Руководства, Инструкции, Бланки

державне статистичне спостереження бланки 2016 img-1

державне статистичне спостереження бланки 2016

Категория: Бланки/Образцы

Описание

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 марта 2016 г

Продукты и услуги Информационно-правовое обеспечение ПРАЙМ Документы ленты ПРАЙМ Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 марта 2016 г. N 154 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики"

Обзор документа

Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 марта 2016 г. N 154 "Об утверждении статистического инструментария для организации Министерством образования и науки Российской Федерации федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики"

В соответствии с подпунктом 5.5 Положения о Федеральной службе государственной статистики, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 420, и во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2015 г. N 2570-р, приказываю:

1. Утвердить представленную Министерством образования и науки Российской Федерации прилагаемую годовую форму федерального статистического наблюдения N 1-молодежь "Сведения о сфере государственной молодежной политики" с указаниями по её заполнению, сбор и обработка данных по которой осуществляются Федеральным агентством по делам молодежи, и ввести её в действие с отчета за 2016 год.

2. Установить предоставление данных по указанной в пункте 1 настоящего приказа форме федерального статистического наблюдения по адресам и в сроки, установленные в форме.

Временно исполняющий обязанности
руководителя Федеральной службы
государственной статистики

Количество статей, опубликованных региональным органом исполнительной власти, реализующим государственную молодежную политику, направленных пресс-службой федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики

Количество новостей, опубликованных от региона на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики

Численность подписчиков/участников сообществ регионального органа исполнительной власти, реализующего государственную молодежную политику, в социальных сетях

Количество публикаций в сообществах регионального органа исполнительной власти, реализующего государственную молодежную политику, в социальных сетях

Раздел 4. Молодежные и детские общественные объединения, общественно-политическая активность молодежи

Код по ОКЕИ: человек - 792, единица - 642, рубль - 383

Количество объединений, ед.

Численность членов объединений, чел.

Численность молодежи, вовлеченной в мероприятия, проводимые: чел.

Объем финансовой государственной поддержки, оказываемой детским и молодежным общественным объединениям, руб.

Региональные общественные объединения

Местные общественные объединения

Региональные общественные объединения

Местные общественные объединения

Региональными общественными объединениями

Местными общественными объединениями

Региональные общественные объединения

Местные общественные объединения

Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения I. Общие положения

Годовая форма федерального статистического наблюдения N 1-молодежь предоставляется органами местного самоуправления, ответственными за работу с молодежью, детскими и молодежными общественными объединениями, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, ответственными за реализацию государственной молодежной политики. Форма заполняется на основании собственных данных, данных органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления, детских и молодежных общественных объединений, коммерческих организаций.

В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, если фактический адрес не совпадает с юридическим, то указывается фактическое местонахождение респондента (почтовый адрес).

Юридическое лицо проставляет в кодовой части формы код Общероссийского классификатора предприятий и организаций (ОКПО) на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, направляемого (выдаваемого) организациям территориальными органами Росстата.

При заполнении формы следует ориентироваться на следующие сокращения: стр. - строка, гр. - графа (столбец). Коды ОКЕИ перечислены в соответствующем классификаторе.

Под органами власти, ответственными за реализацию государственной молодежной политики, в первую очередь понимаются органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Региональные бюджетные учреждения и муниципальные органы управления, а также муниципальные бюджетные учреждения обозначаются как организации, ответственные за работу с молодежью.

Респонденты: органы исполнительной и представительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения, коммерческие организации, - направляют свои данные в региональный орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной молодежной политики в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственный за реализацию государственной молодежной политики, обобщает полученные данные, сводит в единую утвержденную форму и направляет заполненную форму статистического наблюдения в Федеральное агентство по делам молодежи в печатном и электронном виде в срок до 15 февраля года, следующего за отчетным.

Молодежь - молодые люди - граждане Российской Федерации в возрасте 14-30 лет.*

Раздел 1. Основные направления реализации государственной молодежной политики

В данном разделе агрегируется информация по приоритетным направлениям государственной молодежной политики, закрепленным в Основах государственной молодежной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. N 2403-р и утвержденных приказом Федерального агентства по делам молодежи от 2 апреля 2015 г. N 42 "Об утверждении основных направлений деятельности Федерального агентства по делам молодежи". Соответственно по каждому из направлений заполняются показатели, представленные в 3-8 графах .

По гр. 7 по каждой строке показывается численность молодежи, задействованной во всех программных мероприятиях по конкретному направлению реализации молодежной политики, включая конференции, семинары, акции, конкурсы, форумы, встречи, тренинги, лекции, мастер-классы.

По графам 3 и 4 указываются бюджетные средства, направленные на реализацию государственной молодежной политики по соответствующим направлениям в разбивке по уровню бюджета: бюджет субъекта Российской Федерации (заполняется региональным органом исполнительной власти, реализующим государственную молодежную политику (далее - РОИВ) и местный (заполняют органы местного самоуправления и РОИВ).

По двум из пятнадцати направлений данные необходимо предоставить в разбивке на основные поднаправления. Сумма строк 02-07 может быть больше или равна стр. 01 по всем графам. Сумма строк 18-23 может быть больше или равна стр. 17 по всем графам.

Стр. 08 - "Социализация молодежи, нуждающейся в особой заботе государства", - данный пункт относится к работе со следующими категориями молодежи: дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, инвалиды.

Стр. 12 - "Работа с молодежью, находящейся в социально опасном положении", - данный пункт относится к работе со следующими категориями молодежи: молодые люди, привлеченные по административным правонарушениям, молодые люди, состоящие на учете в комиссии по делам несовершеннолетних, молодые люди, вышедшие из мест временного заключения, молодые люди, чьи родители состоят на учете в наркологическом диспансере, находятся в местах лишения свободы, молодые люди из неблагополучных семей.

Графоклетки, обозначенные знаком "Х", не заполняются.

Гр. 8 не заполняют детские и молодежные общественные объединения.

Раздел 2. Управление в сфере государственной молодежной политики

Данный раздел не заполняется детскими и молодежными общественными объединениями, коммерческими организациями.

Гр. 3 - отражается количество органов власти и бюджетных учреждений, ответственных за молодежную политику/работу с молодежью. В стр. 29 гр. 3 чаще всего стоит цифра "1", так как в каждом регионе, как правило, есть один орган исполнительной власти, ответственный за реализацию государственной молодежной политики. По строкам 30 и 33 приводится количество бюджетных учреждений, подведомственных органам власти, ответственным за молодежную политику/работу с молодежью.

Строки 28-30 не заполняются органами местного самоуправления, ответственными за работу с молодежью, детскими и молодежными общественными объединениями.

Гр. 5 - указывается численность сотрудников, имеющих образование по специальности "Организация работы с молодежью".

Раздел 3. Информационное обеспечение реализации государственной молодежной политики в субъекте Российской Федерации

Данные по разделу 3 не заполняются органами местного самоуправления, ответственными за работу с молодежью, детскими и молодежными общественными объединениями и коммерческими организациями.

Стр. 34 и 35 - указывается суммарная за отчетный год посещаемость сайта уникальными пользователями (стр. 34), а также количество просмотров за отчетный период (стр. 35).

Стр. 36 - указывается общая сумма расходов на информационное обеспечение деятельности регионального органа власти, в том числе расходы на создание и поддержание работоспособности официального сайта, социальных сетей, работу пресс-службы (пресс-секретаря), печать информационных материалов о деятельности органа власти.

Стр. 37 - учитывается общее количество статей в главном правительственном печатном издании региона.

Стр. 38 - учитываются статьи и сюжеты, вышедшие в отчетном периоде, повествующие о деятельности органа власти, реализующего государственную молодежную политику. По строкам 50-52 данная информация конкретизируется по печатным средствам массовой информации (СМИ), интернет-СМИ и ТВ.

Стр. 42 - учитываются статьи, опубликованные в региональных СМИ и официальных порталах органов власти, направленные пресс-службой федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

Стр. 43 - учитываются статьи, направленные от региона, опубликованные на официальном сайте федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

Раздел 4. Молодежные и детские общественные объединения, общественно-политическая активность молодежи

Стр. 46 - по региональному уровню включаются детские и молодежные общественные объединения, пользующиеся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом от 28 июня 1995 г. N 98-ФЗ "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" (далее - Федеральный закон N 98-ФЗ), по местному - в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления.

Стр. 47 - по региональному уровню включаются общественные объединения, не включенные в реестр общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой в соответствии с Федеральным законом N 98-ФЗ. В данном пункте учитываются все общественные объединения, с которыми взаимодействует орган власти, реализующий государственную молодежную политику, по местным общественным объединениям - в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и (или) органа местного самоуправления.

Стр. 48 - учитываются региональные и местные отделения молодежных политических партий. Гр. 6 стр. 48 не заполняется. В гр. 5 стр. 48 учитываются все члены местных отделений молодежных политических партий.

Стр. 49 - учитывается количество молодежных патрулей, созданных в субъекте Российской Федерации (гр. 3 стр. 49) и численность членов молодежных патрулей в регионе (гр. 5 стр. 49). Все остальные графы данной строки не заполняются.

Стр. 50 - учитывается общее количество книжек волонтеров, выданных людям в возрасте 14-30 лет в субъекте Российской Федерации.

Раздел 5. Органы молодежного самоуправления

Стр. 51 - учитываются региональные молодежные коллегиально-совещательные структуры (графы 4-7).

В гр. 3 - общее количество по уровням. В графах 4-6 - учитывается численность членов структур соответствующего уровня и ветви власти (исполнительная, представительная, а также избирательные комиссии).

По строкам 53 и 54 заполняются графы 3, 8 и 9.

Гр. 3 - учитывается общее количество структур соответствующего уровня. По строкам 53 и 54 учитываются органы в общеобразовательных организациях (школах), образовательных организациях высшего образования (вузах) и профессиональных образовательных организациях (ссузах). В случае если в одном учреждении создано несколько органов самоуправления, то учитывается каждый орган в отдельности.

Гр. 8 - учитываются организаторы и руководители органов ученического и студенческого самоуправления.

Гр. 9 - учитываются молодые люди, привлеченные к участию в мероприятиях, проводимых органами ученического и студенческого самоуправления.

Раздел 6. Всероссийская молодежная форумная кампания

В данном разделе учитывается активность молодежи региона во всероссийской молодежной форумной кампании отчетного года. При учете региональных и муниципальных форумов учитываются только те форумы, которые соответствуют методическим рекомендациям по организации и проведению молодежных форумов в рамках всероссийской молодежной форумной кампании соответствующего года, ежегодно утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодежной политики.

Все показатели разбиты на уровни соответствующих форумов: всероссийский уровень, окружной, региональный и муниципальный уровни.

Гр. 5 - учитываются средства бюджета субъекта Российской Федерации, направленные на: стр. 55 - софинансирование проведения федеральных форумов, а также организацию участия представителей региона в форумах соответствующего уровня; стр. 56 - аналогично стр. 55 только относительно окружных форумов; стр. 58 - софинансирование проведения муниципальных форумов.

Гр. 5 стр. 59 - указываются все затраты региона, направленные на проведение регионального молодежного форума.

Гр. 6 - учитываются средства, направленные из бюджетов муниципальных образований на форумы. По гр. 6 в строках 55-58 учитываются все расходы муниципальных образований, понесенные в связи с участием их представителей в форумах соответствующего уровня. Примерные статьи расходов могут быть: оплата транспортных расходов, оплата промопродукции, оплата организационных взносов (при наличии) и т.д.

Контроль: по гр. 4 в стр. 59 итоговая цифра должна равняться сумме по строкам: 55. 56. 57 и 58 (гр. 4).

* Данное понятие приводится для целей заполнения настоящей формы федерального статистического наблюдения

Обзор документа

Росстат утвердил годовую форму федерального статистического наблюдения в сфере государственной молодежной политики, данные по которой собирает и обрабатывает Росмолодежь.

Сведения предоставляются органами местного самоуправления, ответственными за работу с молодежью, детскими и молодежными общественными объединениями и органами исполнительной власти субъектов Федерации, ответственными за реализацию государственной молодежной политики.

Сведения включают в себя информацию об основных направлениях реализации государственной молодежной политики и об управлении в данной сфере, о молодежных и детских общественных объединениях, об общественно-политической активности молодежи и др.

Даны указания по заполнению формы, указаны сроки представления сведений.

Форма вводится в действие с отчета за 2016 г.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Другие статьи

Пример статистического наблюдения

Пример статистического наблюдения. Организация статистического наблюдения

February 5, 2016

В современном обществе управление экономикой было бы невозможным без такой важной науки, как статистика. Эта дисциплина на протяжении многих столетий играла роль необходимого и эффективного инструмента в любом государстве. Причем не имели значения уровень и стадия экономического развития страны.

Те данные, которые собираются статистикой, и по сей день широко используются органами государственного управления, так как указывают на количественную сторону массовых явлений, которые существуют в обществе.

Определение термина

Слово «статистика» многозначно и многолико. На сегодняшний день имеется около тысячи различных разъяснений этого термина. Дать определение такой науке, как статистика, пытались не только философы, но и экономисты, математики, государственные деятели и социологи.

Само слово, обозначающее эту дисциплину, произошло от латинского «статус». В переводе оно означает «определенное положение вещей». Однако сегодня термин «статистика» может употребляться в самых разных значениях. Это:

- практическая деятельность, проводимая по сбору, дальнейшей обработке и анализу тех данных, которые характеризуют культуру и экономику, население и образование, а также многие другие явления общественной жизни;

- учебная дисциплина, включенная в планы по подготовке менеджеров, коммерсантов и экономистов высшего звена;

- наука, изучающая количественные стороны различных сфер жизни государства.

История появления дисциплины и ее развитие

Зарождение статистики произошло в глубокой древности. Уже тогда люди нуждались в подсчетах населения, имущества, земельных угодий, скота и т. д.

Самые ранние сведения о подобных работах относятся к 5 веку до н. э. Проводились они в Китае. Учет свободных граждан по возрасту и полу осуществлялся в Древнем Риме. В античном мире в специальные списки включались все родившиеся младенцы. Велся отдельный учет юношей военнообязанного возраста. Составлялись земельные списки, включающиеся в себя данные о строениях и рабах, инвентаре и доходах.

В 1061 г. первая всеобщая перепись населения была проведена в Англии. Для сбора данных обследовали двести сорок тысяч дворов. Есть сведения о проведении переписи в 13 в. монгольскими ханами. Данные им нужны были для взимания подати с захваченных русских территорий.

В последующих столетиях статистика продолжала свое развитие и в 17 в. нашла свое выражение в научной дисциплине. Ее основой стали две школы. Первая из них – английская, применяющая политическую арифметику. Вторая школа – немецкая, которая больше занималась описанием явлений. В начале 19 в. наука приобрела свое третье направление – статистико-математическое, которое было предложено бельгийским исследователем Адольфом Кетле.

В начале 20 в. эта дисциплина стала использовать теорию вероятностей. Ее методы позволяли проводить социологические исследования покупательского спроса и качества продукции, а также уровня жизни граждан.

Активные статистические наблюдения проводились в годы Советской власти. Они позволяли увидеть всю картину зарождающего народного хозяйства страны. Не прекращалась работа статистики и в годы войны с фашистской Германией. В этот период для страны возникла необходимость в подсчете материальных и трудовых ресурсов. Кроме того, особую важность приобретали сведения о перемещении производственных сил в восточные районы.

Активная работа статистики проводилась в послевоенное время, продолжается она и сегодня. Без этой науки станет невозможным дальнейшее развитие народного хозяйства государства и всех его социальных сфер.

Организация системы получения данных

Составляющими звеньями статистики являются:

- учреждения государственной и муниципальной статистики;

- неофициальная и частная статистика;

Организация статистического наблюдения начинается с управлений и районных отделов. Их работу контролируют статкомитеты субъектов федерации. Они, в свою очередь, находятся в подчинении Госкомстата России.

Ведомственная отчетность составляется предприятиями и организациями определенной сферы деятельности. Например, статистика банков, таможен и т. д.

Продукт исследований

Федеральное статистическое наблюдение включает в себя:

- показатели макроэкономического уровня;

- статистику уровня жизни и социальной сферы;

- международные и межрегиональные сравнения.

Данные статистического наблюдения публикуются в виде аналитических записок и сборников, экспресс-информации и бюллетеней.

Этапы статистического исследования

Сбор и регистрация фактических данных той или иной сферы общественной жизни проводятся по определенной схеме. Существуют различные этапы статистического наблюдения. Причем на каждом из них применяются свои методики.

С чего же начинается статистическое наблюдение? Статистика приступает к работе только после того как достаточно четко сформулирована та или иная проблема. Ее определяют с учетом цели исследования и понятия той информации, которую необходимо изучить.

Проводимые этапы статистического наблюдения невозможны без предварительного изучения технического задания. Этот документ составляется заказчиком будущих исследований. В техническом задании указываются:

- имеющиеся гипотезы и предположения, которые требуют подтверждения или опровержения;

- ход проведения исследования;

На основании технического задания производится разработка структуры будущего аналитического отчета, а также программа статистического наблюдения, представляющая собой перечень признаков объектов, которые необходимо зарегистрировать, или же вопросов, на которые следует получить достоверные ответы. Примером такой программы могут служить анкеты, используемые для переписи населения.

На следующем этапе производится сбор сведений. Метод его проведения также диктует программа статистического наблюдения. Далее составляется свод полученных данных и производится их группировка по различным признакам. Только после этого все полученные сведения подлежат анализу. Это следующий этап статистического наблюдения, использующий индексы, средние и относительные величины и т. д. Завершает работу составление отчета и его предоставление заказчику.

Стоит иметь в виду, что статистическое наблюдение, являясь научно организованным сбором данных, во многом определяет достоверность сделанных на финальном этапе выводов. Именно поэтому получение фактических сведений - основная задача статистики.

Сбор данных

Информация, необходимая для исследования, может быть первичной или вторичной. К первому виду данных относятся те, которых на момент выдачи технического задания нет в наличии. Вторичная же информация уже имеется. Она была получена ранее при выполнении других заданий.

Пример статистического наблюдения при сборе первичных данных – это анкетирование пациентов медицинских стационаров, обсуждение определенной проблемы на совещании, получение ответов от посетителей магазина и т. д.

Получение вторичных сведений порой носит название «библиотечного» или «кабинетного». Причем для их сбора могут быть задействованы как внутренние, так и внешние источники. В чем кроется их отличие?

Пример статистического наблюдения с использованием внутренних вторичных источников это применение:

- информационной системы организации;

- данных ранее проведенных исследований;

- письменных отчетов сотрудников.

Внешние вторичные данные получают из:

- отчетов статистических органов;

- электронной базы данных;

- средств массовой информации;

- отчетов профессиональных ассоциаций, маркетинговых агентств и т. д.

Способы сбора данных

Каким же образом производится первичная регистрация необходимой для исследования информации? Существуют следующие способы статистического наблюдения: непосредственное и документальное, опрос, а также эксперимент.

Первый из них проводится при регистрации тех или иных фактов самим исследователем. Примером непосредственного наблюдения является изучение интенсивности пассажиропотока специально установленными счетчиками.

Способ документального сбора информации подразумевает под собой работу с инвентарными карточками, журналами учета и т. д.

Такое статистическое наблюдение, как опрос, предполагает получение сведений со слов выбранного респондента. При этом различают опросы:

- анкетные, когда сам респондент письменно отвечает на заданные вопросы;

- корреспондентские, в которых те или иные сведения предоставляются добровольными корреспондентами;

- устные, когда счетчиками изучаются и фиксируются в формулярах устные ответы граждан.

Сравнительно недавно появились и уже нашли широкое распространение различные интерактивные виды опроса. Примером тому могут служить ответы респондентов по телефону, в сети Интернет или по электронной почте.

Формы сбора данных

Способы статистического наблюдения должны иметь научное обоснование. Неправильно организованная работа обретет исследование на неудачу. Ошибки статистического наблюдения сделают дальнейшие этапы составления отчетности просто невозможными. Такую особенность необходимо иметь в виду. Ведь для правильного ответа на поставленные вопросы важен учет всей совокупности исследуемых явлений.

В России существуют две формы федерального статистического наблюдения. Первой из них является сама отчетность. Ее, как правило, использует статистика народного хозяйства. Второй формой является специально организованное наблюдение. Она находит свое применение при анализе исследуемых процессов и явлений.

Пример статистического наблюдения по первой форме – это получение отчетности, содержащей необходимые сведения от отдельных организаций, хозяйств, учреждений и т. д. Вся передаваемая информация основывается на данных бухгалтерского или оперативного учета предприятий. Такие сведения могут быть собраны за различный период времени и находиться в суточной, декадной, месячной, квартальной, полугодовой или годовой отчетности.

Государственное статистическое наблюдение проводится и по второй форме. Это связано с широким кругом исследований, которые рассматривают различные стороны общественной жизни и природные явления. Такие данные невозможно получить из отчетности предприятий. Яркий пример статистического наблюдения подобной формы - перепись. Практическая статистика России проводит ее относительно материальных ресурсов, населения, неустановленного оборудования, многолетних насаждений, незавершенного строительства и т. д.

Используемый инструментарий

Вся работа по проведению статистического наблюдения опирается на специальные формуляры. Это первый инструментарий исследования. Второй – официальные инструкции для заполнения необходимых отчетов и бланков.

Такой инструментарий статистического наблюдения, как формуляр, представляет собой опросный лист, анкету и т. д. На этих бланках напечатаны вопросы, которые продиктованы заказчиком в техническом задании. В эти же формуляры вносятся и все собираемые сведения. Как выглядит подобный бланк? В верхней его части находятся опознавательные признаки. Слева на каждой странице размещены вопросы статистического наблюдения, а справа – место для ответов на них.

Различают два вида формуляров наблюдений. Первый из них – карточный. Он предназначен для описания только одного объекта наблюдений. Второй вид формуляра – списочный. В него заносят наблюдения сразу по нескольким объектам.

Но как бы тщательно ни были разработаны программа и формуляр, федеральное статистическое наблюдение невозможно провести без инструкции. В этом документе содержатся все разъяснения технического задания, а также содержатся конкретные примеры и указания по взаимосвязанным вопросам. Инструкция представляет собой отдельную брошюру либо печатается непосредственно на бланке формуляра.

Виды статистических наблюдений

Правильный выбор методики сбора необходимой информации важен для успешного решения поставленной задачи. Существует несколько видов статистических наблюдений, которые отличаются между собой по времени и охвату единиц совокупности.

Так, информация может собираться непрерывно, по мере наступления или возникновения явления. Такие статистические наблюдения являются текущими. Проводятся они с использованием тех первичных документов, которые содержат необходимую информацию. Примером такой методики может служить ЗАГС. В этом органе собираются все сведения об изменениях, касающихся населения. На основании актов гражданского состояния могут быть проведены исследования о рождаемости и смертности, вступлении в брак и т. д.

По временному фактору выделяют и периодическое статистическое наблюдение. Проводят его через равные промежутки времени. Пример такого наблюдения – перепись населения, а также определение ценового уровня товаров розничной торговой сети.

Статистические исследования могут проводиться время от времени, без какой-либо периодичности. В таком случае они называются единовременными. Примером подобных наблюдений может быть разовый учет театральных групп, организованных студентами.

Статистические данные могут дифференцироваться по охвату единиц совокупности. По этому признаку выделяют сплошное наблюдение. Оно изначально ориентируется на регистрацию характеристик большого количества тех или иных единиц. Такая методика позволяет получить достаточно достоверные сведения об изучаемом объекте. Примером сплошного наблюдения является перепись населения.

Обследованию могут подлежать и отдельные единицы совокупности. В таком случае статистическое наблюдение будет несплошным. В свою очередь, оно подразделяется на следующие подвиды:

- выборку, представляющую собой отбор части изучаемой совокупности (примером может служить опрос мнения общественности);

- основной массив, когда обследуется та часть единиц совокупности, чей вклад в изучаемое событие является наибольшим (пример – исследование особенностей урбанизации в городах-миллионниках);

- монографическое обследование, когда подробно наблюдается только одна единица совокупности (например, семья во время предварительного бюджетного изучения).

Какой вид наблюдения является более предпочтительным? Как сплошное, так и несплошное обследование имеет свои преимущества и недостатки. Их и следует учесть при выборе статистической методики.

Так, сплошное наблюдение:

- благодаря охвату всех единиц совокупности предоставляет наиболее точные данные;

- занимает значительный промежуток времени и требует большего финансирования;

- не всегда способно охватить все элементы той или иной совокупности;

- характерно длительностью обработки полученных результатов, что может повлиять на актуальность выводов.

Что касается несплошного наблюдения, то оно:

- опасно тем, что изучаемая часть неточно представит всю совокупность;

- способно упустить те или иные существенные признаки, что повлечет за собой ошибки статистического наблюдения.

Контроль полученной информации

Порой в исследуемых данных имеются некоторые расхождения между действительным и расчетным значением изучаемых величин. Это могут быть ошибки:

  1. Регистрации. Это неточности сведений о наблюдаемом объекте (в большинстве случаев они погашаются). Например, описка при составлении документов в ЗАГСе.
  2. Репрезентативности. Эти ошибки происходят в том случае, когда во время сплошного обследования была взята часть, плохо представляющая целое.
  3. Случайные. Это ошибки, произошедшие под влиянием усталости, невнимательности и иных факторов. Например, неверная запись учетчика.
  4. Систематические. Подобные ошибки ведут к занижению или завышению исследуемых показателей. Например, округление величины, оканчивающейся на 0 или 5.

Для контроля над ошибками в статистике применяется два метода. Первый из них – логический. Он предусматривает применение цепочки качественных взаимосвязей. Например, у ребенка 8 лет не может быть своих детей.

Применяется в статистике и арифметический контроль показателей. Он использует количественную зависимость между значениями. Например: графа 4 = графа 3 – графа 1 + графа 2.