Руководства, Инструкции, Бланки

образец закрытой анкеты img-1

образец закрытой анкеты

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Классификация вопросов анкеты - Студопедия

Классификация вопросов анкеты

Пример альтернативного вопроса:

«Считаете ли Вы, что наряду с бесплатными меди­цинскими услугами должны осуществляться платные?»:

3. Затрудняюсь ответить.

Неальтернативный вопрос допускает выбор не­скольких вариантов ответов, поэтому их сумма может пре­вышать 100%. Пример неальтернативного вопроса:

«Каковы Ваши источники информации о СПИДе?»:

2. Преподаватели, учителя.

3. Медицинские работники (лекции, беседы специа­листов).

4. Средства массовой информации.

5. Специальная литература (памятки, брошюры, ста­тьи…).

6. В основном – случайная информация.

Оба вопроса имеют линейную форму расположения. Довольно часто в анкетах используется и табличная форма ответов (таблица). При этом шкала измерений может рас­полагаться либо построчно, либо столбцами. Важно при этом лишь то, что порядок кода изменяется всегда строго в направлении изменения оценок. Пример таблицы с по­строчной шкалой изменений (Табл. № 8).

Удовлетворены ли Вы качеством
медицинского обслуживания в больнице?

В практике составления анкет закрытые вопросы за­нимают основное место. Это связано, с одной стороны, с тем, что такие вопросы проще обрабатывать, с другой – что на них легче отвечать. Недостатком этого вида вопро­сов является ограничение опрашиваемого серией предло­женных готовых ответов, при этом не учитывается особое мнение респондента. Для преодоления этого недостатка используются полузакрытые вопросы. Полузакрытым называется вопрос, в котором наряду с готовым набором вариантов ответов содержится возможность выразить са­мостоятельную точку зрения.

Пример полузакрытого вопроса:

«Если Вы не всегда обращаетесь к врачу, то с чем это в основном связано?»:

1. При легких заболеваниях предпочитаю лечиться сам.

2. Жду, когда болезнь пройдет сама, предпочитаю не обращать внимания.

3. Не хочется связываться с услугами поликлиники.

4. Меня не устраивает квалификация врача.

5. Другое (укажите)____________________________.

Открытый вопрос, в отличие от закрытых, не со­держит подсказок. Опрашиваемый может выразить свое мнение наиболее полно, так, как считает нужным.

Пример такого вопроса:

«Каков доход на одного человека в Вашей се­мье?»____________________________________________

Ошибкой начинающих исследователей является на­личие в анкете очень большого количества открытых во­просов, иногда из них состоит вся анкета. Такие анкеты трудно обрабатывать, не всегда можно получить информа­цию. Открытые вопросы лучше использовать в экспертных опросах, т.е. в опросах компетентных, профессионально знающих проблему людей, способных дать объективные выводы.

В целом же в анкете, как правило, одновременно ис­пользуют все три перечисленные формы вопросов.

Прямые вопросы – это вопросы непосредственно о социальном факте. Например: «Что Вы думаете о …?»

Косвенный вопрос ставится в случае, если затро­нуты проблемы, по которым опрашиваемые не склонны выска­зываться откровенно (критически оценить свои каче­ства, окружающих людей, какие-либо негативные явле­ния). Косвенные вопросы позволяют обойти защитные барьеры респондента, не подрывая его статуса и само­оценки.

Примеры косвенных вопросов:

1. «Удалось ли Вам прочесть за последний месяц ка­кие-либо книги или нет?»

2. «Некоторые люди стремятся чистить зубы после каждого приема пищи, другие – нет, а Вы?»

Прожективные вопросы – хороший способ выявить общую направленность интересов, мотивы поведения, ценностные ориентации. Респонденту предлагается набор ситуаций, которые могли бы встретиться в жизни, просят указать предпочтительный вариант поведения. Например,

1. «Если бы ректором был я, …»

2. «Если бы вновь поступали в вуз, выбрали бы ПГМА?»

По функциям вопросы делятся на основные, кон­тактные, вопросы-фильтры и контрольные.

Основные вопросы анкеты направлены на сбор ин­формации о содержании исследуемого явления.

Вопросы-фильтры предназначены для того, чтобы отсеять от ответов ту часть респондентов, которая может быть некомпетентной в изучаемой проблеме, т.е. тех, кто не может отвечать. Например, задается вопрос всем рес­пондентам: «Приходилось ли Вам зарабатывать дол­лары?», а далее следуют вопросы, посвященные только этой группе людей: «Если да, то каким способом?» и пред­лагается перечень возможных ответов и т.д.

Контрольные вопросы необходимы для проверки искренности респондентов, непротиворечивость их отве­тов. В качестве примера контрольных вопросов можно привести такую комбинацию: сначала спросить респон­дента, насколько ему нравится, предположим, учиться на педиатрическом факультете, а через несколько вопросов задать первый контрольный вопрос: «Хотели бы Вы пе­рейти учиться на другой факультет?», затем второй кос­венный: «Предположим, Вы вновь поступаете на учебу в ПГМА, какой факультет Вы бы выбрали?» Сопоставление ответов на три вопроса дает информацию об искренности респондента. Если обнаруживается противоречие в отве­тах, результаты бракуются.

Разновидностью контрольного вопроса является во­прос-ловушка. Он позволяет определить добросовест­ность респондента. Смысл такого вопроса заключается в том, что респонденту предлагают дать ответ о несущест­вующем. К примеру, дается перечень художественных произведений с просьбой оценить их достоинства. В спи­сок включается несуществующее произведение несущест­вующего автора. Если респондент оценивает такое произ­ведение, то ответам его доверять нельзя.

При формулировке вопросов анкеты следует соблю­дать следующие правила :

1. Вопросы в анкете должны быть понятными. Сле­дует избегать жаргонных и трудных для понимания слов.

2. При формулировке подсказок-вариантов ответа нужно избегать психологического давления на респон­дента, навязывания ему своей точки зрения. Положитель­ные и отрицательные позиции располагаются симмет­рично, а между ними – позиция с нейтральным значением. Вот пример вопроса, подсказывающего определенный от­вет: «На самом деле реклама всегда заставляет Вас поку­пать тот или иной товар?».

3. Вопрос должен быть только об одном предмете. Нельзя умножать вопросы и втискивать два вопроса в один, например: «Что Вы думаете о компьютере и его влиянии на детей?» или «Ваше здоровье лучше или хуже сейчас, чем год назад?».

4. Следует избегать двойного отрицания, чтобы во­прос был ясен, прозрачен, понятен. Пример двойного от­рицания в вопросе: «Вы бы скорее, не стали пользоваться шампунем, который не рекомендован медиками?».

5. Важную роль играет вариант, предполагающий возможность уклониться от ответа: «трудно сказать», «за­трудняюсь ответить», «не помню», «не знаю». Формула уклонения от ответа подчеркивает, что респонденту пре­доставляют достаточную свободу. Это побуждает его бо­лее добросовестно относиться к опросу в целом. Замечено, что отсутствие такой формулы там, где она явно предпола­гается содержанием вопросов, повышает процент вообще уклоняющихся от участия в опросе.

6. Чем длиннее подсказка, тем меньше вероятность ее выбора, т.к. для ее усвоения требуется больше времени, а респондент не склонен его тратить. Поэтому подсказки должны быть примерно равной длины.

7. Экспериментально установлено, что отвечающий на вопрос чаще выбирает первые подсказки, реже после­дующие. Поэтому первыми должны быть наименее веро­ятные варианты ответа.

8. Чем более общий (абстрактный) характер имеет подсказка, тем меньше вероятность ее выбора. Люди часто мыслят очень конкретно, их раздражает неясность ситуа­ции там, где исследователю она кажется предельно кон­кретной. Поэтому все варианты ответов следует выдержи­вать на одном уровне конкретности.

После составления анкеты нужно провести пило­тажный (пробный) опрос. в ходе которого опрашивается небольшое количество людей – от нескольких человек до двух десятков. Эта предосторожность позволяет выяснить, правильно ли понимают анкету, не слишком ли она длинна, нет ли необходимости скорректировать некоторые вопросы. После того, как анкета прошла пилотаж, можно проводить анкетирование.

Другие статьи

Типы вопросов в анкетах

Типы вопросов в анкетах. Открытые вопросы. Закрытые вопросы.

Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+"

Открытые вопросы (респондент отвечает на ответы свободно).

Вид вопроса: ПОЛНОСТЬЮ СВОБОДНЫЙ ОТВЕТ. Описание вопроса: респондент отвечает, как пожелает. Пример: каково Ваше мнение о новой коллекции магазина «Мода»?

АССОЦИАЦИЯ СО СЛОВАМИ. Респондент должен описать первую ассоциацию, пришедшую на ум. (Какая ассоциация возникает у Вас при чтении текста «Магазин Мода»?)

ЗАВЕРШЕНИЕ ИЗРЕЧЕНИЯ. Респондента просят закончить предложенные изречения. (Когда Вы выбираете новое пальто, то всегда обращаете внимание на…)

ДОПОЛНЕНИЕ РАССКАЗА. Респонденту предлагается закончить рассказ. (Посетил(а) магазин «Мода». Испытал(а): …).

ЗАВЕРШЕНИЕ РИСУНКА. Респондента просят закончить предложенный рисунок. (Дан рисунок, на котором изображена конкретная ситуация: необходимо вписать реплику в пустой овал).

АППЕРЦЕПЦИОННЫЙ ТЕСТ. Респонденту необходимо придумать подпись к рисунку. (Дан рисунок, к которому нужно придумать подпись).

Закрытые вопросы (респондент должен выбрать один из указанных в анкете ответов).

ДИХОТОМНЫЙ ВОПРОС. Предлагается два возможных ответа. (Если у Вас намерение купить в этом сезоне плащ? ДА НЕТ).

МНОГОВАРИАНТНЫЙ ВОПРОС. Респондент выбирает один ответ из нескольких. (Как Вы принимаете решение о покупке верхней одежды? – самостоятельно; - иногда советуюсь; - всегда советуюсь).

ЛИКАРТОВА ШКАЛА. Вопрос формулируется как оценка, с которой респондент может согласиться или не согласиться в различной степени. (Магазины АО «Мода» предлагают самую модную одежду: - абсолютно верно; - нет убежденности; - не могу оценить; - верно в целом; - абсолютно неверно).

СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ. Между двумя противоположными оценками дана шкала, на которой респондент отмечает свою оценку. (Новая коллекция одежды:

1) только для девушек

да _ _ _ _ _ _ нет

2) для среднего возраста

да _ _ _ _ _ _ нет

3) для всех возрастов

да _ _ _ _ _ _ нет

ОЦЕНКА ПО ВАЖНОСТИ. Ответы отражают оценку важности для респондента данного показателя. (Для меня цена: это самое важное; это существенно; влияет на решение; очень редко определяет решение; меня не интересует).

БАЛЛЬНАЯ ОЦЕНКА Свое мнение респондент проставляет в баллах. (Обслуживание в магазине «Мода»: плохое 1 2 3 4 5 отличное).

ЗРИТЕЛЬНАЯ ИЛИ КОМБИНИРОВАННАЯ АССОЦИАЦИЯ. В ответе респондент описывает первую ассоциацию, возникающую у него при чтении текста. (Когда Вы читаете текст «Товары магазина «Мода» первая Ваша ассоциация связана с: рекламой этого магазина по телевидению; одеждой, которую Вы носите; красиво оформленной витриной; раздражением).

Категория. Маркетинг | Добавил. Ni-Cd (24 Ноябрь 2011)

Правила составления анкет - МАРКЕТИНГ -if() - endif - ПУБЛИКАЦИИ - Маркетинговое агентство

ПУБЛИКАЦИИ

- вопросы должны быть простыми, недвусмысленными и не влияющими на направление ответа;

- сначала задавать общие, а потом – конкретные вопросы;

- трудные или личные вопросы следует задавать в конце анкеты;

- избегать наводящих вопросов во избежание ошибочных ответов;

- вопросы, позволяющие классифицировать опрашиваемых по группам задают в последнюю очередь;

- каждый вопрос надо проверить, во-первых, с точки зрения вклада, который он вносит в достижение результатов исследования, во-вторых, с точки зрения приемлемости его для опрашиваемых (захотят ли они отвечать на данный вопрос), и, в-третьих, с точки зрения возможности ответа на поставленный вопрос.

- прямые вопросы - респондент знает цель этого вопроса;

- косвенные вопросы - респондент не осознает цель вопроса или вопрос задан таким образом, как будто он не относится непосредственно к респонденту;

- открытые вопросы – опрашиваемый имеет возможность сформулировать ответ своими словами;

- закрытые вопросы (вопросы с вариантами ответов) - опрашиваемый выбирает один из числа заданных альтернативных вариантов ответов.

- альтернативный вопрос . предполагающий выбор из двух вариантов («да», «нет»);

- вопрос с выборочным ответом . в котором предполагается три и более вариантов ответа;

- вопрос с относительной шкалой. В маркетинге относительные шкалы используются для оценки доли рынка, доходов, цен и т.д. При использовании относительных шкал возможны любые арифметические действия;

- вопрос с порядковой шкалой . Оценка по порядковой шкале представляет собой присвоение некоторой порядковой категории, ранга, на основе определенной характеристики. Этот порядок должен обозначаться: буквами (указание трех категорий размеров для яиц: самые крупные – категория А, а самые мелкие – категория В); словамицифрами (порядок ранжирования вкусовых качеств пяти марок пива: цифра 5 присваивается марке с лучшим вкусом и 1 с худшим вкусом);

- вопрос с интервальной шкалой. При оценке по интервальной шкале определяется не только порядок (как «больше» или «меньше» в случае порядковой шкалы), но, кроме того, расстояние между двумя последовательными значениями одинаково и, таким образом, можно измерить насколько больше и насколько меньше. При использовании в арифметических вычислениях интервальных шкал необходимо всегда принимать во внимание последствия использования случайно выбранной нулевой точки. Тем не менее вполне допустимы вычисления среднего арифметического стандартного отклонения и тому подобного. Интервальные шкалы в чистом виде редко применяются в маркетинге;

- вопрос с номинальной шкалой. Оценка по номинальной шкале представляет собой скорее деление на определенные категории, чем измерение. Если в этом делении присутствуют числа, то они не имеют количественного значения, и они не могут использоваться в арифметических расчетах (например - деление на пользователей и не пользователей продукта, номерные знаки, номера футболистов);

- вопрос со шкалой Лайкерта . в котором предполагается указать степень согласия или несогласия с предложенным заявлением («решительно не согласен», «не согласен», «не могу сказать», «согласен», «решительно согласен»);

- семантический дифференциал . представляющий несколько шкал разрядов с противоположными определениями (биполярные шкалы – «дорогой – недорогой», «крупный – небольшой», «надежный – ненадежный»).

Основные критерии для формулировки вопроса .

- специфический характер вопроса;

- ориентация на факты, а не на мнения;

- отсутствие наводящих вопросов.

Примеры формулировок вопросов .

Специфический характер вопроса:

Правильно - «Покупаете ли Вы молоко?»

Неправильно – «Какие продукты Вы покупаете?»

Правильно – «Считаете ли Вы, что молоко необходимо для здоровья человека?»

Неправильно – «Считаете ли Вы, что потребление молока не влияет на здоровье человека?»

Правильно – «Сколько литров молока Вы потребляете в течение года?»

Неправильно – «На какое время Вам обычно хватает одного литра молока?»

Ориентация на факты, а не на мнения:

Правильно – «Вы когда-нибудь посещали «Русское бистро»?»

Неправильно – «Ваше мнение по поводу качества пищи в «Русском бистро»?»

Отсутствие наводящих вопросов:

Правильно – «Считаете ли Вы, что дискаунтерами пользуются бедные люди?»

Неправильно – «Вы тоже считаете, что дискаунтерами пользуются бедные люди?»

Налоги России

Анкетирование: разработка анкеты

После определения объема выборки или параллельно с решением этой задачи необходимо разработать анкету. Анкета — это очень тонкий и гибкий инструмент для сбора первичных данных, и ее не нужно отождествлять с простым списком вопросов. Она значительно сложнее его. Составление анкеты представляет собой исследовательский процесс, включающий в себя выдвижение и обоснование целей, формулирование гипотез, разработку вопросов, определение способа анкетирования, разработку аналитических таблиц для последующей обработки и др. Анкета обычно состоит из трех блоков:

1) введения, или преамбулы;

2) основной части, состоящей из перечня вопросов;

3) заключительной части.

Вводная часть анкеты — преамбула

Во введении кратко излагаются цели проводимого исследования, указывается фирма, для которой оно проводится. Отметим,

что ответы респондентов будут использоваться в их же интересах, т.е. время, потраченное ими на заполнение анкеты, не будет напрасным. Если вопросы касаются каких-либо деликатных обстоятельств, во введении следует обратить особое внимание на анонимность анкетирования, которую необходимо обеспечить. Во введении также нужно поместить ясную и четкую инструкцию по заполнению анкеты и ее возврату исследователю, а также благодарность респонденту за ее заполнение. Если в анкете применяются сложные вопросы, то пояснения по ответам на них в дополнение к инструкции следует помещать в том месте анкеты, где размещены эти вопросы.

Основная часть анкеты: разработка вопросов

Основная часть анкеты представляет собой совокупность

содержательно упорядоченных вопросов. При ее разработке надо уделить особое внимание содержанию вопросов, их типу (видам и разновидностям), числу, последовательности расположения в анкете, наличию или отсутствию контрольных вопросов. Нужно стремиться к тому, чтобы вопросы анкеты отражали существо проблемы, которую необходимо прояснить в ходе исследования. Для этого рекомендуется использовать различные типы вопросов: разнообразие их видов и разновидностей позволяет выявлять и устанавливать весьма неожиданные нюансы в отношениях покупателей к фирме, к производимому ею товару, что при использовании однотипных вопросов не всегда возможно.

Все вопросы, которые можно использовать при составлении анкет, подразделяют на две группы: открытые и закрытые. Открытые вопросы предполагают свободный, вольный ответ респондента с использованием тех слов, которые он сочтет наиболее убедительными. Он сам формулирует фразы в ответе, пытаясь выразить то, что чувствует. Открытые вопросы незаменимы при выяснении мотивов, побуждающих людей совершать или не совершать покупки определенных товаров, изменять или не изменять своего отношения к изготовителю этих товаров и т.п. Закрытые же вопросы в отличие от открытых предлагают респондентам выбор одного ответа из ряда возможных. Такие вопросы позволяют исследователям формализовать процедуры обработки большого числа анкет, выявляя при этом важные количественные характеристики в отношениях больших групп людей к товару, к фирме и т.п. По таким вопросам при обработке можно строить аналитические таблицы, графики, диаграммы, которые наглядно будут показывать неявные тенденции поведения покупателей или новые и пока еще скрытые явления, не наблюдаемые ранее на исследуемом рынке (например, изменение спроса на тот или иной товар). Таким образом, открытые вопросы позволяют вести сбор богатой качественной информации, закрытые — и качественной (иногда, правда, с меньшим набором оттенков), и количественной. Очевидно, что в одной анкете они должны дополнять друг друга.

Закрытые вопросы в свою очередь подразделяются на разновидности в зависимости от того, каким образом представлены в них варианты предлагаемых ответов. Упорядоченную тем или иным способом совокупность ответов к вопросу иногда называют шкалой, хотя это и не всегда корректно. Шкалой по большому счету она будет являться только в том случае, если в ее структуру заложен тот или иной способ (механизм) измерения. Если же такого механизма нет, то шкалой подобную совокупность ответов можно назвать лишь условно. Тем не менее форма и содержание этих шкал — реальных и условных — и лежат в основе выделения разновидностей закрытых вопросов. Так, в частности, выделяют следующие виды шкал [62, с. 83—92], [103, с. 311—324]:

• дихотомическая шкала (дихотомический вопрос);

• шкала ответов с ограниченным числом альтернатив;

Дихотомический вопрос предполагает наличие только двух вариантов ответа типа да или нет.

Собираетесь ли вы в этом году приобрести новый отечественный автомобиль?

Вопрос с ограниченным числом альтернатив представляет собой более или менее пространный перечень вариантов решения проблемы покупателя, из которых надо выбрать один. Такой вопрос разумно помещать после дихотомического с целью уточнения некоторых обстоятельств или более глубокого познания изучаемого явления. Если продолжить пример, то вопрос с ограниченным числом альтернатив может выглядеть следующим образом.

Семантический дифференциал удобно представлять в виде таблицы.

Насколько важны для вас следующие характеристики автомобиля (поставьте символ v в соответствующей клеточке)?

Закрытый вопрос, в котором варианты ответов представлены в виде шкалы Лайкерта. позволяет устанавливать степень согласия (или несогласия) респондентов с некоторыми утверждениями, формулируемыми заранее по поводу тех или иных потребительных свойств товара или других обстоятельств, которые необходимо выяснить в процессе исследования и которые помещаются в строках таблицы. Этим шкала Лайкерта и отличается от семантического дифференциала, где по строкам, как показано в предыдущем примере, размещаются те или иные показатели либо товара, либо фирмы, либо других обстоятельств, имеющих практический интерес для исследователей. Другое отличие шкалы Лайкерта от семантического дифференциала заключается в альтернативах, предлагаемых для выбора,— они, как правило, всегда сформулированы почти одинаково, только с разной детализацией в установлении степени согласия.

Разумеется, есть и другие варианты построения закрытых вопросов с применением приведенных шкал. Так, в семантическом дифференциале можно формулировать самые разные альтернативы для выбора. Важно, чтобы в крайних точках шкалы были размещены диаметрально противоположные значения, а между ними промежуточные, постепенно превращающие одну противоположность в другую с большей или меньшей степенью подробности.

Как часто вы проверяете давление в шинах в шиномонтажных мастерских с использованием точных манометров (поставьте символ х в соответствующем месте помещенной ниже шкалы)?

Для этого же вопроса можно предложить и другую форму шкалы семантического дифференциала.

Иногда в практике маркетинговых исследований для установ ления различных обстоятельств в анкетах могут даваться и более утонченные способы предложения вариантов ответов, более слож ные формы шкал. В частности, если требуется установить, между какими марками отечественных автомобилей происходят колеба ния потенциального покупателя перед предстоящей покупкой, мож но использовать так называемую номинальную шкалу с ограни ченным числом альтернатив.

Какие из указанных ниже марок отечественных легковых автомобилей вызывают у вас наибольшее доверие? Отметьте все подходящие варианты.

Отвечая на вопрос, поставленный в такой форме, респондент укажет несколько марок автомобилей, возможно, две-три. Остальные же марки проигнорирует. Можно вопрос сформулировать так, что будут оценены все марки автомобилей, для этого применяют порядковую шкалу с ограниченным числом альтернатив.

Пожалуйста, расставьте марки автомобилей из прилага емого списка в соответствии со степенью доверия к каждойиз них, оценивая наиболее привлекательную для вас марку как 1, а наименее привлекательную — как 6.

Для оценки приоритетов можно применить и так называемую относительную шкалу.

Пожалуйста, распределите 100 баллов между марками автомобилей из прилагаемого списка в соответствии с вашим расположением к каждой из них.

Очевидно, что от формы шкалы зависят метод обработки данных после сбора всех заполненных анкет, полученные результаты, их точность и представительность. Поэтому проектирование вопросов анкеты — не такое простое и легкое занятие, как это может показаться начинающим исследователям рынка. При формулировании самих вопросов, а также и при проектировании вариантов ответов на них надо учитывать самые разные обстоятельства. Наиболее важным из них, пожалуй, следует назвать информационную потребность фирмы (организации), определяемую содержанием решаемой проблемы. Безусловно, надо учитывать и некоторые характеристики респондентов, уровень знания ими проблемы (чтобы вопросы анкеты не ставили их в тупик) и т.п. Поскольку разработка анкеты представляет собой довольно сложный процесс и качество анкеты во многом определяет качество всего исследования, то иногда для разработки анкеты нужно привлекать квалифицированных специалистов, особенно при решении сложных и неоднозначных проблем. К таким специалистам кроме маркетологов можно отнести социологов, экономистов.

Основная часть анкеты: возможные ошибки, возникающие при ее разработке

При проведении опросов и анкетирования предполагается, что люди будут честными и искренними в своих ответах. Однако следует принять и некоторые меры предосторожности. Так, в целях выявления ошибок или случаев недобросовестного заполнения анкет в их структуру рекомендуется включать проверочные вопросы. Если анкета заполнена с ошибками или в ответах респондента замечено стремление ввести исследователей в заблуждение, то такую анкету следует изымать из дальнейшего анализа: она представляет собой физический шум (см. рис. 5.1), который может исказить истинное положение вещей.

Искажение информации может возникнуть и вследствие ошибок, заложенных в анкету при ее проектировании. Одна из таких ошибок — включение в анкету наводящих вопросов, в которых содержится скрытая подсказка, например:

Почему вы предпочитаете заправлять свой автомобиль на заправках фирмы XI, гарантирующей чистоту бензина, а не на заправках конкурирующих с нею фирм?

В этом вопросе не только содержится подсказка в пользу фирмы XI, но и проводится ориентация респондента в своем будущем потребительском поведении на покупку бензина лишь у этой фирмы, хотя рядовой водитель проверить это никак не может.

Суть другой ошибки, способйой проникнуть в анкету, кроется в том, что респондент не может дать однозначный ответ, например:

Регулярно ли вы заправляете свой автомобиль бензином на заправках фирмы XI?

В данном случае не ясно, что означает понятие регулярность: ежедневную заправку, еженедельную ли?

Иногда альтернативные варианты ответов предлагаются в такой форме, что из них не всегда возможно выбрать один. В этом заключается суть следующей ошибки, проникающей в анкету по вине ее проектировщиков.

В какой строке сделает соответствующую отметку человек в возрасте 40 лет? В какой бы он ее ни сделал, все равно будет ошибка, потому что некоторые сорокалетние могут сделать отметку во второй строке, некоторые в третьей, а некоторые, увидев неоднозначность в вариантах ответов, вообще не поставят никакой отметки. В результате пойдет искажение по всему массиву собранных данных.

Ошибка в анкете может быть обусловлена и тем, что в шкалу с ограниченным числом альтернатив не включили варианты, характерные для генеральной совокупности. Допустим, при анкетировании студентов им был задан вопрос о месте проживания в следующей форме.

Как ответить на такой вопрос иногороднему студенту, снимающему квартиру? Очевидно, что никак. И эта ошибка распространится на весь массив собранных данных.

Иногда в вопросы закрадываются так называемые скрытые допущения, которые представляют собой особый тип ошибки. Суть скрытого допущения заключается в том, что разные люди по-разному воспримут вопрос и могут дать противоположные ответы.

Одобряете ли вы установление контроля над ценами на сырую нефть?

Те, кто подумают, что контроль над ценами на нефть приведет к снижению цен на бензин, безусловно, ответят да. Те же, кто подумают, что затем могут возникнуть длинные очереди на заправках и рационирование отпуска бензина, задумаются, и некоторые из них предпочтут ответить нет. Следует избегать скрытых допущений. Данный вопрос будет вполне корректным в следующей редакции.

Ошибочны и так называемые двухканальные вопросы, т.е. вопросы, затрагивающие две темы, например:

Каковы ваши оценки уровня цен на бензин и месторасположения заправочных станций фирмы XI?

Как бы ни были спроектированы ответы на этот вопрос, получить точную информацию с его помощью не представляется возможным, ибо разные респонденты по-разному отнесутся к затронутым в нем темам: одни больший приоритет отдадут ценам, другие — местам расположения заправочных станций.

Еще один тип ошибок связан со стремлением исследователей переложить на плечи респондентов обобщение некоторых данных, например:

С каким количеством потенциальных продавцов вы как агент по закупкам встретились в течение истекшего года?

Отвечающий на такой вопрос должен, очевидно, прикинуть примерное количество продавцов, с которыми он имел беседу в последнюю неделю, а затем умножить это число на 52 недели в году. Зачем заставлять его это делать? Разумнее спросить у него о количестве таких встреч в последнюю неделю и умножить указанное число на 52.

Основная часть анкеты: размещение вопросов в анкете

Обстоятельством, которое непременно следует учитывать при построении анкеты, является определение последовательности размещения вопросов в ней. С чего начать основную часть анкеты, как расположить в ней главные вопросы, какими вопросами закончить основную часть — все это очень важные аспекты.

Начинать любую анкету следует с простых, но интересных для респондентов вопросов. Если вопрос будет сложным для понимания, вынуждающим респондента надолго задумываться, он, скорее всего, не будет отвечать ни на этот вопрос, ни на последующие. Таким образом, возврат анкет будет далеко не полным и, возможно, недостаточным для взвешенных, обоснованных выводов. Очень важно в самом начале анкеты формой вопросов, их содержанием подчеркнуть, что исследователей интересует мнение респондентов и они ценят его. Многим людям нравится осознавать, что их мнением кто-то интересуется. Для вовлечения респондентов в продуктивный диалог посредством таких приемов наиболее подходят открытые вопросы. При ответе на них опрашиваемые могут откровенно высказать свои суждения по поводу предмета исследования, предоставив исследователям весьма ценные и разнообразные сведения, на основе которых могут появиться идеи совершенствования товара, и продолжат работу над анкетой, отвечая на другие вопросы.

В дальнейшем, после выяснения мнения респондентов, рекомендуется в анкете сначала помещать вопросы, затрагивающие какие-либо широкие (глобальные) темы, а затем менее узкие. Такой подход называется воронкообразным [103, с. 329] (см. рис. 5.9.).

Если у исследователей есть желание спросить у респондентов об основных направлениях развития сервисных услуг по отношению к своим товарам, то перед этим неплохо бы выяснить их отношение к качеству сервиса вообще. Таким образом, здесь вполне уместно использовать два вопроса: один широкий (по поводу качества сервисных услуг вообще), другой — узкий (по поводу совершенствования этих услуг).

Часто в анкете следует применять так называемые разветвленные вопросы. Их смысл заключается в том, что, допустим, при положительном ответе на довольно широкий вопрос, снабженный дихотомической шкалой ответов (да, нет), респонденту предлагается перейти к ответу на следующий вопрос, при отрицательном же ответе—на другой вопрос, расположенный несколько ниже. Такой подход к расположению вопросов в анкете делает ее более рациональной, ибо может потребоваться меньшее число альтернатив для отдельных вопросов, но при сохранении возможностей получения ответов от тех респондентов, которые могут предоставить необходимые сведения (которым есть что сказать). При проектировании разветвленных вопросов следует точно указывать, к какому вопросу после соответствующего ответа на начальный вопрос должен переходить респондент. В противном случае ошибки неизбежны.

При составлении анкет всю собираемую информацию полезно подразделять на две группы: основную и классификационную. К основной относятся все те сведения, которые определяют существо исследования, например сведения о намерениях и предпочтениях опрашиваемых. К классификационной же информации относятся все те сведения, которые так или иначе позволяют подразделить респондентов на группы, подгруппы, виды и разновидности (т.е. сделать их классификацию). К вопросам, позволяющим собрать классификационную информацию, относятся те, которые направлены на выявление пола, социального положения, уровня доходов и т.п. Как правило, классификационная информация носит личный характер. Иногда вопросы, направленные на выяснение каких-то личных обстоятельств, могут обидеть респондента, он не захочет на них отвечать. Если такие вопросы будут размещены в начале анкеты, вся анкета может оказаться незаполненной и возврат анкет будет неполным. А поскольку цель любого анкетирования заключается в получении основной информации, вопросы, посвященные ее получению, должны располагаться в начале и в середине. Вопросы же, направленные на получение классификационной информации, необходимо размещать в конце анкеты. Соблюдение этических норм и правил формулирования вопросов и их размещение в анкете сделает маркетинговое исследование более результативным и эффективным.

Содержание и структура заключительной части анкеты

В реквизитной (заключительной) части анкеты размещаются вопросы, касающиеся некоторых личностных характеристик респондентов: пол, возраст, уровень доходов или принадлежность к тому или иному классу, семейное положение, количество детей и т.п. Иногда в этой части, если речь идет об анкетировании частных лиц, есть смысл попросить указать имя респондента, телефон, адрес. Но при этом всегда следует сделать оговорку на необязательность заполнения этих реквизитов. Если объектом изучения являются предприятия (организации), в этой части анкеты можно

попросить указать наименование организации, ее размер, местоположение, вид деятельности, имя и положение в организации лица, заполнявшего анкету. В самом конце анкеты следует указать дату проведения анкетирования, время и место.

Устный опрос как самостоятельный метод сбора первичной информации

Самостоятельным методом сбора первичных данных является опрос, который производится в устной форме интервьюером с использованием специальных опросных листов (иногда и без оных). Опросный лист похож на анкету. Он также состоит из перечня вопросов, принципы построения и расположения которых аналогичны рассмотренным при построении анкет. В отличие от анкеты, предназначенной для самостоятельного заполнения респондентами, опросный лист должен включать в себя значительно меньше вопросов, ибо опрос, поскольку он обычно производится в магазинах, на улице, на работе, дома и др. не должен отнимать много времени у респондентов. Вопросы в опросном листе должны быть простыми, точными, ясными, требующими однозначных ответов. Пример опросного листа для проведения интервью в магазине спортивных товаров представлен в табл. 5.1.

Таблица 5.1 Опросный лист

Каждый интервьюер должен получить подробную инструкцию по проведению опроса и заполнению опросного листа. Для приведенного опросного листа инструкция может иметь следующий вид.

Опросный лист, приведенный в табл. 5.1, является простым, и кажется, что работа с ним не должна вызывать у интервьюера сколько-нибудь значительных затруднений и без специальных инструкций. Безусловно, инструкция необходима, если опросный лист имеет сложную структуру. Но тем не менее и в элементарных случаях организатор исследования не должен пренебрегать инструктированием интервьюеров. Подробный комментарий по поводу заполнения каждого вопроса в опросном листе позволит получить более точную и достоверную информацию. В противном же случае ошибки неизбежны даже в самых, казалось бы, элементарных ситуациях.

Устный опрос по сравнению с письменным анкетированием имеет одно существенное преимущество. Проведение его невозможно без обратной связи, которая в свою очередь позволяет установить доверие между респондентом и интервьюером, что важно для получения точной и достоверной информации, ибо в случае затруднений интервьюер всегда может оказать помощь респонденту, если у него возникнут какие-либо проблемы с выбором варианта ответа. Однако всегда нужно помнить о том, что интервьюер, оказывая помощь респонденту, ни в коем случае не должен на него влиять, иначе искажения неизбежны. Для исключения таких влияний, а следовательно, и искажений, иногда есть смысл проводить письменное анкетирование. Наличие обратной связи при проведении устных опросов делает процесс сбора информации управляемым, но в определенных допустимых пределах.

В практике маркетинговых исследований кроме разовых элементарных опросов применяется еще несколько разновидностей этого метода сбора первичной информации. К ним относятся:

• панельные исследования (систематические наблюдения и опросы групп постоянных потребителей или других субъектов рынка);