Категория: Инструкции
L/O/G/O
Основы деятельности
вожатого детского
оздоровительного лагеря
• Общие положения
•
•
•
•
На должность вожатого назначается и освобождается от
должности директором лагеря лицо не моложе 18 лет,
имеющее педагогическое профессиональное образование.
Вожатый подчиняется непосредственно старшему вожатому
(методисту), заместителю директора по воспитательной
работе.
Вожатый руководствуется Конституцией и законами
Российской Федерации, указами Президента Российской
Федерации, решениями Правительства Российской
Федерации, органов управления образованием всех уровней
по вопросам воспитания воспитанников; правилами и
нормами охраны труда, техники безопасности и
противопожарной защиты, а также Уставом и локальными
правовыми актами лагеря.
Вожатый соблюдает Конвенцию о правах ребенка.
попечение и надзор за воспитанниками
во время их нахождения в лагере
организация свободной деятельности
вверенного ему отряда
создает благоприятные условия, позволяющие
детям интересно и с пользой для их
развития проводить свободное время
дисциплина
Права и
свободы
зарядка
документация
семей
ные
дела
обеспе
чивает
безопа
сность
медицина
недостатки
средства
обучения и
воспитания
этика
Вожатый имеет право:
распор
яжения
Защита
чести
Управл
ение
лагеря
Оценка
работы
Защита
интерес
ов
Свобода
выбора
методики
обязан
ности
конфиден
циальнос
ть
вожатый несет дисциплинарную
ответственность
Вожатый несет
ответственность
за жизнь и здоровье
воспитанников
вверенного отряда,
нарушение их прав и
свобод в соответствии
с законодательством
Российской Федерации
вожатый несет материальную
ответственность
увольнение за физическое и
(или) психическое насилие
Нести ответственность за детей
- Решать детские конфликты
- Знать, где находятся
ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ
момент времени
- Следить за гигиеной
- Соблюдать режим дня
- Отвечать за здоровье
детей
- Быть ВСЕГДА в доступе
- Находить общий
язык с напарником
(учителем)
-Сплачивать детей
-Организовывать досуг детей
-Знать об индивидуальных
особенностях детей
- Click to add Text
- Click to add Text
Вожатый обязан
- Click to add Text
1. Курить, пить,
ругаться матом,
употреблять
наркотики и т.д.
3. Наказывать
детей
физически
2. Ссориться с
напарником
ПРИ детях
4. Отпускать
детей одних за
территорию
лагеря
5. Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО
характера с пионерами
Нести позитив
2018
2015
2017
- Быть авторитетом
для детей
- Знать детей по именам
- Подавать положительный
пример
2016
- Следить за приемом пищи
- Воспитывать
- Следить за своим
здоровьем
- Иметь план Б
- Поощрять решение конфликтов вербально
- Не давать невыполнимых обещаний
- Знать межличностные отношения в отряде
- Знать о семье, родителях ребенка
•
•
•
•
Кричать на детей
Выделять любимчиков или отщепенцев
Клянчить у детей
Делить отряд на стареньких и
новеньких
• Излишне доверять детям
• Наказывать детей
• Показывать свои негативные эмоции
• УК РФ. Статья 24. Форма вины.
• УК РФ. Статья 26. Преступление,
совершенное по неосторожности.
• УК РФ. Статья 125. Оставление в опасности.
• УК РФ. Статья 293. Халатность.
• ГК РФ. Статья 179. Недействительность
сделки, совершенной под влиянием обмана,
насилия, угрозы, злонамеренного соглашения
представителя одной стороны с другой
стороной или стечения тяжелых
обстоятельств.
• Ценные вещи. на хранение не брать !
• организует коллективно-творческую деятельность
детских отрядов;
• ведёт повседневную работу, создающую условия для
социально-психологической реабилитации, социальной и
трудовой адаптации детей;
• использует разнообразные приёмы, методы и средства
обучения и воспитания;
• разрабатывает программы деятельности отряда и создаёт
необходимые условия для их реализации;
• создаёт благоприятные условия, позволяющие детям
проявлять гражданскую и нравственную позиции,
реализовать свои интересы и потребности,
содержательно проводить свободное время;
• контролирует соблюдение в отряде санитарногигиенических требований и действующего
распорядка дня и т.д.;
• отвечает за жизнь и здоровье детей;
• формирует благоприятный эмоциональнопсихологический климат в отряде, своевременно
выявляет и разрешает конфликтные ситуации;
• оказывает помощь в учении и организации
досуга, привлекая детей к художественному и
научно-техническому творчеству, занятиям спорта
и др. по интересам
10 качеств личности
вожатого
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
отВетственный
требОвательный к себе
небезучастный
уваЖительный
активный
спрАведливый
энергичный
отвеТственный
креативнЫй
стрессоустойчивыЙ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Отличать Машу от Пети хотя бы к последнему дню
смены
На глаз отличать «больных» детей от детей, страдающих
от боли
Обладать талантом убеждения носить тёплую одежду в
холод, открытую – в жару, а не наоборот
Провести зарядку так, чтоб ребята снова не уснули
Раздать столовые предметы так, чтоб у всех оказалось
по ложке, вилке, стакану и тарелке
Обладать даром внушения окружающим, что чистота –
залог здоровья
Кроме всего прочего иметь навыки сценарнодизайнерской и режиссёрско-музыкальной работы, а
также по совместительству: терапевт (в частности
трудотерапевт), парикмахер-стилист, имиджмейкер,
охранник, участковый полицейский, детектив, уборщица,
секретарь, третейский судья…
Несколько полезных
советов
записную
книжку
вожатого
• вВожатый
первый
выдумщик,
умелец, знаток,
помощник, умеет чутко поддержать ребят.
Никаких нотаций. Тонкий мягкий юмор.
Не допускать срывов. Выражать
искреннюю радость и восхищение
проявленными успешными действиями.
• Необходимо быстро решать мелкие
недоразумения, не давая им перерасти в
конфликт. Загрузить деятельностью,
наметить перспективу
«завтрашней радости».
1.
Соревнование с напарником или
вожатым другого отряда
2.
Открытые конфликты или
обсуждение начальства и их
действий при детях
3.
Неискренность и лицемерие по
отношению к ребятам
4.
Курение при детях
5.
Отчитывание провинившихся
прилюдно
6.
Психологическое вмешательство в
жизнь ребёнка
7.
Чувство юмора на грани с
пошлостью, хамством
8.
Бестактное поведение, ответ
грубостью на грубость детей
9.
Непоследовательность в
действиях, установление двойных
стандартов
10. Стремление заработать дешёвый
авторитет, потакая капризам детей
• Цель конкурса:
развитие личностных ресурсов,
способствующих формированию
здорового образа жизни детей и
подростков.
• Этапы конкурса:
1 этап – теоретический
(конспекты мероприятий
принимаются в электронном
• Задачи конкурса:
варианте до 31.06.2016 г. );
- предоставление детям, подросткам
объективной научной информации 2 этап - практический
о ЗОЖ;
(с 1.06 по 18.06. проводятся
- формирование навыков
мероприятия в ДОЛ).
сопротивления социальному
давлению;
- способствовать осознанию
подростками важнейших
социальных ценностей.
ФИО
полностью
Телеф.
Факульт
ет, курс,
группа
*Заявку на участие направить Беловой Л.Н.,
специалисту по УМР 1 категории КФ НГПУ
(ауд.219) до 1 июня 2016г. по форме:
Дата рождения
(число, месяц, год)
Паспортные данные
(кем, когда выдан)
Адрес прописки
с индексом
ИНН
Пенсионное
удостоверение
• соответствие теме
конкурса;
• логичность, полнота
изложения материала;
• культура оформления
материала;
• развитые навыки
эффективного общения.
Номинации конкурса:
• «Лучший разработчик
мероприятия»,
• «Лучший ведущий»
СОСТАВ ЖЮРИ:
Гутова Н.В. - председатель
жюри
Члены жюри:
•Кравченко Е.В, руководитель
учебно-производственной
практики
•Козлова О.Б. руководитель
ОВР.
•Белова Л.Н. специалист по
УМР 1 категории КФ НГПУ.
L/O/G/O
Благодарю за
внимание!
online
- План на смену (План-сетка, Дрова для костра — наши дела. Еще не вечер. Ни дня без прикола. Веселыми тропинками лета, Наша стратегия, Завтречко и тд.).
- Сегодня (Начни день со Sprite, Сегодня у нашего костра. Скучен день до вечера, коли делать нечего, А у нас сегодня. New Da, Сегоднячко).
- Поздравляем (Гип-гип-ура. Маэстро, музыка! Целуем в щечку).
- Спорт (От старта до финиша. Точно в кольцо. Наша стометровка, Назло рекордам, Физподготовка).
- Список отряда (Знакомьтесь, это мы; Наша тусовка; Ба, знакомые все лица).
- За бугром (В других отрадах. За горами, за долами, А в это время у соседей).
- Наша песня (А мы поем. А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер. Музыкальный граммофон).
- Наш адрес (Где нас найти. Приезжайте в гости к нам).
- Наши достижения (Страна должна знать своих героев, Наши взлеты и залеты).
- Всякая всячина (А вы знаете, что. Всяко разно. ).
- Очень Важная Информация (Новости, Скоро в отряде, Что пишут в газетах).
- А вы слышали, что. (Словно мухи тут и там, ходят слухи по углам, о том что. )
- Книга жалоб и предложений (Бочка жалоб и предложений, Озеро доверия. Отрядная почта).
- Киношка. (Сегодня на экране вы увидите, что никогда не видели. )
- Законы отряда. (Это должен каждый знать обязательно на «пять»).
В сменную рубрику «Поздравляем!» можно поместить следующие разделы:
Оказывается, поздравлять ребят можно не только с днем рождения или с победой в соревнованиях, но и.
- всех нас с тем, что мы вообще сегодня проснулись!
- всех вас с тем, что Воспитатели сегодня выспались (используйте свой шанс);
- всех-всех-всех с хорошо прожитой неделей в лагере!
- всех тех, к кому погода была с утра благосклонна и позволила не посетить столь любимое всеми общелагерное мероприятие, именуемое ЗАРЯДКОЙ!
- с первым дождем в лагере!
- мальчишек и девчонок, которые не танцевали медленный танец, а только смотрели, смотрели, смотрели.
Должностные инструкции помощника вожатого и вожатого
ПРИМЕРНАЯ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОЖАТОГО ЛАГЕРЯ
С ДНЕВНЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ДЕТЕЙ
1.1. Вожатый лагеря с дневным пребыванием детей (далее - Лагерь) назначается Начальником Лагеря из числа обучающихся от 14 до 18 лет.
1.2. Вожатый Лагеря подчиняется директору школы, начальнику, заместителям начальника и воспитателям оздоровительного лагеря.
1.3. В своей деятельности вожатый Лагеря руководствуется Конституцией и законами РФ, органов управления образования всех уровней; правилами и нормами охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты, а также Уставом школы и локальными актами Лагеря.
Основными направлениями деятельности вожатого Лагеря являются:
2.1. Помощь воспитателям в организации досуговой деятельности Лагеря.
2.2. Помощь в организации деятельности временных детских коллективов (отрядов).
2.3. Содействие в обеспечении безопасности жизнедеятельности воспитанников Лагеря.
Вожатый школьного лагеря выполняет следующие должностные обязанности:
3.1. Осуществляет контроль за безопасностью доверенных ему воспитанников Лагеря, соблюдает нормы и правила охраны труда, ТБ и противопожарной безопасности.
3.2. Организует досуг воспитанников Лагеря.
3.3. Соблюдает этические нормы поведения в Лагере, в общественных местах.
3.4. Способствует развитию воспитанников Лагеря в процессе творческой деятельности в соответствии с их интересами и здоровьем.
3.5. Участвует в совместной деятельности с внешкольными учреждениями в сфере организации досуга воспитанников Лагеря.
3.6. Организует внутриотрядную работу с воспитанниками Лагеря.
3.7. Соблюдает правила внутреннего трудового распорядка, в том числе своевременный приход на работу.
Вожатый школьного лагеря имеет право:
4.1. На защиту чести и достоинства.
4.2. На выражение своего мнения в рамках выполнения должностных обязанностей.
4.3. На доступ к информации о деятельности Лагеря в сфере организации досуга воспитанников.
ПОМОЩНИК ВОЖАТОГО загородного лагеря
Инструктор – это специально подготовленный помощник вожатого, не достигший возраста 18 лет, но которому уже есть 16.
Ты можешь стать инструктором если:
§ получил персональное приглашение работать на летнюю смену после окончания ШВН на зимовке.
§ готов отказаться от вредных привычек.
§ готов исполнять свои обязанности в течение всей смены.
§ оказывать посильную помощь вожатому.
§ следить за исполнением режимных моментов детей.
§ самому соблюдать режимные моменты (подъем, отбой, прием пищи).
Ты должен быть готов к тому, что:
§ 90% вероятность, что ты будешь стоять на младшем отряде.
§ тебе не придется ходить на планерки, но придется вовремя ложиться спать.
§ твоя зарплата будет меньше, чем у вожатого, потому что на вас разная степень ответственности.
§ тебя могут попросить не приезжать больше в этот лагерь ребенком, и тебе придется дожидаться 18-летнего возраста, что бы снова вернуться вожатым или центровиком.
ВОЖАТЫЙ загородного лагеря
Должностные обязанности вожатого (Произвольная форма)
§ К работе вожатого допускаются лица:
— обладающие гражданской деликтоспособностью (лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием).;
— прошедшие инструктивно-методический семинар по подготовке к работе в лагере.
§ Осуществляет педагогическую (воспитательную) и оздоровительную работу с детьми отряда в соответствии с планом работы лагеря.
§ В своей работе вожатый подчиняются начальнику лагеря, старшему вожатому.
§ Рабочий день вожатого — ненормированный, рабочая неделя — 6 дней.
Отрядный вожатый выполняет следующие функции:
§ Обеспечивает выполнение детьми санитарно-гигиенических норм, контролируют соблюдение ими опрятного внешнего вида, чистоты одежды, установленного порядка в спальных комнатах, иных помещениях жилых корпусов, столовой и на территории лагеря.
§ Обеспечивает неукоснительное соблюдение детьми дисциплины и порядка в соответствии с установленным режимом.
§ Организует обязательное участие отряда во всех общелагерных культурно-массовых, спортивно-оздоровительных и трудовых мероприятиях.
§ Организует дежурство детей в жилых корпусах, столовой, на закрепленной за отрядом территории лагеря.
§ Следит за чистотой и порядком в комнатах. Организует влажную уборку помещений.
§ Несет персональную ответственность за организацию, жизнь и здоровье детей. В случае непредвиденных обстоятельств немедленно сообщает в ближайшее отделение милиции, и ставят в известность начальника лагеря.
§ В соответствии с общелагерным составляет отрядный план работы, согласованный со старшим вожатым, и отчитывается в его выполнении.
§ Участвует в организации и проведении общелагерных мероприятий в соответствии с указаниями старшего вожатого и начальника лагеря.
§ Несёт всю полноту юридической ответственности за жизнь, здоровье детей.
§ Во время работы кружков, спортивных секций, клубов по интересам ответственность за жизнь, здоровье и безопасность детей возлагается на руководителей мероприятий и других ответственных лиц.
§ Несёт материальную ответственность за сохранность мебели, помещений и оборудования жилых корпусов, а также иных посещаемых детьми объектов лагеря, переданного в пользование отряду постельного белья, игрового, спортивного и иного инвентаря.
§ Оставлять детей отряда без присмотра, в том числе в ночное время.
§ Самому или с детьми покидать территорию лагеря без разрешения начальника лагеря или старшего вожатого.
§ Допускать присутствие на территории лагеря посторонних лиц без разрешения начальника лагеря.
§ Употреблять спиртные напитки и находиться в нетрезвом состоянии на территории лагеря, курить в присутствии детей, а также допускать распитие алкоголя и курение со стороны детей.
§ Применять к детям методы воздействия, не соответствующие действующему законодательству РФ, международным конвенциям о правах ребенка, нормам педагогической этики (в том числе физические наказания, наказания, унижающие честь и достоинство ребенка, и др.)
§ Пропускать без уважительной причины планерки или иные установленные распоряжением администрации собрания педагогических работников.
§ Распоряжением начальника лагеря, старшего вожатого для педагогического состава могут быть введены обязанности и запреты, не предусмотренные данной инструкцией, если они не противоречат действующему законодательству РФ.
§ Нарушение или несоблюдение педагогическим составом настоящей инструкции, требований трудового распорядка и внутренней дисциплины лагеря влечет за собой налагаемые администрацией взыскания в соответствии с КЗОТ РФ, вплоть до увольнения с уведомлением администрации места постоянной работы или учебы нарушителя, а в установленных законом случаях – административную и уголовную ответственность.
§ Знакомится с проектами решений руководства лагеря, касающихся его деятельности.
§ Вносить на рассмотрение руководства предложения по улучшению деятельности лагеря и совершенствованию методов работы, по вопросам, находящимся в его компетенции; вносить предложения по устранению имеющихся в деятельности лагеря недостатков.
§ Запрашивать лично или по поручению руководства от специалистов учреждения информацию или документы, необходимые для выполнения его должностных обязанностей.
Кодекс вожатого(Произвольная форма)
§ Нести ответственность за детей
§ Решать детские конфликты
§ Знать, где находятся ВСЕ его дети в ЛЮБОЙ момент времени
§ Следить за гигиеной
§ ВСЕГДА быть в доступе
§ Соблюдать режим дня
§ Организовывать досуг детей
§ Находить общий язык с напарником
§ Знать об индивидуальных особенностях детей
§ Отвечать за здоровье детей
Вожатому категорически запрещено :
§ Курить, пить, ругаться матом, употреблять наркотики и т.д.
§ Ссориться с напарником ПРИ детях
§ Иметь ЛЮБЫЕ отношения ИНТИМНОГО характера с пионерами
§ Наказывать детей физически
§ Отпускать детей одних за территорию лагеря
§ Быть авторитетом для детей
§ Знать детей по именам
§ Подавать положительный пример
§ Знать межличностные отношения в отряде
§ Знать о семье, родителях ребенка
§ Следить за приемом пищи
§ Следить за своим здоровьем
§ Смывать косметику с девочек
§ Поощрять решение конфликтов вербально
§ Следить за интимными отношениями между детьми
§ Не давать невыполнимых обещаний
Вожатому не следует :
§ Спать у детей в палатах
§ Кричать на детей
§ Выделять любимчиков или отщепенцев
§ Нарушать покой детей во время сна
§ Клянчить у детей
§ Делить отряд на стареньких и новеньких
§ Излишне доверять детям
§ Показывать свои негативные эмоции
Основой деятельности лагеря является лагерная смена. В этом понятии заключен основной педагогический смысл лагерной жизни, можно даже сказать, что вся жизнедеятельность лагеря фокусируется в лагерной смене.
Приезжая в лагерь, дети приезжают на определенную смену. Детские впечатления от лагеря — это впечатления от конкретной смены, на которой был ребенок. Нередки случаи, когда дети, отдыхавшие в одном лагере, но в разных сменах, оценивали свое пребывание по-разному.
Смена - это очень точное название для периодов жизнедеятельности такой специфической педагогической системы, как детский лагерь, и такого специфического объединения, как временный детский коллектив. Почему? Потому что смена в лагере - это смена ребенком своего окружения, стиля жизнедеятельности, а порой и изменения себя. Для большинства взрослых смена - это тоже смена стиля жизни, смена привычных форм и методов работы (по своей сути, каждая смена должна отличаться от другой идеей, делами, оформлением и т. д.). Таким образом, смена в лагере — определенный период работы лагеря, в течение которого осуществляется полноценный оздоровительно-образовательный процесс и реализуется весь комплекс педагогических задач.
В структуре смены выделяют пять периодов . подготовительный, организационный, основной, заключительный и постлагерный. Кратко охарактеризуем каждый из периодов смены.
Во время подготовительного периода проходит эмоциональная «настройка» ребенка и взрослого на предстоящую смену. Это время, когда ребенок и педагог определяют для себя, чего они ждут от лагеря и смены. В современных условиях, когда нередко в лагерях проводятся тематические или специализированные смены, такая подготовка очень важна.
Это период, когда разрабатывается программа смены. Продолжительность подготовительного периода бывает разной: от пары дней до двух недель. На данном этапе моделируются содержание, основные формы и методы работы, система управления, логика развития смены.
Последнее дело подготовительного периода одновременно является и первой акцией организационного - заезд детей.
Организационный период. Это первые 3-4 дня смены - время адаптации. Период, когда идет интенсивный процесс знакомства ребенка с новым окружением, с предстоящей деятельностью. Главная задача педагога в организационный период - помочь ребенку раскрыться, показать свои лучшие качества. Отношения между детьми неустойчивые, нет еще общественного мнения, но уже закладываются нравственно-психологические основы существования данного детского объединения.
В этот период особенно важно найти верный тон, стиль взаимоотношения взрослых и детей. Для этого необходимо:
- создание условий для осознанного принятия детьми, подростками правил, норм, требований жизнедеятельности в лагере, на смене;
- проведение психолого-педагогической диагностики интересов, возможностей и способностей ребят;
- формирование основ самоуправления в детском объединении;
- реализация совместной разносторонней деятельности по определению перспектив жизнедеятельности детей и подростков в программе отряда и лагеря.
Взаимодействие отрядной программы с общелагерной можно условно представить следующей схемой:
- соблюдение общелагерных законов;
- участие отряда в делах лагеря;
- общение с другими отрядами, межотрядные дела;
- личное «неформальное» общение детей и т. д.
Что должно произойтив организационный период?
Как это сделать?
1. Знакомство ребят друг с другом,с вожатыми. Для этого необходимо: - включить детей в активную деятельность, предполагающую разностороннее общение; - создать доброжелательную атмосферу; - помочь запомнить имена, найти товарищей по интересам, увлечениям; - помочь проявиться в лучших качествах; - дать возможность попробовать себя в разных видах деятельности; - рассказать о себе самом, показать себя в деле; - проявить доверие к ребенку, показать его значимость, уважение к его личности.
Игры на знакомство, визитки с именами, коллективные творческие игры, совместная деятельность на общую пользу (дежурство в столовой), встреча гостей или тех ребят, которые приехали позже, «огонёк» знакомства, совместные дела на знакомство - творческие, музыкальные, конкурсные программы, дискуссионные формы - обсуждение общих проблем; индивидуальные беседы с детьми, диагностика интересов, работа с личными дневниками, «Черный ящик» (вопросы от детей), общее подведение итогов дня, обмен мнениями, вечер знакомства с представлением делегаций, с рассказом о своем крае, знакомство с другими отрядами и т.п.
2. Знакомство с окружающими людьми и с самим лагерем. Для этого необходимо: - познакомить с теми взрослыми, к кому ребенок может обратиться при возникновении трудностей, - с врачом, сестрой-хозяйкой, плотником, электриком, нянечкой, поварами; - познакомить с людьми, которые могут ответить на личные вопросы ребенка, дать полезную информацию (начальник, старшие вожатые, методист, психолог, библиотекарь, руководители кружков, учителя, вахтеры, вожатые других отрядов, кассир, зав. камерой хранения и др.); - познакомить с территорией, помочь научиться ориентироваться в лагере; - познакомить с условиями (в том числе бытовыми) и возможностями, которые есть в лагере для ребенка, дать информацию о том, как ими пользоваться; - познакомить с окружающей природой; обозначить «опасные» места лагеря.
Экскурсии, игровые формы («Разведка интересных дел», составление карты-схемы лагеря из природных материалов), вертушки знакомства, игры по станциям с маршрутными листами, встречи с интересными людьми, игры и дела на разных площадках, игра-путешествие. Проводить часть дел по возможности на природе, в разных местах лагеря. Детям можно давать небольшие поручения, готовить с ними сюрпризы для других людей, в уголке отряда вывесить карту местности (готовую или составленную ими), другую полезную информацию. Из дел может пройти вечер знакомства и пресс-конференция с администрацией, со службами лагеря, «Черный ящик», презентация клубов, кружков. Важно не только дать информацию, но и создать условия для ее самостоятельного получения.
3. Принятие общих норм и требований проживания и совместной деятельности. Для этого необходимо: - познакомить с требованиями и правилами, направленными на охрану жизни и здоровья детей; - познакомить с режимом дня, с санитарно-гигиеническими требованиями, с правилами их выполнения, сообщить о времени для личной гигиены в течение дня, научитьподдерживать уют; - познакомить с правилами пользования бытовыми помещениями, посещения столовой; - познакомить с законами и традициями лагеря, с правами и обязанностями детей и взрослых в лагере; - договориться о нормах поведения, поддерживать доброжелательную атмосферу, выработать собственные нормы, которые будут приняты каждым.
Оргсбор отряда, хозсбор, «огонек» знакомства, вечер легенд, экскурсии, дела о законах и традициях, принятие Декларации о законах жизни в лагере, инструктажи, индивидуальные беседы, информационный стенд, график дежурства, памятки дежурным; совместное обсуждение возникающих проблем, поиск выходов, решений; напоминания и контроль для выработки и поддержания гигиенических, бытовых навыков у детей; письмо-наказ предыдущей смены.
4. Формирование представлений о перспективах деятельности. Для этого необходимо: - предложить детям информацию о возможных вариантах деятельности в смене; - заинтересовать детей, включив в интенсивную деятельность, в планирование деятельности; - задать ситуацию выбора деятельности; - выявить собственные интересы и желания детей, помочь соотнести их с возможностями лагеря, смены.
Диагностика интересов и потребностей детей; разведка интересных дел, планирование; оргсбор; дискуссионные формы дел на темы, касающиеся выбора детей, возможностей смены, отношения к отдыху и т.п.; интенсивная разнообразная деятельность, встречи с интересными людьми.
ПЕРИОД- РОЛЬ ВОЖАТОГО