а также ядовитых газов, выделявшихся при горении синтетических материалов, пластмасс;

13.5.14. наличие незащищенных проемов в перекрытии, стенах и перегородках;

13.5.15. особенности развития горения, пути и скорость распространения огня, влияние теплоизлучения;

13.5.16. влияние противопожарных преград на распространение пожара, а также вскрытых при пожаре остекления и проемов;

13.5.17. характер обрушений или деформаций строительных конструкций, при каких обстоятельствах, на каком этапе тушения и в каких местах это наблюдалось, какие факторы оказали влияние на быстроту и величину их деформации, примерное время, в течение которого конструкции оказывали сопротивление огню, не теряя своей устойчивости, влияние поведения конструкций на распространение пожара;

13.5.18. вскипание и выбросы горючих жидкостей, площадь их растекания, степень угрозы людям и личному составу, соседним зданиям, строениям и сооружениям, влияние этих обстоятельств на исход тушения пожара;

13.5.19. несвоевременное прибытие подразделений МЧС (плохое состояние дорог, незнание маршрута следования, поломка в пути следования к месту пожара пожарных аварийно-спасательных технических средств и т.п.);

13.5.20. неисправность пожарной аварийно-спасательной техники на пожаре (отказ в работе насоса или двигателя, порыв рукавной линии), неисправность пожарного аварийно-спасательного оборудования, виды неисправности и причины, недостаточное ее количество и использование не на полную мощность;

13.5.21. отсутствие газодымозащитной службы или низкая ее боевая готовность;

13.5.22. отсутствие охраны объекта, добровольных пожарных дружин, удаленность подразделений МЧС, их малочисленность;

13.5.23. отсутствие или неиспользование руководящих документов по организации тушения пожаров;

13.5.24. невыполнение руководителем тушения пожара (далее - РТП) и должностными лицами требований руководящих документов по организации тушения пожаров;

13.5.25. другие явления и обстоятельства, происходившие на пожаре, и их влияние на развитие и организацию тушения пожара;

13.6. организация тушения пожара:

13.6.1. первые меры по организации тушения пожара и их эффективность, встреча подразделений МЧС;

13.6.2. обстановка на пожаре (площадь пожара, характер и особенности его развития) к моменту прибытия первого подразделения МЧС;

13.6.3. действия дежурного начальника смены (диспетчера) центра оперативного управления по приему сообщений о пожаре и высылке сил и средств на пожар в соответствии с расписанием выезда (планом привлечения сил и средств);

13.6.4. действия первого РТП по разведке пожара, выбору решающего направления, вызову дополнительных сил и средств, проведению спасательных работ, выбору и подаче огнетушащих веществ и эффективность этих мер; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.5. прибытие последующих подразделений МЧС и РТП; расстояние от пожарных аварийно-спасательных подразделений до места пожара, обстановка к моменту их прибытия и их действия; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.6. обстановка к прибытию старшего РТП, принятые им решения и своевременность их выполнения; развертывание сил и средств, эффективность их действий; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.7. создание оперативного штаба на пожаре и его работа по организации тушения пожара; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.8. меры по спасанию людей, животных, оборудования, имущества; обстоятельства гибели людей и животных; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.9. взаимодействие РТП и штаба на пожаре с городскими (объектовыми) службами, службами органов внутренних дел, привлечение к тушению пожара населения, воинских подразделений, народнохозяйственной техники. Оценка выполнения инструкций взаимодействия со специальными службами города; составление схемы расстановки сил и средств;

13.6.10. перечень и степень использования водоисточников, насосов-повысителей, стационарных систем тушения, огнетушащих веществ;

13.6.11. перегруппировка сил и средств в ходе тушения, ее цели и необходимость проведения;

13.6.12. перечень и степень использования специальных отделений и автомобилей, объем и виды выполненной ими работы;

13.6.13. количество и виды поданных на тушение пожара стволов, эффективность их работы и количество израсходованных огнетушащих веществ;

13.6.14. численность личного состава, участвовавшего в тушении пожара, количество используемой техники;

13.6.15. оценка использования тактических возможностей сил и средств, используемых при тушении пожара;

13.7. оценка действий РТП и должностных лиц по организации тушения пожара:

13.7.1. своевременность, правильность и полнота действий первого и последующих РТП по разведке пожара, оценке обстановки, вызову дополнительных сил и средств, их расстановке, проведению спасательных и эвакуационных работ;

13.7.2. качество работы штаба на пожаре по управлению силами и средствами по тушению пожара;

13.7.3. оценка степени и правильности использования сил и средств подразделений МЧС, субъектов хозяйствования по тушению пожара;

13.7.4. степень профессиональной подготовленности и натренированности работников подразделений МЧС к ведению боевых действий по тушению пожара;

13.7.5. применение новых приемов и способов спасания людей при тушении пожара;

13.7.6. ошибки РТП (поздний вызов дополнительных сил и средств, некачественная разведка, неправильное определение решающего направления, расстановки сил и средств, плохое управление подразделениями, незнание или неиспользование ближайших водоисточников, использование техники не на полную мощность, не производилась эвакуация имущества, не производились вскрытие и разборка конструкций; не применялись современные способы тушения пожара, не использовались изолирующие противогазы и т. д.);

13.7.7. неисправность пожарной техники (остановка в пути, отказ в работе насоса или двигателя, порыв рукавной линии), неисправность пожарного аварийно-спасательного оборудования (виды неисправности и причины);

13.7.8. недостаточное количество подразделений МЧС и пожарной аварийно-спасательной техники в районе, где произошел пожар;

13.8. последствия пожара:

13.8.1. уничтожено или повреждено огнем, дымом;

13.8.2. разрушено, вскрыто и разобрано конструкций здания (сооружения) во время тушения пожара;

13.8.3. степень повреждения здания, сооружения, оборудования или транспортного средства и возможность их восстановления;

13.8.4. прямой ущерб от пожара в целом и отдельно по зданиям (сооружениям), машинам, оборудованию и инвентарю;

13.8.5. степень влияния происшедшего пожара на процесс производства (работу учреждения) и выпуск продукции;

13.8.6. спасено: людей, материальных ценностей, животных (работниками МЧС, населением);

13.8.7. количество погибших людей, фамилии, возраст, их должности;

13.8.8. количество людей, получивших травмы, фамилии, возраст, их должности;

13.8.9. обстоятельства и причины, при которых произошли несчастные случаи, виновные в этом лица;

13.8.10. сведения о гибели животных (количество и виды погибших животных и обстоятельства, при которых они погибли);

13.9. принятые меры по пожару:

13.9.1. меры, принятые на день окончания составления описания пожара;

13.9.2. кто ведет расследование пожара, предварительные результаты;

13.9.3. возбуждено уголовное дело, его номер, по какой статье, кто привлекается к ответственности или проходит по делу в качестве подозреваемого, наличие постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

13.10. выводы и предложения по результатам составления описания пожара:

13.10.1. основные причины, приведшие к возникновению и развитию пожара до крупных размеров;

13.10.2. степень ответственности работников органов ГПН и руководителей подразделений МЧС по вопросам, входящим в их компетенцию, в связи с происшедшим пожаром;

13.10.3. перечень мероприятий, позволяющих в дальнейшем исключить возможность возникновения, распространения и ограничения развития подобных пожаров до крупных размеров;

13.10.4. положительные стороны и недостатки в работе подразделений МЧС, участвовавших в тушении пожара;

13.10.5. пути и способы устранения недостатков в служебной деятельности подразделений МЧС, выявленных при составлении описания пожара.

14. Описание пожара состоит из текстовой части и приложений (схемы, таблицы, графика, фотоснимки, видеоматериалы и копии документов).

15. Текстовая часть описания пожара включает в себя ответы на все вопросы согласно главе 2.

16. Приложения к описанию пожара должны дополнять текстовую часть и раскрывать характерные особенности организации тушения пожара.

17. Перечень приложений к описанию пожара:

17.1. схемы расстановки сил и средств по организации тушения пожара;

17.2. совмещенный график изменения площади пожара, требуемого и фактического расхода подачи огнетушащих средств (во времени) согласно приложению 2;

17.3. таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и организации тушения пожара составляется согласно приложению 3;

17.4. фотоснимки (панорамные, ориентирующие, масштабные) и видеоматериалы должны раскрывать ключевые моменты организации тушения пожара;

17.5. копии оперативных документов, актов, решений, приказов и других документов, касающихся происшедшего пожара.

18. Таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и организации тушения пожара, а также совмещенный график роста (во времени) площади пожара и фактического расхода огнетушащих средств составляются после тщательного изучения, анализа и проверки информационных материалов, статистических данных и других сведений по организации тушения пожара.

КАРТОЧКА БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ СИЛ И СРЕДСТВ НА ПОЖАРЕ

19. Карточка боевых действий сил и средств на пожаре состоит из текстовой части и приложений (схемы, таблицы, фотоснимки, видеоматериалы и копии документов).

20. Текстовая часть карточки боевых действий сил и средств на пожаре включает в себя ответы на все вопросы согласно приложению 1.

21. Приложения к карточке боевых действий сил и средств на пожаре должны дополнять текстовую часть и раскрывать характерные особенности организации тушения пожара.

22. Перечень приложений к карточке боевых действий сил и средств на пожаре:

22.1. схемы расстановки сил и средств по организации тушения пожара;

22.2. таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и организации тушения пожара составляется согласно приложению 3;

22.3. фотоснимки (панорамные, ориентирующие, масштабные) и видеоматериалы должны раскрывать ключевые моменты организации тушения пожара.

23. Число схем определяется исходя из обстановки и необходимости более полно раскрыть этапы организации тушения пожара. На схемах должны быть отражены:

23.1. действия по тушению пожара на момент его обнаружения и прибытия первых сил и средств подразделений МЧС;

23.2. расстановка прибывших на пожар дополнительных сил и средств, а также оперативная обстановка по прибытию старших оперативных начальников (на момент смены руководства тушением пожара);

23.3. оперативная обстановка и расстановка сил и средств на момент локализации и ликвидации пожара.

24. Таблица основных показателей сосредоточения сил и средств, развития и организации тушения пожара составляется после тщательного изучения, анализа и проверки информационных материалов, статистических данных и других сведений по организации тушения пожара.

РАЗБОР ОРГАНИЗАЦИИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА

25. Разбор организации тушения пожара проводится отдельно со средним и старшим начальствующим составом и с рядовым и младшим начальствующим составом подразделений МЧС.

26. Цели проведения разбора организации тушения пожара:

26.1. изучить причины и обстоятельства, способствовавшие возникновению пожара;

26.2. ознакомиться с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором произошел пожар, и его противопожарным обеспечением;

26.3. ознакомиться с обстоятельствами, способствовавшими развитию пожара до крупных размеров;

26.4. дать детальный анализ всех принятых управленческих решений и действий РТП и должностных лиц, участвовавших в организации тушения пожара;

26.5. изучение и распространение положительного опыта боевой работы, использования новых и современных технологий по тушению пожара, пожарной и аварийно-спасательной техники, оборудования и снаряжения, средств связи и огнетушащих веществ;

26.6. обсуждение положительных и отрицательных сторон в организации пожарно-профилактической работы органов ГПН и управлении силами и средствами подразделений МЧС должностными лицами и РТП.

27. Разбор организации тушения пожара проводят руководители подразделений МЧС после утверждения описания пожара при проведении занятий в системе боевой и служебной подготовки либо на дополнительных занятиях. При необходимости для участия в проведении разбора привлекаются лица, принимавшие участие в составлении описания пожара.