Категория: Руководства
Челябинск, 2010. 146 с.
В сборнике дано систематическое изложение основных методических и практических вопросов деятельности педагога-психолога в дошкольных и школьных образовательных учреждениях. Оформление документации, протокол психодиагностического обследования, психологическая характеристика и психологическое заключение, алгоритм составления справки (заключения) по результатам психодиагностических исследований, психолого-педагогическая карта развития и многое другое.
Мне в этом плане в своё время очень повезло, потому что когда предстояло начать работу педагогом — психологом в школе, то у нас в районе второй год работал психологический центр, который обеспечивал методическое сопровождение специалистов в школах и детских садах. Конечно, приходилось «прокладывать» и свои пути-дорожки в работе, поэтому опыт есть, и я готова поделится им с вами.
Дальше я опишу шаги, которые нужно будет сделать в первую очередь.
1. Изучить правовую базу (вспомнить, если вы изучали её, когда учились):
В каждом образовательном учреждении есть правила внутреннего распорядка, с которыми вас ознакомит директор, и которые вам необходимо будет исполнять.
2. Составить и согласовать с директором ОУ
График и циклограмма работы, должностные обязанности заверяются директором или заведующей.
3. Вам нужно знать цели и задачи школы и под эти цели и задачи составить свой план работы. План педагога-психолога является частью общешкольного годового плана и также утверждается и подписывается директором.
4. У педагога-психолога двойное подчинение. по административной линий -директору школы или заведующей детским садом, а по методической -районному, городскому или краевому психологическому центру, если таковые существуют на вашей территории.
Обычно ваши документы согласовываются и с руководством центра.
5. Заведите отдельную папку для документов,куда вы можете вложить:
Не так давно на базе московских дошкольных учреждений появились вариативные формы дошкольного образования. Одним из таких структурных подразделений является Центр игровой поддержки ребенка, разработанный сотрудниками ЦПМСС “Лекотека” совместно с кафедрой клинической психологии раннего детства МГППУ.
Концепция Центра игровой поддержки предполагает осуществление психолого-педагогической деятельности, направленной на всестороннее развитие детей в возрасте от 1 до 3 лет, на основе современных методов организации игровой деятельности. Кроме того, данное структурное подразделение призвано, если не решить полностью, то хотя бы наметить подходы к решению сразу нескольких актуальных проблем в нашем социуме. Таких, как например, увеличение очередности в дошкольные образовательные учреждения, сокращение объема игровой деятельности детей в детских садах вследствие вытеснения ее учебной деятельностью, несовершенство системы по сопровождению семьи и обучение родителей игровым приемам в занятиях с детьми.
Для организации деятельности Центра, реализации его целей и основных задач в штатное расписание структурного подразделения непременно должен быть включен педагог-психолог.
Отмечено, что сегодня не хватает систематизированного теоретического и практического материала по работе педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Данная статья не претендует на исчерпывающее освещение поднятой темы и на полное руководство по работе педагога-психолога в структурном подразделении. Наш обзор призван помочь начинающим молодым специалистам грамотно выстроить начальные этапы своей работы и наметить первые шаги на профессиональном поприще.
“Начинать любую работу стоит со сбора информации”.
Это своего рода подготовительный этап работы. важность которого невозможно переоценить. Не стоит жалеть времени на поиски необходимых данных, – они пригодятся, вне всякого сомнения. Информация нужна разнообразная и лучше с самого начала позаботиться о том, чтобы она была четко распределена и классифицирована. В соответствии с основными направлениями профессиональной деятельности, педагог-психолог создает свою базу данных, постоянно пополняя ее новой информацией. Например, папка под названием “Нормативная документация ” включает в себя нормативно-правовую базу (приказы, положения, приложения к приказу, постановление СанПиН), нормативные документы, регламентирующие деятельность психолога.
Блок “Мониторинг развития ” содержит диагностический инструментарий (диагностические методики Стребелевой Е.А. Смирновой Е.О. Печоры К.Л. Роньжиной А.С. скрининг RCDI, тесты и опросники для работы с родителями и педагогами, стимульный материал для диагностического обследования, бланки обследования, протоколы, показатели возрастных норм развития, методические рекомендации).
Папка “Индивидуальный маршрут развития ” включает в себя сетки и шаблоны планов индивидуальной работы, программы индивидуальной работы, бланки и листы индивидуальной работы, схемы внутреннего и внешнего образовательного маршрута, конспекты индивидуальных сеансов.
В папке “Развивающая и коррекционная работа ” хранятся картотеки игр и упражнений, описания методов и методик развивающе-коррекционной работы, реестр технологий и пособий.
Раздел “Работа с родителями ” включает конспекты консультаций для родителей, анкеты, бланки и опросники, рекомендации по результатам психологической диагностики ребенка, подборки литературы по проблемам развития, психологические тесты, информационные папки.
Раздел “Психопрофилактика и просвещение ” содержит конспекты групповых консультаций, раздаточные информационные листы, презентации и стендовую информацию, повышающую психологическую компетентность участников педагогического процесса.
Блок “Организационно-методическая работа ” включает график и циклограмму работы, перспективный план на год и календарные планы, программы (основная для образовательного учреждения и дополнительные для Центра), список детей на сопровождении, журнал учета проведенной работы, журнал групповой работы, аналитический, статистический отчеты, перечень используемых психологических методик, пакет документов на детей (психологическая карта ребенка, анкета, регистрационный лист, анамнез, протоколы проведенного обследования, заключения специалистов, индивидуально-ориентировочная программа), портфолию и архив.
Папка “Документация специалиста ” содержит документы, которые заверяются руководителем образовательного учреждения: должностную инструкцию педагога-психолога, график и циклограмму работы, копию годового плана работы структурного подразделения, календарный план на месяц, аналитический и статистический отчет, журнал учета проведенной работы, годовой план работы педагога-психолога, списки детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения.
Часть материала может быть в распечатанном виде, а другая в электронном, но лучше, если у педагога-психолога она будет в наличии и в том и в другом варианте. Информация собирается из литературы по психологии и педагогике, из методической литературы и Интернет-ресурсов. Также существенную помощь могут оказать Интернет-сообщества, ассоциации практикующих специалистов и форумы, где можно получить краткую консультацию по вопросам содержания и организации профессиональной деятельности.
Данный вид профессиональной деятельности также относится к организационно-методической и аналитической деятельности. Он предполагает, что специалист планирует свой рабочий день, определяет цели и задачи работы с участниками педагогического процесса, определяет методы, приемы и формы их достижения. А также, что педагог-психолог содержит в порядке (регулярно заполняет, ведет) и по первому требованию представляет руководству рабочую документацию. Так, соответствующая папка “Документы педагога-психолога” включает в себя:
Пакет документов на детей содержит: психологическую карту ребенка, анкету, регистрационный лист и анамнез, которые заполняет родитель, протоколы проведенного обследования, выписка из медицинской карты, справка из поликлиники (хранится у медсестры), договор с родителями, заключения специалистов (особенно психоневролога, невролога), а также индивидуально-ориентировочную программу или план работы с ребенком (Приложение 1 ).
“Формы работы педагога-психолога с детьми”.
Основными формами работы с ребенком и семьей являются индивидуальные и подгрупповые игровые сеансы. План индивидуальной работы представляет собой составленный педагогом-психологом цикл развивающих сеансов, имеющий свою динамику. Игры и упражнения предлагаются с усложнениями, если ребенок не справляется или теряет интерес, задание упрощается. Каждое задание сопровождается наглядным показом способа действия и речевой инструкцией, максимально понятной для детей. Усложнения заданий, которое происходит с каждым игровым сеансом, позволяет отследить динамику психического развития и учитывать зону ближайшего развития ребенка. Кроме того, учитывается ведущая деятельность ребенка и особенности взаимодействия ребенка и взрослого. Примерный алгоритм игрового сеанса представлен в приложении (Приложение 2 ). Индивидуальный игровой сеанс длится от 30 до 50 минут. Продолжительность зависит от возраста ребенка, его психофизических особенностей и личностных характеристик. Длительность цикла индивидуальных игровых развивающих сеансов также может варьироваться от 6 сеансов до 12 игровых сеансов. При необходимости количество встреч увеличивается или ребенок берется на повторный цикл развивающих сеансов. Цикл сеансов сопровождается мониторингом детского развития. Кроме того, сформированные навыки и умения обязательно должны закрепляться дома, посредством специально организованных игровых сеансов самими родителями.
Групповая работа с детьми организовываемся из расчета 3–8 человек в подгруппе. Продолжительность группового сеанса составляет 1 час с обязательными перерывами между разными видами деятельности. Между разными видами деятельности обязательно делается перерывы по 5–10 мин. для отдыха и свободной игры по инициативе детей. Подробная схема группового игрового сеанса представлена в приложении (Приложение 3 ).
Игровые сеансы в Центре игровой поддержки ребенка проводятся в течение учебного года, то есть с сентября по май. Индивидуальные развивающие сеансы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые 2–3 раза в неделю.
“Рабочее место педагога-психолога – это кабинет”.
Организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания как со стороны самого специалиста, так и со стороны администрации. За материальную сторону ответственна администрация учреждения, что оговаривается при подписании договора о приеме педагога-психолога (как и других специалистов) на работу. Тем не менее, реальная ситуация финансирования часто способствует тому, что специалистам приходится заниматься самофинансированием. Такой вариант наиболее распространен в практике дошкольных учреждений и требует, кроме всего, временных и энергетических затрат работников. В таком случае считается справедливым то, что при уходе на иное место работы или при оформлении отпуска по уходу за ребенком, специалист забирает с собой все материалы, игровые средства и пособия, приобретенные за его счет (чеки от покупок желательно сохранять).
При организации кабинета необходимо исходить из реальных возможностей. Оптимальным вариантом является наличие небольшого помещения, специально отведенного под кабинет педагога-психолога. Цветовое решение должно быть мягким (в голубых, зеленых, кремовых тонах). По возможности кабинет должен располагаться в отдалении от медицинского и административного кабинетов, от музыкального и физкультурного залов. Близость к первым двум может препятствовать приходу и возникновению боязни, близость же к спортивному или музыкальному залу повышает уровень шума в кабинете, что может негативно сказываться на устойчивости внимания клиента. Основной принцип оформления помещения – ничего лишнего [2].
Оборудование кабинета практического психолога определяется задачами и целями психологической деятельности. Первая профессиональная зона – пространство взаимодействий с детьми. Оно обеспечивается средствами для предметно-дидактической, изобразительной, конструктивно-моделирующей, двигательно-координационной, двигательно-релаксационной и имитационно-игровой деятельности. Вторая профессиональная зона – пространство взаимодействий с взрослыми (родители, воспитатели, педагоги) [1]. Третья профессиональная зона обеспечивается средствами для интерпретационной и организационно-планирующей деятельности психолога.
При поступлении молодого специалиста на работу необходимо обговорить с администрацией временные рамки адаптационного периода. Обычно он составляет 2–3 месяца. Это время предназначено для первичного поверхностного “погружения” специалиста в проблематику взаимоотношений в коллективе, налаживания контактов, знакомства с детьми и родителями, анализа запросов, изучения деятельности предшественника (если таковой был).
Каждый психолог, приходя в новый коллектив, сталкивается с рядом типичных для большинства его коллег проблем:
Кроме того, многое зависит от того, какую позицию занимает психолог в коллективе: “При руководителе”, “Самый умный”, “Сам по себе”, “Один из нас”, “Палочка-выручалочка”. Лучший вариант – придерживаться нейтрально-доброжелательной позиции, постараться не попасть под влияние группировки или отдельного коллеги и отслеживать, когда происходит соскальзывание в какую-либо из вышеперечисленных позиций. Неоценимую помощь здесь может оказать независимый коллега-психолог, имеющий опыт работы и согласившийся выполнять роль временного супервизора, а также обсуждение сложных ситуаций со знакомыми практикующими психологами.
“Начинаем общение с родителями детей”.
Большую часть своего практического рабочего времени педагог-психолог проводит в системе “тройственного союза” – “Мать – Дитя – Специалист”. Поэтому особого внимания заслуживает проблема самопрезентации начинающего специалиста родителям детей, зачисленных на сопровождение структурного подразделения. Конечно, наилучший вариант – это когда нового специалиста представит кто-нибудь из педагогического коллектива, если же такой возможности нет, педагог-психолог представляется сам. Самопрезентация не должна быть слишком долгой, достаточно назвать свое имя, напомнить занимаемую должность, кратко перечислить основные направления работы, проинформировать о времени, когда можно обраться за консультацией. Специалист должен сам позаботиться о своем профессиональном росте и востребованности: вывесить стендовую информацию о себе, расклеить приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовывать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема. Стендовая информация, например, может быть такого содержания: “Уважаемые родители!
В Центре игровой поддержки ребенка “Солнышко” работает педагог-психолог Иванова Елена Владимировна. Специалист проводит развивающие игровые сеансы и психологические консультации по вопросам детского развития. Обратиться к специалисту можно в приемные часы …”
Далее следует указать удобное для приема время и номер кабинета. Еще один важный момент – это общение с родителями. Педагог-психолог может и сам выступать инициатором бесед, коротких диалогов, а в последствии, приглашать уже заинтересовавшихся родителей для более обстоятельного разговора по поднятой теме.
Также можно привлечь внимания родителей к своей профессиональной деятельности проведением лекториев, семинаров или групповых консультаций. Необходимо заранее оповестить родителей и педагогов о том, что вами запланирована лекция, а также разместить объявления такого рода: “Дорогие родители!Педагог-психолог ЦИПР Иванова Елена Владимировна проводит лекции и семинары по наиболее актуальным вопросам развития детей раннего возраста. Мы будем рады видеть Вас на наших семинарах!”
“Какие игрушки выбирать для игровых сеансов?”
Теперь обратим внимание на необходимый набор игровых средств для работы с детьми, и на то, какими они должны быть. По мнению многих специалистов, материал для изготовления игровых средств имеет огромное значение. Дети многое познают с помощью осязания и тактильных ощущений. Поэтому игровые средства должны быть хорошего качества, естественных цветов и нести в себе развивающий потенциал. Перечислим развивающие свойства, которыми должны обладать игровые средства:
Вот примерный набор игровых средств. который чаще всего используются нами в работе и которые мы рекомендуем включать в домашние занятия с детьми:
Комплект материалов по изобразительной деятельности на каждого ребенка включает в себя: альбом или папку белой бумаги (формата А4); цветной картон (набор); двустороннюю цветную бумагу; клей-карандаш и клей ПВА; простой карандаш; набор гуашевой краски (основные цвета); набор мягкого или воскового пластилина (мягкость – главное требование); ватные шарики или диски; ватные палочки; тонкую кисть с мягким ворсом и толстую кисть с жестким ворсом. Кроме того, необходимо также иметь комплекты развивающих пособий для работы с детьми раннего возраста и настольно-печатные игры.
В заключение перечислим еще некоторые важные моменты, которые тоже необходимо учесть начинающему специалисту в своей работе. Чтобы избежать рутины в ведении текущей документации, лучше заполнять журналы в конце каждого рабочего дня. В конце месяца останется только проанализировать эффективность работы. Это существенно сэкономит затраты сил и времени при написании статистического и аналитического годового отчета. Педагогу-психологу, кроме того, стоит присутствовать на игровых сеансах других специалистов Центра. В начале учебного года это позволит провести следящую диагностику развития детей, протекания адаптации, а также отследить динамику развития детей в течении всего учебного года. Составление конспектов игровых сеансов позволяют составить индивидуальный план или программу развивающей работы с детьми, учитывая возрастные и индивидуальные особенности. Это также существенно сэкономит силы и время, а при составлении индивидуального плана останется подобрать подходящие и соответствующие целям, конспекты. Алгоритм составления такого конспекта приведен в приложении (Приложение 4 ).
Подводя итог, скажем еще несколько слов о личности и качествах педагога-психолога в Центре игровой поддержки. Работа с детьми раннего возраста, как никакая другая область педагогики и психологии, требует от человека достаточно развитого уровня рефлексии, эмпатии, безоценочного принятия как ребенка, так и его родителей, готовности к непринужденному и непосредственному общению с ребенком, его самовыражениям и самопроявлениям, эмоциональности и открытости. И, не менее важное, – способности искренне и по-детски удивляться этому миру и маленьким людям в нем.