Руководства, Инструкции, Бланки

образец приказа о предрейсовом медосмотре водителей img-1

образец приказа о предрейсовом медосмотре водителей

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей образец - это выбор людей

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей образец Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей образец

Rating: 4 / 5 based on 206 votes.

Приказ о прохождении предрейсового медосмотра водителей образец Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе может быть расценено как предпринимательская деятельность. При наличии заявок на неисправность отдельных узлов и агрегатов водитель должен проверить наличие подписи мастера об их устранении. Расчет средней заработной платы, которая сохраняется за работником во время прохождения медицинского обследования, осуществляется в соответствии с Порядком исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением КМУ от 08. Иван КЛИМОВСКИХ, специалист по охране труда Вологда Остаточные явления — это и есть состояние опьянения, которое не позволяет водителю выполнять свои обязанности. Водитель на следующий день после установленного для его машины дня планового осмотра должен проверить в книге автомобиля наличие подписи мастера, подтверждающей, что автомобиль технически исправен, чист и годен к эксплуатации. Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая медицинский осмотр, указываются и в тексте договора. В договоре лучше отразить конкретные действия лица, проводящего осмотр: сбор анамнеза сведений о проверяемом водителе путем его расспроса ; определение артериального давления и пульса; определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе, если показания для этого будут выявлены медработниками.

Кроме того, для всех работодателей актуально наказание за допуск к управлению автомобилем нетрезвого водителя. По результатам прохождения послерейсового медицинского осмотра при вынесении заключения на путевых листах ставится штамп "прошел послерейсовый медицинский осмотр" и подпись медицинского работника, проводившего медицинский осмотр. Не могу сказать, почему в вашей поликлинике справка стоит 5000 рублей, может поликлиника как раз «необычная»? Предрейсовые осмотры положены не только водителям автомобилей, но и всем, кто управляет транспортными средствами. В этом случае медицинский работник обязан провести контроль трезвости водителя; воздействие лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание; болезненное или утомленное состояние. Ведь права то действительны еще и новые мне выдадут до того же срока, что и старые. Такие водители тоже должны проходить обязательные медосмотры. Водительский опыт уже в расчет не идет, хотя это весьма важный аспект на дорогах — опыт вождения. Результаты проведённого предрейсового осмотра в обязательном порядке заносятся в журнал. Обязанностью работодателя является исключительно организация и финансирование медосмотров отдельных категорий работников, остальное — его право. Результаты медосмотра заносят в журнал учета предрейсовых медосмотров водителей. Или требования будут другие? Все результаты предрейсового осмотра должны быть зафиксированы в журнале осмотров. Зачем нужен официальный бланк медицинской справки?

Утверждено Положение о медосмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств | ООО «Планета-информ»

Алла ПОРЫВАЕВА, инспектор отдела кадров Красноуфимск Да, вашему водителю нужен предрейсовый медосмотр. Согласно постановлению КМУ от 27. Кроме того, обладателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле больница. но и любая другая организация. Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов. В случае ситуаций, когда осмотр был начат, но не закончен, желательно уложиться в определенные сроки действия осмотров и взятых анализов. Предрейсовые осмотры положены не только водителям автомобилей, но и всем, кто управляет транспортными средствами.

Предрейсовый медицинский осмотр проводится перед началом рабочей смены водителей. Обязанностью работодателя является исключительно организация и финансирование медосмотров отдельных категорий работников, остальное — его право. Поскольку это обязательный медицинский осмотр, предусмотренный законодательством, то у предприятия есть все основания учесть расходы на него при определении объекта обложения налогом на прибыль. Как организовать медосмотры до и после смены Существует два способа организации медосмотров: силами работодателя и силами сторонней организации. Чтобы провести медосмотр, необходимо принять в штат медработника. Форма журнала учета предрейсовых осмотров водителей и предсменных осмотров рабочих утверждена Приказом Минздрава СССР от 29. Сроки прохождения внутренней ускоренной почты EMS из г. При этом он выдает водителю справку, где указывает час освобождения от работы и краткие данные о характере заболевания или травмы, о температуре тела и т. В Законе уточнено, что предрейсовые медосмотры проводятся всем, кто работает в качестве водителя. В графах 1-6 прописывается фактическая информация о кандидате и медучреждении. Категорически запрещено подвозить каких-либо пассажиров или перевозить грузы по собственному усмотрению.

Порядок организации медосмотров работников предприятия Согласно ст.

Видео

Другие статьи

Образец приказа о предрейсовом медосмотре водителей - только у нас

Образец приказа о предрейсовом медосмотре водителей - добавлено 16 комментария(ев).

Согласно путевой лист должен содержать: - наименование и номер путевого листа; - сведения о сроке действия путевого листа; - сведения о собственнике владельце транспортного средства; - сведения о транспортном средстве; - сведения о водителе. Методических рекомендаций предусматривает, что "Предрейсовые медицинские осмотры проводятся только медицинским персоналом, имеющим соответствующий сертификат, а медицинское учреждение - лицензию" Какие сертификаты при этом имеются в виду, просто сертификат специалиста например "Лечебное дело"; и т. По договору оказания услуг по медосмотру заказчик оплачивает непосредственно оказанные услуги, а исполнитель отвечает за качество проведения медицинских осмотров. Об этом сказано в Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных. Организовать повышение квалификации специалистов по вопросам организации проведения предрейсовых медицинских осмотров. Внимание: если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя. Водительская комиссия 500 руб. В соответствии с п. Организации, осуществляющие деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны, организовывать и проводить обязательные медицинские осмотры водителей.

В свою очередь, медицинская деятельность, как было указано выше, подлежит лицензированию. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с Договором и законодательством России. Предрейсовый медицинский осмотр включает проведение медицинским персоналом следующих мероприятий: - сбор анамнеза; - определение артериального давления и пульса у водителей; - определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов; - при наличии показаний проведение любые других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе водителя. Медицинские осмотры бывают следующих типов: предварительные при поступлении на работу ; периодические; предсменные или предрейсовые медицинские осмотры например, водителей ; внеочередные в соответствии с мед. Предрейсовые и послерейсовые медосмотры, если организация не оказывает транспортных услуг Спецоценка условий труда Консультация эксперта Журнал «Главбух» 30 мая 2014 1162 просмотра Тема: 1. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд". При выезде автомобиля и после его возвращения в гараж путевой лист должен заверить механик или сотрудник, отвечающий за эксплуатацию автотранспорта, своей подписью с указанием Ф. Целью предрейсовых медицинских осмотров водителей является2.

Давно хочешь узнать про Образец приказа о предрейсовом медосмотре водителей - добавлено 8 комментария(ев).

Договор на предрейсовый медицинский осмотр. Таким образом, из буквального толкования приведенных норм следует, что предрейсовые осмотры могут проводиться либо силами собственных медицинских работников организации, эксплуатирующей транспортные средства, принятых по трудовому договору, при условии наличия у них соответствующего образования и сертификата специалиста, либо медицинской организацией учреждением здравоохранения на основании заключенного с ней гражданско-правового договора. Сегодня мне привели человека и сказали заключать с ним как с гражданином договор на оказание услуг по проведению предрейсового медосмотра. Журнал А4 формат, разворот книжный + обложка. Это: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике владельце транспортного средства; сведения о транспорте; сведения о водителе. Аналогичной позиции придерживаются в своих решениях и судьи см. Таким образом, в путевом листе сотрудника, осуществляющего функции водителя, отметка в путевом листе о предрейсовом осмотре обязательна. Для этого используйте путевые листы.

Отказаться от исполнения Договора при условии полного возмещения убытков в порядке, предусмотренным п. Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Такой порядок заполнения путевых листов предусмотрен приказа Минтранса России от 18 сентября 2008 г. Помните об ответственности, предусмотренной ст. Для водителей, больных гипертонической болезнью, медицинским персоналом определяется индивидуальная норма артериального давления по результатам замеров не менее чем десяти предрейсовых медицинских осмотров. Главная Формы бланков, журналов Журналы ЖУРНАЛ предрейсового медицинского осмотра водителей. Согласно путевой лист должен содержать: - наименование и номер путевого листа; - сведения о сроке действия путевого листа; - сведения о собственнике владельце транспортного средства; - сведения о транспортном средстве; - сведения о водителе.

Лицензии у нее нет, только все те документы которые вы перечислили. Если к вам с проверкой придут из Росздравнадзора и увидят, что записи в путевых листах сделал не квалифицированный врач, а кто-то другой, компанию могут обвинить в нарушении порядка медосмотра водителя. Водительская комиссия 500 руб. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции: Организация может проводить предрейсовые медицинские осмотры силами медицинского работника, принятого по трудовому договору и имеющего необходимое образование и сертификат специалиста. Обучение медицинским предрейсовым осмотрам водителей.

Учет предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Учет предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей

Как отразить в учете автотранспортной организации расходы на проведение обязательных предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей, состоящих в штате данной организации?

Организацией заключен договор с медицинской организацией, имеющей соответствующую лицензию, на оказание медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей. Стоимость оказанных медицинских услуг за текущий месяц составила 50 000 руб. (НДС не облагается). Факт оказания услуг подтверждается подписанием акта приемки-сдачи оказанных услуг. Оплата услуг, согласно договору, производится в месяце, следующем за месяцем оказания услуг.

Для целей налогового учета доходов и расходов организация применяет метод начисления.

Трудовые отношения

Работодатель обязан в рамках проведения мероприятий по обеспечению безопасных условий и охраны труда за счет собственных средств организовать проведение обязательных предрейсовых (в начале рабочего дня (смены)) и послерейсовых (в конце рабочего дня (смены)) медицинских осмотров водителей в соответствии с требованиями Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения " (далее - Закон N 196-ФЗ) и Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ). Время прохождения указанных медицинских осмотров включается в рабочее время. Это следует из совокупности норм ч. 3, 8 ст. 213 Трудового кодекса РФ. п. 1 ст. 20, абз. 3, 4 п. 3, п. 5 ст. 23 Закона N 196-ФЗ. п. п. 2, 7, 9 Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров, утвержденного Приказом Минздрава России от 15.12.2014 N 835н (далее - Порядок п роведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров).

Заметим, что медицинские предрейсовые (послерейсовые) осмотры включены в Перечень работ (услуг), составляющих медицинскую деятельность. приведенный в Приложении к Положению о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденному Постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 N 291.

Проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров может быть организовано путем заключения договора на оказание соответствующих медицинских услуг с организацией, осуществляющей медицинскую деятельность (при наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности) (п. 8 Порядка проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров, п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности ").

Подробную информацию о порядке проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей см. в Путеводителе по кадровым вопросам.

Бухгалтерский учет

Затраты автотранспортной организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей признаются расходами по обычным видам деятельности ежемесячно на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 5, 7, 16 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99. утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Указанные расходы признаются в размере кредиторской задолженности, определяемой исходя из договорной стоимости услуг, оказанных медицинской организацией (п. п. 6, 6.1 ПБУ 10/99).

Бухгалтерские записи по рассматриваемым операциям производятся в порядке, установленном Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций. утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, и приведены ниже в таблице проводок.

Налог на прибыль организаций

Как отмечено выше, проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров работников, занятых на работах, связанных с движением транспорта, относится к мероприятиям по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Для целей налогообложения прибыли затраты организации на проведение медосмотров водителей, в соответствии с требованиями законодательства, учитываются в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, на основании пп. 7 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса РФ.

Дополнительную информацию об учете расходов на проведение медосмотров работников, которые, согласно законодательству, являются обязательными, см. в Практическом пособии по налогу на прибыль.

Напомним, что по общему правилу расходы для целей налогообложения прибыли признаются при условии соответствия их критериям, установленным п. 1 ст. 252 НК РФ. т.е. они должны быть экономически обоснованны и документально подтверждены. В данной консультации исходим из предположения, что расходы соответствуют указанным критериям.

При применении метода начисления расходы на проведение медосмотров водителей признаются на дату оказания услуг (дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг) независимо от факта оплаты (абз. 1 п. 1, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ ).

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Согласно п. 1 ст. 210 НК РФ при определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со ст. 212 НК РФ.

К доходам, полученным в натуральной форме, в частности, относится оплата (полностью или частично) за него организациями или индивидуальными предпринимателями товаров (работ, услуг) или имущественных прав, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в интересах налогоплательщика (пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ ).

В соответствии с п. 1 ст. 41 НК РФ доход определяется как экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая для физических лиц в соответствии с гл. 23 НК РФ.

Оплата работодателем медицинских услуг по проведению медицинских осмотров работников не может быть признана их экономической выгодой (доходом), в том числе полученной в натуральной форме, поскольку указанные услуги необходимы для обеспечения деятельности организации и проведение медицинских осмотров обусловлено требованиями ст. ст. 212. 213 ТК РФ. Такой подход соответствует официальной позиции, выраженной Минфином России (см. например, Письмо от 08.09.2014 N 03-03-06/1/44840), и поддерживается арбитражной практикой. Подборка писем Минфина России и судебных актов приведена в Энциклопедии спорных ситуаций по НДФЛ и взносам во внебюджетные фонды.

Таким образом, суммы оплаты организацией предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей в данном случае не подлежат налогообложению НДФЛ.

Страховые взносы

В общем случае выплаты и вознаграждения, начисляемые организациями в пользу застрахованных физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, признаются объектом обложения страховыми взносами (ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования ", п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний ").

Затраты организации на проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей транспортных средств являются расходами, необходимыми для осуществления ее производственной деятельности. Указанные расходы предусмотрены законодательством и не зависят от положений трудовых или гражданско-правовых договоров, заключенных с работниками.

Следовательно, суммы, перечисленные организацией медицинскому учреждению за проведение медосмотров водителей, не признаются выплатами в пользу указанных работников по трудовому или гражданско-правовому договору, и, соответственно, указанные расходы объектом обложения страховыми взносами в государственные внебюджетные фонды не являются.

В соответствии с разъяснениями Минфина России (Письмо от 14.10.2015 N 03-07-07/58775) медицинские услуги по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров освобождаются от налогообложения НДС на основании пп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ. Данное освобождение применяется при наличии у организации, оказывающей данные услуги, соответствующей лицензии на ведение медицинской деятельности (п. 6 ст. 149 НК РФ).

Имеются судебные акты, согласно которым применение освобождения от обложения НДС медицинских услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медосмотров является правомерным. Подборку судебных актов по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Для этого выделите ошибку и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter». Мы узнаем о неточности и исправим её.

Приказ о предрейсовом медосмотре водителей образец - Разное в сети

Приказ об утверждении положения о проведении обязательных

Проведение предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых мед осмотров осуществляется за счет средств работодателя 8. В согласовании с поправками, внесенными в федеральное законодательство в марте 2014 года. Эту функцию имеют право проводить только лицами либо лицом, имеющим соответственное образование и прошедшим аттестацию. Рг наша родина 24 приняты новые правила медосмотра водителей.Приказ минздрава рф от n 835н об утверждении.

Положение о проведении неотклонимых мед осмотров водителей и служащих. Выше мы отметлибо, что не считая приказа 835н сохраняет юридическую силу также и письмо минздрава рф от 21.

Предрейсового медицинского осмотра водителей - водители

N 323-фз об основах здоровья людей в русской федерации (собрание законодательства русской федерации, 2011, n 48, ст. При этом в путной лист будет ставиться штамп о прохождении медосмотра, который совместно с подписью доктора будет подтверждать, что шофер готов к работе. Нормативные акты предрейсовые медосмотры. Приказ о предназначении сотрудника, ответственного за.

Об организации работы водителей служебного автомобильного

При этом расходы на проведение мед осмотров будут возложены конкретно на работодателя. Лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана. О результатах проведенных предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых мед осмотров мед работник докладывает работодателю (уполномоченному представителю работодателя). реальный порядок определяет правила проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых мед осмотров. Люди понимающие, помогите оформить приказ. Пункт 4 части 2 статьи 46 федерального закона от г. Предрейсовый медосмотр водителя - в течение всего срока работы, перед выездом.Рекомендуется для предрейсовых осмотров водителей транспортных средств.

Как организовать медосмотры водителей

Как организовать медосмотры водителей
  • Авдеева Инна | начальник юридического отдела ОАО «Автовокзалы Удмуртии»

Организации, которые так или иначе эксплуатируют транспортные средства, обязаны проводить медицинские осмотры водителей. Причем, как показывает практика, делать это должны не только транспортные компании, но и фирмы, у которых есть хотя бы один автомобиль. Несоблюдение данной обязанности может грозить довольно серьезными штрафами. Между тем организовать прохождение водителями медосмотров не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Узнаем, что для этого необходимо.

В опросы регулирования труда водителей актуальны для многих компаний. Тем более что законодательных требований и ограничений в этой сфере достаточно, а соблюдать их, особенно небольшим фирмам, удается не всегда. Причиной может быть как нежелание нести дополнительные расходы, так и просто незнание отдельных вопросов. Но в связи с участившимися в последнее время случаями дорожно-транспортных происшествий, которые вызвали волну законодательных инициатив по ужесточению ответственности за нарушения правил дорожного движения, следует ожидать и усиление контроля исполнения уже существующих требований транспортной безопасности. Одним из основных мероприятий, призванных не допустить к управлению автомобилями потенциальных нарушителей, являются предрейсовые медицинские осмотры водителей. И руководителям любых предприятий, использующих труд наемных водителей, следует соблюдать все требования к проведению таких осмотров.

Кто обязан проводить

Обязанность по проведению предрейсовых медицинских осмотров установлена Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». Согласно п. 1 ст. 20 этого документа компании, осуществляющие на территории России деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать и проводить предрейсовые медицинские осмотры водителей. Причем делать это должны медицинские работники.

Если компании занимаются перевозкой пассажиров или багажа по договору с третьими лицами (не для собственных нужд), то контроль должен быть не только предрейсовый, но и послерейсовый (п. 4 ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»).

Иногда организации, для которых перевозка не является видом коммерческой деятельности и которые используют автотранспорт только для передвижения своих сотрудников, пытаются доказать, что предрейсовые медосмотры они проводить не обязаны. Однако действующая судебная практика подтверждает необходимость таких осмотров для любых организаций, эксплуатирующих автотранспорт (см. например, постановление ФАС Поволжского округа от 15.01.2010 по делу № А72-4961/2009, ФАС Уральского округа от 28.12.2011 № Ф09-8630/11).

В то же время существуют и противоположные решения, хотя и принятые в более ранний период. Например, ФАС Центрального округа в постановлении от 23.11.2009 по делу № А36-706/2009 указал, что действие ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» распространяется только на организации и водителей-предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов.

Возможно, наличие такой позиции судей поможет компании отстоять свои интересы, если она по каким-либо причинам не проводила предрейсовых осмотров. Однако руководствоваться данным решением и, основываясь на нем, не проводить осмотры вообще все же не стоит. Ведь их цель – определение противопоказаний к управлению автомобилем по состоянию здоровья, а также предупреждение дорожно-транспортных происшествий (ст. 1 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Именно поэтому проводить осмотры необходимо всем, раз уж законодатель прямо не указал, что такая обязанность возлагается только на транспортные предприятия.

Кроме того, следует учитывать и требования ч. 3 ст. 213 ТК РФ, которая указывает, что выполнение работодателем требований нормативных актов о проведении обязательных медицинских осмотров отдельных категорий работников в течение рабочего дня является обязательным.

Кому поручается проверка

Согласно п. 1.4 Типового положения об организации предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 2 к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств») проводить такие осмотры могут медицинские работники, имеющие соответствующий сертификат; медицинское учреждение должно иметь лицензию. Исходя из этого у предприятия есть три варианта организации предрейсовых осмотров водителей.

Свой человек

Осмотр может проводить медик, состоящий в трудовых отношениях с предприятием. В наличии у него должен быть сертификат с неистекшим сроком действия, подтверждающий прохождение обучения по Программе подготовки медицинского персонала по вопросам проведения предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств (приложение № 8 к приказу Минздрава России от 14.07.2003 № 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения»). Такое обучение проводят региональные наркологические диспансеры (больницы). Лицензия медработнику, состоящему в штате компании и обслуживающему только ее работников, не нужна (см. например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2009 № Ф04-1311/2009(1741-А45-43).

А вот оформлять медика, имеющего сертификат, по гражданско-правовому договору (например, подряда) организации не следует. Дело в том, что выполнение такой работы на систематической основе можно будет квалифицировать как предпринимательскую деятельность, следовательно, ее осуществление без лицензии будет являться незаконным, а значит, под вопросом окажется и законность самих проводимых медосмотров.

Привлеченная организация

Компания может заключить договор на оказание услуг по проведению медицинских осмотров со специализированной организацией. Обратите внимание, что проведение предрейсовых и послерейсовых медосмотров является лицензируемым видом деятельности (п. 46 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»; приложение к постановлению Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»).

В лицензии у медицинского учреждения должно быть указано именно на наличие права проведения медицинских осмотров (предрейсовых, послерейсовых). Это важно, поскольку лицензируются и иные виды медосмотров, близких по смыслу, но не относящихся непосредственно к предрейсовым. Например, отдельные лицензии могут выдаваться на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров либо работы по медицинскому освидетельствованию на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством.

Кроме того, держателем лицензии может быть не только медицинское учреждение в общепринятом смысле (больница), но и любая иная организация. При этом предрейсовые медицинские осмотры могут быть для них единственным медицинским видом деятельности.

Реквизиты и номер лицензии, на основании которой действует организация, проводящая осмотр, желательно указать в тексте договора. В любом случае копия лицензии должна быть предоставлена организации – заказчику услуг по медосмотру.

Также в договоре важно отразить обязательность следующих действий проверяющего:

  • сбор анамнеза (сведений о проверяемом водителе путем его расспроса);
  • определение артериального давления и пульса;
  • определение наличия алкоголя и других психотропных веществ в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах одним из официально признанных методов;
  • при наличии показаний – проведение любых других разрешенных медицинских исследований, необходимых для решения вопроса о допуске к работе.

Кроме того, следует закрепить обстоятельства, при обнаружении которых водители не допускаются к управлению транспортным средством. К ним относятся:

  • выявление признаков временной нетрудоспособности;
  • положительная проба на алкоголь, на другие психотропные вещества и наркотики в выдыхаемом воздухе или биологических субстратах;
  • выявление признаков воздействия наркотических веществ;
  • выявление признаков воздействия лекарственных или иных веществ, отрицательно влияющих на работоспособность водителя.

Важно также прописать обязанность лица, проводящего проверку, незамедлительно сообщать заказчику по договору о случаях и причинах отстранения водителя.

Лицензия для себя

Организация может самостоятельно получить лицензию на проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Такая лицензия позволит не только эффективно контролировать сотрудников своими силами, но и сэкономить на договорах со сторонними организациями.

Конечно, более целесообразно получение таких лицензий крупными автотранспортными предприятиями. Ведь им в любом случае приходится оплачивать труд медика в течение полного рабочего дня и строго соблюдать требования по оснащению медицинского кабинета ввиду большего риска проведения проверок. А значит, затрачивая примерно одинаковые ресурсы, можно получить и выгоду от сторонних клиентов.

Требования к соискателю лицензии изложены в п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»), утвержденного постановлением Правительства РФ от 16.04.2012 № 291.

Порядок проведения осмотров

Медицинские осмотры должны проводиться в специально оборудованном и оснащенном для этих целей медицинском кабинете. Требования к нему установлены Методическими рекомендациями об организации проведения предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств (приведены в письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32, далее – Методические рекомендации).

Водитель должен явиться для прохождения осмотра с оформленным на текущий день путевым листом. Если в ходе осмотра медик не выявит противопоказаний для допуска водителя к работе, то по окончании осмотра он поставит соответствующий штамп в путевом листе. Именно эта отметка и будет являться единственным доказательством прохождения медосмотра, если водителя остановят для проведения соответствующей проверки сотрудники ГИБДД. В штампе должны быть указаны дата и точное время прохождения медицинского осмотра, фамилия, инициалы и подпись медицинского работника, проводившего обследование (п. 16 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов (утв. приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152)).

Осмотр начинается с опроса водителя. Медик выясняет его субъективное самочувствие, наличие или отсутствие жалоб на состояние здоровья. Также он обязан внимательно ознакомиться с состоянием кожных покровов водителя, обращая внимание на наличие расчесов, ссадин, следов от инъекций, бледность или покраснение кожи. Особую значимость при осмотре имеет состояние зрачков (сужены или расширены) и их реакция на свет как показатель возможного опьянения. Артериальное давление и частота сердечных сокращений измеряются в любом случае, температура тела – при наличии объективных показаний.

Если выявлены признаки опьянения, то должен быть оформлен протокол контроля трезвости установленной формы (приложение 3 к Методическим рекомендациям) в двух экземплярах. Один экземпляр остается у медработника, второй выдается руководителю организации, в которой работает водитель.

Общий примерный перечень случаев для отстранения приведен в уже упомянутом письме Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32 «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств».

Кроме того, п. 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) устанавливает запрет на допуск к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения.

Время проведения медицинского осмотра перед выездом на линию относится к рабочему времени водителя (п. 15 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утв. приказом Минтранса России от 20.08.2004 № 15). Значит, оно должно оплачиваться в рамках существующей системы оплаты его труда. Чтобы избежать споров о времени прохождения медосмотра, подлежащего оплате, в локальных актах компании желательно закрепить его нормативную продолжительность на одного человека. Она и будет служить основанием для расчета.

Отстранение

Действия медика при отстранении водителя от работы будут отличаться в зависимости от того, по какому из двух оснований ему нельзя садиться за руль.

Если отстранение связано с общим неудовлетворительным состоянием здоровья, а не воздействием алкогольных либо наркотических средств, водителю выдается справка за подписью медика, проводившего осмотр. В ней указывается точное время отстранения от работы, общие сведения о выявленных признаках недомогания. В дневное время водитель направляется к дежурному врачу в поликлинику, который принимает окончательное решение о предоставлении больничного.

Если же отстранение обусловлено признаками алкогольного либо наркотического опьянения, то медик в зависимости от ситуации может:

  • самостоятельно составить акт о нахождении работника на рабочем месте в нетрезвом состоянии, если состояние опьянения определенно подтверждено проведенными исследованиями и не вызывает сомнений;
  • направить работника в медицинское учреждение для проведения врачебного медицинского освидетельствования и установления факта употребления алкоголя или других психоактивных веществ с приложением протокола контроля трезвости, когда по результатам сделанных анализов с уверенностью диагностировать состояние опьянения невозможно. Если такое освидетельствование зафиксирует отсутствие признаков опьянения, несмотря на то, что они были выявлены при предрейсовом осмотре, работник должен быть допущен к работе.

Какими бы курьезными и подозрительными для работодателя ни казались утверждения водителя, что он не пил, а принимал лекарства, освежал дыхание мятными пастилками и т.п. не стоит сразу подозревать его во лжи. В качестве примера можно привести случай, когда алкотестер при предрейсовом осмотре водителя показал наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе. Водитель при этом настаивал, что такой эффект дают его леденцы от кашля. Работника направили на освидетельствование в наркологический диспансер, и проведенное буквально через час исследование показало, что признаков опьянения не обнаружено. Для чистоты эксперимента предприятие на следующий день вновь обследовало этого водителя, предварительно попросив его не употреблять подозрительных леденцов. Первый анализ был отрицательным, затем работник при медике съел леденец – и через 10 минут алкотестер показал 0,3 промилле. А вот результаты проверки еще одного работника, которому был вручен точно такой же леденец, оказались отрицательными.

Последствия для работника

Недопуск к управлению автомобилем работника, находящегося в состоянии опьянения, оформляется работодателем как отстранение от работы согласно ст. 76 ТК РФ. Заработная плата за период такого отстранения работнику не начисляется (ч. 3 ст. 76 ТК РФ).

Несмотря на то, что ст. 76 ТК РФ не предусматривает обязательного письменного оформления факта недопуска, целесообразно все же зафиксировать его с указанием причин отстранения. Сделать это может руководитель организации либо непосредственный начальник провинившегося, если внутренними документами ему предоставлены такие полномочия. Кроме того, непосредственному руководителю следует служебной запиской (либо иным применяемым в организации внутренним документом) поставить в известность директора фирмы с предложением по привлечению работника к ответственности. Отстранение от работы оформляется приказом или распоряжением. Фиксация всех этих действий позволит в дальнейшем четко определить момент, с которого начинает отсчитываться срок для применения дисциплинарного взыскания.

За появление на рабочем месте в состоянии опьянения к работнику может быть применена дисциплинарная ответственность, вплоть до увольнения на основании подп. «б» п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.

Даже если опьянение работника зафиксировано медиком в протоколе контроля трезвости, при применении дисциплинарной ответственности получение его объяснений является обязательным. Если он от них откажется, следует составить соответствующий акт.

Вместе с тем чтобы избежать в дальнейшем споров о способности работника привести объективные аргументы, которые могли бы объяснить его поведение и смягчить ответственность, запрос пояснений правильнее будет сделать на следующий день, когда работник, скорее всего, вернется в нормальное состояние.

Если причиной недопуска к управлению транспортным средством послужило не злоупотребление алкогольными напитками, а общее состояние здоровья, то правила ст. 76 ТК РФ применяться не будут. Данная статья относится только к случаям отстранения по указанным в ней причинам, среди которых отсутствует физическое недомогание. Работник, не допущенный к работе медиком по причинам, не связанным с опьянением, и направленный в больницу, может получить больничный лист, который будет оплачен.

Если же обстоятельства, послужившие для недопуска водителя к работе, не подтвердились при посещении врача и работник вернулся для продолжения работы, то ситуацию возможно рассматривать как простой по не зависящим от сотрудника и работодателя причинам (оформляется приказом или распоряжением). Время недопуска в этом случае будет оплачиваться исходя из требований ч. 2 ст. 157 ТК РФ – не менее 2/3 его тарифной ставки (оклада).

Ответственность

Когда перевозка пассажиров или грузов не является для компании основным видом деятельности, к ответственности за нарушение порядка проведения предрейсовых осмотров она может быть привлечена на основании ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение законодательства о труде и об охране труда». Дело в том, что проведение таких осмотров относится к обязанностям работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда согласно ст. 212, ч. 3 ст. 213 ТК РФ. Сумма штрафа для компании может достигнуть 50 000 руб. для должностного лица – 5000 руб.

Если же требование о проведении медицинских осмотров водителей не будут соблюдать профессиональные перевозчики, они могут быть привлечены еще и к ответственности по ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ. Сумма штрафа для должностных лиц, ответственных за выпуск водителей на линию, составит 5000 руб. для юридического лица – 30 000 руб.

При обнаружении нарушения у компании, осуществляющей деятельность по перевозке на основании специальной лицензии, ответственность наступит по ч. 3 ст. 14.1 КоАП: от 3000 до 4000 руб. для должностных лиц и от 30 000 до 40 000 руб. для компаний.

Если к управлению транспортным средством все же будет допущен нетрезвый водитель, то для лица, допустившего нарушение, ответственность может наступить по ст. 12.32 КоАП РФ. Штраф составит 20 000 руб. для должностных лиц и предпринимателей и до 100 000 руб. – для юридических лиц.

Не следует полагать, что нарушение может быть выявлено только непосредственно инспектором ГИБДД на дороге. Любые предприятия, эксплуатирующие автотранспорт, могут быть проверены представителями Управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта соответствующего субъекта РФ (п. 5.1.8, 6.1 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (утв. постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398)). Ими также могут быть установлены факты непроведения медосмотров за какой-либо период. Кроме того, проверку соблюдения законодательства о труде может провести и трудовая инспекция (ст. 353 ТК РФ).