Руководства, Инструкции, Бланки

типовая инструкция по охране труда для мастера участка img-1

типовая инструкция по охране труда для мастера участка

Категория: Инструкции

Описание

Типовая инструкция по охране труда для работников, передвигающихся по территории и производственным помещениям ТОИ Р-218-54-95

Типовая инструкция по охране труда для работников, передвигающихся по территории и производственным помещениям ТОИ Р-218-54-95

(утв. Федеральным дорожным департаментом Минтранса РФ 20 февраля 1994 г.)

Вводится в действие с 1 июля 1995 г.

Общие требования безопасности

1. Настоящая инструкция регламентирует основные требования безопасности при передвижении строительных машин, транспортных средств и работников на всей территории предприятия, и их соблюдение обязательно для всех работающих.

2. Передвижение строительных машин, транспортных средств и работающих должно осуществляться в соответствии с установленными дорожными знаками и разметкой по определенным маршрутам, указанным на схеме, вывешиваемой при въезде (входе) на территорию предприятия (структурного подразделения, АБЗ, ЦБЗ, карьера и т.п.).

3. При передвижении по территории предприятия работающий должен знать и помнить, что несчастные случаи наиболее часто могут происходить при:

- выезде строительных машин, транспортных средств из-за угла здания, из ворот помещения, с территории предприятия и въезде в них;

- нарушении правил маневрирования и движения строительных машин и автомобилей в стесненных условиях (узкие проезды, проезды между рядами автомобилей и строительных машин и т.д.);

- переноске (перевозке) предметов, отвлекающих внимание работающих или ограничивающих обзор пути их движения;

- передвижении строительных машин, автомобилей и работающих по скользкому покрытию (гололед, грязь и т.п.);

- переходе через подъездные пути, проезды, проходы, смотровую канаву, траншеи, в галереях и т.п.;

- превышении установленной скорости движения транспортных средств по территории предприятия и внутри помещений;

- при входе (выходе) из производственных помещений через въездные (выездные) ворота.

4. Безопасное передвижение по территории и производственным помещениям определяется соблюдением выполнения:

- правил дорожного движения;

- правил технической эксплуатации строительных машин, аппаратов, оборудования, транспортных средств;

- технологических правил производства работ;

- правил внутреннего трудового распорядка и дисциплины труда;

- инструкций по охране труда;

- правил противопожарной безопасности.

Требования безопасности перед началом работы

5. Управлять строительной машиной (бульдозер, автогрейдер, каток, фреза, асфальтоукладчик, трактор и т.д.), автомобилем на территории предприятия разрешается только лицам, назначенным приказом по предприятию и имеющим удостоверение на право управления строительными машинами и транспортными средствами. Это правило распространяется на все случаи управления строительной машиной, автомобилем, в том числе и на опробование их после ремонта и технического обслуживания.

6. Перед началом движения машинист строительной машины, водитель транспортного средства обязан:

- убедиться в отсутствии людей на пути движения строительной машины, автомобиля, а также помех для их движения;

- предупредить находящихся вблизи людей, в каком направлении будет двигаться строительная машина, автомобиль;

- в темное время суток включить освещение строительной машины, автомобиля (габаритные огни и ближний свет фар);

- внимательно осмотреть двигатель и узлы механизма, проверить их исправность и состояние смазки, проверить надежность тормозов, фрикционов управления и в случае необходимости отрегулировать их так, чтобы они легко и быстро включались (тормозные ленты должны притормаживать при легком нажиме на рычаг);

- проверить состояние ограждений вращающихся частей;

- проверить состояние заправки двигателя, а также достаточно ли воды в системе охлаждения.

Требования безопасности во время работы

7. При выезде из ворот помещения (въезде) задним ходом машинист, водитель должен убедиться, что на пути движения нет людей и других помех, или обратиться к бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) с просьбой назначить помощника (регулировщика), который руководил бы выездом (въездом).

8. Машинист строительной машины, водитель не должен осуществлять передвижение на механизме, автомобиле с неисправной тормозной системой и рычажным, рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности механизма, автомобиля угрожают безопасности движения.

9. При движении в производственных помещениях, а также по территории предприятия машинист строительной машины, водитель не должен превышать установленного ограничения скорости:

- по территории предприятия скорость движения устанавливается приказом по предприятию с учетом местных условий и обеспечения безопасности движения, но не более 20 км/час;

- в помещениях - не более 5 км/час.

10. Испытание и опробование тормозов на ходу разрешается производить только в специально отведенном для этой цели месте.

11. Машинист строительной машины, водитель должен соблюдать осторожность при:

- выезде из ворот (въезде) и объезде производственных помещений;

- движении в стесненных условиях и ограниченной видимости (между рядами строительных машин, автомобилей и т.п.);

- движении по производственным участкам, где могут работать люди.

12. При движении строительных машин, автомобилей по территории и в производственных помещениях запрещается нахождение людей на подножках и крыльях строительных машин и автомобилей.

13. Машинисту строительной машины, водителю автомобиля запрещается без разрешения руководителя участка пользоваться подсобным транспортом (другими строительными машинами, автомобилями и другими движущимися механизмами) для буксировки.

14. При остановке автомобиля водитель, покидая кабину, должен обезопасить автомобиль от самопроизвольного движения (выключить зажигание или прекратить подачу топлива, установить рычаг переключателя передач в нейтральное положение, затормозить стояночным тормозом).

Если автомобиль стоит даже на незначительном уклоне, необходимо дополнительно поставить под колеса специальные противооткатные упоры (башмаки).

15. Работники предприятия должны соблюдать осторожность:

- при передвижении в зонах возможного движения дорожных машин, механизмов, автомобилей, особенно при наличии объектов, ограничивающих обзорность. При выходе из-за стоящих строительных машин, автомобилей, из-за углов зданий, из ворот необходимо остановиться и осмотреть путь движения, чтобы убедиться в безопасности дальнейшего движения; пропустить движущийся транспорт;

- при переноске (перевозке) предметов, ограничивающих обзор пути движения и окружающей обстановки, а также при движении по скользкому покрытию и в темное время суток;

- при передвижении в узких проходах между строительными машинами, автомобилями (особенно с работающим двигателем);

- при передвижении в производственных помещениях для перехода через смотровые канавы, траншеи. Пользоваться только переходными мостиками, оборудованными перильным ограждением.

16. Помощник (регулировщик), оказывающий помощь машинисту строительной машины, водителю при маневрировании строительной машины, автомобиля на ограниченной площади, должен выбирать место, гарантирующее ему личную безопасность.

Требования безопасности в аварийных ситуациях

17. При внезапном отключении рабочего освещения и включении аварийного освещения работники предприятия должны отключить оборудование, инструмент от электросети, привести в порядок рабочее место и прекратить работу.

18. О каждом несчастном случае, произошедшем на предприятии, а также при возникновении аварийных ситуаций или ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям, работники предприятия обязаны немедленно сообщить бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха).

19. При несчастных случаях оказание первой помощи пострадавшему производить в соответствии с "Типовой инструкцией N 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях" ("Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства". Выпуск 1, М", 1993 г.).

Требования безопасности по окончании работы

20. По окончании работы следует:

- поставить строительную машину, автомобиль в специально отведенное место, не создавая препятствий движению другим строительным машинам и автомобилям;

- заглушить двигатель, выключить муфту сцепления, поставить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

- затормозить машину, опустить рабочее оборудование на землю, запереть кабину.

21. При безгаражном хранении строительных машин и автомобилей в зимнее время слить воду из радиатора и двигателя.

22. Снять спецодежду и спецобувь и убрать в специально отведенное место, вымыть лицо и руки теплой водой с мылом или принять душ.

Мыть руки в масле, бензине, керосине и вытирать их загрязненной ветошью запрещается.

23. Доложить бригадиру (мастеру, руководителю участка, цеха) об окончании работы и о всех неполадках, имевших место при производстве работ.

Центральным комитетом профсоюза

транспорта и дорожного хозяйства

14 декабря 1994 г.

Видео

Другие статьи

ТОИ Р-218-47-95 «Типовая инструкция по охране труда для асфальтобетонщика»

1. К работе асфальтобетонщиком допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к работе медицинской комиссией, прошедшие инструктаж по безопасности труда, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право работы асфальтобетонщиком.

2. Поступающие на работу рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасным методам и приемам труда, экологическим требованиям, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

3. Рабочие, получившие инструктаж и показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Они должны вновь пройти инструктаж.

4. Асфальтобетонщик после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение первых 3-5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполняет работу под наблюдением бригадира или мастера, после чего оформляется допуск его к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа.

5. При однообразном характере работы (выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования и материалов, тех же режимов труда и отдыха, того же состава рабочих и т.д.) повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

6. При изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда, а также нарушении рабочими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, порче оборудования, при перерывах в работе более 30 календарных дней, а также по требованию органов надзора проводится внеплановый инструктаж.

7. О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.

8. Периодическая проверка знаний по безопасности труда у асфальтобетонщика должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев, о чем делается соответствующая отметка в удостоверении.

Результаты проверки знаний требований безопасности оформляются протоколом заседания комиссии.

9. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, а также других несвойственных работ проводится целевой инструктаж и выдается наряд-допуск (ГОСТ 12.0.004-90 ).

10. При работе в комплексных бригадах асфальтобетонщик должен быть проинструктирован и обучен правилам безопасности по всем видам работ, к которым он допускается.

11. Запрещается работать во время тумана, дождя, а также в темное время суток без освещения.

12. В целях безопасности труда асфальтобетонщик должен знать:

- нефтепродукты, входящие в состав битума, обладают высокой испаряемостью и токсичностью, вредно влияют на центральную нервную систему, дыхательные органы и глаза;

- куски горячей асфальтобетонной смеси и горячего битума при попадании на открытые участки тела вызывают сильные ожоги.

13. Асфальтобетонщик должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувыо, сигнальным жилетом, брезентовыми рукавицами и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и коллективным договором.

Допуск к работе лиц без соответствующих средств индивидуальной защиты запрещается.

14. Асфальтобетонщику запрещается выполнять дорожные работы (укладку асфальтобетонной смеси, вырубку покрытий, заливку швов и трещин и т.д.) без установки знаков безопасности труда. На подходах к участку работ должны быть установлены защитные ограждения с предупреждающими, предписывающими, указательными и запрещающими знаками в соответствии с ВСН 37-84.

При работе в темное время суток требуется оградить рабочую зону красными фонарями и обеспечить ее достаточное освещение (не менее 10 лк).

15. На месте работ должны быть оборудованы передвижные вагончики для отдыха и укрытия рабочих в непогоду. Там же должны храниться инструменты, медицинская аптечка, укомплектованная средствами для оказания доврачебной помощи пострадавшим, бачок с питьевой водой, а также средства пожаротушения.

16. Асфальтобетонщик должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

17. При ожогах, травмах или других несчастных случаях на производстве асфальтобетонщик должен немедленно сообщить об этом мастеру и приступить к оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Если несчастный случай произошел с самим асфальтобетонщиком, он должен немедленно прекратить работу, по возможности обратиться в ближайший медпункт, поставить в известность мастера или попросить сделать это товарищей по работе.

18. О замеченных случаях нарушения требований безопасности на рабочем месте, неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента асфальтобетонщик должен сообщить мастеру и не приступать к работе до устранения неисправностей.

19. Асфальтобетонщик должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом.

Пить воду разрешается только из приспособленных для этого устройствах (фонтанчиков, бачков с питьевой водой),

20. Допуск посторонних лиц, а также асфальтобетонщиков в нетрезвом состоянии на рабочие места запрещается.

21. Асфальтобетонщик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и требования пожарной безопасности,

22. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции, асфальтобетонщик несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству.

23. Перед началом работы асфальтобетонщик должен:

- проверить наличие и исправность инструментов и средств индивидуальной защиты;

- надеть, спецодежду, спецобувь, рукавицы и другие средства индивидуальной защиты; (сигнальный жилет, защитные очки и т.д.), во избежание попадания брызг горячей смеси на кожу брюки следует надеть навыпуск, плотно застегнуть рукава и воротник спецодежды,

24. Ручной инструмент должен удовлетворять следующим требованиям: гладилки, грабли, лопаты, молотки, кувалды должны быть прочно насаждены на гладко обработанные рукоятки из твердых пород сухого дерева и надежно закреплены стальными заершенными клиньями, рабочие поверхности инструмента не должны быть сбиты и затуплены.

Рабочая часть пневмоинструмента должна быть прочно закреплена в буксе, а резиновый шланг надежно прикреплен к инструменту и воздухопроводящей сети.

25. До начала работ рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора и грязи.

26. Во время работы асфальтобетонщик не должен допускать загромождения рабочих площадок и рабочих мест посторонними предметами.

27. Асфальтобетонщик во время работы должен внимательно следить за сигналами, подаваемыми водителями автотранспорта, машинистом асфальтоукладчика и мастером, не перебегать пути перед движущимся автотранспортом.

28. Запрещается выходить за установленные ограждения рабочей зоны участка на полосу дороги, открытую для движения транспортных средств. В случае необходимости руководитель работ обязан организовать охраняемый переход.

29. Работать в зоне, где нет ограждений открытых колодцев, шурфов, люков, запрещается.

30. Во время доставки асфальтобетона к месту укладки в автомобилях-самосвалах асфальтобетонщик должен выполнять следующие требования:

- в момент подхода автомобиля-самосвала к асфальтоукладчику находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

- не подходить к самосвалу до полной его остановки.

У бункера асфальтоукладчика должен находиться один асфальтобетонщик, ответственный за подачу необходимых сигналов водителю самосвала.

31. Асфальтобетонщику запрещается во время выгрузки асфальтобетонной смеси находиться под поднятым кузовом автосамосвала и со стороны разгрузки.

При заклинивании заднего борта самосвала его следует открывать специальными металлическими крючками, стоя сбоку.

32. Очистку поднятых кузовов автосамосвалов от налипших кусков асфальтобетонной смеси следует производить лопатой или скребком с длинной рукояткой (не менее 2 м), стоя на земле. Запрещается при очистке кузовов стоять на колесах и бортах самосвала, трясти кузов или ударять по его днищу, а также подниматься в кузов автомобиля-самосвала при затрудненной выгрузке смеси.

33. Асфальтобетонщику запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера асфальтоукладчика при его загрузке.

34. Смесь, попавшую за стенки бункера асфальтоукладчика при его загрузке, разрешается перекидывать в бункер только после окончания выгрузки ее из самосвала.

35. Асфальтобетонщику во время укладки асфальтобетонной смеси запрещается:

- находиться на площадке управления работающего асфальтоукладчика, а также в его бункере;

- держать рабочий инструмент на раме или на рабочей площадке асфальтоукладчика, опускать его в бункер укладчика во время работы машины;

- прикасаться к кожуху, находящемуся над выглаживающей плитой по время ее подогрева;

- извлекать руками камни или другие предметы из асфальтобетонной смеси при ее укладке. Извлекать их необходимо граблями или лопатой.

36. Запрещается удалять остатки смеси из бункера асфальтоукладчика при работающих питателях.

37. Запрещается стоять на горячей смеси, а также отдыхать на проезжей части или обочинах дороги.

38. При необходимости брать асфальтобетонную смесь лопатами из бункера асфальтоукладчика асфальтобетонщик должен находиться сбоку от бункера со стороны, закрытой для автомобильного движения.

39. Разноска горячей асфальтобетонной смеси совковыми лопатами для ручной укладки (при невозможности применить укладчик) допускается на расстояние не более 6 м.

Запрещается перебрасывать горячую смесь.

40. При необходимости подачи горячей асфальтобетонной смеси к месту укладки на расстояние более 8 м следует применять носилки с бортами с трех сторон высотой не менее 8 см или исправные тачки с разгрузкой опрокидыванием вперед.

41. Подносить горячий битум к рабочим местам разрешается только в специальной таре - конусном бачке с запирающейся крышкой. Бачки разрешается наполнять битумом не более чем на 3/4 их емкости.

Горячий битум следует наливать в бачок только дозировочным черпаком или через специальное устройство.

При наполнении бачка битумом черпаком бачок следует устанавливать возле котла на специальную подставку, высотой на 5 см же уровня верха котла.

42. Перед началом движения катка или изменении направления его движения машинист катка должен подать звуковой сигнал. При этом асфальтобетонщики должны отойти в сторону на расстояние не менее 5 м.

43. Запрещается во время работы катков и других самодвижущихся машин проходить между ними, если расстояние между машинами менее 10 м. Запрещается исправлять дефекты покрытия (затирку пористых мест) перед движущимся катком.

44. Инструмент, применяемый для отделки асфальтобетонного покрытия из горячей смеси, следует подогревать в переносных жаровнях. Жаровни необходимо устанавливать в местах, безопасных для рабочих и транспорта. Запрещается подогревать инструмент на кострах.

45. Перед перерывом в работе асфальтобетонщики должны очистить рабочие инструменты от налипшей асфальтобетонной смеси.

Складывать инструмент при перерывах в работе разрешается только на обочине или в специально огражденном для этого месте.

46. При разборке асфальтобетонного покрытия перекидка разобранного материала допускается только в пределах проезжей части и на расстояние не более 2 м.

47. При работе на путях трамвая инструмент и материалы от разборки дорожного покрытия и доставленные вновь следует складывать вдоль путей, но не ближе 1 м от головки рельса. Складывать инструмент и материалы между путями запрещается.

48. Для вырубки дефектных мест на асфальтобетонном покрытии необходимо применять пневматические инструменты. При малых объемах работ дорожные покрытия могут вырубаться с применением специальных топоров иа ручках длимой не менее 1 м, кувалд и клиньев.

49. При применении пневматических молотков необходимо соблюдать следующие правила:

- приступая к работе, надеть защитные очки;

- присоединять и разъединять шланги, подводящие воздух от компрессора к пневматическим молоткам, можно только после прекращения подачи-воздуха и снятия давления в шлангах;

- перед присоединением инструмента шланги должны быть тщательно продуты;

- включать подачу воздуха только после установки инструмента в рабочее положение;

- во время работы отбойным молотком буртик пики должен быть всегда прижат к буксе;

- пика отбойного молотка не должна заглубляться в дорожное покрытие до упора концевой пружины;

- при необходимости отвала пикой вырубленного материала дорожного покрытия, а также при перерывах в работе или при переходе с одного места на другое необходимо остановить отбойный молоток, выключив подачу сжатого воздуха;

- для крепления шлангов следует применять штуцера и зажимы. Крепить шланги проволокой методом "скрутки" запрещается;

- шланги пневматических молотков нужно предохранять от перекручивания, резких изгибов и защемления какими-либо предметами;

- переносить инструмент за рукоятку или корпус. Запрещается переносить его за шланг или рабочую часть.

50. При необходимости вырубки покрытий с помощью кувалд, топоров, клиньев необходимо соблюдать интервал между работающими, обеспечивающий безопасность производства работ.

51. При нанесении изоляционных мастичных материалов на горячие поверхности следует надевать защитные очки.

52. Запрещается производить работы по затирке раковин и заделке лабораторных вырубок на асфальтобетонном покрытии без ограждения участка работы переносными дорожными знаками "Ремонтные работы".

53. Загоревшийся битум необходимо тушить пеногонными огнетушителями или покрыть пламя брезентом.

54. При ожогах асфальтобетонной смесью или битумом необходимо удалить частицы смеси или битума с кожи соляровым маслом, а затем сделать примочку из 96%-ного этилового спирта. При сильных ожогах (II-IV степеней) - обратиться к врачу. Оказание доврачебной помощи пострадавшему производить в соответствии с "Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях" ("Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства", выпуск 1, М. 1993 г.).

55. По окончании работы асфальтобетонщик обязан:

- очистить бункер асфальтоукладчика;

- очистить от грязи и асфальтобетонной смеси ручные и пневматические инструменты, сложить их в специально отведенном месте или сдать в кладовую;

- сообщить мастеру или бригадиру о всех выявленных во время работы недостатках;

- снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок и убрать в специально отведенное место или сдать кладовщику;

- принять душ с мылом.

Центральным комитетом профсоюза работников

автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

26 сентября 1994 г.

Типовая инструкция по охране труда для асфальтобетонщика

1. К работе асфальтобетонщиком допускаются лица не моложе 18 лет, признанные годными к работе медицинской комиссией, прошедшие инструктаж по безопасности труда, обученные по соответствующей программе и имеющие удостоверение на право работы асфальтобетонщиком.

2. Поступающие на работу рабочие должны пройти вводный инструктаж по безопасным методам и приемам труда, экологическим требованиям, а также первичный инструктаж на рабочем месте, о чем должны быть сделаны соответствующие записи в журналах с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.

3. Рабочие, получившие инструктаж и показавшие неудовлетворительные знания, к работе не допускаются. Они должны вновь пройти инструктаж.

4. Асфальтобетонщик после прохождения первичного инструктажа на рабочем месте и проверки знаний в течение первых 3-5 смен (в зависимости от стажа, опыта и характера работы) выполняет работу под наблюдением бригадира или мастера, после чего оформляется допуск его к самостоятельной работе. Допуск к самостоятельной работе фиксируется датой и подписью инструктирующего в журнале регистрации инструктажа.

5. При однообразном характере работы (выполнении тех же видов работ с использованием того же оборудования и материалов, тех же режимов труда и отдыха, того же состава рабочих и т.д.) повторный инструктаж должен проводиться не реже одного раза в 3 месяца.

6. При изменении правил по охране труда, изменении технологического процесса, оборудования, приспособлений и инструмента, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда, а также нарушении рабочими требований безопасности труда, которые могут привести или привели к травме, аварии, пожару, порче оборудования, при перерывах в работе более 30 календарных дней, а также по требованию органов надзора проводится внеплановый инструктаж.

7. О проведении повторного и внепланового инструктажа производится соответствующая запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

При регистрации внепланового инструктажа указывается причина, вызвавшая его проведение.

8. Периодическая проверка знаний по безопасности труда у асфальтобетонщика должна проводиться не реже одного раза в 12 месяцев, о чем делается соответствующая отметка в удостоверении.

Результаты проверки знаний требований безопасности оформляются протоколом заседания комиссии.

9. При выполнении работ в опасных и особо опасных условиях, а также других несвойственных работ проводится целевой инструктаж и выдается наряд-допуск (ГОСТ 12.0.004-90).

10. При работе в комплексных бригадах асфальтобетонщик должен быть проинструктирован и обучен правилам безопасности по всем видам работ, к которым он допускается.

11. Запрещается работать во время тумана, дождя, а также в темное время суток без освещения.

12. В целях безопасности труда асфальтобетонщик должен знать:

- нефтепродукты, входящие в состав битума, обладают высокой испаряемостью и токсичностью, вредно влияют на центральную нервную систему, дыхательные органы и глаза;

- куски горячей асфальтобетонной смеси и горячего битума при попадании на открытые участки тела вызывают сильные ожоги.

13. Асфальтобетонщик должен быть обеспечен спецодеждой, спецобувыо, сигнальным жилетом, брезентовыми рукавицами и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами и коллективным договором.

Допуск к работе лиц без соответствующих средств индивидуальной защиты запрещается.

14. Асфальтобетонщику запрещается выполнять дорожные работы (укладку асфальтобетонной смеси, вырубку покрытий, заливку швов и трещин и т.д.) без установки знаков безопасности труда. На подходах к участку работ должны быть установлены защитные ограждения с предупреждающими, предписывающими, указательными и запрещающими знаками в соответствии с ВСН 37-84.

При работе в темное время суток требуется оградить рабочую зону красными фонарями и обеспечить ее достаточное освещение (не менее 10 лк).

15. На месте работ должны быть оборудованы передвижные вагончики для отдыха и укрытия рабочих в непогоду. Там же должны храниться инструменты, медицинская аптечка, укомплектованная средствами для оказания доврачебной помощи пострадавшим, бачок с питьевой водой, а также средства пожаротушения.

16. Асфальтобетонщик должен уметь оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим.

17. При ожогах, травмах или других несчастных случаях на производстве асфальтобетонщик должен немедленно сообщить об этом мастеру и приступить к оказанию доврачебной помощи пострадавшему.

Если несчастный случай произошел с самим асфальтобетонщиком, он должен немедленно прекратить работу, по возможности обратиться в ближайший медпункт, поставить в известность мастера или попросить сделать это товарищей по работе.

18. О замеченных случаях нарушения требований безопасности на рабочем месте, неисправностях оборудования, приспособлений и инструмента асфальтобетонщик должен сообщить мастеру и не приступать к работе до устранения неисправностей.

19. Асфальтобетонщик должен соблюдать правила личной гигиены. Перед приемом пищи и курением необходимо мыть руки с мылом.

Пить воду разрешается только из приспособленных для этого устройствах (фонтанчиков, бачков с питьевой водой),

20. Допуск посторонних лиц, а также асфальтобетонщиков в нетрезвом состоянии на рабочие места запрещается.

21. Асфальтобетонщик обязан соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и требования пожарной безопасности,

22. За невыполнение требований инструкции, разработанной на основе данной типовой инструкции, асфальтобетонщик несет ответственность согласно правилам внутреннего трудового распорядка и действующему законодательству.

23. Перед началом работы асфальтобетонщик должен:

- проверить наличие и исправность инструментов и средств индивидуальной защиты;

- надеть, спецодежду, спецобувь, рукавицы и другие средства индивидуальной защиты; (сигнальный жилет, защитные очки и т.д.), во избежание попадания брызг горячей смеси на кожу брюки следует надеть навыпуск, плотно застегнуть рукава и воротник спецодежды,

24. Ручной инструмент должен удовлетворять следующим требованиям: гладилки, грабли, лопаты, молотки, кувалды должны быть прочно насаждены на гладко обработанные рукоятки из твердых пород сухого дерева и надежно закреплены стальными заершенными клиньями, рабочие поверхности инструмента не должны быть сбиты и затуплены.

Рабочая часть пневмоинструмента должна быть прочно закреплена в буксе, а резиновый шланг надежно прикреплен к инструменту и воздухопроводящей сети.

25. До начала работ рабочие места и проходы к ним необходимо очистить от посторонних предметов, мусора и грязи.

26. Во время работы асфальтобетонщик не должен допускать загромождения рабочих площадок и рабочих мест посторонними предметами.

27. Асфальтобетонщик во время работы должен внимательно следить за сигналами, подаваемыми водителями автотранспорта, машинистом асфальтоукладчика и мастером, не перебегать пути перед движущимся автотранспортом.

28. Запрещается выходить за установленные ограждения рабочей зоны участка на полосу дороги, открытую для движения транспортных средств. В случае необходимости руководитель работ обязан организовать охраняемый переход.

29. Работать в зоне, где нет ограждений открытых колодцев, шурфов, люков, запрещается.

30. Во время доставки асфальтобетона к месту укладки в автомобилях-самосвалах асфальтобетонщик должен выполнять следующие требования:

- в момент подхода автомобиля-самосвала к асфальтоукладчику находиться на обочине, противоположной той, на которой происходит движение;

- не подходить к самосвалу до полной его остановки.

У бункера асфальтоукладчика должен находиться один асфальтобетонщик, ответственный за подачу необходимых сигналов водителю самосвала.

31. Асфальтобетонщику запрещается во время выгрузки асфальтобетонной смеси находиться под поднятым кузовом автосамосвала и со стороны разгрузки.

При заклинивании заднего борта самосвала его следует открывать специальными металлическими крючками, стоя сбоку.

32. Очистку поднятых кузовов автосамосвалов от налипших кусков асфальтобетонной смеси следует производить лопатой или скребком с длинной рукояткой (не менее 2 м), стоя на земле. Запрещается при очистке кузовов стоять на колесах и бортах самосвала, трясти кузов или ударять по его днищу, а также подниматься в кузов автомобиля-самосвала при затрудненной выгрузке смеси.

33. Асфальтобетонщику запрещается находиться вблизи боковых стенок бункера асфальтоукладчика при его загрузке.

34. Смесь, попавшую за стенки бункера асфальтоукладчика при его загрузке, разрешается перекидывать в бункер только после окончания выгрузки ее из самосвала.

35. Асфальтобетонщику во время укладки асфальтобетонной смеси запрещается:

- находиться на площадке управления работающего асфальтоукладчика, а также в его бункере;

- держать рабочий инструмент на раме или на рабочей площадке асфальтоукладчика, опускать его в бункер укладчика во время работы машины;

- прикасаться к кожуху, находящемуся над выглаживающей плитой по время ее подогрева;

- извлекать руками камни или другие предметы из асфальтобетонной смеси при ее укладке. Извлекать их необходимо граблями или лопатой.

36. Запрещается удалять остатки смеси из бункера асфальтоукладчика при работающих питателях.

37. Запрещается стоять на горячей смеси, а также отдыхать на проезжей части или обочинах дороги.

38. При необходимости брать асфальтобетонную смесь лопатами из бункера асфальтоукладчика асфальтобетонщик должен находиться сбоку от бункера со стороны, закрытой для автомобильного движения.

39. Разноска горячей асфальтобетонной смеси совковыми лопатами для ручной укладки (при невозможности применить укладчик) допускается на расстояние не более 6 м.

Запрещается перебрасывать горячую смесь.

40. При необходимости подачи горячей асфальтобетонной смеси к месту укладки на расстояние более 8 м следует применять носилки с бортами с трех сторон высотой не менее 8 см или исправные тачки с разгрузкой опрокидыванием вперед.

41. Подносить горячий битум к рабочим местам разрешается только в специальной таре - конусном бачке с запирающейся крышкой. Бачки разрешается наполнять битумом не более чем на 3/4 их емкости.

Горячий битум следует наливать в бачок только дозировочным черпаком или через специальное устройство.

При наполнении бачка битумом черпаком бачок следует устанавливать возле котла на специальную подставку, высотой на 5 см же уровня верха котла.

42. Перед началом движения катка или изменении направления его движения машинист катка должен подать звуковой сигнал. При этом асфальтобетонщики должны отойти в сторону на расстояние не менее 5 м.

43. Запрещается во время работы катков и других самодвижущихся машин проходить между ними, если расстояние между машинами менее 10 м. Запрещается исправлять дефекты покрытия (затирку пористых мест) перед движущимся катком.

44. Инструмент, применяемый для отделки асфальтобетонного покрытия из горячей смеси, следует подогревать в переносных жаровнях. Жаровни необходимо устанавливать в местах, безопасных для рабочих и транспорта. Запрещается подогревать инструмент на кострах.

45. Перед перерывом в работе асфальтобетонщики должны очистить рабочие инструменты от налипшей асфальтобетонной смеси.

Складывать инструмент при перерывах в работе разрешается только на обочине или в специально огражденном для этого месте.

46. При разборке асфальтобетонного покрытия перекидка разобранного материала допускается только в пределах проезжей части и на расстояние не более 2 м.

47. При работе на путях трамвая инструмент и материалы от разборки дорожного покрытия и доставленные вновь следует складывать вдоль путей, но не ближе 1 м от головки рельса. Складывать инструмент и материалы между путями запрещается.

48. Для вырубки дефектных мест на асфальтобетонном покрытии необходимо применять пневматические инструменты. При малых объемах работ дорожные покрытия могут вырубаться с применением специальных топоров иа ручках длимой не менее 1 м, кувалд и клиньев.

49. При применении пневматических молотков необходимо соблюдать следующие правила:

- приступая к работе, надеть защитные очки;

- присоединять и разъединять шланги, подводящие воздух от компрессора к пневматическим молоткам, можно только после прекращения подачи-воздуха и снятия давления в шлангах;

- перед присоединением инструмента шланги должны быть тщательно продуты;

- включать подачу воздуха только после установки инструмента в рабочее положение;

- во время работы отбойным молотком буртик пики должен быть всегда прижат к буксе;

- пика отбойного молотка не должна заглубляться в дорожное покрытие до упора концевой пружины;

- при необходимости отвала пикой вырубленного материала дорожного покрытия, а также при перерывах в работе или при переходе с одного места на другое необходимо остановить отбойный молоток, выключив подачу сжатого воздуха;

- для крепления шлангов следует применять штуцера и зажимы. Крепить шланги проволокой методом "скрутки" запрещается;

- шланги пневматических молотков нужно предохранять от перекручивания, резких изгибов и защемления какими-либо предметами;

- переносить инструмент за рукоятку или корпус. Запрещается переносить его за шланг или рабочую часть.

50. При необходимости вырубки покрытий с помощью кувалд, топоров, клиньев необходимо соблюдать интервал между работающими, обеспечивающий безопасность производства работ.

51. При нанесении изоляционных мастичных материалов на горячие поверхности следует надевать защитные очки.

52. Запрещается производить работы по затирке раковин и заделке лабораторных вырубок на асфальтобетонном покрытии без ограждения участка работы переносными дорожными знаками "Ремонтные работы".

53. Загоревшийся битум необходимо тушить пеногонными огнетушителями или покрыть пламя брезентом.

54. При ожогах асфальтобетонной смесью или битумом необходимо удалить частицы смеси или битума с кожи соляровым маслом, а затем сделать примочку из 96%-ного этилового спирта. При сильных ожогах (II-IV степеней) - обратиться к врачу. Оказание доврачебной помощи пострадавшему производить в соответствии с "Типовой инструкцией № 22 по оказанию доврачебной помощи при несчастных случаях" ("Сборник типовых инструкций по охране труда для рабочих дорожного хозяйства", выпуск 1, М. 1993 г.).

55. По окончании работы асфальтобетонщик обязан:

- очистить бункер асфальтоукладчика;

- очистить от грязи и асфальтобетонной смеси ручные и пневматические инструменты, сложить их в специально отведенном месте или сдать в кладовую;

- сообщить мастеру или бригадиру о всех выявленных во время работы недостатках;

- снять спецодежду, спецобувь и другие средства индивидуальной защиты, привести их в порядок и убрать в специально отведенное место или сдать кладовщику;

- принять душ с мылом.

Центральным комитетом профсоюза работников

автомобильного транспорта и дорожного хозяйства

26 сентября 1994 г.