Руководства, Инструкции, Бланки

решение собственника о сносе здания образец img-1

решение собственника о сносе здания образец

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Снос аварийного жилья - очередь, права собственника, сроки, график, уведомление

Порядок сноса аварийного жилья

Порядок сноса аварийного жилья регламентируется ЖК РФ и постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006. Его соблюдение является обязательным.

Нарушение прав граждан в процессе расселения может быть обжаловано в судебных инстанциях.

Непригодные для проживания условия

Признаки жилья непригодного для проживания, установлены постановлением Правительства № 47 от 28.01.2006 года.

В соответствии с данным актом его отличительными характеристиками признаются следующие:

  • дом имеет серьезные нарушения и деформации в области конструкций;
  • жилое помещение не обладает некоторыми инженерными системами, например, отсутствует электричество или водоснабжение;
  • вентиляция работает с нарушениями, а именно смешивает воздух кухни и санитарных помещений с жилыми комнатами;
  • в доме температура воздуха сохраняется на отметках, не превышающих 18 градусов, на протяжении длительного периода времени;
  • несоответствие нормативов влажности, в том случае, если они превышают минимальный порог в 60%;
  • отсутствие инсоляции, то есть должного уровня солнечного света, проникающего в окна в одной или более комнатах (нормативы зависят от их общего количества);
  • нахождение жилого помещения в подвале или на 0 этаже;
  • отсутствие оконных проемов;
  • превышение нормального содержания токсичных веществ.

Данные основания не дают возможности признать жилое помещение безопасным для жизни и здоровья его жильцов.

Жилищный кодекс

В Жилищном кодексе РФ регламентирована процедура сноса жилого дома. В данном кодифицированном акте закреплены права жильцов, проживающих в нем, на обеспечение жилым помещением.

Для граждан, владеющих домом на праве собственности и по социальному найму, предусмотрен разный порядок.

Так, статья 32 ЖК РФ утверждает процедуру для собственников, а статья 86 ЖК РФ – для тех, у кого заключен договор социального найма:

  1. Пункт 10 статьи 32 ЖК РФ устанавливает, если дом был признан подлежащим сносу, собственники должны быть уведомлены в разумный срок о необходимости проведения данных действий. В том случае, если требования компетентных органов были проигнорированы, земельный участок подлежит изъятию вместе с жилыми помещениями. При этом собственники получают компенсацию по правилам, которые применимы при отчуждении участка для государственных и муниципальных нужд.
  2. Статья 86 гласит о том, что нанимателями по договору социального найма должны быть представлены благоустроенные дома.

Полагается ли компенсация за аварийное жилье собственнику? Подробности тут .

Какие объекты относятся?

Непригодными признаются объекты в порядке, утвержденном Правительством.

Данное правило касается как домов, находящихся в собственности, так и тех, которыми жильцы владеют по договору социального найма. В этих случаях будут отличаться правовые последствия, наступающие для самих граждан.

Объекты, в которых выявлено наличие вредных факторов окружающей среды, угрожающие жизни и здоровью лиц, находящихся в них, подлежат сносу.

Кто признает?

Решение о признании жилья непригодным для проживания вправе принимать специально созданные межведомственные комиссии:

  1. В их работе могут быть задействованы сами жильцы, владеющие помещениями на праве собственности или занимающие их по договору социального найма.
  2. Устанавливать соответствие или несоответствие заявленным нормативам будут специалисты – инженеры.
  3. Проектировщикам под силу дать объективную оценку зданию и правильно оформить степень износа.
  4. Дополнительно могут быть привлечены узкие специалисты – представители пожарной и эпидемиологической службы.
Снос аварийного жилья

Снос аварийного жилья осуществляется после принятия соответствующего решения уполномоченной комиссией.

Процедура уведомления жильцов и правовые последствия регламентируются действующим жилищным законодательством.

Снос ветхого и аварийного жилья на практике вызывает много споров и проблем. Решить часть из них призваны специальные программы, которые принимаются на местном уровне.

Во многих регионах России приняты программы по расселению граждан из ветхих и аварийных жилых помещений.

Их основное значение – это упорядочение процедуры, а также ускорение процесса нормализации жилищной ситуации в стране.

В рамках программ разрабатывают списки домов, которые подлежат сносу из-за признания их непригодными для проживания. Кроме того, предусматривается порядок обеспечения жильцов благоустроенными жилыми помещениями.

Программа имеет сроки действия, а также периоды для реализации каждого из этапов. Их соблюдение является прерогативой для ответственных лиц.

Права собственника

Права нанимателя жилого помещения по договору социального найма не вызывают вопросов и споров на практике. Единственная причина, по которой они могут возникнуть – это площадь и степень благоустроенности нового дома.

Собственники чаще сталкиваются со сложностями в реализации своих прав. Их нарушение – обычная практика при проведении процедуры расселения.

Чиновники, стремясь как можно скорее реализовать программу, часто злоупотребляют своими полномочиями.

Права собственников при сносе жилого дома утверждены в статье 32 ЖК РФ:

  1. Во-первых, они могут претендовать на выкуп, то есть предоставление компенсации. Она может быть передана в денежной или натуральной форме. Право выбора сохраняется за собственником. Размер выкупа устанавливается по соглашению сторон на основе независимой оценки.
  2. Во-вторых, собственник должен быть уведомлен о предстоящем сносе в разумный срок.
  3. В-третьих, он может обжаловать решение о выкупной цене, если не согласен с ним.

Сроки сноса жилого помещения и расселения граждан находятся в компетенции органов местного самоуправления. Соответствующее решение может быть обжаловано жильцами.

Они могут подать иск в судебные органы в том случае, если при определении сроков было нарушено условие их разумности.

Данное понятие оценочное, но его можно оспорить, предоставив объективные доказательства.

График (очередь)

Аварийные дома, подлежащие сносу, заносятся в специальный график. На его основе определяется очередность проведения соответствующей процедуры.

Он утверждается в рамках программы, принятой на определённый промежуток времени. Довольно часто этот график является ориентировочным.

Как расселяют жильцов?

Расселение собственников – одна из ключевых проблем. Предоставление новых жилых помещений осложнено из-за отсутствия свободных площадей.

Жильцы, проживающие в аварийных домах, подлежащих сносу, сталкиваются с проблемами неравноценной компенсации. Это порождает множество споров и судебных разбирательств.

Уведомление

Собственники жилых помещений в соответствии с ч. 4 статьи 32 ЖК РФ должны быть уведомлены о принятом решении относительно сноса дома в разумный срок.

Невыполнение данного требования является основанием для судебного обжалования факта нарушения прав.

Уведомление обязательно должно быть представлено в письменном виде. Собственник обязан проставить отметку о его получении.

Признание дома, подлежащим сносу, начинается с экспертизы. В ходе ее проведения проверяется качество материалов и конструкций.

В процессе осуществления экспертизы предусмотрены различные проверки. С их помощью устанавливается соответствие действующим нормативам или их нарушение.

На основе результатов ее проведения межведомственная комиссия принимает решение. Она может вынести вердикт о признании дома аварийным или пригодным для проживания. Жильцы вправе обжаловать решение.

После вынесения вердикта о сносе жилого помещения они должны быть уведомлены о нем.

Также в течение 5 дней решение доводится до сведения государственной инстанции, в ведении которой находятся функции жилищного надзора.

Затем инициируется процесс расселения граждан или предоставления им компенсации.

Интересует порядок расселения аварийного жилья? Смотрите здесь .

Где посмотреть список ветхого и аварийного жилья? Читайте в этой статье .

Часто задаваемые вопросы

Расселение граждан – вопрос, порождающий всевозможные вопросы. Например, на какое жилое помещение вправе претендовать жильцы и могут ли они получить квартиру в новостройке.

Неприватизированная квартира

В статье 86 ЖК РФ утверждено, что лица, владеющие жилым помещение по договору социального найма, вправе претендовать на равнозначный дом.

Это означает, что оно должно быть пригодным для жилья и иметь такую же общую площадь.

Положено ли новое жилье?

Жилищное законодательство устанавливает только два критерия, которым должна отвечать квартира, предоставляемая в процессе расселения:

  1. Равнозначная по общей площади;
  2. Пригодная для проживания.

Об этом говорится в статье 89 ЖК РФ. Требование о новой квартире – необоснованно.

На видео о переселении и сносе аварийных зданий

Другие статьи

Решения судов о демонтаже самовольно возведенного балкона

Решения судов о демонтаже самовольно возведенного балкона

Ответчики на основании решении суда обязаны демонтировать балкон

Собственник квартиры обратился с иском к собственнику квартиры, расположенной этажом ниже, просил обязать ответчика демонтировать балкон в квартире, так как возведенный блкон загородил вид из окна, на козырьке балкона скапливается мусор, который гниет, обеспечен доступ посторонних лиц к квартире истицы, поскольку балкон построен над козырьком.

Пристройки в виде балконов полностью подпадают под понятие реконструкции. так как включают в себя изменение планировки жилого помещения, возведение надстроек, встроек, пристроек, а также частичную разборку здания. Устройство балкона на втором этаже дома проектом не предусмотрено, что нарушает целостность здания, его внешний облик. Лишняя нагрузка создает опасность разрушения дома.

Пристрой балкона является реконструкцией жилого дома, который ответчик обязан снести

Принимая во внимание, что в данном случае имело место реконструкция жилого дома, выполнение которой должно соответствовать требованиям ст. 51 ГрК. исковые требования о сносе самовольно возведенного пристроя к квартире подлежат удовлетворению. Возведенное строение не соответствует СНиП и проекту балкона.

Обращаясь в суд, истец просил признать незаконной пристройку к квартире и сносе указанного пристроя силами и средствами ответчика, указывая на то, что ответчик, воспользовавшись его временным отсутствием, произвела жилой пристрой к своей квартире, который нарушает его права собственника, лишает его солнечного света, ухудшает вид из его окна. В судебном заседании установлено, что к вышеназванной квартире произведена реконструкция дома в виде пристроя. Суду представлена рабочая документация "Устройство балкона".

Решением Железнодорожного районного суда г. Улан-Удэ от 25 июля 2012 года по делу № 2-495-12 постановлено: признать пристрой к квартире незаконным и обязать ответчика снести пристрой к квартире за свой счет в срок до 31.10.2012 г.

Демонтаж балкона. Иск удовлетворен

Суд обязал демонтировать балкон и привести фасад жилого дома в состояние предшествующее самовольному возведению балкона. Ответчики не представили суду доказательства правомерности возведения балкона, а именно согласие собственников помещений многоквартирного дома на указанные работы, а также разрешение на проведение работ.

Самовольное возведение балкона ответчиками, безусловно нарушает права истца, как сособственника общего имущества многоквартирного дома, поскольку проведено в нарушение установленного порядка.

Решением Калининского районного суда г. Челябинска по делу № 2 -156/2012 исковые требования о демонтаже балкона, обязанию привести фасад жилого дома в состояние предшествующее самовольному возведению балкона удовлетворены.

Вернуться к оглавлению обзора практики: Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона. лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика

Рекомендуем по теме: Перепланировка и переустройство квартиры. Узаконивание самовольной перепланировки. Нормы закона и практика

Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно

Отражаем в бухгалтерском и налоговом учете снос здания, дальнейшее использование которого нецелесообразно

Ликвидация недвижимости - сложная и затратная операция. Как правило, недвижимость ликвидируют, если она стала мешать организации. К примеру, стала нерентабельной: затраты на ее содержание существенно превышают сумму дохода, получаемого от ее использования. Или бывает, что на месте старого объекта предполагается возвести что-то более новое (более мощное, экономичное, современное), эксплуатация или продажа чего должна принести больше дохода. С налоговым и бухгалтерским учетом ликвидации недвижимости, учтенной как основное средство. мы и будем разбираться. Но сразу оговоримся: данная статья не касается вопросов, связанных с принудительным сносом недвижимости (как, например, в случаях сноса самовольных построек).

Оформляем документы на ликвидацию

Итак, устаревшая недвижимость напрасно занимает место и не приносит должного дохода. Ее снос вызывает сложности не столько с учетно-бухгалтерской точки зрения, сколько с точки зрения организационно-согласовательной. Ведь снос зданий - это не разбор шкафа в офисе.
Этап 1. Принимаем и оформляем решение о ликвидации недвижимости
Прежде всего организация должна зафиксировать на бумаге свое решение о ликвидации недвижимости.
По правилам, установленным для ликвидации основных средств, надо создать ликвидационную комиссию (Пункт 77 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)). Для этого руководитель должен подписать приказ о ее назначении. В состав ликвидационной комиссии надо включить главного бухгалтера (бухгалтера) и лиц, на которых возложена ответственность за сохранность объектов основных средств.
Также в комиссию целесообразно включить представителей технической (или инженерной) службы.
Цель работы комиссии - оценить, нужно ли сносить здание или нет. Само это решение, а также его обоснование комиссия должна отразить в акте на списание объекта основных средств по форме N ОС-4 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7).
Часто бывает, что руководитель (он же единоличный собственник) самостоятельно принимает решение о сносе здания. В этом случае создавать комиссию нет смысла. Но акт на списание объекта основных средств вам все равно лучше сделать. Поскольку форма N ОС-4 - унифицированная. И чтобы не спорить с проверяющими по вопросу того, почему вы неправильно заполнили унифицированную форму (а уж тем более вообще не заполнили ее), лучше составить акт ОС-4 по инструкции - "как надо".
Кстати, забегая вперед, скажем, что акт ОС-4 важен и для обоснования расходов, связанных со сносом здания, в налоговом учете. Ведь он (по пока еще действующим правилам) является обязательным документом, подтверждающим сам факт сноса здания.

Из авторитетных источников
Бахвалова Александра Сергеевна, главный специалист-эксперт Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
"По действующему законодательству первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные Законом "О бухгалтерском учете" (Пункт 2 ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").
Для случаев ликвидации объекта ОС в альбомах унифицированных форм содержится форма первичного учетного документа - форма N ОС-4 "Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств)". Следовательно, при списании основного средства (здания) надо оформить именно акт по форме N ОС-4, который должен быть подписан членами ликвидационной комиссии.
На мой взгляд, самостоятельно составленный организацией документ (полностью заменяющий собой акт по форме N ОС-4) не должен быть принят к учету в качестве первичного документа".

Итак, акт ОС-4 вам понадобится. Но будьте готовы к сложностям с его заполнением, поскольку форма этого акта не учитывает всех нюансов ликвидации недвижимости: она предназначена для списания различных основных средств.
Если решение о ликвидации выносит комиссия, а руководитель утверждает его, то, чтобы заполнить этот акт достоверно, придется вносить в него дополнительные реквизиты. Поскольку в нем надо отразить, помимо самого принятого решения о ликвидации, еще и ее результаты. Ведь ликвидировать недвижимость за 5 минут просто невозможно. В этом случае понадобятся как минимум разные строки для дат подписания первых двух разделов акта (составляемых до ликвидации) и его разд. 3. Раздел 3 называется "Сведения о затратах, связанных со списанием объекта основных средств с бухгалтерского учета, и о поступлении материальных ценностей от их списания", и составить его должна бухгалтерия по результатам ликвидации.
Но можно пойти и по другому пути. К примеру, можно составить отдельный приказ руководителя, утверждающий решение о сносе здания. А акт ОС-4 бухгалтерия составит исключительно для отражения в учете результатов сноса. Но даже в этом случае не отменяется требование о подписании данного акта ликвидационной комиссией и утверждения его руководителем.
Поиск ответов на вопросы, как же правильно заполнять акт ОС-4 при сносе недвижимости, осложняется тем, что ни Минфин, ни Росстат, ни какое-либо другое ведомство в настоящее время не могут разрабатывать и утверждать формы первичных учетных документов. Также они не имеют полномочий давать разъяснения по их применению (Письмо Минфина России от 14.10.2010 N 03-04-05/8-622). А между тем жесткая привязка Закона о бухучете к этим унифицированным формам сохраняется.
Чтобы прояснить непростую ситуацию, сложившуюся с оформлением ликвидации недвижимости в бухучете (в частности, с заполнением акта ОС-4), мы обратились в Минфин.

Из авторитетных источников
Сухарев Игорь Робертович, начальник отдела методологии бухгалтерского учета и отчетности Департамента регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности Минфина России
"Унифицированные формы первичных документов - это уже отжившее явление. Государственная функция по утверждению таких форм и установлению требований к их заполнению признана избыточной. Нет госоргана, в компетенцию которого она бы входила. В законопроекте о бухучете, который сейчас рассматривается в Думе, не предусматриваются какие-либо типовые формы документов, там есть только требования к реквизитам.
Так что вопрос о том, какие дополнительные документы (помимо акта ОС-4) нужно составлять при ликвидации недвижимости, остается на усмотрение организации. Конечно, в каждом самостоятельно разработанном документе должны быть необходимые реквизиты и он действительно должен подтверждать свершившийся факт хозяйственной жизни".

Итак, какой бы вариант оформления документов (в том числе и акта ОС-4) вы ни выбрали, главное, чтобы из них было понятно, что и когда происходило. Поскольку эти даты могут понадобиться, в числе прочего, и для отражения операций в учете (о чем мы дальше подробно поговорим).
Этап 2.Согласовываем ликвидацию недвижимости с надзорными органами
Для получения разрешения на работы по ликвидации недвижимости организациям, как правило, приходится обращаться в местную администрацию с целым пакетом документов.
Так, к примеру, в Москве собственник здания (если оно не является объектом культурного наследия и не находится на исторически сложившихся и исторически особо ценных территориях) может снести его на основании (Пункт 2.1.4 Правил подготовки и производства земляных работ, обустройства и содержания строительных площадок в городе Москве, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП):
(или) разрешения на снос, выданного Главным управлением охраны памятников г. Москвы;
(или) распоряжения префекта административного округа (главы управы района).
Согласования разрешений на снос ценных зданий, расположенных в исторической части города, более сложные.
Кроме того, при сносе здания необходимо согласовать с московскими чиновниками и процесс утилизации и переработки строительного мусора (Пункты 2.3.12, 2.3.13 Правил, утв. Постановлением Правительства Москвы от 07.12.2004 N 857-ПП).
Также до начала работ в Технической инспекции Объединения административно-технических инспекций г. Москвы надо получить ордер на их производство. И для получения каждой бумажки понадобится целый пакет документов.
А чтобы простимулировать собственников в собирании этих документов и заинтересовать их в получении согласований, за самовольный снос зданий в Москве предусмотрен административный штраф (Статья 7.4 Закона г. Москвы от 21.11.2007 N 45 "Кодекс города Москвы об административных правонарушениях"):
- для должностных лиц - от 1000 до 5000 руб.;
- для организаций - от 200 000 до 300 000 руб.
Другой пример: Горно-Алтайск. Разрешение на снос здания в этом городе выдает Управление архитектуры и градостроительства (Пункты 15.2, 15.3 Правил землепользования и застройки в городе Горно-Алтайске, утв. Решением Горно-Алтайского городского совета депутатов от 15.09.2005 N 29-3). И конечно, для получения такого разрешения тоже надо представить ряд документов (по перечню, установленному Правилами землепользования).
Во многих городах подготовку и выдачу разрешений на снос или демонтаж объектов возлагают на определенный отдел местной администрации (например, отдел архитектуры и градостроительства, отдел архитектуры и городского хозяйства и т.д.).
Поэтому четкий перечень нужных именно вам документов для согласования сноса своего здания надо узнавать в местной администрации.
Этап 3. Ликвидируем недвижимость и оформляем результаты
По завершении сноса или демонтажа недвижимости, как мы уже говорили, заполняем разд. 3 акта по форме N ОС-4. Кроме того, совсем нелишним будет приложить к этому акту копию документа службы технической инвентаризации (справки БТИ о сносе и о снятии с кадастрового учета) (Пункт 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета, утв. Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000 N 921).
Также надо проставить в инвентарной карточке по форме N ОС-6 отметку о выбытии объекта основных средств (Пункт 80 Методических указаний).
Заключительным этапом в документировании сноса здания будет оформление прекращения права собственности на недвижимость, которое надо обязательно регистрировать (Статья 235 ГК РФ). Ведь только когда в Едином госреестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет сделана запись о прекращении права собственности на недвижимость, организация перестанет быть собственником этой недвижимости (Пункты 1, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"). Но, как мы увидим дальше, с точки зрения бухгалтерского и налогового учета этот документ сейчас не столь важен.
Помимо вышеназванных документов, для отражения операций по ликвидации недвижимости в бухгалтерском и налоговом учете понадобятся договоры на услуги подрядчиков, акты выполненных работ, платежные документы и другие.

Разбираемся, когда и как списать остаточную стоимость ликвидируемой недвижимости

При отражении в учете ликвидации недвижимости, прежде всего, надо разобраться с тем, куда и когда мы спишем ее остаточную стоимость (конечно, если недвижимость не была полностью самортизирована). И в бухгалтерском, и в налоговом учете есть несколько интересных моментов, которые надо рассмотреть подробнее.

Решаем, как списывать остаточную стоимость недвижимости

Ситуация 1.Сносим здание и не планируем ничего строить в ближайшем будущем .
В налоговом учете признание остаточной стоимости в расходах зависит от метода начисления амортизации:
(если) амортизация начислялась линейным методом. то:
- прекратить начисление амортизации при линейном методе вы должны с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором основное средство выбыло из состава амортизируемого имущества по любым основаниям (либо его стоимость полностью списана) (Пункт 5 ст. 259.1 НК РФ). Значит, нельзя амортизировать здание, которое вы не используете и больше не планируете использовать в своей деятельности (даже если оно еще не снесено);
- остаточную стоимость ликвидированной недвижимости надо полностью учесть в составе внереализационных расходов (Пункт 5 ст. 259.1, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592). Сделать это надо уже после сноса здания (Письма Минфина России от 07.02.2011 N 03-03-06/2/27, от 09.07.2009 N 03-03-06/1/454, от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592, от 19.09.2007 N 03-03-06/1/675, от 17.01.2006 N 03-03-04/1/27) и отражения его результатов в акте по форме N ОС-4. Правильность такого подхода нам подтвердили в Минфине.

Из авторитетных источников
Бахвалова А.С. Минфин России
"Амортизируемым имуществом признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве собственности и используется им для извлечения дохода (Пункт 1 ст. 256 НК РФ). А начисление амортизации прекращается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда произошло полное списание стоимости объекта амортизируемого имущества либо когда данный объект выбыл из состава амортизируемого имущества налогоплательщика по любым основаниям (Пункт 5 ст. 259.1 НК РФ). Таким образом, амортизация прекращает начисляться с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, когда объект основных средств перестал использоваться в деятельности организации. При этом непосредственно снос здания может быть сделан позже.
Учесть в составе налоговых расходов остаточную стоимость снесенного здания можно только на основании полностью оформленного акта по форме N ОС-4, поскольку (как мы уже разобрались) именно он является обязательным первичным документом, необходимым для оформления данной операции (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ)".

Примечание
На всякий случай помните, что:
- восстанавливать амортизационную премию (если она применялась) при сносе недвижимости не надо. Поскольку амортизационная премия восстанавливается только в случае реализации (а не ликвидации) основного средства до истечения 5 лет с момента приобретения (Пункт 9 ст. 258 НК РФ; Письма Минфина России от 20.03.2009 N 03-03-06/1/169, от 16.03.2009 N 03-03-05/37; Письмо ФНС России от 27.03.2009 N ШС-22-3/232@);
- постепенно признавать в налоговом учете убыток от списания снесенного здания (объекта ОС) тоже не нужно. Ведь убыток, который нужно включать в прочие расходы равными долями в течение оставшегося срока эксплуатации, может появиться только в случае продажи (Подпункт 1 п. 1, п. 3 ст. 268 НК РФ);

(если) амортизация начислялась нелинейным методом. то ликвидированную недвижимость надо просто исключить из амортизационной группы (Пункт 13 ст. 259.2, пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ). Однако суммарная стоимость основных средств этой группы не изменится, и получится, что стоимость недвижимости вы будете продолжать списывать через амортизацию (Письмо Минфина России от 20.12.2010 N 03-03-06/2/217).
Ситуация 2. Сносим здание для новой стройки .
Посмотрим, будут ли какие-либо отличия в случае, если вы планируете снести здание для того, чтобы на его месте построить нечто новое. Как в этом случае учитывать расходы на ликвидацию недвижимости (включая стоимость работ по сносу или демонтажу), а также остаточную стоимость:
(или) как самостоятельные расходы - то есть так же, как и в случае ликвидации недвижимости без последующего строительства;
(или) как часть капитальных расходов на строительство нового здания - ведь руины сносятся именно для того, чтобы на их месте возвести новый объект.
На этот вопрос уже дал ответ Минфин: учитывать расходы на демонтаж и ликвидацию в составе капитальных вложений в новое строительство оснований нет ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете (Письмо Минфина России от 11.09.2009 N 03-05-05-01/55; п. 31 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н; пп. 8 п. 1 ст. 265, пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). Но этот ответ касается сноса для планируемого (в неопределенном будущем) строительства.
А вот будут ли какие-то особенности, когда снос здания - отдельный этап работ при новом строительстве? Ведь в этом случае расходы на снос здания, как правило, отражены в смете строительных работ. Специалисты финансового ведомства считают так.

Из авторитетных источников
Сухарев И.Р. Минфин России
"В случае, когда расходы на снос здания учтены в смете на новое строительство, возможны две различные ситуации. Все зависит от того, откуда взялось здание, которое было снесено.
Ситуация 1. Организация купила или взяла в долгосрочную аренду земельный участок с ветхим зданием для того, чтобы строить новый объект. Это ветхое здание не нужно, его приобрели как нагрузку, а не как благо. В этом случае все затраты на его снос включаются в стоимость нового объекта недвижимости. Если организация покупала земельный участок - то в стоимость земельного участка.
Ситуация 2. Снесенное здание было ранее основным средством у самой организации. Тогда и остаточная стоимость, и затраты на снос надо отнести на текущие расходы.
Логика такая: надо смотреть, с каким доходом связаны те или иные затраты. В первом случае затраты организации сделаны ради будущих доходов. А во второй ситуации доходы от использования здания уже были получены в прошлом".

Поскольку мы рассматриваем случай, когда организация ликвидирует здание, которое было у нее на балансе учтено как основное средство, то расходы на его снос и остаточную стоимость надо учесть в качестве самостоятельных расходов независимо от того, будет ли на его месте что-то построено или нет.

Определяемся, когда списать недвижимость с баланса в качестве ОС

Остаточную стоимость снесенной недвижимости можно полностью учесть в прочих расходах (на счете 91-2 "Прочие расходы") (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). С этим все ясно (и, как мы уже выяснили, совершенно неважно, планируете ли вы что-то строить на месте своего старого здания или нет).
Вопрос - когда это можно и нужно сделать? И он особенно важен потому, что от бухгалтерской стоимости основных средств зависит налог на имущество (Пункт 1 ст. 374 НК РФ). Если вы спишете недвижимость раньше, чем нужно, проверяющие доначислят налог на имущество и пени. До недавнего времени (а точнее - до внесения поправок в правила бухучета, действующих с 01.01.2011) Минфин настаивал на том, что недвижимость нельзя списать с баланса до тех пор, пока организация не зарегистрировала утрату ею права собственности на эту недвижимость (Письмо Минфина России от 28.01.2010 N 03-05-05-01/02). И контролирующие органы требовали уплаты налога на имущество до этого момента.
Но бухгалтерский учет недвижимости никак не зависит от государственной регистрации перехода (прекращения) права собственности на нее. С этим уже согласен и Минфин (Письмо Минфина России от 22.03.2011 N 07-02-10/20).
Так как же определить момент списания недвижимости с баланса в качестве основного средства? За разъяснениями мы обратились к специалистам финансового ведомства.

Из авторитетных источников
Сухарев И.Р. Минфин России
"Это сложный вопрос, потому что практика расходится с требованиями нормативных документов. ПБУ 6/01 требует списывать ОС тогда, когда оно прекратило приносить экономические выгоды организации. И получается, что не всегда это можно подтвердить датой акта о списании по форме N ОС-4. Ведь если решение о ликвидации здания принято, когда сотрудники еще работают в нем (оно используется), то это еще не списание. Списать основное средство нужно тогда, когда оно перестало использоваться и стало понятно, что его использование больше не предполагается. Это может быть приказ руководителя о прекращении использования здания и начале подготовки к сносу. Или еще какой-то документ, из которого содержательно следует, что с этой даты эксплуатация объекта прекращена и дальше предполагается его снос. При этом даже не важно, когда его фактически снесут. К примеру, пока нет денег на снос. Главное, что здание не приносит экономической выгоды и мы не можем его использовать".

Значит, недвижимость можно и нужно списать с бухгалтерского учета в качестве ОС в тот момент, когда стало ясно, что она не может принести вам экономической выгоды - то есть вы ее уже не используете и не планируете использовать в дальнейшем. И этот момент уж точно не зависит от государственной регистрации прекращения права собственности на эту недвижимость.
Если решение о сносе здания принято вашей организацией одновременно с решением о прекращении его использования (и организация действительно перестала пользоваться зданием), то дату списания здания с учета определить несложно. Это будет дата принятия решения о сносе. Если вы не планируете сносить здание сразу, то в бухучете целесообразно отразить его условную оценку на забалансовом счете. А списать здание с забалансового учета можно будет после его сноса.

Обращаем внимание на разницу между налоговым и бухгалтерским учетом

И еще один момент. Из-за того что между днем принятия решения о сносе и днем реального сноса здания обычно проходит некоторое время, между налоговым и бухгалтерским учетом могут возникнуть разницы во времени признания недоамортизированной стоимости здания в расходах (даже если в налоговом учете амортизация начислялась линейным методом). Ведь получается, что:
- прекратить начисление амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете надо одновременно - начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем принятия решения о том, что больше здание не используется и использоваться не будет;
- на дату принятия решения о прекращении использования здания надо списать его стоимость в бухучете, а вот в налоговом учете надо дождаться реального сноса здания (полного заполнения акта ОС-4).
Если принятие решения о том, что здание больше не может приносить пользу, и его реальный снос укладываются в один квартал, то сложностей нет. А вот если этот процесс растянут на больший промежуток времени, отражать временные разницы по ПБУ 18/02 придется.

Разбираемся, надо ли восстанавливать НДС с остаточной стоимости

Ситуация 1. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию до 01.01.2001 .
Поскольку мы рассматриваем ликвидацию недвижимости, то весьма вероятно, что речь идет о неких устаревших (морально или физически) строениях. И не исключено, что они приобретены вами довольно давно. Если это произошло до 2001 г. то у вас вообще нет обязанности восстанавливать НДС. По правилам Налогового кодекса восстанавливать надо только тот налог, который был принят к вычету по правилам этого же Налогового кодекса (гл. 21 НК РФ) (Пункт 3 ст. 170 НК РФ). Следовательно, если входной НДС вы принимали к вычету по Закону об НДС (Статья 7 Закона РФ от 06.12.1991 N 1992-1 "О налоге на добавленную стоимость"), то вам восстанавливать ничего не нужно (Постановление ФАС ПО от 28.10.2008 по делу N А65-610/2007-СА2-22).

Внимание! НДС по недвижимости, принятый к вычету до 2001 г. восстанавливать не нужно.

Ситуация 2. Недвижимость принята к учету и введена в эксплуатацию в 2001 г. и позднее .
Сразу скажем, что в этой ситуации контролирующие органы ратуют за то, чтобы организации восстанавливали НДС при ликвидации недоамортизированных в бухучете основных средств - ведь такие ОС вы больше не будете использовать в деятельности, облагаемой НДС (Письмо Минфина России от 29.01.2009 N 03-07-11/22). Сумму восстанавливаемого налога надо определять как часть входного НДС, принятого ранее к вычету, пропорциональную остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценок (Подпункт 1 п. 3 ст. 170 НК РФ). После того как вы восстановите сумму НДС, ее можно включить в прочие расходы при расчете налога на прибыль (Письмо Минфина России от 07.12.2007 N 03-07-11/617). В бухучете этот НДС тоже можно признать расходом (учесть на субсчете 91-2 "Прочие расходы") (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99).
Однако пока в Налоговом кодексе нет обязанности по восстановлению НДС при списании (ликвидации) недоамортизированных основных средств. Поэтому арбитражные суды поддерживают организации, которые не восстанавливают входной налог (Постановления ФАС МО от 27.04.2010 N КА-А40/2005-10, от 13.01.2009 N КА-А40/12259-08; ФАС ЦО от 10.03.2010 по делу N А35-8336/08-С8).

Советуемся с руководителем
Если не восстановить ранее принятый к вычету НДС по ликвидированной недвижимости, приобретенной после 2001 г. то это может привести к судебному разбирательству с налоговиками. Правда, вероятность выиграть спор почти стопроцентная.

Учитываем расходы, связанные с ликвидацией недвижимости, и НДС по ним

Помимо остаточной стоимости, как правило, будут и другие расходы. К примеру, расходы на демонтаж, на вывоз мусора, на оплату других услуг исполнителей. Не говоря уже о расходах на согласование самой ликвидации. Все эти расходы смело учитываем и в бухгалтерском учете, и при расчете налога на прибыль (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99; пп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ; Письмо Минфина России от 21.10.2008 N 03-03-06/1/592).
А вот с НДС все немного сложнее. Если ваши подрядчики или иные исполнители работ - плательщики этого налога, то вам надо разобраться с одним непростым вопросом: можно ли принять к вычету входной НДС с "ликвидационных" услуг? В этом вопросе традиционно две позиции (разумеется, рассматриваем ситуацию, когда сносимая недвижимость ранее использовалась в облагаемой НДС деятельности).
Позиция 1. Минфиновская: НДС по работам и услугам подрядчика по ликвидации основных средств принять к вычету нельзя (Письма Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/682, от 22.10.2010 N 03-07-11/420).
Финансовое ведомство считает, что поскольку ликвидация основных средств не относится к операциям, облагаемым НДС, то и к вычету входной НДС по ликвидационным (демонтажным) работам принять нельзя (Пункт 2 ст. 171 НК РФ).
Позиция 2. Судебно-перспективная: входной НДС по ликвидационным работам и услугам принять к вычету можно .
К такому выводу, кстати, уже приходил Президиум ВАС РФ (Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 N 17969/09). Он считает, что использование объекта основных средств в деятельности организации имеет комплексный характер и включает в себя установку, эксплуатацию, а при возникновении производственной необходимости - и ликвидацию основного средства. Из этого следует, что у организаций есть право на вычет НДС, уплаченного подрядчику при ликвидации объекта основных средств.

Вывод
Как видно из писем Минфина, на позицию контролирующих органов мнения арбитражных судов пока не повлияли (Письма Минфина России от 02.11.2010 N 03-03-06/1/682, от 22.10.2010 N 03-07-11/420).
Так что если примете НДС по демонтажно-ликвидационным работам к вычету - готовьтесь к конфликту с проверяющими.

Итак, безопаснее следовать минфиновской позиции и не принимать к вычету НДС по ликвидационно-демонтажным работам.
Но здесь появляется еще одна загвоздка: что делать с не принятым к вычету НДС? Более четко вопрос можно сформулировать так: можно ли входной НДС, уплаченный подрядчику и не принятый к вычету, включить в стоимость ликвидационных работ (Пункт 2 ст. 170 НК РФ)?
Раз уж мы не приняли к вычету входной НДС, то логично было бы включить его в стоимость самих работ, а затем все вместе учесть как прочие расходы в бухучете (Пункты 4, 11 ПБУ 10/99) и как внереализационные расходы в учете налоговом (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Не будем ходить вокруг да около: налоговики против учета несостоявшегося вычета НДС в расходах. Аргументы такие: входной НДС учитывается в стоимости товаров (работ, услуг) в случае, если они приобретены для операций, не подлежащих налогообложению (Подпункт 1 п. 2 ст. 170 НК РФ), но к таким операциям ликвидация основного средства не относится (Статья 149 НК РФ). Ведь в этом случае вообще нет объекта обложения НДС (Пункт 1 ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ). Значит, и НДС со стоимости демонтажно-ликвидационных работ нельзя учесть при налогообложении прибыли. Все эти аргументы проверяющие приводят в судах.

Советуемся с руководителем
НДС по ликвидационно-демонтажным работам безопаснее не принимать к вычету, а включить в расходы. Так не будет споров с налоговиками.

Однако арбитражные суды, рассматривая споры о том, куда деть не принятый к вычету НДС, позицию налоговиков не разделяют. Они не видят принципиальных различий между понятиями "отсутствие объекта налогообложения" и "операции, не подлежащие налогообложению". Поэтому раз налогоплательщик не принял к вычету НДС по демонтажным работам, то, по мнению судов, НДС надо включить в стоимость самих работ и учесть при расчете налога на прибыль как внереализационный расход (Постановления ФАС МО от 14.05.2009 N КА-А40/3703-09-2; Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2009 N 09АП-8136/2009-АК). Должна же ведь быть хоть какая-то справедливость.

Примечание
Кстати, наш журнал уже публиковал точку зрения специалистов Минфина России по этому вопросу, которые разрешают списать на расходы НДС по работам подрядчиков, не принятый к вычету.

И пусть вас не смущает тот факт, что одни суды разрешают принять к вычету НДС, а другие разрешают этот НДС учесть в расходах. Вывод из всех этих решений можно сделать такой: суды налогоплательщиков поддерживают, как бы они ни распоряжались входным НДС по ликвидационным работам (как в случае, если они приняли его к вычету, так и в случае, когда входной НДС учтен в стоимости работ и списан на расходы).

Считаем доходы от ликвидации недвижимости

В результате разборки здания может образоваться много различных материалов. И некоторые из них вы можете либо сами использовать, либо продать. В этом случае все, что вы сочтете полезным, надо оприходовать. Для этого надо составить акт об оприходовании материальных ценностей, полученных при разборке и демонтаже зданий и сооружений, по форме N М-35 (Утверждена Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а).
Для оприходованных ценностей надо определить их рыночную стоимость. Ее вы должны учесть на дату списания недвижимости:
- в бухгалтерском учете - в качестве прочих доходов (Пункт 9 ПБУ 5/01 "Учет материально-производственных запасов", утв. Приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н; п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н; п. 31 ПБУ 6/01; п. 79 Методических указаний);
- в налоговом учете - в качестве внереализационных доходов (Пункт 13 ст. 250, пп. 8 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В дальнейшем при использовании оприходованных материальных ценностей в производстве либо при их продаже их самостоятельно определенную стоимость вы сможете списать в расходы. Причем полностью - как в бухгалтерском, так и в налоговом учете (Пункт 2 ст. 254, пп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ; Письмо Минфина России от 30.09.2010 N 03-03-06/1/621).

Пример . Отражение в учете ликвидации объекта недвижимости

На балансе организации находится здание (приобретенное до 2001 г.) первоначальной стоимостью 5 000 000 руб. (как в бухгалтерском, так и в налоговом учете). Для упрощения примера предположим, что сумма начисленной амортизации в бухгалтерском и налоговом учете одинаковая - 3 500 000 руб.
Организация перестала использовать здание и приняла решение о его сносе. Оба эти решения приняты одновременно (в апреле 2011 г.) и отражены в разд. 1 и 2 акта на списание объекта основных средств по форме N ОС-4.
Для сноса организация привлекла подрядную организацию, стоимость ее работ - 450 000 руб. плюс НДС 81 000 руб. (всего 531 000 руб.). Здание снесено в мае 2011 г.
Стоимость оставшихся после демонтажа материалов, пригодных для дальнейшего использования, установлена в размере 90 000 руб. Результаты сноса отражены в разд. 3 акта по форме N ОС-4 в мае 2011 г.

Поскольку здание приобретено до 2001 г. нет необходимости восстанавливать НДС при сносе этого здания.
Организация решила не принимать к вычету НДС по демонтажным работам, выполненным сторонней организацией, и включила их в стоимость этих работ.
В бухучете будут сделаны следующие записи.

На дату принятия решения о том, что здание больше не будет использоваться
организацией (на дату утверждения руководителем разд. 1 и 2 акта по форме
N ОС-4 - в апреле 2011 г.)

Здание исключено из состава амортизируемого имущества, начисление
амортизации по нему будет прекращено со следующего месяца (с мая 2011 г.)

На дату утверждения руководителем результатов сноса (на дату оформления
документов о сносе здания и разд. 3 акта по форме N ОС-4 - в мае 2011 г.)

Учтены расходы в виде
остаточной стоимости
здания
(5 000 000 руб. -
3 500 000 руб.)

Внереализационный
расход (Подпункт 8 п. 1 ст. 265 НК РФ)