Руководства, Инструкции, Бланки

как писать инструкцию для сотрудников img-1

как писать инструкцию для сотрудников

Категория: Инструкции

Описание

Как написать должностную инструкцию

Как написать должностную инструкцию Наверное, перед любой компанией, которая переходит на новый уровень развития и формализует свою деятельность, встаёт вопрос налаживания чёткой, слаженной, продуктивной деятельности каждого из сотрудников. Одним из способов может быть описание деятельности сотрудников в должностных инструкциях.

Что должна содержать в себе инструкция и как её правильно составить?

Что такое должностная инструкция?

Давайте ответим на вопрос «Зачем нужна должностная инструкция?». Инструкция помогает донести до сотрудника устройство компании. Из каких отделов состоит компания и что делает каждый из них. В каком отделе работает сотрудник и что делает его отдел. Инструкция помогает разъяснить задачи сотрудника. Инструкция описывает, какие задачи должен выполнять сотрудник, какие результаты от него ожидаются.

Инструкция описывает область ответственности сотрудника и помогает решать спорные вопросы и противоречия. Инструкция позволяет наладить согласованное взаимодействие подразделений компании.

Инструкция является неким путеводителем для сотрудника. Она описывает, что необходимо знать для полноценного выполнения им своих функций. Какие качества и профессиональные знания, навыки необходимо развивать сотруднику, чтобы вырасти по карьерной лестнице. Инструкция описывает, какие правила установлены в компании и где их можно найти. Определяет, какие правила сотрудник должен знать обязательно.

Можно сказать, что должностная инструкция является руководством действования (или руководством к действию) сотрудника в компании.

А теперь внимание. Инструкция сама по себе не является описанием системы. Она лишь отражает часть системы устройства бизнеса сочень конкретной и узкой точки зрения. С точки зрения сотрудника. Для сотрудника.

Если вы начинаете изменения в своей компании с написания инструкций, приостановитесь.

С чего начать составление должностной инструкции?

Да. Для того чтобы инструкция была действительно инструментом, помогающим каждому сотруднику вашей компании действовать в интересах компании, упорядочивая и направляя его работу, начинать нужно с постановки целей бизнеса.

Согласен. Это сложнее, чем просто скачать шаблон инструкции из интернета, подставить логотип своей компании и распространить среди сотрудников. Однако, такой подход позволит получить работающую, приносящую пользу документацию.

Давайте проследим логическую цепочку построения должностной инструкции, и всё станет на свои места.

Из каких элементов строится инструкция

Давайте возьмём для примера один раздел. Пусть это будет описание должностных обязанностей менеджера активных продаж. А точнее, результатов его деятельности.

Если мы начинаем описание непосредственно с инструкции, то мы невольно начнём описывать своё представление чем «по-идее» должен заниматься менеджер.

«Менеджер активных продаж должен развивать клиентскую базу, выявлять потребности клиентов, осуществлять продажи новым клиентам, поддерживать отношения с клиентами. Он должен выписывать счета, составлять договоры, вовремя передавать документацию в бухгалтерию». И так далее. Конечно, как обычно для наглядности, утрировано.

Вот только есть нюанс. Вы, как владелец бизнеса, ставите перед ним определённые цели. Например, увеличить объём продаж в два раза в течение трёх месяцев.

Что изменится в должностных инструкциях сотрудников Вашей компании, если Вы измените цель бизнеса на текущий год. Например, сохранить текущий объём продаж и увеличить прибыльность бизнеса на двадцать процентов?

Цель бизнеса меняется значительно.

Если при этом инструкции, как руководство к действию ваших сотрудников останутся прежними, как они связаны с Вашей компанией?

Инструкция в полной мере может выполнять своё назначение, если она будет отражать суть и направленность вашего бизнеса для конкретного сотрудника. Если она будет справочником и руководством к действию для каждого из сотрудников компании. Если она будет «вписывать» и регулировать работу и результаты каждого из них.

Можете прикинуть, как могут измениться должностные инструкции в Вашей компании, если Вы сможете сохранить целостность цепочки её построения.

  1. Строим дерево целей компании, исходя из её стратегии.
  2. Строим дерево показателей, с помощью которых мы будем отслеживать достижение целей.
  3. Формируем чёткие области ответственности за результат каждого из подразделений компании.
  4. Распределяем (декомпозируем) цели на функциональные подразделения компании. Показатели в виде желаемых и измеримых результатов распределяем по организационным подразделениям и должностям.
  5. Определяем систему оценки результатов и распределения вознаграждения.
  6. И только после этого описываем, что должен делать (на уровне понятных конкретных действий!) каждый сотрудник.

При таком подходе, если компания ставит новую цель, это точно отразится на каждом из сотрудников и изменит его ежедневную работу.

Как в Вашей компании используются должностные инструкции?

  • Отражает ли должностная инструкция устройство бизнеса?
  • Как изменятся инструкции в случае постановки новых целей бизнеса?
  • Какие функции, кроме формального «обязательного», существования выполняют инструкции в Вашей компании?
Действуйте!

Понравился подход к разработке инструкций, а как Вы относитесь к другому алгоритму: каждый сам пишет инструкцию, отталкиваясь от реальной практики? Или вариант инструкции, опирающийся на процессы – рабочие операции – действия, повторяющиеся в деятельности? Чем чреваты эти подходы?

Elena, спасибо за проявленный интерес к статье.
Давайте посмотрим, что может получится из предложенных Вами вариантов:
1. каждый сам пишет инструкцию, отталкиваясь от реальной практики.
Что изменится, поменяется в компании после появления такой инструкции? В целом – ничего. Сотрудники как работали, так же и будут продолжать работать, только теперь есть описанная инструкция. Для руководителя, данная инструкция, не будет являться средством эффективного управления, может ему станет понятней, чем занимаются его сотрудники, но к целям компании это никак не относится. Может у Вас есть положительный опыт использования такого подхода? Если есть, поделитесь, пожалуйста, очень интересно.

2. Или вариант инструкции, опирающийся на процессы – рабочие операции – действия, повторяющиеся в деятельности.

Процессы/операции в компании могли сложиться сами по себе – «просто мы привыкли так делать» или «мы всегда так раньше делали». Эти правила могли быть работающими и эффективными на определенном этапе развития компании. На текущий момент могло поменяться окружение(рынок стал другим), у компании могли сменится цели и тд. Поэтому мы рекомендуем сопоставлять те действия, которые совершают сотрудники, с целями компании и иметь четкие показатели, чтобы отслеживать куда движется компания.

Добавить комментарий Отменить ответ

Другие статьи

Должностная инструкция

Как написать должностную инструкцию?

Не секрет, что одним из способов эффективного управления персоналом являются должностные инструкции. Хорошо написанная должностная инструкция позволяет задать четкую функциональную структуру в эффективной организации. Формализация поведения сотрудников помогает работать более слаженно всей организации в целом и способствует более эффективному достижению цели. В случае возникновения трудовых споров может защитить и обосновать позицию работодателя. Именно хорошо составленные должностные инструкции в качестве главного инструмента конкретизируют стратегию компании на всех уровнях. Грамотно составленная должностная инструкция позволяет заложить огромный управленческий ресурс.

Создание эффективной организации с четко функционирующей структурой требует особого внимания к проектированию, или дизайну, индивидуальных должностных инструкций. Известный американский исследователь в области менеджмента, исследователь организации, Генри Минцберг [1] отмечает, что одним из важных характеристик должностных позиций является формализация поведения работников. Притом чем выше потребность в координации действий работников, тем выше должен быть уровень формализации поведения.

Например, для быстрого тушения пожара действия членов пожарной команды должны быть четко скоординированы и каждый должен знать: кто управляет машиной, кто подсоединяет рукав брандспойта к гидранту, кто поднимается по пожарной лестнице. Такая слаженность действий достигается в значительной степени благодаря формализации поведения членов этой команды.

Одним из основных средств формализации рабочего поведения сотрудников на всех уровнях организации является определение и документальное закрепление служебных (должностных, рабочих) функций.

Документы, в которых фиксируются служебные функции, могут называться по-разному: функциональные обязанности. должностные и функциональные задачи и т. п. Служебные функции руководителя часто фиксируются в положении о подразделении, которым он руководит. Они могут быть включены в должностную инструкцию, в которой, кроме функций, обычно фиксируются полномочия (права), ответственность, особенности взаимодействия с другими подразделениями, сотрудниками предприятия и его контрагентами, а также отдельные процедуры (процессы) деятельности. Кроме того, правильно сформулированные служебные функции могут быть включены в тексты трудовых договоров с работниками.

По признанию многих специалистов, определение служебных функций является главным инструментом конкретизации стратегии компании на всех ее уровнях. Решение этой задачи содержит огромный управленческий ресурс, который, впрочем, на практике зачастую недооценивается. Типичным проявлением такой недооценки является следующая ситуация: должностные функции разработаны, педантично прописаны, подшиты в соответствующие папки и… забыты. Более того, по наблюдениям практиков [2], примерно треть руководителей обеспокоена бесполезностью значительных усилий, затраченных на написание этих текстов. Они даже не догадываются о возможностях повышения управляемости организации, которые содержит в себе разработка и внедрение должностных функций.

Вместе с тем без достаточно четко определенных функций невозможно создание действенных систем мотивации труда, контроля, оценки персонала. «Функции подразделений и работников — одна из самых емких и благодарных точек развития организации. Здесь более или менее грамотный руководитель видит огромные возможности для повышения управляемости организации, для ее интеграции. Но, кроме того, от этой точки идут очень чувствительные связи к изменению мотивации, организационной культуре, к нововведениям» [2]. Немецкие исследователи организации Гельмут Лаукс и Феликс Лирманн [3] также подчеркивают, что определение адекватных с точки зрения организации функций каждого отдельного сотрудника является одной из ее центральных проблем. Несогласованность функций, особенно управленческой вертикали, может стать причиной функционального кризиса организации [4].

В определении понятия служебной функции удобнее всего отталкиваться от понятия цели. Цель — это планируемый результат деятельности. Целью организации является то, чего она планирует достигнуть

в процессе своей деятельности за некоторый период. Так вот служебная функция, или должностная функция, есть та часть общеорганизационной цели, которая возлагается на конкретное подразделение или сотрудника. «…функция есть вклад подразделения и сотрудника в достижение целей фирмы», — пишет Аркадий Пригожин [2]. Эдуард Смирнов дает более расширенное определение данному понятию: «…функция — это совокупность действий, относительно однородных по некоторому признаку, направленных на достижение частной цели и подчиненных общей цели управления» [4].

Сейчас можно выделить как минимум три подхода к разработке служебных функций: описательный. продуктный и ролевой .

В настоящее время в определении служебных функций чаще всего используется описательный подход. Он ориентирован на процессы, выступающие составляющими деятельности. Ключевые слова и обороты, которые используются в описании: «контролирует», «координирует», «информирует», «поддерживает», «оценивает», «ведет учет», «несет ответственность», «участвует», «содействует», «вносит предложения» и т. п. отражают эти процессы. Иными словами, описательный подход в определении служебных функций дает перечень действий, а не результат, к которому эти действия должны привести. Притом действия или задания, связанные с определенной должностью, формулируются, как правило, в достаточно общей форме. Более того, Г. Лаукс и Ф. Лирманн считают, что «более точное (детализированное) описание должностных обязанностей является невозможным/ ненужным, особенно тогда, когда эти обязанности плохо структурированы либо сильно варьируются во времени» [4]. Часто служебные функции здесь обозначаются как определенный участок работы.

За счет обобщенного описания должностных обязанностей определяется круг задач, уточнение которых может происходить со временем путем издания дополнительных указаний и инструкций. Такое определение служебных функций, безусловно, должно сочетаться с достаточно детальным и четким планированием. Вместе с тем работнику может предоставляться право самостоятельно конкретизировать стоящие перед ним задачи.

По каким параметрам руководство фирмы оценивает главные результаты работы данного подразделения? Перечислите эти параметры в порядке их приоритетности

«Главное, что дает такой метод определения должностных функций, — пишет А. Пригожин, — последовательность в постановке и передаче общеорганизационных целей на все уровни организационной иерархии. а также по горизонтали, т. е. между взаимсвязанными подразделениями и работниками. Вместе с тем таким образом достигается максимальное сближение, состыковка целей и действий работников и подразделений с целями организации и ее руководителей. Кроме того, такие функции становятся контролируемыми. а их исполнение проверяемым» [2].

Формулирование функций в продуктном виде позволяет преодолеть такие опасные патологии организаций, как неуправляемость, бессубъектность, рассеивание целей. Важное свойство этой методики, как отмечает А. Пригожин, также состоит в том, что она вскрывает неблагополучие и неупорядоченность организационных целей. Иногда руководители только в процессе работы над функциями задумываются о своих управленческих приоритетах.

Но в процессе внедрения продуктного подхода могут возникнуть трудности. Они связаны прежде всего с тем, что такая методика будет для некоторых сотрудников гораздо менее комфортной, чем традиционная, описательная. Большинство людей чувствует себя увереннее, более защищено, когда их функции сформулированы как перечень действий без жесткой привязки к результату. Следствием этого может быть определенное сопротивление использованию этого подхода, попытки перехода к прежним формулировкам. С целью преодоления этих трудностей можно воспользоваться помощью внешнего специалиста-консультанта.

Собственно, ролевой подход применим не столько к определению должностных функций, сколько в целом к дизайну индивидуальных позиций работников в структуре организации. Тем не менее, определение рабочих функций в рамках этого подхода существенно отличается от двух предыдущих. Ролевой подход детально представлен в работе современного классика управления персоналом Майкла Армстронга [6].

Деятельность некоторых организаций характеризуется выдвижением на первый план командной работы. Важность работы в командах и необходимость обладать множеством навыков иногда вступает в противоречие с жестким моделированием должности. В этих условиях, по мнению М. Армстронга, понятие роль лучше отражает новые реалии, чем понятие должность. Он считает, что роль может быть определена широко, и ее определение не должно быть директивным. Внимание здесь акцентируется на поведении работника, «исполнении роли», в процессе достижения цели деятельности. «Понятие роли намного шире, потому что оно ориентировано на людей и на их поведение — оно связано с тем, что люди делают и как они это делают, а не с пристальным вниманием к содержанию работы» [6]. В зависимости от ситуации, некоторым работникам может быть предоставлена определенная свобода действий в применении их навыков.

Внедрение такого подхода начинается с ролевого анализа. предполагающего сбор информации о роли, которую играет работник. В процессе этой работы могут использоваться психологические модели описания ролей и соответствующие психодиагностические методики. По результатам такой работы, а также с учетом анализа навыков и компетенций составляется краткий ролевой профиль. или определение роли, которую должен играть работник, чтобы удовлетворять требования своей работы. В ролевом профиле, как правило, раскрываются общая цель роли, сфера ключевых результатов, дается перечень основных компетенций. Иногда бывает трудно подробно отразить роль в письменной форме, поэтому ее дополнительно поясняет работнику руководитель подразделения в личном общении.

Портновский принцип в определении функций

Если исходить из идеализированного взгляда на организацию, то понятно, что описываются функции должности, а не конкретного человека, занимающего эту должность. Собственно задача кадровых подразделений (опять же в идеале) состоит в том, чтобы подобрать человека, максимально подходящего под заданные должностные функции. Но все-таки нужно признать, что индивидуальные особенности у работников разные. При формальном соответствии должностным требованиям, каждый человек имеет сильные и слабые стороны. С точки зрения организации было бы расточительным не использовать сильные стороны работника, даже если они выходят за рамки служебных функций, и не учитывать слабые стороны. Поэтому А. Пригожин в определении служебных функций предлагает руководствоваться так называемым портновским принципом [2]. Он состоит в том, чтобы не только человека подбирать под определенную функцию, но и функцию выстраивать под человека. «Если мы научимся использовать каждого работника с самой сильной стороны, то он будет работать в соответствии со своими склонностями, будет больше удовлетворен работой и максимально эффективно будет ее исполнять. Фирма и работник обоюдно выигрывают» [2].

Противники такого принципа считают его слишком трудоемким. Например, если сотрудник увольняется, то функции нужно перестраивать. А они, как правило, у сотрудников организации взаимосвязаны между собой — изменение одной функции требует изменения других. По этому поводу А. Пригожин подчеркивает, что построение организации является трудоемким и постоянным процессом. Руководителям нужно выбирать: им нужны стабильность и определенность или эффективность. К тому же, во-первых, такой принцип годится не для всех должностей, а лишь для творческих, во-вторых, именно при таком подходе текучесть кадров минимальна.

В целом же на содержание служебных функций должны влиять не только индивидуальные особенности исполнителей, их личностный потенциал, но и условия исполнения (место расположения, планировка, техническое оснащение и т. п.), специфика структурного подразделения организации (состав сотрудников, их опыт и стаж работы, репутация у клиентов). Поэтому, например, руководители территориальных филиалов одного и того же предприятия могут иметь отличающиеся друг от друга функции.

Разработка согласованной системы должностных функций требует учета их параметров. Эдуард Смирнов [4] выделяет четыре параметра функций: трудоемкость. сложность. совместимость и стоимость .

Трудоемкость характеризует фактические затраты рабочего времени, требуемого на выполнение данной функции, и определяется в часах.

Сложность связана с характером выполняемых операций. Выделяют четыре уровня сложности:

  • нулевой уровень — характеризуется отсутствием правил, инструкций и документационного сопровождения их выполнения;
  • низкий уровень — характеризуется преобладанием технических операций;
  • средний уровень — преобладание логических операций;
  • высокий уровень — преобладание творческой деятельности, включающей действия, основанные на принятии нестандартных решений.

По совместимости функции бывают одинаковые, однотипные и разнотипные. К одинаковым Э. Смирнов [4] относит функции, выполняемые разными людьми по одинаковым правилам (например, функции продавцов торгового зала). К однотипным относятся функции, выполняемые по разным правилам, но относящиеся к одной сфере деятельности. Например, в бухгалтерии предприятия могут быть работники, специализирующиеся на заработной плате, налогах и т. д. Разнотипными являются функции, выполняемые по разным правилам и относящиеся к разным сферам деятельности.

Стоимость определяется на основании калькуляции всех видов операций, составляющих конкретную функцию.

Перечень параметров функций, приведенный Э. Смирновым, целесообразно дополнить еще одним — уровнем специализации . Он может быть высоким, когда работник специализируется на одной операции, средним, предполагающим выполнение нескольких операций, и низким, когда работник выполняет множество операций. В целом понятие специализации является многоплановым и заслуживает отдельного рассмотрения.

На сегодняшний день существуют различные подходы к классификации видов функций. Г. Лаукс и Ф. Лирманн [3] различают:

  • объектные функции. связанные с осуществлением операционной деятельности (трудовыми процессами) и/или принятием объектных решений;
  • организационные функции. которые включают как осуществление операционной деятельности, так и принятие организационных решений;
  • коммуникативные функции. предполагающие осуществление операционной деятельности и принятие коммуникативных решений.

Иного взгляда на виды функций придерживается Э. Смирнов [4]. Функции, выполняемые работниками организации, он делит на три большие группы:

  • производственные. к которым относятся функции основного, вспомогательного и обслуживающего производства товаров, услуг, информации или знаний;
  • управление производственными функциями. к этому виду или группе относятся функции планирования, прогнозирования, организации, координации, стимулирования и контроля деятельности работников, выполняющих производственные функции;
  • управление управленческой деятельностью — этот вид охватывает функции стратегического управления, внешнего представительства и консультационной деятельности.

Такая классификация представляется более полной и системной. В целом же предполагается, что один и тот же работник может выполнять как функции одного вида, так и сочетание функций различных видов. Достижение оптимального сочетания функций различных видов с учетом их трудоемкости, сложности и совместимости является важной задачей при определении должностных функций.

ЛИТЕРАТУРА
1. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. П. Каптуревского. — СПб. Питер, 2004. — 512 с.
2. Пригожин А. И. Методы развития организаций. — М. МЦФЭР, 2003. — 864 с.
3. Лаукс Г. Лирманн Ф. Основы организации: управление принятием решений / Пер. с нем. — М. Дело и Сервис, 2006. — 600 с.
4. Смирнов Э. А. Основы теории организации: Учеб. пособие для вузов. — М. ЮНИТИ, 2000. — 375 с.
5. Виханский О. С. Наумов А. И. Менеджмент: Учебник для эконом. спец. вузов. — М. Высш. шк. 1994. — 224 с.
6. Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 8-е изд. / Пер. с англ. под ред. С. К. Мордовина. — СПб. Питер, 2004. — 832 с.

Related Posts
  • Какой тип сотрудников работает в вашей компании?
  • Секрет эффективного руководства: делегирование
  • Как уволить генерального директора?
  • Типичные ошибки при разрешении конфликта
  • Как измерить эффективность обучения сотрудников?
  • Восемь важных HR процессов

Как писать должностные инструкции (шляпы) для сотрудников

Принцип постепенности в создании инструкций

Вы не можете сделать сразу всё идеально, если технология ещё не отработана. Я имею в виду организацию.

Возьмем например IKEA или McDonalds. У них давным-давно отработаны технологии того, как строить стандартные организации. Все регламенты написаны, отработаны, выстраданы. Делай раз, делай два. И не надо резать помидор на 10 частей — наш стандарт 8! «Свободная касса!». Кухни после спальных. Стеллаж № 10: на нем лежит одно и то же, в каждом городе. Понимаете? Уже всё готово, так как понятна идеальная модель данного бизнеса. Откуда известно, что она идеальная? Да просто она работает везде, приносит ожидаемый результат, и этого достаточно, чтобы принять её за стандартный образец. И баста. Все процессы описаны, методы построения филиала описаны, франшиза описана, должностные инструкции описаны — всё описано в виде инструкции. Есть инструкция по сбору стола IKEA. А есть инструкция по сбору магазина IKEA.

Можно сказать, что это убивает инициативу и душит свободу. Да и к черту их, инициативу со свободой, если есть хороший образец. Научись сначала делать то, что было признано стандартным, а потом развивай свою инициативу и креативу. Или открой что-нибудь своё, и твори на свободе (что, кстати, очень даже неплохо).

В тех областях, где идеальная картина достигнута, нужно её сначала полностью понять, прежде чем что-то вякать об изменении системы с целью её улучшения.

Но не в тех областях, где идеал ещё достигнут не был!

Там пока ещё много нерешенных проблем, которые надо приводить в порядок одну за одной. Для того, чтобы это сделать, вам нужно уже сейчас начинать описывать те части работы, которые приносят результаты. Когда их накопится достаточно много — вы получите бизнес, имеющий гигантский потенциал роста.

Технологии не создаются одним махом. Одним махом можно построить организацию по уже известной и отработанной технологии. Улавливаете разницу?

Вы начинаете описывать технологии на каждом посту организации, для каждой должности, где есть какой-то успех. Вот последовательность создания должностных инструкций и методик к ним, которые позже лягут в основу «инструкции по сборке вашего бизнеса». Эта последовательность описана в статье Л. Рона Хаббарда от 22 сентября 1970 года «Шляпы» («Шляпы» — это общее название для описаний постов и применяемых на них технологий, административный сленг). Я привожу её в сокращенном варианте (эта статья не заменяет оригинальный текст, который приводится в «Курсе руководителя организации» и в материалах стандарта «Модель административного ноу-хау».

Вы наспех выпускаете приказы для некоторых сотрудников имеющих некоторое название поста. В то же время существует оргсхема, которая вывешена, но не имеет ничего общего с реальным положением дел, а сотрудники её не знают (звучит смешно, но я видел организации, которые не дошли даже даже до этого шага, то есть не попытались даже начать что-то организовывать).

Руководитель вынужден сам справляться с огромным количеством работы. Он начинает выходить их этого состояния, создавая более реальную оргсхему, на которой обозначены посты и обязанности, ставит людей на эти посты (а не делает посты под индивидуумов), и добивается того, чтобы люди начали справляться с различными типами работ и вещей (людьми, почтой и т.д.), существующими в данной организации.

Составляются краткие описания описания постов и связанных с ними обязанностей. Вы пишите на этом шаге также все замеченные успешные действия, которые показали свою действенность. Это делается в простой, повествовательной манере. Главное — чтобы было понятно. Кто этим занимается? Тот, кто лучше всего умеет делать работу данного поста. Утверждаются все эти тексты у руководителя самого высшего уровня. Эти описания раздаются сотрудникам для изучения. (На этом шаге технологии ещё очень мало, инструкции в зачаточном состоянии. Руководитель продолжает управляться с большим количеством проблем. Всё ещё нужен гений, чтобы управлять организацией эффективно.)

Проводятся проверки на знание этих описаний. Как это делается? Руководитель или сотрудник службы персонала подходит к сотруднику, берет описание его поста и задает ему вопросы по поводу того, как он понимает то или иное слово из этого описания. Он также может задавать вопросы из серии «Как вы будете делать. », затрагивая практические аспекты описания поста. Но проверка на точное знание определений слов по словарю первична, так как непонимание слова приводит к самому основному замешательству и к неспособности понять суть требуемого действия. Две секунды задумчивости — достаточно. Переизучите материал.

Далее, вы усложняете регламент, разделяя а) описание поста и б) теорию и практические моменты, необходимые для выполнения требуемой работы. На этом шаге должна быть собрана полная теория и вся технология. Это не просто «шажок». Это прыжок к организованности и всеобщей компетентности.

Когда собрана вся теоретическая база и описана вся практическая, разрабатываются учебные программы на каждый ключевой пост. Это делается по специальной технологии, приведение которой тут в полном объеме невозможно из-за формата статьи. В любом случае, данная технология достойна того, чтобы вы посвятили немного времени её изучению. Это можно сделать на курсе «Как создавать шляпы постов», который предоставляется в учебном центре нашей компании.

Далее вы делаете оргсхему более реальной, и проверяете весь персонал на знание оргсхемы.

Вы продолжаете создавать шляпы, пока они не будут у всех сотрудников.

К этому времени должно быть организовано обучение. Вы обучаете специалистов, которые будут впоследствии проводить обучение всех сотрудников в вашей фирме. Обучение такого специалиста занимает около 1,5 месяцев. Наша компания может помочь вам в его подготовке. После чего учебный центр становится одним из ключевых отделов вашей компании.

Старые сотрудники постепенно (благодаря регулярным проверкам) узнают, в чем же на самом деле состоит их работа и что в действительности от них требуется. Новые сотрудники вводятся в курс дела сразу более качественно.

И — о, чудо! Вы увидите в компании рост компетентности, о котором вы и не мечтали. После этого вы можете вводить стандарты на гораздо более профессиональном уровне, чтобы получить саморазвивающийся бизнес .

Но это уже совсем другая история. А решения, которые изложены выше — просты. Их может применить любой. Если он не клинический лентяй и ему не наплевать на собственный бизнес.

Как создать инструкции для персонала?

Узнайте подробнее о том, как создавать реальные инструкции для персонала в 10-минутном видеоролике Вадима.