Руководства, Инструкции, Бланки

как составить родословную семьи образец по генетике img-1

как составить родословную семьи образец по генетике

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Методическая разработка по биологии (11 класс) по теме: Урок-практикум по генетике - quot; Составление родословной - quot

Методическая разработка по биологии (11 класс) по теме:
Урок-практикум по генетике "Составление родословной"

есть первый признак

дикости и безнравственности»

Тема урока: Генетика – наука о наследственности
Составление родословной А. С. Пушкина.

  1. обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, ознакомление учащихся с генеалогическим методом изучения родословных;
  2. развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей;
  3. воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

1) провести исследование родословной А.С.Пушкина;

2) научить учащихся пользоваться генеалогической символикой;

3) составление родословной своей семьи.

а) условные обозначения для составления родословной;

б) родословная семьи Пушкиных;

в) мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока «Методы генетики», дополнительная литература

Мы не случайно начинаем наш урок с музыки И.С. Баха. Почти 300 лет музыка восхищает человечество. В семье Бахов в семи поколениях было не менее 53 выдающихся музыкантов и композиторов.

Людей всегда волновали вопросы, связанные с наследственностью и наследованием выдающихся способностей.

- Почему у гениального человека дети далеко не гениальны?

- Почему одни люди рождаются талантливыми, другие едва осваивают школьную программу?

- Отчего зависит наследственность человека?

- Почему среди 5 миллиардов жителей нашей планеты нет совершенно одинаковых людей?

- Чем обусловлен наследственные болезни человека?

- На эти вопросы мы попытаемся ответить сегодня.

Если основным методом экспериментальной генетики. которую применяли Мендель и Морган является - гибридизация, то к человеку этот метод не применим.

1.Поздняя половая зрелость.

2.Медленная смена поколении.

3.Сложный хромосомный набор.

4.Потомство не многочисленно.

“Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь,

Не мышонка, не лягушку,

А неведому зверюшку…”

Эти строки из известной сказки А.С. Пушкина адресованы царю Салтану. Такому небывалому известию мог поверить только абсолютно невежественный в биологии человек. В действительности женщина всегда рождает человеческого младенца, мыши производят на свет мышат, а из икры лягушки развиваются лягушата.

Обратите внимание на тему сегодняшнего урока и вспомните:

Чем занимается генетика?

Для того, чтобы приступить к нашим заданиям – нам необходимо повторить пройденный материал.

«Разминка для ума» поможет выявить уровень усвоения генетических понятий. Участвует весь класс. За каждый правильный ответ - 1 бал, а ученик, давший правильный ответ получает поощрительный жетон. Таким образом, в конце урока мы выявим количество полученных баллов.

  • Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.
  • Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака.
  • Гомологичные хромосомы – одинаковые по строению и составу; парные хромосомы.
  • Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген.
  • Аллель – одно из возможных структурных состояний гена.
  • Аллельные гены – гены, расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака.
  • Признак (фен) – любая особенность организма (цвет глаз, длина ресниц, способность складывать язык в трубочку и др.).
  • Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша).
  • Признак (как и аллель гена) по своему проявлению может быть либо доминантным, либо рецессивным:
  • Доминантный признак – преобладающий, подавляющий проявление рецессивного.
  • Рецессивный признак – подавляемый.
  • Фенотип – совокупность всех признаков организма.
  • Генотип – совокупность всех генов организма. Генотип всегда содержит парное число генов. Удобнее считать, что любой изучаемый организм получен в результате полового размножения, т.е. развивается из зиготы.
  • Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, содержащая диплоидный набор хромосом, т.е. парное число генов. Так как ее гомологичные хромосомы могут содержать как одинаковые, так и разные аллели гена, различают несколько видов зигот, а, следовательно, и организмов. Говорят о том, что в зиготе закладываются разные генотипы.

Различают следующие варианты генотипов:

  • Гомозигота – зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена. Различают два вида гомозигот: гомозигота по доминантному признаку (АА) и гомозигота по рецессивному признаку (аа). /Следовательно, гомозиготный организм – организм, гомологичные хромосомы которого содержат одинаковые аллели данного гена./
  • Гетерозигота – зигота, содержащая разные аллели данного гена (Аа). / Гетерозиготный организм – организм, гомологичные хромосомы которого содержат разные аллели данного гена./
  • Доминирование – форма взаимодействия между разными (доминантным и рецессивным) аллелями гена.
  • Доминирование может быть полным. при котором доминантный аллель полностью подавляет действие рецессивного, и
  • неполным. при котором гетерозиготные особи обладают промежуточным проявлением признака.
  • Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Потомки от такого скрещивания именуются гибридами. Подобное скрещивание может быть моногобридным ( моно- – один), дигибридным ( ди- – два), полигибридным ( поли- – много).
  • Правило единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя): гибриды первого поколения (F 1 ), полученные при скрещивании гомозиготных особей, однообразны по генотипу и фенотипу и обладают доминантным признаком.
  • Закон расщепления (второй закон Менделя): в потомстве (F 2 ), полученном при скрещивании гибридов первого поколения (F 1 ), наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 к 1. 75% гибридов второго поколения обладают доминантными и 25% - рецессивными признаками .
  • Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков): каждая пара признаков наследуется независимо от другой, результаты расщепления по каждой паре альтернативных признаков происходит в соотношении 3:1 (примем во внимание, что (3:1) 2 = 9:3:3:1).

Все же, несмотря на все эти трудности, генетика человека усиленно развивается. Для изучения наследственности человека разработаны специальные методы, которые не нарушают здоровье и естественных прав человека:

  • цитогенетический метод
  • близнецовый метод
  • биохимический метод
  • популяционно –генетический метод
  • генеалогический метод

Генеалогический метод – это изучение наследственных признаков человека по родословным.

Русский философ П.А.Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой:

«История рода должна

Он призывал к активному познанию своего рода, утверждал, что перед каждым родом стоит «заданная» ему историческая задача, которую он «призван решать».

  1. Когда-то свою генеалогию знали только аристократические семьи. Позже их родословные очень пригодились науке – помогли установить закономерности наследования многих заболеваний.
  2. История сохранила для нас несколько родословных хорошо известных людей. Среди них – А.С.Пушкин. Поэт своими предками гордился и не раз в публицистических статьях и в стихотворениях упоминал их.

Стихотворение «Моя родословная»

Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

Внешность А.С. Пушкина была довольно своеобразной. Вот как он сам о себе писал.

…Вы просите у меня мой портрет,

Но написанный с натуры;

Мой милый, он быстро будет готов,

Хотя и в миниатюре.

Мой рост с ростом самых долговязых

Не может ровняться;

У меня свежий цвет лица, русые волосы

И кудрявая голова.

По всему этому, мой милый друг,

Меня можно узнать.

Да, таким, как Бог меня создал,

Я и хочу всегда казаться.

Сущий бес в проказах,

Сущая обезьяна лицом,

Много, слишком много ветрености –

Да, таков Пушкин…

При анализе родословных следует учитывать ряд особенностей разных типов наследования признаков. Работа с памяткой 1. Совместное решение задачи 1 с проговариванием каждого пункта анализа.

Сегодня мы, исследуя родословную А.С. Пушкина попробуем ответить на вопросы:

- Кто родители великого поэта, кем они друг другу приходятся?

- Известно, что в роду поэта были негры. Кто это?

- Могли ли Пушкину предаться гены черной окраски кожи от кого?

- Возможно ли, чтобы от первого брака Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена?

-Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

Памятка 1. Правила составления родословных.

  1. Родословную изображают так, чтобы каждое поколение находилось на своей горизонтали. Поколения нумеруются римскими цифрами, а члены родословной – арабскими.
  2. Составление родословной начинают с пробанда. Расположите символ пробанда (в зависимости от пола – квадратик или кружок, обозначенный стрелочкой) так, чтобы от него можно было рисовать родословную как вниз, так и вверх.
  3. Сначала рядом с пробандом разместите символы его родных братьев и сестер в порядке рождения (слева направо), соединив их графическим коромыслом.
  4. Выше линии пробанда укажите родителей, соединив их друг с другом линией брака.
  5. На линии родителей изобразите символы ближайших родственников и их супругов, соединив их степени родства.
  6. На линии пробанда укажите его двоюродных и т. д. братьев и сестер, соединив их соответствующим образом с линией родителей.
  7. Выше линии родителей укажите линию бабушек и дедушек.
  8. Если у пробанда есть дети или племенники, расположите их на линии ниже линии пробанда.
  9. После изображения родословной (или одновременно с ним) соответствующим образом покажите обладателей или гетерозиготных носителей признака (чаще всего гетерозиготные носители признака определяются уже после составления и анализа родословной).

10. Укажите (если это возможно) генотипы всех членов родословной.

11. Если в семье несколько наследственных заболеваний, не связанных между собой, составляйте родословную для каждой болезни по отдельности.

Теперь попробуем сами составить родословную, для этого важно знать ряд правил смотри памятку 2.

1. Аутосомно-доминантное наследование:

1) Признак встречается в родословной часто, практически во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2) Если один из родителей является носителем признака, то этот признак проявится либо у всего потомства, либо у половины.

1) Ошибка! Ошибка связи. Признак встречается редко, не во всех поколениях, одинаково часто и у мальчиков, и у девочек;

2) Признак может проявиться у детей, даже если родители не обладают этим признаком;

3) Если один из родителей является носителем признака, то он не проявится у детей или проявится у половины потомства.

2. Наследование, сцепленное с полом:

1) Х-доминантное наследование:

  • Чаще признак встречается у лиц женского пола;
  • Если мать больна, а отец здоров, то признак передается потомству независимо от пола, он может проявляться и у мальчиков, и у девочек;
  • Если мать здорова, а отец болен, то у всех дочерей признак будет проявляться, а у сыновей нет;

2) Х-рецессивное наследование:

  • Чаще признак встречается у лиц мужского пола;
  • Чаще признак проявляется через поколение;
  • Если оба родителя здоровы, но мать гетерозиготна, то признак часто проявляется у 50% сыновей;
  • Если отец болен, а мать гетерозиготна, то обладателями признака могут быть и лица женского пола;

3) Y-рецессивное наследование:

  • Признак встречается только у лиц мужского пола;
  • Если отец несет признак, то, как правило, этим признаком обладают и все сыновья;

Основные этапы решения задач.

  1. Определите тип наследования признака – доминантный или рецессивный. Для этого выясните:

1) Часто ли встречается изучаемый признак (во всех поколениях или нет);

2) Многие ли члены родословной обладают признаком;

3) Имеют ли место случаи рождения детей, обладающих признаком, если у родителей этот признак не проявляется;

4) Имеют ли место случаи рождения детей без изучаемого признака, если оба родителя им обладают;

5) Какая часть потомства несет признак в семьях, если его обладателем является один из родителей.

2. Определите, наследуется ли признак сцеплено с полом. Для этого выясните:

1) Как часто встречается признак у лиц обоих полов; если встречается редко, то лица какого пола несут его чаще;

2) Лица какого пола наследуют признак от отца и матери, несущих признак;

3. Исходя из результатов анализа, постарайтесь определить генотипы всех членов родословной. Для определения генотипов прежде всего выясните формулу расщепления потомков в одном поколении.

В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1).

Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев а)1 и 5; б)2 и 6.

По представленной родословной (рис.2) определите характер наследования тяжелого заболевания. Установите возможные генотипы: а) исходных родителей; б) потомков первого поколения 1, 2, 3; в) потомков второго поколения 4, 5; г) потомков третьего поколения 6, 7, 8.

II. Работа учащихся с родословной по вопросам:

  1. Возможно ли, что от первого брака А.Ганнибала родилась дочь Поликсена со светлой кожей?
  2. Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены?
  3. Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта?
  4. Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

III. 1) Изучать родословную великих людей занимательно, полезно, но не менее увлекательно, интересно и важно заняться изучением и составлением собственной родословной, узнать, веточкой какого древа являешься ты и где твои корни…

2) Работа учащихся с символикой.

3) Основные правила:

а) ветви (корни дерева должны быть симметричными, а количество ветвей – четными. Число предков с каждым восходящим поколением удваивается;

б) при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала Ф.И.О. делайте отметки о перенесенных заболеваниях;

в) не откладывайте ни на один день задуманного в работе, особенно это касается людей старшего возраста;

г) работа над родословной бесконечно, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому нужно запастись терпением, старанием и аккуратностью.

Условные обозначения для составления родословной

Цикличность творчества А.С.Пушкина

1817-1818г.г. – первый творческий подъем, сразу после окончания лицея;

1819 г. – жизнь в Петербурге, бурная светская жизнь.

1820г. – год завершения «Руслана и Людмилы», написан ы «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина»;

1823-1824 г. – служба в Одессе, конфликт с графом М. С. Воронцовым.

1825 г. - легкость, влюбленности и. «Борис Годунов»;

1826-1829гг. – после восстания декабристов боль и переживание за друзей дали спад в его творчестве.

1830 г. - болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», около 30 стихотворений, и все это - легко, играючи.

Признак черной кожи определяется двумя доминантными аллелями (ААВВ), признак белой кожи двумя рецессивными аллелями соответственно (аавв). Люди, гетерозиготные по данной аллели (АаВв) – мулаты.

Вывод: при данном скрещивании рождение белых детей невозможно.

Значит со стороны матери А.С.Пушкину могла передаться доминантные аллели генов окраски кожи. Лишним доказательством этого является облик его матери, Надежды Осиповны, “прекрасной креолки”, как говаривали в свете, подчеркивая ее необычное происхождение. Бабушка со стороны отца, О.В.Чичерина. происходила от некоего итальянца, попавшего в Россию в 15 веке. Интересно, что особенности ее внешности – покатый лоб, с горбинкой нос, характерный разрез глаз – наследовали оба ее сына, Василий Львович, дядя поэта и Сергей Львович, отец поэта, а также сам Александр Сергеевич.

Действие законов наследственности. которые действуют в природе, они распространяются и на человека.

Не надо забывать, что человек - это не только биологическое существо, но и социальное. Каким он вырастет, умным или слабым, воспитанным или наоборот, проявятся у него «дурные» гены или нет, это все зависит от нас взрослых, какую среду мы создадим для наших детей.

Томас Морган. американский генетик, лауреат нобелевской премии. писал об этом:

«У человека два процесса наследственности:

Один- вследствие материальной непрерывности (половые клетки), другой- путем передачи опыта одного следующему поколению посредством примера, письма. Способность человека общаться с себе подобными и воспитывать свое потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции.»

Немало – 9 месяцев. И все же

Срок обозрим, ведь тут и года нет.

А сын во мне за это время прожил

Десятки тысяч, сотни тысяч лет.

Всех видов жизни мерил он обличья.

Нес панцирь, плавниками обрастал,

Лез в чешую, рядился в перья птичьи

Таился, полз и плавал, и летал.

А я жила как все. Считала сроки.

И много раз, пока недели шли,

Мне вспомнились школьные уроки,

о древе жизни, юности Земли.

Тесты на тему: «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» 1-вариант

1.У крупного рогатого скота ген комолости (безрогость) доминирует над геном рогатости. Что
получается, от скрещивания между собой двух рогатых особей?
А)50%комолые, 50% рогатые В) все рогатые С) все комолые
Д)25%комолые, 75%рогатые Е) 75%комолые, 25%рогатые

2. У крупного рогатого скота ген комолости доминирует над геном рогатости. Каким будет потомство F2 от скрещивания гибридов F1? (см. выше)

3. У томатов ген, обуславливающий нормальный рост, доминирует над геном карликовости. Какой результат дает возвратное скрещивание представителей F1 с карликовой родительской формой?
А)все карликовые В)50%нормальных, 50%карликовых
С)все нормальные Д)25%нормальных, 75%карликовых
Е)75%нормальных, 25%карликовых

4. У томатов ген, обуславливающий нормальный рост, доминирует над геном карликовости. Какое потомство следует ожидать от скрещивания гетерозиготных особей? (см. выше)

5. Дочь дальтоника выходит замуж за сына дальтоника, причем жених и невеста различают цвета
нормально. Каким будет зрение их детей?
А)все будут дальтоники В)девочки здоровые, мальчики дальтоники
С)не будет больных детей Д)девочки здоровые, мальчики 50%здоровые, 50% дальтоники
Е)девочки 50% здоровы,50% дальтоники, мальчики 50%здоровые, 50% дальтоники

6. Среди перечисленных признаков человека, найдите количественные.
А)рост, греческий нос, тонкие губы, цвет кожи В)рост, цвет кожи, интеллект
С)интеллект, форма головы, длина ног Д)цвет кожи, цвет волос, разрез глаз
Е)тонкие губы, форма носа, цвет глаз

7. Гены крови обозначаются А, В и 0. Генотип 00 имеет I группу крови, генотипы АА и А0 имеют II группу крови, генотипы ВВ и В0 имеют III группу крови, генотип АВ- IV группу крови. Какие
группы крови возможны у детей, если мать имеет вторую группу, а отец первую?
А)I и II группы В)I и III С)I и IV Д)I и III E)IV и III

8. Сколько видов гамет образуется в F1 при дигибридном скрещивании?
А)2 В)4 С)9 Д)16 Е)32

9. В чем сущность понятия «комплиментарное действие генов»?
А)явление доминантности одного аллельного гена в отношении другого неаллельного гена
В)появление у организма новых признаков, которые отсутствовали у его родителей, под
действием неаллельных генов
С)у гибридов не появляются новые признаки, а происходит развитие родительских форм
Д)явление множественного действия генов Е)деятельность генов-ингибиторов

10.Ученый основатель гибридологического метода генетического анализа…
А) Т.Морган В) С.Четвериков С) Г.Мендель Д) Де фриз Е) Э.Чермак

11.В основе какого закона Г.Менделя лежит количественное соотношение признаков 9:3:3:1?
А)закона доминантности В)закон расщепления признаков
С)гипотеза чистоты гамет Д)закон независимого наследования признаков
Е)закон сцепленного наследования признаков

12. Что происходит при полимерии у гибридных поколений?
А)появляются новые признаки В)новые признаки не появляются
С)происходит дальнейшее развитие родительских признаков
Д)происходит аллельное доминирование генов
Е)происходит комплиментарное действие генов

13. Какие гены называются аллельными генами?
А)парные гены, определяющие соответствующий признак организма
В)непарные гены, определяющие два признака организма
С)разное количество генов одного организма Д)сдвоенные гены
Е)гены, определяющие парные признаки организма

14. Иммунность к головне у овса доминирует над восприимчивость к этой болезни. Скрещиваются гомозиготные иммунные особи с растениями, поражаемые головней. Какое условие задачи верно?
А)АА х аа В)АА х Аа С)Аа х аа Д)АА х АА Е)аа х аа

15. Каковы генотипы родителей, если от скрещивания красноглазой серой дрозофилы с вишневоглазой серой дрозофилой получено 75% красноглазых серых и 25% красноглазых черных дрозофил?
А)АаВв, АаВв В)ААВв, ааВв С)АаВВ, АаВв Д)ААВВ, аавв Е)ААВВ, ааВв

16. Растения красноплодной земляники при скрещивании между собой всегда дают потомство с красными ягодами, а растения белоплодной земляники – с белыми ягодами. В результате скрещивания обоих сортов друг с другом получаются розовые ягоды. Какое потомство возникает при скрещивинии между собой земляники с розовыми ягодами?
А)АА, Аа, Аа, аа В)АА, АА, аа, аа С)Аа, аа, аа, аа Д)Аа, Аа, АА, АА Е)аа, АА, Аа, аа

17.О каком законе идет речь: «Каждая пара признаков организма наследуется независимо от других пар признаков и подвергается расщеплению с образованием различных сочетаний»?
А)закон доминантности В)закон расщепления С)гипотеза чистоты гамет
Д)закон комплиментарности Е)закон независимого наследования признаков

118. Какого роста будут потомки F1 от скрещивания гомозиготных высоких растений с карликовыми?
А)АА х аа = Аа (высокого роста)
В)Аа х аа = Аа, аа (высокие и карликовые)
С)Аа х Аа = Аа, АА, аа (высокие и карликовые)
Д)Аа х АА = АА, Аа (высокие)
Е)АА х АА = АА (высокие)

19. У мамы 1 группа крови, а у отца III. Могут ли дети унаследовать группу крови своей матери?
А)да, если отец гомозиготен по данной аллели
В)да, при любом генотипе отца
С)да, если отец гетерозиготен по данной аллели
Д)только девочки
Е) нет


Тесты на тему: «ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ» 2-вариант

1. При каких условиях действует закон независимого наследования Менделя?
А)при сцеплении генов, локализованных в одной хромосоме
В)при нахождении генов разных аллелей в разных парах гомологичных хромосом
С)только при скрещивании чистых линий
Д)только при дигибридном скрещивании
Е)только при скрещивании гетерозиготных особей

2. Определите какой признак не выявляется в фенотипе первого поколения гибридов-гетерозигот?
А)гомологический В)доминантный С)рецессивный Д)аллельный Е)аналогичный

3. На чем основана генная мутация?
А)на увеличение количества хромосом
В)на распаде химической структуры цепи ДНК
С)на изменении последовательности нуклеотидов в цепи ДНК, выпадении одних и включении
других нуклеотидов
Д)на уменьшении числа хромосом Е)на увеличении количества ДНК

4. Найдите определение закона Моргана:
А)расхождение генов В)независимое распределение генов
С)гены расположенные в разных хромосомах, наследуются
Д)расхождение генов, расположенных в одной хромосоме
Е)явления сцепления генов, локализованных в одной хромосоме

5. Где дано определение аутосом?
А)хромосомы, по которым самцы и самки отличаются друг от друга
В)хромосомы, в отношении которых между самцами и самками нет различий
С)хромосомы, расположенные только в мужских организмах
Д)хромосомы, расположенные только в женских организмах
Е)гомологичные хромосомы

6.Каких морских свинок в F1 можно ожидать при скрещивании черной гомозиготой свинки самки (АА) с белым (аа) самцом?
А)черных В)белых С)75% черных, 25% белых
Д)25% черных, 75% белых Е)50% черных, 50% белых

7. Когда нельзя применить закон независимого распределения генов?
А)когда гены находятся в разных гомологичных хромосомах
В)когда гены размещены в разных хромосомах
С)когда гены находятся в одной хромосоме
Д)всегда можно применять
Е)когда гены находятся в разных гомологичных хромосомах

8. При каком скрещивании наблюдается закон единообразия первого поколения?
А) ААВВ х аавв В)АаВВ х ааВВ С)АаВв х АаВв Д)Аавв х ААвв Е)ААВв х ААВв

9. В каком случае перекреста хромосом частота расхождения генов наименьшая?
А)при расположении в различных хромосомах
В)при наиболее близком расположении генов в хромосомах
С)при отдаленном расположении генов друг от друга
Д)при осуществлении комбинации хромосом Е)при конъюгации хромосом

10. Что такое генотип?
А)совокупность внешних признаков В) совокупность внутренних признаков
С)совокупность внешних и внутренних признаков
Д)совокупность генов, полученных от родителей Е)совокупность нужных генов

11. Как называется появление у организма новых признаков, которые отсутствовали у его родителей под действием двух пар неаллельных генов?
А)полимерия В)плейотропия С)комплементарность Д)эпистаз Е)кодомиирование

12. Какое скрещивание позволяет определить генотип родителей?
А)ААВВ х ААВВ В)АаВв х ААВВ С)АаВв х аавв Д)ААВв х АаВВ Е)АаВВ х ААВВ

13. У томата красная окраска плода (А) доминирует над желтой (а). Какие плоды томата можно ожидать при скрещивании двух гетерозиготных растений.
А)красные В)желтые С)75% красных, 25% желтых
Д)25% красных, 75% желтых Е)50% красных, 50% желтых

14. Что такое ген-ингибитор?
А)внешне исчезающий В)сообщник С)промежуточный Д)приобретенный Е)подавитель

15. С деятельностью каких генов связано развитие количественных признаков?
А)полигенов В)мутационных С)редких Д)точечных мутаций Е)эпистатичных

16.У человека отсутствие потовых желез зависит от рецессивного сцепленным сцепленного с полом гена. В семье отец и сын имеют эту аномалию, а мать здорова. Какова вероятность, что сын унаследовал данный признак от отца? Какова вероятность рождения больной дочери?

А)0; 25 В)25; 0 С)50; 25 Д)0; 75 Е)50; 50

17. У человека карий цвет глаза доминирует над голубыми, а праворукость над леворукостью. Кареглазый правша женится на голубоглазой левше. Какие дети будут в этой семье если юноша гетерозиготен по двум признакам?
А)все дети кареглазые левши В)25% кареглазые правши, 75% голубоглазые правши
С)25% кареглазые првши, 25%кареглазые левши, 25% голубоглазые правши, 25% голубоглазые левши
Д)50% кареглазые правши, 50% голубоглазые левши
Е)50% кареглазые левши, 50% голубоглазые правши

18. Какие могут быть дети. Если родители их кареглазые правши гетерозиготные по обоим признакам? Укажите фенотипическое расщепление:
А)9:3:3:1 В)1:2:1 С)3:1 Д)1:1 Е)1:1:1:1

19. Эпистазом называется взаимодействие неаллельных генов, при котором:
А)ген подавляет действие другого неаллельного гена
В)один ген отвечает за проявление нескольких признаков
С)несколько генов влияет на проявление одного признака
Д)разные гены не влияют друг на друга
Е)два гена формируют новый признак

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1
18.10.2013 Урок – практикум Генеалогический метод исследования живых организмов Составление родословной А. С. Пушкина. Никто из нас не свалился с луны. Все мы – ветви и листья огромного и переплетённого общечеловеческого дерева. «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности» А.С.Пушкин

Слайд 2
18.10.2013 Цели: Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Генетика», обосновав место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, ознакомление учащихся с генеалогическим методом изучения родословных; Развивающие: развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе изучения биологии, путём применения метода решения генетических задач, имеющих место и роль в практической деятельности людей; Воспитательные: воспитывать убеждённость в возможности познания живой природы, необходимости уважения мнения оппонента при обсуждении биологических проблем.

Слайд 3
18.10.2013 Задачи: 1) провести исследование родословной А.С.Пушкина; 2) научить учащихся пользоваться генеалогической символикой; 3) составление родословной своей семьи. Оборудование: Раздаточный материал: а) условные обозначения для составления родословной; б) родословная семьи Пушкиных; мультимедийный проектор, компьютер, мультимедийная презентация урока «Методы генетики», дополнительная литература.

Слайд 4
18.10.2013 «Разминка для ума» Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости. Ген – элементарная единица наследственности, участок молекулы ДНК, несущий информацию об одном белке, тем самым определяя развитие признака. Гомологичные хромосомы – одинаковые по строению и составу; парные хромосомы. Локус – участок хромосомы, в котором расположен ген. Аллель – одно из возможных структурных состояний гена. Аллельные гены – гены. расположенные в одинаковых локусах гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного и того же признака. Признак (фен) – любая особенность организма (цвет глаз, длина ресниц, способность складывать язык в трубочку и др.).

Слайд 5
18.10.2013 Альтернативные признаки (взаимоисключающие) – контрастное проявление одного признака (владение рукой: правша – левша). Признак (как и аллель гена) по своему проявлению может быть либо доминантным, либо рецессивным: Доминантный признак – преобладающий, подавляющий проявление рецессивного. Рецессивный признак – подавляемый. Фенотип – совокупность всех признаков организма. Генотип – совокупность всех генов организма. Генотип всегда содержит парное число генов. Удобнее считать, что любой изучаемый организм получен в результате полового размножения, т.е. развивается из зиготы. Зигота – оплодотворенная яйцеклетка, содержащая диплоидный набор хромосом, т.е. парное число генов. Так как ее гомологичные хромосомы могут содержать как одинаковые, так и разные аллели гена, различают несколько видов зигот, а, следовательно, и организмов. Говорят о том, что в зиготе закладываются разные генотипы. Различают следующие варианты генотипов:

Слайд 6
18.10.2013 Гомозигота – зигота, содержащая одинаковые аллели данного гена. Различают два вида гомозигот. гомозигота по доминантному признаку (АА) и гомозигота по рецессивному признаку ( аа ). /Следовательно, гомозиготный организм – организм. гомологичные хромосомы которого содержат одинаковые аллели данного гена./ Гетерозигота – зигота, содержащая разные аллели данного гена ( Аа ). / Гетерозиготный организм – организм. гомологичные хромосомы которого содержат разные аллели данного гена./ Доминирование – форма взаимодействия между разными (доминантным и рецессивным) аллелями гена. Доминирование может быть полным. при котором доминантный аллель полностью подавляет действие рецессивного, и неполным. при котором гетерозиготные особи обладают промежуточным проявлением признака. Гибридизация – скрещивание организмов, отличающихся друг от друга по одному или нескольким признакам. Потомки от такого скрещивания именуются гибридами. Подобное скрещивание может быть моногобридным ( моно- – один), дигибридным ( ди - – два), полигибридным ( поли- – много).

Слайд 7
18.10.2013 Правило единообразия гибридов первого поколения (первый закон Менделя): гибриды первого поколения ( F 1 ), полученные при скрещивании гомозиготных особей, однообразны по генотипу и фенотипу и обладают доминантным признаком. Закон расщепления (второй закон Менделя): в потомстве ( F 2 ), полученном при скрещивании гибридов первого поколения ( F 1 ), наблюдается расщепление признаков в соотношении 3 к 1. 75% гибридов второго поколения обладают доминантными и 25% - рецессивными признаками. Третий закон Менделя (закон независимого наследования признаков): каждая пара признаков наследуется независимо от другой, результаты расщепления по каждой паре альтернативных признаков происходит в соотношении 3:1 (примем во внимание, что (3:1) 2 = 9:3:3:1).

Слайд 8
18.10.2013 Для изучения наследственности человека разработаны специальные методы, которые не нарушают здоровье и естественных прав человека: цитогенетический метод близнецовый метод биохимический метод популяционно –генетический метод генеалогический метод

Слайд 9
18.10.2013 ГЕНЕАЛОГИЯ Генеалогия – раздел исторической науки, изучающий происхождение и связи отдельных родов. Генеалогическое древо – изображение истории рода в виде разветвлённого дерева.

Слайд 10
18.10.2013

Слайд 11
18.10.2013 Система обозначения родословных была предложена Г. Юстом в 1931году. Генеалогический метод был предложен в конце 19 века Френсисом Гальтоном ( двоюродный брат Ч.Дарвина по их деду Эразму Дарвину).

Слайд 12
18.10.2013 Русский философ П.А. Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи».

Слайд 13
18.10.2013 Виды родословий Восходящая родословная. Нисходящая родословная. Леонид Михайлович Савелов (30 апреля (12 мая) 1868г – 19 октября 1947г); 450 научных работ.

Слайд 14
18.10.2013 Правила составления родословной своей семьи: Правило первое: работа над родословной бесконечна, она может продолжаться всю жизнь и потребует тщательных изысканий, поэтому необходимо запастись терпением, старанием и аккуратностью. Правило второе: ветви (корни) дерева должны быть абсолютно симметричны, а количество ветвей – четным, число предков с каждым восходящим поколением удваивается: 2 родителя, 4 деда, 8 прадедов и т.д. Правило третье: при заполнении родословной старайтесь, чтобы каждая веточка содержала фамилию, имя, отчество. Вспомните состояние здоровья обозначенных в ней родственников, особенности характера, судьбы каждого. Расспросите об этом всех, кто знал их. Может, кто-то из них был долгожителем, а кто-то умер. Поставьте даты рождения и смерти, и сделайте отметки о перенесенных заболеваниях. Правило четвертое: при описании вашего рода вы стараетесь узнать как можно больше о тех, кого уже нет в живых, и совершенно забываете о тех, кто рядом, между тем, дедушки, б абушки, мамы и папы могут существенно помочь. Правило пятое: при сборе информации не надо сразу разделять факты на существенные и кажущиеся тебе не существенными. Правило шестое: не откладывайте ни на один день задуманного в работе над родословной, особенно если это касается людей старшего возраста. Правило седьмое: пока ты не можешь определить значимость того или иного документа, материала, собирай все, что касается вашей семьи.

Слайд 15
18.10.2013

Слайд 16
18.10.2013

Слайд 17
18.10.2013 Основные термины и условные обозначения для генеалогического древа: Педигри – родословная; Пробанд – обладатель наследственного признака; Сибсы – братья и сестры, потомки одних родителей; Инбридинг – близкородственное скрещивание. - мужская особь; - женская особь; - пол не ясен; - затронуты болезнью; - брак; - брак без детей.

Слайд 18
18.10.2013 Абрам Петрович Ганнибал 1696-1781 Мария Алексеевна Ганнибал 1745-1818

Слайд 19
18.10.2013 Отец, Сергей Львович Пушкин (1770-1838) Мать, Надежда Осиповна Пушкина (1775-1836)

Слайд 20
18.10.2013 Сестра, Ольга Сергеевна Павлищева (1797-1868) Брат, Лев Сергеевич Пушкин (1805-1852)

Слайд 21
18.10.2013 Александр Сергеевич Пушкин (1799 – 1837) Наталья Николаевна Пушкина (Гончарова) (1812 – 1863)

Слайд 22
18.10.2013 Старшая дочь, Мария Александровна (1832-1919) Старший сын, АлександрАлександрович (1833-1914)

Слайд 23
18.10.2013 Младший сын,Григорий Александрович (1835-1913) Младшая дочь, Наталья Александровна (1836-1913)

Слайд 24
18.10.2013 Герб Пушкиных Щит разделен горизонталью на две части, из коих в верхней в горностаевом поле на Пурпурной подушке с золочеными кистями положена Княжеская Шапка. В нижней части в правом голубом поле изображена в серебряных латах правая Рука с мечем, вверх подъятым; в левом золотом поле голубой Орел с распростертыми Крыльями, имеющий в когтях Меч и Державу голубого ж цвета. Щит увенчан обыкновенным Дворянским Шлемом с дворянской на нем Короною и тремя Страусовыми перьями.

Слайд 25
18.10.2013 Задача 1. В семейной родословной встречается признак – «седая прядь волос», который наследуется как доминантный (рис.1). Определите генотипы исходных родителей. Какие потомки ожидаются от брака двоюродных сестер и братьев а)1 и 5; б)2 и 6.

Слайд 26
18.10.2013 Задача 2. По представленной родословной определите характер наследования тяжелого заболевания. Установите возможные генотипы: а) исходных родителей; б) потомков первого поколения 1, 2, 3; в) потомков второго поколения 4, 5; г) потомков третьего поколения 6, 7, 8.

Слайд 27
18.10.2013 Цикличность творчества А.С.Пушкина 1817-1818г.г. – первый творческий подъем, сразу после окончания лицея; 1819 г. – жизнь в Петербурге, бурная светская жизнь. 1820г. – год завершения «Руслана и Людмилы», написан ы «Бахчисарайский фонтан», начало «Евгения Онегина»; 1823-1824 г. – служба в Одессе, конфликт с графом М. С. Воронцовым. 1825 г. - легкость, влюбленности и. «Борис Годунов»; 1826-1829гг. – после восстания декабристов боль и переживание за друзей дали спад в его творчестве. 1830 г. - болдинская осень: две последние главы «Онегина», «Маленькие трагедии», «Повести Белкина», около 30 стихотво­рений, и все это - легко, играючи.

Слайд 28
18.10.2013 Генеалогическое древо А.С.Пушкина

Слайд 29
18.10.2013 Работа учащихся с родословной А. С. Пушкина по вопросам: Кто родители великого поэта, кем они друг другу приходятся? Известно, что в роду поэта были негры. Кто это? Могли ли Пушкину предаться гены черной окраски кожи от кого? Возможно ли, чтобы от первого брака Абрама Ганнибала родилась белая дочь Поликсена? Могли ли Пушкину передаться от матери доминантные гены? Были ли сходны своими личностными характеристиками мать и отец поэта? Как на личности А.С.Пушкина и на его творчестве отразились наследственные признаки?

Слайд 30
18.10.2013

Слайд 31
18.10.2013 ВЫВОД: Действие законов наследственности. которые действуют в природе, они распространяются и на человека. Не надо забывать, что человек - это не только биологическое существо, но и социальное. Каким он вырастет, умным или слабым, воспитанным или наоборот, проявятся у него «дурные» гены или нет, это все зависит от нас взрослых, какую среду мы создадим для наших детей. Томас Морган. американский генетик, лауреат нобелевской премии. писал об этом: «У человека два процесса наследственности: Один- вследствие материальной непрерывности (половые клетки), другой- путем передачи опыта одного следующему поколению посредством примера, письма. Способность человека общаться с себе подобными и воспитывать свое потомство является, вероятно, основным фактором быстрой социальной эволюции.»

Слайд 32
18.10.2013 Размышления Немало – 9 месяцев. И все же Срок обозрим, ведь тут и года нет. А сын во мне за это время прожил Десятки тысяч, сотни тысяч лет. Всех видов жизни мерил он обличья. Нес панцирь, плавниками обрастал, Лез в чешую, рядился в перья птичьи Таился, полз и плавал, и летал. А я жила как все. Считала сроки. И много раз, пока недели шли, Мне вспомнились школьные уроки, о древе жизни, юности Земли.

Слайд 33
18.10.2013 Английский генетик Курт Штерн считал, что все люди на Земле связаны между собой той или иной степенью родства.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок практикум-минимум по теме "Корень" 6 класс

Урок промежуточного контроля знаний. Проводится с целью проверки умения применять теоритические знания на практике: определять типы корневых систем на гербариях, различать зоны корня по таблице.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе) Тема: «Письмо».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПИСЬМА (Урок-практикум по развитию речи в 5 классе)Тема: «Письмо». Цель: помочь осознать роль писем в жизни человека; дать представление о вид.

Урок - практикум. Составление родословных

Урок - практикум "Составление родословных" является методической разработкой для 9 классаа по курсу "Общая биология".

классный час по теме "Родословная моей семьи"

данный материал может быть использован для проведения классного часа среди учащихся 7-8 классов. в нем рассказывается о создании родословного древа.

Интегрированные урок английского и русского языка (урок практикум) в 11 классе по теме "Подготовка к написанию эссе на английском языке с привлечением знаний из области "Филология" на тему"Формирует ли чтение личность человека?"

Развитие коммуникативной компетенции по проблеме "Написание эссе "Моё личное мнение"(в части аргументации) на английском языке.(профильный уровень).

Публикация. Методические рекомендации по составлению родословной / Сост.А.Г.Мингалеева.- Йошкар-ола: ГОУ ДПО (ПК) С "Марийский институт образования", 2005-32 с.

В брошюре представлены методические рекомендации по составлению генеалогического древа. Основное внимание уделено практической работе по составлению схем семейной родословной, правилам работы с архива.

В работе даны примеры различнх схем родословных.приведены примеры решения задач данного типа и даны задачи для самостоятельного решения.

Другие статьи