Категория: Руководства
Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 16 июня 2014 г. N 03.04-606 "Об организации контроля за изменением массы воздушных судов"
Обзор документа
Письмо Федерального агентства воздушного транспорта от 16 июня 2014 г. N 03.04-606 "Об организации контроля за изменением массы воздушных судов"27 августа 2014
В связи многочисленными запросами авиапредприятий информирую.
Измерение массы и определение центровки ВС в процессе эксплуатации может выполняться организацией имеющей Сертификат соответствия Федеральным авиационным правилам "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", утвержденных приказом ФАС России N 41 от 19.02.1999 (ФАП-145) с разрешенной сферой деятельности измерение массы и определение центровки ВС.
В соответствии с требованием Doc 9760 Руководство по летной годности Добавление С к главе 5 "Инструктивный материал по контролю массы воздушного судна" и ГОСТ Р 54580-2011 "Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации Основные положения":
1. Измерение массы и определение центровки выполняются подготовленным и допущенным персоналом;
2. Весоизмерительная система и применяемые средства измерений при измерении массы и определении центровки ВС должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации, иметь свидетельство об утверждении типа средств измерений и проходить ежегодную поверку;
3. Измерение массы и определение центровки выполняется согласно:
- руководств по технической эксплуатации ВС (при наличии в них соответствующего раздела);
- методик измерения массы о определения центровки ВС разработанных или согласованных с предприятием-разработчиком ВС;
- технологий (инструкций) используемых в организациях по ремонту.
Зам. начальника Управления поддержания
летной годности воздушных судов
Согласно разъяснениям замерение массы и определение центровки воздушного судна в процессе эксплуатации могут выполняться организацией, имеющей Сертификат соответствия ФАП "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", с соответствующей разрешенной сферой деятельности.
Указанные работы выполняются подготовленным и допущенным персоналом. Весоизмерительная система и применяемые средства измерений должны быть внесены в соответствующий госреестр, иметь свидетельство об утверждении типа средств измерений и проходить ежегодную поверку.
При измерении массы и определении центровки следует применять следующие документы. Руководства по технической эксплуатации ВС (при наличии в них соответствующего раздела), методики, составленные предприятием-разработчиком ВС или согласованные с ним, а также технологии (инструкции), используемые в организациях по ремонту.
Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:
обеспечение авиационной администрации, организаций и предприятий гражданской авиации РФ, других заинтересованных сторон актуализированной типовой эксплуатационно-технической документацией, нормативными документами и правилами в области гражданской авиации, документами ИКАО и других международных организаций в отношении эксплуатации и поддержании летной годности ВС.
Задачи, решаемые ЦНМБ ГА:Документ PDF, 497 КБайт
Документ PDF, 497 КБайт
«О создании во ФГУП ГосНИИ ГА центральной нормативно-методической библиотеки гражданской авиации»Документ PDF, 497 КБайт
Документ PDF, 497 КБайт
«Об использовании базы данных электронных копий эталонных РЛЭ Центральной нормативно-методической библиотеки гражданской авиации»Документ PDF, 144 КБайт
Документ PDF, 144 КБайт
«О порядке контроля сверки РЛЭ»Документ PDF, 100 КБайт
Документ PDF, 100 КБайт
«Об использовании базы данных организационно-распорядительных и нормативных документов в области гражданской авиации России»
Летная годность ВС
(эксплуатационная документация)и управление БП ВС.
Андрей Петров ,к.т.н. член Группы экспертов ИКАО по летной годности,26 ноября 2007 года
Ранее я уже рассматривал здесь ряд важных, по моему мнению, проблем создания и оборота документации по эксплуатации авиатехники ( см. http://www.avia.ru/author/a35.shtml ). Многие из них сохранили свою актуальность и теперь. Кроме того, ужесточение требований ИКАО в отношении внедрения систем управления безопасностью полетов и использования английского языка в международной гражданской авиации только усложняет эти проблемы. В связи с этим я и предложил администрации сайта опубликовать некоторое дополнение к тем моим старым соображениям, подготовленное по материалам доклада на недавней Международной научно-технической конференции «Новые рубежи авиационной наук軦 (ASTEC-07, г. Москва, 19-23 августа 2007 г.)
1. ВведениеЛетная годность воздушного судна (ВС) обеспечивается в эксплуатации в рамках разработки и использования эксплуатантом эффективнойсистемы управления безопасностью полетов (СУБП).
Работы последних лет показали, что существует ряд "белых пятен" в нормативно-методическом обеспечении разработки и развития документации по безопасности полетов: от эксплуатационной документации в составе типовой конструкции ВС до системы документов СУБП эксплуатанта ВС, предусмотренной Приложением 6 к Чикагской конвенции ИКАО [1].
В докладе представлены результаты формирования и развития принципов обеспечения летной годности и методологии разработки и использования эксплуатационной и иной технической документации на этапах создания и эксплуатации ВС, вошедшие в известное в авиационном мире Руководство ИКАО по летной годности (Doc. 9760) [2].
Рассмотрены следующие области:
- методология обеспечения летной годности и конструкторская документация ВС;
- нормативные аспекты разработки и использования документации на ВС и документации эксплуатанта;
- язык документации и безопасность полетов.
2. Летная годность и управление безопасностью полетовБезопасность полетов это совокупность свойств авиационно-транспортной системы, которая определяет уровень рисков при производстве полетов ВС. Одним из основных элементов безопасности полетов является летная годность, которую можно определить как пригодность ВС или его составной части к полету. Летная годность включает (Рис. 1):
- соответствие типовой конструкции ВС нормам летной годности;
- соответствие конкретного экземпляра ВС его типовой конструкции; и
- готовность ВС к выполнению конкретного полета.
Рис. 1. Летная годность ВС.
Работы, необходимые для сохранения летной годности в процессе эксплуатации ВС, известны как поддержание летной годности и включают мониторинг безопасности ВС, его техническое обслуживание, ремонт и модификации.
Эти виды работ составляют значительную часть управления безопасностью в процессе эксплуатации и подлежат выполнению в соответствии с указаниями, содержащимися в документации по летной и технической эксплуатации ВС.
За годы разработки ВС появилась необходимость обеспечить выполнение большего числа новых функций, оказывающих критическое влияние на безопасность полетов, что в целом привело к усложнению бортовых систем, проектируемых для выполнения этих функций. Потребовалось также рассмотреть вопрос о потенциальной опасности, которую представляет для самолета и лиц, находящихся на его борту, потеря одной или более функций, выполняемых системой, или последствиях отказа этой системы, а также рассмотреть проблему взаимосвязи систем, выполняющих различные функции.
В большинстве случаев отказы ВС неизбежны. Все возможные отказы можно разделить на две группы:
- явные для летного экипажа при выполнении им своих обычных рабочих обязанностей, и
- скрытые (неявные), то есть не выявляемые экипажем в полете.
Все скрытые отказы должны своевременно выявляться и устраняться. Методы выявления скрытых отказов могут включать:
- использование систем контроля и предупреждения об отказах;
- проведение плановых работ по техническому обслуживанию (ТО), то есть проверок работоспособности или исправности подсистем или компонентов, которые включаются в указания по поддержанию летной годности (Instructions for continuing airworthiness - ICA)..
Что касается явных отказов, то в принципе любой единичный опасный отказ должен быть исключен, либо - при наличии конструктивных ограничений - вероятность такого отказа должна находиться в пределах норм летной годности, предусматривающих:
- приемлемую вероятность отказа;
- системы предупреждения и поддержки экипажа;
- наличие указаний по эксплуатации, включаемых в руководство, регламентирующее летную эксплуатацию (Aircraft flight manual - AFM), и другие документы по эксплуатации ВС;
- проведение плановых проверок исправности (предотказного состояния), если они возможны и эффективны, путем включения в ICA таких работ.
Явные отказы резервированных компонентов обычно не влияют на безопасность полета и работа с ними может строиться также, как со скрытыми отказами - должны определяться плановые восстановительные работы и периодичность их выполнения.
Эти работы имеют ту же физическую природу, что и работы по ТО, включенные в ICA, но они образуют отдельный эксплуатационный документ, хорошо известный как Типовой минимальный перечень оборудования (Master minimum equipment list - MMEL). Причина сходной природы скрытых и безопасных явных отказов резервированных систем связана с общностью в политике их восстановления. Для скрытых отказов период восстановления равен периодичности плановых проверок системы при ТО с последующим устранением отказов. Для явных же отказов эта периодичность равна разрешенному MMEL времени полетов с отказавшим компонентом (см. табл. 1 ниже).
Таблица 1. Принципы поддержания летной годности
Опасные явные "единичные" отказы
Документ по состоянию на август 2014 г.
В связи многочисленными запросами авиапредприятий информирую.
Измерение массы и определение центровки ВС в процессе эксплуатации может выполняться организацией, имеющей Сертификат соответствия Федеральным авиационным правилам "Организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники", утвержденным приказом ФАС России N 41 от 19.02.1999 (ФАП-145), с разрешенной сферой деятельности измерение массы и определение центровки ВС.
В соответствии с требованием Doc 9760 Руководство по летной годности Добавление С к главе 5 "Инструктивный материал по контролю массы воздушного судна" и ГОСТ Р 54580-2011 "Требования и процедуры по контролю массы воздушного судна в процессе технической эксплуатации. Основные положения":
1. Измерение массы и определение центровки выполняются подготовленным и допущенным персоналом;
2. Весоизмерительная система и применяемые средства измерений при измерении массы и определении центровки ВС должны быть внесены в Государственный реестр средств измерений Российской Федерации, иметь свидетельство об утверждении типа средств измерений и проходить ежегодную поверку;
3. Измерение массы и определение центровки выполняется согласно:
- руководств по технической эксплуатации ВС (при наличии в них соответствующего раздела);
- методик измерения массы и определения центровки ВС, разработанных или согласованных с предприятием - разработчиком ВС;
- технологий (инструкций), используемых в организациях по ремонту.
Начальник
Управления поддержания летной
годности воздушных судов
М.В.БУЛАНОВ
Министерство транспорта Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА
от 16 сентября 2008 года N БЕ-115-р
О введении Инструкции по контролю массы воздушных
судов отечественного и зарубежного производства
С целью выполнения положений документа ИКАО "Руководство по летной годности DOC 9760 АМ/967 (том 1, дополнение С к главе 5 "Инструктивный материал по контролю массы ВС) ГосНИИ ГА разработана Инструкция по контролю массы воздушных судов отечественного и зарубежного производства.
Для совершенствования организации работ и устранения замечания инспекторской группы ИКАО при проверке в 2003 году состояния работ по обеспечению безопасности полетов
1. Ввести в действие с 01.01.2009 Инструкцию по контролю массы воздушных судов отечественного и зарубежного производства.
2. Возложить на ФГУП ГосНИИ ГА научно-методическое руководство и сопровождение работ согласно Инструкции.
3. Контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Электронный текст документа
подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:
рассылка