Руководства, Инструкции, Бланки

как составить глоссарий образец img-1

как составить глоссарий образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Составление словаря (глоссария)

Составление словаря (глоссария)

Глоссарий - собрание глосс - непонятных слов или выраже­ний с толкованием или переводом на другой язык.

Составление глоссария представляет собой работу над поняти­ями, которая может осуществляться на всех семинарских занятиях.

Последнее десятилетие XX века принесло в русский язык мно­жество неологизмов. В общественной и личной практике активно используются новые слова, появившиеся в российском лексиконе в результате прорыва «железного занавеса» и расширения полити­ческого, экономического и культурного сотрудничества с другими странами.

Это, в первую очередь, касается такой молодой для нашей страны сферы деятельности, как связи с общественностью, или, как чаще привыкли у нас говорить, «паблик рилейшнз». Это связано с тем, что основой для развития PR в нашей стране стал западный, прежде всего американский опыт. Это соответственно отразилось и на при­меняемой терминологии, в которой множество заимствований, зача­стую совершенно не адаптированных в русском языке. Однако усво­ение этих терминов является необходимым условием приобретения профессиональных знаний и умений.

Глоссарий может быть составлен как по отдельной теме семи­нарского занятия, так и по всему курсу в целом.

При работе с терминами и понятиями необходимо помнить, что их характеристика должна быть, с одной стороны, относительно крат­кой, с другой - емкой и достаточно полно отражающей содержание.

Брифинг (англ, «brief» - краткий, сжатый) - короткая, сжа­тая во времени инструктивная встреча журналистов с руководством коммерческой фирмы или компании с приглашением органов госу­дарственной и законодательной власти;

брэнд (англ, «brand» - клеймо, марка) - популярный товарный знак, который обрел известность благодаря удачным маркетинговым процедурам; brand image - графическая часть товарного знака; brand name - текстовая часть товарного знака;

имидж - (англ, «image» от лат. «imago» - образ, вид) - образ в представлении групп общественности;

лобби (англ, «lobby» - кулуары) - группа лиц, воздействую­щих на законодателей и чиновников в интересах корпорации, моно­полии или общественной организации.

Все темы данного раздела:

К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
Самостоятельная работа студента начинается с изучения учеб­ной и научной литературы, поэтому приобретение навыков работы с ней является первоочередной задачей. Часть литературы рекомендует­ся препо

Устное сообщение (выступление по вопросу)
Устный ответ представляет собой выступление студента на се­минарском занятии на основе самостоятельной проработки вопросов темы и является одним из основных видов аудиторной работы сту­дентов.

Реферат
Реферат (от лат. «refero» - сообщаю) представляет собой пись­менную работу учебно-научного характера. Подготовка и написание реферата призваны способствовать приобретению навыков самостоят

Составление тестов
Тестирование активно применяется в сфере высшего образова­ния, является одной из форм контроля над успеваемостью студентов. Работа по составлению тестов не только позволяет преподава­телю

Контрольная работа
Контрольная работа представляет собой одну из форм самосто­ятельной работы студентов при изучении курса «Введение в связи с общественностью». Основные требования к написанию контрольных ра

Правила подготовки и составления PR-проекта
PR-проект - это документ, в котором отражены основные пути решения поставленной проблемы с использованием PR-мето­дов, полученные в результате тщательного анализа ситуации и с обоснованием выгоднос

Подготовка информационных материалов для СМИ
Передначалом подготовки любого информационного сообще­ния должны быть сформулированы цель и идея сообщения и проду­ман его план. Это поможет точнее выбрать издание или передачу, в кот

Простые PR-тексты
• 1. Оперативно-новостные жанры: пресс-релиз, приглашение. 2. Исследовательско-новостные жанры: бэкграундер, лист вон-* росов - ответов, имиджевое интервью. 3. Фактологические

Медиатексты
PR-специалисты часто создают тексты, которые могут подавать­ся уже в виде готовых для публикации материалов для СМИ. Все исследователи выделяют особую группу PR-текстов, пишущихся непосредственно д

Мониторинг средств массовой информации
Мониторинг СМИ- это отслеживание и анализ публикаций в СМИ об организации, а также по веем вопросам, в той или иной мере затрагивающим ее интересы. Данный вид работы необходим для

И российских связей с общественностью.
1. Основные подходы к определению связей с общественностью. 2. Анализ определения связей с общественностью с помощью поисковой системы. Собственное определение PR. 3. Связи с

Регулирующие деятельность в области связей с общественностью
1. Нормативные документы, регламентирующие деятельность в области связей с общественностью. 2. Международные и российские ассоциации по связям с обще­ ственностью и кодексы професс

Тема 2. Работа с аудиториями в связях с общественностью
1. Иерархия целевых аудиторий. 2. Особенности использования связей с общественностью во внутренней структуре организации. 3. Внешние связи с общественностью: основная характер

По связям с общественностью
1. Характер и разновидности PR-кампаний. 2. Исследования в связях с общественностью: цели, методы и виды исследований. 3. Планирование кампании по связям с общественностью. Ра

Тема 4. Осуществление программы кампании по связям с общественностью
1. Деятельностная составляющая реализации программы. 2. Коммуникационная составляющая реализации программы. Список литературы -о - 1. Джефкинс, Ф. Паблик рилейшнз

Тема 5. Оценка эффективности кампании по связям с общественностью
1, Оценка хода реализации программы по связям с обществен­ ностью, 2. Оценка результатов выполнения программы по связям с об­ щественностью. Список литературы.

В различных сферах общественной жизни V
Тема 1. Особенности работы в области связей с общественностью в различных сферах деятельности 1. Реализация связей с общественностью в государственных структурах, пром

Тема 2. Связи с общественностью в общественно-политической сфере
1. Связи с общественностью в политической сфере: обЩие'тен- денции развития. 2. Российский опыт использования связей с общественностью в общественно-политической сфере. 3.

Модуль 6. Менеджмент связей с общественностью
Тема 1. Отделы по связям с общественностью. ( организация отделов и основные направления деятельности 1. Место отделов по связям с общественностью в структуре

Тема 2. Специализированные фирмы по связям с общественностью
1. Структура агентств по связям с общественностью. 2. Особенности работы специализированных фирм по связям с общественностью с внешней средой. 3. Правила взаимодействия отдело

Тема 3. Работники службы по связям с общественностью
ь. 1. Функции работников службы по связям с общественностью. 2. Имиджевые слагаемые,руководителя, специалиста и секре­таря службы по связям с общественностью. л; Список литературы

Темы PR-проектов по курсу
* Теория и практика связей с общественностью* («Введение в связи с общественностью») ,ttт 1. Формирование имиджа связей с общес

Тематика курсовых работ
1. Становление и развитие профессии специалиста по связям с общественностью в России и за рубежом. 2. Связи с общественностью в формировании внутреннего имид­ жа коммерческой орган

Тематика контрольных работ
1. Развитие паблик рилейшнз как науки. '"* - 2. Понятие «связи с общественностью», его особенности и функ- ции. 3. Паблик рилейшнз как профессия. 4. Задачи

Правила оформления реферата
Текст печатается (размер шрифта 14, через полтора интерва­ла) на одной стороне стандартного листа формата А4. Следует со­блюдать следующие размеры полей: левое - 30. правое - 10. ниж­нее - 25, ве

Другие статьи

Как правильно составить глоссарий для перевода

Глоссарий для письменных переводов
Помощь при переводе текстов оказывают специализированные словари и глоссарии. Однако, с глоссариями в интернете надо быть осторожным. Иногда, глоссарии описывают очень узкоспециализированные термины, которые вне контекста обладают очень противоречивыми значениями.
  • Зачем нужен глоссарий переводчику и клиенту
  • Когда нужно составлять глоссарий
  • Что будет, если глоссарий не составить, когда он нужен
  • Кто будет составлять глоссарий и оплачивать ли работу по составлению глоссария
Как составляется глоссарий

Профессиональные переводчики в процессе работы с текстом, как правило, составляют глоссарии терминов. Глоссарий - это по сути толковый словарь, который охватывает все узкоспециализированные термины, встречающиеся в тексте. Слова в глоссарии располагаются в алфавитном порядке на языке-источнике или, наоборот, на языке, на который осуществляется перевод, чтобы облегчить переводчику поиск терминологии в списке.

Зачем нужен глоссарий переводчику и клиенту

Глоссарий позволяет свести неточности в специализированной терминологии к минимуму. Составление глоссария помогает переводчику работать с узкоспециализированными терминами и правильно употреблять их. В особенности это касается объемных текстов, требующих от переводчика глубокого понимания и высокой точности перевода. Зачастую слова могут иметь несколько значений, причем эти значения далеко расходятся друг от друга. Чтобы правильно обозначить сферу употребления и точное содержание определенного термина, необходимо внести определенный термин в глоссарий.

Глоссарии полезны не только для переводчиков, но и для самих клиентов. Во-первых, они помогают унифицировать термины во всех последующих переводах, которые будут выполняться для определенной компании независимо от того, будет ли работать в дальнейшем над переводами тот же переводчик или другой. Во-вторых, при составлении глоссария переводчик неизбежно консультируется с клиентом по поводу трактования того или иного термина, формулировки того или иного предложения и, тем самым, заставляет его пересмотреть детально текст, улучшая его качество.

Когда нужно составлять глоссарий

Глоссарий составляется, как правило, при работе с крупными текстами или когда над переводом одновременно работает целая команда переводчиков. В таких случаях глоссарий помогает использовать одинаковые термины во всем тексте, независимо от того, сколько человек трудилось над переводом.

Глоссарии также удобно использовать при работе с системами переводческой памяти. Сохраняя пары терминов в этих программах, переводчик может в любой момент воспользоваться идентичными терминами, встречающимися в другой части переводимого документа. Глоссарии, интегрированные в системы переводческой памяти, помогают переводчику всегда оставаться последовательным и использовать один и то же эквивалент для всех встречающихся одинаковых терминов.

Что будет, если глоссарий не составить (когда он нужен)

Во многих языках смысл одного и того же слова можно передать разными словами или фразами. Однако терминология не терпит вариантов: неправильно использованный термин или неправильно подобранное слово в языке перевода может исказить смысл всего текста и даже навредить репутации компании. Поэтому при работе над текстами профессиональные переводчики составляют глоссарии терминов, тщательно сверяя их правильность в специализированных словарях, стандартах и инструкциях или консультируясь с заказчиком.

Как и для кого составляется глоссарий

Глоссарии составляются для крупных компаний для обеспечения единства стиля и терминологии переводной документации, а также при переводе узкоспециализированных научных, медицинских, технических и т.д. текстов. Тщательно проработанный глоссарий помогает избежать разночтений и улучшить в целом качество всей переводной документации. В глоссарии включаются самые частотные термины и фразы, а также все ключевые термины с толкованием их смысла. Глоссарии могут содержать отдельные слова, фразы, аббревиатуры, слоганы и даже целые предложения.

Кто составляет глоссарий

Глоссарий составляется переводчиком или редактором бюро переводов и согласовывается с клиентом. Полезными источниками терминологии являются стандарты и инструкции на языке перевода.

При совместной работе нескольких переводчиков над переводом, глоссарий составляет редактор-руководитель проекта и согласовывает его с клиентом.

Надо ли платить за составление глоссария

Если глоссарий составляется для какого-либо перевода, оплата не требуется.

В нашем бюро переводов используется собственная разработка терминологического глоссария. Внешнюю часть терминологического "айсберга" можно увидеть на специальном проекте - Глоссарий.

Последние добавленные глоссарии:
  • Письменный перевод научных текстов

В мире глобализации, когда новые технологии и открытия рождаются в одной части планеты, они моментально распространяются по миру и одним из носителей новой информации являются переводчики научных текстов.


  • Глоссарий англо-русских терминов по подводному бурению

    Бюро переводов Фларус регулярно пополняет свои глоссарии дополнительными материалами. Новый раздел глоссария содержит большое количество терминов по подводному бурению, а также их переводы на английский язык.


  • Англо-русский глоссарий на нашем сайте дополнен терминами по энергетике

    В нашем глоссарии появился новый раздел с большим количеством терминов по общей энергетике и их эквивалентами на английском языке.

  • Глоссарий - это

    Глоссарий это:

    Глосса?рий (лат.   glossarium  — «собрание глосс ») — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на другой язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно глоссарии стали предшественниками словаря .

    По толкованию энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона [1]. глоссарий — это объясняющий малоизвестные слова. употребленные в каком-нибудь сочинении, особенно у греческого и латин. автора. Глоссарий — это также список часто используемых выражений.

    До изобретения в середине XV столетия книгопечатания люди составляли глоссарии — написанные от руки списки иностранных и необычных слов, с которыми приходилось сталкиваться в манускриптах на древних языках, особенно в сочинениях греческих и латинских классиков. Ученый или просто переписчик, определив значение незнакомого слова, писал его между строками или на полях (глосса ). Самые ранние глоссы известны с глубочайшей древности (например, шумерские глоссы — 25 век до н. э. ). С функциональной точки зрения, в глоссах реализовалась так называемая метаязыковая функция языка, т.е. использование языка с целью обсуждения самого языка, а не внешнего мира. Рукописные глоссарии пользовались постоянным спросом. С них делалось много копий, а позднее, когда с появлением книгопечатания книги подешевели, словари оказались в числе первых печатных продуктов.

    Примечания
    1. ^ Самая крупная дореволюционная русская универсальная энциклопедия, выпущенная акционерным издательским обществом «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон»
    Категории:
    • Словари
    • Лексикография

    Wikimedia Foundation. 2010 .

    Смотреть что такое "Глоссарий" в других словарях:

    ГЛОССАРИЙ — собрание глосс непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Существуют глоссарии к отдельным произведениям или к циклу, напр. глоссарий к Ведам, 1 е тыс. до н. э. к… … Большой Энциклопедический словарь

    ГЛОССАРИЙ — (лат. от греч. glosso язык). Словарь, объясняющий неизвестные слова и темные, непонятные места в сочинениях какого либо писателя, особенно греческих и римских. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н. 1910.… … Словарь иностранных слов русского языка

    Глоссарий — собрание глосс непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Существуют глоссарии к отдельным произведениям или к циклу, напр. глоссарий к Ведам, 1 е тыс. до н. э. к… … Политология. Словарь.

    глоссарий — комментарии, глоссы, примечание, примечания, комментарий, словарь, словник Словарь русских синонимов. глоссарий 1. см. примечания. 2. см. словарь … Словарь синонимов

    Глоссарий — англ. glossary А. Толковый словарь терминов по определенной тематике. Б. Словарь, прилагаемый в конце книги. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    ГЛОССАРИЙ — ГЛОССАРИЙ, глоссария, муж. (лат. glossarium). Толковый словарь устарелых и малопонятных слов к какому нибудь тексту, преим. древнему (филол.). || Собрание, свод толкований законов и юридических актов (юр.). Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков.… … Толковый словарь Ушакова

    глоссарий — терминологический словарь — [Е.С.Алексеев, А.А.Мячев. Англо русский толковый словарь по системотехнике ЭВМ. Москва 1993] Тематики информационные технологии в целом Синонимы терминологический словарь EN glossarygl … Справочник технического переводчика

    Глоссарий — собрание глосс, предшественник словаря … Издательский словарь-справочник

    Глоссарий — (от лат. glossarium словарь, глосс) словарь узкоспециализированных терминов в к. л. отрасли знаний с толкованием, иногда переводом на др. язык, комментариями и примерами. Собрание глосс и собственно Г. стали предшественниками словаря … Реклама и полиграфия

    Глоссарий — (лат. glossarium) сборник глосс. Г. содержит старинные, редко встречающиеся или др. непонятные слова и выражения, употребляемые в той или иной сфере, в частности, в юриспруденции, а также их толкование и (или) перевод … Энциклопедия права

    глоссарий — я; м. [лат. glossarium] Толковый словарь устарелых и малоупотребительных слов к какому л. тексту (обычно древнему). * * * глоссарий собрание глосс непонятных слов или выражений с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык… … Энциклопедический словарь

    • Глоссарий Neon Genesis Evangelion. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Это глоссарий терминов, не вошедших в основные статьи о… Подробнее Купить за 1382 руб
    • Глоссарий теории графов. Джесси Рассел. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. High Quality Content by WIKIPEDIA articles! Здесь собраны определения терминов из теории графов.… Подробнее Купить за 1125 руб
    • Глоссарий юридических терминов по антикоррупционной тематике: Словарь-справочник. В настоящее время проблема противодействия коррупции находится в центре внимания российского общества и государства. Сформированы правовая и организационная основы противодействия коррупции.… Подробнее Купить за 434 руб
    Другие книги по запросу «Глоссарий» >>

    Глоссарий - что это?

    Глоссарий - что это.

    Елена Мастер (1390) 8 лет назад

    Глоссарий — это небольшой словарь, в котором собраны слова на определённую тему. Часто располагается в конце книги.

    Слово «глоссарий» произошло от слова «глосса». которое означает перевод или толкование непонятного слова или выражения преимущественно в древних памятниках письменности. Греческое слово glossa означает устаревшее или диалектное слово или выражение.

    Глоссарий – это древнейший тип одноязычного словаря. Можно сказать, что глоссарий – это список трудных для понимания слов какого-либо текста (устаревших слов, исчезнувших из языка и т. д. ) с комментариями и объяснениями. При этом глоссарий комментирует и поясняет текст, который по культовым или иным соображениям считается особенно важным.

    Например, александрийские грамматики создали глоссарий к произведениям Гомера. В средние века был создан глоссарий к сохранившимся памятникам римской литературы (лексикографические сочинения Исидора, Папия, Януензиса и др.). Индийские специалисты создали глоссарий к Ведам, которые являются совокупностью древнейших памятников религиозной литературы Индии. Таких примеров можно привести немало.

    В наше время глоссарий – это комплексное введение в какую-либо тему. Глоссарий состоит из статей, в которых даётся определение терминов. Каждая статья состоит из точной формулировки термина в именительном падеже и содержательной части, которая раскрывает смысл термина

    Глоссарий своими статьями в совокупности описывает ту или иную область знаний.

    Глоссарий можно читать подряд, так как расположенные рядом статьи относятся к одной и той же теме.

    Сейчас издаются многие справочные издания с подзаголовком «Глоссарий». то есть понятием «глоссарий» часто определяют просто словарь, который объясняет малоизвестные слова и выражения в какой-либо области знания или в каком-либо сочинении.

    Tатьяна Мудрец (11524) 8 лет назад

    Словарь к отдельной работе.

    grief Ученик (186) 8 лет назад

    Это краткий словарик, в конце книги присутствует обычно.

    ira ring Мастер (1421) 8 лет назад

    Tipa tolkowogo slowarja k knigi ili kakoj nibud rabote (referat, nauchnaja rabota)

    Полина Коломиец Мастер (2080) 8 лет назад

    Толковый словарь Ушакова:
    ГЛОССАРИЙ, глоссария, м. (латин. glossarium). Толковый словарь устарелых и малопонятных слов к какому-н. тексту, преимущ. древнему (филол.) .

    Большой Энциклопедический словарь:
    ГЛОССАРИЙ - собрание глосс - непонятных слов или выражений - с толкованием (толковый глоссарий) или переводом на другой язык (переводной глоссарий). Существуют глоссарии к отдельным произведениям или к циклу, напр. глоссарий к Ведам, 1-е тыс. до н. э. к произведениям Гомера начиная с 5 в. до н. э.

    8 Составление глоссария

    8. Составление глоссария

    – вид самостоятельной работы студента, выражающейся в подборе и систематизации терминов, непонятных слов и выражений, встречающихся при изучении темы. Развивает у студентов способность выделять главные понятия темы и формулировать их. Оформляется письменно, включает название и значение терминов, слов и понятий в алфавитном порядке.

    Затраты времени зависят от сложности материала по теме, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку глоссария не менее чем из 20 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

    Задания по составлению глоссария вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости или планируется заранее, в начале семестра.

    • определить тему, рекомендовать источник информации;

    •проверить использование и степень эффективности в рамках практического занятия.

    • прочитать материал источника, выбрать главные термины, непонятные слова;

    • подобрать к ним и записать основные определения или расшифровку понятий;

    • критически осмыслить подобранные определения и попытаться их модифицировать (упростить в плане устранения избыточности и повторений);

    • оформить работу и представить в установленный срок.

    • соответствие терминов теме;

    • многоаспектность интерпретации терминов и конкретизация их трактовки в соответствии со спецификой изучения дисциплины;

    • соответствие оформления требованиям;

    • работа сдана в срок.

    9. Составление сводной (обобщающей) таблицы по теме

    – это вид самостоятельной работы студента по систематизации объемной информации, которая сводится (обобщается) в рамки таблицы (приложение 7). Формирование структуры таблицы отражает склонность студента к систематизации материала и развивает его умения по структурированию информации. Краткость изложения информации характеризует способность к ее свертыванию. В рамках таблицы наглядно отображаются как разделы одной темы (одноплановый материал), так и разделы разных тем (многоплановый материал). Такие таблицы создаются как помощь в изучении большого объема информации, желая придать ему оптимальную форму для запоминания. Задание чаще всего носит обязательный характер, а его качество оценивается по качеству знаний в процессе контроля. Оформляется письменно.

    Затраты времени на составление сводной таблицы зависят от объема информации, сложности ее структурирования и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку – 1 ч, максимальное количество баллов – 1.

    Задания по составлению сводной таблицы планируются чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию.

    • определить тему и цель;

    • осуществить контроль правильности исполнения, оценить работу.

    • изучить информацию по теме;

    • выбрать оптимальную форму таблицы;

    • информацию представить в сжатом виде и заполнить ею основные графы таблицы;

    • пользуясь готовой таблицей, эффективно подготовиться к контролю по заданной теме.

    • соответствие содержания теме;

    • логичность структуры таблицы;

    • правильный отбор информации;

    • наличие обобщающего (систематизирующего, структурирующего, сравнительного) характера изложения информации;

    • соответствие оформления требованиям;

    • работа сдана в срок.

    10. Составление графологической структуры

    – это очень продуктивный вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках логической схемы с наглядным графическим ее изображением (приложение 8). Графологическая структура как способ систематизации информации ярко и наглядно представляет ее содержание. Работа по созданию даже самых простых логических структур способствует развитию у студентов приемов системного анализа, выделения общих элементов и фиксирования дополнительных, умения абстрагироваться от них в нужной ситуации. В отличие от других способов графического отображения информации (таблиц, рисунков, схем) графологическая структура делает упор на логическую связь элементов между собой, графика выступает в роли средства выражения (наглядности).

    Работа по созданию такой структуры ступенчата. Структурировать можно как весь объем учебного материала, так и его отдельной части. Такая работа допустима тогда, когда у студентов сформирована достаточная предметная база. Студенту под силу создавать самые простые логические схемы, которые могут наглядно отражать строение изучаемого объекта и его функцию. Все зависит от специфики материала и способностей студента к обобщению и абстрагированию. Оформляется графически.

    Затраты времени на составление графологической структуры зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяется преподавателем. Ориентировочное время на подготовку простых структур – 0,5 ч, максимальное количество баллов – 1.

    Задание по составлению графологических структур планируется чаще в контексте обязательного задания по подготовке к теоретическому занятию или как дополнительное задание с предоставлением студенту примерной модели структуры.

    • рекомендовать литературу по определенной теме или разделу;

    • сообщить студенту информацию о способах структурирования;

    • консультировать при возникновении затруднений;

    • оценить работу студента в контексте занятия.

    • изучить информацию по теме;

    • провести системно-структурный анализ содержания, выделить главное (ядро), второстепенные элементы и взаимную логическую связь;

    • выбрать форму (оболочку) графического отображения;

    • собрать структуру воедино (покрыть ядро оболочкой);

    • критически осмыслить вариант и попытаться его модифицировать (упростить в плане устранения избыточности,

    • провести графическое и цветовое оформление;

    • составить краткий логический рассказ о содержании работы и озвучить его на занятии, либо работу сдать в срок преподавателю.

    • соответствие содержания теме;

    • правильная структурированность информации;

    • наличие логической связи изложенной информации;

    • соответствие оформления требованиям;

    • аккуратность и грамотность изложения и представления работы;

    • работа сдана в срок.

    11. Составление тестов и эталонов ответов к ним

    – это вид самостоятельной работы студента по закреплению изученной информации путем ее дифференциации, конкретизации, сравнения и уточнения в контрольной форме (вопроса, ответа) (приложение 9). Студент должен составить как сами тесты, так и эталоны ответов к ним. Тесты могут быть различных уровней сложности, целесообразно предоставлять студенту в этом свободу выбора, главное, чтобы они были в рамках темы. Количество тестов (информационных единиц) можно определить либо давать произвольно. Контроль качества тестов можно вынести на обсуждение (“Кто их больше составил?”, “Чьи тесты более точны, более интересны?” и т. д.) непосредственно на практическом занятии. Оценку их качества также целесообразно провести в рамках занятия. Задание оформляется письменно.

    Затраты времени на составление тестов зависит от объема информации, сложности ее структурирования и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного тестового задания – 0,1 ч, максимальное количество баллов – 0,05.

    • конкретизировать задание, уточнить цель;

    • познакомить с вариантом тестов;

    • проверить исполнение и оценить в конце занятия.

    • изучить информацию по теме;

    • провести ее системный анализ;

    • создать эталоны ответов к ним;

    • представить на контроль в установленный срок.

    • соответствие содержания тестовых заданий теме;

    • включение в тестовые задания наиболее важной информации;

    • разнообразие тестовых заданий по уровням сложности;

    • наличие правильных эталонов ответов;

    • тесты представлены на контроль в срок.

    12. Составление и решение ситуационных задач (кейсов)

    – это вид самостоятельной работы студента по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем (приложение 10). Решение ситуационных задач – чуть менее сложное действие, чем их создание. И в первом, и во втором случае требуется самостоятельный мыслительный поиск самой проблемы, ее решения. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Следует отметить, что такие знания более прочные, они позволяют студенту видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.

    Продумывая систему проблемных вопросов, студент должен опираться на уже имеющуюся базу данных, но не повторять вопросы уже содержащиеся в прежних заданиях по теме. Проблемные вопросы должны отражать интеллектуальные затруднения и вызывать целенаправленный мыслительный поиск. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу и предполагает третий (применение) и четвертый (творчество) уровень знаний. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. В динамике обучения сложность проблемы нарастает, и к его завершению должна соответствовать сложности задач, поставленных профессиональной деятельностью на начальном этапе.

    Оформляются задачи и эталоны ответов к ним письменно. Количество ситуационных задач и затраты времени на их составление зависят от объема информации, сложности и объема решаемых проблем, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного ситуационного задания и эталона ответа к нему – 1 ч, максимальное количество баллов – 3.

    • определить тему, либо раздел и рекомендовать литературу;•

    сообщить студенту информацию о методах построения проблемных задач;

    • консультировать студента при возникновении затруднений;

    • оценить работу студента в контексте занятия (проверить или обсудить ее со студентами).

    • изучить учебную информацию по теме;

    • провести системно – структурированный анализ содержания темы;

    • выделить проблему, имеющую интеллектуальное затруднение, согласовать с преподавателем;

    • дать обстоятельную характеристику условий задачи;

    • критически осмыслить варианты и попытаться их модифицировать (упростить в плане избыточности);

    • выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения проблемы (если она на стандартная);

    • оформить и сдать на контроль в установленный срок.

    • соответствие содержания задачи теме;

    • содержание задачи носит проблемный характер;

    • решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;

    • продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности;

    • задача представлена на контроль в срок.

    13. Составление схем, иллюстраций (рисунков), графиков, диаграмм

    – это более простой вид графического способа отображения информации (приложение 11). Целью этой работы является развитие умения студента выделять главные элементы, устанавливать между ними соотношение, отслеживать ход развития, изменения какого-либо процесса, явления, соотношения каких-либо величин и т. д. Второстепенные детали описательного характера опускаются. Рисунки носят чаще схематичный характер. В них выделяются и обозначаются общие элементы, их топографическое соотношение. Рисунком может быть отображение действия, что способствует наглядности и, соответственно, лучшему запоминанию алгоритма. Схемы и рисунки широко используются в заданиях на практических занятиях в разделе самостоятельной работы. Эти задания могут даваться всем студентам как обязательные для подготовки к практическим занятиям.

    Затраты времени на составление схем зависят от объема информации и ее сложности. Ориентировочное время на выполнение простого рисунка – 0,25 ч, сложного – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

    • конкретизировать задание, уточнить цель;

    • проверить исполнение и оценить в контексте задания.

    • изучить информацию по теме;

    • создать тематическую схему, иллюстрацию, график, диаграмму;

    • представить на контроль в установленный срок.

    • соответствие содержания теме;

    • правильная структурированность информации;

    • наличие логической связи изложенной информации;

    • аккуратность выполнения работы;

    • творческий подход к выполнению задания;

    • работа сдана в срок.

    14. Составление кроссвордов по теме и ответов к ним

    – это разновидность отображения информации в графическом виде и вид контроля знаний по ней. Работа по составлению кроссворда требует от студента владения материалом, умения концентрировать свои мысли и гибкость ума. Разгадывание кроссвордов чаще применяется в аудиторных самостоятельных работах как метод самоконтроля и взаимоконтроля знаний.

    Составление кроссвордов рассматривается как вид внеаудиторной самостоятельной работы и требует от студентов не только тех же качеств, что необходимы при разгадывании кроссвордов, но и умения систематизировать информацию. Кроссворды могут быть различны по форме и объему слов.

    Затраты времени на составление кроссвордов зависят от объема информации, ее сложности и определяются преподавателем. Ориентировочное время на подготовку одного кроссворда объемом не менее 10 слов – 1ч, максимальное количество баллов – 1.

    • конкретизировать задание, уточнить цель;

    • проверить исполнение и оценить в контексте занятия.

    • изучить информацию по теме;

    • создать графическую структуру, вопросы и ответы к ним;

    • представить на контроль в установленный срок.

    • соответствие содержания теме;

    • грамотная формулировка вопросов;

    • кроссворд выполнен без ошибок;

    • работа представлена на контроль в срок.

    15. Научно-исследовательская деятельность студента

    – этот вид деятельности предполагает самостоятельное формулирование проблемы и ее решение, либо решение сложной предложенной проблемы с последующим контролем преподавателя, что обеспечит продуктивную творческую деятельность и формирование наиболее эффективных и прочных знаний (знаний-трансформаций). Этот вид задания может выполняться в ходе занятий студента в кружке по дисциплине или планироваться индивидуально и требует достаточной подготовки и методического обеспечения.

    Роль преподавателя и роль студента в этом случае значительно усложняются, так как основной целью является развитие у студентов исследовательского, научного мышления. Такой вид деятельности под силу не всем студентам, планируя его, следует учитывать индивидуальные особенности студента. Более сложна и система реализации такого вида деятельности, более емки затраты времени как студента, так и преподавателя. В качестве кружковой работы могут быть подготовлены сложные рефераты, проведено микроисследование, изготовлены сложные учебные модели.

    Ориентировочные затраты времени на такие работы – 8 часов, максимальное количество баллов – 10.

    16. Формирование информационного блока

    – это такой вид самостоятельной работы, который требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, и оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих теоретические вопросы изучаемой проблемы (определение, структура, виды), а также практические ее аспекты (методики изучения, значение для усвоения последующих тем, профессиональная значимость) (приложение 12). Умение формировать информацию по теме в блоки развивает у студентов широкое видение вопросов, научное мышление, приучает к основательности в изучении проблем. Качественно изготовленные информационные блоки могут служить дидактическим материалом для изучения темы в процессе самоподготовки как самим студентом, так и его сокурсниками. Информационный блок может включать таблицы, схемы, рисунки, методики исследования, выводы.

    Затраты времени на составление информационного блока зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку – 2 ч, максимальное количество баллов – 4.

    Задание по составлению информационных блоков как вида внеаудиторной самостоятельной работы, планирующейся обычно после изучения темы в рамках семестра, когда она хорошо осмыслена. Оформляется письменно, ее объем не более двух страниц, контроль выполнения может быть произведен на практическом занятии путем оценки эффективности его использования для выполнения заданий.

    • определить тему, рекомендовать литературу;

    • дать консультацию по вопросу формы и структуры блока;

    • проверить исполнение и степень эффективности в рамках практического занятия.

    • изучить материал источника, выделяя главное и второстепенное;

    • установить логическую связь между элементами темы;

    • подобрать и записать основные определения и понятия;

    • дать краткую характеристику объекту изучения;

    • использовать элементы наглядности, выделить главную информацию в схемах, таблицах, рисунках;

    • сделать выводы, обозначить важность объекта изучения в образовательном или профессиональном плане.

    • соответствие содержания теме;

    • правильная структурированность информации;

    • наличие логической связи изложенной информации;

    • соответствие оформления требованиям;

    • аккуратность и грамотность изложения;

    • работа представлена в срок.

    17. Изготовление информационных моделей (одиночных) или блоков моделей

    – это вид самостоятельной работы, в которой кроме умения работать с информацией используются практические навыки по наглядному пространственному ее отображению. Создавая ту или иную модель, или блок моделей, студент уточняет известную ему информацию, переводит ее в объемную форму, усиливает зрительное восприятие деталей объекта изучения, конкретизирует строение и его структуру, либо отображает последовательность технологического процесса его изготовления. При изготовлении моделей используются приемы выделения деталей, используя цвет, цифры, наименования. К готовой модели создается пояснение – указатель. Готовая модель демонстрируется на занятиях с кратким пояснением либо представляется студентом в качестве наглядного пособия для самостоятельного изучения темы.

    Затраты времени на составление информационной модели зависят от объема работы по изготовлению, сложности обработки информации, индивидуальных навыков студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку одиночной модели – 2 ч, максимальное количество баллов – 3.

    Задания по изготовлению информационных моделей как вида внеаудиторной самостоятельной работы планируются после теоретического изучения темы и представляются на контроль на практических занятиях, включаются в демонстрационную часть самостоятельной работы по теме.

    • дать целевую установку на изготовление информационной модели, определить ее информационную значимость;

    • помочь в выборе материала для изготовления и выбора формы отображения информации;

    • консультировать при затруднениях;

    • дать оценку соответствия эталону и степени информативности модели.

    • собрать необходимую информацию об объекте изучения;

    • выбрать материал и технологию изготовления;

    • изготовить модель (модели);

    • выделить на модели, используя цифры и цвет, топографию элементов или особенности технологического этапа;

    • составить текстовое сопровождение;

    • представить в срок на контроль преподавателю.

    • соответствие содержания теме;

    • творческое исполнение задания;

    • практическая значимость модели и возможность ее использования на практических занятиях;

    • работа представлена на контроль в срок.

    18. Создание материалов-презентаций

    – это вид самостоятельной работы студентов по созданию наглядных информационных пособий, выполненных с помощью мультимедийной компьютерной программы PowerPoint (приложение 13). Этот вид работы требует координации навыков студента по сбору, систематизации, переработке информации, оформления ее в виде подборки материалов, кратко отражающих основные вопросы изучаемой темы, в электронном виде. То есть создание материалов-презентаций расширяет методы и средства обработки и представления учебной информации, формирует у студентов навыки работы на компьютере.

    Материалы-презентации готовятся студентом в виде слайдов с использованием программы Microsoft PowerPoint. В качестве материалов-презентаций могут быть представлены результаты любого вида внеаудиторной самостоятельной работы, по формату соответствующие режиму презентаций.

    Затраты времени на создание презентаций зависят от степени трудности материала по теме, его объема, уровня сложности создания презентации, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем.

    Ориентировочное время на подготовку– 1,5 ч, максимальное количество баллов – 2.

    Дополнительное задание по созданию материалов-презентаций вносятся в карту самостоятельной работы в динамике учебного процесса по мере необходимости и представляются на контроль на практических занятиях.

    • помочь в выборе главных и дополнительных элементов темы;

    •консультировать при затруднениях.

    • изучить материалы темы, выделяя главное и второстепенное;

    • установить логическую связь между элементами темы;

    • представить характеристику элементов в краткой форме;

    • выбрать опорные сигналы для акцентирования главной информации и отобразить в структуре работы;

    • оформить работу и предоставить к установленному сроку.

    • соответствие содержания теме;

    • правильная структурированность информации;

    • наличие логической связи изложенной информации;

    • эстетичность оформления, его соответствие требованиям;

    • работа представлена в срок.

    19. Составление анкет, вопросов интервью и беседы

    – это вид самостоятельной работы студентов по созданию методических средств для проведения психодиагностики (приложение 14). Данный вид заданий требует от студентов развитого критического мышления по осмыслению информации, ее структурированию на главные элементы и второстепенные, а также умения лаконично формулировать мысль и выражать ее в вопросной форме. Кроме того, использование разработанных студентом данных психодиагностических средств требует от него и развитых коммуникативных, перцептивных и интерактивных навыков.

    Анкета является методическим средством для получения первичной социально-психологической информации на основе вербальной коммуникации и представляет собой опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Интервью – метод социальной психологии, заключающийся в сборе информации, полученной в виде ответов на поставленные, заранее сформулированные, вопросы. Беседа – метод, предусматривающий прямое или косвенное получение психологической информации путем речевого общения. Задание должно включать не менее 10 вопросов.

    Затраты времени на подготовку данного задания зависят от объема информации, сложности ее структурирования, индивидуальных особенностей студента и определяются преподавателем (табл. 1).

    Ориентировочное время на подготовку – 1ч, максимальное количество баллов – 2.

    Задание может планироваться в рамках изучения одной темы или выполняться в процессе научно-исследовательской работы студента.

    • дать целевую установку на выполнение задания;

    • консультировать при затруднении;

    • изучить информацию по теме;

    • разработать вопросы анкеты, интервью или беседы;

    • оформить задание и представить на контроль в установленный срок.

    • соответствие вопросов теме;

    • охват всей проблематики темы;

    • корректная формулировка вопросов;

    • соответствие оформления требованиям;

    • работа представлена в срок.

    Ориентировочные затраты времени на выполнение заданий

    сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения. учителя); временнойрегламент (учебная. до 5 мин. кросс по слабопересеченной местности до 1 км до 8 миндо 10—12 минНа. Озвучивание мультфильма Работа с диктофоном Озвучивание мультфильма.

    до 10% объема времени. отведенного на предметные. сообщений. Создание письменного сообщения. Подготовка устного сообщения. см/мин. км/ч, м/мин. Единицы. поэзии и живописи. Озвучивание стихотворений и сказок. в установленной регламентом форме: ·о.

    Основная образовательная программа

    ; видеомонтаж и озвучивание видео сообщений. Указанные умения. на достижение баланса между временем освоения и временем. до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на. модели, методы и регламенты их применения. ИКТ.

    Основная образовательная программа

    на достижение баланса между временем освоения и временем. до 1 мин. Аудирование с пониманием основного содержания текста осуществляется на. сообщения для самостоятельного просмотра, в том числе видеомонтажа и озвучивания. методы и регламенты их применения.

    до 100) и порядковые (до. сообщений. Редактирование сообщений. Создание новых сообщений путём комбинирования имеющихся. С Создание структурированных сообщений. собственным озвучиванием. УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИНА РАЗЛИЧНЫЕ. мини -исследований и мини. регламентом.