Руководства, Инструкции, Бланки

должностная инструкция вожатого загородного лагеря img-1

должностная инструкция вожатого загородного лагеря

Категория: Инструкции

Описание

Деятельность вожатого детского оздоровительного лагеря - online presentation

Деятельность вожатого детского оздоровительного лагеря 1. Основы деятельности вожатого детского оздоровительного лагеря

L/O/G/O
Основы деятельности
вожатого детского
оздоровительного лагеря

2. Должностные инструкции вожатого

• Общие положения




На должность вожатого назначается и освобождается от
должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет,
имеющее педагогическое профессиональное образование.
Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому
(методисту), заместителю директора по воспитательной
работе.
Вожатый руководствуется Конституцией и законами
Российской Федерации, указами Президента Российской
Федерации, решениями Правительства Российской
Федерации, органов управления образованием всех уровней
по вопросам воспитания воспитанников; правилами и
нормами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, а также Уставом и локальными
правовыми актами лагеря.
Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.

3. Функции

попечение и надзор за воспитанниками
во время их нахождения в лагере
организация свободной деятельности
вверенного ему отряда

4. Должностные обязанности

создает благоприятные условия, позволяющие
детям интересно и с пользой для их
развития проводить свободное время
дисциплина
Права и
свободы
зарядка
документация
семей
ные
дела
обеспе
чивает
безопа
сность
медицина
недостатки
средства
обучения и
воспитания
этика

Вожатый имеет право:
распор
яжения
Защита
чести
Управл
ение
лагеря
Оценка
работы
Защита
интерес
ов
Свобода
выбора
методики
обязан
ности
конфиден
циальнос
ть

6. Ответственность

вожатый несет дисциплинарную
ответственность
Вожатый несет
ответственность
за жизнь и здоровье
воспитанников
вверенного отряда,
нарушение их прав и
свобод в соответствии
с законодательством
Российской Федерации
вожатый несет материальную
ответственность
увольнение за физическое и
(или) психическое насилие

7. Кодекс вожатого

Нести ответственность за детей
- Решать детские конфликты
- Знать, где находятся
ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ
момент времени
- Следить за гигиеной
- Соблюдать режим дня
- Отвечать за здоровье
детей
- Быть ВСЕГДА в доступе
- Находить общий
язык с напарником
(учителем)
-Сплачивать детей
-Организовывать досуг детей
-Знать об индивидуальных
особенностях детей
- Click to add Text
- Click to add Text
Вожатый обязан
- Click to add Text

8. Вожатому категорически запрещено:

1. Курить, пить,
ругаться матом,
употреблять
наркотики и т.д.
3. Наказывать
детей
физически
2. Ссориться с
напарником
ПРИ детях
4. Отпускать
детей одних за
территорию
лагеря
5. Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО
характера с пионерами

9. Вожатому следует:

Нести позитив
2018
2015
2017
- Быть авторитетом
для детей
- Знать детей по именам
- Подавать положительный
пример
2016
- Следить за приемом пищи
- Воспитывать
- Следить за своим
здоровьем
- Иметь план Б
- Поощрять решение конфликтов вербально
- Не давать невыполнимых обещаний
- Знать межличностные отношения в отряде
- Знать о семье, родителях ребенка

10. Вожатому не следует:





Кричать на детей
Выделять любимчиков или отщепенцев
Клянчить у детей
Делить отряд на стареньких и
новеньких
• Излишне доверять детям
• Наказывать детей
• Показывать свои негативные эмоции

11. Неосторожные действия и халатность, повлекшие общественно опасные последствия

• УК РФ. Статья 24. Форма вины.
• УК РФ. Статья 26. Преступление,
совершенное по неосторожности.
• УК РФ. Статья 125. Оставление в опасности.
• УК РФ. Статья 293. Халатность.

12. Какие действия следует предпринять в отношении существующих у детей дорогих вещей

• ГК РФ. Статья 179. Недействительность
сделки, совершенной под влиянием обмана,
насилия, угрозы, злонамеренного соглашения
представителя одной стороны с другой
стороной или стечения тяжелых
обстоятельств.
• Ценные вещи. на хранение не брать !

13. Должностные обязанности вожатого

• организует коллективно-творческую деятельность
детских отрядов;
• ведёт повседневную работу, создающую условия для
социально-психологической реабилитации, социальной и
трудовой адаптации детей;
• использует разнообразные приёмы, методы и средства
обучения и воспитания;
• разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт
необходимые условия для их реализации;
• создаёт благоприятные условия, позволяющие детям
проявлять гражданскую и нравственную позиции,
реализовать свои интересы и потребности,
содержательно проводить свободное время;

14. Должностные обязанности вожатого

• контролирует соблюдение в отряде санитарногигиенических требований и действующего
распорядка дня и т.д.;
• отвечает за жизнь и здоровье детей;
• формирует благоприятный эмоциональнопсихологический климат в отряде, своевременно
выявляет и разрешает конфликтные ситуации;
• оказывает помощь в учении и организации
досуга, привлекая детей к художественному и
научно-техническому творчеству, занятиям спорта
и др. по интересам

15. Вожатый с точки зрения детей

10 качеств личности
вожатого










отВетственный
требОвательный к себе
небезучастный
уваЖительный
активный
спрАведливый
энергичный
отвеТственный
креативнЫй
стрессоустойчивыЙ

16. 7 навыков, необходимых вожатому

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Отличать Машу от Пети хотя бы к последнему дню
смены
На глаз отличать «больных» детей от детей, страдающих
от боли
Обладать талантом убеждения носить тёплую одежду в
холод, открытую – в жару, а не наоборот
Провести зарядку так, чтоб ребята снова не уснули
Раздать столовые предметы так, чтоб у всех оказалось
по ложке, вилке, стакану и тарелке
Обладать даром внушения окружающим, что чистота –
залог здоровья
Кроме всего прочего иметь навыки сценарнодизайнерской и режиссёрско-музыкальной работы, а
также по совместительству: терапевт (в частности
трудотерапевт), парикмахер-стилист, имиджмейкер,
охранник, участковый полицейский, детектив, уборщица,
секретарь, третейский судья…

17. Несколько полезных советов в записную книжку вожатого

Несколько полезных
советов
записную
книжку
вожатого
• вВожатый
первый
выдумщик,
умелец, знаток,
помощник, умеет чутко поддержать ребят.
Никаких нотаций. Тонкий мягкий юмор.
Не допускать срывов. Выражать
искреннюю радость и восхищение
проявленными успешными действиями.
• Необходимо быстро решать мелкие
недоразумения, не давая им перерасти в
конфликт. Загрузить деятельностью,
наметить перспективу
«завтрашней радости».

18. 10 ошибок вожатого

1.
Соревнование с напарником или
вожатым другого отряда
2.
Открытые конфликты или
обсуждение начальства и их
действий при детях
3.
Неискренность и лицемерие по
отношению к ребятам
4.
Курение при детях
5.
Отчитывание провинившихся
прилюдно
6.
Психологическое вмешательство в
жизнь ребёнка
7.
Чувство юмора на грани с
пошлостью, хамством
8.
Бестактное поведение, ответ
грубостью на грубость детей
9.
Непоследовательность в
действиях, установление двойных
стандартов
10. Стремление заработать дешёвый
авторитет, потакая капризам детей

19. Положение конкурса мероприятий «Путешествие в страну здоровья»

• Цель конкурса:
развитие личностных ресурсов,
способствующих формированию
здорового образа жизни детей и
подростков.
• Этапы конкурса:
1 этап – теоретический
(конспекты мероприятий
принимаются в электронном
• Задачи конкурса:
варианте до 31.06.2016 г. );
- предоставление детям, подросткам
объективной научной информации 2 этап - практический
о ЗОЖ;
(с 1.06 по 18.06. проводятся
- формирование навыков
мероприятия в ДОЛ).
сопротивления социальному
давлению;
- способствовать осознанию
подростками важнейших
социальных ценностей.
ФИО
полностью
Телеф.
Факульт
ет, курс,
группа
*Заявку на участие направить Беловой Л.Н.,
специалисту по УМР 1 категории КФ НГПУ
(ауд.219) до 1 июня 2016г. по форме:
Дата рождения
(число, месяц, год)
Паспортные данные
(кем, когда выдан)
Адрес прописки
с индексом
ИНН
Пенсионное
удостоверение

20. Критерии конкурса:

• соответствие теме
конкурса;
• логичность, полнота
изложения материала;
• культура оформления
материала;
• развитые навыки
эффективного общения.
Номинации конкурса:
• «Лучший разработчик
мероприятия»,
• «Лучший ведущий»
СОСТАВ ЖЮРИ:
Гутова Н.В. - председатель
жюри
Члены жюри:
•Кравченко Е.В, руководитель
учебно-производственной
практики
•Козлова О.Б. руководитель
ОВР.
•Белова Л.Н. специалист по
УМР 1 категории КФ НГПУ.

21. Благодарю за внимание!

L/O/G/O
Благодарю за
внимание!

online

Другие статьи

Возможные рубрики для отрядного уголка

Возможные рубрики для отрядного уголка

- План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).

- Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня. New Da, Сегоднячко).

- Поздравляем (Гип-гип-ура. Маэстро, музыка! Целуем в щечку).

- Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).

- Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица).

- За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).

- Наша песня (А мы поем. А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).

- Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).

- Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).

- Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно. ).

- Очень Важная Информация (Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).

- А вы слышали, что. (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что. )

- Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).

- Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что ни­когда не видели. )

- Законы отряда. (Это должен каждый знать обяза­тельно на «пять»).

В сменную рубрику «Поздравляем!» можно поместить следующие разделы:

Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и.

- всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!

- всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);

- всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!

- всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!

- с первым дождем в лагере!

- мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели.

Должностные инструкции помощника вожатого и вожатого

ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО ЛАГЕРЯ

С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ

1.1. Вожатый лагеря с дневным пребыванием детей (далее - Лагерь) назначается Начальником Лагеря из числа обучающихся от 14 до 18 лет.

1.2. Вожатый Лагеря подчиняется директору школы, начальнику, заместителям начальника и воспитателям оздоровительного лагеря.

1.3. В своей деятельности вожатый Лагеря руководствуется Конституцией и законами РФ, органов управления образования всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом школы и локальными актами Лагеря.

Основными направлениями деятельности вожатого Лагеря являются:

2.1. Помощь воспитателям в организации досуговой деятельности Лагеря.

2.2. Помощь в организации деятельности временных детских коллективов (отрядов).

2.3. Содействие в обеспечении безопасности жизнедеятельности воспитанников Лагеря.

Вожатый школьного лагеря выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Осуществляет контроль за безопасностью доверенных ему воспитанников Лагеря, соблюдает нормы и правила охраны труда, ТБ и противопожарной безопасности.

3.2. Организует досуг воспитанников Лагеря.

3.3. Соблюдает этические нормы поведения в Лагере, в общественных местах.

3.4. Способствует развитию воспитанников Лагеря в процессе творческой деятельности в соответствии с их интересами и здоровьем.

3.5. Участвует в совместной деятельности с внешкольными учреждениями в сфере организации досуга воспитанников Лагеря.

3.6. Организует внутриотрядную работу с воспитанниками Лагеря.

3.7. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, в том числе своевременный приход на работу.

Вожатый школьного лагеря имеет право:

4.1. На защиту чести и достоинства.

4.2. На выражение своего мнения в рамках выполнения должностных обязанностей.

4.3. На доступ к информации о деятельности Лагеря в сфере организации досуга воспитанников.

ПОМОЩНИК ВОЖАТОГО загородного лагеря

Инструктор – это специально подготовленный помощник вожатого, не достигший возраста 18 лет, но которому уже есть 16.

Ты можешь стать инструктором если:

§ получил персональное приглашение работать на летнюю смену после окончания ШВН на зимовке.

§ готов отказаться от вредных привычек.

§ готов исполнять свои обязанности в течение всей смены.

§ оказывать посильную помощь вожатому.

§ следить за исполнением режимных моментов детей.

§ самому соблюдать режимные моменты (подъем, отбой, прием пищи).

Ты должен быть готов к тому, что:

§ 90% вероятность, что ты будешь стоять на младшем отряде.

§ тебе не придется ходить на планерки, но придется вовремя ложиться спать.

§ твоя зарплата будет меньше, чем у вожатого, потому что на вас разная степень ответственности.

§ тебя могут попросить не приезжать больше в этот лагерь ребенком, и тебе придется дожидаться 18-летнего возраста, что бы снова вернуться вожатым или центровиком.

ВОЖАТЫЙ загородного лагеря

Должностные обязанности вожатого (Произвольная форма)

§ К работе вожатого допускаются лица:

— обладающие гражданской деликтоспособностью (лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).;

— прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.

§ Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.

§ В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.

§ Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.

Отрядный вожатый выполняет следующие функции:

§ Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.

§ Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.

§ Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.

§ Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.

§ Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.

§ Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.

§ В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.

§ Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.

§ Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.

§ Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.

§ Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.

§ Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.

§ Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.

§ Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.

§ Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.

§ Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)

§ Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.

§ Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.

§ Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях – административную и уголовную ответственность.

§ Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.

§ Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.

§ Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.

Кодекс вожатого(Произвольная форма)

§ Нести ответственность за детей

§ Решать детские конфликты

§ Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени

§ Следить за гигиеной

§ ВСЕГДА быть в доступе

§ Соблюдать режим дня

§ Организовывать досуг детей

§ Находить общий язык с напарником

§ Знать об индивидуальных особенностях детей

§ Отвечать за здоровье детей

Вожатому категорически запрещено :

§ Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.

§ Ссориться с напарником ПРИ детях

§ Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами

§ Наказывать детей физически

§ Отпускать детей одних за территорию лагеря

§ Быть авторитетом для детей

§ Знать детей по именам

§ Подавать положительный пример

§ Знать межличностные отношения в отряде

§ Знать о семье, родителях ребенка

§ Следить за приемом пищи

§ Следить за своим здоровьем

§ Смывать косметику с девочек

§ Поощрять решение конфликтов вербально

§ Следить за интимными отношениями между детьми

§ Не давать невыполнимых обещаний

Вожатому не следует :

§ Спать у детей в палатах

§ Кричать на детей

§ Выделять любимчиков или отщепенцев

§ Нарушать покой детей во время сна

§ Клянчить у детей

§ Делить отряд на стареньких и новеньких

§ Излишне доверять детям

§ Показывать свои негативные эмоции

Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл ла­герной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лаге­ря фокусируется в лагерной смене.

Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детс­кие впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.

Смена - это очень точное название для периодов жизнеде­ятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере - это смена ребенком своего окру­жения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для боль­шинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагереопределенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.

В структуре смены выделяют пять периодов . подготови­тельный, организационный, основной, заключительный и постла­герный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.

Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.

Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, ос­новные формы и методы работы, система управления, логика разви­тия смены.

Последнее дело подготовительного периода одновременно являет­ся и первой акцией организационного - заезд детей.

Организационный период. Это первые 3-4 дня смены - время адапта­ции. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладывают­ся нравственно-психологические основы существования данного дет­ского объединения.

В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоот­ношения взрослых и детей. Для этого необходимо:

- создание условий для осознанного принятия детьми, подростка­ми правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;

- проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;

- формирование основ самоуправления в детском объединении;

- реализация совместной разносторонней деятельности по опреде­лению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в програм­ме отряда и лагеря.

Взаимодействие отрядной программы с общелагер­ной можно условно представить следующей схемой:

- соблюдение общелагерных законов;

- участие отряда в делах лагеря;

- общение с другими отрядами, межотрядные дела;

- личное «неформальное» общение детей и т. д.

Что должно произойтив организационный период?

Как это сделать?

1. Знакомство ребят друг с другом,с вожатыми. Для этого необходимо: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.

Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонёк» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и т.п.

2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем. Для этого необходимо: - познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; - познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); - познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; - познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; - познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.

Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.

3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: - познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; - познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научитьподдерживать уют; - познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; - познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; - договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.

Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.

4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: - предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; - заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; - задать ситуацию выбора деятельности; - выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.

Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.

ПЕРИОД- РОЛЬ ВОЖАТОГО