Руководства, Инструкции, Бланки

форма акта камеральной налоговой проверки образец заполненный img-1

форма акта камеральной налоговой проверки образец заполненный

Категория: Бланки/Образцы

Описание

One Two Start

Камеральные и выездные налоговые проверки Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка - вид налогового контроля, проводимого в отношении сданных деклараций и расчетов. Порядок проведения камеральной налоговой проверки устанавливает статья 88 Налогового кодекса РФ (НК РФ). Основные этапы проведения камеральной налоговой проверки отражены в таблице 1.

После представления в инспекцию отчета автоматически начинается его камеральная проверка. Узнать о ее проведении вы сможете только в том случае, если в декларации обнаружены ошибки, тогда инспекция запросит у вас пояснения либо станет проводить дополнительные мероприятия контроля (истребование документов, привлечение экспертов и др.).

Основные этапы проведения камеральной налоговой проверки

Представление в налоговую инспекцию декларации или расчета

Начинается камеральная проверка, которая проводится в течение трех месяцев со дня, следующего за днем подачи декларации. (расчета).

Автоматический контроль и сверка контрольных соотношений в отчетности

Если расхождений и недочетов не выявлено, проверка завершается, акт по результатам не составляется, никакое решение не оформляется.

Если обнаружены недочеты:

- о выявленных ошибках сообщается налогоплательщику с требованием в течение 5 дней предоставить пояснения или внести исправления в отчетность;

- проводятся мероприятия налогового контроля (запрашиваются подтверждающие документы, проводятся опросы и осмотры помещений, назначаются встречные проверки и др.)

Инспекторы могут сначала запросить пояснения либо одновременно и запросить пояснения, и начать проводить дополнительный контроль.

В результате проверки, а также по результатам предоставленных налогоплательщиком пояснений нарушений законодательства не выявлено

Акт камеральной налоговой проверки не составляется. Решение о результатах проверки не выносится.

Исключение – камеральная проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения НДС.

Обнаружены нарушения законодательства о налогах и сборах

В течение 10 рабочих дней после окончания проверки выносится акт камеральной налоговой проверки.

Не позднее 5 рабочих дней с даты составления акта, документ вручается налогоплательщику.

Рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки, выявившей нарушения законодательства

После получения акта проверки в течение 15 рабочих дней налогоплательщик вправе предоставить возражения на акт камеральной проверки.

Материалы проверки, а также полученные от налогоплательщика возражения рассматриваются в течение 25 рабочих дней, после чего принимается решение о результатах проверки (срок может быть продлен на один месяц).

Принятие решения по результатам камеральной налоговой проверки (в том случае, если контроль обнаружил нарушения)

- о привлечении налогоплательщика к ответственности

- об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности.

В течение 5 рабочих дней после вынесения решения документ вручается налогоплательщику.

Срок проведения камеральной налоговой проверки – три месяца со дня представления отчета.

Приступить к контролю инспектор может в любой день после сдачи вами декларации, так как закон не определяет конкретную дату начала проведения проверки ( письмо Минфина России от 19 июня 2012 г. № 03-02-08/52 ). Но независимо от дня фактического начала проверки трехмесячный срок рассчитывается со дня, следующего за днем представления отчетности ( п. 2 ст. 6.1, п. 2 ст. 88 НК РФ ). Сроки камеральной налоговой проверки не могут быть продлены – Налоговый кодекс продления не предусматривает ( письмо Минфина России от 18 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-75 ). Это означает, что все действия, связанные с проверкой (истребование пояснений, документов и т.п.) инспектор вправе совершать только в пределах трех месяцев со дня подачи отчетности ( постановление Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 17 ноября 2009 г. № 10349/09 ).

Проверка не связана с периодом, за который сдается отчет. Камеральные налоговые проверки в 2013 году могут проводиться даже в отношении деклараций 2011 и даже 2010 годов. Если вы представите уточненные декларации за старые периоды с даты сдачи «уточненки», то начнется ее камеральная проверка. Если в период камеральной проверки вы представите уточненную декларацию, тогда проверка ранее поданной декларации автоматически прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Прекращение контроля означает прекращение всех действий инспекции в отношении ранее поданного отчета. А вот документы и сведения, которые были получены в рамках прекращенной проверки, могут быть использованы при проведении мероприятий налогового контроля в отношении налогоплательщика ( п. 9.1 ст. 88 НК РФ ).

Оформление результатов камеральной налоговой проверки предусматривается только в том случае, когда выявляются факты нарушения законодательства. Если инспекция не выявила ошибок, то составлять акт камеральной налоговой проверки не нужно ( ст. 88, ст. 100 НК РФ ). Инспекция не обязана уведомлять организацию (предпринимателя) о завершении проверки ( письмо УФНС России по г. Москве от 21 мая 2009 г. № 20-14/4/051403 ). Исключение – камеральная проверка декларации по НДС с применением заявительного порядка возмещения налога. В этом случае инспекция обязана письменно сообщить об окончании камеральной проверки и об отсутствии выявленных нарушений законодательства. Сделать это она должна в течение семи рабочих дней после завершения камеральной проверки ( п. 12 ст. 176.1 НК РФ ).

В случае выявления нарушений законодательства в течение десяти дней после окончания камеральной проверки составляется акт по форме, утвержденной приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892@. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений. При этом документы, полученные от лица, в отношении которого проводилась проверка, к акту не прилагаются.

Будет ли составляться акт камеральной налоговой проверки, к примеру, если выявлены нарушения, которые не привели к занижению сумм налога? Да, акт составляется в каждом случае, когда устанавливается факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах. При этом не играет роли, обнаружена недоимка по налогу или нет, кодекс подобного условия не оговаривает ( п. 5 ст. 88 НК РФ ).

Заполненный акт камеральной налоговой проверки в течение пяти дней с даты его составления вручается лицу, в отношении которого проводилась проверка, или его представителю под расписку. Акт может быть передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его представителем). Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, этот факт отражается в акте и документ направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В этом случае датой вручения акта считается шестой день с даты отправки заказного письма ( п. 5 ст. 100 НК РФ ).

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка осуществляется в отношении каждой сданной декларации. Порядок отбора кандидатов для выездной проверки Налоговый кодекс не устанавливает. При составлении плана выездных налоговых проверок инспекторы основываются на внутренних регламентах. Тем не менее, оценить вероятность проверки можно. В приказе ФНС России от 30 мая 2007 г. № ММ-3-06/333@ (в редакции приказа ФНС России от 10 мая 2012 г. № ММВ-7-2/297@ ) официально опубликованы критерии, используемые при отборе объектов, в отношении которых назначается проведение выездной налоговой проверки. Поводом, в частности, может стать низкая зарплата сотрудников, отражение в отчетности убытков в течение нескольких лет подряд, частая смена местонахождения налогоплательщика.

Инспекторы не обязаны заранее сообщать о предстоящей проверке ( письмо ФНС России от 18 ноября 2010 г. № АС-37-2/15853 ). Общение с проверяющими начинается с того, что они предъявляют вам решение о проведении проверки и свои служебные удостоверения. На основании этих документов инспекторы вправе получить доступ в помещения налогоплательщика ( ст. 91 НК РФ ). Инспекторы, чьи имена не названы в решении, не могут проводить у вас проверку.

Общий порядок проведения выездной налоговой проверки устанавливает статья 89 НК РФ. Выездная налоговая проверка проводится в помещении налогоплательщика. Но если вы не можете предоставить помещение, то проверка проводится в помещении налоговой инспекции. Таким образом, выездная налоговая проверка ИП не будет проводиться у него дома (по месту прописки), если, к примеру, у индивидуального предпринимателя нет офиса. Об отсутствии возможности предоставить проверяющим помещение нужно письменно сообщить контролерам. На основании заявления налогоплательщика принимается решение о проведении проверки в помещении инспекции.

Этапы проведения выездной налоговой проверки перечислены в таблице 2. Официально проверка начинается со дня вынесения решения о назначении проверки. Если инспекторы пришли к вам позже даты, указанной в решении о проверке, то это не является основанием для продления срока. Ориентироваться нужно на дату решения о выездной налоговой проверке.

В решении обязательно должен быть указан период проведения проверки. Инспекторы могут проверить трехлетний период, который предшествует году вынесения решения о проведении проверки. Это означает, что выездные налоговые проверки в 2013 году могут охватить период с 2010 по 2012 годы, включительно (если решение о проверке принято в 2013-м году). Проверить деятельность за 2009 год инспекторы уже не смогут. А вот запрета на проведение проверок текущего года в кодексе нет ( п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ № 5 от 28 февраля 2001 г. ) Таким образом, инспекция вправе проверить налоговые и отчетные периоды года, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Основные этапы проведения выездной налоговой проверки

Другие статьи

Скачать образец акта налоговой проверки

Акт налоговой проверки образец бланк

Вводная часть содержит в себе дату, наименование проверяемой организации, период проверки, проверяемые документы и прочая информация, которая описывает проводимую проверку.

В описательной части идет раскрытие информации об обнаружении нарушений, либо их отсутствии.

Поскольку описательная часть является довольно емкой, то к ее составлению есть требования в виде объективности вынесенного решения.

Если найдены нарушения, то при их выявлении и описании следует обосновывать принятое решение. Также информация о нарушениях должна быть отражена в полном объеме.

После прочтения акта, у лиц не должно возникать сомнения по поводу изложенной информации. Таким образом, она должна быть написана доступным языком, чтобы избежать неправильного восприятия и двоякого толкования хода проверки и ее результатов.

И наконец, итоговая часть акта. В ней подводятся итоги по проведенной проверке. Делаются выводы и рекомендации.

После составления акта, его подписывают лица его составляющие, и лицо, которое проверяли.

Акт составляется в 2 экземплярах, один остается в ИФНС, второй - у проверяемого лица.

Ниже расположен типовой бланк и образец акта налоговой проверки, вариант которого можно скачать бесплатно.

Акт камеральной налоговой проверки (образец заполнения)

Акт камеральной налоговой проверки (образец заполнения) АКТ N 12 КАМЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Общества с ограниченной ответственностью "Аноним" ИНН/КПП

Мною, старшим государственным налоговым инспектором отдела камеральных проверок N 1 инспекции Федеральной налоговой службы проведена камеральная налоговая проверка на основе уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость Общества с ограниченной ответственностью "Аноним" ИНН/КПП (ООО "Аноним"), представленной 01.12.2011 за II квартал 2011 г.

Проверка проведена в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, иными актами законодательства о налогах и сбора. (Текст N 1 "Не по форме")

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.2. Место нахождения организации (филиала, представительства):

1.3. Настоящая камеральная налоговая проверка проведена на основе налоговой декларации.

1.4. В ходе камеральной налоговой проверки проведены следующие мероприятия налогового контроля:

1.5. Основные виды деятельности:

1.6. Среднесписочная численность:

1.7 Сведения об учредителях:

2. НАСТОЯЩЕЙ ПРОВЕРКОЙ УСТАНОВЛЕНО СЛЕДУЮЩЕЕ:

2.1 Установлено, что счета-фактуры подписаны неустановленным лицом. (2)

2.2. Генеральный директор назначен сторонним человеком. (3)

2.3. Компанией не представлены истребованные документы, таким образом, инспекция имеет право полагать, что ООО "Аноним" не проводило анализ дееспособности контрагента и не запрашивало соответствующие документы у него. (4, 5)

2.4. Выявлена неуплата контрагентом налога с реализации. В соответствующую инспекцию направлено информационное письмо. (6)

2.5. Компания не проявила должную осмотрительность в выборе поставщиков. (7)

2.6. Среднесписочная численность организации - 1 человек. По данным баланса основные средства у организации составляют 0 руб. Соответственно, организация не имеет возможности оказывать услуги или выполнять работы. (7)

2.7. Контрагент сдает единую (упрощенную) декларацию - нулевую отчетность и декларации по НДС - нулевые. (8)

2.8. Деятельность компании экономически необоснованна. (9)

2.9. Не поступили ответы от банков, следовательно, оплата товара не производилась. (10)

Таким образом, применение налоговых вычетов по НДС не обоснованно.

3. ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПРОВЕРЯЮЩЕГО ПО УСТРАНЕНИЮ ВЫЯВЛЕННЫХ НАРУШЕНИЙ

3.1. Всего по результатам настоящей проверки установлено:

3.1.1. Неуплата (неполная уплата, неперечисление в бюджет) налога за период в сумме:

3.1.2. Завышение налога на добавленную стоимость, предъявленного к возмещению из бюджета:

3.1.3. Исчисление в завышенном размере суммы налога:

3.2. По результатам проверки предлагается:

3.2.1. Взыскать с ООО "Аноним" налоги и пени.

3.2.2. Внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета.

3.2.3. Привлечь ООО "Аноним" к налоговой ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом Российской Федерации:

Приложения: на 6 листах.

В случае несогласия с фактами, изложенными в настоящем акте камеральной налоговой проверки, а также с выводами и предложениями проверяющего Вы вправе представить в течение 15 дней со дня получения настоящего акта в инспекцию письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом Вы вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Камеральная проверка расчета 6-НДФЛ - Бухгалтерия Онлайн

27 апреля бухгалтеры смогут бесплатно посмотреть вебинар, посвященный камеральной проверке расчета 6-НДФЛ

В следующую среду, 27 апреля «Контур.Школа » приглашает бухгалтеров на бесплатный вебинар, где можно будет узнать о том, как проводятся камеральные проверки расчета 6-НДФЛ и налоговых деклараций (по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество). Для участия в этом вебинаре пользователю достаточно пройти процедуру регистрации .

27 апреля (время московское)

Контрольные соотношения в 6-НДФЛ и другой налоговой отчетности. Готовимся к камеральным проверкам

По итогам I квартала 2016 года налогоплательщикам предстоит сдать новый отчет по форме 6-НДФЛ. Недавно ФНС России опубликовала новые контрольные соотношения, по которым будут проверять данный расчет (письмо от 10.03.16 № БС-4-11/3852). К слову, с момента утверждения контрольных соотношений (с декабря 2015 года) это уже третье обновление. Участники вебинара узнают о том, как налоговики будут применять контрольные соотношения при проверке расчета 6-НДФЛ. Рекомендации лектора помогут бухгалтерам самостоятельно выявить возможные ошибки при заполнении формы.

Отдельный блок вебинара будет посвящен камеральным проверкам деклараций по налогу на прибыль, НДС и налогу на имущество. Также лектор расскажет о том, какие документы инспекторы вправе запрашивать во время проверки, и подскажет, как правильно отвечать на вопросы проверяющих. Кроме этого, слушатели лекции узнают о том, какие меры ответственности грозят нарушителям в 2016 году.

Тема 14

/ Тема 14. Налоговый контроль 2010
Тема 14. Налоговый контроль и ответственность налогоплательщиков 2010
Содержание
1. Цели и задачи налогового контроля, функции Федеральной налоговой службы Российской Федерации
2. Понятие и виды налоговых проверок
3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
4. Порядок проведения выездной налоговой проверки
5. Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение
Вопросы для повторения
Библиографический список
1. Цели и задачи налогового контроля, функции Федеральной налоговой службы Российской Федерации

Одна из основных целей налогового контроля – это препятствование уходу от уплаты налогов. Уход от уплаты налогов – явление, известное еще с древности, как реакция на чрезмерное налогообложение.

Как следует из содержания соответствующих статей первой части Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) основной целью налогового контроля является контроль за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов.

Задачами налогового контроля являются:

проверка наличия всех установленных налоговым законодательством форм отчетности и документов, наличия и правильности заполнения обязательных реквизитов, предусмотренных правовыми актами;

проверка достоверности поступивших сведений;

проверка правильности исчисления налоговой базы;

обнаружение ошибок, приводящих к занижению исчисленных сумм налогов и сборов;

привлечение налогоплательщиков к ответственности за нарушение налогового законодательства Российской Федерации.

Контрольные функции в области налогообложения в настоящее время выполняет Федеральная налоговая служба России (далее ФНС России), которая является федеральным органом исполнительной власти.

ФНС России находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации и имеет вертикальную структуру. В ее состав входят ФНС России на федеральном уровне, управления Службы по федеральным округам и субъектам РФ, инспекции Службы по районам, районам в городах, городах без районного деления, инспекции Службы межрайонного уровня. В совокупности – это единая централизованная система налоговых органов.

В соответствии с НК РФ Положением о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.04 № 506) определены следующие ее основные функции:

контроль и надзор за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а также иных обязательных платежей;

контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;

контроль и надзор за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов;

осуществление государственной регистрации юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;

представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства РФ о налогах и сборах, налоговые органы РФ в десятидневный срок со дня выявления указанных обстоятельств должны направлять материалы в органы внутренних дел для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. В этом случае проверку организаций и физических лиц проводят органы внутренних дел в соответствии с инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел от 16.03.04 г. № 177 «Об утверждении инструкции о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах».

2. Понятие и виды налоговых проверок

Налоговые органы осуществляют налоговый контроль путем проведения налоговых проверок.

Налоговая проверка – это совокупность действий налогового органа по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов в соответствующий бюджет.

Выявление нарушений законодательства РФ о налогах и сборах производится на основе сопоставления данных, полученных в результате проведения налоговых проверок, с данными налоговых деклараций, представленных в налоговые органы.

Проверки, которые проводятся налоговыми органами, можно классифицировать по различным основаниям.

В зависимости от объема проверяемой документации и места проведения налоговые проверки делятся на камеральные и выездные.

Камеральная налоговая проверка – это проверка налоговых расчетов после принятия их должностными лицами налогового органа. Она проводится по месту нахождения налогового органа.

Выездная налоговая проверка – это более глубокая проверка полноты и правильности расчетов по налогам, в ходе которой проверяется достоверность отчетов, деклараций, расчетов путем сопоставления их данных с данными первичных документов и бухгалтерских записей. Она проводится по месту нахождения налогоплательщика на основании решения руководителя налогового органа. Если налогоплательщик не может предоставить помещение проверяющим, то выездная проверка может проводиться в помещении налогового органа.

В рамках камеральной или выездной налоговой проверки может быть проведена встречная налоговая проверка. Термин «встречная проверка» из НК исключен. Однако по сути она осталась как одно из дополнительных мероприятий налогового контроля.

Встречная проверка представляет собой сопоставление данных проверяемого налогоплательщика с данными, которые имеются о нем у других лиц. Налоговый орган имеет право истребовать у этих лиц документы, которые относятся к деятельности проверяемого налогоплательщика (ст.93' НК РФ).

Цель встречной проверки – выявить факты совершения определенной сделки, полноты оприходования по ней продукции или выручки от реализации этой продукции.

Встречная проверка проводится в том случае, если есть основания полагать, что у проверяемого налогоплательщика не приходовались товары, полученные по сделкам с иными лицами либо выручка от реализации товаров (работ, услуг) и иные денежные средства. Также может быть проверено, как отражены у контрагента товарообменные, взаимные зачетные и иные не денежные операции с налогоплательщиком.

В рамках встречной проверки могут быть запрошены документы у лиц, связанных с проверяемым налогоплательщиком, если они продали и отгрузили продукцию (работы, услуги) по документам, оформленным с нарушением установленных требований. Речь идет о документах с исправлениями, подчистками, с расплывчатыми или нечеткими подписями, печатями, штампами организаций. Кроме того, проверяется сделка, при заключении которой не был составлен договор в письменной форме и т.д.

Пообъему проверяемых вопросов налоговые проверки делятся на комплексные, выборочные и целевые.

Комплексная проверка – это проверка финансово-хозяйственной деятельности организации за определенный период времени по всем вопросам соблюдения налогового законодательства.

Выборочная проверка – это проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности (например, проверка правильности исчисления налога на прибыль или налога на добавленную стоимость и других налогов).

Целевая проверка – это проверка соблюдения налогового законодательства по определенному направлению или финансово-хозяйственным операциям организации (например, по экспортно-импортным операциям, по определенной сделке, правильности применения льгот и другим операциям).

По способу организации различают плановые и внезапные налоговые проверки.

Плановые налоговые проверки проводятся в соответствии с планом, принятым налоговым органом.

Внезапная налоговая проверка – это разновидность выездной налоговой проверки, которая проводится без предварительного уведомления налогоплательщика.

Пообъему проверяемых документов налоговые проверки подразделяются на две группы:

сплошные, когда проводится проверка всех документов налогоплательщика без пропусков и предположений об отсутствии нарушений;

выборочные, когда проверяется только часть документации.

Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает также проведение контрольных и повторных налоговых проверок (ст. 89).

Повторная налоговая проверка – это проверка по тем же налогам и по тем же налоговым периодам, по которым ранее проводилась проверка налоговым органом. Она может проводиться в двух случаях:

1) вышестоящим налоговым органом с целью контроля за деятельностью налогового органа на основании мотивированного постановления;

2) налоговым органом, ранее проводившим проверку на основании решения его руководителя (заместителя) – в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере, меньшем ранее заявленного. При повторной выездной налоговой проверке проверяется период, за который представлена уточненная налоговая декларация.

3. Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки предусмотрен ст. 88 НК РФ.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа без какого либо решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации и документов, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога. При подаче уточненной налоговой декларации в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная проверка на основе уточненной декларации. Дата представления уточненной декларации является началом срока, отведенного для проведения камеральной проверки.

Цель камеральной налоговой проверки заключается в следующем:

провести контроль за соблюдением налогового законодательства;

выявить и предотвратить налоговые правонарушения;

взыскать суммы неуплаченных или не полностью уплаченных налогов по выявленным нарушениям;

привлечь виновных лиц к ответственности;

подготовить необходимую информацию в целях отбора налогоплательщиков для проведения выездных налоговых проверок.

В настоящее время проведение камеральных налоговых проверок является основной, приоритетной формой налогового контроля налоговых органов. Это направлено на значительное сокращение трудовых и материальных затрат на проведение выездных налоговых проверок.

Основными этапами проведения камеральной проверки являются:

1) проверка полноты представления налогоплательщиком документов;

2) проверка налоговой отчетности, предусмотренной законодательством о налогах и сборах;

3) проверка своевременности представления налоговой отчетности;

4) проверка правильности арифметического подсчета итоговых сумм налогов и сборов, подлежащих уплате в бюджет;

5) проверка обоснованности примененных налогоплательщиком ставок налога и льгот, их соответствие действующему законодательству;

6) проверка правильности исчисления налогооблагаемой базы.

Исходной информацией для проведения камеральных налоговых проверок являются:

данные налоговой декларации;

документы, являющиеся основанием для исчисления и уплаты налога;

сведения, полученные от органов государственной власти и местного самоуправления, от организаций, осуществляющих энерго-, водо-, теплоснабжение, услуги телефонной связи;

сведения, опубликованные в средствах массовой информации, Интернете и др.

С 1 января 2007 года налоговики должны проводить камеральную проверку только на основании документов, которые предоставил им налогоплательщик, а также документов, которые уже имеются у инспекции.

Установлены всего четыре вида документов, которые инспекция может дополнительно затребовать при проверке:

документы, подтверждающие право на налоговые льготы;

документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов по НДС в соответствии со ст.172 НК РФ;

документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

документы, которые плательщик должен представить вместе с декларацией, но не представил.

Эффективность камерального налогового контроля в значительной мере предопределяется содержанием действующих форм налоговых деклараций. Необходимо отметить, что к настоящему времени разработаны новые декларации по налогам. При их разработке преследовались следующие цели:

декларация должна быть максимально сжатой и не содержать ничего лишнего;

информация, содержащаяся в декларациях, должна давать максимальное количество "отправных точек" для налогового инспектора.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении документов или противоречия между сведениями, которые содержатся в представленных документах, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием внести соответствующие изменения в установленный срок. Проверяющие обязаны рассмотреть представленные пояснения и учесть их при вынесении решения.

По результатам камеральной проверки, которая выявила нарушения налогового законодательства составляется акт в течение 10 дней после окончания проверки. Этот акт вручается налогоплательщику в течение пяти дней с даты составления акта под расписку или передан иным способом. Дается возможность плательщику представить свои возражения на этот акт в течение 15 дней со дня получения акта. При этом налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений, и в согласованный срок передать в налоговый орган. Потом в течение 10 дней со дня истечения срока, не превышающего одного месяца, инспекция должна вынести решение. Налогоплательщик может участвовать при рассмотрении материалов проверки.

На до начисленные суммы доплат по налогам, выявленные в процессе проведения камеральной проверки, налоговый орган направляет требование налогоплательщику об уплате соответствующей суммы налога и пени. Пеня начисляется в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки от неуплаченной суммы налога.

Камеральная проверка в настоящее время ведется в автоматическом режиме с соблюдением технологии работы в программном комплексе.

Инспектор налогового органа формирует графу «По данным ГНИ) во введенном ранее в базу данных расчете, автоматически подсчитывается сумма, подлежащая уплате в бюджет, с учетом ранее начисленных сумм по лицевой карточке плательщика за предыдущие отчетные периоды.

При проверке правильности исчисления налогооблагаемой базы на данном этапе камеральной проверки осуществляется камеральный анализ, который включает в себя:

проверку логической связи между отдельными отчетными и расчетными показателями, необходимыми для исчисления налогооблагаемой базы;

проверку сопоставимости отчетных показателей с аналогичными показателями предыдущего отчетного периода;

взаимную увязку показателей бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;

оценку бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций с точки зрения их соответствия имеющимся в налоговом органе данным о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, полученным из других источников.

При проведении камеральных налоговых проверок должностные лица налогового органа руководствуются НК РФ, а также методическими рекомендациями по проведению камеральных налоговых проверок налоговых деклараций (расчетов) по отдельным налогам и сборам, утвержденными Федеральной налоговой службой России.

Камеральный анализ показателей налоговых деклараций по видам налогов, других платежей в бюджет основан на применении следующих методов контроля:

метод, основанный на расчетах, соотношениях и сравнении (эффективен при автоматизированной обработке имеющейся информации и баз данных, сформированных на основании сведений, полученных из внутренних и внешних источников);

метод, основанный на знаниях, опыте и интуиции налоговых инспекторов.

В налоговом органе ведется автоматизированный арифметический контроль еще на стадии ввода показателей налоговых деклараций (расчетов). Используется база введенных данных. По показателям формируются списки организаций:

имеющих «нулевую» выручку от реализации продукции, убыток по форме №2 «Отчет о прибылях и убытках»;

показавших сумму к возмещению из бюджета налога на добавленную стоимость;

длительное время не представляющих отчетность;

показавших сумму льготы по определенной строке налоговой декларации и так далее.

При проведении камеральной проверки отчетности каждой организации инспектор обязательно сверяет сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, показанную в форме №2 «Отчет о прибылях и убытках» с аналогичными показателями в расчетах, указанных в декларациях по налогу на добавленную стоимость. В случае расхождения показателей инспектор осуществляет логический анализ его причин с учетом видов деятельности проверяемой организации.

В обязательном порядке при проверке расчетов земельного налога сверяются данные о площади земельных участков и назначении земель с их кадастровыми номерами, представляемых земельным комитетом.

При проверке деклараций по налогу на добавленную стоимость, в которых заявлено право на возмещение налога, камеральная налоговая проверка проводится с учетом особенностей, предусмотренных НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст.172 НК РФ правомерность налоговых вычетов.

При проведении камеральной проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов, налоговый орган вправе истребовать документы, которые являются основанием для исчисления и уплаты таких налогов.

4. Порядок проведения выездной налоговой проверки Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. Они должны отвечать требованиям безусловного обеспечения законных интересов государства и прав налогоплательщиков, повышения их защищенности от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщика максимально комфортных условий для исчисления и уплаты налогов.

При проведении выездных налоговых проверок (ст. 89) должностные лица налоговых органов должны руководствоваться положениями части первой Налогового кодекса РФ.

Цель выездной налоговой проверки - контроль за соблюдением налогоплательщиком налогового законодательства, а также документальное подтверждение фактов выявленных налоговых правонарушений и отражение их в акте выездной налоговой проверки.

Чтобы сократить количество безрезультатных налоговых проверок и вместе с этим трудовые и материальные затраты на их проведение, налоговые органы должны проводить тщательный отбор налогоплательщиков для включения в планы выездных налоговых проверок. Такой отбор осуществляется в настоящее время на основе информации, полученной в результате проведения камерального налогового контроля, на основе установленных критериев с использованием программных продуктов.

Безрезультатной считается такая налоговая проверка, в процессе осуществления которой не обнаружено никаких нарушений налогового законодательства.

Выездная налоговая проверка производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица.

В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, назначившего выездную налоговую проверку, при наличии письменного заявления лица, в отношении которого проводится проверка, либо на основании докладной записки руководителя проверяющей группы. При необходимости может быть проведен осмотр, предусмотренный ст. 92 НК РФ.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество налогоплательщика;

предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;

периоды, за которые проводится проверка;

должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки.

Налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, которые предшествуют году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.4 ст.89 НК РФ).

В отношении одного налогоплательщика в течение одного календарного года не может проводиться более двух выездных налоговых проверок. Назначить третью проверку, пусть даже по другим налогам и за другие периоды, можно только по решению руководителя ФНС России.

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до 4-х месяцев, а в исключительных случаях до 6-ти месяцев. Основания для продления срока устанавливает ФНС.

Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки до дня составления справки о проведенной проверке. Руководитель (заместитель) налогового органа может приостановить проведение налоговой проверки, но не более чем на 6 месяцев в следующих случаях:

1) истребования документов (информации);

2) получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

3) проведения экспертиз;

4) перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Перед проведением выездной налоговой проверки ответственные должностные лица за ее проведение должны тщательно изучить всю имеющуюся в налоговом органе информацию о налогоплательщике (об открытых счетах, наличии филиалов, представительств, недвижимого имущества и транспортных средств, о физических объемах потребленных электро- и теплоэнергии и других материальных ресурсах, о соответствии уровня и динамики указанных объемов показателям бухгалтерской отчетности и другие сведения).

После изучения имеющейся информации составляется программа проведения выездной налоговой проверки, в которой указываются все вопросы, необходимые к рассмотрению в ходе проверки. Перечень вопросов, подлежащих проверке в организации, утверждается руководителем налогового органа. Он является результатом пред проверочной подготовки выездной налоговой проверки.

Не позднее, чем за три дня до начала выездной налоговой проверки налогоплательщику должно быть направлено письменное уведомление о ее предстоящем проведении по установленной форме.

При наличии у налоговых органов достаточных оснований предполагать возможность принятия налогоплательщиком мер, направленных на сокрытие объектов налогообложения или иных мер, затрудняющих проведение проверки, указанное уведомление налогоплательщику не направляется.

По прибытию на объект проверки проверяющие обязаны предъявить руководителю организации или индивидуальному предпринимателю служебные удостоверения, а также решение руководителя (по установленной форме) налогового органа (его заместителя) о проведении выездной налоговой проверки. Дата предъявления решения руководителю организации или индивидуальному предпринимателю является датой начала проверки.

Факт предъявления решения удостоверяется подписью руководителя организации или индивидуального предпринимателя на экземпляре данного решения после слов «С решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен» с указанием соответствующей даты.

В случае отказа от подписи на экземпляре решения делается соответствующая запись «От подписи, удостоверяющей предъявление настоящего решения, отказался». Эта запись заверяется подписью должностного лица организации или индивидуального предпринимателя.

Должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. В процессе выездной налоговой проверки исследуются те документы, которые имеют значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты или перечисления налогов в соответствующие бюджеты, а также для принятия правильного решения по результатам проверки.

Объектами проверки являются следующие документы:

документ, подтверждающий государственную регистрацию организации или индивидуального предпринимателя без образования юридического лица;

свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;