Руководства, Инструкции, Бланки

как продлить инструкции по охране труда

Категория: Инструкции

Описание

Как оформить продление инструкций по охране труда?

Как оформить продление инструкций по охране труда?

Какой приказ нужно оформить для продления инструкций по охране труда? Какую отметку при этом нужно поставить на самих инструкциях? Как быть с филиалами, которые находятся в других городах? Ведь они останутся без инструкций на время пересылки почтой.

Инструкции по охране труда необходимо пересматривать не реже одного раза в пять лет. (п. 6 Методических рекомендаций по разработке инструкции по охране труда (утверждены Минтруда России 13 мая 2004 г.)). Если истекает срок действующих инструкций, лучше всего издать новые. Оформите приказ о пересмотре действующих инструкций и внесении в них при необходимости изменений.

Чтобы филиалы не остались без действующих инструкций по охране труда . спланируйте их замену заранее. При этом утвердить новые инструкции можно заранее, а начало действия документа обозначить датой, следующей после окончания срока действия старых инструкций.

Оформите бесплатный демонстрационный доступ к журналу «Охрана труда: просто и понятно» и читайте:

как продлить инструкции по охране труда:

  • скачать
  • скачать
  • Другие статьи

    Школьный мир ИНФО

    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

    К занятиям в группе продленного дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом по гимназии.

    1. На территории гимназии и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила:

    — выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;

    — классные руководители сопровождают учащихся в группу продленного дня после окончания уроков;

    — руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из гимназии;

    — воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

    — в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшему и немедленно сообщить медицинскому персоналу гимназии, дежурному администратору о происшествии;
    1.4. Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группе продленного дня.
    1.5. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

    — нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

    — нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

    — поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
    1.6. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

    — выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

    — передвигаться по гимназии в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;

    — не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории гимназии, не покидать специально отведенное для прогулки место;

    — быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

    — не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;

    — не входить в столовую в верхней одежде;

    — перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду.
    1.7. При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
    1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию, врача гимназии.
    1.9. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
    1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности, и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
    1.11. Требования настоящей инструкции являются обязательными для всех воспитателей, руководителей кружков, учителей. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарной ответственности.


    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенность в кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
    2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
    2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первым столом должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доски до первых столов должно быть 2,4–2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
    2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
    2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18–200С.
    2.6. Учащиеся должны:

    — ознакомиться с планом работы на текущий день;

    — перед посещением столовой вымыть руки и просушить их;

    — перед прогулкой надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.
    2.7. Классный руководитель должен предупредить воспитателя о причине отсутствия учащихся класса в группе продленного дня.
    2.8. Воспитатель должен проверить явку и убедиться в готовности учащихся к работе в режиме группы продленного дня.


    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    3.1. Во время самоподготовки учащихся посадить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100–115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115–130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130–145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145–160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
    3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическими заболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
    3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
    3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
    3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
    3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
    3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
    3.8. Воспитатель ГПД должен:

    — рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;

    — обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;

    — во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением;

    — контролировать длительность просмотра телепередач;

    — обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД.
    3.9. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;

    — в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих;

    — при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу;

    — бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;

    — аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

    — соблюдать правила пожарной безопасности;

    — после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол;

    — во время прогулки:

    — находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя;

    — не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды;

    — не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы;

    — не пить воду из непроверенных источников;

    — бережно относиться к окружающей природе.
    3.10. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества.


    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


    4.1. При плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю (учителю).
    4.2. При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.
    4.3. При порыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызвать слесаря-сантехника.
    4.4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
    4.5. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания воспитателей.


    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    5.1. Воспитатель группы продленного дня должен:

    — выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;

    —закрыть окна и фрамуги;

    — произвести уборку своего рабочего места;

    — закрыть учебный кабинет и отметить это в журнале охраны гимназии;

    — проводить детей до выхода из гимназии.
    5.2. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно, при наличии заявления от родителей;

    — в случае если за детьми не пришли взрослые, учащиеся должны дожидаться их в здании гимназии под присмотром воспитателя.

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ОХРАНЫ ТРУДА

    В соответствии со ст. 210 Трудового кодекса Российской Федерации и ст. 4 Федерального закона от 17.07.99 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» основ­ными направлениями государственной политики в области охраны труда являются:

    · обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников;

    · принятие и реализация Федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, за­конов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, а также федеральных целевых, отраслевых целевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда;

    · государственное управление охраной труда;

    · государственный надзор и контроль соблюдения требований охраны труда;

    · содействие общественному контролю соблюдения прав и законных интересов работни­ков в области охраны труда;

    · расследование несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    · защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производ­стве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социаль­ного страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональ­ных забо­леваний;

    · установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными или опасными усло­виями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

    · координация деятельности в области охраны труда, деятельности в области охраны окру­жающей природной среды и других видов экономической и социальной деятельности;

    · распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучше­нию условий и охраны труда;

    · участие государства в финансировании мероприятий по охране труда;

    · подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда;

    · организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производст­венном травматизме, профессиональной заболеваемости и об их материальных последствиях;

    · обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда;

    · международное сотрудничество в области охраны труда;

    · проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных усло­вий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств инди­видуальной и коллективной защиты работников;

    · установление порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллектив­ной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактиче­скими средствами за счет средств работодателей.

    1.4. НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА: СТАНДАРТЫ, САНИТАРНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА, ПРАВИЛА УСТРОЙСТВА И БЕЗОПАСНОСТИ ЭКСПЛУАТАЦИИ, ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. ОТРАСЛЕВЫЕ И ЛОКАЛЬНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    Государственные нормативные требования охраны труда и их соблюдение являются фунда­ментом в создании здоровых и безопасных условий труда. В статье 211 Трудового кодекса Россий­ской Федерации зафиксировано, что государственными нормативными требованиями охраны труда устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

    В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2000 г. № 399 «О нормативных правовых актах, содержащих государственные нормативные требова­ния ох­раны труда» в Российской Федерации действует система нормативных правовых актов, содержа­щих государственные нормативные требования охраны труда, которая состоит из межотраслевых и отраслевых инструкций по охране труда, строительных и санитарных норм и пра­вил, правил и инструкций по безопасности, правил устройства и безопасной эксплуатации, свода правил по про­ектированию и строительству, гигиенических нормативов и государственных стандартов безопас­ности труда ( таблица 2).

    Виды нормативных актов

    Федеральный орган испол­нительной власти, утвер­ждающий документ

    Государственные санитарно-эпидемиологические пра­вила и нормативы (санитарные правила, гигиенические нормативы, санитарные правила и нормы, санитарные нормы.

    Государственные нормативные требования охраны труда утверждаются сроком на 5 лет и могут быть продлены не более чем на два срока.

    Нормативная документация определяет тре­бования к условиям труда, т.е. к уровню вредных произ­водственных факторов.

    Нормативно-техническая документация обеспечивает защиту работающих от действия опасных и вредных факторов, определяет требования к производственному оборудованию и производственным помещениям, к организации и проведению технологических процессов и применению средств защиты.

    Требования нормативной и нормативно-технической документации должны учитываться как на этапе эксплуатации сооружений, оборудования, средств защиты и проведения технологических процессов, так и на этапе их проектирования.

    Нормативная документация представлена нормами и правилами Минздрава РФ и стандартами Госстандарта РФ. Нормативно-техническая документация включает правила, нормы, инструкции, стандарты. Нормы и правила по охране труда подразделяются на единые (федеральные), межотраслевые и отраслевые. Действия единых норм и правил распространяются на все отрасли народного хозяйства. Они принимаются федеральными директивными органами совместно или по соглашению с Федерацией профсоюзов и содержат важнейшие требования, единые для всего на­родного хозяйства. Аналогичный порядок принят для межотраслевых норм и правил, распространяющихся на несколько отраслей либо на отдельные виды производства или работ во всех отраслях. Отраслевые нормы и правила по охране труда учитывают специфику отдельных отраслей народного хозяйства и распространяются на все предприятия. Они утверждаются министерствами, органами государственного надзора совместно или по соглашению с профсоюза отрасли.

    В настоящее время основными видами нормативно-технической документации является действующая система стандартов безопасности труда (ССБТ) (таблица 3 и таблица 4).

    Государственные стандарты (ГОСТ или ГОСТ Р) ССБТ имеют следующее обозначение (таблица 3).

    Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в нормативных правовых актах, разрабатыва­ются и утверждаются федеральными органами исполнительной власти.

    В соответствии со ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель прини­мает локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей ком­петенции в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, коллективным договором, соглашениями.

    В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, законами и иными нормативными пра­вовыми актами, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, учитывает мнение представительного орга­на работни­ков.

    Коллективным договором, соглашениями может быть предусмотрено принятие локаль­ных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, по согласованию с представи­тельным органом работников.

    Локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с трудо­вым законодательством, коллективным договором, соглашениями, либо принятые без соблюдения предусмотренного настоящим Кодексом порядка учета мнения представительного органа работ­ников, являются недействительными. В таких случаях применяются законы или иные норматив­ные правовые акты, содержащие нормы трудового права.

    ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ, УТВЕРЖДЕНИЯ И ПЕРЕСМОТРА ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. СОДЕРЖАНИЕ ИНСТРУКЦИЙ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

    В соответствии со ст.212 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан обеспечить разработку и утверждение с учетом мнения выборного профсоюзного или иного упол­номоченного работниками органа инструкций по охране труда для работников.

    В соответствии с «Методическими рекомендациями по разработке государственных норма­тивных требований охраны труда», утвержденными постановлением Минтруда РФ от 17.12.02 г. № 80, инструкция по Охране труда для работника разрабатывается исходя из его профессии или вида выполняемой работы.

    Разработка инструкции по охране труда для работника осуществляется на основании приказа (распоряжения) работодателя.

    Инструкция по охране труда для работника разрабатывается на основе межотраслевой или отраслевой типовой инструкции по охране труда (а при её отсутствии - межотраслевых или отрас­левых правил по охране труда), требований безопасности, изложенных в эксплуатацион­ной и ре­монтной документации организаций-изготовителей оборудования, а также в техноло­гической до­кументации организации с учетом конкретных условий производства. Эти требова­ния должны быть изложены применительно к профессии работника или виду выполняемой ра­боты.

    Инструкции по охране труда для работников разрабатываются в соответствии с наименова­ниями профессий и перечнем видов работ, утверждаемыми работодателем. Перечень инст­рукций, подлежащих разработке, утверждается работодателем.

    Инструкции по охране труда для работников разрабатываются руководителями соответст­вующих структурных подразделений организации и утверждаются приказом работодателя по со­гласованию с соответствующим профсоюзным, либо иным уполномоченным работниками пред­ставительным органом.

    Служба охраны труда (специалист по охране труда) организации осуществляет контроль за своевременной разработкой, проверкой, пересмотром и утверждением инструкций по охране труда для работников, оказывает методическую помощь разработчикам.

    В инструкцию по охране труда для работника рекомендуется включать следующие разделы:

    1. Общие требования охраны труда.

    2. Требования охраны труда перед началом работы.

    3. Требования охраны труда во время работы.

    4. Требования охраны труда в аварийных ситуациях.

    5. Требования охраны труда по окончании работы.

    Инструкции по охране труда для работников должны содержать минимум ссылок на какие-либо нормативные правовые акты, кроме ссылок на правила, на основании которых они разрабо­таны. В инструкциях не должны применяться слова, подчеркивающие особое значение отдельных требований (например: «категорически», «особенно», «обязательно», «строго», «безусловно» и т.п.), так как все требования инструкции должны выполняться работниками в равной степени. За­мена слов в тексте инструкции буквенным сокращением (аббревиатурой) допускается при условии его предшествующей полной расшифровки.

    Проверку и пересмотр инструкций по охране труда для работников организует работодатель. Пересмотр инструкций должен производиться не реже одного раза в 5 лет.

    Инструкции по охране труда для работников досрочно пересматриваются в следующих слу­чаях:

    · при пересмотре межотраслевых и отраслевых правил и типовых инструкций по охране труда;

    · изменении условий труда работников;

    · внедрении новой техники и технологии;

    · по результатам анализа материалов расследования аварий, несчастных случаев на произ­водстве и профессиональных заболеваний;

    · по требованию представителей органов по труду субъектов РФ или органов федеральных надзоров России.

    Если в течение срока действия инструкции по охране труда для работника условия его труда не изменились, то приказом (распоряжением) работодателя ее действие продлевается на следую­щий срок, о чем делается запись на первой странице инструкции (ставятся текущая дата, штамп «Пересмотрено» и подпись лица, ответственного за пересмотр инструкции, приводятся наимено­вание его должности и расшифровка подписи, указывается срок продления инструкции).

    У руководителя структурного подразделения (службы) организации должен храниться ком­плект действующих в подразделении (службе) инструкций по охране труда для работников дан­ного подразделения (службы), а также перечень этих инструкций.

    Учет инструкций по охране труда для работников осуществляется службой охраны труда (специалистом по охране труда) организации в журнале учета инструкций по охране труда. Ин­струкции по охране труда для работников выдаются им на руки под расписку в журнале учета выдачи инструкций по охране труда.

    1. Дайте определение (термину) «охрана труда».

    2. Дайте определение (термину) «вредный производственный фактор».

    3. Дайте определение (термину) «опасный производственный фактор».

    4. Дайте определение (термину) «производственная санитария».

    5. Дайте определение (термину) «техника безопасности».

    6. Какие основные положения включает в себя Федеральный закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации»?

    7. Каковы основные направления государственной политики в области охраны труда?

    8. Что такое система нормативно-правовых актов в области охраны труда, каковы ее состав­ляющие?

    9. Какие разделы должны быть включены в инструкцию по охране труда?

    10. В каких случаях производится досрочная переработка инструкций по охране труда?

    Инструкция по охране труда в группе продленного дня

    Инструкция по охране труда в группе продленного дня


    ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

    К работе в группе продленного дня допускаются воспитатели, руководители кружков, прошедшие медицинский осмотр и инструктаж по охране труда.

    К занятиям в группе продленного дня допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр, инструктаж по охране труда и зачисленные в ГПД приказом по гимназии.


    1. На территории гимназии и в учебных кабинетах воспитатели, учителя, руководители кружков должны соблюдать следующие правила:

    — выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;

    — классные руководители сопровождают учащихся в группу продленного дня после окончания уроков;

    — руководители кружков перед началом занятий забирают учащихся из кабинета ГПД, а после окончания этих занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из гимназии;

    — воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

    — в случае травмирования учеников педагог должен оказать первую медицинскую помощь пострадавшемуи немедленно сообщить медицинскому персоналу гимназии, дежурному администратору о происшествии;
    1.4. Воспитатели, руководители кружков обязаны обеспечить безопасность детей в период работы в группепродленного дня.
    1.5. При проведении занятий возможно воздействие на учащихся следующих опасных и вредных факторов:

    — нарушения осанки, искривления позвоночника, развития близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

    — нарушения остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

    — поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.
    1.6. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — при проведении занятий, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

    — выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

    — передвигаться по гимназии в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;

    — не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории гимназии, не покидатьспециально отведенное для прогулки место;

    — быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

    — не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;

    — не входить в столовую в верхней одежде;

    — перед началом работы группы продленного дня переодеваться в сменную одежду.
    1.7. При проведении занятий, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.
    1.8. При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан немедленно сообщить воспитателю, который информирует об этом администрацию, врача гимназии.
    1.9. В процессе занятий учащиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место.
    1.10. Учащиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к ответственности,и со всеми учащимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.
    1.11. Требования настоящей инструкции являются обязательными для всех воспитателей, руководителей кружков, учителей. Лица, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда, привлекаются к дисциплинарнойответственности.

    ^
    2. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    2.1. Включить полностью освещение в кабинете, убедиться в исправной работе светильников. Наименьшая освещенностьв кабинете должна быть не менее 300 лк (20 Вт/кв. м) при люминесцентных лампах и не менее 150 лк (48 Вт/кв. м) при лампах накаливания.
    2.2. Убедиться в исправности электрооборудования кабинета: светильники должны быть надежно подвешены к потолкуи иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками; корпуса и крышкивыключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.
    2.3. Убедиться в правильной расстановке мебели в кабинете: расстояние между наружной стеной кабинета и первымстолом должно быть не менее 0,5–0,7 м, расстояние между внутренней стеной кабинета и столами должно быть не менее0,5–0,7 м, расстояние между задней стеной кабинета и столами должно быть 0,7 м, расстояние от классной доскидо первых столов должно быть 2,4–2,7 м, расстояние от классной доски до последних столов должно быть не более 8,6 м, удаление мест занятий от окон не должно превышать 6,0 м.
    2.4. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.
    2.5. Убедиться в том, что температура воздуха в кабинете находится в пределах 18–200С.
    2.6. Учащиеся должны:

    — ознакомиться с планом работы на текущий день;

    — перед посещением столовой вымыть руки и просушить их;

    — перед прогулкой надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.
    2.7. Классный руководитель должен предупредить воспитателя о причине отсутствия учащихся класса в группепродленного дня.
    2.8. Воспитатель должен проверить явку и убедиться в готовности учащихся к работе в режиме группы продленного дня.

    ^
    3. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    3.1. Во время самоподготовки учащихся посадить за рабочие столы, соответствующие их росту: мебель группы № 1 (оранжевая маркировка) – рост 100–115 см, мебель группы № 2 (фиолетовая маркировка) – рост 115–130 см, мебель группы № 3 (желтая маркировка) – рост 130–145 см, мебель группы № 4 (красная маркировка) – рост 145–160 см, мебель группы № 5 (зеленая маркировка) – рост свыше 175 см.
    3.2. Учащимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами. Учащимсяс пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Учащимся с ревматическимизаболеваниями, склонных к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год учащихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с цельюпредупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.
    3.3. С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете не расставлять на подоконниках цветы.
    3.4. Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.
    3.5. Стекла окон в кабинете должны очищаться от пыли и грязи, а также проводиться очистка светильников не реже двух раз в год. Привлекать учащихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.
    3.6. При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.
    3.7. Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом, не вставать на подоконник.
    3.8. Воспитатель ГПД должен:

    — рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;

    — обеспечить прогулку детей на открытом воздухе не менее 1 часа при благоприятных метеорологических условиях;

    — во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием детьми столовых приборов, поведением;

    — контролировать длительность просмотра телепередач;

    — обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД.
    3.9. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;

    — в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья окружающих;

    — при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к педагогу;

    — бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;

    — аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

    — соблюдать правила пожарной безопасности;

    — после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол;

    — во время прогулки:

    — находиться в поле зрения воспитателя и не покидать отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя;

    — не пробовать на вкус какие-либо растения и плоды;

    — не трогать руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы;

    — не пить воду из непроверенных источников;

    — бережно относиться к окружающей природе.
    3.10. Учащимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасностипредметы, химические вещества.

    ^
    4. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ В АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЯХ


    4.1. При плохом самочувствии сообщить об этом воспитателю (учителю).
    4.2. При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания, сообщить о пожареадминистрации учреждения и в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощьюпервичных средств пожаротушения.
    4.3. При порыве системы отопления удалить учащихся из кабинета, перекрыть задвижки в тепловом узле здания и вызватьслесаря-сантехника.
    4.4. При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему, сообщить об этом администрации гимназии, врачу, при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.
    4.5. При возникновении нестандартной ситуации учащиеся должны сохранять спокойствие и неукоснительно выполнять указания воспитателей.

    ^
    5. ТРЕБОВАНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПО ОКОНЧАНИИ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ


    5.1. Воспитатель группы продленного дня должен:

    — выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;

    —закрыть окна и фрамуги;

    — произвести уборку своего рабочего места;

    — закрыть учебный кабинет и отметить это в журнале охраны гимназии;

    — проводить детей до выхода из гимназии.
    5.2. Учащиеся группы продленного дня должны:

    — отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно, при наличии заявления от родителей;

    — в случае если за детьми не пришли взрослые, учащиеся должны дожидаться их в здании гимназии под присмотром воспитателя.